Внутренние пропорции определили не совсем обычный наружный облик здания. Южный и северный фасады решены по разному. На северном фасаде между ярусами окон сохранилась маленькая ниша. Окна расположены в два ярусапод хорами и над ними. Поскольку хоры расположены очень высоко, несмотря на то что нижние окна подняты на максимальную высоту – до уровня шелыг сводов под хорами, разрыв между ярусами окон незначителен. Верхний ярус «опирается» прямо на пол хор, поэтому их уровень вписан в боковые (малые арки, переброшенные от столпов к стенам), а не центральные подпружные арки. Люнеты под закомарами, таким образом, оставались глухими. Центральные прясла имели по три оконных проема, боковые – по одному. О наличии закомарного завершения свидетельствует двойной уступ в верхней части лопаток. Вынос лопаток весьма невысок, как и профили окон. Все членения – легкие, плоские отличаются графичностью. Толщина стены нигде не подчеркивается, а поскольку в центральных пряслах ниш не было, стена выглядела как нейтральная гладкая поверхность. Юго-восточные ячейки перекрывались необычными сомкнутыми сводами (подобно Спас-Черниговскому собору), поэтому закомары фасадов в этих частях были ложными, декоративными. Если западные ячейки имели такое покрытие, то и здесь закомары служили украшением. Необычность архитектурных приемов основного объема храма, возможно, говорит о том, что его строила какая-то особая артель, принадлежавшая Владимиру Мономаху . Совсем иначе выглядит пристроенный в 1088 г. нартекс. Его стиль отличается подчеркнутой пластичностью, решительностью, масштабностью. Вынос лопаток увеличен: они значительно выступают из поверхности стены, окна верхнего яруса подняты выше, чем в основном объеме храма. Между окнами нижнего (опущенного по сравнению с храмом) и верхнего ярусовзначительное расстояние, что усиливает монументальность всей композиции, мощность отдельных членений. Тройные профили окон, крупных ниш нижнего яруса, в которые вписаны окна, – энергичные, сильно выступающие. Сами окна – больше по высоте, чем в центральном объеме. На южном фасаде нартекса пара окон нижнего яруса вписана в крупную арку, завершающуюся горизонтальным отливом поверхности стены. Окна второго яруса поставлены на этот отлив как на полочку. В результате возникает впечатление двухэтажной структуры, что характерно для памятников македонской эпохи (погребальная церковь Романа Ликапена, храм Панагии Халкеон в Фессалониках). Возможно, в завершающие прясла нартекса закомары были вписаны ниши, образовывавшие в центральном прясле западной стены трехчастную композицию. Изменения стиля связаны с тем, что нартекс Выдубиц строила новая артель, скорее всего, та же, что возводила Успенский собор Печерского монастыря, законченный в 1077 г. (архитектура обеих построек кажется единой).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Построенный при Иване Калите храм простоял более полутора веков. Видимо, уже в то время он совмещал в себе церковь с колокольней. Летопись под 1505 годом сообщает о начале строительства на том же месте новой церкви Иоанна Лествичника " под колоколы " , получившей позднее название колокольни Ивана Великого. К 1505 году, в правление великаго князя всея Руси Ивана III (1462-1505), Кремль уже получил свои нынешние размеры и очертания. Конец XV и XVI век - эпоха блестящего расцвета древнерусского зодчества, связанная со значительными историческими событиями в жизни Российского государства: свержением монголо-татарского ига и превращением Руси в единое централизованное государство. Эти события находили своё отражение в архитектуре, в создании величественных и монументальных сооружений, выполненных в национальном стиле. Строительство колокольни, которым руководил итальянский архитектор Бон Фрязин, продолжалось три года и было окончено в 1508 году. Вероятно, она была целиком построена из кирпича и украшена белокаменными деталями. На изображениях середины XVI столетия колокольня предстает в виде столпа, состоящего из поставленных один на другой восьмигранников. Уже в это время столп Ивана Великого, достигавший 60 метров, был самым высоким сооружением Москвы. В случае необходимости он служил сторожевой башней, с которой открывалась широкая панорама Москвы и её окрестностей. Колокола, как выполненные русскими мастерами, так и привезённые из-за границы, располагались на всех трёх ярусах колокольни: самые тяжелые, с низким и густым звучанием - на галерее первого яруса, а более легкие и мелодичные - наверху. В первом этаже нижнего яруса колокольни находилась небольшая церковь во имя святого Иоанна Лествичника. Стены нижнего яруса очень толстые - до пяти метров, поэтому пространство в центре столпа сравнительно невелико. Церковь имена необычную, восьмиугольную в плане форму, повторявшую внешние очертания стен, на второй и третий, открытый этажи этого яруса вела лестница, расположенная в толще стены. Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть - сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними - открытая галерея, где находятся колокола. Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего, их толщина достигает 2,5 метра. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегчённой верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Исключительно цельная по композиции пятиярусная постройка. Выразительный, слегка наклоненный, монолитный столп-восьмерик, ярусы которого отделены друг от друга лишь незначительными уступами и обозначены декором угловых лопаток, завершает высокая аркада яруса звона. После ремонта, причиной которого стал пожар конца 1800-х гг., над колокольней возвышалась полусферическая кровля с декоративным глухим фонариком и шпилем, которые в настоящее время утрачены. Нижний ярус имеет помещение, перекрытое пологим сомкнутым сводом. Ход на второй ярус устроен по внутристенной лестнице, имеющей отдельный вход. Проход на ярус звона выполнялся по деревянным лестничным переходам, балки которых чередовались по высоте относительно сторон колокольни. Площадка яруса звона прежде была перекрыта кирпичным вось-милотковым сводом. Особенностью арочных проемов этого яруса является их сужение в верхней части на 5-7 см. Габаритный размер плана памятника 7,6 на 7,8 м. Сдержанное декоративное оформление фасадов колокольни подчеркивает вертикальный характер ее архитектуры. На все грани наложены лопатки, гладкие участки которых чередуются в основаниях каждого яруса с постаментами на консольных выносах. Постаменты выделены продолговатыми рамочными филенками, а в верхней части дополнены профильными «распушками». Зрительную устойчивость столпа колокольни обеспечивает широкий цоколь, декорированный рядами «хомутиков» и сухариков. Многопрофильный карниз под арками яруса звона выделен поясками ступенчатых сухариков и мелких полукруглых филенок. Сами арки разделены спаренными колонками на постаментах и обведены сверху дугообразной линией. Дополняют декор крупные лепестковые розетки. Три оконных проема в простых профилированных рамках оживляют плоскости граней колокольни. Из книги «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Е. Л. Скопин Теплая церковь в 1900 г. перестроена. В перестроенной теплой церкви устроено два придела (престола). Правый - в честь Скорбящей Божией Матери, освящен 4 декабря 1900 г., левый - в честь Воздвижения креста Господня, освящен 22 февраля 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=11816

В колокол Ростовский, весом более двухсот пудов, мог звонить один человек. Таким образом, только для праздничного звона в колокола первого яруса требовалось, как минимум 13-14 звонарей. Для звона в колокола второго яруса, из расчета одного звонаря на каждый колокол, требовалось 8 звонарей, хотя некоторые приспособления для звона могли уменьшить число звонящих. Звон в колокола второго яруса, вес которых колебался от 200 до 40 пудов, производился с площадки над колоколами первого яруса. Для звона в колокола третьего яруса звонари должны были подниматься на ярус к колоколам. На третьем ярусе располагались средние и малые, зазвонные колокола. Вес самого большого колокола достигал 40 пудов. Общее количество этих колоколов изменялось со временем. Одним из доказательств очепного способа звона являются выносные решетки-карманы, установленные в арках под колоколами и служащие для того, что бы оторвавшийся во время звона язык задержался тут же на ярусе звона, не упав вниз. Павел Алеппский в своих записках подробно описывает устройство колокольни Московского Кремля: " Число ступеней в Ивановской колокольне, в которой висит огромный колокол, 144. Внутри башни, по окружности ее, есть многочисленные кельи. Из этой башни можно проникнуть туда, где висят два колокола, назначенные для звона в будничные дни и в канун праздников. Башню эту выстроил и снабдил колоколами в Бозе почивший царь Иоанн, пожертвовав в своё время 120 домов с достаточным содержанием для приставленных к колокольням людей, которые приходят по очереди еженедельно и неотлучно пребывают в упомянутых кельях ночью и днем для звона в колокола. В большие праздники и в дни крестных ходов, когда звонят во все колокола, звонари являются все и производят звон " . В 1532-1544 годах к Ивановской колокольне пристраивают церковь Рождества Христова. Над церковью были надстроены три помещения, напоминающие конструкцию звонницы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. 1620-е годы рядом с ней по приказанию патриарха Филарета возводят еще одно здание, позже названное Филаретовой пристройкой, куда поместили Годуновский колокол весом 2200 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=03382

408 Образ этот был украшен серебреным окладом, оцененным во «вкладной книге» Кириллова монастыря в 60 рублей. «Василей Олексеевич Третьяков по отце своем Олексее Фомиче во иноцех Александре за вклад поставил в церкви образ местной Кирила чюдотворца в деянием, обложен серебром, оклад золочен, поля обложены басмами, a средина оклад чеканной, a образ стал писмом пятдесят рублев, а оклад з золотыми и с камением шестьдесят рублев» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 93 0б.–94). 410 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 35; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 44. – В монастырских описях 1601 и 1621 года не сделано перечня отдельных образов деисусного яруса. Но по случаю пожертвований на оклады вкладная книга Кириллова монастыря случайно упоминает о четырех иконах, находившихся в этом ярусе в XVI веке, именно: св. Архангела Михаила, св. мученика Димитрия, св. Петра и св. Павла (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 91 об., 73 об., 75; Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 63 об.–64; см. выше прим. 373–374). 411 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 36 об.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 45. – В половине XVI века при игумене Афанасие были устроены оклады только «на 12 праздников». Между иконами этого яруса в XVI же веке находился образ: «Господь вечеряет со апостолы» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 74 об., 89 об,–90; см. выше примечание 374). 413 Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 45. Указанную замену следует отнести к числу редких в истории пророческого яруса, где, обыкновенно, по среднне похищался образ Богоматери. Н. Сперовский, в статье: «Старинные русские иконостасы», Спб., 1893, стр. 81 и след., не знает исключений из последнего обычая. Образ св. Давида обыкновенно находился на левой для зрителя стороне от образа Богоматери (см. там же, стр. 84). – Вероятно, выделение иконы Богоматери из состава пророческого яруса на кирилловском иконостасе находилось в связи с образованием пядничного яруса, в котором из 48 икон в 1621 году было до 31 изображения Пресв. Богородицы (см. прим. 419) и кроме того несколько икон, имевших менее непосредственное отношение к Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений нижнего ярусанарядная тройная арка с «висячими» гирьками – над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции – каждая из трех рельефных «кувшинообразных» деталей. Этот мотив известен в русском зодчестве XVII века. В Ярославле такие детали имеют конструктивное значение – служат опорами для арок открытой галереи второго яруса колокольни храма Рождества Христова. В качестве опор «кувшинообразный» мотив использовался и в московской архитектуре: в 1680-е годы при возведении Царской башни Московского Кремля и в 1670-е годы – для оформления галереи храма свт. Николая в Столпах. Как декоративный элемент, они украшают колокольни храмов свт. Григория Неокесарийского на Полянке (1679 год) и свт. Николая в Пыжах (ок. 1691 года). Имя зодчего, работавшего над храмами свт. Николая в Столпах и свт. Григория Неокессарийского, нам известно. Это Иван Космин (Кузьмин) по прозвищу Кузнечик, в 1666-1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева. В декоре колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках этот мотив получил неожиданное дополнение в виде разноцветного изразечного пояса, разделяющего два четверика. На каждом изразце изображен кувшин с букетом цветов. Второй ярус тоже оформлен очень нарядно. Колонки, украшающие углы четверика, как бы «стекают» на нижний ярус. Главным украшением этого яруса можно назвать обрамления окон, каждое из которых заключено в импровизированную раму. Боковые стороны – столбики из четырех граненых бусин, а сверху – роскошная многолопастная арка сложного рельефа. Между окнами находились когда-то большие иконы в киотах. Декор восьмерика перекликается с декором нижнего яруса. Двойные арки звона с «висячей» гирькой напоминают оформление въездных ворот. Грани восьмерика и столбики арок украшены кирпичными деталями невысокого рельефа. Особенного внимания заслуживает архитектурное решение шатра. Каждую грань украшают по пяти окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Сорок слухов придают шатру, несмотря на большую высоту, легкость и ажурность. В московской архитектуре конца XVII столетия лишь шатер колокольни церкви свт. Николая в Столпах имеет большее количество слухов (всего их 48). Каждое из окошек шатра колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках имеет завершение в виде маленьких кокошников, каждый из которых в миниатюре повторяет декор окон второго яруса. Таким образом, многообразные детали и декоративные элементы составляют единое художественное целое и создают сдержано-благородный и гармоничный облик всему сооружению.

http://sobory.ru/article/?object=60689

Главным же сооружением Рязанского кремля является Свято-Успенский собор. Собор увенчан мощным пятиглавием. Главы, центральная из которых вызолочена, а боковые украшены золотыми звёздами по голубому полю, поставлены на световые барабаны, которые кажутся гранёными благодаря полуколонкам, оформляющим окна. Фасады собора имеют трёхчастное членение. В качестве " разделителей " архитектор использовал вместо традиционных лопаток сдвоенные колонки, задающие вертикальную устремлённость здания. Под кровлей идёт изящный зубчатый карниз, нарядно выделяющийся своей белизной на краснокирпичном фоне. Окна собора расположены в три яруса, и в каждом из ярусов для наличников характерно своё оформление. Например, для нижнего яруса - это плотный растительный орнамент, который " прорастает " и в нижней части наличника второго яруса. Вообще, наличники второго яруса являются как бы связующим звеном между нижним ярусом - пышно растительным - и верхним - рокайльным. Выделяется парадный западный вход, офомленный особо богато. В его декоре задействованы все те же элементы, что украшают наличники окон, однако здесь они присутствуют как бы в умноженном виде. Например, витые колонки, которые мы видим в наличниках третьего яруса, здесь ещё " затканы " растительной резьбой. Следует отметить, что белокаменная резьба Успенского собора даже сама по себе, вне остальных достоинств храма, является уникальным памятником искусства. Несомненной творческой удачей Бухвостова следует признать мысль поместить собор на высокий подклет (решение нетипичное для столь крупного храма), благодаря которому он приобрёл значение архитектурной доминанты в городской застройке. Путник видел купола Успенского собора с Оки, с Астраханского и Московского трактов. Сейчас, конечно, Рязань разрослась и вширь, и ввысь, но - спасибо Бухвостову - соборный храм всё равно прекрасно просматривается с многих точек. Холм, на котором расположились постройки Рязанского кремля, с трёх сторон опоясан реками Трубеж и Лыбедь, а с четвёртой вырыт ров. На протяжении всей своей истории кремль оставался деревянным. Дубовые стены завершались " обломами " - крытыми тёсом площадками, выступавшими наружу, что затрудняло нападавшим приступ.

http://sobory.ru/article/?object=17156

Про колокольню следует сказать особо. Ее выстроил тот же мастер, что и Троицкий собор. Ныне в несколько поврежденном виде, она единственная сохранилась из всего ансамбля. Колокольня восьмигранная, ярусная, высотой (вместе с главкой) примерно 28 м. Диаметр окружности, описанной вокруг основания, 10,5 м. Первоначальная высота первого яруса 5,3 м – 3 торговых сажени по 176,4 см. Ранее он завершался сложным зубчатым карнизом из нескольких рядов поребрика и каменным парапетом обхода – гульбища второго яруса. Эти детали обветшали в XIX ст. и были переложены, а сейчас отсутствуют. Стены первого яруса толстые, 1,7 м толщиной с двумя пушечными окнами-печурами на запад и на юг. Справа широкая внутристенная лестница ведет в верхние ярусы башни. Первоначально в западной стене был вход в подземную галерею, облицованную кирпичом. Видимо это был тайник с колодцем как в Колодезьной башне Ивангорода или в звонковой Изборской крепости. Брусчатый накатный потолок яруса спирался на короткий залом. Еще в XVIII ст. оборонный ярус был превращен в часовю, его окна увеличены в высоту и оформлены тимпанами, близкими к окнам Часовня здесь и сейчас. Современные мастера выковывали изящные решетчатые двери входа в лучших традициях украинских ковалей XVII-XVIII ст. Во втором и третьем ярусе колокольни кельи с колодными косяками окон и дверей, накатными потолками, почти как три столетия тому назад. Из звонового яруса, через арки древних потрескавшихся стен открывается незабываемый вид на окрестности – заливные луга, дальние села, петляющую под горой Ворсклу. Высокий, стройный звоновой ярус покрыт стройным каменным шатром с восьмью окнами-слухами, расположенными ступенчато и обрамленными наличниками с треугольными фронтончиками. Те из них, которые расположены ниже, имеют круглую амбразуру. Колокольня, спроектированная народным мастером, является запоздалой репликой московских ярусных «нарышкинских» построек. В следующем десятилетии по ее образцу будет надстроена в камне колокольня Покровского собора в

http://sobory.ru/article/?object=04967

Сооружена в стиле барокко, кирпичная, квадратная в плане, четырехъярусная, нижние три яруса возведены в виде параллелепипеда, верхний четвертый - в виде восьмигранной призмы, завершенной шлемовидной главой, увенчанной оригинальной позолоченной главкой с заломом.В первом ярусе устроен арочный проезд, обрамленный с двух сторон перспективными порталами. К западной грани колокольни примыкает одноэтажная пристройка с восьмигранной двухъярусной башенкой-часовней, завершенной главой с главкой. Деревянная лестница ведет на второй ярус, в котором расположено помещение с двумя окнами. Перекрытие второго яруса плоское, деревянное. Третий ярус завершен широким карнизом с большим выносом. В четырех его гранях большие арочные проемы. Переход от четверика к восьмерику верхнего яруса осуществлен при помощи вытянутых парусов. Все грани восьмерика - с полуциркульными проемами. Пространство между двумя верхними ярусами, предназначенное для подвески колоколов, перекрытия не имеет. Четвертый ярус, как и второй, перекрыт плоским деревянным настилом. Декоративное убранство фасадов колокольни перекликается с декором Воскресенской церкви. Так, углы четверика закреплены пучками стройных полуколонн с перевязью на уровне каждого яруса. Карнизы двух верхних ярусов повторяют в несколько упрощенной форме мотивы карнизов церкви. Обрамление окон для каждого яруса индивидуально, однако верхнего, наиболее насыщенного декором, почти точно повторяет наличники центрального барабана церкви. В 1975-1977 гг. колокольня отреставрирована. Восстановлены утраченные архитектурные детали, заменены пришедшие в негодность конструкции, памятнику возвращен первоначальный вид. Колокольня совместно с Воскресенской церковью входят в ансамбль застройки одной из площадей старой части города. Используется Сумским художественным музеем. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог. 4 т. Краеугольный камень Воскресенской церкви - первого каменного храма Сум заложил полковник Герасим Кондратьев через 30 лет после основания самого города. Место было выбрано более чем удачным - на природном возвышении вблизи реки Стрелка. В архитектуре церкви сочетается художественное мастерство и прагматичность. Архитектура похожа на ту, по которой строились на Слобожанщине деревянные церкви. Статус пограничного города требовал осторожности, поэтому у храма толстые стены (до 1,5 м) и узкие окна - при необходимости, церковь могла бы выдержать длительную осаду. Есть данные, что под церковью раньше был подземный храм, подвал и тайный выход к Пслу.

http://sobory.ru/article/?object=12159

Согласно утверждению автора книги " Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы при с. Братцеве " (1909) И. Машкова, колокольня хотя и сохранялась к началу ХХ века " в древнем виде " , но и строилась " в два приема " . " Обработка второго яруса указывает, - пишет он, - что первоначально он предназначался для звона и на нём должен был быть сделан шатёр, но затем, вероятно, было почему-либо решено сделать колокольню выше, не ломая второго яруса; столбы этого яруса усилили кирпичной облицовкой с внутренней стороны толщиной в 1,5 кирпича " . В описанном Машковым виде колокольня братцевской церкви должна была напоминать колокольню своей современницы - церкви Григория Неокесарийского на Полянке. Но чертежей, где отразился бы этот строительный этап, не сохранилось, так что колокольне, по всей видимости, предстоит быть отстроенной в том виде, в каком она существовала в XIX - начале ХХ века. А теперь пришло время рассмотреть Покровский храм подробнее. Основной четверик церкви завершён ярусом крупных полукруглых кокошников с размещёнными в них изображениями херувимов. Венчается храм пятиглавием, однако четыре барабана из пяти - декоративные, не имеющие окон. Барабаны имеют почти одинаковый диаметр, в основании каждого из них - ярус кокошников, вторящих кокошникам четверика. Два яруса окон основного четверика, наглядно демонстрируют особенность Покровского храма, верно подмеченную в книге Л. Р. Вайнтрауба, М. Г. Карповой и В. В. Скопина " Святыни православной Москвы. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда " (2000): " Насыщенность декораций...возрастает снизу вверх " . Действительно, если наличники нижнего яруса имеют простые треугольные фронтоны, то во втором ярусе они приобретают более сложную килевидную форму. Дверь трапезной части обрамлена довольно простым порталом из тесаного кирпича. Здесь необходимо отметить его верхнюю часть - килевидной формой перекликающуюся с наличниками второго яруса. Эффектно смотрится изразцовый пояс, который находится сейчас в удручающем состоянии. Некогда он, составленный из разноцветных плиток с растительным орнаментом, в котором преобладают синий, зелёный и жёлтый цвета, должен был изумительно наряден. Но теперь ему требуется серьёзнейшая реставрация.

http://sobory.ru/article/?object=03263

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010