Лже­сви­де­те­ли да­ли по­ка­за­ния и о том, буд­то Ан­на и Пра­ско­вья уго­ва­ри­ва­ли кре­сть­ян не сда­вать го­су­дар­ст­ву излиш­ков хле­ба, так как об­рат­но они ни­че­го не по­лу­чат, и, ука­зы­вая на пус­тые пол­ки ма­га­зи­на, го­во­ри­ли, что од­ни мы­ши те­перь по пус­тым пол­кам бе­га­ют, а не так бы­ло рань­ше, ко­гда то­ва­ров и про­дук­тов сколь­ко угод­но про­да­ва­ли, на дом во­зи­ли, в долг да­ва­ли и под са­мые незначитель­ные про­цен­ты. О свя­щен­ни­ке Ва­си­лии Ви­но­гра­до­ве лжесвидете­ли по­ка­за­ли, буд­то он, ко­гда со­би­ра­ет у се­бя до­ма не­ко­то­рых при­хо­жан на репетиции церковно­го пе­ния, де­ла­ет это толь­ко для ви­да, а на са­мом де­ле занима­ет­ся ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. Один из лже­сви­де­те­лей ска­зал, что священник и мо­на­хи­ни рас­сы­ла­ли по де­рев­ням лис­тов­ки (ни сам он, ни следовате­ли этих лис­то­вок не ви­де­ли и не пред­ста­ви­ли их в ка­че­ст­ве вещественных до­ка­за­тельств), в ко­то­рых буд­то бы пи­са­лось, что нуж­но дер­жать­ся церк­ви, что на­ше един­ст­вен­ное спа­се­ние – в церк­ви и в ве­ре, что без них наш народ пропа­дет. По­сколь­ку фор­му­ли­ров­ки об­ви­не­ний бы­ли оди­на­ко­вы и пе­ред след­стви­ем не ста­ви­лась за­да­ча вы­яс­не­ния неизвест­ных об­стоя­тельств, а лишь юри­ди­че­ское оформ­ле­ние до­ку­мен­тов на арест и за­клю­че­ние го­ни­мых православных, то следова­тель все оп­ро­сы сви­де­те­лей обвинения про­вел в те­че­ние двух дней – 20 и 21 ию­ня. На допро­сы о. Ва­си­лий, мо­на­хи­ня и по­слуш­ни­ца бы­ли вы­зва­ны 2 июля. Сле­до­ва­те­лю не хо­те­лось за­чи­ты­вать по­ка­за­ния сви­де­те­лей, ко­то­рые да­же для не­го бы­ли не­убе­ди­тель­ны, не хоте­лось на­зы­вать их имен и устра­и­вать оч­ные став­ки. И по­то­му он по­про­сил свя­щен­ни­ка рас­ска­зать о се­бе, что тот и сде­лал. Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий (Ва­си­лий Алек­сее­вич Ви­но­гра­дов) ро­дил­ся 24 ию­ня 1891 го­да в де­рев­не Дуб­ни­ха Тол­ма­чев­ской во­лос­ти Бе­жец­ко­го уез­да Тверской гу­бер­нии в бла­го­чес­ти­вой кре­сть­ян­ской се­мье. До пят­на­д­ца­ти лет он жил со свои­ми ро­ди­те­ля­ми; окон­чил зем­скую шко­лу; в 1907 го­ду Ва­си­лий Алексее­вич по­сту­пил в Со­ло­вец­кий монастырь, где про­жил до 1913 го­да. Юно­ша пред­по­ла­гал ос­тать­ся в по­лю­бив­шем­ся ему мо­на­сты­ре на всю жизнь, но в 1913 го­ду тя­же­ло за­бо­лел и, по-ви­ди­мо­му не на­де­ясь уже и вы­здо­ро­веть, уе­хал повидать­ся с ро­ди­те­ля­ми и пробыл дома до 1914 го­да. Од­на­ко он вы­здо­ро­вел, вер­нул­ся в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь и под­ви­зал­ся в нем до 1919 го­да. Начина­лись го­не­ния, мо­на­стырь стал под­вер­гать­ся на­бе­гам боль­ше­ви­ков, и ста­ло яс­но, что дни его существова­ния сочте­ны. Ва­си­лий Алек­сее­вич уехал к се­бе на ро­ди­ну в дерев­ню Дуб­ни­ха.

http://fond.ru/kalendar/1507/vasiliy/

Се­мит­ские кор­ни исламского мо­но­те­из­ма не до­пус­кают ни­ка­ко­го ви­ди­мо­го изо­бра­же­ния Бо­же­ст­ва . Òå, êòî íå â ñî­стоя­нии по­ве­рить и да­же пред­по­ло­жить воз­мож­ность Бо­го­во­пло­ще­ния, ес­тест­вен­но склон­ны от­вер­гать лю­бые фор­мы по­кло­не­ния че­му-ли­бо ви­ди­мо­му, так как лю­бое та­кое по­кло­не­ние бу­дет идо­ло­слу­же­ни­ем . Èêî­но­гра­фия хри­сти­ан­ской Церк­ви с ее изо­бра­же­ни­ем во­пло­щен­но­го Бо­га бы­ла на­стоя­щим со­блаз­ном для му­суль­ма­н­ско­го мыш­ле­ния,  поэтому , êî­гда на­ча­лась кам­па­ния про­тив икон, пер­вы­ми бы­ли унич­то­же­ны изо­бра­же­ния Хри­ста как во­пло­щен­но­го Бо­га 91 . Äëÿ èñ­ла­ма Бог не­ви­ди­м, не­опи­суе­м, íå­изо­бра­зи­м ни в ка­кой фор­ме;  именно эти свойства пр åïîäîбный Ио­анн пе­ре­чис­ля­ет в §§ 4 – 8 ïåð­во­го трак­та­та “В за­щи­ту икон” . Ïî­это­му в му­суль­ман­ских ме­че­тях нет ни­ка­ких изо­бра­же­ний — ни че­ло­ве­ка, ни Бо­га, вме­сто это­го му­суль­ман­ское свя­щен­ное ис­кус­ст­во пред­по­чи­та­ет гео­мет­ри­че­ские фи­гу­ры-ара­бе­ски, ко­то­рые не­из­мен­но на­прав­ле­ны к Вез­де­су­ще­му, но Не­ви­ди­мо­му Цен­тру. Ес­ли взять за ос­но­ву ту точ­ку зре­ния, что ис­лам­ское ико­но­бор­че­ст­во по­влия­ло на Цер­ковь, то все вет­хо­за­вет­ные ссыл­ки о за­пре­те бо­го­изо­бра­же­ний, на ко­то­рые от­ве­ча­ет преподобный Ио­анн, мог­ли быть вы­дви­ну­ты те­ми, кто со­чув­ст­вен­но от­нес­ся к об­ви­не­ни­ям му­суль­ман от­но­си­тель­но идо­ло­слу­же­ния в Церк­ви. С пер­вых глав трак­та­та преподобный Ио­анн об­су­ж­да­ет до­во­ды имен­но та­ко­го ро­да. Зна­чит ли это, что им­пе­ра­тор ус­ту­пил на­ти­ску со сто­ро­ны ис­лам­ских бо­го­сло­вов, что та­кое “бо­го­слов­ское” про­ти­во­бор­ство с ис­ла­мом и за­ста­ви­ло под­пи­сать ико­но­бор­че­ский указ в 720-е го­ды? На са­мом де­ле в то вре­мя, ко­гда ико­но­бор­че­ская сму­та об­ру­ши­лась на Цер­ковь, му­суль­ман­ское свя­щен­ное ис­кус­ст­во не ис­клю­ча­ло столь категорич­но изо­бра­же­ний и об­ра­зов 92 . Îíî ïðî­дол­жа­ло быть изо­бра­зи­тель­ным до кон­ца VII ñòî­ле­тия. Хо­тя ико­но­бор­че­ские на­строе­ния в ис­ла­ме в не­ко­то­рых ре­гио­нах им­пе­рии име­ли ме­сто и ранее, но  âî âðå­ме­на им­пе­ра­тор­ско­го ука­за о за­пре­ще­нии икон ис­лам­ское ис­кус­ст­во не ог­ра­ни­чи­ва­лось толь­ко аб­ст­ракт­ны­ми изо­бра­же­ния­ми 93 .

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

В день Су­да Те­ло Гос­под­не, пре­ж­де зри­мое как вку­шае­мый при­ча­ст­ни­ка­ми хлеб Ев­ха­ри­стии, от­кро­ет­ся ми­ру в бо­же­ст­вен­ной сла­ве, в гроз­ном ве­ли­чии обо­же­ния. Как пи­шет свя­той Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла, «…сей са­мый хлеб, сие са­мое те­ло… явит­ся то­гда на об­ла­ках пе­ред оча­ми всех и по­доб­но мол­нии, в од­но мгно­ве­ние вре­ме­ни на вос­то­ке и за­па­де, по­ка­жет свою кра­со­ту». Так дол­жен пе­ре­ме­нить­ся са­мый спо­соб при­об­ще­ния Бо­же­ст­ву, осу­ще­ст­в­ляе­мо­го уже не в «ру­ко­тво­рен­ных хра­мах», не с по­мо­щью ве­ществ и пред­ме­тов ви­ди­мо­го ми­ра. В жиз­ни Бу­ду­ща­го Ве­ка у хри­сти­ан поя­вит­ся иное свя­ти­ли­ще, иной храм, чем те церк­ви, в ко­то­рые они при­хо­дят ны­не. По сло­ву Пи­са­ния в Не­бес­ном Ие­ру­са­ли­ме Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель, Аг­нец, ис­ку­пив­ший Своей Кро­вью мир, бу­дет од­но­вре­мен­но и Пер­во­свя­щен­ни­ком и Хра­мом, в Ко­то­ром, дос­ти­гая со­вер­шен­но­го пре­об­ра­же­ния и бо­го­при­ча­ст­но­сти, бу­дут пре­бы­вать вер­ные Ему (ср. Откр 21:22). Ра­зу­ме­ет­ся, слу­же­нию Ев­ха­ри­стии в чае­мом Не­бес­ном Ие­ру­са­ли­ме мы мо­жем про­ти­во­пос­та­вить толь­ко са­мый об­раз ее зем­но­го хра­мо­во­го со­вер­ше­ния (как бо­го­слу­жеб­но­го чи­но­пос­ле­до­ва­ния), да­ро­ван­ный нам се­го­дня Хри­стом – в ме­ру на­шей гре­хов­ной пад­ше­сти и ог­ра­ни­чен­но­сти. Ведь Ев­ха­ри­стия – еди­но­крат­на, веч­на и не­из­мен­на. И точ­но так же не под­чи­не­на про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ным за­ко­нам из­мен­чи­во­сти Цер­ковь, со­зи­дае­мая и уст­рояе­мая Хри­сто­вы­ми Тай­на­ми. По­это­му толь­ко здесь, в хра­мо­вых сте­нах, воз­мож­но по пра­ву го­во­рить о про­шлом как о том, что со­вер­ша­ет­ся пря­мо сей­час и вме­сте с тем «вспо­ми­нать бу­ду­щее», как буд­то оно уже со­вер­ши­лось. По­то­му-то хри­стиа­не и смог­ли вклю­чить в текст Ев­ха­ри­сти­че­ской мо­лит­вы из­вест­ные сло­ва: «…по­ми­наю­ще убо спа­си­тель­ную сию за­по­ведь, и вся яже о нас быв­шая: крест, гроб, три­днев­ное Вос­кре­се­ние, на не­бе­са вос­хо­ж­де­ние, одес­ную се­де­ние, вто­рое и слав­ное па­ки при­ше­ст­вие», – в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ным вспом­нить не толь­ко о со­бы­ти­ях зем­ной жиз­ни и Ис­ку­пи­тель­но­го под­ви­га Спа­си­те­ля, но и о толь­ко еще ожи­дае­мой Его Па­ру­сии.

http://pravmir.ru/vecherya-carstva/

Се­мит­ские кор­ни исламского мо­но­те­из­ма не до­пус­кают ни­ка­ко­го ви­ди­мо­го изо­бра­же­ния Бо­же­ст­ва . Те, кто не в со­стоя­нии по­ве­рить и да­же пред­по­ло­жить воз­мож­ность Бо­го­во­пло­ще­ния, ес­тест­вен­но склон­ны от­вер­гать лю­бые фор­мы по­кло­не­ния че­му-ли­бо ви­ди­мо­му, так как лю­бое та­кое по­кло­не­ние бу­дет идо­ло­слу­же­ни­ем . Ико­но­гра­фия хри­сти­ан­ской Церк­ви с ее изо­бра­же­ни­ем во­пло­щен­но­го Бо­га бы­ла на­стоя­щим со­блаз­ном для му­суль­ма­н­ско­го мыш­ле­ния, по­это­му , ко­гда на­ча­лась кам­па­ния про­тив икон, пер­вы­ми бы­ли унич­то­же­ны изо­бра­же­ния Хри­ста как во­пло­щен­но­го Бо­га 91 . Для ис­ла­ма Бог не­ви­ди­м, не­опи­суе­м, не­изо­бра­зи­м ни в ка­кой фор­ме; имен­но эти свой­ст­ва преподобный Ио­анн пе­ре­чис­ля­ет в §§ 4 – 8 пер­во­го трак­та­та “В за­щи­ту икон” . По­это­му в му­суль­ман­ских ме­че­тях нет ни­ка­ких изо­бра­же­ний — ни че­ло­ве­ка, ни Бо­га, вме­сто это­го му­суль­ман­ское свя­щен­ное ис­кус­ст­во пред­по­чи­та­ет гео­мет­ри­че­ские фи­гу­ры-ара­бе­ски, ко­то­рые не­из­мен­но на­прав­ле­ны к Вез­де­су­ще­му, но Не­ви­ди­мо­му Цен­тру. Ес­ли взять за ос­но­ву ту точ­ку зре­ния, что ис­лам­ское ико­но­бор­че­ст­во по­влия­ло на Цер­ковь, то все вет­хо­за­вет­ные ссыл­ки о за­пре­те бо­го­изо­бра­же­ний, на ко­то­рые от­ве­ча­ет преподобный Ио­анн, мог­ли быть вы­дви­ну­ты те­ми, кто со­чув­ст­вен­но от­нес­ся к об­ви­не­ни­ям му­суль­ман от­но­си­тель­но идо­ло­слу­же­ния в Церк­ви. С пер­вых глав трак­та­та преподобный Ио­анн об­су­ж­да­ет до­во­ды имен­но та­ко­го ро­да. Зна­чит ли это, что им­пе­ра­тор ус­ту­пил на­ти­ску со сто­ро­ны ис­лам­ских бо­го­сло­вов, что та­кое “бо­го­слов­ское” про­ти­во­бор­ство с ис­ла­мом и за­ста­ви­ло под­пи­сать ико­но­бор­че­ский указ в 720-е го­ды? На са­мом де­ле в то вре­мя, ко­гда ико­но­бор­че­ская сму­та об­ру­ши­лась на Цер­ковь, му­суль­ман­ское свя­щен­ное ис­кус­ст­во не ис­клю­ча­ло столь категорич­но изо­бра­же­ний и об­ра­зов 92 . Оно про­дол­жа­ло быть изо­бра­зи­тель­ным до кон­ца VII сто­ле­тия. Хо­тя ико­но­бор­че­ские на­строе­ния в ис­ла­ме в не­ко­то­рых ре­гио­нах им­пе­рии име­ли ме­сто и ра­нее, но во вре­ме­на им­пе­ра­тор­ско­го ука­за о за­пре­ще­нии икон ис­лам­ское ис­кус­ст­во не ог­ра­ни­чи­ва­лось толь­ко аб­ст­ракт­ны­ми изо­бра­же­ния­ми 93 .

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

Припев: Поми­луй меня, Боже, по­ми­луй меня! Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах,/ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко:/свободи мя от работы человекоубийцы диавола/и даждь ми разум творити волю Твою. Жизнь зем­ную я блуд­но про­жил/и душу во тьму пре­дал;/ныне же молю Тебя, ми­ло­сти­вый Вла­ды­ка:/осво­бо­ди меня от это­го раб­ства вра­гу/и дай мне ра­зум ис­пол­нять волю Твою! Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Припев: Поми­луй меня, Боже, по­ми­луй меня! Кому уподобилася еси, душе моя?/Каину окаянному первому убийце и Ироду беззаконному детоубийце./Но Ты, Господи, исторгни мя от греха сего/и даждь ми сердце творити заповеди Твоя. Кому упо­до­би­лась ты, душа моя?/Каи­ну ока­ян­но­му пер­во­му убий­це и Иро­ду без­за­кон­но­му де­то­убий­це./Но Ты, Гос­по­ди, ис­торг­ни меня из гнус­но­сти той/и дай мне серд­це, что­бы ис­пол­нять за­по­ве­ди Твои! Слава: Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения,/припадая ко Творцу, слезя и стеня;/Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою. Слава: Вос­прянь к Богу, не­счаст­ный че­ло­век,/вспом­нив свои со­гре­ше­ния,/при­па­дая ко Твор­цу, про­ли­вая сле­зы и сте­ная!/Он же, как ми­ло­серд­ный,/даст тебе ум по­знать волю Его! И ныне: Богородице Дево,/от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая,/и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему,/да даст ми ум творити волю Его. И ныне: Бого­ро­ди­ца Дева! От ви­ди­мо­го и не­ви­ди­мо­го зла/со­хра­ни меня, пре­чи­стая,/и при­ми про­ше­ния мои,/и пе­ре­дай их Сыну Тво­е­му,/да даст мне ум ис­пол­нять волю Его! Господи, помилуй.  Трижды. Слава, и ныне: Кондак , глас 6: Душе моя, почто грехами богатееши,/почто волю диаволю твориши,/в чесом надежду полагаеши?/Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи:/милосерде Господи, помилуй мя грешнаго(ую). Кондак Душа моя! Зачем гре­ха­ми бо­га­те­ешь?/Зачем волю диа­во­ла ис­пол­ня­ешь?/На что на­деж­ду воз­ла­га­ешь?/Пере­стань так по­сту­пать/и об­ра­тись к Богу, с пла­чем взы­вая:/«Мило­серд­ный Гос­по­ди, по­ми­луй меня, греш­но­го(ую)!» Икос: Помысли, душе моя, горький час смерти/и Страшный Суд Творца твоего и Бога:/Ангели бо грознии поймут тя, душе,/и в вечный огнь введут:/убо прежде смерти покайся, вопиющи:/Господи, помилуй мя грешнаго(ую).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennoe...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Ди­на­стия Имя Го­ды прав­ле­ния/Го­ды жизни Чем из­ве­стен Об­сто­я­тель­ства смерти Ка­но­ни­за­ция Ди­на­стия Кон­стан­ти­на (2я Флавиев) Кон­стан­тин I Ве­ли­кий (Фла­вий Ва­ле­рий Авре­лий Константин) 306–312, 312–324, 324–337/272–337 Сде­лал хри­сти­ан­ство гос­под­ству­ю­щей ре­ли­ги­ей, пе­ре­нес сто­ли­цу в Ви­зан­тий (Кон­стан­ти­но­поль), ор­га­ни­зо­вал но­вое гос. устрой­ство. С его име­нем свя­за­но окон­ча­тель­ное уста­нов­ле­ние не­огра­ни­чен­ной вла­сти императора. Умер от вос­па­ле­ния лег­ких. На смерт­ном од­ре при­нял Крещение. Про­слав­лен. Кон­стан­тин II (Фла­вий Клав­дий Константин) 317–337, 337–340/ок. 317–340 Тре­бо­вал от сво­их бра­тьев тер­ри­то­ри­аль­но­го пе­ре­де­ла, сра­жал­ся с ними. По­гиб в сра­же­нии: упал с ра­не­ной ло­ша­ди и умер от мно­же­ства ран. Кон­стан­ций II (Фла­вий Юлий Констанций) 324–337 337–340, 340–350, 350–361/317–361 Тор­же­ство ари­ан­ства, при этом пре­сле­до­ва­ние язы­че­ских куль­тов. Бо­рол­ся за уста­нов­ле­ние кон­тро­ля над всей им­пе­ри­ей, что ослож­ня­лось вой­ной с пер­са­ми и германцами. Умер в во­ен­ном по­хо­де от лихорадки. Дал­ма­ций Млад­ший (Фла­вий Далмаций) 335–337/? — 337 Кон­стан­тин Ве­ли­кий про­воз­гла­сил Дал­ма­ция Млад­ше­го це­за­рем и от­дал ему в управ­ле­ние Фра­кию, Ма­ке­до­нию и Грецию. Убит во вре­мя двор­цо­во­го переворота. Ган­ни­ба­ли­ан Млад­ший (Фла­вий Ганнибалиан) 335–337/? — 337 Ре­аль­ной вла­сти Ган­ни­ба­ли­ан, по-ви­ди­мо­му, ни­ко­гда не имел. Убит во вре­мя двор­цо­во­го переворота. Вет­ра­ни­он (пол­ное имя не сохранилось) 350/? — 356 По­сле не­про­дол­жи­тель­но­го прав­ле­ния был от­стра­нен от вла­сти Кон­стан­ци­ем II, но остав­лен в живых. Умер сво­ей смер­тью, на­хо­дясь на пенсии. Кон­стан­ций Галл (Фла­вий Клав­дий Кон­стан­ций Галл) 351–354/ок. 335–354 Де­мон­стри­ро­вал свою пре­дан­ность хри­сти­ан­ству. До­бил­ся успе­хов в вой­не с пер­са­ми, по­да­вил вос­ста­ние в Иудее и от­ра­зил на­бег ис­ав­ров, во внут­рен­ней по­ли­ти­ке про­явил край­нюю же­сто­кость, на­чав ре­прес­сии про­тив си­рий­ской знати.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Од­на­ко фра­за «по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия» мно­гих вве­ла в за­блу­ж­де­ние. Ве­ря «на сло­во» от­цу Пав­лу, од­ни ста­ли при­пи­сы­вать эту мысль пре­по­доб­но­му Епи­фа­нию Пре­му­дро­му, со­ста­вив­ше­му Жи­тие (XV b.) Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го; дру­гие, не най­дя, од­на­ко, ее там, пред­­­­­­­п­­­о­­­ла­га­ют на­ли­чие ее или в ка­ком-то не­из­вест­ном ли­це­вом Жи­тии, или на ико­но­пис­ном свит­ке и т. п. Ком­мен­та­то­ры тру­дов от­ца Пав­ла игу­мен Ан­д­ро­ник (Тру­ба­чев) и С. М. По­ло­вин­кин пря­мо, не оби­ну­ясь, го­во­рят: «Ис­точ­ник ци­та­ты не об­на­ру­жен. Вы­ра­же­ние мог­ло быть за­им­ст­во­ва­но из кни­ги: Тру­бец­кой Е. Н., кн. Умо­зре­ние в крас­ках. М., 1916. С. 12» . По­след­нее пред­­­ст­а­­в­­­ля­­ет­­ся нам наи­бо­лее дос­то­вер­ным — то, что имен­но очерк Ев­ге­ния Ни­ко­лае­ви­ча Тру­бец­ко­го «Умо­зре­ние в крас­ках. Во­прос о смыс­ле жиз­ни в древ­не­рус­ской ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си» по­слу­жил ос­но­вой вы­ра­же­ния от­ца Пав­ла Фло­рен­ско­го. Но, пуб­ли­куя в свое вре­мя эту ра­бо­ту Тру­бец­ко­го , мы пред­ло­жи­ли вме­сте с тем и не­ко­то­рую пунк­туа­ци­он­ную «ре­кон­ст­рук­цию» (в от­ли­чие от из­да­ния «М., 1916» ): « По вы­ра­же­нию его жиз­не­опи­са­те­ля, Пре­по­доб­ный Сер­гий, ос­но­вав свою мо­на­ше­скую об­щи­ну, по­ста­вил храм Трои­цы „как зер­ца­ло“ для со­б­ран­ных им в еди­но­жи­тие — да­бы „взи­ра­ни­ем на Свя­тую Трои­цу по­бе­ж­дал­ся страх пе­ред не­на­ви­ст­ною раз­дель­но­стью ми­ра“» . Так, нам ка­жет­ся, от жиз­не­опи­са­те­ля идет толь­ко пер­вая «часть» мыс­ли: «…по­сре­де же цер­ковь боль­шу воз­дви­же, от­всю­ду ви­ди­ма яко зер­ца­ло…» (кста­ти, имен­но это Жи­тие ис­поль­зу­ет и точ­но ука­зы­ва­ет при ци­ти­ро­ва­нии сам Тру­бец­кой в треть­ем сво­ем очер­ке «Рос­сия в ее ико­не» — 1918 г.). Вто­рая же «часть» мыс­ли бе­рет свое на­ча­ло, по-ви­ди­мо­му, из ре­чи мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) «Нрав­ст­вен­ная идея дог­ма­та Пре­свя­той Трои­цы», про­из­не­сен­ной 26 сен­тяб­ря 1892 го­да в Мо­с­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии во вре­мя празд­но­ва­ния 500-ле­тия со дня кон­чи­ны Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го: «Наш Бо­же­ст­вен­ный Учи­тель по­то­му и от­крыл нам уче­ние о Пре­свя­той Трои­це, что­бы мы при со­зи­да­нии Те­ла Его  — как че­го-то чу´дно­го и в се­бя­лю­би­вом ми­ре не­ве­ро­ят­но­го — име­ли по­сто­ян­ное ут­вер­жде­ние в луч­шем Бы­тии, веч­ном и не­из­ме­няе­мом Бо­же­ст­ве, и  взи­ра­ни­ем на Свя­тую Трои­цу по­бе­ж­да­ли страх пред не­на­ви­ст­ною раз­де­лен­но­стью ми­ра…»

http://bogoslov.ru/article/3322881