Лжесвидетели дали показания и о том, будто Анна и Прасковья уговаривали крестьян не сдавать государству излишков хлеба, так как обратно они ничего не получат, и, указывая на пустые полки магазина, говорили, что одни мыши теперь по пустым полкам бегают, а не так было раньше, когда товаров и продуктов сколько угодно продавали, на дом возили, в долг давали и под самые незначительные проценты. О священнике Василии Виноградове лжесвидетели показали, будто он, когда собирает у себя дома некоторых прихожан на репетиции церковного пения, делает это только для вида, а на самом деле занимается антисоветской агитацией. Один из лжесвидетелей сказал, что священник и монахини рассылали по деревням листовки (ни сам он, ни следователи этих листовок не видели и не представили их в качестве вещественных доказательств), в которых будто бы писалось, что нужно держаться церкви, что наше единственное спасение – в церкви и в вере, что без них наш народ пропадет. Поскольку формулировки обвинений были одинаковы и перед следствием не ставилась задача выяснения неизвестных обстоятельств, а лишь юридическое оформление документов на арест и заключение гонимых православных, то следователь все опросы свидетелей обвинения провел в течение двух дней – 20 и 21 июня. На допросы о. Василий, монахиня и послушница были вызваны 2 июля. Следователю не хотелось зачитывать показания свидетелей, которые даже для него были неубедительны, не хотелось называть их имен и устраивать очные ставки. И потому он попросил священника рассказать о себе, что тот и сделал. Священномученик Василий (Василий Алексеевич Виноградов) родился 24 июня 1891 года в деревне Дубниха Толмачевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии в благочестивой крестьянской семье. До пятнадцати лет он жил со своими родителями; окончил земскую школу; в 1907 году Василий Алексеевич поступил в Соловецкий монастырь, где прожил до 1913 года. Юноша предполагал остаться в полюбившемся ему монастыре на всю жизнь, но в 1913 году тяжело заболел и, по-видимому не надеясь уже и выздороветь, уехал повидаться с родителями и пробыл дома до 1914 года. Однако он выздоровел, вернулся в Соловецкий монастырь и подвизался в нем до 1919 года. Начинались гонения, монастырь стал подвергаться набегам большевиков, и стало ясно, что дни его существования сочтены. Василий Алексеевич уехал к себе на родину в деревню Дубниха. |
Семитские корни исламского монотеизма не допускают никакого видимого изображения Божества . Òå, êòî íå â ñîстоянии поверить и даже предположить возможность Боговоплощения, естественно склонны отвергать любые формы поклонения чему-либо видимому, так как любое такое поклонение будет идолослужением . Èêîнография христианской Церкви с ее изображением воплощенного Бога была настоящим соблазном для мусульманского мышления, поэтому , êîгда началась кампания против икон, первыми были уничтожены изображения Христа как воплощенного Бога 91 . Äëÿ èñлама Бог невидим, неописуем, íåизобразим ни в какой форме; именно эти свойства пр åïîäîбный Иоанн перечисляет в §§ 4 – 8 ïåðвого трактата “В защиту икон” . Ïîэтому в мусульманских мечетях нет никаких изображений — ни человека, ни Бога, вместо этого мусульманское священное искусство предпочитает геометрические фигуры-арабески, которые неизменно направлены к Вездесущему, но Невидимому Центру. Если взять за основу ту точку зрения, что исламское иконоборчество повлияло на Церковь, то все ветхозаветные ссылки о запрете богоизображений, на которые отвечает преподобный Иоанн, могли быть выдвинуты теми, кто сочувственно отнесся к обвинениям мусульман относительно идолослужения в Церкви. С первых глав трактата преподобный Иоанн обсуждает доводы именно такого рода. Значит ли это, что император уступил натиску со стороны исламских богословов, что такое “богословское” противоборство с исламом и заставило подписать иконоборческий указ в 720-е годы? На самом деле в то время, когда иконоборческая смута обрушилась на Церковь, мусульманское священное искусство не исключало столь категорично изображений и образов 92 . Îíî ïðîдолжало быть изобразительным до конца VII ñòîлетия. Хотя иконоборческие настроения в исламе в некоторых регионах империи имели место и ранее, но âî âðåмена императорского указа о запрещении икон исламское искусство не ограничивалось только абстрактными изображениями 93 . |
В день Суда Тело Господне, прежде зримое как вкушаемый причастниками хлеб Евхаристии, откроется миру в божественной славе, в грозном величии обожения. Как пишет святой Николай Кавасила, «…сей самый хлеб, сие самое тело… явится тогда на облаках перед очами всех и подобно молнии, в одно мгновение времени на востоке и западе, покажет свою красоту». Так должен перемениться самый способ приобщения Божеству, осуществляемого уже не в «рукотворенных храмах», не с помощью веществ и предметов видимого мира. В жизни Будущаго Века у христиан появится иное святилище, иной храм, чем те церкви, в которые они приходят ныне. По слову Писания в Небесном Иерусалиме Сам Господь Вседержитель, Агнец, искупивший Своей Кровью мир, будет одновременно и Первосвященником и Храмом, в Котором, достигая совершенного преображения и богопричастности, будут пребывать верные Ему (ср. Откр 21:22). Разумеется, служению Евхаристии в чаемом Небесном Иерусалиме мы можем противопоставить только самый образ ее земного храмового совершения (как богослужебного чинопоследования), дарованный нам сегодня Христом – в меру нашей греховной падшести и ограниченности. Ведь Евхаристия – единократна, вечна и неизменна. И точно так же не подчинена пространственно-временным законам изменчивости Церковь, созидаемая и устрояемая Христовыми Тайнами. Поэтому только здесь, в храмовых стенах, возможно по праву говорить о прошлом как о том, что совершается прямо сейчас и вместе с тем «вспоминать будущее», как будто оно уже совершилось. Потому-то христиане и смогли включить в текст Евхаристической молитвы известные слова: «…поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», – в соответствии с которыми оказывается возможным вспомнить не только о событиях земной жизни и Искупительного подвига Спасителя, но и о только еще ожидаемой Его Парусии. |
Семитские корни исламского монотеизма не допускают никакого видимого изображения Божества . Те, кто не в состоянии поверить и даже предположить возможность Боговоплощения, естественно склонны отвергать любые формы поклонения чему-либо видимому, так как любое такое поклонение будет идолослужением . Иконография христианской Церкви с ее изображением воплощенного Бога была настоящим соблазном для мусульманского мышления, поэтому , когда началась кампания против икон, первыми были уничтожены изображения Христа как воплощенного Бога 91 . Для ислама Бог невидим, неописуем, неизобразим ни в какой форме; именно эти свойства преподобный Иоанн перечисляет в §§ 4 – 8 первого трактата “В защиту икон” . Поэтому в мусульманских мечетях нет никаких изображений — ни человека, ни Бога, вместо этого мусульманское священное искусство предпочитает геометрические фигуры-арабески, которые неизменно направлены к Вездесущему, но Невидимому Центру. Если взять за основу ту точку зрения, что исламское иконоборчество повлияло на Церковь, то все ветхозаветные ссылки о запрете богоизображений, на которые отвечает преподобный Иоанн, могли быть выдвинуты теми, кто сочувственно отнесся к обвинениям мусульман относительно идолослужения в Церкви. С первых глав трактата преподобный Иоанн обсуждает доводы именно такого рода. Значит ли это, что император уступил натиску со стороны исламских богословов, что такое “богословское” противоборство с исламом и заставило подписать иконоборческий указ в 720-е годы? На самом деле в то время, когда иконоборческая смута обрушилась на Церковь, мусульманское священное искусство не исключало столь категорично изображений и образов 92 . Оно продолжало быть изобразительным до конца VII столетия. Хотя иконоборческие настроения в исламе в некоторых регионах империи имели место и ранее, но во времена императорского указа о запрещении икон исламское искусство не ограничивалось только абстрактными изображениями 93 . |
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня! Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах,/ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко:/свободи мя от работы человекоубийцы диавола/и даждь ми разум творити волю Твою. Жизнь земную я блудно прожил/и душу во тьму предал;/ныне же молю Тебя, милостивый Владыка:/освободи меня от этого рабства врагу/и дай мне разум исполнять волю Твою! Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня! Кому уподобилася еси, душе моя?/Каину окаянному первому убийце и Ироду беззаконному детоубийце./Но Ты, Господи, исторгни мя от греха сего/и даждь ми сердце творити заповеди Твоя. Кому уподобилась ты, душа моя?/Каину окаянному первому убийце и Ироду беззаконному детоубийце./Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности той/и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои! Слава: Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения,/припадая ко Творцу, слезя и стеня;/Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою. Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек,/вспомнив свои согрешения,/припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная!/Он же, как милосердный,/даст тебе ум познать волю Его! И ныне: Богородице Дево,/от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая,/и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему,/да даст ми ум творити волю Его. И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла/сохрани меня, пречистая,/и прими прошения мои,/и передай их Сыну Твоему,/да даст мне ум исполнять волю Его! Господи, помилуй. Трижды. Слава, и ныне: Кондак , глас 6: Душе моя, почто грехами богатееши,/почто волю диаволю твориши,/в чесом надежду полагаеши?/Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи:/милосерде Господи, помилуй мя грешнаго(ую). Кондак Душа моя! Зачем грехами богатеешь?/Зачем волю диавола исполняешь?/На что надежду возлагаешь?/Перестань так поступать/и обратись к Богу, с плачем взывая:/«Милосердный Господи, помилуй меня, грешного(ую)!» Икос: Помысли, душе моя, горький час смерти/и Страшный Суд Творца твоего и Бога:/Ангели бо грознии поймут тя, душе,/и в вечный огнь введут:/убо прежде смерти покайся, вопиющи:/Господи, помилуй мя грешнаго(ую). |
Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Династия Имя Годы правления/Годы жизни Чем известен Обстоятельства смерти Канонизация Династия Константина (2я Флавиев) Константин I Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин) 306–312, 312–324, 324–337/272–337 Сделал христианство господствующей религией, перенес столицу в Византий (Константинополь), организовал новое гос. устройство. С его именем связано окончательное установление неограниченной власти императора. Умер от воспаления легких. На смертном одре принял Крещение. Прославлен. Константин II (Флавий Клавдий Константин) 317–337, 337–340/ок. 317–340 Требовал от своих братьев территориального передела, сражался с ними. Погиб в сражении: упал с раненой лошади и умер от множества ран. Констанций II (Флавий Юлий Констанций) 324–337 337–340, 340–350, 350–361/317–361 Торжество арианства, при этом преследование языческих культов. Боролся за установление контроля над всей империей, что осложнялось войной с персами и германцами. Умер в военном походе от лихорадки. Далмаций Младший (Флавий Далмаций) 335–337/? — 337 Константин Великий провозгласил Далмация Младшего цезарем и отдал ему в управление Фракию, Македонию и Грецию. Убит во время дворцового переворота. Ганнибалиан Младший (Флавий Ганнибалиан) 335–337/? — 337 Реальной власти Ганнибалиан, по-видимому, никогда не имел. Убит во время дворцового переворота. Ветранион (полное имя не сохранилось) 350/? — 356 После непродолжительного правления был отстранен от власти Констанцием II, но оставлен в живых. Умер своей смертью, находясь на пенсии. Констанций Галл (Флавий Клавдий Констанций Галл) 351–354/ок. 335–354 Демонстрировал свою преданность христианству. Добился успехов в войне с персами, подавил восстание в Иудее и отразил набег исавров, во внутренней политике проявил крайнюю жестокость, начав репрессии против сирийской знати. |
Однако фраза «по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия» многих ввела в заблуждение. Веря «на слово» отцу Павлу, одни стали приписывать эту мысль преподобному Епифанию Премудрому, составившему Житие (XV b.) Преподобного Сергия Радонежского; другие, не найдя, однако, ее там, предполагают наличие ее или в каком-то неизвестном лицевом Житии, или на иконописном свитке и т. п. Комментаторы трудов отца Павла игумен Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо, не обинуясь, говорят: «Источник цитаты не обнаружен. Выражение могло быть заимствовано из книги: Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916. С. 12» . Последнее представляется нам наиболее достоверным — то, что именно очерк Евгения Николаевича Трубецкого «Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи» послужил основой выражения отца Павла Флоренского. Но, публикуя в свое время эту работу Трубецкого , мы предложили вместе с тем и некоторую пунктуационную «реконструкцию» (в отличие от издания «М., 1916» ): « По выражению его жизнеописателя, Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, поставил храм Троицы „как зерцало“ для собранных им в единожитие — дабы „взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира“» . Так, нам кажется, от жизнеописателя идет только первая «часть» мысли: «…посреде же церковь большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…» (кстати, именно это Житие использует и точно указывает при цитировании сам Трубецкой в третьем своем очерке «Россия в ее иконе» — 1918 г.). Вторая же «часть» мысли берет свое начало, по-видимому, из речи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», произнесенной 26 сентября 1892 года в Московской Духовной академии во время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского: «Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при созидании Тела Его — как чего-то чу´дного и в себялюбивом мире невероятного — имели постоянное утверждение в лучшем Бытии, вечном и неизменяемом Божестве, и взиранием на Святую Троицу побеждали страх пред ненавистною разделенностью мира…» |
| |