Впоследствии Евангелист Иоанн приводит это пророчество ( Ин. 19:37 ), как пример того, что Крестная Смерть Христова была предречена. Но, согласитесь, здесь не сказано о распятии, а, скорее, о убийстве мечом или копьем. Ни 21-й псалом, ни 53-я глава пророка Исаии – ключевые пророческие тексты, в которых говорится о искупительных страстях Сына Божьего, – не уточняют, как именно произойдет смерть. Иисуса могли убить тайком подосланные люди, могли обвинить и судить открыто и потом предать публичной казни. О существовавших во времена Христа типах казней мы узнаем из иудейского трактата «Сангедрин». Там сказано, что у иудеев существует четыре вида смертной казни: побиение камнями, сожжение, убиение мечом и удушение. За богохульство обычно приговаривали к побиению камнями. Побиение камнями до смерти (по-евр. скила ) – самый тяжелый вид иудейской казни. Осужденного раздевали догола, впрочем, на мужчине оставляли набедренную повязку спереди, а на женщине – набедренную повязку спереди и сзади. Затем человека возводили на постройку, которая называлась «дом скилы». Ее высота была в два человеческих роста. Затем один из участников казни толкал осужденного в спину, так, чтобы тот упал с башни вниз. Если человек упал на лицо, его переворачивали лицом кверху. Если человек от падения умер, считалось, что ему повезло. Если не умер, его добивали. Человек, стоящий на скиле (этой самой башне), брал тяжелый камень, который еле мог поднять, и кидал на грудь лежащего внизу. «Если умер от этого – хорошо, но если нет – забрасывает его камнями весь Израиль» (Сангедрин 6. 3-4). Когда осужденный умер, его подвешивают за руки на дерево или на столб, лицом к народу, «таким образом, как делают мясники». Такое выставление на дереве казненного преступника считалось знаком проклятия, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве] ( Втор. 21:23 ). Впоследствии Ап. Павел применил ко Христу этот образ. Христос тоже был прибит к дереву, значит, в каком-то смысле Его тоже, по иудейским представлениям, можно было считать проклятым. Вот Апостол и говорит: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Гал. 3:13 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

(5)      Старейшины скифов 139 следовали за ним, и борисфенит, приведя их, тайно поместил на башне. Когда прошел со священной процессией Скил, и скифы увидели его в вакхическом исступлении, они сочли это очень большим несчастьем. Выйдя из [города], они сообщили всему войску то, что видели. IV, 80. Когда же после этого Скил возвратился к себе домой, скифы восстали против него, поставив во главе его брата Октамасада, рожденного от дочери Тера 140 . (2) [Скил] же, узнав о том, что совершается против него, и о причине, по которой это происходило, убегает во Фракию. А Октамасад, услышав об этом, пошел на Фракию войной. Когда же он был у Истра, фракийцы вышли ему навстречу. Прежде чем они схватились, Ситалк 141 послал к Октамасаду сказать следующее: (3) «Зачем мы должны испытывать [силу] друг друга? Ты – сын моей сестры, и у тебя мой брат. Отдай же мне его, и я передам тебе твоего Скила с тем, чтобы ни тебе, ни мне не рисковать войском». (4) Это возвещал ему, послав посла, Ситалк. Ведь у Октамасада находился брат Ситалка, бежавший от него. Октамасад соглашается с этим и, выдав своего дядю с материнской стороны Ситалку, получил брата Скила. (5) И Ситалк, взяв брата, увел его с собой. Скилу же Октамасад там же на месте отрубил голову. Вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают. IV, 81. Численность скифов я не мог точно узнать, но слышал об их числе различные сообщения: что их и очень много и что скифов как таковых мало. (2) Однако вот что мне наглядно показали 142 . Есть между реками Борисфеном и Гипанисом местность, название которой Экзампей. [Об этой местности] я упоминал 143 незадолго до того, сказав, что в ней есть источник горькой воды; вода, вытекающая из него, делает [воду] Гипаниса негодной для питья. (3) В этой местности находится медный котел, по величине в шесть раз больше кратера у устья Понта, который посвятил Павсаний, сын Клеомброта 144 . (4) А тому, кто его никогда не видел, я разъясню это следующим образом: медный котел в Скифии свободно вмещает шестьсот амфор; толщина этого скифского медного котла – шесть пальцев. Этот [котел], как говорили местные жители, сделан из наконечников [стрел]. (5) Пожелав узнать численность скифов, их царь, имя которого было Ариант 145 , приказал всем скифам, чтобы каждый принес один [наконечник стрелы]; а тому, кто не принесет, он угрожал смертью . (6) Так вот было доставлено множество наконечников 146 , и он решил оставить памятник, сделав его из этих [наконечников]. Из них он сделал именно этот медный котел и посвятил его в этот Экзампей. Вот что я слышал о численности скифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Спасибо. – Мадам, хочу сказать еще одно. Артур – просто замечательный молодой человек. – Правда ведь? Правда? И мы рассмеялись, удивляясь самим себе. Тут в дверях появился джентльмен. Без сомнения – бывший граф Йене Скил Скилский. Он сказал: – Мэри, будь добра, перейди в библиотеку. Всякой глупости должен быть конец. Это – последний визит французского учителя в наш дом. Не соблаговолит ли французский учитель послать мне как можно скорее счет? Всего хорошего, сэр. Я лучезарно улыбнулся в лицо разгневанному хозяину. – Спасибо, – сказал я, поклонившись с видом служащего, которому предоставили долгожданный отпуск. – Всего хорошего, миссис Скил. Передайте, пожалуйста, мой сердечный привет вашим детям. – Я опять улыбнулся хозяину и поднял руку, как бы говоря: «Не трудитесь меня провожать. Я знаю дорогу». Только первоклассный актер, будучи выгнан из дома, может покинуть его так, как будто ему оказали великую милость – Джон Дрю, например; Сирил Мод; Уильям Жилетт. Я ожидал ночного звонка, поэтому сидел с книгой. Звонок раздался около половины второго. – Мистер Норт, вы сказали, что я могу вам позвонить в любой час. – Ну конечно, миссис Скил. – Элспет очень огорчена. Она хочет вас видеть. Ее отец разрешил. Я покатил к ним. Свет горел во всех окнах. Меня привели в комнату больной. Слуги, в крайнем смятении, но одетые так, как будто это был полдень, притаились в темных углах и за полуоткрытыми дверьми. Миссис Скил стояла в верхнем холле с врачом. Меня представили ему. Он был очень сердит и холодно пожал мне руку. – Доктор Эглстон разрешил мне вас вызвать. В отдалении я увидел мистера Скила, очень красивого и взбешенного. Миссис Скил приоткрыла дверь и сказала: – Элспет, милая, мистер Норт пришел тебя проведать. Элспет сидела в постели. В глазах ее горела ярость – должно быть, после долгой схватки с отцом и врачом. Я одарил улыбкой всех присутствующих. Мисс Чалмерс не было видно. Я обернулся и сказал деловитым тоном: – Я хочу, чтобы Галоп был с нами. Я знал, что где бы он ни был, он меня услышит. Он появился тут же. Поверх пижамы на нем был толстый халат с гербом его школы. На виду у зрителей я вынул часы и положил на столик возле кровати. По моему знаку Галоп распахнул дверь в холл и другую – в следующую комнату, где, наверное, кипела мисс Чалмерс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Попасть в эту красоту и великолепие можно было через два надежно охраняемых парадных вестибюля, один из которых назывался Халки – «Медный», или «Медная стража», и выходил к «храму- храмов» – Св. Софии, а другой – Скила, в виде павильона, через ворота которого, отделанные пластинами из слоновой кости, можно было попасть на центральный Ипподром. Здесь стояла стража и постоянно толпились слуги чиновников или послов в ожидании своих господ. Двери роскошных дворцов открывались на рассвете и закрывались в три часа дня. После этого наступало время частной жизни императорского семейства. Ключами от всех этих многочисленных дверей ведал папий, старший привратник, обычно евнух, который был также священником. Он держал ключи в специальном служебном помещении – диетарикии. В царских покоях по недельным сменам служили подчиненные папию евдомарии (от греч. евдомас – «неделя») во главе с примикирием (от лат. primicerius – «тот, чье имя записано первым»). Впрочем, главным было не количество дворцовых слуг и вооруженной охраны. Здесь присутствовало нечто большее. Императорский Дворец, частью которого являлся огромный главный цирк – Ипподром, представлял собой не просто грандиозный дом, но «сцену», на которой рождались образы власти, вовсе не бессмысленные, как могло бы показаться непосвященному. Церемонии, которые в нем происходили, внешне очень напоминали богослужения во имя некой «монархической религии». Это был величественный и загадочный мир, в котором самодержец старательно играл роль Бога Отца и одновременно Спасителя. Он принимал у себя 12 сотрапезников в роскошном главном тронном зале – Хрисотриклине (Золотой палате), подобно Иисусу Христу на Тайной Вечере. Он был в центре пышно обставленных, по сути сакрализированных организаций дворцовых цремоний – катастасиев, парастасиев – дворцовых приемов, включая иноземных послов, званых пиршеств – клиториев, на которых распоряжались препосит или протопрепосит – старший евнух, организатор мероприятия, особый «столоначальник» – трапезит или царский атриклин – «церемонимейстер», следивший за строгим иерархическим порядком санов приглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скарлата – женское платье красного цвета с длинными узкими рукавами, особенно популярное среди византийских знатных дам. Скаф – дословно с греч. «круглый», как правило, тихоходный корабль-парусник, предназначенный для перевозки людей, грузов, товаров, то есть преимущественно купеческое судно. Скевофилакий – хранилище священных сосудов и церковной утвари, ценных рукописей, находящееся за алтарем или в виде отдельного помещения при церкви. См.: диаконик. Скевофилак (с) – казначей церковной епархии; хранитель сокровищ, священных дорогих церковных сосудов, книг; ведал церковным персоналом и богословской деятельностью. С. – хранитель сокровищ Великой церкви (Св. Софии) был в числе главных архонтов Священного Синода, работавшего при Патриархе. Скелекотроф – дословно с греч. «кормильщик червей», специалист по разведению личинок тутового шелкопряда, из коконов которых получали шелк- сырец (метаксу). Выращивание личинок было хлопотным делом, требовало особых условий, чистоты, тишины. Личинок убивали, прокаливая коконы на жаровне, после чего шелковую нить разматывали, промывая ее в горячей воде. Скепеон (скепион) (от лат. scipio) – церемониальный жезл высших сановников. Скептор – чиновник канцелярии квестора. Скиадий – богато расшитый головной убор из дорогой ткани с металлическим околышем и плоским верхом. Такую шапку с эпохи Комнинов носили царские сановники, вельможи. С. великого доместика был красный с золотом, с красными подвесками. С. протоасикрита шился из пурпурной и белой ткани с широкими полосами вокруг тульи, с трилистником из материи наверху. Скила – парадный вестибюль Большого императорского дворца (второй по значению после Халки), примыкавший к Триклину Юстининана и выходивший на главный столичный Ипподром. Обычно здесь ожидали своих господ слуги чиновников и послов. С. охранялась отрядом Средней Этерии. Скиники – от греч. скине – «палатка», помещение для хранения реквизита, переодевания актеров. С. – название актеров в Византии. Скипетр (лат. sceptrum или laborum, греч. скиптрон) – 1) длинный ручной жезл, который был знаком достоинства правителя, а также атрибутом бога. У византийских императоров С. имел вид креста с длинной вертикальной перекладиной и появился как регалия власти в конце IV в. К жезлу нередко прикрепляли пурпурную ткань, украшенную бахромой и символом христианства; 2) византийские авторы нередко употребляли это слово в значении «знамя», «штандарт».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV, 75. Так вот скифы, взяв зерна этой конопли, подлезают под покрывала и затем бросают зерна на раскаленные [на огне] камни. Насыпанное зерно курится и выделяет столько пара, что никакая эллинская парильня не сможет это превзойти. (2) Скифы же, наслаждаясь gapuльheй, вопят. Это у них вместо мытья: ведь они вообще не моют тело водой. (3) Женщины их растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладанного дерева, добавляя воду, и этой перетертой густой массой натирают все тело и лицо. От этого они приобретают аромат. А на следующий день, сняв пластырь, они одновременно становятся чистыми и блестящими. IV, 76. [Скифы] также старательно избегают пользоваться обычаями других народов и больше всего эллинскими, как показала судьба Анахарсиса и второй раз снова – Скила. (2) В первом случае Анахарсис, после того как посетил многие земли 131 и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через Геллеспонт, он прибывает в Кизик (3) и застает кизикенцев очень пышно справляющими праздник в честь Матери богов 132 . Анахарсис принес Матери обет: если здравым и невредимым возвратится к себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом, как он это видел у кизикенцев, и установит ночное празднество. (4) Когда же он прибыл в Скифию, то, углубившись в так называемую Гилею (а она находится близ Ахиллова Бега и вся полна разнообразнейшим деревьями), так вот, углубившись в нее, Анахарсис стал совершать весь обряд в честь богини – с тимпаном, увешав себя священными изображениями. (5) И кто-то из скифов, заметив, что он это делает, донес царю Савлию 133 . Тот прибыл сам и, когда увидел, что Анахарсис делает это, выстрелив из лука, убил его. И теперь, если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нем, из-за того, что он побывал в Греции и воспользовался чужеземными обычаями. (6) А как я слышал от Тимна 134 , доверенного Ариапифа, Анахарсис был с отцовской стороны дядей Идантирса, царя скифов, сыном же Гнура, сына Лика, сына Спаргапифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 333 и след.). 131 Путешествие Анахарсиса в Грецию состоялось, по мнению античных авторов, во времена Солона (см., например: Diog. Laert. I, 8, 101–102). Об Анахарсисе см. выше примеч. к «Объяснению к Илиаде» Евстафия. 132 Имеется в виду фригийская богиня Кибела, чей культ был распространен в Малой Азии и носил оргиастический характер. 133 Геродот здесь и ниже называет несколько имен скифских царей (Спаргапиф, Лик, Гнур, Савлий, Идантирс, Ариапиф, Скил и Октамасад), что дало возможность построить некоторую (полулегендарную) родословную скифских царей. 135 Раньше считалось, что новелла о Скиле носит литературно-фиктивный характер, но после находки во Фракии перстня с именем Скила этот рассказ признается вполне достоверным. 138 Существование культа Диониса в Ольвии подтверждается данными эпиграфики и другими источниками (Русяева 1979; Русяева 1992). 139 Возможно, это были номархи, составлявшие совет родо-племенных старейшин у царских скифов (см. подробнее: Ельницкий 1977. С. 196, 202). 140 Тер (или Тирей) – основатель Одрисского царства во Фракии (ок. 480–460 гг. до н. э.). Брак его дочери со скифским царем свидетельствует о тесных взаимоотношениях фракийцев и скифов того времени. 141 Ситалк, сын Тера, наследовавший от него Одрисское царство, погиб в 424 г. (Thucyd. IV, 101, 4). 142 Это      одно из высказываний,      могущих свидетельствовать о пребывании Геродота в Скифии. 145 Царь под таким именем не упоминается ни у Геродота в других местах, ни у других авторов. Имя царя – иранского происхождения. 146 Исследователи видят в сборе наконечников стрел попытку получить сведения о точном числе плательщиков подати, которой царские скифы обложили население Северного Причерноморья. 148 Целью похода Дария на Скифию было оградить северные пределы Персидской державы от скифских набегов. 149 О понимании выражения «Древняя Скифия» в мировой историографии см. подробнее: Доватур и др. 1982. С. 336–337. Имеется в виду Северо-Западное Причерноморье от Дуная до Крыма. 152 Сунийское нагорье – оконечность Аттики к югу от дема Форикос (на востоке) и дема Анафлист (на западе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Олений парк» знали все. Отец нынешнего мистера Скила, датчанин, был судовладельцем. Он создал свой «Олений парк» не в подражание знаменитому копенгагенскому, а как любовное напоминание о нем. Я часто слезал с велосипеда перед высокой чугунной решеткой, охватывавшей широкий луг, который упирался в низкий утес над морем. Под роскошными ньюпортскими деревьями мелькнет, бывало, то олень, то кролик, то павлин – но, увы, Лафонтен! – ни лисицы, ни волка, ни даже осла. Миссис Скил встретила меня в холле. «Элегантность» – слишком пышное слово для такого совершенства. Она была в сером шелковом платье, с серыми жемчугами на шее и в ушах. Изысканность, прелесть – но и что-то еще: мука, скрытая под стоическим самообладанием. – Вы найдете мою дочь на веранде. По-моему, ей будет приятнее, если вы представитесь сами… Мистер Норт, если вы вдруг заметите, что она утомилась, вы не могли бы под каким-нибудь предлогом прекратить урок? Артур вам поможет. Дочь – вся в мать; только там было страдание, а здесь – еще и крайняя бледность. Я обратился к ней по-французски. – Мистер Норт, можно мы будем только читать по-французски? Говорить я устаю. – Она слегка прикоснулась к левой стороне лба. – Смотрите! Вон мой брат. Я обернулся и увидел вдалеке мальчика лет одиннадцати, карабкавшегося по утесу. Я часто встречал его на кортах, хотя занимался он не у меня. Это был живой веснушчатый американский мальчик, каких часто изображают на бакалейных календарях рядом со стихотворением Уиттьера. Его звали Галопом, потому что второе имя у него было Гэллоп и потому что он очень быстро говорил и никогда не ходил шагом, если можно было побежать. Он подлетел к нам и резко остановился. Нас представили, и мы важно обменялись рукопожатиями. – Мы ведь уже знакомы, Галоп, – сказал я. – Да, сэр. – Тебя и здесь так зовут? – Да, сэр. Элспет зовет. – Мне нравится. Можно и мне тебя так звать? – Да, сэр. – Ты тоже любишь басни? – Мы с ним очень увлекаемся животными. Галоп часами наблюдает за приливным озерком. Он уже знает там некоторых рыбок и рачков и дал им прозвища. Мы с ним все обсуждаем вместе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Особенно углубленно занимался историей Боспора, принимал участие в раскопках античного города Китей в восточном Крыму. Болландисты – см.: агиография, Acta Sanctorum. Большой императорский дворец – другое название Священный дворец. Огромный ассиметричный комплекс зданий (около 100 000 кв. м или больше) в юго-восточной части Константинополя, на берегу Босфора и Пропонтиды, между храмом Св. Софии, Ипподромом, Вуколеоном и морскими стенами. Начал создаваться с IV в. Константином Великим , особенно активно достраивался при Юстиниане I, Феофиле, Василии I. Им пользовались до 1204 г. и в течение короткого периода после 1261 г. Но уже с конца XI в. роль главной царской резиденции перешла к императорскому дворцу в северо-западной части столицы – во Влахернах. Б. и. д. включал парадные вестибюли (Халки, Скила), массу зданий с нескончаемой анфиладой залов, палат, покоев – триклиниев, кувикл, столовых, а также храмы, часовни, сады – кипии, оранжерею (Анадендрадий), скрытые и открытые цистерны для воды, дорожки, галереи, веранды, караульные помещения, даже три тюрьмы (Халки, Нумера, Фиала) и Циканистирий – просторный ипподром для верховой игры в циканион (поло). Комнины еще временами перебирались жить из Влахерн в Б. и. д., но в XIV в. он окончательно обветшал и лишь изредка по традиции использовался для коротких остановок в ходе церемониальных действий. Ныне фасад дворца, выходящий с сторону моря, часть дворца Вуколеон все еще стоят, так же как и стена, идущая на север от приморской стены со стороны башни маяка. См.: Месокипий, Новая Церковь , Орологий (2), Онопод, Панфей, Портик августея, Сигма, Триклин Магнавры, Соломонов трон, Хрисотриклин, Триклин Августея, Триклин 19 Акувитов, Триклин Кандидатов, Триклин Схол, Триклин Экскувитов, Триклин Юстинина, Триконх, Типетон, Гормизда, Храм Пресвятой Богоматери Фара, Церковь Господа. Боспор – название фракийского происхождения, которое дословно с греч. означает «коровий брод». Существовали: 1) Фракийский Б. – пролив между Европой и Азией (современный Босфор); византийцы называли его просто Стенон, то есть «Узкий [пролив]»; 2) Киммерийский Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему же Ты не сделал его бессмертным, как был Енох и Илия? А Ты говоришь, что он был праведник и избранный». Глава XXXI Спаситель наш ответил и сказал: «Пророчество Отца Моего исполнилось на Адаме по причине непослушания его, и все совершается по воле Отца Моего. Если человек преступает предписания Бога и исполняет дела диавола, совершая грех , – его дни исполнились; ему сохраняется жизнь, чтобы он мог покаяться и убежать рук смерти. Если он упражняется в добрых делах, время жизни его продолжится, дабы слухи о его преклонном возрасте возросли и праведные подражали бы ему. Когда вы видите человека, чей дух скор на гнев, – дни его сочтены, ибо такие погибают во цвете лет. Всякое пророчество, которое изрек Отец Мой о сынах человеческих, должно исполниться во всякой вещи. А что касается Еноха и Илии, – они живы и по сей день, сохранив те же тела, с которыми они родились. А что касается отца Моего Иосифа, то ему не дано, как им, остаться в теле; и если бы человек прожил много тысяч лет на этой земле, все-таки он должен был бы сменить жизнь на смерть. И Я говорю вам, о братья Мои, что нужно было, чтобы Енох и Илия снова пришли в этот мир при конце времен и чтобы они утратили жизнь в день ужаса, тревоги, печали и великого смятения. Ибо антихрист умертвит четыре тела и прольет кровь, как воду, из-за позора, которому они его подвергнут, и бесчестия, которым поразят его при жизни, когда откроется нечестие его». Глава XXXII И мы сказали: «О наш Господь, Бог и Спаситель! Кто же эти четверо, которых Ты сказал, что погубит антихрист, потому что они восстанут против него?» И Спаситель ответил: «Это Енох и Илия, Скила и Товифа» 222 . Когда мы услышали слова нашего Спасителя, мы возликовали и предались радости, и мы воздали всякую славу и благодарение Господу нашему Богу и Спасителю Иисусу Христу. Ему надлежит слава, честь, почет, владычество и хвала, вместе с милосердным Отцом и Духом Святым, животворящим ныне, и во все времена, и во веки веков. Аминь. Евангелие от Никодима Во имя Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...