Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Евфимий Новый (1005-1019) ктитор монастыря Иверон         Евфимий Новый (1005-1019) ктитор монастыря Иверон   13 мая   В игуменство прп. Евфимия       В игуменство прп. Евфимия (1005-1019) Иверон стал одним из крупнейших мон-рей Афона, в нем подвизалось уже ок. 300 насельников: преподобный охотно принимал опытных в хозяйственных делах монахов, большинство из к-рых были греками. Появившееся в то же время название Иверон как «монастыря, лавры иверов» прочно закрепилось в документах.   Т. о., Иверон , основанный прп. Иоанном-Торникием как родовой монастырь, стал восприниматься как монастырь грузин на Афоне. Прп. Евфимий управлял монастырем 14 лет, в документах 1007-1015 гг. встречается лишь его подпись. Известен только один документ этого периода - акт протоспафария и судьи Волерской, Стримонской и Фессалоникийской фем Андроника от 1017 г, на основании которого можно заключить, что прп. Георгий Строитель также был наделен некоторой властью. Последний подписанный прп. Евфимием документ относится к янв. 1018 г., подписи прп. Георгия появляются в документации с сент. 1019 г.         «Портаитисса»           Именно с периодом настоятельства в Иверон прп. Евфимия церковная традиция XIX в. связывает явление на Афоне иконы Божией Матери « Портаитиссы ».     Согласно греч. сказаниям, сохранившимся в рукописях XVI в., икона была брошена в море вдовой из Никеи в правление имп.-иконоборца Феофила (см. подробнее в ст. Иверская икона Божией Матери). Еп. Порфирий (Успенский) считал, что фигурирующее в поздних греч. источниках имя груз. настоятеля Павла относилось к мон-рю Афо и что период игуменства Павла в Афо пришелся на одно время с настоятельством прп. Евфимия в Иверон По мнению епископа, описание и история иконы были известны груз. инокам Афона благодаря рассказам подвизавшегося в Афо сына вдовы из Никеи (Порфирий (Успенский).       А. Натроев, ссылаясь на описание в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев чудесного выздоровления прп. Евфимия, полагал, что в месте, где речь идет о молитве прп. Иоанна за сына перед образом Пресв. Богородицы, подразумевается именно « Портаитисса ».

http://isihazm.ru/1/?id=1870

Ист.: Пролог. М., 1643. Л. 86-87 об.; Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота: Отвещание любозазорным и сказание в кратце о святых отцех, бывших в мон-рех, иже в Рустей земли сущих//ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 499-615; Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 308-314; Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Freiburg i. Br., 1998. Bd. 2: 12-25 März. S. 801-816 [Успенский список ВМЧ]; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999 (по указ.); Воронцова Н. Житие Макария Калязинского [по ркп. РГБ. Больш. 174]//Жития святых в древнерусской письменности: Тексты. Исслед. Мат-лы/Отв. ред., сост., вступ. ст.: М. С. Крутова. М., 2002. Вып. 1. С. 81-102; Гадалова Г. С. Пространная редакция Жития прп. Макария Колязинского: Публ. текста по спискам рукописей XVI и XVII вв. [РНБ. Ф. 717. 826/936; РГБ. Ф. 304/1. 802]//Лит-ра Тверского края в контексте древней культуры: Сб. ст. и публ./Сост.: М. В. Строганов. Тверь, 2002. С. 16-42 (То же//Древняя Тверь - реальная и книжная: Сб. ст. и публ./Сост.: М. В. Строганов. Тверь, 2006. С. 12-36); она же. Службы прп. Макарию Калязинскому: К вопросу о комплексном подходе в изучении памятников//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 396-427; она же. Сказание о чудесах от мощей прп. Макария Калязинского как ист. источник//Тверской край в науке и культуре: 1-й Петербургско-Тверской семинар. Тверь, 2009. С. 280-303; она же. Сказание об обретении мощей прп. Макария Калязинского: Исслед. и тексты//Рус. агиография. СПб., 2011. С. 43-75; она же. Защитник земли Русской: К вопросу о почитании прп. Макария Калязинского//Прп. Макарий Калязинский - св. заступник земли Русской. Калязин; Тверь, 2014. С. 17-32; Житие Макария Калязинского по Успенскому списку ВМЧ/Подгот. текста: Ю. А. Грибов; пер., коммент.: М. Д. Каган-Тарковская//БЛДР. 2003. Т. 12. С. 120-133, 553-556; Житие Макария Калязинского [факс. ркп. РГБ. Ф. 304/1. 692]/Вступ. ст., пер. и коммент.: В. З. Исакова. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви КАЛУТИНСКИЕ МУЧЕНИКИ (пам. 28 сент.) - см. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. мученики КАНДИД (Канидий), мч. Трапезундский (пам. 21 янв.) - см. в ст. Евгений, Кандид, Валериан и Акила, мученики Трапезундские КАНОНИЗАЦИЯ причисление Церковью подвижника веры и благочестия к лику святых через акт высшей церковной власти КАНОНИКА (VI в.), прп. (пам. груз. 5 нояб.), дева, дочь к-польского вельможи, подвизалась отшельницей в Иорданской пустыне КАРБЕЛАШВИЛИ груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАРП Карпович Эльб (1869 - 1937), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), протоиерей КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КАССИАН Босой (1438 или 1439 - 1532), Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КАССИАН Грек (1432 (?) - 1509 или 1504), Учемский, Угличский, прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КАССИАН († после 1573), Муезерский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КАССИОДОР мч. (пам. визант. 15 июля, 10 и 14 сент.) - см. в ст. Сенатор, Виатор, Кассиодор и Домината, мученики КАТЕРИЙ (Картерий), мч. (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские

http://pravenc.ru/rubrics/122308_67.html

Является важнейшим из изданий, осуществленных М. Н. Оно увидело свет в Венеции в типографии Антонио Вортоли (Θιλοκαλα. 1782). Прп. Афанасий Паросский и прп. Паисий Величковский в качестве единственного составителя указывают М. Н., не упоминая о прп. Никодиме Святогорце ( Paschalidis. 2016). В то же время автор Жития прп. Никодима, иером. Евфимий Ставруда, сообщает, что в 1777 г. М. Н., поселившись в келлии св. Антония в Карее (на месте, где в наст. время расположен скит ап. Андрея Первозванного), поручил прп. Никодиму работу по сверке текста, а также по написанию предисловия и «житий», т. е. кратких биографических сведений, предваряющих публикацию творений отдельных авторов ( Εθμιος. 2007. Σ. 10-11). Очевидно, что работа была окончена к 1781 г., т. к. в окт. этого года было получено цензурное разрешение на печатание «Добротолюбия» (Θιλοκαλα. 1782. Σ. 1207). Представление о том, что к кон. 1777 г. вся работа над «Добротолюбием» была уже завершена, не соответствует прямому свидетельству Жития прп. Никодима Святогорца и не учитывает, что пространное упоминание благотворения Иоанна Маврокордата в предисловии к «Добротолюбию» (Ibid. Σ. 5-6) могло появиться только после его встречи с М. Н. и всех договоренностей о печатании книги в Венеции. Следов., отредактированный прп. Никодимом Святогорцем текст книги был выслан М. Н. позже, предположительно в 1778-1779 гг., а в Смирну в 1777 г. М. Н. привез подготовительные материалы ( Kontouma. 2012. P. 196). Столь серьезный вклад прп. Никодима Святогорца в издание (подчеркнем, что, несмотря на молодость, прп. Никодим был очень хорошо образован и подготовлен к такого рода деятельности: Paschalidis. 2016) не умаляет того факта, что сама антология была собрана и систематизирована непосредственно М. Н. Именно ему, имевшему высокий авторитет и происходившему из аристократической семьи, было под силу осуществить столь масштабный проект, предполагавший поиски и копирование рукописей святоотеческих творений в различных книжных собраниях островов Эгейского м. и Св. Горы (Ibidem). В этом смысле М. Н. может рассматриваться как подлинный «отец «Добротолюбия»». Поиски древних рукописных прототипов этого сборника, якобы положенных М. Н. в его основу, тем более таких, в к-рых содержался бы полный набор включенных в него текстов, по словам С. Пасхалидиса, «напрасный труд», т. к. проведенные в последние годы изыскания показали, что, с одной стороны, окончательный состав и композиция были определены М. Н., а с другой - список, содержавший полный и окончательный вариант «Добротолюбия», несомненно, остался в Венеции, в типографии Вортоли, как было принято в то время (Ibidem; ср.: Παπαδπουλος. 2000. Σ. 45-56; рукописи, к-рые могут быть связаны с подготовительным этапом издания «Добротолюбия», подробно описаны в ст.: Paschalidis. 2016). О составе антологии см. подробнее в ст. «Добротолюбие» .

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Прп. Никанор Завордский. Икона из местного ряда иконостаса кафоликона мон-ря прп. Никанора, Греция. XIX в.(?) Прп. Никанор Завордский. Икона из местного ряда иконостаса кафоликона мон-ря прп. Никанора, Греция. XIX в.(?) Вскоре к пещере стали собираться др. ученики, образовалась монашеская община. Для размещения братии и устройства их быта Н. З. начал строить мон-рь. Сначала была восстановлена находившаяся неподалеку обитель св. Иоанна Предтечи. Однажды во время ночной молитвы Н. З. услышал голос, позвавший его подняться на вершину Каллистратовой горы. Там он увидел чудесный свет, исходивший от иконы Спасителя; видимо, образ был спрятан там во время иконоборчества. Поняв, что это знак для основания новой обители, Н. З. вместе с братией построил на месте обретения иконы храм в честь Преображения Господня, т. к. небесный свет над образом Спасителя напоминал о Его Преображении. Вокруг храма устроили мон-рь (в 1534 или между 1537 и 1545), который стал именоваться «Заворда», по названию близлежащего селения (см. ст. Никанора Завордского преподобного монастырь ). Мощи прп. Никанора Завордского в кафоликоне мон-ря прп. Никанора, Греция Мощи прп. Никанора Завордского в кафоликоне мон-ря прп. Никанора, Греция Через неск. лет в монастыре подвизалось ок. 100 монахов; это была крупнейшая обитель и духовный центр области. Туда приходили и те, кто искали духовного наставления, и те, кто нуждались в житейском совете или исцелении от болезней. За 3 дня до смерти Н. З. собрал братию и прочитал им духовное завещание, в к-ром просил строго следовать святоотеческим традициям, хранить устав, творить дела милосердия, запретить вход в мон-рь детям и женщинам. Предвидя скорую кончину, Н. З. распорядился, чтобы новый игумен был избран в присутствии настоятелей Варлаама во имя Всех святых мужского монастыря в Метеорах и скита во имя св. Иоанна Предтечи в Веррии (основанного прп. Дионисием Олимпийским). Варлаам должен был вручить новому настоятелю пастырский посох. Н. З. скончался на следующий день после Преображения Господня в возрасте 58 лет. Был погребен в ц. Иоанна Предтечи, от его мощей происходили чудеса исцеления. Сейчас частицы его мощей находятся в мон-ре Введения во храм Пресв. Богородицы Молиста и в часовне (исихастирии) во имя Вознесения Господня в г. Козани (Македония, Греция). Н. З. посвящен парекклисион в кафоликоне во имя Св. Троицы в монастырском комплексе Дионисия Олимпийского (см. ст. Дионисия Олимпийского монастырь ).

http://pravenc.ru/text/2565322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАШИНСКИЙ (Кожин Василий Ананьевич; † ок. 1419-1421, с. Гридково (позднее Кожино), близ г. Кашина), св. прав. (пам. 1 июня), отец прп. Макария Калязинского . Принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на прп. Иосифа Волоцкого , Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике (см. Патерик Иосифо-Волоколамский ) именует прп. Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником прп. Макария. С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки. Краткие сведения о В. К. содержатся в житии прп. Макария Калязинского и биографической заметке о преподобном, написанной со слов его родственницы - мон. Евфросинии. В семье В. К. и его супруги св. Ирины Кашинской было 4 детей: Матвей (прп. Макарий), Александр, Григорий, Ксения. Александр продолжил род Кожиных. Сохранилась жалованная купчая грамота тверского вел. кн. Бориса Александровича на проданное Александру Кожину с. Настасово «с другими сельцами и пустошами». Племянник прп. Макария - Василий Александрович Кожин - был сыном боярским вел. кн. тверского Михаила Борисовича. Григорий (в иночестве Геннадий) являлся архимандритом тверского Отроча мон-ря, в 1461-1477 гг.- Тверским епископом. Ксения вышла замуж за Ивана Гавренева, угличского землевладельца; их сын Павел принял монашеский постриг, стал известен как прп. Паисий Угличский . Ок. 1420 г. Матвей Кожин удалился в мон-рь, через год или незадолго до 1420 г. скончались его родители. Ежегодно 1 июня прп. Макарий приходил в родное село и служил панихиду по родителям. После преставления преподобного игумены Калязинского мон-ря, выполняя его «уложение», совершали в этот день крестный ход в Кожино. В 1610 г. обитель была разорена поляками (см. ст. Смутное время ). Игум. Антоний, восстановивший мон-рь, хотел прекратить совершение панихид по родителям прп. Макария, но Иван Васильевич Кожин, потомок В. К., обратился к Патриарху Филарету (Романову) , и Патриарх специальной грамотой повелел «служити архимандриту панихиду и литургию в селе Кожине в церкви, идеже погребены отец и мать Макария чудотворца» ( Лебедев. С. 131). Совершение панихид возобновилось в 1632 г., спустя какое-то время прекратилось и вновь возобновилось во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/150809.html

В августе 2003 года состоялся первый набор в реформированную Московскую духовную академию на Богословское и Церковно-историческое отделения. В отчётном учебном году в Академии успешно прошла защита 30 диссертаций на соискание учёной степени кандидата богословия. 61 выпускник Семинарии успешно защитил дипломные работы. Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в отчётном году удостоены наград: профессор Комаров К.М. награждён орденом прп. Сергия II ст.; архимандрит Иларион (Форкавец) – орденом князя Даниила Московского III ст.; доцент протоиерей Максим Козлов – орденом князя Даниила Московского III ст.; игумен Михаил (Борей) – медалью прп. Сергия II ст.; преподаватель иерей Сергий Маратканов – орденом князя Даниила Московского III ст.; иеромонах Киприан (Ященко) – наперсным крестом и орденом —768— свт. Иннокентия III ст.; иеромонах Пантелеймон (Бердников) – Патриаршей грамотой; иеромонах Вассиан (Змеев) – наперсным крестом; доцент Воробьев И. В. – орденом свт. Иннокентия III ст.; доцент Светозарский А.К. – орденом прп. Сергия III ст. В течение учебного года совершено 3 монашеских пострига, 18 иерейских и 31 диаконская хиротония учащихся Академии и Семинарии. Памятным событием в жизни духовных школ стал традиционный Филаретовский вечер 2 декабря 2003 г., который был посвящён 65-летию со дня исповеднической кончины профессора МДА Ивана Васильевича Попова. Участие в проведении вечера принял епископ Диоклийский Каллист (Уэр) , известный православный патролог и богослов. Профессор Академии А.И. Сидоров и её преподаватель А.А. Тимофеев познакомили участников вечера с биографией Попова и его патрологическими трудами. Московская духовная академия принимала участие в выставке «Православная Русь», открытие которой состоялось 25 января 2004 г. в выставочном центре «Гостиный Двор». Ректор архиепископ Евгений и ряд преподавателей принимали участие в XII Международных Рождественских Чтениях, проходивших с 25 по 31 января, на которых ректор Академии прочитал доклад на тему «Единство идеала служения святой Церкви в мученическом подвиге профессоров Московской духовной академии священномученика Илариона (Троицкого) , священника Павла Флоренского и И. В. Попова » 1755 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стоит ли добавлять, что ни в одном из этих крестных ходов Гоголь не участвовал, ибо в 1847 г. писатель до конца мая находился в Италии, затем во Франции и Германии, а с конца ноября по январь - в Неаполе, откуда и выехал после 18 (6) января на Святую Землю. Таким образом, сведения, сообщенные в письме прп. Амвросия Оптинского о пребывании Гоголя на о. Корфу и его участии в крестном ходе с нетленными мощами свт. Спиридона Тримифунтского, едва ли соответствуют Обратимся к письму прп. Макария Оптинского. Предположим, что 27 января (н. ст.), т. е. 15 января (ст. ст.) 1848 г. Гоголь все-таки сел на корабль на о. Мальта и отправился пусть и не в Константинополь, а на о. Корфу. Оттуда через Смирну (25 января (ст. ст.) он прибыл на о. Родос 27 января (ст. ст.) 1848 г. Следовательно, плавание от о. Мальта до о. Родоса заняло меньше двух недель, точнее, 12 дней: 15 (27) января 1848 г. - 27(9 февраля) 1848 г. Десяти дней на плавание (о. Мальта - о. Корфу - Смирна) должно было хватить, даже если писатель провел какое-то время на о. Корфу. В письме прп. Макария речь уже не идет о «свидетельских показаниях» Гоголя, а лишь о том, что писатель, скорей всего, услышал о чуде от очевидцев или от других горожан, а спустя некоторое время рассказал о нем Н. П. Киреевской. Ведь «весь город ни о чем не говорил, как об этом происшествии, когда Гоголь туда приехал». Само чудесное событие произошло, судя по всему, не во время крестного хода, а при «открытии», вероятно, вскрытии раки с мощами св. Спиридона, что, как мы уже знаем, время от времени практиковалось в Керкире. Все это представляется достаточно правдоподобным, хотя, конечно, нельзя исключить и того, что писатель мог услышать о чуде не на о. Корфу, а, например, во время плавания на корабле между островами греческого архипелага от кого-нибудь из уроженцев Керкиры или просто от любого другого из спутников, бывавших на Корфу. Однако ни в письмах, ни в беседах с современниками Гоголь больше никогда о чуде «с посрамлением англичанина» не вспоминал, как и о самом свт. Спиридоне Тримифунтском. Если, конечно, не считать гоголевского рассказа «об одном англичанине», зафиксированного в одесском дневнике Е. А. Хитрово от 9 февраля 1851 г. Этот рассказ можно с определенными натяжками интерпретировать как своеобразное преломление (с переменой знаков на обратные) гоголевского «сюжета» о крестном ходе с нетленными мощами свт. Спиридона Тримифунтского, изложенного в письме прп. Амвросия Оптинского. По крайней мере, ситуативно здесь присутствует некоторое, хоть и весьма отдаленное сходство. Герой рассказа «дошел до духовной жизни не так, как другие, которые с молоком всасывают правила и убеждения и веру, заповеданную родителями, неприкосновенно сохраняют. Он, напротив, сомневался во всем и не знал, что избрать себе незыблемою опорою. Погруженный раз в такие думы, он увидел покойника, которого несли мимо. «Да вот, - он подумал, - самое верное! Вернее смерти ничего нет!» И с этой мыслью началось его

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 90) Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 90) В 1062 г., при преемнике прп. Антония прп. Феодосии Печерском , когда число братии Киево-Печерского мон-ря достигло 100 чел., были возведены надземная ц. Успения Пресв. Богородицы, многочисленные братские К. и ограда. В монастыре был введен студийский общежительный устав. Киево-Печерский мон-рь стал первым известным рус. мон-рем, организованным на основании общежительства. По правилам монашеской жизни прп. Феодосия инокам не позволялось держать в К. пищу, одежду, кроме положенной уставом, и к.-л. личное имущество. Келейные занятия состояли из молитвы, чтения и рукоделия. После повечерия инокам было запрещено посещать друг друга. Прп. Феодосий каждую ночь обходил все К., следя за соблюдением благочиния ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 185). Идеал личной бедности и строгой дисциплины сохранялся в традиции рус. общежительных мон-рей и зафиксирован в различных уставах или духовных завещаниях известных основателей обителей, таких как прп. Иосиф Волоцкий, свт. Дионисий Суздальский, прп. Кирилл Белозерский (Там же. Кн. 3. С. 137-138). В одном из первых документов этого типа, правилах монашеской жизни, составленных, вероятно, прп. Афанасием Высоцким Старшим в 1381 г., говорится: «И ничто же имей в кельи, не сбирай тайных имений... но делай рукоделье монастырю на потребу... и делай рукоделье не сребролюбно, елико точью тело свое питаеши, а инем не стяжай» (ГИМ. Син. 193. Л. 220; Клосс. 2002. С. 63-65). Строительство келий монахами. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 205 об.) Строительство келий монахами. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 205 об.) Наряду с общежительным в рус. обителях XII-XV вв. был распространен т. н. особножительный устав (см. в ст. Особножительный монастырь ), при к-ром каждый монах самостоятельно заботился как о своей К. и материальном положении, так и об аскетическом делании ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 136). Вместе монахи собирались за богослужением и имели единого духовного руководителя. Напр., к «особь сущим» относился московский в честь Богоявления муж. мон-рь . Троицкая обитель прп. Сергия Радонежского в первый период своего существования (до введения общежительного устава в 50-х гг. XIV в.) была особножительной. Преподобный не возбранял желающим совместного подвига и наставления селиться рядом с ним. Новоприходящий насельник мог один или при помощи братьев строить для себя К. в мон-ре (Там же. С. 111).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЛЕОНТИЙ прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские ЛЕОНТИЙ (Карягин Лаврентий; 1870 - 1918), мон., прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ мч. (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики ЛЕОНТИЙ мч. К-польский (пам. 9 авг.) - см. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Григорий, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр и Мария, мученики К-польские († 726 или 730) ЛЕОНТИЙ мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомидийские ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ [Леонтий Прозорливый] († 16.03.1576 или ок. 1580 или 1605), прп. (пам. греч. 18 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе святых отцов монастыря прп. Дионисия) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛОНГИН мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики ЛОНГИН мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомедийские ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов

http://pravenc.ru/rubrics/122308_76.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010