По рассказу Николая Идрунта (ν τ περι ζμων), Франки, овладев Константинополем, нашли в царском сосудохранилище честное древо, терновый венец, сандалии Спасителя и один гвоздь, нашли также в золотом (λιϑομαργαριτοκολλτω) сосуде хлеб, преподанный Христом Апостолам. Сосуд этот имел надпись: здесь лежит хлеб, который Христос разделил ученикам своем со словами: «приимите, ядите…» Так как, этот хлеб был квасной, то западные епископы хотели было скрыть его, но Бог не попустил (эту историю рассказывает Георгий Керкирский). Во 2-х – с тех пор, как Иоанн Иерусалимский и потом Евстр. Аргентинский неопровержимо доказали, что Господь, во время установления таинства, не вкушал законной пасхи, и, следовательно, не на опресноках совершил свое таинство. 91-е Василия Великого . Пусть устыдятся паписты слов св. Василия, что недостаточно для совершения таинства Евхаристии одних слов Господа: приимите, ядите и пийте, что необходимы для этого и читаемые тайно священником молитвы и призывания... 52-е 6-го. Те, которые не напаяют св. хлеб кровью, и таким не напоенным сохраняют его, как преждеосвященный, явно латиномудрствуют; ибо к нечестию латинян относится и то, что они причащают мирян одним видом Евхаристии, по определению Констанского собора. 68-е Апостол. Не позволительно на одном престоле в один день служить две литургии, и на престоле, на котором совершал литургию епископ, в тот же день совершать ее и пресвитеру, что преступают паписты. Так как, по 68-му Апостольскому правилу, еретики не имеют священства, то, значит, и совершаемые ими священнодействия чужды благодати и освящения. Следовательно, латинские опресноки и таинства не священны по 46-му Апостольскому правилу. Если же Димитрий Хоматин и Иоанн Китрский говорят, что мы не погрешаем, считая священнодействия латинян святыми, то они сказали это в то время, когда латинян принимали еще за крещенных так как они в то время еще не отвергали погружений в крещении. Впрочем, те же – Хоматин и Китрский прибавляют, что никто из православных не должен причащаться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Впрочем, нельзя назвать необоснованным и греческий обычай – как с точки зрения того значения, о котором упомянул Григорий, так и в смысле неприятия ереси назареев, которые смешивали законные соблюдения с Евангелием. Ответ на возражение 1. Как сказано в [книге «Исход " ] ( Исх. 12 ), пасхальные празднества начинались вечером четырнадцатого лунного дня. Это же таинство было установлено Христом после заклания пасхального агнца в тот день, который, по словам Иоанна, предшествовал празднику Пасхи (остальные евангелисты называют его «первым днем опресноков»), когда, как мы уже говорили, в домах евреев не должно было оставаться ничего квасного. Более полно этот вопрос был исследован нами в трактате, посвященном страстям Господним (46, 9). Ответ на возражение 2. Намерением отмечающих таинство с опресноками является не соблюдение законных обрядов, а сообразованность с установлением Христа; так что они нисколько не являются последователями иудаизма, в противном случае и отправляющие его с квасным хлебом были бы последователями иудаизма, поскольку евреи предлагали квасной хлеб на праздник первых плодов. Ответ на возражение 3. Закваска обозначает любовь по причине одного единственного следствия, [а именно] того, что она делает хлеб вкусным и большим; однако она также обозначает и порчу его изначальной природы. Ответ на возражение 4. Все, что подверглось брожению, причастно порче, а это таинство, как мы уже показали (3), нельзя делать из испорченного хлеба. Таким образом, различие между пресным и квасным хлебом является гораздо большим, чем между теплой и холодной крестильной водой, поскольку возможна такая порча квасного хлеба, при которой его уже нельзя использовать в таинстве. Раздел 5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАДЛЕЖАЩЕЙ МАТЕРИЕЙ ЭТОГО ТАИНСТВА ВИНОГРАДНОЕ ВИНО? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства. Ведь как вода является материей крещения, точно так же материей этого таинства является вино. Но крещение можно сообщать посредством любого вида воды. Следовательно, и это таинство можно отправлять с любым видом вина, например гранатовым или шелковичным, поскольку далеко не во всех странах растет виноград.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

363 Опресночный хлеб называется τ αζνμα или τα λαχανα. На чисто греч. языке по общему признанию ρτος означает квасной хлеб. На восточно-греческом языке употребляется и в значении обширном – в значении всякого рода пищи. Прем. 16, 26; 15. 26 . Лук. 14, 15 . Быт. 43,24 Прит. 23, 6 . Но без основания говорят, будто у LXX ρτος Лев. 2, 4. 7, 12. 13 . Числ. 6. 15 . употреблено вместо χολλνρα-пышек; ибо здесь к слову αρτος прибавляется αζυμαι и показывается ясно, что ρτος употреблено в значении вообще хлебной снеди: αρτοι: εν ελω, εκ σεμδαλεως εν λαω. Тот и другой случай не может быть приложен к вопросу о хлебе евхаристии: первый потому, что здесь показывается известный случай и говорится об определенном роде пищи, почему незаконно было бы отступать от обыкновенного значения слова ρτος; последний и потому уже, что нет здесь ни αζυμαι, ни другого описания 364 В Палестине обыкновенно вино было красное: отселе наименование вина: αιμα σταφυλς кровь гроздовая; на востоке всегда предпочитали красное вино белому, почему последнее мало было и известно. Roseuuiiiller Morgenland Th. i. s. 235. У иудеев за правило принято употреблять в праздник пасхи вино красное. Lebusch. halicot Pesah § 172. 368 Оглаш. р. 331. 332. Тоже пост, апост. 6, 30. 2. 33. 8, 14. Хлеб и вино, не предложенные в тело и кровь, называются αντιτνπα вместо образными в литургии Василия в., в деяниях никейского вселен. собора и у диак. Епифания (выше прим. 30). 370 Киприан: 63. писм. к Цецилию. Ириней: temperamentum calicis 4. 33. § 2. Τ κεκραμνον ποτριον 8. 2. § 3. Григорий нисс. de resur. саг. chr. orat. 1. «Пей воду истекшую из бока камня». Тоже все литургии востока и запада. Одни армяне не растворяют вина водою, и их обличают. собор трулл. в прав. 33. Исаак в слове против армян (ар. Seombefisis. auct- nov. tom. 2. p. 34). Св. Епифаний обличал евионеев за то, что они употребляли для евхаристии одну воду (Haer. 30. 8 16); Климент алекс. (paedag 2. 2) порицал за тоже энкратитов. Манихеи не употребляли вина по своим ложным понятиям о Творце и творении in uva agnoscunt Deum suum, как говорит Августин cont Favst. 20. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аротрон – плуг с железным сошником – крискеллоном. Арравон – задаток за товар. В частности, давался до получения приданого перед заключением брака. См.: простимон. Арта – город в греческом Эпире. Артаба (артава) – мера зерна в Египте (количественные показатели см.: меры веса и объема). Артаксата – город на границе Ирана Сасанидов и ранней Византии, разрешенный центр торговли для персов и ромеев. См.: Каллиник, Нисибис. Артопой – дословно с греч. «хлебодел», одновременно мельник и пекарь. См.: манкип, Артополий, Артопратий. Артополий – константинопольский квартал с хлебными эргастириями, которые тянулись примерно на 500 м по обе стороны Меси, между форумами Константина и Феодосия, на уровне нынешнего Базара в Стамбуле. Кроме хлеба здесь в торговых рядах продавали и другие продовольственные товары, фрукты, овощи, жареную рыбу, горячую похлебку и пр. См.: Тетрапил. Артопратий – см.: Артополий. Артос – греч. «квасной хлеб», то есть хлеб, тесто которого замешано на дрожжах. Обычно хлебец весил от 450 до 600 г. Так как он покупался на определенную монету – фоллис и по определенной цене, то подорожание хлеба выражалось в снижении веса каравая. Кроме основного продукта питания, А. означает в Православной Церкви общий всем ее членам освященный хлеб – Агиос Артос, или «просфору всецелую». Он занимает самое видное место в храме на протяжении Светлой недели перед Пасхой, то есть Воскресением Христа. Это означает, что пострадавший за всех людей Спаситель сделался Истинным Хлебом Жизни. На А. положено изображать крест с терновым венцом, но без распятого Христа, как знамение Его победы над смертью. Освящается А. особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой недели на Божественной литургии. Освященный А. кладется на столе на солее против Святых (Царских) врат алтаря, перед иконой Спасителя, где он лежит в течение всей Пасхальной недели. Все семь дней, по окончании Божественной литургии, с А. совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой недели в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Евхаристология — учение о Евхаристии . Основные положения православной евхаристологии: 1. Христос утвердил Таинство Евхаристии и заповедал Своим последователям участие в нём. В этом состоит одно из важнейших условий приобщения верующих к Его Царству ( Ин.6:51,53-54 ). 2. Участие в Евхаристии — это участие в Тайной Вечере, а не только изображение, воспоминание её. Это выражено и в словах молитвы перед причащением “ Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими… ». 3. В Евхаристии происходит пресуществление , преложение (оба эти термина приемлемы) хлеба и вина в истинные, подлинные Тело (Плоть) и Кровь Христовы . Христос реально присутствует в Евхаристии, это не образ, видимость или символ! Евхаристические освящённые Дары есть истинные Плоть и Кровь Спасителя, воплотившегося Бога — Богочеловека Иисуса Христа. Евхаристическое преложение совершается не в энергетическом, а в субстациональном плане. При этом физические, видимые признаки хлеба и вина в освящённых Святых Дарах остаются прежними. 4. В каждой частичке Святых Даров Христос присутствует во всей полноте. 5. Каждый раз, при совершении Таинства Евхаристии, хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь воскресшего Спасителя, несмотря на то, что установление Таинства на Тайной Вечере состоялось до крестных страданий, смерти и воскресения Христа. Равно как и Таинство Крещения было установлено до Дня рождения Церкви (дня Пятидесятницы ). 6. Евхаристия — жертва Тела и Крови Христа за живых и умерших. В отличии от исторической Крестной Жертвы, Евхаристическая Жертва является бескровной. 7. На Голгофе Христос принёс Себя в жертву по человеческому естеству , а по божественному естеству принял её с Отцом и Святым Духом. Евхаристическая Жертва приносится всей Святой Троице — Отцу и Сыну и Святому Духу. 8. Евхаристия должна совершаться на квасном хлебе , поскольку все евангелисты говорят именно о квасном хлебе. В греческом языке очень четко различаются термины artos (хлеб квасной), и aximon ( хлеб пресный, опреснок). Все евангелисты и ап. Павел ( 1Кор.11:23 ), говоря о Евхаристии, употребляют именно слово artos . 9. Установительные слова  Литургии , молитвенное призывание Святого Духа имеют важное, но не исчерпывающее значение. Евхаристия совершается не только в момент произнесения этих слов, но во всё время анафоры; можно сказать, что с начала Божественной Литургии. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/evharistologiya

Литургия как богослужение состоит из ряда отельных частей, которые все вместе объединены единым сакраментальным смыслом. Приведем слова протоиерея Серафима Слободского, который разделяет Литургию на следующие составные части: «сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: 1) «проскомидией», 2) Литургиею «оглашенных» и 3) Литургиею «верных» . Проскомидия Проскомидия (с греческого – принесение) – это первая часть Божественной литургии. Традиция данного действия идет со времен раннехристианской Церкви, когда верующие приносили хлеб, вино и все самое необходимое для совершения литургии. На проскомидии используется хлеб (обязательно квасной пшеничный), который называется просфорою (приношение) и вино (красное виноградное). Хлеб символизирует Тело Христово, а вино – Его Кровь. Проскомидия совершается священником на жертвеннике (специальном столе) при закрытом алтаре, поэтому верующие, как правило, не видят совершаемых действий. Что касается смысла проскомидии, то он заключается в том, что в результате специальных действий (и при чтении особых молитв) священник приготовляет Тело и Кровь Христову для дальнейшего причащения верующих во время Таинства Евхаристии. Также на данной стадии богослужения происходит поминовение умерших и поминание о здравии живых членов Церкви. Литургия оглашенных Второй частью литургии является Литургия оглашенных. Свое название данная часть богослужения также получила в связи с древнехристианской практикой. Дело в том, что в ранней Церкви отношение к духовному состоянию каждого верующего и степени его воцерковления было гораздо строже, чем в наши дни. Это было связано с тем, что сами общины были гораздо малочисленнее, чем современные приходы, а также и с тем, что все члены общины хорошо знали друг друга. В результате этого складывалась ситуация, что при вхождении в общину новых членов, их воцерковление происходило по определенной схеме. Одним из первых этапов вхождения в лоно Церкви был период оглашения (обучения, посвящения в основы веры – от слова «глас»), когда готовящиеся стать христианами проходили курс бесед и изучали основы учения Господа Иисуса Христа. В этот период такие люди назывались оглашенными. Название же второй части литургии – Литургией оглашенных – связано с тем, что именно на данной части богослужения и могли находиться оглашенные. Таким образом, Церковь не отвергала своих будущих членов, а постепенно начинала вводить их в свое лоно. После окончания данной части богослужения оглашенные покидали храм (или другое место богослужения), т. к. они еще не были крещены, а значит, не могли участвовать в самой главной части – литургии верных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Фото Натальи Макаренко Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны? Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени - торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством - льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце. Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу. Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16-18). Артос. Хлеб Артос - так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет - прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов. Зачем все это нужно? По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   Это указание иудеев объясняется существовавшим между ними и доселе существующим преданием, что как первый их избавитель, т. е. Моисей, низвел с неба манну, так низведет и второй, т. е. Мессия. Shoetgenius. Horae hebr. et talmud. T. 1, p. 359. Lips. 1733.    Ириней. adv. haeres. V, 2. 3; Карфаг. собор. прав. 46, в Книге правил...    Должно, однакож, заметить, что в учении своем латиняне признают как хлеб опресночный, так и хлеб квасной, равно приличным веществом для таинства Евхаристии (Perrone, Praelect. Theol. Tract. de Eucharistia, par. II, c. 3, propos. 1); но на самом деле обыкновенно употребляют только хлеб опресночный.    Разные мнения греческих писателей, которыми они старались доказать и объяснить эту истину, кратко излагает и рассматривает Богословие преосвящ. Феофана Прокоповича (uol. III, pag. 603—610, Lips. 1793).    Maldonatus, in Matth. cap. XXIV, v. 2; Petavius, de doctrina temp. XII, c. 15 et squ.; Natalis Alex., Diss. XI, in Saec. XI et XII.    И будет вам (овча) соблюдено даже до четвертагонадесять дне месяца сего: и заколют то все множество собора сынов Израилевых к вечеру. И приимут от крове, и помажут на обою подвою, и на прагах в домех, в нихже снедят тое. И снедят мяса в нощи той печена огнем, и опресноки с горьким зелием снедят (Исх. 12:6—8). Начинающе в четвертыйнадесять день перваго месяца, с вечера да снесте опресноки, до двадесять первого дне месяца, до вечера. Седмь дней квас да не явится в домех ваших (- 18. 19)    Если же один из Евангелистов выражается: прииде день опресночный, в оньже подобаше жрети пасху (Лук. 22:7), и два другие говорят: в первый день опресночный приступиша ученицы к Иисусу, глаголюще ему: где хощеши уготоваем ти ясти пасху (Матф. 26:17; Марк. 14:12): то означенные выражения, вместе со св. Иоанном Златоустом, можно и даже необходимо понимать так; «прииде (первый день опресночный), т. е. приближался, был при дверях» (на Ев. Матф. бесед. LXXXI, в T. III, стр. 389). Это — а) само собою следует из того, что ученики только еще приступали к Спасителю с вопросом, где приготовить пасху, а первый день опресночный начинался уже по совершении пасхи (см. следующее примечан.); и — б) необходимо для того, чтобы примерить показание трех Евангелистов со свидетельством четвертого: прежде праздника Пасхи… (Иоан. 13:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Читайте также: Как молиться на Пасху? Фото Натальи Макаренко Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны? Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце. Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу. Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18). Артос. Хлеб Артос — так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов. Зачем все это нужно? По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик.

http://foma.ru/svetlaja-sedmica.html

Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем переставали ходить к Божественной Литургии, а из тех, кто приходил, большинство не принимало участия в Божественной Вечери. Вот почему вместо Святых Даров начали раздавать те хлебы, которые оставались от жертвы бескровной. Сначала это называли благословением (по-гречески – евлогиа), потому что эти хлебы, хотя и не освящались как Святые Дары призыванием Святаго Духа, но благословлялись и освящались уже тем, что были в числе предложения. Так как тут происходило смешение понятий (благословением – евлогиа – называлась и сама Божественная Вечеря), то раздавание хлебов стали называть антидореа, антидор, что означает воздаяние, вознаграждение. Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии. В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15м ответе Александрийскому патриарху Марку. Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею. Что такое артос Слово артос (по-греческиквасной хлеб) – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие.

http://azbyka.ru/chto-takoe-prosfora-ant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010