Проживши девять лет при храме беспечально, Дева Мария на десятом году жизни в храме узнала первую земную скорбь: Она лишилась престарелых родителей. По смерти их Она всем сердцем Своим предалась Единому Богу и решилась всю жизнь Свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Но вот Ей исполнилось четырнадцать лет. Священники, зная Ее беспримерную жизнь, обручили ее Иосифу, святому старцу, с тем, чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете, потому что здесь он находил более возможности пропитывать себя плотничьим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, вспомоществуя содержанию его Своими женскими трудами, продолжала божественные упражнения, с которыми освоилась в младенчестве. Предание говорит, что Она однажды читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (с нами Бог) ( Ис. 7:14 ). Она размышляла: «Как блаженна будет та Дева, которая удостоится быть Матерью Бога! И как бы я хотела быть последней служанкой при Ней!» В это время Ей явился ангел Господень и возвестил о рождении от Нее Сына Божия. По рождении Богомладенца Она, Ее и Божий Сын, а также Иосиф должны были бежать из своего отечества в Египет, чтобы скрыться от Ирода, царя иудейского, искавшего убить Младенца Иисуса. В Египте Святое семейство оставалось до смерти Ирода. Когда же он умер, Иисус, Мария и Иосиф возвратились в свою страну и поселились опять в городе Назарете. Здесь и праведный Иосиф вскоре умер. Теперь Богоматерь всецело отдалась заботам о Богомладенце. Ничто лучше не доказывает смирения и кротости Божией Матери, как совершеннейшее молчание Ее во все время служения Иисуса Христа роду человеческому. Но Она, несомненно, когда Иисус Христос вышел на проповедь и обходил села и города Святой Земли, не оставляла Его и ходила за Ним. Один раз мы видим Ее на браке в Кане Галилейской, испросившей у Иисуса Христа первого Его чуда – претворения воды в вино. Для Нее было радостью, когда народ слушал учение Иисусово; но часто материнское сердце Ее должно было страдать при виде тех гонений, которым беспрестанно подвергался возлюбленный Сын Ее. Ничто, однако же, не может сравниться с теми страданиями, какие Пречистая Матерь переносила в последние дни земной жизни Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Родит же Сына», продолжал Ангел: «и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их». Имя «Иисус» по-еврейски «Иегошуа» и значит «Спаситель». Чтобы Иосиф не сомневался в истине его слов, Ангел ссылается на древнее пророчество Исайи, которое свидетельствует о том, что это великое чудо бессеменного зачатия и рождения от Девы Спасителя мира было предопределено в предвечном совете Божием: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына...» ( Ис. 7:14 ). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит, что «нарекут имя Ему Еммануил», а Рожденного от Девы Марии назвали Иисусом. Имя «Еммануил» не есть имя собственное, а лишь символическое. «Еммануил» значит «С нами Бог», т.е., когда совершится это чудесное рождение Младенца от Девы, то люди будут говорить: «С нами Бог», ибо в Его лице Бог сошел на землю и стал жить с людьми – это всего лишь пророческое указание на Божество Христово, указание на то, что этот чудесно рожденный Младенец будет не простым человеком, а Богом. Убежденный словами Ангела Иосиф «прият жену свою», т.е. отказался от намерения отослать ее от себя, оставил ее жить у себя в Доме, как жену. «И не знаяше Ея, Дóндеже роди Сына Своего первенца» – «дондеже», т.е. «пока» – не значит, что после рождения Иисуса он «познал Ее», стал жить с Ней, как с женой. Справедливо замечает Златоуст, что просто невероятно допустить, чтобы такой праведник, как Иосиф решился бы познать святую Деву, после того как Она так чудесно сделалась матерью. В данном случае слово «дондеже» – «пока», в греческом тексте «эос» никак нельзя понимать так, как хотят понимать не чтущие Пресвятой Девы протестанты и сектанты, будто бы Иосиф до рождения Иисуса не знал Ее, а после познал, но что он совершенно никогда не познал Ее. В Свящ. Писании это слово «эос» употребляется, напр., во фразе при повествовании об окончании потопа: «не возвратился вран в ковчег, доколе («эос») не изсякла вода от земли» ( Быт. 8:6 ), но он и после не возвратился. Или, напр., слова Господа: «Се Аз с вами есмь во вся дни до («эос») скончания века» ( Мф. 28:20 ); ведь не значит же это, справедливо замечает блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

[Сбылись и] слова «разум младенца поведает» и «юные станут словно старые»: тогда многие юноши лучше старцев познали истину – Христово пришествие во плоти, а иудейские старцы, считая себя мудрыми, неистово беснуясь, отпали [от Бога]. А рече: «тогда приде же стез никымъ же очютитьс», – да и се бо добр разуми, кто не же ли вси нын поработаша и зыци всплескаша слав имени (л.81а) Рожьство бо б сице. Обручен бывши матери Иосиф древодли, преже дажь не сънидостас, обртес имущи Духа Свтаго. Исифъ же, мжь праведенъ сы и не хот обличити всхот таи пстити ю; но се ангелъ Господень во сн вис глагол: «Иосифе, сын Давыдовъ, не боис прити Марьмъ, жены бо с въ неи Духа Свта; родить же сына и прозоветь им тъ бо спасеть люди грхъ ихъ»; се бо бысть древле глаголано пророки: «се Двица прииметь и родить сына и прозоветь им Елмануилъ, съ нами Бог». Се слышавъ, Иосифъ вста сна. Того ради и стеза никымъ же очютис, въ рожьство же вс земл всхвалис, небесную слав въсприимши, иже бо бысть гор, тыи же день дол съ нами. Что касается слов «тогда придёт Чаемый, но Его прихода никто не заметит», то подумай как следует о том, кто это Чаемый? Не Тот ли, Кому ныне все служат и славе имени Которого рукоплещут народы? «Рождество Его было так: по обручении Его Матери с Иосифом-плотником, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет [во чреве] от Духа Святого. Иосиф же, будучи человеком праведным и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её, но ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына и наречёт Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. Древле об этом возвестили пророки: „Вот, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и наречёт имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог”» ( Ис. 7:14 ). Услышав это, Иосиф тотчас пробудился от сна» ( Мф. 1:24 ). Из-за этого-то «никто и не заметил Его пришествия», но во время Его рождества вся земля восторжествовала, приняв небесную славу 736 : Тот, Кто был на небесах, с того дня [обитает] с нами на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Спаситель Иисус Христос год от году возрастал по-человечески под попечением Пресв. Матери Своей и праведного Иосифа. С возрастом телесным увеличивались в Нем разум и все другие способности (дарования) человеческой души Его. Конечно, они укреплялись в Нем и от учения; но при этом Он получил от Небесного Отца Своего особые дары; в самых молодых летах Своих Иисус. Христос показывал в Себе необыкновенный разум, дивную святость во всех Своих поступках и чудную божественную силу. Пресв. Матери Своей и праведному Иосифу, который был для Него вместо отца земного (попечителем Его), И. Христос повиновался, был послушен им и помогал им в их трудах. Но уже в детстве Своем Он показал им однажды, что Он послан на землю от Небесного Своего Отца для другого великого дела и что это дело Он почитает выше всего. Иосиф и Пресв. Дева Мария каждый год ходили на праздник Пасхи для богомолья в Иерусалим, в тамошний храм Божий. Когда И. Христу было 12-ть лет, они и Его взяли туда с собой. Кончился праздник; Иосиф и Дева Мария отправились домой, а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь с Иосифом и не заметили этого; не видя Его с собою, они подумали, что Он идет с другими людьми, которые вместе с ними возвращались в Назарет из Иерусалима. Так прошли они целый день. 12 Вечером, когда нужно было остановиться ночевать, Дева Мария с Иосифом стали искать Иисуса между родными и знакомыми, но не нашли Его. Тогда они в великой тревоге поспешили воротиться в Иерусалим и там искали Отрока Иисуса. Уже на 3-й день нашли Его в храме и удивились: Он сидел посреди ученых людей, – учителей иудейского народа, слушал их учение и Сам давал им вопросы; необыкновенный разум Его и ответы приводили всех в изумление. Пресв. Матерь Его сказала Ему: «Дитя Мое! что Ты сделал с нами? Отец Твой (Иосиф) и Я с великою скорбью искали Тебя.» Иисус Христос ответил Ей: «Зачем же вам было искать Меня? Разве вы не знаете, что Мне надобно заниматься тем, что назначено Мне Отцом Моим?» Он называл Отцом Своим Бога и говорил про то Божье дело, для которого послал Его на землю Отец Небесный; но Его Матерь и Иосиф не поняли Его слов. Впрочем, Пресв. Дева сохраняла в душе Своей все слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Ст. 19. Иосиф же муж ея, праведен сый, не восхоте обличити ю. Здесь под несправедливостью разумеется совокупность всех добродетелей, особенно же соединение правдивости с милостию. Сострадательный Иосиф не хотел обличить, т.е. пред всеми объявить Пресвятую Деву нарушительницею целомудрия и супружеской верности и на этом основании формально расторгнуть брачный союз с Нею. Но восхоте тай пустити ю, хотел отослать ее от себя без объяснения причины, с тою только целию, чтобы пребывание Марии в его доме после преступления, в котором он Ее подозревал, не навлекло на него и на дом его гнева Божия. Ст. 20. Когда Иосиф подумал это, ангел Господень явился ему во сне и сказал, чтобы он без, опасения гнева Божия приять, т. е. не отсылал, удерживал жену свою. Родшеебося в ней от Духа есть свята, зачатое в Ней есть плод не преступления, но наития Святого Духа. Ст. 21. Родит же Сына, и наречеши имя Ему... За свою праведность и за предстоящие ему попечения о Богомладенце – Иосиф приемлет от ангела почетное право, вместе с пресвятою Материю ( Лук. 1. 31 ), наречь Ему имя. Иисус (по-еврейски jehoschua) – Спаситель. Той бо спасет людей своя от грех их. Этими слонами ангел показывает, в каком совершенстве имя Иисуса соответствует достоинству и служению Богочеловека, спасающего людей от греха, в коем лежит причина всех человеческих бедствий, спасающего их с властию божественною, ибо спасаемые Им люди суть Его люди (люди Своя), и все покорено под ноги Его. Бог непреложен и неизменен: милость Его к людям пребывает в век века: намерения Господа, мысли сердца его одни и теже из рода в род ( Пс. 32. 11 ). Как согласит с этим дарование Нового Завета, новое откровение Божества во Христе Иисусе и в частности неслыханное рождение от Девы? Для сего необходимо веровать, что все это было новое только в своем историческом явлении или осуществлении, а в уме Божием предопределено от века и, как от века предопределенное Богом, возвещено пророками. Цель настоящих событий в том и заключается, чтобы осуществить предвечное определение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Так Иосиф умолял братьев Богом отцов своих. Жестокие же братья нисколько не смилостивились над ним и, не боясь Бога, повлекли Иосифа в ров. Он хватал их за ноги, плакал и говорил: — Братья! Простите меня! Но они бросили его в ров. Этот ров когда-то был глубоким и темным колодцем, который впоследствии высох. Сидя в этом рву, Иосиф плакал горькими слезами и призывал к себе отца: — Посмотри, отец, что сталось с твоим сыном! Меня, как мертвого, бросили в ров. Ты ждешь моего возвращения, а я, как разбойник, лежу теперь во рву. Ты сам, отец, сказал мне: «Иди, посмотри братьев твоих и стада и поскорей возвратись ко мне». Братья же обошлись со мной, как свирепые волки, и с гневом разлучили меня с тобой. Добрый отец! Ты не можешь уже видеть меня и слышать мой голос, я же не могу быть утешением твоей старости. Я не увижу больше твоих седин, ибо меня погребли и, притом, хуже, чем мертвеца. Плачь, отец, о твоем ребенке, как твой ребенок плачет о тебе, отце своем! Ведь меня разлучили с тобой в таких молодых летах! Кто бы мне дал голубку, владеющую человеческою речью, чтобы она полетела и рассказала тебе о моем горе? Нет у меня больше слез и от стонов я потерял уже голос. Нет ничего, что могло бы помочь моему горю! О земля! Земля! Ты, как говорят наши отцы, обратилась к Богу с заступничеством за несправедливо убитого Авеля — «яко же и земля возопи за кровь праведнаго» (Быт.4:10). Обратись же теперь за меня к отцу моему Иакову, расскажи ему все, что сделали со мной мои братья! Так Иосиф до изнеможения рыдал во рву, и некому было его утешить. А жестокие братья, бросив Иосифа в ров, с радостью стали есть и пить. Они так весело и торжественно возлежали, как будто победили неприятеля или захватили город. В время этого веселья они заметили приближающихся к ним измаильтянских купцов едущих из Галаада в Египет. С купцами шли верблюды, несшие на себе фимиам, ладан и другие ароматы. Тогда Иуда, четвертый сын Иакова, сказал своим братьям: — Что пользы, если мы убьем брата и скроем его кровь? Лучше продать его этим измаильтянам, пусть они заведут его подальше. Иосиф умрет в чужой стране, и мы не будем убийцами нашего единокровного брата.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Такая обходительность и доброта египетского сановника еще более должна была смутить братьев. Затем Иосиф устраивает им главное испытание: по его указанию в мешок Вениамина подложили драгоценную чашу (которую также использовали для гадания 36 – см.: Быт.44:5 ) и затем, найдя у него этот предмет, обвинили в воровстве и вероломстве. Суть действий Иосифа состоит в следующем: если братья остались жестокосердными людьми или если они из зависти (как самого Иосифа) или по какой-либо иной причине ненавидят Вениамина, то они откажутся от него и выдадут египетскому правителю. Таким образом, как говорит блаженный Феодорит, Иосиф «хотел испытать расположение братьев и достоверно узнать, будут ли стоять за оклеветанного Вениамина. Когда же увидел, что [они] не только защищают его, но и крепко стоят за него, сложил с себя лицо начальническое и показал им лицо братнее» с. 71]. Следующая далее сцена признания Иосифа ( Быт.45:1–15 ) является одной из самых волнующих и драматических в Ветхом Завете; по воздействию на читателя ее можно сравнить, по нашему субъективному мнению автора, с повествованием о воскрешении пророком Елисеем сына женщины из Сонама ( 4Цар.4:18–37 ). Сразу после того, как Иосиф открылся братьям, он, пока они пребывали в замешательстве, успокоил их и развеял возможные опасения о мести с его стороны. Слова Иосифа (не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской – Быт.45:5, 8 ) выражают главный мотив библейского повествования: признание непрестанного действия Промысла Божия в мире. Когда сыновья возвестили Иакову о том, что Иосиф жив и именно он является правителем Египта, отец сначала не мог в это поверить; узнав же подробности их путешествия, праведник словно обрел новую жизнь (тогда ожил дух Иакова, отца их – Быт.45:27 ). Можно представить себе его радость: более 20 лет он терзался и горевал из-за смерти любимого сына и только теперь получил подлинное утешение! Блаженный Феодорит , имея в виду горе Иакова, даже ставит вопрос: почему Господь прежде не открыл Своему верному рабу истинную судьбу Иосифа? Отвечая на это недоумение, указанный экзегет говорит, что иным образом невозможно было осуществление промыслительного намерения Господа поселить израильтян в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо ихнет ( Иер.31:15 )» ( Мф.2:17-18 ). Рама — это местечко на середине пути между Вифлеемом и Иерусалимом, где находится могила праведной Рахили. Слова пророчества можно понимать двояко. Первое толкование следующее. Рахиль — образ еврейских матерей, плач которых доносился до половины пути к Иерусалиму — столь страшный стоял вопль. Пророчество в точности изображает происшедшее в Вифлееме спустя столетия. Второе толкование таково: Рахиль, погребенная в Раме, оплакивает гибель своих многочисленных потомков. Возвращение из Египта и поселение в Назарете. Египет, земля Израилева, пределы Галилейские, Назарет. «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» ( Мф.2:19-20 ). Прочтем параллельный стих из Евангелия от Луки: «И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» ( Лк.2:39 ). Этим стихом оканчивается повествование Луки о том, как в Иерусалимском храме было совершено жертвоприношение за Богомладенца и как пророчествовал Симеон Богоприимец. Может быть, евангелист Лука умалчивает об избиении младенцев, о поклонении волхвов, о бегстве в Египет и возвращении. Но можно предположить (мы точно не знаем, как происходили события), что было два путешествия из Назарета в Вифлеем. Сначала Иосиф пошел из Назарета в Вифлеем для переписи, потом из Вифлеема в Иерусалим для принесения жертвы. Затем из Иерусалима в Назарет для того, чтобы переселиться в Вифлеем, поскольку Иосиф полагал, что уже сбылись пророчества и отныне ему нужно жить в этом городе. Затем — вынужденное бегство из Вифлеема в Египет, потом возвращение в землю Израилеву. Возвращаясь, Иосиф думал пойти в Вифлеем, но ему было сказано, чтобы он шел в Назарет. Если же евангелист Лука действительно опустил многое для краткости, то события разворачивались так: из Назарета пришли в Вифлеем, из Вифлеема — в Иерусалим, потом вернулись обратно в Вифлеем, здесь совершилось поклонение волхвов. Затем Иосиф был предупрежден о злом умысле Ирода и получил приказание бежать в Египет. Святое семейство бежало из Вифлеема в Египет, потом возвратилось в землю Израилеву и по откровению поселилось в Назарете.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Три дня прошло, и предсказания Иосифа исполнились. В день рождения своего фараон вспомнил об обоих заключенных и виночерпия восстановил в прежнее его звание, а хлебодара приказал повесить. Виночерпий, однако же, забыл об Иосифе, и Иосиф должен был еще два года томиться в заключении. Но Бог не забывает праведников! Спустя два года фараон видел сон, значение которого никто не мог объяснить ему. Тогда-то виночерпий вспомнил свое обещание и объявил фараону, что в темнице находится один молодой человек, некогда так верно истолковавший сны как ему самому, так и повешенному хлебодару. Тотчас же послали за Иосифом в темницу и привели его к фараону. Фараон сказал ему: «Я видел сон, и никто не может объяснить его. Но мне говорят, что ты, выслушав сновидение, тотчас же объясняешь его». Иосиф отвечал: «Без Бога нет ответа фараону. Но есть Бог на небеси, и Он открывает тайны!» Тогда фараон рассказал ему свой сон, говоря: «Мне снилось, будто я стою на берегу реки; и вот выходят из воды семь прекрасных тучных коров и идут на траву, что по берегу. Вслед за ними – вижу я – выходят из воды же другие семь коров тощих и таких худых, каких я не видывал на всей земле Египетской, и эти тощие коровы съели тех коров тучных, и при всем том остались такими же тощими, какими и прежде были. Тут я проснулся. Потом, снова заснув, вижу другой сон. Мне виделось, будто на одном стебле выросло семь полных и толстых колосьев, а вслед за ним появились другие семь колосьев, тонких и сухих. И эти семь тонких и сухих колосьев поглотили семь колосьев полных». Иосиф отвечал фараону: «Оба сна твои означают одно и то же. Бог возвещает фараону, что Он имеет сотворить. Семь тучных коров и семь полных колосьев суть семь лет урожая. А семь тощих коров и семь сухих колосьев означают семь лет голодных. Вот настанут семь лет жатвы обильной по всему Египту, но затем придут семь лет голода по всей земле. А что то же самое снилось фараону дважды – значит, что Бог верно сотворит это и не замедлит. Посему, – продолжал Иосиф, – да поищет себе фараон человека мудрого и смышленого и да поставит его над Египтом. Пусть в продолжение семи лет обильных соберет он пятую часть от всех плодов земли и сложит ее в запасные магазины, чтобы от голода лет последующих не погибла земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Царство иудейское в это время до того было унижено, что вошло в состав Сирской провинции. Пророк Михей более чем за семьсот лет предсказал, что Христос Спаситель родится в иудейском городе Вифлееме ( Мих.5:2 ). И евангелисты свидетельствуют, что Христос Спаситель, действительно; родился в Вифлееме иудейском ( Мф.2:1–6 ; Лк.2:4–6 ). Пророк Самуил более чем за тысячу лет предсказал, что Христос Спаситель назовётся назореем ( Суд.13:5 ). Исполнение этого пророчества мы видим в Евангелии Матфея ( Мф.2:23 ). Пророк Исаия более- чем за семьсот лет предсказал, что Христос родится от Девы и будет назван Еммануилом ( Ис.7:14 ), что значит „с нами Бог“. Из Евангелия мы видим, что пророчество это вполне сбылось ( Мф.1:21–23,25 ; Лк.1:27,31,2:7 ). А так как некоторые из еретиков, а в том числе и хлысты нередко богохульно отвергают приснодевство Божией Матери, то необходимо самым текстом св. Писания доказать эту святую истину. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от. Духа Святого ( Мф.1:18 ). Праведный Иосиф, зная, что он не имел с Девой Марией супружеских сношений и видя её имеющей во чреве, её беременность, усомнился в её целомудрии и хотел воспользоваться бывшим у евреев правом мужа отпустить от себя жену, которая не понравилась мужу. По строгости суда ветхозаветного закона Иосиф, обручник имел право Деву Марию, по его мнению, не сохранившую добрачного целомудрия, привести на суд городских старейшин и потом побить её камнями ( Втор.22:23–24 ). Но обручник Иосиф, по свидетельству евангелиста, был праведен, а потому, не желая огласить её, обесславить перед всем городом и подвергнуть жестокой смертной казни, по мягкосердечию своего характера, хотел, написавши и давши ей в руки разводное письмо ( Втор.24:1 ), тайно отпустить её. Но когда он подумал это, ангел явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию жену твою; ибо родившееся в ней от Духа Святого. Сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се Дева во чреве приимет, и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010