В шестом (по нашему счету двенадцатом) часу дня тьма покрыла землю, так что стали видны звезды. Насмешки умолкли, и многие со страхом отошли от места распятия. При кресте Иисуса Христа оставались: Богоматерь, Иоанн и некоторые Галилейские женщины. Иисус Христос увидел Мать Свою и, указывая Ей на Иоанна, сказал: «вот сын Твой»; потом посмотрел Он на Своего любимого ученика и сказал ему: «вот мать твоя». Около девятого часа (по нашему счету третьего пополудни) Иисус воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! по что Ты оставил Меня?» Прошло несколько минут. Иисус сказал: «жажду». Один из воинов омочил губку в уксус и, воткнув на трость, поднес ее к устам Страдальца. Иисус вкусил уксуса и произнес, «совершилось. Отче! в руки Твои предаю дух Мой». После этого Он склонил голову и испустил дух. Так Спаситель принес жертву за грехи людей и примирил их с Богом. В это время солнце померкло, завеса, отделявшая в Храме Святое Святых от Святилища, разодралась надвое, земля потряслась до того, что расселись камни, и многие умершие воскресли и вышли из гробов. Сотник, стоявший у креста, сказал: «истинно, человек этот был праведник, Сын Божий». Со страхом и скорбью, ударяя себя в грудь, народ ушел от крестов. 60. Погребение Христа Спасителя. Сошествие Его во ад Ин.19:31–42 ; Мф.27:57–66 ; Лк.23:50–56 . Вечером в день смерти Иисуса Христа наступал праздник Пасхи; поэтому члены Синедриона не хотели оставить распятых на крестах и просили у Пилата позволения перебить им голени (части ног от колена до ступени), чтобы распятые скорее умерли. По приказанию Пилата на Голгофу пришли воины и перебили голени разбойникам. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Только один из них копьем пронзил Ему ребро, и из раны потекли кровь и вода. В тот же вечер к Пилату пришел член Синедриона Иосиф из Аримафеи и просил позволения снять со креста тело Иисуса и похоронить Его. Пилат позволил. Тогда Иосиф принес погребальные пелены, а Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, состав из смирны и алоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Поэтому приведенные слова блаженного Феофилакта следует понимать так: «наконец однако ж он (Пилат), подчинившись их воле, φραγλλωσ τε τν Κριον, то есть ударил Господа сплетенными ремнями (или бичом – λροις; это – опять латинский термин=loris), чтобы видно было, что они взяли Его, как осужденного судом». Ст. 32. Пусть сойдет теперь Христос, Царь Израильский, с креста, чтобы нам видеть это и уверовать. Ст. 33. По наступлении же шестого часа настала тьма по всей земле до часа девятого. Ст. 37. «Иисус же. возгласив громко, испустил дух». – Иисус же, издав мощный (велий) глас, испустил дух. Ст. 39. «Так возгласив» – так мощно воскликнув. Чтение греческого текста евангелия от Луки Глава первая Ст. 1–4. Предлагаемое нами чтение: Ст. 1. Так как многие взялись за составление вновь (αναταξασθαι) повествования о получивших среди нас полную силу веры событиях; Ст. 3. то, по тщательном исследовании всего сначала, решился и я описать тебе, доблестнейший Феофил, все по порядку. Ст. 2. как передали нам эти события бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. Ст. 8–11. Ст. 8. Однажды, когда он в чреду своего рода (поколения – τς φημερας) служил пред Богом. Ст. 9. и когда, по чину священнодействия, настало время войти ему в храм Господень для каждения, Ст. 10. в то время, как все собрание народное молилось во время каждения вне: Ст. 11. ему явился Ангел Господень... В девятом стихе греческие слова: κατ τ θος, переведены по-русски дважды: по жребию, и: как обыкновенно было у священников. Вставку: по жребию, нахожу излишней, тем более что она противоречит как самому факту, так и осьмому стиху, где в русском переводе читаем: в порядке своей чреды (в чреду своего рода). Если в порядке чреды, то уже не по жребию. Жребием только на первый раз определен был при Давиде порядок черед по поколениям или по родам священников: а затем порядок этот не нарушался уже никогда. ερατεα указывает не на касту или сословие, а на действие. Поэтому, κατ τ θος τς ερατεας нельзя переводить: как обыкновенно было у священников. Это, по нашему мнению, значит: по чину священнослужения или священнодействия. Ст. 23. И так как окончились дни служения его, возвратился в дом свой. Ст. 24. «И таилась пять месяцев». Περικρυψεν αυτν μνας πντε – скрыла себя (свое положение) от окружающих (περ) на пять месяцев, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Дополнение к Священной истории из истории Церкви Сошествие Святого Духа на апостолов В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа святые апостолы с Божьей Матерью и прочими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались около дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра и прочих апостолов: «Что нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа». И в тот же день крестилось около трех тысяч человек. Третий час от начала дня по еврейскому счету соответствует девятому часу утра по нашему счету. – Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется в пятидесятый день после Пасхи и называется Пятидесятницею, или Троицыным днем, так как в этот день прославляется Пресвятая Троица. Тропарь праздника: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей (сделавший рыбарей премудрыми), ниспослав им Духа Святаго и теми уловлей (привлекший к Себе) вселенную; Человеколюбче, слава Тебе. Обращение Савла После сошествия Святого Духа, апостолы разошлись по разным странам для проповеди об Иисусе Христе, и вера христианская стала быстро распространяться по всей земле. Но евреи, а затем и язычники относились к христианам враждебно, всячески преследовали их, мучили и многих предали смерти. Одним из первых гонителей христиан был юноша Савл. Он отправился из Иерусалима в Дамаск, чтобы там разыскивать христиан и приводить в Иерусалим на мучения. Когда Савл приближался к Дамаску, его внезапно осиял свет с неба. Савл упал на землю и услышал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл спросил: «Кто ты, Господи?» – и услышал в ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». В трепете Савл снова спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь ответил ему: «Иди в город, и там будет тебе, что делать».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

День Святой Троицы. Пятидесятница И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать . Деян.2:4 Парфяне, мидяне, еламитяне, жители Месопотамии, Понта, Каппадокии, Асии, Фригии, Памфилии, Египта, Ливии, Киринеи, Рима, Крита, Аравии и всех городов иудеи собрались в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Настал час утренней молитвы – час третий по еврейскому исчислению, по-нашемудевятый час утра. Масса богомольцев, заполнив улицы города, кинулась ко храму, но вдруг все, пораженные каким–то необыкновенным небесным явлением, застыли на месте с поднятыми вверх глазами, на момент все остановились и быстро потом направились к Сионской горе. Что же произошло? Почему так резко и внезапно изменилось направление многочисленной толпы, шедшей в храм и оказавшейся у Сионской горницы? Неожиданно для всех послышался сильный шум как бы от очень бурного ветра. Шум этот несся с неба на землю и по мере приближения к земле все усиливался и, наконец, наполнив собою Сионскую горницу, затих. Все недоумевали, что бы это значило. А в Сионской горнице в это время находились святые апостолы Христовы и другие ученики числом до ста двадцати человек. Апостолов оставалось одиннадцать. Двенадцатый из них – сын погибельный, Иуда Искариотский – погиб, «предав кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Вместо него по предложению апостола Петра был избран по жребию и причислен к апостольскому служению апостол Матфей. Все они после Вознесения Христова возвратились с Елеонской горы в Иерусалим и оставались здесь, как и повелел им вознесшийся Христос. В день Пятидесятницы, в девятом часу утра, когда раздался сильный шум с неба, сошел на них Дух Святой в виде огненных языков. «И исполнились все Духа Святаго, – повествуется об этом величайшем событии в Деяниях апостольских, – и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Вот первое для всех очевидное и поразительное действие благодати Святого Духа, сошедшего на апостолов: они стали славить Бога и проповедовать воскресшего из мертвых Христа на разных языках. Парфяне, мидяне, еламитяне, критяне, фригиане и многие другие, к великому своему удивлению, впервые услышали проповедь апостолов о Христе на своих родных языках и недоумевали, каким образом простые необразованные галилеяне, едва владевшие своим галилейским наречием, вдруг заговорили на иностранных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца, то есть принял одинаковую честь и славу с Богом Отцом. Вознесение Господа празднуется Святой Церковью в сороковой день по Воскресении Христовом Глава 39. Сошествие Святого Духа на апостолов Возвратившись с горы Елеонской после вознесения Господа Иисуса Христа на небо, ученики вместе с Богоматерью пребывали в Иерусалиме. Здесь они собирались в одну горницу и проводили время в молитве, с нетерпением ожидая Утешителя – Святого Духа. Наступил день Пятидесятницы. Все апостолы были вместе. В третьем часу дня (по нашему счету – в девятом часу утра) вдруг послышался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором находились апостолы. И явились им огненные языки, и спустились на каждого из них. Апостолы исполнились Святого Духа и начали говорить на разных языках, которых прежде не знали. По случаю праздника в Иерусалиме в то время находились набожные иудеи из разных стран и на шум собрались около дома. Услышав, что апостолы говорят на разных языках, все дивились. Тогда апостол Петр, вместе с другими апостолами, выйдя к народу, сказал, что этот дар получен ими от Святого Духа, Которого ниспослал им распятый иудеями, воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. Иудеи умилились и спросили его: что нам делать? Петр сказал: покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы получите Святого Духа. В тот же день три тысячи человек уверовали во Христа и крестились у апостолов. Таким образом начала устрояться на земле Святая Церковь. После сошествия Святого Духа апостолы разошлись по разным странам для проповеди об Иисусе Христе. Сошествие Святого Духа на апостолов воспоминается Святой Церковью в пятидесятый день после Воскресения Христова, почему и называется этот день Пятидесятницей . Называется еще днем Пресвятой Троицы, потому что с этого дня, то есть со дня сошествия Святого Духа на апостолов, христиане научились поклоняться и прославлять три Лица Пресвятой Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Крест имеют на своих флагах только 13 стран, точнее 14, если считать Ямайку, имеющую на флаге «андреевский крест». Число шесть (6) Число шесть играет важную роль в иудейской религии – как богоугодной ветхозаветной, так и в богопротивном новоиудействе, готовящем престол антихриста. В шесть дней Бог сотворил мир. Шесть – число Ветхого Завета. Шесть представляется как три, умноженное на два (6=3 x 2). Так видим это у серафимов: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис. 6:2 ). Точнее говоря, здесь 6 не 3 x 2, а 6=2 x 3. Также и апокалиптические херувимы-животные имели каждое по шести крыл (4,8). В Ветхом Завете было шесть городов-убежищ для преступников ( Чис. 35:6 ). Число шесть ознаменовало смерть Христову. На шестой день недели – в пятницу был распят Христос ( Ин. 19:14 ). (Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница ведут счет после дня воскресения). Шесть часов, с третьего часа по девятый, провисел Христос распятым на Кресте ( Мк. 15:25,33 ). С шестого часа настала тьма по всей земле и продолжалась три часа до девятого часа. (По нашему исчислению от 9 часов утра до 3-х часов после обеда). Здесь, кстати, опять 6=3 x 2. Таким образом, число шесть трижды характеризует смерть Христову. Не говорит ли за себя такой факт, что в Страстной день, в шестой день недели – пятницу – у христиан круглый год бывает пост, у мусульман же это день праздника и отдыха? Само праздничное богослужение проводится у них во время, когда тьма объяла всю землю. В этот день, говорят они, начал распространяться «свет ислама ». Так не принята ли ими «тьма шестого часа» за свет?.. Шестиконечная звезда Давидова является символом Израиля и присутствует на его государственном флаге. Она означает Христа, Мессию ( Чис. 24:17 ; Мф. 2:2 ; Откр. 22:16 ). Но иудеи не приняли истинного Христа, Сына Божия, и ожидают другого. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Таким образом эта же звезда ознаменует и лжемессию – антихриста (см. толкование на 2,28). Православная звезда Давида, начертываемая на облачениях, плащаницах, иконах, отличается от иудейской. Если начертить их, то можно увидеть зримо, что у православной звезды верхний треугольник острием вверх, что есть утверждение Троицы, символизируемой треугольником. А у иудейской звезды Давида верхний треугольник острием вниз, что является отрицанием символа Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Примечание затёрто при сканировании текста.. 31. Вознесение Христово Мк. 16:19–20 ; Лк. 24:44–53 ; Деян. 1: 1–11 В сороковой день по воскресении Христовом Апостолы собрались в Иерусалиме в одном доме. Здесь Христос Спаситель в последний раз явился им и сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всем. Кто будет веровать и креститься – спасён будет». Тогда же повелел Апостолам оставаться в Иерусалиме до тех пор, как сойдёт на них Дух Святой. После этой беседы Господь повёл Апостолов из города на гору тут благословил их и вознёсся на небо. Они стояли и смотрели, пока не увидели Ангелов, которые сказали им, что Иисус опять придёт с неба так же, как видели Его восходящим на небо. Апостолы возвратились в Иерусалим с радостью великой. 32. Сошествие Святого Духа на Апостолов Деян. 2 глава В пятидесятый день по воскресении Христовом Апостолы и другие верующие были в одной горнице при храме Иерусалимском и проводили время в молитве, ожидая Духа Утешителя. В третьем часу дня (по нашему счёту – в девятом часу утра) вдруг они услышали шум, как бы от сильного ветра. Все возрадовались, над головой каждого увидели огонь в виде языка. Так сошёл на них Дух Святой. Апостолы тотчас начали говорить разными языками, которых дотоле не знали. На шум около горницы собралось много разного народа и все дивились чуду. Тогда Апостол Пётр с прочими вышел к народу и начал говорить, что Иисус Христос, распятый Иудеями, воскрес из мёртвых, вознёсся на небо и сел одесную Отца и – вот верующим в Него послал Духа Святого – Апостол много говорил и проповедь его была так сильна что в тот же день около трёх тысяч уверовали во Христа Спасителя и крестились. Все верующие во Христа стали называться христианами . Важнейшие события церковной истории Божьей Матери По вознесении Христа Спасителя на небо Матерь Божия жила на земл не очень долго (15 лет). Она молила Господа, чтобы Он взял Её к себе на небо. Во время молитвы явился к Ней Архангел Гавриил и открыл, что кончина Её будет через три дня. Она обрадовалась этой вести, только желала перед смертью увидеть всех Апостолов. Господь исполнил и это желание. Святые Апостолы проповедовали в разных странах а ко дню кончины Богоматери чудным образом все собрались к ней кроме одного Фомы. Они видели, как Сам Христос явился с Ангелами и взял святую душу Её в царство небесное. Тело Её пречистое Апостолы похоронили со славой в саду Гефсиманском. На третий день после погребения пришёл и Апостол Фома в Иерусалим и пожелал поклониться Божьей матери во гробе. Для него Апостолы открыли гроб и – что же? – нашли в нём только погребальные пелены, от которых было великое благоухание. Апостолы не знали, что и подумать об этом. Сама Богоматерь явилась к ним в небесном сиянии, окружённая Ангелами и возвестила, что Господь воскресил Её из мёртвых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

36 Жнущий получить награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеящий и жнущий вместе радоваться будут. 37 Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, другой жмет. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие самаряне из города того уверовали в Него, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он побыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что он истинно Спаситель мира, Христос. Ст. 6. Что за время, около шестого часа, когда Иисус Христос сидел возле колодезя, в ожидании учеников, ушедших за пищей? У евреев время считалось не так, как у нас теперь считается. Счет часов дня начинался с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй -восьмому, третий – девятому и так далее, шестой – двенадцатому, девятый – третьему по полудни. Ст.8 Почему евреи избегали общения с самарянами? Самаряне были полу-еврейской и полу-языческой веры, потому евреи и презирали их, считали их нечистыми, как язычников, не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянами назывались язычники, которые поселены были на место евреев, переселенных из Палестины в Ассирию, и принявших еврейскую веру, не оставив совсем своей языческой. Название их Самарянами произошло от г. Самарии, в Палестине, где поселены были они. Самарянам желалось вместе с евреями строить иерусалимский храм, но евреи не приняли их в свое общество, потому что они были другого происхождения и не вполне приняли еврейскую веру. Впоследствии самаряне построили было свой храм, но иудеи разрушили его. Ст.10–15 Что такое живая вода, о которой Иисус Христос говорит Самарянке? Самарянка думала, что это свежая ключевая вода. Но Иисус Христос живой водой называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В то время пока Господь умирал на кресте, римские воины кидали жребий о Его одежде. Верхнее платье они разодрали на четыре части – каждому по одной, нижнее же – хитон – которое было единым, решили разыграть. В этом действе также сбылось одно из ветхозаветных пророчеств царя Давида о Христе: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 19). Люди, проходившие мимо и видевшие все происходящее, злословили и смеялись над Господом: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23, 35). Однако Господь делал все наоборот – в этот момент Он спасал не Себя, а все человечество. Вместе с народом над Ним смеялись и воины, и даже один из распятых разбойников. И только второй преступник, еще сохранивший в себе остатки разума и совести, сказал своему подельнику: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23. 40-41). Спасителя он попросил помянуть себя в Царствии Небесном, на что Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Кроме римских воинов под крестом остались и самые близкие Христу люди – Его Пречистая Матерь, Ее сестра, две Марии – Клеопова и Магдалина, а также Его любимый ученик Иоанн (Имя сестры Божией Матери неизвестно; Мария Клеопова, согласно преданию, дочь праведного Иосифа Обручника; Мария Магдалина – покаявшаяся блудница, которую простил Христос; ученик Иоанн – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. ). Увидев Свою Матерь и Иоанна, Господь заповедовал им оберегать друг друга после того, как Он покинет этот мир: «Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26 -27). В дальнейшем они исполнили Его наказ, Иоанн взял Божию Матерь жить к себе домой, где и ухаживал за Ней. Последние мгновения Все это время, то есть от шестого до девятого часа (по-нашему, от полудня до трех часов дня), было явлено знамение скорби – солнце померкло, а по всей земле наступила тьма. Свидетелями этому стали многие известные историки и философы той поры. Так, например, бывший тогда еще язычником, философ Дионисий Ареопагит, находясь в Египте, про наступившую тьму сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, продолжавшему проклинать Иисуса Христа: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Быть может, сердце разбойника тронула кротость Иисуса и Его забота о Матери. Повернувшись к Нему, разбойник сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь ответил: ныне же будешь со Мною в раю. Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы      Внезапно в шестой час по еврейскому исчислению времени (по-нашему — в полдень) тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть третьего часа пополудни) Иисус возопил громким голосом: Или, Или! ламá савахфани? — что в переводе с арамейского значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Эту молитву Господь возносит от лица всех людей, как поясняет святитель Афанасий Великий: «Это говорит Спаситель от лица человечества и, чтобы положить конец проклятью и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду». Кроме того, этими словами начинается пророческий 21-й псалом царя Давида, в котором точно описано, как Господа отвергнет народ, как над Ним будут смеяться видевшие Его страдания, как, бросая жребий, поделят Его одежды, какие мучения Он будет претерпевать. Зная, что уже все совершилось, Господь скажет: Жажду! Тогда один из присутствующих побежит, пропитает губку уксусом и, наложив на трость, даст Ему.    Когда же Господь вкусил уксуса, Он сказал: Совершилось! — и, вознеся молитву Своему Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой , преклонив главу предал дух. И вот завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля сотряслась, камни треснули, гробы отверзлись, многие усопшие святые воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, войдя в Иерусалим, явились тогда многим. Сотник, руководивший казнью, а также те, кто с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились и говорили: Воистину Он был Сын Божий.

http://pravoslavie.ru/104421.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010