Это написано преп. Нилом Сорским к читателю вообще: убо мы по мр худости нашего разума написахом на въспоминанше себ и подобным мн, иже в чину учимых суть, аще и произволяют» 686 . В посланиях же своих он обращается к конкретным лицам, отвечая на их письма. Насильно постриженный в монахи князь, терпя от «находящих помыслъ предних мирскаго Вассиан Патрикеев «множицею понудил» Нила написать ему «слово къ добродтели». И тот написал ему об обманчивости мирских благ, «о помыслхь нечистыхъ, иже от врага душь нашихь приносимых», о необходимости творить «чтолибо и иметь къ наставнику и прочим отцемь о Господ въ всяко дло благо», быть усердным «къ божественых иметь терпение в скорбях и за оскорбивших молиться. «И Богъ всякоа радости и утшит сердце твое и съхранит тя в страс Своемь молитвами Пречистыа Богородица и всех святыхъ» 687 Вассиан Патрикеев впоследствии, уже после смерти своего учителя, будет смелым защитником монашеского нестяжания, борцом против владения монастырями вотчин, а также борцом против смертной казни еретиков, которой добивался Иосиф Волоцкий 688 . Он был неправедно судим «иосифлянами» и умер в заточении в Иосифовом Волоколамском монастыре. Другое дошедшее до нас большое послание Нила Сорского написано им Гурию Тушину, монаху и некоторое время игумену Кирилло-Белозерского монастыря. Перед этим они «усты къ устом» беседовали, затем Гурий присылал Нилу о том же», прося его «написано послати (...) слово полезно – еже къ и къ ползЪ души». Уступая этим просьбам, Нил стал письменно отвечать на его вопросы. Первый из них был «о помыслЪх блудныхъ: како съпротивлятися имь», второй «о хулном помысл», третий – «како отступити от мира». Отвечая на этот третий вопрос, Нил касается злободневного тогда вопроса о монастырских стяжаниях: «Не въсхощи же и обычныхъ друговъ беседы, иже мирская мудрьствующихь и упраздняющихся въ безсловесная – яже въ прибыткы монастырьскаго богатьства и – яже мнятся творити въ образ благости и от божественых и от своих добродтель мнять проходити. И ты, человЪче таковым не приобщайся». Любопытно, что он удерживает Гурия (это, видимо, отражает его собственный характер) от полемики с монахами-стяжателями: «Не подобает же и на таковыхь речми наскакати, ни поношати, ни укоряти, но – Богови оставляти силен бо есть Богъ исправити ихъ» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В кратчайшем «посланеице просившему у него брату съ въсточныа страны на ползу души» Нил азывает самое иноку необходимое: «правило въ тлесных по силъ, а не выше мры, а въ божественых поучатися, и въ себе обучати, и безмолвие любити» 680 . «Безмолвию», исихии, преп. Нилом посвящено самое большое его сочинение, «О мысленном – так называемый «Устав». «И от сна въставъ, – пишет там Нил (в главке «О всего в жительств нашемъ»), – преже прославити Бога, таже исповдатися Ему, и потом – молитва, и аще кое» 681 . Главное же дело инока – борьба со страстями. «Страстных помыслов», следуя традиции, Нил насчитывает восемь: «1) чревообьястный, 2) блудный, 3) сребролюбный, 4) гнвный, 5) печалный, 6) 7) тщеславный, 8) гордостный». И каждому из них он посвящает особое внимание, научая, как каждому из таковых и всем им вместе противостоять, как сохранять память о смерти и о Страшном Суде, как обретать дар слез – чтобы оплакивать свои грехи, как затем «съхранятися от духа гнвнаго и прочих неподобных помыслъ» и о последующем полном всех забот и истинном», «еже есть отъ всх, и и о едином дл 682 . Пересказывая слова Исаака Сирина , Нил пишет о тогдашнем прикосновении человека к вечному Царствию Небесному: «И внегда сподобится ум почювати будущаго блаженьства, и себе забывает, и всх сущих зде, и не ктому възимает в чем». Далее он цитирует Симеона Нового Богослова : «Страшно бо, въистину страшно и паче слова: зрю свт, егоже миръ не имат, посред на одр сдя. Внутрь себе зрю Творца миру, и бесдую, и люблю, и ямъ, питаяся добр единым и съединився Ему, небеса превъсхожу. И вм извстно и истинно. Где же тогда тло, не вмъ» 683 . Нил пишет о реальности этого опыта и в его дни: убо отци мнози длатели и учители сим быша и единъ другаго назидаху и укрепляху. Нын же, оскудевшим таковым, аще кто потщится въ дло наипаче благодать вразумляет и помогает – отнын и до вка. А не произволяющих подвизатися, и иных в и приводящих, и глаголющих, яко нын древних даръ от Бога не бывает – (апостол) нарицает сих “прелщаемы и прелщающе” иных (ср. 2Тим. 3:13 ). Нции же ни слышати хотят, аще есть благодать въ ныншнее время. от многаго нечювства и и омрачени, рече Синаитъ. Мы же, вся увдвше от святых и аще хощем о дл истинно имти, удаляемся иреже, елико мощно, от суеты мира сего и потщимся страсти умаляти, еже есть сердце блюсти от лукавых помыслъ...» 684 . Но, предупреждает преп. Нил, «не прежде времени и подобными мрами подобаетъ творити» 685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Последний, четвертый вопрос Гурия Тушина – «како не заблудити отъ истиннаго пути»; на него Нил отвечает рекомендацией: «Свяжи себе законы божественыхь и послдуй тЬмь, – же божественымь. (И далее любопытное свидетельство о существовании в его время писаний неистинных. – Г. П.) бо многа, но не вся божествено суть. Ты же истинная извстн испытавь от сих и беседъ разумных и духовныхь ужей,понеже не вси, но разумевають сихь, – и безъ свидетельства таковыхь не твори что, якоже и азъ. (...) Аз убо не творю что безъ свидетельства божественыхь но по святых последуя, творю елико по Егда бо сътворити что, испытую прежде божественая И аще не обрящу съгласующа моему разуму въ дела, отлагаю то, дóндеже обрящу. Егда же обрящу, творю благодръзностно яко известно. От себе же не смею творити, понеже невежа и поселянинъ есмь. Сице и ты, аще хощеши, сътворяй по святых 690 Послание Герману Подольному написано тоже после встречи с ним и какой-то дискуссии, после которой у Германа осталось впечатление, что Нил на него обиделся: «...мнишь скорбь мнъ на тебя тради рчей, что бесдовали есми с тобою, коли еси былъ зд». И у Нила осталось чувство, что Герман стал тогда «скорбен»: «=Нын же и азъ оскорбихся о томь, что ты скорбенъ». А говорил ему тогда Нил то же, о чем писал Гурию Тушину, – «что не просто или якоже прилучися подобаеть намь творити каа, но по божественыхь и по святых отецъ». Это постоянная тема в поучениях Нила и главное правило его собственной жизни. «И азъ, не ласка тя, ни съкрываа жостоту тснаго и прискорбнаго пути, предложих ти. Инм же противу мр комуждо бесдую». Это – важное замечание: чем более ёмка «мера» ученика, тем, очевидно, строже требования к нему Нила. ерману как близкому человеку он напоминает, рассказывая о себе: «Егда въ монастыри купно жили есмы (в Кирилло-Белозерском. – Г. П.)> сам вси, яко мирскых удаляюся и творю, елико по сил, по божественых аще и не възмогаю тако ради лености моеа и небрежеша. Таже, по странничьства моего (по возвращении с христианского, подвластного туркам Востока. – Г. П.) пришед въ монастырь, вън близь монастыря сътворих себъ и тако же живях, елико по сил моей. Нын же въдале от монастыря преселихся, понеже, обртох мсто (на лесной речке Соре. – Г.П.) угодно моему разуму, запеже мирской чяди маловходно, якоже и самъ виделъ еси. И наипаче испытую божественаа прежде – заповди Господня и ихь и апостольская таже и святыхъ отецъ, – и тмь вънимаю. И яже съгласна моему разуму къ и къ ползъ души преписую себъ и тми поучаюся, и въ томь живот и мое имю. (...) И аще кто духовною прилпляется мн, тако же съвтую длати, наипаче же тебъ, занеже изначала духовною усвоаемь еси мн» и т. д. 691

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...