Чаще всего мы гневаемся, потому что люди, с которыми мы общаемся, ведут себя или говорят совсем не так, как мы ожидаем или как мы хотим. Но ведь они ничего не знают о том, как должны себя вести с нашей точки зрения. Более того, никто не обязан вести себя так, как мы от него ожидаем. Простая ситуация: кто-то постится, а кто-то нет. А я ожидаю, что другой человек тоже будет соблюдать те правила питания и ограничения в пище, которые прописывает Церковь. Как вести себя в такой ситуации, описал еще апостол Павел на заре христианства: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим 14:4). Неэкологичное проявление гнева Другими словами, человек сам перед Богом отвечает за свои поступки. Его поступки не должны соответствовать нашим представлениям о том, что плохо и что хорошо. Уже в XX веке такой принцип уважения к свободе каждого предложит основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям, но и вы пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим». Такой принцип ни в коем случае не значит, что мы должны спокойно смотреть, как на наших глазах кого-то грабят или насилуют. Или когда ваша дочь-подросток хочет остаться на ночевку непонятно где, или в любой другой ситуации, где вы явно видите неизбежность негативных последствий. Речь идет только об управлении гневом. О том, чтобы не ждать от людей поведения в соответствии с нашими представлениями. Каждый человек всегда поступает так, как лучше именно ему. Как он сам представляет это «лучше». Ведь никто не враг самому себе. Именно для управления гневом дана и другая заповедь — не судите, да не судимы будете (Мф 7:1). Ведь осуждение — одно из наших проявлений вовне, то же действие агрессивной части нашей психики. И это действие может быть греховным, или, если перевести с языка Святых Отцов — ошибочным. Тут уместно снова привести объяснение Александра Ткаченко:

http://blog.predanie.ru/article/vopros-k...

Человек, который в Бога верует, но веру не исповедует, подобен сыну или дочери, которые своих родителей знают, но за таковых их не признают, а перед людьми от них отрекаются и их стыдятся. Веру в Бога исповедуют молитвой, участием в богослужении и церковных таинствах, жизнью по вере, добрыми делами, защитой веры от ее противников и исповеданием веры устами. «Человек оправдывается делами, а не верою только… Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:24,26 ). 22.3. Чем укрепляется вера? – Для укрепления веры следует чаще ходить в храм Божий, слушать проповеди и поучения, вдумчиво читать Евангелие с пояснениями и наставления святых отцов, искать и вопрошать духовно опытных людей, общаться с верующими, молиться и просить Бога об укреплении веры, часто исповедоваться и причащаться. Молитва должна быть как живой разговор с Богом, а не формальное вычитывание правила по молитвослову. Вера усиливается молитвой, а сохраняется удалением от общения с людьми, творящими злое. Надо избегать случаев, которые могут возбуждать страсти. Вера, как и любовь, не дается сразу и легко: ее надо искать, добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем внутренним существом человека. 22.4. В Какого Бога веруют православные христиане? – Православные христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях. Христианин может приобщиться к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего существа. Невозможно приобщиться к тайне Троицы, пока ум не сделается просветленным и преображенным. Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк. 3:21–22 ). Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его ( Ин. 6-8 ). Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит ( Ин. 14:16–17; 15:26 ). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Эта мысль возводит в принцип (возводит в закон, в правило) исполнение христианского учения лишь постольку-поскольку оно не мешает жизни мирской. Может быть, люди, понимающие, что задачи христианские стоят перед каждым человеком во всей полноте и что законы нравственные и правила святых отцов и Церкви Святой должны исполняться во всей своей полноте, может быть, и они погрешают, может быть, и они не всегда делают и живут так, как бы требовало Слово Божие, но самое отношение к идеалам христианским, правилам духовной жизни и установлениям Церкви у них совершенно иное. Неисчислимые бедствия для духовной жизни проистекают от возведения в правило и закон исполнения христианства постольку-поскольку. Если человек чувствует свою немощь и не может выполнять то, что от него требует Святая Церковь , и ощущает это как грех, он всегда будет радоваться на всякого человека, освобождающегося от немощности и старающегося трудиться, чтобы встать на истинный путь полноты духовной жизни. Если же человек думает, что так и быть должно, что христианство есть какой-то особый, для определенных дней и для определенных случаев предназначенный обычай, совершенно не долженствующий коренным образом менять жизнь человеческую, то он непременно будет раздражаться и сердиться, и укорять всякого, особенно близкого человека, который всерьез задумает идти дорогой жизни духовной. А между тем перед нами в Слове Божием раскрывается нечто такое, что, казалось бы, должно нас совершенно исцелить от этого страшного недуга – практической ереси возводящего как бы в некоторый закон такое совершенно недолжное понимание христианства, это то, где говорится и заповедуется нам подражание Христу. Вот мы открываем Евангелие от Иоанна и читаем: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Открываем Первое послание апостола Петра и читаем: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его». Открываем Первое послание Иоанна, читаем: «Кто говорит, что пребывает в нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Это рассуждение научает тебя покаянием и верою во Христа Иисуса совлекаться ветхого человека и его животного образа и искать и облекаться в образ Божий, который есть наилучшее и превосходнейшее украшение души ( 104, 644–645 ). Память смертная очищает душу ( 104, 655 ). Глядя в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, не причастный никакой тьме: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1, 5 ). Так подобает и христианам – поступать, как чадам света ( Еф. 5, 8 ); как чадам Божиим, заботиться о святой жизни, очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор. 7, 1 ), «ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Сол. 4, 7 ). Святость же не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от корысти, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла, как учит святой Златоуст ( 104, 1405–1406 ). Образ святой и непорочной жизни Христа – совершенное и истинное правило; взирая на него почаще, христиане могут преуспевать в своем деле. Ибо все мы имеем тленное естество, которое без правила не можем исправить. Поэтому Сам Христос повелел нам учиться от Себя этому искусству: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ). «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 15 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 1409–1410 ). Смоковница, покрытая листьями, была красива на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней силы плодоношения. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют, оттого не имеют плодов живых, а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть плод. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть сила духовного плодоношения, а что от нас, то есть только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень – чувство, что ты погибающий, и что если не Господь – погибнешь. Отсюда всю жизнь, при всех делах и трудах – сердце сокрушенное и смиренное. Далее, поскольку будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то – страх и трепет в поисках спасения и непрестанное вопияние: «имиже веси судьбами, спаси мя». Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа – хорошо, а если нет, то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодоносном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай. Святитель Феофан Затворник ( 107, 299–301 ). Душа человека обретает качества, соответствующие ее деятельности ( 108, 89 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

За этой статьёй следуют: 1) «Правила святых апостол», числом 85, на стр. 13–163; 2) «Правила святого вселенского первого собора, Никейского», числом 20, на стр. 165–240; 3) «Правила святого вселенского второго собора, Константинопольского», числом 7, на стр. 241–277; 4) «Правила святого вселенского третьего собора, Ефесского», числом 8, на стр. 278–300, и «Послание того же святого вселенского третьего собора к священному собору Памфилийскому о Евстафии, бывшем их митрополите», на стр. 301–314; 5) «Правила святого вселенского четвёртого собора, Халкидонского», числом 30, на стр. 315–421; 6) «О пятом вселенском соборе» замечания Зонары, Вальсамона и Книги правил, на стр. 422–423; 7) «О шестом вселенском соборе» замечания Зонары и Вальсамона, на стр. 423–424; 8) «О так называемом шестом соборе» замечания Зонары и Вальсамона; 9) «Правила святого вселенского шестого собора, Константинопольского, иже в Трулле царских палат», числом 102, на стр. 434– 778, а перед ними, на стр. 425–434, помещено «Приветственное слово святых отцов, собравшихся в Константинополе, к благочестивейшему Императору Юстиниану; 10) «Правила святого вселенского седьмого собора, Никейского», числом 22, на стр. 779–900. Том второй. В нём помещены «Правила поместных соборов с толкованиями», нумерация страниц продолжается непрерывно за нумерацией страниц первого тома, так что 2 том начинается 901 страницей и оканчивается 1776. Во 2 т. помещены правила следующих поместных соборов: 1) «Правила святого поместного собора Анкирского, числом 25, на стр. 901–970; 2) «Правила святого поместного собора Неокесарийского», числом 15, на стр. 971–1004; 3) «Правила святого поместного собора Гангрского», числом 21, на стр. 1005–1036; 4) «Правила святого поместного собора Антиохийского», числом 25, на стр. 1037–1106; 5) «Правила святого поместного собора Лаодикийского», числом 60, на стр. 1107–1181; 6) «Правила святого поместного собора Сардикийского», числом 20, на стр. 1182–1259; 7) «Правила святого поместного собора Карфагенского», числом 147, на стр. 1272–1660;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

Доводим до сведения читателей, что существует (и мы их нашли) много рукописных книг, содержащих некоторые правила, которые хотя и надписаны как принадлежащие Постнику, но содержат в себе множество безрассудных и совершенно противозаконных и неканоничных предписаний как о разрешении постов, так и о других предметах, так что эти предписания кажутся насаждением и вымыслом какого-нибудь еретика и человека злонамеренного, а не святого, который за свое крайнее воздержание назван Постником. Поскольку же, как я сказал, существуют и эти содержащиеся в рукописях правила, ложно надписанные именем Постника, – прочь такую мысль, что они принадлежат ему! – мы последовали двум достойным доверия свидетелям: Матфею Властарю и Константину Арменопулу. Они приводят в синопсисе истинные и подлинные правила Постника, преимущественно же Властарь, синопсис которого, где содержатся эти правила, мы используем дословно в качестве подлинного текста Постника, изменив лишь нечто малое в выражениях, а также опустив приведенные в этом синопсисе правила патриарха Мефодия об отрекшихся от Христа, поскольку они самим Властарем надписаны как принадлежащие Мефодию и содержатся в Евхологии. Мы также опустили параллельные правила других отцов и поместили здесь одни только собственные правила Постника. Итак, опираясь на авторитет двух названных ученых мужей, мы обосновали и утвердили истинность правил Постника, а все другие, подложные, отринули и прочим братьям показали, что их не следует признавать, но должно отвергать как ложные и приносящие душевный вред. Причина же, по которой мы приводим отдельно правила Постника, а не какого-либо другого отца (имею в виду из тех, чьи правила не утверждены VI Вселенским собором) заключается в том, что по ним и в древности, и теперь большинство духовников (чтобы не сказать все) исповедуют и исправляют кающихся христиан. 342 Те же самые доводы, которые приводит Постник в свою защиту, приводит и Никифор Хартофилакс (Греко-римское право. С. 343), говоря Постнике так: «У нас вошло в обычай назначать епитимии каждому по его силе. Кроме того, скажем: если и кажется, что Постник говорит что-либо не соответственно строгости правил, однако всякий разумный человек, поразмыслив, найдет, что все это согласно с рассуждением и намерением отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

3. Следует знать, что за один и тот же грех одни правила налагают более длительные епитимии, а другие – более краткие. Большая или меньшая продолжительность епитимии определяется исходя из большей или меньшей степени покаяния согрешающих (о чем см. и примеч. 1 к I Всел. 12), а также соответственно большему или меньшему возрастанию и усилению Церкви (см. также примеч. 1 к правилу 13 Василия Велик.). 4. Подобает каждому знать, что, согласно 4-й гл. 1-го тит. «Номоканона» Фотия (Ibid. T. 1. Σ. 42; PG 104, 985D.), правила излагаются не одним епископом, но общим Собором епископов, как говорит и 47-е правило Василия Велик.: «Надлежит большему числу епископов собраться вместе и тогда изложить правило». И 6-е правило Григория Нис. свидетельствует: «Наше мнение не столь достойно веры, чтобы иметь силу правил». 5. Мнение того, кто говорит согласно с соборными правилами, заслуживает веры, по правилу 6 Григория Нис. 6. Тот, кто поступает в соответствии с ними, пребывает в безопасности, согласно упомянутому 47-му правилу Василия Велик. 7. Тот, кто преступает соборное правило, должен понести, как мы сказали, епитимию, которую назначает правило, нарушенное им (согласно VI Всел. 2). Соборными же правилами являются и называются не только те, которые изложены Вселенскими соборами, но и установленные соборами Поместными и, кроме того, написанные некоторыми святыми отдельно. Прежде всего имеют силу правил Вселенских соборов как правила Поместных соборов, так и правила отдельных святых отцов, поскольку Вселенскими соборами, а именно IV, VI, VII, они были проверены и утверждены. Это видно из IV Всел. 1, VII Всел. 1 и VI Всел. 2. 8. О том, о чем правила ясно не пишут, следует судить и выносить заключение на основе подобных случаев, описанных в правилах (см. еще согласование к VI Всел. 15), или на основе писаний отдельных отцов, или даже по рассуждению здравого ума. 9. Все редкие случаи, всё бывающее по икономии, необходимости или дурному обычаю и, просто сказать, всё бывающее вопреки правилам – не является законом, правилом и образцом для Церкви (см. толкование Апост. 68). Напротив, когда икономия и необходимость минуют, правила снова вступают в силу. См. примеч. к Апост. 46 и примеч. 3 к I Всел. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На соборе Халкидонском мы встречаем уже употребление кодекса правил отцами Восточной и Западной церкви. Так, в 16-м заседании этого собора со стороны отцов Восточной церкви было предложено чтение из книги правил определения II-ro Вселенского собора о преимуществах чести Константинопольского епископа, по прочтении коего представители римского папы заметили, что в их кодексах такого определения нет. Между тем, когда в предыдущих заседаниях читаны были из того же кодекса правил восточными отцами правила собора Антиохийского представители Римской церкви, слушавшие это чтение, никакого возражения не сделали; ясное дело, что эти правила находились и в их кодексах. Более данных для характеристики канонического кодекса, бывшего на Халкидонском соборе, дают чтения из него правил, предложенные в 4-м и 11-м заседаниях собора. В 4-м заседании архидиакон Аеций прочитал из книги правил (βιβλον) правила 83-е и 84-е, под именем «правил св. отец», без наименования собора, издавшего оные. Но в деяниях приведен был и полный текст сих правил, из коего открывается, что то были 4-е и 5-е правила собора Антиохийского. В 11-м заседании были прочитаны из той же книги правила 95-е и 96-е, оказывающиеся 16-м и 17-м правилами того же Антиохийского собора. Из сего видно во 1-х, что в халкидонском каноническом кодексе правила разных соборов были расположены под непрерывным общим счетом и что во 2-х, правила собора Антиохийского начинались с 80-го (и оканчивались конечно 104-м) 42 . Правила каких соборов занимали в этом кодексе места с 1 по 79-е – это легко увидеть, приняв во внимание сумму правил собора Никейского и трех древнейших поместных соборов Восточной церкви. Принимая во внимание догадку, что и правила Лаодикийского собора были внесены в канонический кодекс одновременно с правилами Антиохийского собора (ибо они встречаются в западных сборниках в одновременно сделанном переводе), мы должны предположить, что они находились и в халкидонском кодексе. Таким образом полный состав его заключал в себе правила следующих соборов: 1-го Вселенского – 20, Анкирского – 24, Неокесарийского – 15, Гангрского – 20, Антиохийского – 25, Лаодикийского – 60, или 59 и определение II Вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Православные священник: – А космонавты? Баптистский пастор: То же самое происходит... Это тоже законы физики. Кстати, тоже законы физики, отсутствие гравитации. И смысл в чем? В том, что вот эти правила герменевтики были созданы не только для анализа текста, библейских текстов. Эти правила – общепринятые правила. Православный священник : Приняты. Но это не Писание. Баптистский пастор: Нет, это правила, как математика, это правила, как русский язык, это принципы языковые, потому что это принцип коммуникации, посредством коммуникации, посредством языка. Бог дал нам язык, Бог дал нам прекрасный язык. И этот язык имеет свои правила. Православный священник : У меня вопрос простой к вам. Вот эти правила герменевтики, которые вы для себя уяснили каким-то способом, они в Писании записаны? Баптистский пастор: Ну, определенным образом апостолы используют эти правила, когда цитируют ветхозаветные тексты. Православный священник : То есть список этих правил, он имеется? Покажите, пожалуйста. Баптистский пастор: Ну, списка, как такового, нет, есть принципы, очень похожие. Православный священник : Итак, списка правил нет. Замечательно. Значит, это правила, они не библейские. Баптистский пастор: – Они не библейские, конечно. Православный священник: – Замечательно. Итак, вы пользуетесь не библейскими правилами в понимании Библии. Правильно я вас понимаю? Баптистский пастор: – Но ведь вы, когда читаете святых отцов, вы тоже пользуетесь не библейскими правилами. Православный священник : Но я не настаиваю на принципе «Сола Скриптура» в отличие от вас. Поэтому, я говорю, да, конечно, пользуюсь, и я считаю это правильным. А вот вы, из принципа «Сола Скриптуры» выводите фундамент его небиблейский, а именно некие правила герменевтики, которые вы для себя считаете таким образом, а для других людей они другие. Ну, например, вот вы верите в диспенсационализм? Баптистский пастор: -Да. Православный священник : Замечательно. И верите, что будет еврейское тысячелетнее царство. Баптистский пастор: Да.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Точное и подробное выяснение значения всеобщего согласия отцов в качестве критерия истинного вероучения относится к области догматического богословия; для нас же необходимо отметить здесь ту существенную черту, что отцы Церкви и во всей совокупности – не творцы церковного вероучения, а свидетели его: они, говоря словами Пятого Вселенского собора, веру, которая изначала дарована Великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими проповедана во всем мире, исповедали, изъяснили и святым Церквам предали . По выражению блж. Августина, они «что нашли в Церкви, то удержали, чему научились, тому учили, что получили от отцов, то передали сыновьям» (Contra Julianum II, почему и согласие их свидетельствует собственно кафоличность учения, т. е. всеобщность и историческую непрерывность. Но это согласие отцов, чтобы быть обязательным для сознания христиан, должно касаться таких пунктов учения, которые по признанию самих отцов имеют характер Откровенных истин. Очевидно, если предмет такого согласного свидетельства совершенно чужд христианской догме, если он точно и исключительно научный, то оно не может предъявлять исключительных прав на наш разум. Так как авторитет и непогрешимость Церкви простираются только на Откровенные истины, т. е. совокупность вероучения и нравоучения, так как только в отношении к этим истинам она получила божественную миссию содержать их неизменно и без извращения на все времена, то этими истинами ограничивается и авторитет отцов (cf. Vincentius Lirin., Commonitorium 28). Поэтому даже и в богословских науках авторитет свв. отцов не может быть распространяем безразлично на все стороны их, но должно непременно обратить внимание на то, насколько развитие той или другой науки обусловливается естественными способностями человека и стоит в связи с общим ходом развития человечества. Еще Викентий Лиринский сказал: «Должно заметить, что мы обязаны с величайшим усердием исследовать согласные суждения древних святых отцов и следовать им не относительно всех каких–либо маловажных вопросов Божественного закона, но главным образом только касательно правила веры» (ibidem), так как, по его мнению, «необходимо направлять уразумение небесного Писания по одному правилу церковного понимания в тех только главным образом вопросах, на которых зиждутся основания всего вселенского догматического учения» (cap. 29). Во всех остальных вопросах научные воззрения отцов подлежат обычной научной оценке, и все их мнения, аргументы и разъяснения имеют значение соответственно их внутреннему научному достоинству. Изложенные соображения относительно авторитета отцов Церкви устраняют крайности воззрений как тех, кто готовы усваивать каждому святоотеческому слову абсолютный авторитет и безусловную непогрешимость и обязательность для верующих, так и тех, которые рассматривают их как простых исторических свидетелей. Вместе с тем на основе этих соображений открывается достаточно свободы для научного исследования патристической литературы.

http://azbyka.ru/soglasiya-otcov-princip...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010