Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Освящение собора во имя арх. Михаила в киевском Выдубицком мон-ре. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 120) Освящение собора во имя арх. Михаила в киевском Выдубицком мон-ре. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 120) († 23.11.1111), еп. Черниговский. Известен по ранним достоверным источникам как 2-й архиерей на Черниговской кафедре. И. был поставлен до 1087 г., вероятнее всего Киевским митр. Иоанном II . День кончины епископа указан в Ипатьевской летописи (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 273; ср.: Там же. Т. 1. Стб. 289; НПЛ. С. 20, 203; обоснование даты см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 44-45, 309. Примеч. 5; у Я. Н. Щапова ( Щапов. 1989. С. 210) ошибочно со ссылкой на Н. Г. Бережкова указан 1110 год). По-видимому, почти все время архиерейства из-за болезни И. не принимал активного участия в церковных делах. В летописном сообщении о поставлении преемника И. Феоктиста 12 янв. 1113 г. говорится: «Бе бо пред ним епископ болен, и не моги служити, и лежа в болести лет 25, темьже князь и людье жадаху епискупле службе» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274). В 1088 г. И. участвовал в освящении Михайловского собора киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря , находившегося под патронатом киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В 1091 г. Черниговский архиерей вместе с епископами Ефремом Переяславским, Стефаном Владимирским, Марином Юрьевским торжественно перенес мощи прп. Феодосия Печерского в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (в отличие от названных архиереев И. не упомянут Владимирским еп. св. Симоном в числе архиереев - пострижеников Киево-Печерского монастыря, однако свт. Симон пишет, что перечислил отнюдь не всех архиереев-печерян; см.: Древнерусские патерики. 1999. С. 21-22). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207, 211, 289; Т. 2. Стб. 202-203, 273, 274; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 17-18. Лит.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 61, 210; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых и полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 545, 546. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/469436.html

Прп. Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 93) Прп. Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 93) Имена большинства книжников, участвовавших в этой работе, неизвестны. Так, в источниках XI-XIV вв. поименно названы только 4 летописца (монахи прп. Нестор Киево-Печерский и Лаврентий, игум. Сильвестр , пономарь Тимофей). Др. имена летописцев (прп. Никон Киево-Печерский, свящ. Герман Воята , иером. Кирик , игумены Поликарп и Моисей , боярин Петр Бориславич и др.) были предложены исследователями в результате разработок гипотез с разной степенью уверенности, выдвинутых учеными. Известен ряд имен летописцев более позднего времени, как названных в источниках, так и предполагаемых. Наряду с непосредственными авторами летописных записей большое значение имел патрон (заказчик) летописной работы. Это могли быть митрополиты, (архи)епископы, князья и, вероятно, настоятели мон-рей. Начиная с XV в. есть основания говорить и о частной инициативе, напр. отдельных монахов, в составлении летописей. Местом ведения летописей, как правило, были кафедральные соборы (как в Новгороде и, вероятно, в Ростове) или мон-ри (напр., Киево-Печерский, см. Киево-Печерская лавра ). Летописи включают сообщения о событиях самого разного рода: о сменах князей, смертях, рождениях и браках членов княжеского рода, междоусобицах, городских волнениях, княжеских преступлениях и т. п., о войнах с иноплеменниками, сменах посадников и тысяцких (в Новгороде), поставлении церковных иерархов, строительстве, поновлении и росписи церквей, об основании мон-рей, о необычных природных явлениях, знамениях и бедствиях (пожарах, голодных годах, эпидемиях и т. п. событиях), и мн. др. Не вполне ясно, как древнерусские книжники и их патроны представляли себе цели Л. Прямые свидетельства на этот счет отсутствуют (кроме, пожалуй, известия ряда летописей о том, что в 1432 кн. Юрий Дмитриевич доказывал в Орде свои права на великое княжение «летописцы старыми списки и духовною отца своего»). В качестве гипотез предполагались задачи политико-идеологические (обоснование прав на власть, прославление династии и т. п.), политико-юридические (фиксация прецедентов), церковные (запись дней смерти или основания церквей для последующих служб и т. п.), эсхатологические (запись деяний людей для Страшного Суда [И. Н. Данилевский]) и др. Говоря о функциях раннего Л., важно иметь в виду, что нет сведений о тиражировании этих текстов (и, следов., о сколько-нибудь широком круге их читателей), скорее всего они имелись в одном экземпляре в соборных церквах или крупных мон-рях. Вероятно, переработка летописного текста не всегда подразумевала его переписку: книжники могли заменять отдельные тетради, вставлять листы и т. п. С XV в., когда переработка и копирование летописей приобрели большие масштабы, есть основания говорить о росте политического значения и тенденциозности летописей.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН († после 1154, Киев?), еп. Юрьевский (Каневский) (см. Юрьевская на реке Рось епархия ). Сведения о Д. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. в составе Ипатьевской летописи и Московском летописном своде кон. XV в. Очевидно, архиерей был поставлен ранее 1145 г.: в этом году Киевский митр. Михаил уехал в К-поль и рус. епископы, в т. ч. Д., дали ему «рукописание», что не станут без митрополита «в Святей Софьи служити». В 1147 г., выполняя приказ вел. кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , вместе с др. 6 южнорус. епископами Д. приехал в Киев для участия в Соборе, целью к-рого было поставление на Киевскую митрополию зарубского схимника и книжника Климента Смолятича , состоявшееся 27 июня. Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) В 1154 г., после того как в битве под г. Белая Вежа войска правившего в Киеве смоленского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича потерпели поражение от войск черниговского кн. Изяслава Давидовича и кн. Глеба Юрьевича, в союзе с к-рыми выступили половцы, киевляне, опасаясь захвата города половцами, послали Д., находившегося в то время в Киеве, звать на княжение Изяслава Давидовича. Благодаря посредничеству Д., к-рого летописец уже титулует Каневским, передача власти в Киеве прошла мирно. По мнению Я. Н. Щапова , миссия Д. в 1154 г. говорит «об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с Полем кафедры» ( Щапов. С. 46). Изменение титула Д. между 1147 и 1154 гг. свидетельствует о переносе епархиального центра в этот период с верховьев Роси в ее низовье, в Канев, что может быть связано с усилением опасности со стороны степи в эти годы. В визант. перечне рус. епархий 60-х гг. XII в. центром епископии назван Канев ( Darrouz è s. Notitiae. P. 367. Note 768).

http://pravenc.ru/text/168776.html

Иоанна (самый ранний список основной редакции по классификации Л. А. Дмитриева - РНБ. Солов. 500/519, 1494 г.). Новая рака была поставлена в Корсунской паперти, где она известна по росписи 1617 г. еще как деревянная, а в 1634 г.- уже как каменная. Торжественное празднование панихидной памяти В. Я., безусловно, стало началом его канонизации. Царь Иоанн IV Васильевич Грозный в грамоте 1556 г., подтверждая установившуюся в XV в. традицию, повелел поминать «государевых прародителей» и служить панихиды по В. Я. и блгв. кнг. Анне. В «Описании новгородской святыни» прот. Максима 1634 г. сообщается, что от нетленных мощей В. Я. и кнг. Анны происходят исцеления, но отдельных служб святым не установлено ( Янин. С. 221). В Чиновнике Софийского собора 1-й пол. XVII в. содержится описание панихид, совершаемых по создателям собора: «На создателях поставляют: на великого князя Владимирове гробе и великие княгини Анны 2 стопы, а в них меду по пол 3 крушки, да на 2 блюдцах кутьи с ягоды» ( Голубцов. Чиновник. С. 38). 13 авг. 1654 г. Новгородский митр. Макарий снова сменил раку В. Я. и перенес ее к юж. входу в собор, в Мартириевскую паперть. Сражение русских с греками. Возвращение кн. Владимира Ярославича с дружиной на Русь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 89, низ) Сражение русских с греками. Возвращение кн. Владимира Ярославича с дружиной на Русь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 89, низ) Вероятно, к сер. XVII в. относится местная канонизация В. Я., именно в это время его имя под 4 окт. появляется в святцах: «Преставление благовернаго князя Владимера Ярославича, иже созда церковь святей Софеи, Премудрости Божии, в великом Новеграде» (ГИМ. Барс. 723. Л. 40 об., сер. XVII в.). В списках «О святых благоверных князех новгородских», к-рые наряду со списками Новгородских святителей и преподобных (ГИМ. Барс. 237, 1-я треть XVIII в.; Барс. 1103, сер. XVIII в.), видимо, явились подготовительными материалами для установления Собора Новгородских святых (Собор известен с 1831), о святом сказано: «Положен бысть в соборной церкви Софии Премудрости, в пределе Иоанна Богослова, мощи наверху, службы ему несть» (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/154991.html

И. В. Жиленко, Е. В. Лопухина, А. В. Назаренко Иконография Самое раннее из известных изображений В., созданное еще до его прославления, сохранилось в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.). Под 1051 г. в «Повести об основании Печерского монастыря» В. изображен в 4 сюжетах: поставление прп. Антонием В. в игумена печерского мон-ря (Л. 91 об.); приход В. с братией к вновь выстроенной по повелению прп. Антония ц. Успения Богородицы (Л. 92, вверху); В. и братия испрашивают у прп. Антония благословение на расширение мон-ря и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92, внизу); основание вел. кн. Изяславом Ярославичем нового Димитриевского (впосл. Михайловского Златоверхого) мон-ря и поставление В. его игуменом. На миниатюрах В. изображен в куколе или с непокрытой головой; индивидуальными особенностями является высокий с залысинами лоб, небольшая раздвоенная бородка. Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1661. Л. 131 об. Мастер Илия (РГБ) Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1661. Л. 131 об. Мастер Илия (РГБ) Рус. иконописные подлинники описывают святого следующим образом: «Сед, плешив, брада Власиева, на плечах схима, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 315, кон. XVIII в.); «Надсед мало, брада аки у Никиты мученика, на конце раздвоилась, в клобуке черном, рука благословенна, а в левой книга, риза преподобническа». РНБ. Погод. 1931. Л. 66. 19 нояб.). В гравюре мастера Илии в Киево-Печерском Патерике (Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 122 об.) использован принцип житийной иконы: в среднике - ростовое изображение святого, в куколе на голове, с книгой в левой руке и благословляющей десницей; в клеймах изложены история прихода В. в мон-рь и успение святого. В издании Патерика 1702 г. на гравюре Л. Тарасевича , повторяющей иконографическую схему мастера Илии, святой имеет яркую индивидуальную характеристику: лоб с большими залысинами, морщины, щеки впалые, окладистая седая борода, на плечах схима. Единоличное изображение В. представлено на иконе XIX в. (НКПИКЗ).

http://pravenc.ru/text/154149.html

Н. В. Понырко Иконография К. нередко изображали на миниатюрах рус. летописей. Так, в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 178) показан совет кн. Владимира Мстиславича с К. и жителями Киева, на к-ром обсуждается измена черниговских князей. К. изображен в центре композиции вполоборота влево; облачен в монашескую мантию и черный клобук. Он обращается к сидящим с ним на одной скамье кн. Владимиру Мстиславичу и, вероятно, киевскому тысяцкому. За спиной митрополита - неск. горожан, один из к-рых размахивает предметом, похожим на посох или багор. К. посвящено неск. миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., где он изображен седым старцем с волнистыми волосами и клиновидной бородой до середины груди. В Голицынском томе (РНБ. F.IV.225) проиллюстрировано поставление К. митрополитом: изображен Собор рус. епископов (Л. 148 об.), и духовенство, недовольное решением Собора и кн. Изяслава Мстиславича об избрании К. (Л. 149 об.). Миниатюра на л. 149 показывает К. до и после его поставления: в правом верхнем углу он в монашеском облачении сидит в келье за столом с 2 чернильницами и пишет на листе пергамена; в правом нижнем углу на фоне архитектуры (видимо, перед входом в мон-рь) К. принимает послов, принесших весть об его избрании; в центре композиции митрополит в храме проповедует пастве, в зеленоватой фелони, омофоре, с раскрытой книгой в руках. В последнем случае он изображен с нимбом. Цикл из 3 миниатюр (Л. 156, 156 об., 157 об.) иллюстрирует попытку К. предотвратить княжескую усобицу. В Лаптевском томе (РНБ. F.IV.233) повторены сюжеты избрания К. митрополитом и недовольства духовенства (Л. 107-107 об.), однако акцент сделан на вражде К. с Новгородским архиеп. свт. Нифонтом, к-рый пытался опротестовать его избрание в К-поле (Л. 108). А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/1841369.html

СПб., 2015. С. 235-236, 618, 738. А. В. Кузьмин Иконография Блгв. вел. кн. Михаил Юрьевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Блгв. вел. кн. Михаил Юрьевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Самые ранние изображения М. Ю. находятся на миниатюрах из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30; см.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 383-388). В рукописи проиллюстрированы победы дружины М. Ю. над разорявшим Владимирскую землю половецким войском (Л. 208-209, 210 об., 211); крестоцелование М. Ю. и Всеволода Юрьевича, Ярополка и Мстислава Ростиславичей на признание старшинства М. Ю. (Л. 217 об.); отъезд М. Ю. из Владимира и проводы его жителями города (Л. 218); столкновение дружин М. Ю. и Мстислава Ростиславича (Л. 219 об.); торжественная встреча жителями и духовенством Владимира князей М. Ю. и Всеволода Юрьевича (Л. 220); посольство суздальцев к М. Ю. (Л. 221); встреча с послами Глеба Ростиславича в Москве, отпевание и погребение М. Ю. (Л. 221 об.). Исторические события, участником к-рых был М. Ю., более подробно проиллюстрированы в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Образ князя включен в состав более 30 миниатюр, большинство из к-рых принадлежит к 2 крупным циклам, посвященным войне с половцами братьев М. Ю. и Глеба Юрьевича и междоусобной брани 70-х гг. XII в., начавшейся после убийства блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского. В сценах «половецкого» цикла М. Ю. изображен безбородым юношей в доспехах: напр., он допрашивает пленных половцев (Л. 279 об.), «возложив упование на Господа Бога и на Пречистую Его Матерь Богородицу», побеждает половецкое войско во главе малочисленного отряда русских воинов (Л. 280, 281). Начиная с миниатюры, иллюстрирующей поставление М. Ю. на Киевское княжение (Л. 290 об.), его стали изображать средовеком с короткой округлой бородой, в княжеских или богатых воинских одеждах. Однако в сценах преставления и погребения М. Ю. вновь показан юношей (Л. 331 об., 332).

http://pravenc.ru/text/2563752.html

Барс. 237. Л. 216). Память В. Я. под 4 окт. отмечена и в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Имена В. Я. и кнг. Анны внесены в «Слово воспоминательное о святых чудотворцех, в России просиявших, яко о святости жития, тако о преславных чудесех их», составленное старообрядческим книжником С. Денисовым в 30-х гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. 1510; изд.: Служба всем русским святым. Гродно, 1786). 7 сент. 1862 г., в ходе празднований 1000-летия России, в Софийском соборе был освящен особый Владимирский придел, а мощи святого переложены в серебряную раку. На верхней доске раки был изображен В. Я., на правой стороне - встреча князя его супругой, сыном и жителями Новгорода после войны с греками, на левой - закладка Софийского собора. Архиеп. Димитрию (Самбикину) была известна рукописная служба святому. Имя В. Я. внесено в Собор Новгородских святых, празднование к-рому окончательно установлено в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) . Наиболее ранние изображения В. Я. представлены в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.), к-рая могла иметь ранний иллюстрированный протограф нач. XIII в. ( Подобедова. С. 50-53; Радзивиловская летопись: Текст, исслед., описание миниатюр. М., 1994. С. 269-280). В этой исторической хронике В. Я. показан в связи с его вокняжением в Новгороде (1034/36), походами на фин. племя емь (1042) и на К-поль (1043). На 1-й миниатюре (Л. 86 об.) слева в архитектурных колонках изображены кн. Ярослав Владимирович, благословляющий сына на княжение в Новгороде, и В. Я., принимающий из рук отца свиток - грамоту на княжение; в правой части связанное с первым сюжетом поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Одежда князей - длинное платье с охристым оплечьем, поручами и подолом, шапка с меховой оторочкой - различается только цветом: у В. Я. зеленое платье и красная шапка, у кн. Ярослава красное платье, зеленая шапка. Первоначальная последовательность миниатюр, иллюстрирующих текст о походах князя, была нарушена.

http://pravenc.ru/text/154991.html

Равноапостольные Кирилл и Мефодий (?). Роспись ц. свт. Кирилла Александрийского Кирилловского мон-ря в Киеве. Ок. 1170 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий (?). Роспись ц. свт. Кирилла Александрийского Кирилловского мон-ря в Киеве. Ок. 1170 г. Самые ранние изображения К. и Мефодия сохранились в составе миниатюр Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30), созданной в кон. XV в. Миниатюры носят программный характер и входят в единый цикл, посвященный христианизации Руси. Цикл открывается изображением ап. Андрея, водружающего на днепровских горах крест и благословляющего место буд. Киева (Л. 3 об.). Миниатюрам, посвященным миссионерской деятельности К. и Мефодия, предшествует рассказ о событиях 898 г., где летописец упоминает моравов, отмечая: «Симъ бо первое переложена книга мърав, яже прозвася грамота словеньскаа, яже ес(ть) в Руси и в болгарехъ Дунайских» (Л. 12 об.). Далее следует миниатюра, на к-рой представлен прием имп. Михаилом III (842-867) посольства слав. князей-христиан (Л. 13, вверху), разделенная на 2 сцены: совет императора с философами в К-поле (слева) и беседа имп. посланника в Фессалонике с Львом, отцом К. и Мефодия (справа). На том же листе рукописи (внизу) размещена еще одна двойная композиция: создание азбуки (слева) и перевод на слав. язык Евангелия и Апостола (справа). В основе иконографии этой миниатюры лежит традиц. портретный тип евангелистов, обычно открывающий соответствующие части НЗ: они сидят за столами и пишут на свитках. К. изображен слева, на его свитке или пергамене (рисунок в процессе работы претерпел изменения) читается схематично начертанная азбука; св. Мефодий показан справа в процессе создания перевода, опускающим перо в чернильницу. Как старший из братьев, он изображен седовласым старцем с короткой бородой, К.- с темными волосами. Оба в епископских облачениях, с омофорами, между тем, согласно Житию, архиереем был только св. Мефодий, что подтверждает следующая миниатюра цикла, изображающая его поставление во епископа Паннонии (Л. 13 об.) папой Адрианом II (869).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

И. В. Жиленко, А. В. Назаренко Иконография Наиболее раннее изображение Е., вероятно, помещено в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) на миниатюре, посвященной обретению мощей прп. Феодосия Киево-Печерского (Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 122; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 347). Идентифицировать фигуру Е. в группе предстоящих лиц в монашеской одежде невозможно. На гравюре мастера Илии 1656 г., помещенной в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661), в среднике Е. изображен в саккосе и омофоре, с непокрытой головой, в левой руке - Евангелие. Композиция включает 3 сюжета: Е. передает книгу со Студийским уставом прп. Феодосию (левое клеймо); хиротонию святого во епископа (правое клеймо); в нижней части гравюры Е. в мантии и куколе, с посохом в руке, представлен идущим по дороге к стенам Царьграда (К-поля) («многажды Ефрем хождаше в путь в Цариград и паки возвращашеся в Печер[ский] ман[астырь]»). В подписи-виршах отмечено, что святой имел «в подвигах криле голубине» ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 626). На гравюре Леонтия Тарасевича к изданию Патерика 1702 г. Е. изображен в архиерейском облачении - мантии и омофоре, в митре и с жезлом в руке на фоне лаврского подворья, сюжеты передачи устава и поставления в епископы включены в общую композицию, внизу в клейме Е. представлен с сумой за плечами и посохом в руке на пути к Царьграду. На ранней киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ, см.: Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськой kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-63), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. в святительском облачении (омофор, митра) помещено в цветке «древа» в левой части композиции ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111).

http://pravenc.ru/text/182085.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010