И после этого отправил царь Саба-Ноль одного из своих царедворцев к отцу нашему Евстафию вестником со словами: «слава пришествию твоему, отче честный. Я пришел к тебе, чтобы встретить тебя. Собрался против меня народ неверный и воинства злые, желая уничтожить мою страну. И ради сего я иду, чтобы сразиться с ними. Отче честный, помяни меня в молитве твоей, и помолись ко Господу Богу, да даст мне силу и победу над сими неверными и нечестивыми, которых законы и обычаи гнилы. И если я вернусь благополучно со знамением победы, те кованные рога и железные трубы, обтянутые воловьей кожей, которыми хвалятся эти неверные, отче честный, я дам тебе для омовения рук и ног твоих». И когда выслушал отец наш Евстафий царское послание из уст Wä’äli, удивился вере его и прилежно помолился за него. И отправился царь против неверных, чтобы истребить их. И было число их около четырех тысяч. И вышел царь в битву с войском своим конным и одним человеком, несшим перед лицом царя крест Христа, Спасителя нашего. И окружили царя полчища крепкие справа и слева, с арьергарда и авангарда. И тогда явился царю отец наш Евстафий в пламени между небом и землей, сидя на колеснице светоносной духовной и помогая среди сечи царю Саба-Нолю, ибо тот веровал в молитву его. И когда сказал отец наш Евстафий, возгласив громогласно: «да воскреснет Бог, и расточатся врази его» ( Пс. 67 ), побежали неверные, что к востоку. И опять сказал он: «побори Господи, борющия мя ( Пс. 34 )» и рассыпались те, что стояли к западу. И когда сказал он в третий раз: «спаси мя от враг моих, Господи ( Пс. 58 )», упали те, что были к югу, а когда сказал в четвертый: «кто подобен Тебе ( Исх. 5,11 )», рассыпались стоявшие к северу. И убивал царь врагов своих от утренней зари до заката солнца. И пленил он людей их и угнал скот их. И победил он их силою молитвы его. И посему изумился деянию отца нашего Евстафия сей царь, ибо видел его пылающим на колеснице между небом и землей. О девство отца нашего Евстафия беспорочное! О святость отца нашего Евстафия нескверная! О любовь Божия, пребывавшая на отце нашем Евстафии без порока! Она сделала его носящимся на колеснице светоносной.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Иез. 7 :16. И уцелеют спасшиеся из них и будут (привитать) на горах, как тоскующия голубки, и всех истреблю, каждого за неправды его. Иез. 7 :17. У всех руки опустятся, и у всех колена загрязнятся мокротою. Иез. 7 :18. И препояшутся вретищем, и обнимет их ужас, и у всех их на лице срам, и на всякой голове плешь. Иез. 7 :19. Серебро их будет выброшено на улицах, и золото их будет в презрении; серебро их и золото не смогут избавить их в день гнева Господня, души их не насытятся и утробы их не наполнятся (ими), ибо наказание 173 за неправды их (будет). Иез. 7 :20. Они обратили драгоценныя украшения в гордость 174 , и сделали из них изображения своих мерзостей, и гнусности 175 , за то и Я сделаю 176 их нечистыми для них. Иез. 7 :21. И предам их в чужия руки, чтобы разграбили их, и беззаконникам земли в корысть, и осквернят их. Иез. 7 :22. И отвращу лице Мое от них и осквернят стражу 177 Мою, и войдут в них 178 небрежно и осквернят их. Иез. 7 :23. И произведут смятение 179 , ибо земля наполнена кровавым судом 180 и город наполнен беззаконием. Иез. 7 :24. И приведу злейших из народов 181 , и овладеют домами их 182 . И низложу 183 сильное самохвальство их 184 и осквернена будет святыня их. Иез. 7 :25. Будут умолять 185 и просить 186 мира, но не будет (его). Иез. 7 :26. Беда пойдет за бедою и весть за вестью, и не будет 187 видения у пророка, и погибнет закон у священника и совет у старцев. Иез. 7 :27. Царь восплачет и князь облечется печалию 188 , и руки народа земли ослабеют. Поступлю с ними по путям их и по судам их 189 отомщу им, и узнают, что Я-Господь. Глава 8 Иез. 8 :1. И было в шестой год, в шестой 190 месяц, в пятый день месяца: я сидел в дому моем 191 и старейшины Иудейские сидели предо мною, и была на мне рука Господа Бога. Иез. 8 :2. И я увидел: и вот подобие мужа: от чресл его до низу огонь, и от чресл его до верха его как бы свет зари, как вид электра 192 . Иез. 8 :3. И он простер как бы руку 193 , и взял меня за верх головы моей, и поднял меня дух между землей и небом, и принес 194 меня в Иерусалим в видении Божием, в преддверие внутренних ворот 195 , обращенных к северу, где был столб и изображение 196 ревности Господствующого 197 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Изъяснение псалма 62-го. Пс.62:1 .  Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской. «Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей». Божественный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда же к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвещая погибель Саулову. Пс.62:2 .  Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной. Пс.62:3 .  Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище. «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя». Любовь к Тебе, Владыка, говорит Пророк, и сон отгоняет, и возбуждает меня на поклонение Тебе. «Коль множицею Тебе плоть моя». Феодотион перевел: «сколько раз», Акила: «устремлена», Симмах: «желает». Привел же я все сии переводы, желая показать, что в слове: « ποσαπλων», ( «коль множицею») надобно видеть не два речения, отделяя « ποσ» от « πλως», но одно речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит Пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды. «В земли пусте и непроходне и безводне». «Тако во святем явихся Тебе». Никакого вреда не причинила мне пустыня, но, как бы стоя при самой святой Твоей скинии, приношу Тебе песнопение. Ибо речение: «во святем» означает скинию, так как храм Божий не был еще построен. «Видети силу Твою и славу Твою». Предстою же Тебе, представляя мысленно неизреченную силу. Поскольку естество Твое непостижимо, то побуждения к славословию заимствую в том, что от Тебя. Пс.62:4 .  Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. «Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя». Всякой жизни и богатых и властелинов, жизни беззаботной и многозаботливой, изнеженной, покойной, предпочитаю Твою милость, и возбуждаю уста свои к Твоему песнопению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и в века веков. Сподоби, Господи, нас, в этот день сохранить себя от всякого греха. Благословен Ты, Господь, Бог отцов наших, и возвеличено и препрославлено имя Твоё во веки, истинно! Да будет, Господи, милость Твоя на нас, так как мы уповаем на Тебя! Благословен Ты, Господи, — наставь меня на дела, могущие оправдать меня перед Тобой! ( трижды ) Господи! Ты был нам прибежищем из рода в род! Потому-то я и взываю к Тебе: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо я грешен пред Тобой. Господи! к Тебе прибегаю: научи меня поступать по воле Твоей, потому что Ты Бог мой и у Тебя источник жизни; в Свете премудрости Твоей мы увидим свет (для наших дел). Продли милость Твою исповедующим Тебя! Святой Боже-Отец; Святой Всесильный-Сын, Святой Бессмертный-Дух, — помилуй нас! ( трижды ) Объяснение В первые века христианства, когда на всенощном бдении служитель алтаря при появлении утренней зари, возглашал: Слава Тебе, показавшему нам свет! то в ответ на это, клирос и все присутствовавшие в храме воспевали эту утреннюю песнь, в которой прославляется Пресвятая Троица и где изложена просьба о сохранении без греха в продолжение наступающего дня и об озарении разума духовным светом. Песнь эта, начинаясь — песней Ангелов , воспетой ими при Рождестве Спасителя, — оканчивается Серафимской песней , как бы означая этим, что небо и земля, Ангелы и люди составляют один великий, общий хор для прославления Господа. О важности того славословия блаженный Симеон Солунский говорит: «Всякому убо верному подобает поучитися и знати тое, на всяк день утра же и вечера Богу воссылати» — (См. Нов. Скрижаль 2, 62).   Хвалебно-благодарственная песнь Божией Матери Славянский текст Русский перевод Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся Невесто неневестная. Мы, рабы Твои, Богородица, Тебе, Воеводе, одерживающей верх в бранях с врагами, приносим победную и благодарственную песнь за то, что избавлены Тобой от бед. Но Ты, как имеющая силу непобедимую, (и впредь) охраняй нас от всяких бед; мы же будем взывать к Тебе: радуйся Невеста неневестная (т. е. вступившая в брак, приснодевственная). Последование литургии

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу. Иона во чреве кита      Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе ( даг гадол ). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос , которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное). Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег. После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет. Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня. Пророк Иона под растением. Россия, XV в., Космография Козмы Индикоплова      Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).

http://pravoslavie.ru/104084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮЦИФЕР [Лат. lucifer, букв.- светоносный; греч. φωσφρος, ωσφρος; слав.  ], в христ. традиции одно из наименований диавола , врага рода человеческого, бывшего до своего отпадения от Бога светоносным ангелом. В основе отождествления Л. с диаволом лежат несколько библейских текстов; самый ранний из них - обличение царя Вавилонского в Книге прор. Исаии (Ис 14). Говоря о времени, когда Господь помилует народ Израиля, Исаия предрекает гибель его угнетателей. Господь накажет нечестивого царя, от его падения будет радостна вся земля, и даже ад придет в движение, чтобы встретить его. Обитатели преисподней встретят его насмешками: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис 14. 12-15). В лат. переводе этого пророчества евр.   (светоносный) передано как lucifer, что привело к широкому использованию этого слова. Книга прор. Иезекииля содержит обличение царя Тирского (Иез 28), к-рому в наказание за гордость также предречена гибель. Иезекииль уподобляет земную славу царя Тирского пребыванию херувима в райском саду: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями» (Иез 28. 13). За грехи и за гордость этот «херувим» наказан навечно: «...Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез 28. 16). Главной причиной такого сурового наказания была попытка считать себя равным Богу: «...за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим» (Иез 28. 2). Упоминание в этом тексте «Едема, сада Божия», осеняющего херувима, дня творения (Иез 28. 13-16) и первоначальной мудрости павшего (Иез 28. 4) отсылает читателя к рассказам о творении мира (Быт 2-3) и становится источником сведений о восстании павшего херувима против Бога.

http://pravenc.ru/text/2561096.html

Местоимение «еже» в самом начале стихиры никак не должно смущать читателя или слушателя, поскольку при переводе на русский язык слово пропадает. Это особенность грамматики церковнославянского языка. Обычно «еже» употребляется по соседству с причастиями или прилагательными, но конкретно в этом случае таковых не было. Затруднительно найти и русский эквивалент слову, которое осталось без перевода . «По еже во ад сошествии, и еже из мертвых в Воскресении»: размышляя о первой теме стихиры, невольно можно натолкнуться на экзегетическую проблему: почему Христос находился три дня во гробе. Это есть исполнение пророчества, образ Ионы. «Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму; чтобы смертное было поглощено жизнию, а зло обратилось в ничтожество, по истреблении последнего врага, который есть смерть (1Кор. 15, 26). Вот что совершено для тебя в тридневный срок», – пишет святитель Григорий Нисский . Спаситель Христос совершил победу над смертью, разрушив адовы врата Еще одна любопытная интерпретация – жертва начинается от событий Тайной вечери . Спаситель Христос совершил победу над смертью, разрушив адовы врата. Он пребывает везде (вездесущий), даже за пределами тварного вообразимого мира, Вселенной. Ветхозаветный псалмопевец Давид воспевает: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет”» (Пс. 138, 7–12). Мысленное основание Креста Божия пронзает невидимый человеческому оку ад, а Распятый обнимает наш зримый мир Своим Пречистым Телом. Одновременно пребывая в гробу, аде, раю и на Кресте – все одновременно есть Господь наш Иисус Христос, вторая ипостась Святой Троицы. Его Божественная природа не отделяется ни от тела во гробе, ни от души во аде. С момента, когда Бог становится человеком, Его Божество от человечества уже никогда не разлучится.

http://pravoslavie.ru/150536.html

Но хотя и это Он соделал для вразумления грешников и для исправления заблуждающих, однако и тогда они не обратились к Нему, говорит Господь. Он не только в то время [посылал], но и ежедневно посылает смерть на пути египетском, чтобы тот, кто ходил стезею египетскою, услышал при своей смерти наставление апостола: „если я умер, то умер для греха, и если живу, то живу для Бога (Гал. гл. 2)“. И в другом месте: «аще умрохом со Христом, и живи будем с Ним» (Рим. 6:8). И снова: «всегда мертвость Иисуса в теле» моем ношу (2 Кор. 4:10). И еще: «живу же не к тому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Этою смертию Господь хочет оживотворить нас, чтобы мы, умирая для греха, жили для Бога. Умираем же мы для греха, когда умерщвляем члены наши на земле, блуд, нечистоту, сладострастие, идолослужение и прочее. Мы читаем у Исаии, но только по переводу LXX толковников (в еврейском тексте читается иначе): «смерть» послал Я «на Иакова, и прииде на Исраиля» (Ис. 9:8). Иаков есть имя, [полученное] при телесном рождении, а Израиль — имя благословения. Ибо так как он целую ночь боролся, и одержал победу в состязании (Быт. гл. 32) и при появлении зари мог сказать с апостолом: «нощь прейде, день приближися» (Рим. 13:12), то получил имя Израиля, видящего Бога. Таким образом смерть посылается сначала на Иакова, чтобы мы умерщвляли члены наши на земле и чрез умерщвление телесных членов достигли смерти Израиля, вследствие чего в вас должны умереть все страстные вожделения. Бог поражает все то, что сильно в зле и что имеет опору в превратной юности, чтобы оно не достигало старости, и отдает коней в плен, чтобы они не низвергались стремительно в ад, и делает то, что зловоние от стана поднимается в ноздри их, чтобы они познали свои грехи, почувствовали смрад их и сказали с Давидом: «воссмерддеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Псал. 37:6). Это он сделал в видах исцеления их; но и при всем том они не обратились к Нему, говорит Господь. Ам.4:11. Производил Я среди вас истребления, подобно тому как Бог истребил Содому и Гоморру, и вы стали, как головня, выхваченная из огня, но не обратились ко Мне, говорит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О вездесущии Божием говорит нам Его святое слово: " Бог наш " на небе и на земле " (1 Пар. 29, 11; Мф. 6, 10). И еще говорит Пророк: " Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари (по другому переводу " денницы " ) и переселюсь на край моря,- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя " (Пс. 138, 7-10). Нет такого места, где бы не присутствовал Бог. Он на всяком месте, но местом не заключен, не ограничен: Он со мной, и с тобой, и со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как Духа невидимого, но часто чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях, утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания, движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает человек, все что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет добро или зло (104, 158). Бежал некогда Иона - пророк от лица Господня, но был удержан десницей Божией и оказался во чреве кита, и оттуда той же десницей Божией был извержен на землю (Иона 1, 3; 2, 1, 11). Никуда не уйти и не скрыться от Бога. О бедный грешник, куда ты убежишь от Того, Который везде есть? Где ты скроешься от Того, Который все видит? Знаешь ли, куда бежать? Беги от правды Его - к благости Его, и от суда Его-к милости Его. Каково величие Его, такова и милость Его. И укройся верой в пресвятых ранах Христовых. Вот убежище, к которому прибегают христиане, где безопасно скрываются от гнева Божия (104, 160-161). Бог все созданные вещи знает и проницает их, смотрит на все дела и помышления и слышит наши слова. Тот, Кто дал око видеть и ухо слышать, видит и слышит все. Нет перед Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно, нет тьмы и ночи, но всегда ясный день, и тьма, как свет. Слово, дело и помышление всякого человека, сколько бы ни было на свете людей, Он знает, и видит, и замечает. Из размышления о таком всеведении Божием следуют: страх и трепет, и от них осторожные - в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях - жизнь и поведение;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Павшие духи настолько утверждены во зле, во грехе, что уже никогда не восстанут, не раскаются в своем зле. Почему в Библии так мало говорится о падении части ангелов? Библия – Книга (совокупность Книг), направленная на спасение человека. Представленное в ней Откровение содержит то, что служит ко спасению людей. Если в ней не содержится подробной, обстоятельной информации о падении ангелов, значит, в предоставлении такой информации через тексты Писания как минимум не было необходимости. Тем не менее, определенные сведения о данном событии в Библии есть. Например: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:12-15 ). Или в другом месте: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:7-9 ). Заметим, что упоминание о войне содержится в Апокалипсисе не случайно. Оно указывает на то, что битва, начатая на небесах, не завершена; она имеет свое продолжение на земле, где темные силы направляют свою отрицательную энергию против человека, которому в борьбе с ними надлежит принять «всеоружие Божие», чтобы «угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф.6:13-16 ). Где обитают падшие духи? Одно из мест обитания бесов в Священном Писании называется « адом », «преисподней» или «бездной». Однако есть и другие места их обитания. В Новом Завете , говорится о «духах злобы поднебесной» и о диаволе как о «князе, господствующем в воздухе» ( Еф.6:12;2:2 ). Эти слова свт. Феофан Затворник толкует так: «Обыкновенный… образ перевода и понимания сего слова «поднебесный» означает, что духи витают между небом и землей – в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте». Могут ли падшие духи вселиться в человека?

http://azbyka.ru/padshie-duxi

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010