В дни Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб: Великое повечерие. Утреня. Часы с чином изобразительных. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыреде- сятницы, за исключением четверга 95 и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста). Великопостные часы совершаются: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста; в понедельник, вторник, среду Страстной седмицысубботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные). Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста (кроме субботы), а именно: в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю Неделю включительно) Великого поста; в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Преждесвященных Даров переносится на вторник – день чтения великого канона); в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (кроме совпадения их с Благовещением); в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля – Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта – 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста; если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу 96 . Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается литургия св. Василия Великого . Литургия св. Василия Великого бывает пять раз в св. Четыредесятницу – в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни случится Благовещение). Последование великого повечерия

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Скачать epub pdf Особенности богослужения на праздник 40 мучеников Стихира на стиховне: В песнопениих восхвалим, вернии,/страстотерпцев четыредесять мучеников/и к ним сладкопесненно возопиим, глаголюще:/радуйтеся, страдальцы Христовы,/Исихие, Мелитоне, Ираклие,/Смарагде и Домне,/Евнике, Уале и Вивиане,/Клавдие и Приске./Радуйтеся, Феодуле, Евтихие и Иоанне,/Ксанфие, Илиане, Сисиние,/Кирие, Аггие, Аетие и Флавие./Радуйтеся, Акакие, Екдикие, Лисимахе,/Александре, Илие и Горгоние,/Феофиле, Дометиане, и Божественный Гаие, и Горгоние./Радуйтеся, Евтихие и Афанасие,/Кирилле и Сакердоне,/Николае и Валерие,/Филоктиме, Севериане и Худие./Яко имущии дерзновение ко Христу Богу нашему,/мученицы всечестнии,/Того прилежно молите/спастися верою совершающим всечестную память вашу. Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Праздник 40 мучеников всегда попадает на период Великого поста: со вторника 1-й седмицы (при самой поздней Пасхе 25 апреля/8 мая) до понедельника 6-й седмицы (при самой ранней Пасхе 22 марта/4 апреля). В службе 40 мучеников есть стихира, которая поется на «Слава» на стиховне вечерни. В ней перечисляются имена всех 40 святых. Эта стихира не поется, если накануне праздника совершается литургия Преждеосвященных Даров. Если праздник случится в Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста, то отменяются службы святым Триоди (соответственно службы свт. Григорию Паламе , преп. Иоанну Лествичнику и преп. Марии Египетской). Если праздник случится в субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю, то отменяются заупокойные богослужения данных суббот. Праздник 40 мучеников переносится при совпадении со следующими днями Великого поста: если случится во вторник – пятницу 1-й седмицы , то переносится на 1-ю субботу поста (2024, 2040, 2051, 2078, 2097 гг.); если случится в среду 4-й седмицы, то есть в преполовение Великого поста, то переносится на вторник 4-й седмицы (2023, 2028 гг.). Это предписание – одно из наименее понятных широкому кругу. Причины таковы. Среда 4-й седмицы как середина поста – один из важнейших дней Триоди. Он отмечается еще с древности (как отмечено в статье «Преполовение Пятидесятницы» в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится). Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если праздник Благовещения случится в среду 5-й седмицы Великого поста, а предпразднество во вторник, то служба предпразднества поется в понедельник, ибо во вторник (начиная с вечерни понедельника) тогда совершается служба великого канона (Типикон, последование 26 марта, аще Благовещение в среду 5-й седмицы); если праздник Благовещения случится в пяток 5-й седмицы, то служба предпразднества совершается не в четверток, а в среду (начинаясь вечернею вторника и оканчиваясь утром среды). Ибо в четверток (начиная с вечерни среды) совершается служба великого канона (Типикон, последование 24 марта, аще в четверг 5-й недели). Во-вторых, если предпразднество Благовещения случится в недели (воскресения) 4-й и 5-й седмиц Великого поста, то служба св. Иоанну Лествичнику (4-й недели) и св. Марии Египетской (5-й недели) оставляются и поются, егда екклесиарх (настоятель) рассудит (Типикон, 24 марта, аще в 4-й и 5-й недели); если праздник Благовещения случится в неделю Ваий и предпразднество его в субботу Лазареву, то служба предпразднества совершается в четверток этой седмицы (Типикон, последование 24 марта). Порядок службы праздника изложен в Уставе 25 марта и начинается со слов: «При часе же первом нощи ударяют в великий кампан», и дальше излагается порядок всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается в Уставе 26 марта. Всенощное бдение на Благовещение начинается или великою вечернею (в понедельники, воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием (в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы), или даже утреней (в Великий Пяток и Субботу). На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием; после 50-го псалма поется на «Слава» – «Молитвами Богородицы...» на «И ныне» – то же, но в неделю Ваий поем: «Слава, днесь Христос...», «И ныне», той же; «Честнейшую...» по 8-й песни канона поется только в недели 3, 4 и 5-го Великого поста; во все прочие дни до недели Ваий – припевы и ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с ирмосом Триоди; великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого поста – поется, в прочие дни – читается (тогда в конце утрени ектения «Помилуй нас, Боже...», а «Господи, помилуй» 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе не полагается; великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои они положены в пост (бывает только 3 поклона с молитвой «Господи и Владыко живота...», после ектении «Помилуй нас, Боже...»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   Об отречении Петра (тоже).    О страстях Христовых (в. пяток),    Неизданные или изданные в отрывках:    О св. Феодор Тирон 2 кондака (один сомнит.).    О Ниневии (среда первой седмицы).    Об Адаме (первая неделя поста?)    О блудном сын (вторая неделя).    О землетрясении и пожаре (среда 3-й седмицы).    О Ное (3-я неделя).    О кресте (пятница 4-й седмицы).    О жертвоприношении Авраама (4-я неделя).    О покаянии (среда 5-й седмицы).    Об Исааке (пятница 5-й седмицы).    О богатом и Лазаре (среда 6-й седмицы).    О воскрешении Лазаря (Лазарева суббота).    Как видим, стоящий в кондакарях на сырную субботу кондак св. Романа совсем не предназначался им для этой памяти, а составлен был им по частному совершенно случаю. По исследованию П. Мааса также оказывается, что кондак среды 3-й седмицы о землетрясении и пожаре имеет в виду известный бунт Νκα при Юстиниане (532), Вероятно и Многие другие из перечисленных произведены св. Романа написаны были им не для великого поста и только употреблялись церковью в эти дни.    Несомненно также, что значительное количество древнейших песнопений находится среди стихир антифонов «последования св. страстей». Половина из указанных в предисловии стихирарей — афинский, есфигменский, ватопедский и иверский 954 приписывают эти стихиры вместе с тропарями часов вел. пятка св. Софронию, патриарху Иерусалимскому († 634—644). Но в полном составе усвоить ему эти песнопения нельзя, потому что памятники разногласят относительно того, что действительно принадлежите св. Софронию в службах страстной седмицы. Так иерусалимское «Последование» 1122-го года и другие рукописи усвояют св. Софронию лишь чин часов вел. пятка. В изданном А. Пападопуло-Керамевсом житии свв. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, принадлежащем иерусалимскому патриарху Иоанну Меркуропулу (1156—1178), св. Софроний называется автором только трипеснца вел. пятка. Кроме того, там еще сообщается, что он «установил чины (σνταξιν) всей церковной службы и подходящим образом распределил тексты Евангелия и Павловых посланий по памятям отдельных святых и по праздникам Сына Божия”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие Марии Египетской. В четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам. Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрй Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на   VI Вселенский Собор (692 г.), представил это Житие вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и Жития Марии Египетской в четверг 5-й седмицы совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора. В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный. Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста , а сама служба в этот день получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается (в четырех частях) акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в VII веке (626 году). Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр.

http://pravmir.ru/o-bogosluzhenii-5-j-se...

Во время пения Постной Триоди в седмичные дни стихиры на «Господи воззвах» поются – то из Октоиха и из Минеи (в сырную седмицу), то из Триоди Постной и из Минеи (в дни седмичные, кроме суббот, Великой Четыредесятницы), то из Октоиха с Триодью (в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), то из одной Триоди Постной (в Лазареву субботу и страстную седмицу, исключая того, если случится Благовещение). Устав пения стихир различается еще, смотря по тому, отправляется ли вечерня с Литургией Преждеосвященных даров или без литургии. На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров поются стихиры на 10-ть. Прежде всего поется из Триоди самогласен дне дважды; но если два самогласна (как в среду 4-й седмицы великого поста), то каждый самогласен по однажды. Самогласны напечатаны в Триоди – на стиховне (там они поются, если не бывает Литургии Преждеосвященных даров). Засим поется мученичен Триоди. На субботу: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста поются мученичны из Октоиха, рядового гласа, три – из положенных на «Господи воззвах» и одна – из стиховен. На субботы же 5-й и 6-й седмиц Великого поста мученичен поется из Триоди. Но если случится храм святого (Тип., храм. гл. 35-я) или день предпразднства – 24-го марта (что в Типиконе указано под 25-м марта), то не поется мученичен Триоди, а поются стихиры Минеи на 5-ть. За мученичнами поются или: стихиры Триоди «подобны» (три), а в субботу 1-й седмицы – святому Феодору (4-ре), в субботу 5-й седмицы – Богородице (три стихиры поются на семь), в субботу 6-й седмицы – святому Лазарю (пять стихир поются на семь), или, если нет в Триоди «подобных» стихир, как в субботы 2-й. 3-й и 4-й седмиц Великой Четыредесятницы, то поются стихиры святому из Минеи, а в предпразднство Благовещения, случившееся в субботу, – стихиры предпразднства на 4-ре. Наконец, вместе с подобнами Триоди поются стихиры из Минеи на четыре: так указаны в Уставе стихиры из Минеи святому, хотя бы случился и великий святой, например 24-го февраля, или предпразднству Благовещения, 23-е марта (что в Типиконе обозначено под 24-м марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

97 В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми...» и после него – канон св. Андрея Критского . Он разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4-й: «Внегда призвати...» (без слов «Приидите, поклонимся...») и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается в начале 3-й части великого повечерия (см. Типикон, начало Великого поста). Примечание: Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми дверьми, и великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами. 99 1. На повечерии в пятницу вечером 1-й седмицы по Трисвятом поется тропарь св. великомученика Феодора Тирона: «Велия веры исправления...», «Слава, и ныне» – «Вся паче смысла...». . На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...», «И ныне» – «Мати святая...» (см. Типикон, в пяток 2-й седмицы вечера). 3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого повечерия. 4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: «Общее воскресение...». 5. На великом повечерии накануне Благовещения – тропарь праздника. 6. Накануне Обретения главы Предтечи – 24 февраля, 40 мучеников – 9 марта, храмового святого – на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Но если память этим святым случится в первую седмицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы – Феодора Тирона (см. Типикон, последование 24 февраля). 100 На великом повечерии накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей – кондак праздника. 101 Начиная с понедельника 2-й седмицы Великого поста, в седмичные дни, кроме пятница вечером, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой Недели (16 дней) (см. В. Розанов . Богослужебный Устав, ч. II, гл. 31 и Типикон, служба в понедельник 2-й недели поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Часы вседневные совершаются в остальные дни года и в таком порядке: 1й бывает сряду за утренею, 3й и 6й — пред литургиею, а 9й — пред вечернею. Литургия В Православной Церкви литургия совершается: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. Литургия Василия Великого бывает непременно 10 раз в году; именно: в первые пять воскресений Великого поста и в четверг и субботу Страстной седмицы (хотя бы в один из этих дней и случился праздник Благовещения), 1 января — день памяти святого Василия Великого и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если канун не случится в субботу или воскресенье; в последнем случае в кануны совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого переносится на самые праздники. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту, в седмичные дни его, кроме субботы, — именно: 1) в среду и пятницу 1–6 седмиц Великого поста (если не случится Благовещение, в каковой праздник — литургия святого Иоанна Златоуста); 2) в день чтения великого канона на 5й седмице Великого поста — в четверг или вторник (чтение канона переносится с четверга на вторник тогда, когда в четверг или среду случится Благовещение (литургия святого Иоанна Златоуста) или храмовый праздник (литургия Преждеосвященных даров); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если не Случится Благовещение, когда литургия святого Иоанна Златоуста); 4) иногда в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста, — именно, когда в эти дни случатся праздники святых с полиелеем (24 февраля и 9 марта) и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 34, 35). На 1й седмице Великого поста в понедельник-пятницу празднования храму не положено; оно переносится на субботу этой седмицы или же на неделю (воскресение) сырную; также праздник Сретения, если случится в понедельник 1й седмицы (а в дальнейшие дни не может случаться), переносится на неделю сырную. Литургии не положено совершать: 1) в среду и пятницу сырные; но если в эти дни случится Сретение или храмовой праздник, то бывает литургия святого Иоанна Златоуста; 2) в понедельник, вторник и четверг 1й седмицы Великого поста; 3) в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста; но если случатся в эти дни: святой с полиелеем или храмовой праздник, то — литургия Преждеосвященных даров; та же литургия совершается на 5й седмице в день чтения канона святого Андрея Критского (т.е. в четверг или вторник); в праздник же Благовещения — литургия святого Иоанна Златоуста; 4) в Великую Пятницу; но если в этот день случится Благовещение, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста; 5) в пятницы пред Рождеством Христовым и Богоявлением, когда канунами этих праздников будут суббота или воскресенье.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Триодь (τριωδιον) – две богослужебные книги, содержащие последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней годичного богослужебного круга. Название этой книги происходит от неполных канонов, входящих в последования Триоди. Такие неполные каноны состоят из 2, 4, но чаще – из 3 песен. Неполные каноны поются только в седмичные дни. Двупеснец (канон из двух песен) состоит всегда из 8 и 9 песней канона и поется только в Великий Вторник на утрене. Трипеснец и Четверопеснец обязательно включают в себя 8 и 9 песнь. Перед 8 и 9 песней поются: в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь, в среду – 3, в четверг – 4, в пятницу – 5, в субботу – 6 и 7. Таким образом, четверопеснец поется только в субботу. Триодь состоит из двух книг – Постной Триоди и Цветной Триоди. Эти книги имеют содержание различного характера и различное время пения. Постная Триодь. Состав Постная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для подготовительных недель Великого поста, самого Великого поста и Страстной седмицы. Постная Триодь начинается с подготовительных недель Великого поста: Недели о мытаре и фарисее, Недели о блудном сыне, Субботы и Недели мясопустной, Сырной седмицы. Мясопустная Неделя называется также Неделей о Страшном суде. Сырная Неделя связана с воспоминанием о грехопадении прародителей. Последования подготовительных недель и самого Великого поста составляют первую часть Постной Триоди. Последования Страстной седмицы составляют вторую часть Постной Триоди. В состав этой книги входит последование одного двунадесятого праздника, зависящего от Пасхи – Входа Господня в Иерусалим (совершается за неделю до Пасхи, в воскресный день). В Постной Триоди имеются главным образом последования вечерни и утрени. Однако, тут встречаются изменяемые молитвословия повечерия (например, в дни первой седмицы Великого поста, когда на повечерии поется канон Андрея Критского , а также в дни Страстной седмицы), 6 часа. Для 6 часа в книге имеются прокимны, тропарь пророчества и паремия. Приложения Постной Триоди

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.2 из  5) Оглавление Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался от дьявола и ничего не ел в эти дни. Великий постпост в честь Самого Спасителя –  состоит из двух частей: Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).  Страстная седмица установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Цель Великого поста — духовная, душевная и телесная подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост был установлен в начале V beka. Великий Пост в годовом календаре Календарь Великого Поста История Великого поста Лестница Великого поста Монастырский Устав С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. По субботам и воскресеньям благословляется вкушение горячей пищи с растительным маслом. В остальные дни Великого поста предписывается строгий пост — сухоядение. Основы сухоядения Исключение составляют следующие дни: горячая пища с растительным маслом разрешается 22 марта (праздник 40 Севастийских мучеников), 18 апреля (Четверток Великого канона) и 2 мая (Великий Четверг), рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса Плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15–16 часов). Устав в полной мере относится к монастырской практике. Мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма и таким образом определяют меру строгости своего поста. Православный пост: древность и современная практика Календарь питания по дням с 18 марта по 4 мая 2024 года Монастырский Устав Великого поста СедмицаВеликого поста. 18 марта. Понедельник 1й седмицы. 

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010