И так мы, помолившись Божией Матери, и напившись, умылись святою Ея водою, и потом воротившись в город, пошли подле городской стены, и минули многие греческие церкви, потому что ныне греки больше живут по край города. 23. Летний дворец Константинов И пришли к летнему царскому дворцу Константина Великого : стоит в самой градской стене, – половина внутри, а половина вне града; велик и прекрасен, с разными фигурами. Имел два крыльца, или подъезда, один от города, а другой с поля; но ныне стоит пуст, верх обрушился, внизу поделаны каморки, и живут жиды. 24. Церковь Влахернская Потом пошли к северу, к гавани. Там есть место и развалины, где была великая и славная церковь Пресвятой Богородицы Влахернская. В ней сохранялись разные святые достопамятные вещи, и дважды в ней чудесно являлась Божия Матерь, Царица Небесная: 1) в царство Льва Премудрого, явилась во время всенощного бдения святому праведному Андрею и святому Епифанию на воздухе, за мир Христу молящаяся; 2) явилась в виде Царицы мастерам каменоздателям, и послала их в Россию в Киев, для создания новой великой Киево-Печерской церкви. Ныне же сия Небеси подобная церковь разорена и рассыпана: ибо турки пробили стену и ворвались в Константинополь вблизи ее, и сию церковь разорили. 25. Святой источник Влахернской Богородицы А где был престол, там есть небольшая пещера и стоит в ней много икон и великая икона Богородицы Влахернская, а внутри пещеры есть небольшой источник воды, называемый по-гречески агиасма, т. е. святыня, святая вода Влахернской Богородицы. Вместо церкви даровала Божия Матерь сию святую воду для утешения греков. Там всегда пребывает священник, и служит молебны; горит много свеч и лампад. Воистину велики чудеса Пресвятой Богородицы! Во всем Константинополе нет ни одного колодца, чтобы можно было пить воду; а хотя и есть колодцы, но в них вода соленая, пить никак нельзя, берут только для мытья. Жители же пользуются водою из фонтана, которая проведена издалека Царем Константином. А сия вода – чистая, холодная, приятная, вторая по Живоносном Источнике, и не только эта, но еще есть по Константинополю такие святые приятные воды. Воистину Божия Матерь, Царица Небесная, не оставляют Своего великого города, препорученного Ей Великим царем Константином, но посещает его Своею благодатию, утешает живущих в нем смиренных греков! От Влахерны пошли мы внутрь города близ гавани, и минули многие церкви, в которые заходили, смотрели и покланялись. 26. Подворье Горы Синайской

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Иеромонах Тихон Святая Гора» 630 . В заключение жизнеописания отца Тихона и вообще предложенной книги мы приведем сохранившийся в архиве нашей обители фрагмент его письма, который символически можно принять как итог всего нашего труда: «Окончив творение мира, Господь возвестил, что все сотворенное Им „зело добро». Так вот, этот факт на фоне всех кажущихся нам, а особенно мне, грешному, неувязок как в личной моей физически мучительной, болезненной жизни, так и в жизни страждущих остальных сынов человеческих, так вот, этот факт, повторяю, становится для меня не только радостной истиной, а восторженным состоянием души. Может быть, это ощущение тесно связано с ростом умной молитвы, а может быть, это она и сама... Афонский старец схимонах Силуан передал нам слово явившегося ему Господа: „Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Так вот, быть может, и нам, грешным, пребывающим своим плотским умом в „аду“, а одновременно другим умом (сердечным) возвышаясь „горе“, Господь даст возможность чувствовать, торжествовать и праздновать Христову победу над всеми этими воплями и стенаниями от земных страданий – унынием и отчаянием. Знаю и чувствую, что золотые слова эти, „зело добро», по-прежнему продолжают звучать во Вселенной и кто имеет „уши“, тот и может слышать их, и может сам блаженно „утешаться» ими и, наверно, сможет других утешить» 631 . Примечания и толкования отдельных терминов, названий и словосочетаний 632 Агиасма (греч. святыня)святой источник при монастыре, где совершается водоосвящение крещенской воды. Анахорет (греч) – отшельник, пустынник, подвижник, живущий в полном уединении. Антипросоп (греч. Антипросопос) – представитель каждой святогорской обители в Священном Киноте, обычно просвещенный и образованный монах. Арсана (греч.) – пристань. Архондарик – помещение в монастыре, отведенное для приема посетителей (паломников), монастырская гостиница. Белозерка – русская обитель святителя Николая Чудотворца на территории Хиландарского монастыря, на сходе с Кареи, в четверти часа пути от нее. Основана келлия в XI веке. Перешла к русским в 1863 году. Сейчас греческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Крещенское шоу Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. 18 января, 2013 Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. Крещение Господне  подается в обществе, на мой взгляд, как забавное шоу. По количеству упоминаний в СМИ, этот праздник значительно превосходит куда более значимый праздник Рождества. Сначала идет перечисление всех народных примет, потом способов гаданий и ворожбы, затем советы бывалых «моржей», и наконец, веселая картина проруби. И конечно, все дело именно в «картинке», которую легче протолкнуть в эфир, чем долгие и непонятные церковные службы… И шоу это состоит из двух частей: раздача воды, и купание. Конечно, можно продолжать ёрничать по поводу утверждения верующих, что простая вода после освящения в Крещенский сочельник приобретает чудесные свойства. Мол, все это сказки для бабуль. Но вот я лично провел эксперимент (не то чтобы очень усомнился, просто так получилось), взял в храме на праздник Крещения Господня воды, которая простояла у меня в бутылке из-под кока-колы больше года и… не испортилась. Среди православных верующих существует благочестивое правило, по которому человек пьет ее по утрам, после прочтения утренних молитв. Необходимо кропить себя святой водой при возникновении греховных влечений, плохом самочувствии, раздражительности…Освященная в этот праздник святая вода называется по-гречески «агиасма», то есть святыня. Но все это, конечно, для очень сильно продвинутых прихожан, а для нас, грешных, конечно же, этот день – интереснее и красочное шоу… Водосвятный молебен Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему-то все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год.

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-shou/

" Явился еси днесь вселенней… " января 2021 Наши дни летят быстро. И вот уже завершаются Святки - дни особого празднования Рождества Христова. В православных храмах отзвучали слова рождественских песнопений, но все еще нет обычных для христианина однодневных постов по средам и пятницам. Впервые после Рождества православные будут поститься лишь в крещенский сочельник - день, предшествующий, идущему вслед за Рождеством двунадесятому празднику Крещения Господня. Как повествует Святое Евангелие, достигнув совершеннолетия, воплотившийся от Девы Спаситель пришел к водам Иордана, чтобы принять крещение от последнего пророка Ветхого Завета - Иоанна Крестителя или Предтечи. Собственно, последнее его прозвание и говорит о том, что завершающий своим служением ветхозаветную историю пророк Иоанн и должен был предварить начало общественного служения Богочеловека Иисуса Христа. Крестителем же он был назван потому, что первым стал совершать крещение, точнее омовение водою, открывающее для христианина путь в новую жизнь. Смысл этого действа - ставшего сегодня одним из семи таинств Православной Церкви - станет до конца ясным после Страстей, Крестной смерти и Воскресения Спасителя. Пока же Христос - вовсе не нуждавшийся в этом омовении - приходит к Иоанну, чтобы " исполнить всякую правду " , уподобившись человеку  во всем, кроме греха. Интересно, что это - одно из важнейших событий для христиан - стали праздновать практически сразу, еще в апостольские времена. Но, окончательно, в том виде, к какому мы привыкли сейчас, праздник оформился не сразу и не везде. Главным и, наверное, самым древним отличительным признаком праздника стало освящение воды - великое водосвятие, по гречески - агиасма (святыня). Как верят православные - и не только - христиане, в этот день в память Крещения Спасителя Бог особым образом посылает Свою благодать на воды, преображая их физические свойства. Надо знать христианскую веру, чтобы понять - речь здесь вовсе не о какой-либо магии, а лишь о том, что Единый в Троице Творец бесконечно близок к каждому из Своих творений и подает Свою помощь через физически осязаемые предметы.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12), где апостол, повествует о самом Крещении Господа. Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши! «Велий ecu Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир — Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излаял еси. Ангельская силы Тебе служат: Архангельстии лицы Тебе кланяются — Бог сый неописанный, безначальный же и несказанный — Сам убо Человеколюбце Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию». Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию». Великая агиасма (греческое«святыня», так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах. «Сам убо, Человеколюбце, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И дождь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену», — это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность Ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно — и будет…

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

В новозаветное время вода служит духовному возрождению человека к жизни новой, благодатной, очищению от грехов. В беседе с Никодимом Христос Спаситель сказал: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан (см. Мф.3:13–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ; Ин.1:29–34 ). Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью в праздник Крещения, 6 (19) января. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»: «струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...» В этот праздник в православных храмах совершается чин великого освящения воды. Церковь молится «о еже освятитися водам... силою, и действием, и наитием Святаго Духа...», «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...», «о еже быти воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...», «о еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...» В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю 14 нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и во всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», т. е. великая святыня. В отличие от великого освящения воды, имеется еще малое, совершаемое в обычные дни на молебнах; оно несколько короче. Освящается вода и при совершении таинства Крещения. Священник Павел Флоренский говорит о всех трех освящениях: «Обратим внимание, что в чинопоследованиях водосвятия – великого, и малого, и крещального – освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В Киево-Печерской Лавре чин великого освящения воды в колодцах преподобных Антония и Феодосия Печерских совершил блаженнейший митрополит Владимир 21 января 2007 г. 12:34 Торжественное богослужение в день праздника Богоявления в сослужении наместника Киево-Печерской лавры архиепископа Вышгородского Павла , управляещего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Переяслав-Хмельницкого Митрофана , епископа Бориспольского Антония совершил предстоятель Украинской Православной Церкви блаженнейший митрополит Владимир . После Божественной литургии, совершенной в Свято-Успенском Киево-Печерском соборе, архиереи и все посетившие богослужение крестным ходом спустились с территории Верхней Лавры к колодцам преподобных Антония и Феодосия Печерских, где митрополитом Владимиром был совершен чин великого освящение воды. После водосвятного молебна предстоятель Украинской Церкви окропил верующих святой водой, пожелав, чтобы иорданская святыня приносила пользу их душе и телу. Почерпнуть воду из источников святых учредителей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Печерских, что у храма иконы Богородицы «Живоносный источник», собрались тысячи мирян. Освящать воду на реках и озерах было принято на Руси еще в древности. Для этого во льду делали прорубь в виду креста — иордань, вокруг которой совершался крестный ход, а потом происходило освящение воды. Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «Великая агиасма », то есть великая святыня. Пресс-служба УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/185649.htm...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Богоявление - праздник вод, «скачущих в жизнь вечную». Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 17.01.2001 18 января Православная Церковь вступает в празднование Богоявления или Крещения Господня. Всем известной отличительной чертой этого праздника, которым завершаются дни после Рождества, именуемые святками, является освящение воды, так называемое великое водоосвящение. Освящение воды совершается как в канун праздника, в Крещенский Сочельник (праздник Крещения, как и праздник Рождества Христова, предваряется Навечерием - Сочельником, днем строгого поста), так и в сам праздник. Освященная в праздник Крещения вода, которую принято называть греческим словом " агиасма " , почитается православными христианами как великая святыня, сохраняемая в домах в течение всего года - до следующего праздника Крещения Господня. В богослужебных текстах чина великого освящения воды есть прошение о том, чтобы Господь сотворил эту воду " скачущей в жизнь вечную " и даровал ей благодать исцеления души и тела тех, кто ею окропляется. Празднуемое в день Богоявления событие подробно описано в Евангелии. Богочеловек Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения приходит к Иоанну Крестителю, проповедовавшему покаяние в иудейской пустыне и в знак этого покаяния омывавшему иудеев в водах Иордана. " Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

http://zavet.ru/news-s010117.htm

Православная Церковь два тысячелетия исповедует веру в то, что Господь освятил иорданские воды Самим Собою, когда погружался в них во время Крещения. Церковь возвещает это словами богослужебных текстов: «Ныне освящается водное естество; Иордан, видя крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение» (стихира на Великом водоосвящении в русском переводе). Жизнь Православной Церкви являет присутствие прославленного Воскресением и Вознесением Иисуса Христа в нашем мире. Поэтому Христова Церковь может освящать земные воды для совершения Таинства Крещения. Она также может освящать эти воды для освящения верующих людей – членов Святой Православной Церкви. Это и совершается дважды в году: в праздник Крещения Господня, иначе называемый Богоявлением, и в день накануне этого праздника – Крещенский сочельник. Освященная вода называется Великой Агиасмой ( агиасмасвятыня в переводе с греческого). Об этой воде в IV в. писал святитель Иоанн Златоуст : «И происходит явное знамение (выдел. авт.): эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников» . Святая крещенская вода хранится дома в чистом месте, обычно под иконами. Существует благочестивый обычай принимать крещенскую воду натощак (кроме особых случаев) с молитвой к Богу. В самый день освящения воды в праздник Крещения Господня или в сочельник допускается отступление от этого правила – святую воду должны принимать все верующие, независимо от того, натощак они это будут делать или нет. Церковный Устав специально разъясняет, что неправильно поступает тот, кто отлучает себя в этот день от принятия святой воды из-за того, что уже вкусил пищи. «Ибо благодати ради Божия дана (святая вода – прим. авт.) бысть на освящение миру, и всей твари. Темже (поэтому – прим. авт.) во всяких местех и скаредных (нечистых – прим. авт.), и всюду кропится, яже и (то, что под – прим. авт.) под ногами нашими» (Типикон).

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Пользуясь в благочестивой домашней жизни святой водой, полезно знать о ней. Освящение воды основывается на самом её значении в творении, на учении Священного Писания , на событиях земной жизни Иисуса Христа. Благодатное действие святой воды подтверждается многовековой церковной практикой. Вода занимает важное место в нашей жизни и быте. Это один из элементов мироздания ( Быт.1:2 ), как об этом повествуется в святой Библии . Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» ( Быт.1:9–10 ). Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет и более высокое значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании . Современник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» ( 4Цар.5:14 ). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин.5:4 ). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный ( Ин.9:2 ). В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разговоре с Никодимом Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...». В этот праздник в православных храмах совершается чин освящения воды. Церковь молится при этом, «О еже освятитися водам сим, силою и действием, и наитием Святаго Духа...»; «О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действом, и наитием Святаго Духа...»; «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...»; «О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...». В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты и Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (то есть ее, воду. – а. М.) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену да вси почерпающий и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется «великая агиасма», то есть великая святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010