Чудотворная икона «Всецарица» будет доставлена в Саратов 2 июля 2009 г. 18:02 С 4 по 18 июля верующие г. Саратова смогут поклониться чтимой иконе Божией Матери, именуемой «Всецарица». Чудотворный образ будет доставлен в храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова из Свято-Никольского женского монастыря города Малоярославца Калужской области. «Этот образ является списком с древней чудотворной иконы Божией Матери, по-гречески именуемой " Пантанасса " , а по-русски — " Всецарица " , из Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон, — рассказала настоятельница монастыря игумения Феодосия (Бессонова). — Сама икона была написана в XVII веке. Впервые Свою милость Божия Матерь проявила через эту икону на человеке, одержимом бесами. Позже стали замечать, что она оказывает благотворное влияние и на больных онкологическими заболеваниями». Списки этой иконы распространены по всему миру. Есть они и в России. Список, который будет доставлен в Саратов, был написан на святой Горе Афон и передан в Россию в 2006 году. В дни пребывания чудотворной иконы в Свято-Алексиевском женском монастыре перед святым образом ежедневно в 14 часов будет совершаться молебен и читаться акафист Божией Матери. Также в первые два дня пребывания иконы на саратовской земле молебны с чтением акафиста будут совершены в монастырском храме по окончании Божественной литургии. 5 июля Божественную литургию в Свято-Алексиевском монастыре совершит епископ Саратовский и Вольский Лонгин . Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/683798.htm...

Чудотворная икона «Всецарица» доставлена в Саратов 6 июля 2009 г. 14:13 4 июля в храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова доставлена икона Божией Матери, именуемая «Всецарица». Образ принесен из Свято-Никольского женского монастыря города Малоярославца Калужской области. 5 июля епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Божественную литургию в Смоленском храме, а по окончании богослужения — молитвенное пение с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Всецарица». «Этот образ является списком с древней чудотворной иконы Божией Матери, по-гречески именуемой " Пантанасса " , а по-русски — " Всецарица " , из Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон, — рассказала настоятельница монастыря игумения Феодосия (Бессонова). — Сама икона была написана в XVII веке. Впервые Свою милость Божия Матерь проявила через эту икону на человеке, одержимом бесами. Позже стали замечать, что она оказывает благотворное влияние и на больных онкологическими заболеваниями». Списки этой иконы распространены по всему миру. Есть они и в России. Список, который доставлен в Саратов, был написан на святой Горе Афон и передан в Россию в 2006 году. В дни пребывания чудотворной иконы в Свято-Алексиевском женском монастыре перед святым образом ежедневно в 14 часов совершается молебен и читается акафист Божией Матери. Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/687131.htm...

В Калугу прибудут святыни с Афона Калуга, 9 декабря 2014 г. 12 декабря в Калугу прибудут православные святыни с греческого Афона: ковчег с частицами «Даров Волхвов» и чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Святыни будут находиться в Никитском храме до 28 декабря, сообщает SmileKaluga.ru . Икона Божией Матери «Всецарица» написана в XVII веке, она изображает Пречистую Деву в багряном одеянии на царском троне. На её руках – Богомладенец, благословляющий десницей, со свитком в левой руке. Перед иконой молятся об исцелении раковых заболеваний, а также об избавлении от наркотической и алкогольной зависимости. Частица «Даров волхвов» связана с земной жизнь Христа и является священной: к дарам прикасался сам Спаситель. По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этом году к Рождеству Христову в пределы Русской Православной Церкви частица «Даров волхвов» была принесена впервые: в России ей поклонились около миллиона человек. Встреча святынь состоится 12 декабря в 16:30 в Никитском храме. 9 декабря 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75739.html

Сам Палама не только занимался полемикой, но и как архиепископ Фессалоники произносил проповеди самого общего содержания: сборник этих проповедей – еще мало использованный, но очень богатый источник для изучения общественной жизни города в 1350–1359 годах. 111 Здесь Палама выступает не как фанатик-монах и не как полемист; во всем сборнике полемический вопрос об «энергиях» затронут только два раза и то вскользь. Следует также вспомнить о деятельности «кружка Кантакузина» в Мистре, где под эгидой бывшего императора переводились на греческий язык западные мыслители, переписывались наравне с произведениями Паламы авторы классической древности и украшались фресками церкви Перивлепты и Пантанассы. При наличии таких данных мне кажется наиболее правильным суждение И.П.Медведева о том, что «конкретные формы воздействия исихазма на живопись остаются недостаточно выясненными» 112 . Вероятно, что это воздействие было не всюду одинаковым не потому, что в самом исихазме существовали достаточно основательные противоречия, а потому, что общие культурные и экономические условия были разными в различных частях Восточной Европы. Я отнюдь не исключаю также в некоторых случаях аскетико-ригористическое влияние монашества, но это влияние не ограничено именно этим временем: оно может объяснить наличие (во все времена) искусства второстепенного, «народного», каковое изобилует, например, на Афоне. В средние века великие памятники искусства требовали финансовой поддержки императоров или частных меценатов, а именно такую поддержку было нелегко найти в Византии с середины XIV в. Но этого, конечно, нельзя сказать о славянских странах – Сербской империи или Болгарском царстве или же, наконец, о молодом и скопидомном Великом княжестве владимирском, имевшем средства и культурную амбицию для привлечения лучших мастеров из Византии, для богатых вкладов в монастыри и на постройку церквей и соборов. Наконец, появление гениев искусства вообще не может быть объяснено только внешними обстоятельствами, а является отчасти тайной развития национальных культур.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Константинопольская традиция передает этот текст наиболее просто и последовательно. В Син. греч. 429 миниатюра состоит из двух композиционных групп, связанных между собой лишь пространственно, но не действием. На фоне скалы с пещерой изображена наиболее краткая редакция Рождества: Мария, лежащая на ложе, смотрит на Младенца в яслях, над яслями видны головы вола и осла. Взгляд Богородицы направлен в противоположную сторону от идущей к ней группы людей. Люди же обращаются взглядами и жестами поднятых рук к небу, откуда опускаются лучи Святого Духа. Рождество, изображенное вне связи с группой людей, очевидно, служит в этой композиции лишь знаком – напоминанием о Воплощении, ради которого люди обращаются к Богу, устраняясь мира. Однако в столь необычной композиции видна неустойчивость и затрудненность для восприятия смысловых связей, которая при попытках повторения балканскими художниками (Псалтири Томича и Мюнхенская) этого сюжета привела к утрате связи изображения с текстом, а в греческих памятниках столичной ориентации (Козия, ц. Пантанассы) – к необходимости изменения иконографии. Миниатюры Псалтирей Томича и Мюнхенской превращают константинопольский образец в традиционные сцены Рождества Христова, где изображения пастухов заменены фигурами радующихся людей. В таких иллюстрациях отсутствует выражение текстового образного ряда, относящегося к людям, «устранимся мира, ум на небо преложше», т.е. основной мысли строфы ξ. В Козии и в ц. Пантанассы в Мистре, напротив, сохраняются все смысловые связи текста, но обозначение Воплощения Рождеством заменяется изображением Богоматери Никопеи (в Козии) или сидящей на престоле Богоматери с Младенцем в мандорле (в Мистре и в ц. Пантанассы), справа и слева от них стоят монахи – «устранившиеся мира». Возможно, что иконографические типы в Козии и Мистре изменились под влиянием балканской традиции, где символико-догматическое изображение Марии с Младенцем, сидящей на троне с завесой (Охрид) или на престоле в Храме (Марков монастырь), является центральным в композициях. Но константинопольские художники, стремившиеся к воспроизведению полноты содержания текста строфы, позаимствовали лишь художественный прием, но не концепцию образа, имеющую здесь иной смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Кроме соборного храма в Григориате есть несколько небольших храмов-параклисов: Успения Пресвятой Богородицы, святых Архангелов, святой Анастасии Римляныни, иконы Божией Матери «Живоносный Источник», великомученика Димитрия Солунского, Всех Святых, преподобного Григория, Всех преподобных отцов Афонских, святителя Спиридона. А также ряд храмов вне обители. В подчинении монастыря – три кафисмы и шесть келий. Среди святынь Григориатской обители – частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона Богоматери «Одигитрия Пантанасса» (Всецарица-Путеводительница), пожертвованная обители молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. На этой иконе есть подпись на греческом языке: «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской». Образ Богоматери «Пантанасса» остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. Также почитается образ Богоматери «Галактотрофуса» (Млекопи-тательница). В монастыре имеется еще одна известная икона Божией Матери – «Одигитрия», которая изначально находилась в Ватопеде, но чудесным образом перешла в монастырь Ксенофонт. Решено было оставить ее здесь, из уважения к воле Самой Пресвятой Богородицы. Чтимой иконой Григориатской обители является и образ святителя Николая. В Григориатском монастыре пребывают частицы мощей многих святых: апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеимона, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, святителя Николая; священномучеников Харалампия, Игнатия Богоносца; Григория, просветителя Армении, и епископа Иакова, в Персии пострадавшего; мученика Кирика, святителя Нектария Эгинского, преподобных Григория Ктитора и Силуана Афонского, великомученицы Варвары, мучениц Иулитты, Анастасии Римляныни, Фотинии Самарянки и Макрины; святого Дионисия Ареопагита, святителя Григория Назианзина, бессребреников Космы и Дамиана. В монастырской библиотеке хранятся около 297 древних рукописей, из которых 11 писаны на пергаменте. В том числе и одна из древнейших рукописей «Пастыря» Ерма. Кроме того, обитель имеет более 10000 печатных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Практика ограничения фактического членства в местных приходах этническими рамками (действительными или воображаемыми) существует почти во всех греческих православных приходах в Южной Африке. Разумеется, каждый может посещать службы и все православные христиане могут приобщаться Святых таин, но фактическое членство в приходе доступно только грекам или тем, кто женат на гречанке или замужем за греком. Исключение представляет одна только церковь Пантанассы, допускающая в свой приход не-греков. Результат воплощения духа “диаспоры” в церковной жизни — возникновение этнических церквей, которые мало заботятся о чем-нибудь ином, кроме обслуживания своего собственного на-рода, будь это русские, греки или сербы. Русский приход, например, просто перестал существовать после того, как вымерло большинство русских. Сербы ведут борьбу за выживание. И только греки в состоянии поддерживать свои общины и даже приращивать их, но только за счет иммиграции. Этнические церкви почти всегда мыслятся выходящими за границы церковной юрисдикции, и как раз это мы находим в Южной Африке. Теоретически все православные церкви здесь должны принадлежать к Александрийскому Патриархату, поскольку географически он представляет Церковь Африки. Греческие приходы и относятся к Патриархату, но их лишь очень условно можно считать частью “поместной Церкви”, поскольку греки, как и славяне, объединены как этническая организация иммигрантов. Тот факт, что русские находились под юрисдикцией Русской Православной Церкви за рубежом, видимо, не причиняло греческому духовенству никаких неудобств. В 1961 г. Его Блаженство Патриарх Николай VI Александрийский служил Литургию в русской часовне в Йоханнесбурге совместно с о. Алексием и приветствовал появление “первой русской церкви южнее экватора”. В 1985 г., когда я совершал службу в греческом православном приходе Пантанассы, я спросил местного греческого архиепископа, почему сербский приход не входит в его епархию, а подчиняется Белграду. Его ответ был достаточно прямолинеен: “Они — сербы и должны иметь свою собственную церковь”.

http://pravmir.ru/obzor-zhurnala-sourozh...

Е.Б. Громова Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста Среди известных циклов Акафиста, созданных греческими, сербскими, болгарскими или валашскими мастерами, нет на сегодняшний день таких, которые датировались бы временем более ранним, чем конец XIII века. Исходя из задач нашей работы, для сравнительного анализа иконографии были использованы памятники, созданные до середины XV столетия, то есть до падения Константинополя (1453г.), когда была прервана столичная художественная традиция. Таким образом, на этом временном отрезке (конец XIII – середина XV столетия) было выделено 13 циклов гимна, исключая икону Успенского собора, наиболее полно опубликованных (см. таблицу). Среди них три фресковых цикла из греческих церквей: ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305), ц. Панагии тон Халкеон (1310–1320) и ц. св. Николая Орфаноса (1310–1320, 1340?) в Фессалониках, составляющие единую региональную группу; пять циклов Акафиста в сербских церквях: ц. Христа Пантократора в Дечанах (1335–1350), ц. Богородицы монастыря Матейч ( 1356–1360), ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365), ц. св. Димитрия Маркова монастыря (1380–1381) и ц. св. Петра на Преспе (1367–1371); один цикл из Валахии – из ц. Троицы в Козии (к. XIV в.) и один цикл из Мистры (ц. Богоматери Пантанассы, 1428–1445) – наиболее поздний в группе фресковых росписей; кроме монументальных циклов были использованы миниатюры иллюминированных рукописей: двух следованных Псалтирей – Мюнхенской (Cod. Slav. 4, 1396–1410) и Томича (ГИМ, 2752, 1360–1363), а также отдельного сборника, содержащего Акафист с последованием из ГИМ (Син. греч. 429, 1360-е гг.). Икон XIII–XV вв., подобных иконе Успенского собора, на Балканах неизвестно. Опубликованный в настоящее время иконографический материал, представляющий композицию циклов Акафиста, был собран и сведен в таблицу, которая помещена в приложении (см. приложение 1). Особенности каждого сюжета к отдельным строфам гимна подробно описаны и проанализированы в двух параграфах, следующих за таблицей (см. приложение 2). Основой анализа иконографического материала стало отношение изображения к тексту строфы, выявление особенностей которого дало интересные результаты. Для последующего изложения материала необходимо здесь кратко повторить эти результаты и одновременно подчеркнуть проблемы, важные для дальнейшего исследования конкретного памятника – иконы московского Успенского собора. 1. Проблема устойчивости иконографических типов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

В Йоханнесбурге и его окрестностях действуют митрополичий собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (или во имя Пресв. Богородицы «Пантанассы», построен в 70-х гг. ХХ в.; рядом на территории митрополичьей резиденции недавно сооружен парекклисион Св. Троицы и ап. Марка), патриарший собор во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (Софайатаун) с парекклисионом вмц. Варвары, при к-ром открыты культурный и молодежный центры и приют «Афанасион», кафедральный собор равноапостольных Константина и Елены (Йовилл), при к-ром созданы центр помощи детям-беспризорникам и катехизаторская школа «Александрийский Патриарх Петр VII» с парекклисионом святых Рафаила, Николая и Ирины Лесбосских; церкви: Сретения Господня при греческой школе Сахети (Бедфордвью), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, при доме престарелых (Ориндж-Гров), свт. Николая Японского (Брикстон, англоязычный приход), ап. Фомы в Саннингхилл-Парке (построена 1978-1981, сербский приход), прп. Сергия Радонежского (Мидранд, рус. приход, образован в 1998, храм освящен 2 марта 2003 Кириллом (Гундяевым) , митр. Смоленским и Калининградским (ныне Патриарх Московский и всея Руси)); парекклисион равноапостольных Константина и Елены в Эльдорадо-Парке (цветной приход, служба ведется на африкаанс). Кроме того, в пров. Гаутенг действуют кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы в Претории, при котором созданы молодежные организации, парекклисион вмц. Варвары в предместье Претории, миссионерский приход во имя Киккской иконы Божией Матери и прп. Серафима Саровского в Сошангуве (служба на сев. сото (язык группы банту) и англ. языке), ц. ап. Андрея Первозванного в Крюгерсдорпе, домовая ц. прп. Антония Великого в предместье Крюгерсдорпа, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Бенони, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бракпане, ц. свт. Василия Великого в Спрингсе, ц. Успения Пресв. Богородицы в Албертоне, ц. св. Иоанна Предтечи в Джермистоне, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Тембисе (приход организуется, служба ведется на сев. сото и англ. языке), ц. Рождества Пресв. Богородицы в Феринихинге, парекклисион свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Фандербейлпарке, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бронкхорстспрёйте (1987, англоязычный приход в гостинице вмч. Георгия).

http://pravenc.ru/text/578032.html

Сюжет, созданный целиком из заимствованных символико- догматических мотивов наиболее известных композиций праздничного цикла, обладает цельностью и патетическим звучанием, он сочетает два образа: Ада и сошедшего туда перед Вознесением Иисуса Христа (в мандорле). Согласно тексту Акафиста перед Ним грешный мир, поклонившийся Ему. Почти неизмененные сцены Сошествия во Ад использованы в качестве иллюстраций в Марковом монастыре и в ц. Пантанассы, 320 где представлено изведение из преисподней прародителей (Марков монастырь) и праведников (Мистра), то есть первое деяние Христа в спасении мира, но во всех этих изображениях не находят отражения строки о кресте «к сему самообетован прииде». На первый взгляд почти идентичными сюжету в Дечанах могут показаться миниатюры сербской и болгарской Псалтирей, в центре которых изображен Христос Вседержитель в мандорле. Ему поклоняются люди, ангелы и Богоматерь, у нижнего края – Космос со свитком. Однако мандорла Христа находится не на фоне пещеры, как в Дечанах, а на земле, и это полностью меняет смысл изображенного. Образ Спасителя здесь получает значение Владыки мира, принимающего всеобщее поклонение. Так становится очевидно, что в миниатюрах этих памятников продолжает развитие тема столичного круга (первая) в преображенном до неузнаваемости виде, 321 усложненная столь частыми в балканских циклах элементами символического характера: мандорлой, поющими ангелами, изображением Космоса. Строфа τ: «Стена еси девам Богородице Дево, и всем иже к тебе прибегающим. Ибо небу и земли творец устрой тя, пречистая, вселься в утробу твоя, и научи приглашати тебе всех» – содержит ясный образ Богородицы-заступницы девам, который в изображениях передается столь же просто: Марии поклоняются девы. Различия между композициями балканских и греческих памятников здесь почти исчезают; два иконографических типа Богоматери – Оранта и Богоматерь с Младенцем – выражают покровительство Марии девству и материнству. Они встречаются в циклах, принадлежащих обеим традициям, и не определяют смысловых разночтений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010