В марте 1978 г. скончалась супруга о. Владимира, в том же году в автокатастрофе погиб старший внук. В 1979 г. о. Владимир ушел с работы на радиостанции Би-би-си, после чего митр. Сурожский Антоний постриг его в монашество с именем Василий в честь свт. Василия Великого. В. собирался отправиться на Св. Гору Афон, но в кон. 1979 г., получив отпускную грамоту от Патриарха Сербского Германа (Джорича) , был принят в юрисдикцию ПЦА и определен быть викарием ее Предстоятеля. 12 янв. 1980 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием (Лазором) в сослужении сонма архиереев архим. В. был хиротонисан во епископа Вашингтонского. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор. В нояб. 1980 г. В. был назначен на кафедру Сан-Франциско, служил в кафедральных соборах Пресв. Богородицы в Лос-Анджелесе и Св. Троицы в Сан-Франциско. Василий (Родзянко), еп. Сан-Францисский. Фотография. 90-е гг. XX в. Василий (Родзянко), еп. Сан-Францисский. Фотография. 90-е гг. XX в. 25 апр. 1984 г. В. ушел на покой и поселился в Вашингтоне, где стал почетным настоятелем Свято-Николаевского собора и директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, расположенного в его маленькой квартире. В. возобновил регулярное вещание на СССР. Он преподавал в Свято-Владимирской и Свято-Тихоновской ДС, сотрудничал с протопр. Александром Шмеманом и протопр. Иоанном Мейендорфом, др. видными богословами рус. эмиграции. В нояб. 1981 г., после более чем 60-летнего перерыва, В. побывал на родине. C тех пор по частным приглашениям он неоднократно посещал Россию и Украину (в особенности с началом политики перестройки в стране), встречался с буд. Патриархом Алексием, со мн. иерархами, священниками и мирянами, сопровождал правосл. паломников из Америки, 28 июля 1988 г. принимал участие в епископской хиротонии Марка (Петровцы; в наст. время архиеп. Каширский, управляет Патриаршими приходами в Канаде). Также появилась возможность вновь посетить Сербию.

http://pravenc.ru/text/150739.html

Активную культурную работу в Тырнове при дворе болгарского царя Ивана-Александра (1331 –1371) следует назвать серебряным веком болгарской письменности. По личному заказу царя были написаны Софийская псалтырь 1337 г. (обычно называемая Софийский песнивец), Лондонское четвероевангелие Иакова Серрского 1355 г. (Библиотека Британского музея Add. 39626), сборники попа Филиппа 1345 г. и Лаврентия 1348 г. (см. Куев 1981), переведена хроника Константина Манассии. В это же время в Тырнове был переведен толковый Апостол. Перевод известен по списку 1516 г. РНБ, F.I.516. Рукопись содержит толковые Деяния и соборные Послания, 44 хотя в предисловии к тексту говорится, что переведены были и Павловы Послания. Предисловие не называет имени переводчика и датирует перевод временем царя Ивана-Александра (опубликовано Сырку 1898 и исправнее Ангеловым 1978, с. 272–273). Греческим оригиналом послужили те же катены на Апостол, которые были использованы прежде при переводе толкования на Послания (см. § 9). Язык перевода лишен какой-либо региональной окраски, строг и точен. Весьма выразительно соотношение двух переводов толкового Апостола в той части, которая является общей для них. Приведем толкование на Иак. 2 " Милость превозносится над судом», восходящее к Иоанну Златоусту . Болгарский перевод XIV в. по рукописи РЫБ, F.I.516, л. 200 об. издается с некоторыми упрощениями орфографии; сербские орфографические черты являются принадлежностью списка 1516 г. Восточнославянский перевод XII в. приводится по списку толкового Апостола РЫБ, Пог. 30, л. 146 об.–147 (правый столбец). Милостыни хытрость некаа есть и предстатель делающих ю. любезнаа богови есть и присно близь его стоить, о ихже хощеть, удобне благодать просещи. тъчию да не обидима нами. обидима же есть, егда 21;т хыщениа твориьм ю. аще ли чиста будеть, много посилающих ю даеть дрьзновение и 21; съгрешающих. та оузы раздрешаеть, раздрешаеть тъму, оугашаеть 21;гнь, оумрщвляет чрьвь29, 21;тганяеть скрежеть сеи сь мноземь дрьзновениемь 21;тврьзаютсе небеснаа врата.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

XVII в. (Ebinghaus. Die altrussischen Marienikonen-Legende. S. 199–200). Датой явления иконы назван 1295 г., но местный князь носит прозвище Шемякин, живо напоминающее о новгород-северском и рыльском князе рубежа XV–XVI вв. (до 1523 г.) Василий Шемячиче, сыне Дмитрия Юрьевича Шемяки. Ср. комм. Уточнение датировки креста Симеона — 1234 г. (Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIV вв. М., 1964. С. 38. 38). О канонизации и установлении праздника Литовским мученикам см.: Огицкий. К истории Виленских мучеников. С. 226–246. Древнейшее проложное житие св. мч. Михаила Черниговского и боярина его Феодора считается созданным в Ростове (Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 108–120) и известно в новгородских списках XIV в. До XV в. память прп. Иоанна Рыльского известна лишь в приписке XIV в. к месяцеслову Галицкого Евангелия 1144 г. (ГИМ. Син. 401; см.: Куев К. Съдбата на старобългарски ръкописи през вековете. София, 1979. С. 23. 15). Большое число болгарских и сербских святых включено в месяцеслов Псалтири митр. Киприана, дошедшей в копии 1-й четв. XV в. (РГБ. Собр. МДА. Фунд. 142). О памятях южнославянских святых и их житиях в русских рукописях см.: Смирнов С. Н. Сербские святые в русских рукописях//Юбилейный сборник Русского археологического общества в Королевстве Югославия: К 15-летию Общества. Белград, 1936. С. 161–216; Турилов А. А. Оригинальные южнославянские сочинения в русской книжности XV–XVI вв.//Теория и практика историографии и источниковедения отечественной истории. М., 1978. С. 39–44. Известие о русских переписчиках Иване и Добриле есть лишь в добавлениях к тексту Хождения Стефана в издании И. П. Сахарова. Добавление носит поздний характер и, вероятнее всего, принадлежит публикатору (Словарь книжников. Вып. 1. С. 447); известные в настоящее время списки памятника (ПЛДР. XIV — середина XV в. М., 1981. С. 37) содержат в этом месте чтение: «Тут жил Феодор Студийский, и на Русь послал он много книг: Устав, Триоди и иные книги». Свод сведений о русских писцах и заказчиках XIII–XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

епископ Василий (Родзянко) (22.05.1915–17.09.1999) Книги Беседы, проповеди, статьи епископ Василий (Родзянко) Иерарх Православной Церкви в Америке, проповедник, богослов, педагог, публицист. Биография В миру Владимир Михайлович Родзянко, родился  в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию. Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века - святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а так же глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1938 году вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой, а через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом " за превышение дозволенной религиозной пропаганды " . Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии. С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию. В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством. Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу " Теория распада вселенной и вера отцов " . Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 Сентября 1999 года. Ещё две недели назад мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Всюду сея семена добра… К 10-летию со дня кончины владыки Василия (Родзянко) Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию. Фото: Юрий Кавер Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а также глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1938 году Владимир Родзянко вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой и через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом «за превышение дозволенной религиозной пропаганды». Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Югославии. С 1955 года в течение 26 лет вел религиозные передачи радиостанции Би-Би-Си на Россию. В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством. Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу «Теория распада Вселенной и вера отцов». Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 сентября 1999 года. Прошло десять лет со дня кончины владыки Василия Родзянко. Как быстро бежит время. Кажется, еще недавно мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

http://pravoslavie.ru/31960.html

Митрополит Варшавский и всей Польши Савва HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Митрополит Варшавский и всей Польши Савва Митрополит Савва (в миру - Михаил Грыцуняк) родился 15 апреля 1938 года в Снятычах (Польша). В 1957 году окончил православную духовную семинарию, а в 1961 году Христианскую Богословскую Академию в Варшаве со степенью магистра богословия. Митрополит Варшавский и всей Польши Савва / Митрополит Савва, в миру Михаил Грыцуняк, родился 15 апреля 1938 года в Снятычах (Польша). В 1957 году окончил православную духовную семинарию, а в 1961 году Христианскую Богословскую Академию в Варшаве со степенью магистра богословия. В 1961-1979 годах преподавал в Варшавской Православной Духовной Семинарии. C 1974 года вступил на должность ректора этого учебного заведения. С 1962 года и по настоящее время является преподавателем Христианскую Богословскую Академии.В 1964 году был рукоположен в сан диакона. В 1966 году на Богословском факультете СПЦ в Белграде получил степень доктора богословия. В этом же году в сербском монастыре Раковицы принял монашеский постриг с именем Саввы, в честь Свт. Саввы Сербского, и был рукоположен во иеромонаха. C 1966 по 1970 гг. занимал должность директора канцелярии митрополита Варшавского и всей Польши Василия. В 1970 году был возведен в сан архимандрита и становится наместником Яблочинского монастыря. В 1977 году назначен руководителем православного отделения Академии христианской теологии в Варшаве. В 1978 году защитил диссертацию и получил степень доктора православного догматического богословия. Тогда же ему присвоили звание доцента и назначили заведующим кафедрой догматического и нравственного богословия в ХБА. 25 ноября 1979 года рукоположен во епископа и назначен на Лодзьско-Познаньскую кафедру. В 1981 году переведен на Белостокско-Гданьскую кафедру. В 1987 году возведен в сан архиепископа. В 1990 году получил звание профессора богословия. 16 мая 1994 года министром обороны Польши архиепископ Савва был назначен главой Православного Ординариата Войска Польского, а в 1996 году получил звание бригадного генерала. 12 мая 1998 года по решению Священного Синода архиепископ Савва был избран новым предстоятелем Польской Православной Церкви . 31 мая 1998 года в Варшавском кафедральном соборе святой Марии Магдалины состоялась интронизация нового Предстоятеля ППЦ Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы. Адрес: Al. Salidarnosci 52 03402 Warszawa - Poland Office/Fax: 48-22-619-08-86 Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В Молдавии с греческой «Филокалии», преподобным старцем Паисием Величковским (1722–1794 гг.) был сделан перевод на славянский язык. Кроме «Добротолюбия», старец Паисий перевел с греческого языка на славянский другие святоотеческие творения. Его переводы сыграли большую роль для всего славянского востока, в том числе и для России. Среди современных учебников и пособий по патрологии на православном востоке назовем следующие: на греческом языке «Патрология» Д. Балану, Афины, 1930 г., «Патрология» С. Паподопулоса, в трех томах, Афины, 1978 г., «Церковная письменность. Христианские отцы и богословы» П.К. Христу, Фессалоники, 1981 г., «Греческая патрология» того же автора, в трех томах, Фессалоники, 1985–87 гг., «Курс патрологии» прот. Константина Фускаса, Афины, 1994 г.; на сербском языке «Патрология» иеромонаха Афанасия (Евтича) , Белград, 1984 г.; на болгарском языке «Патрология» И.К. Цоневского, София, 1986 г.; на словацком языке «Патрология» протоиерея Стефана Пружинского, Братислава, 1990 год. § 3. Российское отцеведение В 1793 году в России, стараниями митрополита Гавриила Санкт-Петербургского, при деятельном участии валаамского игумена старца Назария, было напечатано славянское «Добротолюбие». В то время в Российской империи фактически единственным пособием по изучению отцов Церкви (главным образом, их жизни) являлись «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского и «Жития святых» архиепископа Филарета Черниговского . Святитель Димитрий, при написании житий, пользовался минеями, составленными митрополитом Макарием Московским , а также и трудами ученых-боландистов из «Общества ученых по изданию святоотеческой литературы» в Антверпене. В 1840 году, по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, был основан при Московской духовной академии журнал «Творения       святых отцов», в котором печатались переведенные святоотеческие сочинения. Так началось издание трудов отцов Церкви на русском языке. В 1841 году Святейший Синод определил ввести во всех существовавших тогда российских академиях предмет патристику. Этот год может считаться началом академического преподавания отцеведения в русских духовных школах. Переводом святых отцов в дореволюционное время занимались все российские духовные академии, каждая по своей отрасли.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Σ. 29. 512 Αργυροπολου Ρ. Νεοελληνικς μεταφρσεις φιλοσοφικν ργων (1760–1821). Δευκαλων 21 (1978). Σ. 131–142. 513 Дженовези Антонио (1712–1769) – итальянский философ и экономист, чьи предложения по реформам в Неаполитанском Королевстве сочетали в себе гуманистические идеи с радикальной христианской метафизической системой. 515 Νικδημου του Αγιορετου. Συμβουλευτικ εγχεφδιο. Εν Βλω, 1969. Σ. 198–202; Νικδημου του Αγιορετου. Ομολογα Πστεως.//Πσχου Π. ν ασκσει και μαρτυρω. Αθνα, 1996. Σ. 56. 517 Παπαδπουλος Σ. Αγιος Μακριος Κορνθου. О γενρχης του φιλοκαλισμο. Αθνα, 2000. Σ. 42; Σωτρχου Π. Αυτς ο Μγας Αγιος Νικδημος ο Αγιορετης. Αθνα, 1996. Σ. 402. 521 Voltaire’s Correspondence V. 1–107. Geneve, 1953–1965. V. 17. P. 460. Dict. phil. Athee.//Цит. no: Сиволап И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978. С. 159. 522 Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании.//Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2 т. М., 1981. Т. 1.Стр. 501. 524 В источниках мы встретили неоднократные настойчивые просьбы представителей разных балканских народов к единоверной России о предоставлении «жалования ей, мы бы могли и школы построить» (АВПРИ. Прошение сербского митрополита Моисея Петровича великому князю Петру Александровичу о присылке в Сербию двух учителей латинского и славянского языков, а также учителя Максима Суворова. Ф. 86. Оп. 86/1. Д. 1. С. 7). 527 Paradis de Raymondis. Σγγραμμα στοιχειδες περ ηθικς και ευδαιμονας. Μετ. Μιχ. Χρηστρη. Βιννη, 1816. Τ. 1ος. Σ. 147. 528 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 82. 532 Αργυροπολου Р. Νεοελληνικς ηθικς και πολιτικς στοχασμς. Απ τον Διαφωτισμ στον Ρομαντισμ. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 29. 534 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002 Σ. 189. 537 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 216. 538 Αργυροπολου Ρ. Νεοελληνικς ηθικς και πολιτικς στοχασμς. Απ τον Διαφωτισμ στον Ρομαντισμ.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Отсеченная часть тела самостоятельно жить не может. Когда говорят о живом организме, имеют в виду единое и неделимое тело, в котором соединяется человеческое и Божественное. Церковь — это таинственное собрание людей, где происходит единение Бога с человеком, где рождается единый богочеловеческий организм. Мы приходим в Церковь для того, чтобы стать ее частью, стать ее существом, ее естеством. Церковь делает нас соприродными Христу, потому что мы являемся ее телом, а Он — ее Главой. При этом, как сказал новопрославленный сербский святой, величайший богослов Иустин Попович (1894–1978), сама Церковь — это Богочеловек Иисус Христос. Это мы со Христом. В этом случае становится понятно, что просто присутствие человека в Церкви, просто исполнение каких-то внешних правил, просто знание определенных догматов явно недостаточно. Речь идет о жизненном пути, который православные называют верой. Христос учит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). То же самое можно сказать и о Церкви: Церковь — есть путь, Церковь — есть истина, Церковь — есть жизнь человека в вере, и в этом — смысл христианства. Наконец, мы исповедуем не просто существование Бога; мы веруем не только в то, что Господь — Личность, сотворившая мир, в то, что существуют определенные отношения между Ним и человеком, в то, что есть некие правила, которые следует исполнять, ожидая посмертных воздаяний. Все это характерно для любых религиозных воззрений, включая самые примитивные, и не является истинным смыслом христианской веры. Наше упование заключается в том, что человек спасается в вечной жизни, соединившись с Богом. Жизнь вечная и есть пребывание в Боге, соединение с Ним и обóжение человека, когда он сам становится богом. Вот в чем состоит истинный смысл христианской веры, если не прибегать к сложным богословским определениям. Церковь делает нас соприродными Богу. Об этом апостол Петр писал: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 3–4). Эти слова нередко остаются незамеченными нами, но они составляют суть всех апостольских посланий: нам надлежит стать участниками Божественной Природы. О том же, хотя и несколько иначе, говорил и преподобный Серафим Саровский: «Нам надо стяжать Дух Святой».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Портрет св. кн. Лазаря Сербского из ктиторской композиции в ц. мон-ря Раваница. Прорись О. Тасича Портрет св. кн. Лазаря Сербского из ктиторской композиции в ц. мон-ря Раваница. Прорись О. Тасича Начиная с XVIII в. ему посвящено значительное число (не менее полутора десятков) церквей в Сербии, Боснии и на территории бывш. австр. «военной границы» в хорват. Славонии ( 1965. С. 122). Помимо церковного культа Л. среди сербов получило широчайшее распространение его народное почитание, связанное с фольклорной традицией, посвященной битве на Косовом поле. Оно возникает весьма рано и зафиксировано уже в XV в. в «Записках» Константина Михайловича из Островицы (см.: Записки янычара/Ред.: А. И. Рогов. М., 1978), но по-настоящему широкое распространение приобретает с рубежа XVII и XVIII вв., после массового переселения сербов в 1690 г. в австр. владения. Л. является героем (при этом главным, наряду с Милошем Обиличем) мн. песен Косовского цикла ( Голенищев-Кутузов. 1978), отдельным сюжетом для песен стала его отсеченная голова ( 1965. С. 123). На основе фольклорной в XVIII в. формируется новая лит. традиция («Притча о Косовском бое», Троношский родослов), в которой у прославленного героя-мученика значительно повышается статус: он оказывается в прямом родстве с Неманичами и Палеологами, ему устойчиво приписывается царский титул. Св. кн. Лазарь Сербский. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. XVII в. Св. кн. Лазарь Сербский. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. XVII в. На Руси о гибели Л. в битве на Косовом поле стало известно не позднее сер. 90-х гг. XIV в. благодаря «Хождению митрополита Пимена в Царьград», написанному Игнатием Смольнянином . Митрополит и его свита на подходе к К-полю узнали, что султан «Амарат пошел ратью на серьбскаго князя Лазаря. И бысть весть - убиша на соиме обоих - и Амората и Лазаря» ( Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина//Лит-ра Др. Руси: Сб. тр. МГПИ. М., 1978. Вып. 2. С. 128). Св. кн. Лазарь. «Стематография» Христофора Жефаровича.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010