На утрене, после двупсалмия (с каждением), шестопсалмия и мирной ектении поются «Бог Господь» и тропарь святого (тропарь удваивается). Далее следуют 2 или 3 кафизмы (в зависимости от времени года), после к-рых сразу, без ектении (к-рая заменяется троекратным «Господи, помилуй»), поются седальны Октоиха (если по Уставу седальны Октоиха заменяются седальнами Минеи, перед ними произносится малая ектения). Затем Пс 50 и канон (при святом без знака - 2 канона Октоиха на 10 со ирмосом и Минеи на 4; возможны и др. варианты - см. 11-ю и 48-ю главы Типикона); библейские песни должны стихословиться по будничной редакции (как правило, число тропарей канона существенно сокращается, а библейские песни заменяются молебными припевами). Катавасии после каждой песни канона нет, но после 3, 6, 8 и 9-й песен исполняют т. н. покрывающие ирмосы из канона Минеи. В начале 9-й песни следует песнь Пресв. Богородицы «Величит душа моя Господа» (с каждением), а в конце, после покрывающего ирмоса,- «Достойно есть» . По 3, 6 и 9-й песнях канона возглашаются малые ектении; после канона поются эксапостиларии Октоиха и Минеи (устав см. в 16-й гл. Типикона) и читаются Пс 148-150 (т. н. хвалитные); если в Минее есть стихиры на хвалитех (что бывает при Б. б. достаточно редко), псалмы должны петься; после псалмов, если стихир нет, на «      » читается гимн «      ». Далее читаются вседневное утреннее славословие и «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, поются стихиры на стиховне, читаются «Благо есть» , Трисвятое, поется тропарь святого, возглашается сугубая ектения и утреня заканчивается (в целом порядок будничной утрени после канона близок к порядку будничной вечерни после кафизмы). 1-й час присоединяется к утрене без отпуста; отпуст утрени произносится после него. Все богородичны в службе или на ряду, или «от меньших» (из 2-го и 4-го Приложений). И на вечерне, и на утрене просительная ектения предваряет сугубую. Отпуст как вечерни, так и утрени произносится при закрытых св. вратах. К малым часам могут присоединяться междочасия .

http://pravenc.ru/text/153577.html

Если 1-й канон положен, примерно, с ирмосом на 8, а второй без ирмоса на 6, то она окончится пред стихом: Дондеже пройдут, с надписью: «на 6» Пред этим стихом нельзя петь ирмосы второго канона, потому что они не положены; пропевши же стих: Дондеже пройдут, надобно петь тропарь второго положенного канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока окончится вся песнь. Если же первый канон положен с ирмосом на 6, а второй без ирмоса на 8, то в 1 каноне 1 песнь окончится пред стихом с надписью: «на 8». Тогда потщашася...: после этого стиха надобно тропарем начать второй канон и петь стих и тропарь, стих и тропарь и т.д. до конца. 6) Когда положено петь более двух канонов на 14, ирмосы по 2 указывается брать также из одного только первого канона, то сначала надобно дважды пропеть ирмос этого канона без всяких припевов, потом петь стих из песни Свящ. Писания, положим, в 1-й песни: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море (песни Священ. Писания при означенном условии, за исключением тех суббот периода времени пения Октоиха, в которые поется заупокойная служба, всегда стихословятся по отделу: Поем Господеви), а после него тропарь из первого канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока в 1 каноне окончится 1 песнь. Положим, назначены каноны праздника с ирмосом на 6, одного святого на 4 и другого также на 4. При этом условии 1 песнь 1-го канона окончится после стиха: Пучиною покры я. Пропевши после этого стих: Тогда потщашася, надобно тропарем начать второй канон, и далее стих и тропарь и т.д. После стиха: Соделал еси, окончится 1 песнь второго канона. После стиха: Господь царствуяй, надобно тропарем начать третий канон и т.д. до конца. Примечание. Иногда полагается петь более двух канонов на 14, а ирмосы назначаются из двух таких канонов, которые в Типиконе указываются совместно; напр., в мр. гл. 30 января, Типик., л. 167, сказано: «Идеже трипеснец, поем каноны святых (два) со ирмосом иа 6 и трипеснец на 8». Чит. также послед. в отд. Благовещ., л. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

по отделу: Господеви поем. О времени стихословия песней Священного Писания по отделу: Поем Господеви, в Типиконе сказано: «Поем Господеви стихословим во вся недели, и во владычни и богородичны праздники, и в предпразднства и попразднства их, и в праздник святаго, имущаго полиелей или славословие великое и во всю Пятидесятницу» (гл. 18, л. 27). По поводу этого указания надобно заметить только то, что здесь имеются в виду не только те праздники, их предпразднства и попразднства, которые бывают в период времени пения Октоиха, но и Триоди Постной, тем более, конечно, Триоди Цветной, при пении которой песни Священного Писания стихословятся только по отделу: Поем Господеви. Великопостный отдел стихословия песней Священного Писания назначается для седмичных дней первых 6 седмиц Великого поста (Тип., л. 308), а из суббот для 2, 3 и 4 седмиц (Тип., л. 322 на об.), если только во все эти дни не случится никакого праздника, при чем должно знать, что стихословие седмичных дней отличается от стихословия субботних, как об этом в своем месте будет сказано. 2) Когда положено петь 2 канона на 16 с ирмосом каждого из них по 2 (иначе и не бывает), то сначала надобно пропеть два ирмоса первого канона без всякого припева или стиха, потом петь стих из песни Священного Писания, положим в 1 песни: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море (песни Свящ. Писания при означенном условии стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви), а после него тропарь из первого канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока окончится вся песнь. Так как в данном случае полагается петь два канона на 16, каждый с ирмосами на 8, то в 1 каноне 1 песнь окончится после стиха: Нападет на ня, предшествующего стиху: Дондеже пройдут, над которым напечатано «на 6». Пред этим стихом без всяких припевов надобно по два раза пропеть ирмос второго канона, после него петь Дондеже пройдут, и тропарь второго канона, снова стих и снова тропарь и т.д. до И ныне включительно, после чего окончится вся песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вот устанавливается и эта, столь трудно понимаемая тайна искупления: обрезанием освобождается человек от клятвы. Не разъясняется это в песнопениях, а только утверждается. «…Исполнитель закона Сый, обрезание восприят, и разреши (развязал, уничтожил) законную клятву» тропарь] 6-й песни канона). И освобождение от этой клятвы могло быть только потому, что Исполнителем закона стал – БОГ. Человек не мог заменить другого человека. А Бог мог удовлетворить правде Божией. Поэтому оба факта (Божество и снятие клятвы) ставятся в связь прямую: «Терпит обрезание плотию, из Отца… неизреченно Рождся, яко Слово, и яко Бог от Бога, в непреложнем (неизменном) пребываяй Божестве: тем (потому), по закону (Он) паче (выше) закона бывый, клятвы законныя избавляет… и свыше благословение дарует» стихира] на хвалитех). Только и дается такое объяснение: клятву, наложенную Богом, Бог же и силен лишь был снять. Но здесь и коренится причина и сущность искупления: «умилостивить» Бога мог только Бог же, притом жертвою Своею. А раз наступило это время, то очевидно, что пришел конец времени клятвенному, то есть Ветхому Завету; наступает новое время, Новый Завет : уже вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление, вместо проклятия – благословение. Правда, все это лишь дается пока в зачатии; но уже начинается… День светает, ночь исчезает… Ветхий Завет – «спрятывается», – подобно как после Страстной недели снимаются ненужные уже черные облачения и прячутся в ризницу, заменяясь новыми, светлыми. Эта мысль выражается неоднократно: «Обрезание приемлет… Христос… и сего днесь сень (тень, прообраз Ветхого Завета) спрятает, свет возсиявая новыя благодати» тропарь] 1-й песни канона). «Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася: начатой же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде» тропарь] 3-й песни канона). «Обрезание преста (кончилось), отнележе Христос волею обрезася, язык множество (народов, а не одних обрезанных евреев) спасая благодатию» тропарь] 4-й песни канона]). «Прият конец закон, отнележе (с тех пор, как) Христос… обрезание восприят…» тропарь 6-й песни 1-го канона].

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Священник после ектении возгласно: «Яко подобает Тебе…» Хор: «Аминь». Диакон после возгласа и поклона во время 1-го антифона отходит от Ц.В. и становится у иконы Спасителя, держа орарь тремя перстами. Хор: поёт 1-й антифон «Благослови, душе моя, Господа…», «Слава, и ныне», «Благослови, душа моя, Господа…» Диакон , после пения 1-го антифона, став на своё место в Ц.В. и поклонясь, говорит малую ектению: «Паки и паки…» и отходит к иконе Спасителя после ектении. Священник во время ектении тайно читает молитву 2-го антифона: «Господи, Боже наш, спаси люди Твоя….» и возглас после ектении: «Яко Твоя держава…» Хор: «Аминь», «Слава» и поёт 2-й антифон: «Хвали, душе моя Господа…», «И ныне», «Аминь». Хор: «Единородный Сыне…» Диакон: «Паки и паки…» (перед Ц.В., по окончании ектении, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь). Священник: тайно молитву 3-го антифона: «Иже общыя сия и согласныя…» и возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» Хор: «Аминь» и поёт 3-й антифон: «Во царствии Тоем…» (блаженны). Изобразительные антифоны, помещённые здесь, печатаются в Ирмологионе; они поются в седмичные дни, когда показана песнь от Минеи или Триоди, в воскресные дни, в дни праздников с великим славословием, полиелеем и бдением, в предпразднества, попразднества и отдания праздников и во дни всей Пятидесятницы. «Блаженны» с прибавлением к ним тропарей канона составляют 3-й антифон. В Октоихе есть особые тропари – «блаженны»; из Минеи же и Триоди на «блаженны» поются тропари песней положенного на утрени канона. Выражения устава: «Блаженна гласа» или «блаженна осмогласника», указывают на «блаженны» Октоиха; «блаженна песнь 3» (или 6, или 3 и 6) святого – на тропари песней канона из Минеи; «Блаженна праздника» – на тропари канона праздника; «блаженна Триоди» – на тропари канона из Триоди. Выражения «на 4», «на 6» указывают сколько петь тропарей со стихами «о блаженствах». Если положена из Минеи одна 3 песнь, то (в седмичные дни, кроме субботы) 4 песнопения берется из Октоиха и 4 от 3 песни канона святого из Минеи (в субботу сначала песнь канона Минеи, а потом «блаженны» Октоиха);

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пред ирмосом 8-й песни канона лик возглашает: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви». Пред 9-ю песнею диакон возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим». Лик поет: Величит душа моя господа с припевом Честнейшую Херувим. Если нет ситихр на хвалите в минеи, то читаются псалмы: Хвалите Господа с небесе… Воспойте Господеви песнь нову, и потом: Тебе слава подобает. Слава тебе. показавшему нам свет. Слава в вышних богу. Сподоби Господи. Ектенья: Исполним утреннюю молитву. По стихословии 2-х кафизм читаются седальны из октоиха. Канонов из октоиха поется два: первый по 6-ти тропарей в каждой песни с ирмосом, второй по 4 без ирмоса, из минеи один по 4 тропаря без ирмоса. Катавасия после песней канона не поется: а вместо ее по 3-й, 6-й. 8-й и 9-й поется ирмос от канона свтого из минеи. По 3-й песни ектенья малая и седален святого 2-жды с Богородичным из канона минеи. По 6-й песни ектенья малая, кандак и икос из канона минеи. Если в минеи нет кондака. То он берется из общей минеи по чину и лику святых. По 9-й песни после ирмоса поется – «Достойно есть» и ектенья малая, а после нее светилен святого из минеи, и ныне Богородичен или крестобогородичен. Если есть в минеи стихиры на хвалите, то поются 4; а после них читают: Слава Тебе показавшему нам свет, Слава в вышних Богу, Сподоби Господи, ектенья: исполним утреннюю молитву. Стихиры стиховни Стихиры стиховны из октоиха – на каждый день седмицы, и минеи, если есть, – а если нет, то все из октоиха «Благо есть», и проч., как в часослове и служебнике. Читается: «благо есть исповедатися Господеви». Трисвятое, Пресв. Троице… Отче наш. Тропарь святого. Ектенья. Помилуй нас Боже. Премудрость, благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Утверди Боже... Изъяснение В Богослужении утрени мы благодарим Бога за сохранение нас во время протекшей ночи и дарование наступающего дня, воспоминаем спасительное пришествие Спасителя в мир и чествуем священные события, или святых угодников, воспоминаемых в наступивши день, прославляя в то же время Бога за его неизреченный милости к роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

«Д. е.» употребляется весьма широко - его могут петь в конце 9-й песни канона утрени, повечерия и молебна; «Д. е.» или заменяющий его текст входит в Божественную литургию - в один из разделов анафоры ; согласно чину о панагии , оно заключает обеденную трапезу; наконец, оно предваряет отпуст в чине изобразительных (в будние дни Великого поста, когда не совершается литургия Преждеосвященных Даров, «Д. е.» поется на вечерне, объединяемой с изобразительными) и нередко звучит при чтении различных келейных правил. В конце 9-й песни канона утрени «Д. е.» появляется в Иерусалимском уставе и соответствующих ему богослужебных книгах (в древнейших сохранившихся рукописях этого устава XII в. предписаний относительно «Д. е.» не содержится). В более ранних уставах студийской традиции указание о пении «Д. е.» после 9-й песни канона отсутствует, также как и указание о пении «Величит душа Моя Господа» в начале 9-й песни. Поскольку песнь «Величит душа Моя Господа» и «Д. е.» объединяют общий припев (ирмос «Честнейшую херувим»), место в чине утрени (9-я песнь канона), время появления в службе (ок. XII-XIII вв.) и использование одного гласа (по нек-рым уставам эти песнопения поются на 6-й глас), можно с большой долей вероятности утверждать, что «Величит душа Моя Господа» и «Д. е.» были включены в чинопоследование утрени одновременно. Возможно существование связи между практикой, отмеченной в Мессинском Типиконе 1131 г., принадлежащем к зап. ветви студийской традиции, петь в конце 9-й песни канона (утрени, повечерия, службы πρεσβεα - см.: Arranz. Typicon. P. 56, 198, 207, 211, 213, 252, 296) «7 обычных ирмосов Божией Матери» и введением «Величит душа Моя Господа» и «Д. е.» в чин утрени. 6 стихов «Величит душа Моя Господа» вместе с величанием    образуют 7 стихов, а в нек-рых рукописях (напр., славянских РГАДА. Ф. 381 (Син. тип.). 46 и 48, 2-я пол. XIV в.- см.: Шугаев И., свящ. Древнерусские богослужебные сборники XIV в.: Ист.-литург. анализ: Дис./МДА. Серг. П., 1999. С. 96) сохранился цикл из различных припевов к «Величит душа Моя Господа», каждый из к-рых начинается со слов «Честнейшую херувим» и заканчивается словами «Тя величаем». Очевидно, что эти припевы написаны по подобию ирмоса «Честнейшую херувим», используемого как припев к величанию    .

http://pravenc.ru/text/180367.html

Поэтому в такие дни в пении канона надобно сообразоваться с указаниями 48 гл. Типик. К канонам глаголем песни: Поем Господеви (Типик, гл. 12, и Окт., л. 89). 1-й лик поет ирмос без припева. 2-й лик поет ирмос без припева. Потом 1-й лик: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море,– и тропарь. 2-й лик: Помощник и покровитель...,– и тропарь. 1-й лик: Господь сокрушаяй брани...,– и тропарь, и т.д. (см. Ирмолог. л. 134). Катавасия после каждой песни канона в субботние дни может быть только «в господские владычни и богородичны праздники и нарочитых святых всего лета» (Типик., гл. 19), имеющих бдение, полиелей или славословие. Если же этих праздников нет, то катавасия, как и в седмичные дни, поется только после 3, 6, 8 и 9 песней канона, Катавасиею же от недели Всех святых до субботы Мясопустной (исключительно) служат ирмосы из канона Октоиха, так как в означенный срок по субботам поется сначала канон Минеи, а потом Октоиха. Во дни же предпразднств и попразднств катавасиею по субботам служат ирмосы из канона Минеи, так как в эти дни прежде поется канон праздника, а потом канон Минеи: Октоих же оставляется. По 3-й песни и обычной ектении – седален святого из Минеи. Слава, и ныне, богородичен его (Тип., гл. 12; Окт., л. 89 и 386). Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент. или 22 ноября кондак (также и икос, если есть) святого, седален его же. Слава, и ныне – праздника. О чтении в 12 гл. Типикона не упомянуто, но оно всегда назначается, когда полагаются седальны: слич. Типик., гл. 13. По 6-й песни и обычной ектении кондак и икос святого, если есть (Типик., гл. 12; Окт., л. 89 и 386 на об.) 303 . Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент., кондак и икос праздника, 22 ноября кондак праздника. Чтение пролога (Типик., гл. 12, и Окт., л. 89). Пред 9 песнию поется «Честнейшую» (Типик., гл. 20). После 9 песни «Достойно есть» поется (смотр, субб. послед. в Октоихе, напр., л. 107 на об.). Если случится предпразднство или попразднство, то «Достойно есть» не поется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Хор: Гóсподи, помилуй. (12 раз) Иерей: Милостию и щедрóтами и человеколюбием Единорóднаго Твоегó Сына, с Нимже благословéн еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во вéки векóв. Аминь. Канон Читается канон, ирмосы которого поются на соответствующий глас. По третьей песни — малая ектения и кондак, икос, седален, Богородичен, ипакои, — по Уставу. По шестой песни — малая ектения, кондак и икос. После каждой песни канона (или только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й) поется катавасия. На воскресной утрене обычно поется катавасия «Отверзу уста моя» — ирмосы из канона Богородице, глас 4. Песнь 1: Отвéрзу устá мóя, и напóлнятся духа, и слóво отрыгну  Изреку. Царице Мáтери, и явлюся свéтло торжествуя, и воспою рáдуяся Тóя чудесá. Песнь 3: Твóя песнослóвцы  Слагающие Тебе песни. духóвно утвердив Божéственней Твóей слáве, венцéв слáвы сподóби. Песнь 4: Седяй в слáве на Престóле Божествá, во óблаце лéгце, прииде Иисус Пребожéственный, нетлéнною длáнию  Вечной силой. всяческая о Божéственней слáве Твóей: Ты бо, Неискусобрáчная Дéво, имéла еси во утрóбе над всéми Бóга, и родилá еси Безлéтнаго Сына, всем воспевáющим Тя мир подавáющая. Песнь 6: Божéственное сие и всечестнóе совершáюще прáзднество, богомудрии, Богомáтере, приидите, рукáми восплéщим, от Нéя рóждшагося Бóга слáвим. Песнь 7: Не послужиша твáри  Не служили идолам. , рáдовахуся пóюще: препéтый отцéв Госпóдь и Бог, благословéн еси. После чтения тропарей восьмой песни канона, перед катавасией, поется: Хвáлим, благословим, покланяемся Гóсподеви, пóюще и превозносяще во вся вéки. Песнь 8: Отроки благочестивыя в пещи рождествó Богорóдично спаслó есть, тогдá убо образуемое  Прообразуемое. , ныне же дéйствуемое, вселéнную всю воздвизáет пéти Тебé: Гóспода пóйте делá, и превозносите Егó во вся вéки. Диакон: Богорóдицу и Мáтерь Свéта в пéснех возвеличим. Песнь Пресвятой Богородицы  Эта песнь Пресвятой Богородицы (Лк 1, 46–55) называется в Уставе «Честнейшую...». Она поется перед 9-й песнью канона, кроме тех случаев, когда — в двунадесятые праздники — к 9-й песни положены особые припевы.

http://ms.pravoslavie.ru/109807.html

Далее, по прочтении 50-го псалма, положено пение канона Октоиха усопших «по гласу» (т.е. того гласа, который поется в субботу той седмицы); но ирмосы канона указано петь лишь после 3, 6 и 9-й песни (см. Типикон, гл. 14); обычно не читаются и тропари канона, а поется только заупокойный припев в таком порядке: (1-я песнь) «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», дважды. «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, И ныне и присно и во веки веков, Аминь». (3-я песнь) Опять то же, что и на 1-й песне. Затем ирмос 3-й песни: «Небеснаго круга Верхотворче, Господи...» (из канона 8-го гласа, обычно поемого на панихиде) и малая заупокойная ектения. Затем по прочтении седальна: «Воистину суета всяческая...» и Богородична: «Всесвятая Богородице...» (но обычно они не читаются), указанное на 1-й песне поется опять 3 раза (на 4, 5 и 6-й песнях канона), а потом ирмос 6-й песни: «Молитву пролию ко Господу...» и далее малая заупокойная ектения. После ектении поются кондак «Со святыми упокой, Христе...» и икос: «Сам един еси безсмертный...». Далее вышеуказанное на 1-й песне снова поется 3 раза (на 7, 8 и 9-й песнях канона; лишь на 8-й песне (пред 9-ю), вместо «Слава», поется «Благословим Отца и Сына и Св. Духа, Господа»), а затем, по произнесении диаконом «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим», лик поет: «Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи», и ирмос 9-й песни: «Ужасеся о сем небо...». После этого читаются «Трисвятое» и «Отче наш», поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся...», «В покоищи Твоем, Господи...», Слава: «Ты еси Бог сошедый во ад...», И ныне: «Едина чистая и непорочная Дево...», произносится сугубая заупокойная ектения и бывает отпуст панихиды. После отпуста диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи...», а лик поет: «Вечная память», трижды. Следует ли отверзать царские врата при совершении панихиды? Если панихида служится посредине церкви, как бывает на больших и торжественных панихидах, то при этом отверзаются и царские двери; если же панихиду совершают в церковном притворе, то священнослужители исходят туда боковыми алтарными дверями, а царские врата остаются закрытыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010