До XI-XII вв. термин «кафизма» в отношении разделов Псалтири оставался особенностью т. н. Иерусалимской (или Святоградской) Псалтири, т. е. воспринимался как признак палестинской литургической традиции. При этом в груз. Псалтирях начиная с X в. вместо термина «кафизма» часто употреблялся термин (kanoni) (напр.: Sinait. iber. 22, 29, 42; Tbilisi. A-38). В арм. Псалтири для обозначения ее частей использовалось аналогичное слово (kanon). Поскольку арм. Псалтирь отражает раннюю редакцию Иерусалимской Псалтири, а груз. богослужение до XI в. ориентировалось на палестинскую литургическую традицию, можно предположить, что в ранних редакциях Иерусалимской Псалтири предшественником термина «кафизма» было греч. слово κανν. Впрочем, в отличие от длительной греч. традиции употребления термина «кафизма» в конце разделов Псалтири в груз. и арм. рукописях синонимичное слово «канон» стоит в начале разделов. Деление Псалтири на К. Вместе с широким распространением в визант. мире с X в. Святоградской Псалтири и др. богослужебных книг, основанных на палестинской традиции или тесно связанных с ней, организация библейских псалмов по 20 К., а внутри каждой из них - по 3 «Славам» (или статиям, или антифонам) становится известной повсеместно и постепенно вытесняет др. типы деления Псалтири (в т. ч. традиц. к-польский). Совр. распределение псалмов по К. восходит примерно к VIII в. Оно наследует более ранним палестинским системам организации псалмов, отраженным в груз. и арм. переводах оригинальных богослужебных книг Иерусалимской Церкви. Так, в ранних (до XI в.) груз. переводах Псалтири псалмы внутри К. с 6-й по 16-ю и с 19-й по 20-ю организованы несколько иначе, чем в позднейшей традиции, и соответствуют указаниям древних иерусалимских Лекционария (в груз. переводе) и Тропология (Древнего Иадгари). Еще более раннюю стадию развития этой традиции сохраняет арм. Псалтирь, разделенная на 57 подразделов ( [гублай]), организованных в 8 «канонов». Эти 57 разделов близки по составу к 60 антифонам («Славам») классической Святоградской Псалтири и имеют параллель в восточносир. традиции, где Псалтирь тоже разделена на 57 частей.

http://pravenc.ru/text/кафизма.html

А между евангельскими чтениями выступают людие же, то есть хор, традиционная роль которого имеет свою богатую историю в древнегреческой культуре. Не будем дальше проводить аналогии. Хор – это те люди, которые переживают сказанное, обращаются к нам, подсказывают нам – о чем думать, как молиться, что переживать. Это происходит в так называемых антифонах, когда по Уставу полагается петь одно песнопение сначала хором с правой стороны, а потом это же песнопение повторяет хор с левой стороны. И снова: хор начинает строфу с правой стороны, а потом хор слева повторяет то же песнопение. Между чтением первых пяти Евангелий стихословится по три антифона. По «Слава и ныне» – строфа, посвященная Богородице. Всего антифонов 15 (пять раз по три антифона). Свет Евангелия Эта служба не является торжественным бдением, паникадило в центре храма не зажигается. Это утреня, и утреня очень суровая: утреня без всяких украшений. Это утреня, которая у нас сейчас служится с шести часов вечера, но в древности, конечно, она служилась именно в темноте, перед утром, и поэтому те переживания, которые мы здесь, в нашем храме, испытываем, мы могли бы, конечно, переживать и так, как было это в древности. Фото: patriarchia.ru Почему я так оговариваюсь? Потому что теперь с Воскресенья в Москве один час прибавили, и теперь всё время солнца слишком много, а все-таки 12 Евангелий должны читаться, как и было в древности, в темном храме, в темноте. Одна из деталей: в храме зажжены только лампады, но не все лампады – не полиелей. В храме почти темно. В 60-е годы, когда я учился в школе, я имел счастье молиться и участвовать в службе в храме деревянном, рубленом, в котором не было электричества, и я увидел, как это было в древней Руси. Храм темный, ничего не видно, и вдруг диакон (если он есть) или священник: «И о сподобитися нам, слышанию Святаго Евангелия, Господа Бога молим!» – и в это время все люди зажигают свечечки. Те, которые рядом с батюшкой стоят, они норовят у батюшки зажечь. Те, которые подальше, они тоже хотят у него зажечь.

http://pravmir.ru/stoyanie-12-ti-evangel...

«Хвалите имя Господне». «Воскресение Христово видевше»// Он же. Пение всенощного бдения, сост. по церк. Обиходу и по обычным церк. напевам. СПб., 18922; Смоленский С. В. Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения. СПб., 1893. Вып. 1. 13; Вып. 3. 2, 3, 7, 10; . Богданов Е., свящ. Великое славословие «Слава в вышних Богу»// Он же. Сборник церк. напевов, издревле употребляемых в Подольской, а частию в Волынской епархиях. Вильна, 1894; Соловьев Д. Н. Стихиры и тропари воскресны малых распевов и неизменяемые песнопения всенощного бдения и литургии. СПб., 18942. Б. м., б. г.р. С. 18–42, 61–66, 77–82, 87–89, 90, 94–97, 104–107, 110–111; Беневский В. Д. Херувимская 3. «Достойно есть» 2. «Слава... Единородный Сыне»// Он же. Духовно-муз. соч. 1–21. М., 1896. 7, 17, 21; он же. Церковное осмогласие (пение гармоническое) разных расп.: Для 4-голосного жен. или муж. хоров. М., 1899, 19042. 2 ч.; Всенощная на двунадесятые праздники/Ред.: А. Е. Ставровский. СПб., 1896. 12 вып.; Яичков Д. М. «Свете тихий»// Он же. Избр. песнопения из всенощного бдения и литургии. М., 1896. 2. С. 8–10; Фатеев А. С. Антифоны воскресные 8 гласов/Ред.: А. Д. Кастальский. М.; Лейпциг, 1896, 1907. СПб., 1901; он же. Богородичны на «Господи, воззвах», именуемые догматиками, богородичны на стиховнах, антифоны и ирмосы воскресные всех 8 гласов, киев. расп. СПб., 1901; Беляев И., свящ. Переложения из Обихода и воскресного нотного Октоиха. М., 1898. 22–26, 46; он же. Переложения из Обихода (изд. 1864, 1892 и 1894 г.) разных распевов. М., 1898. 52, 55–58, 60–62; он же. То же: Песнопения литургии разных распевов. М., 1898. 72–74, 75, 89–91, 93; Кастальский А. Д. Духовно-муз. соч. и перелож. М., 1898. 17, 17а: «Достойно есть»: Киевское, Афонское, 20: «Со святыми упокой»; 1903. 40: «Милость мира»; 1904. 50а: «Ныне отпущаеши», 53: «Хвалите имя Господне»; он же. Ектения старо-киевского расп.: На 2 голоса// Он же. Образцы церк. пения на Руси в 15–17 вв.: Мат-лы для ист. духовных концертов.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

В рукописи кон. XIII в. Matrit. Bibl. Nac. 20486, составленной для собора в Толедо, содержатся произведения школы Нотр-Дам , характерные для эпохи Ars antiqua: ок. 60 кондуктов, 23 мотета, 2 четырехголосных органума и версия гокета «In seculum» (Во веки), к-рая, согласно трактату «Аноним IV Кусмакера» (ок. 1272-1280; см.: Coussemaker. 1931. Vol. 1. P. 344), может принадлежать испан. автору. К XIII в. также относятся рукописи: Silos. Arch. mon. S. n. (фрагмент 2-й пол. XIII в., содержит 6 уникальных 2-голосных органумов на текст «Alleluia»); Matrit. Bibl. Nac. 6528, 20324; Burgos. Catedr. Fragm. 61. 2, 7, 8; Tortosa. Catedr. 33 F. Fol. IV; Ibid. 135. Fol. 18v; Ibid. 97 (XII-XIV вв.); Paris. lat. 5132. Fol. 108v (сборник, происходящий из Риполя). Важнейшие памятники XIV в.: Scorial. T. I. 12; Burgos. Las Huelgas. 1 (ркп. из цистерцианского жен. монастыря Лас-Уэльгас близ Бургоса; содержит 196 композиций, из них 141 полифоническая); Barcelona. Bibl. Orfeó Catalá. 1 (содержит 13 многоголосных произведений); Tolet. Archiv. Capit. 44 (olim 12); Matrit. Bibl. Nac. V. 21. 8. Fol. 272 (266); Barcelona. Corona de Aragón. Ripoll. 139. Fol. 93; Barcelona. Bibl. de Cataluña. M. 251, XV в.). Листы из «Красной книги» (Llibre Vermell). Кон. XIV в. (Mont serrat. Monasterio de Santa Maria. Fol. 22v — 23) Листы из «Красной книги» (Llibre Vermell). Кон. XIV в. (Mont serrat. Monasterio de Santa Maria. Fol. 22v — 23) Стиль Ars nova представлен в испан. памятниках исключительно религ. песнопениями, первые из к-рых были созданы в Арагоне во 2-й пол. XIV в. Испан. произведения аналогичны по стилю написанным во Франции и в Италии, т. к. многие из них принадлежат авторам, пришедшим в И. из Авиньона. В корпусе многоголосных произведений этого стиля преобладают песнопения ординария мессы на 3-5 голосов. Известны, в частности, Барселонская месса (Misa de Barcelona: «Kyrie», «Gloria», «Credo», «Sanctus» с тропами), 10 «Kyrie» (7 с тропами), 6 «Gloria» (2 с тропами), 5 «Credo», 3 «Sanctus», 3 «Agnus Dei», 5 мотетов и антифон. Произведения, созданные при дворе и для соборов Каталонии и Арагона, сохранились во фрагментах рукописей кон. XIV-XV в.: Matrit. Bibl. Nac. 1361; Barcelona. Bibl. Orfeó Catalá. 2; Barcelona. Corona de Aragón. Fragm. 144; Barcelona. Bibl. de Cataluña. M. 853. I-IV; ibid. M. 971. II, III (похожее содержание в ркп. Gerona. Catedr. Fragm. 33/I, 33/II); Toledo. Archiv. Capit. S. s.; Vic. Camedr. Fragm. V. 60 (см.: Gómez Muntané. 1979). Из Кастилии происходит рукопись Matrit. Acad. Hist. Fragm. 1474-17.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

1 Baumstark A. Festbrevier und Kirchenjahr der syrischen Jakobiten. Paderborn, 1910. S. 45–48 et passim; он вновь говорит об этом гимнале в своей важной работе Liturgie comparee. Paris, 1953. p. 106. 2 Jeannin J., Puyade J. L’Octoëchos syrien//Oriens Christianus. N. S. 3. 1913. I Étude historique. p. 82–104; II Étude musicale. p. 277–298; см. также: Jeannin J. Octoëchos syrien//Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. T. 12/2. 1936. p. 1888–1899. 3 См.: Jeffery p. The Earliest Octoechoi: The Role of Jerusalem and Palestine in the Beginnings of Modal Ordering//The Study of Medieval Chant, Paths and Bridges, East and West. In Honor of Kenneth Levy/ed. p. Jeffery. Woodbridge, 2001. p. 147–209 и Jeffery p. Octoechos//New Gove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 18. 2001. p. 370–373. 4 Кажется верным, что это и есть место возникновения, хотя я надеюсь в этом докладе показать, что Октоих, по всей вероятности, старше, чем думает Джеффри. 5 Cody A. The Early History of the Octoechos in Syria//East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period. Dumbarton Oaks Symposium/eds. N. G. Garsoian, Th. F. Mathews & R. W Thomson. Washington, DC, 1982. p. 102. 6 Jeffery p. The Sunday Office of Seventh-Century Jerusalem in the Georgian Chantbook (Iadgari): A Preliminary Report//Studia Liturgica. Vol. 21. 1991. p. 60 (см. далее по тексту прим. 113). 7 Jeffery p. The Earliest Ocloechoi... p. 207–209. В этой статье он рассматривает Октоих как дополнение к гимналу. 8 Среди элементов, относящихся только к музыкальному Октоиху, прежде всего необходимо назвать песнопения неподвижного годового цикла (то есть праздников): респонсорные и антифонные псалмы, гимнография. 9 Строго говоря, термин κτηχος, «книга/система восьми гласов» применим только в том случае, если литургическая система включает в себя музыкальные гласы. Могла существовать восьмисложная литургическая структура, построенная на основе восьминедельного цикла и не включающая музыкальных гласов. Однако здесь я буду называть Октоихом даже ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«...подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны во орудия света...» Тот же исследователь отмечает сходство главопреклонных молитв: «ПОСТАНОВЛЕНИЯ АПОСТОЛЬСКИЕ» СОВРЕМЕННЫЙ СЛУЖЕБНИК «...Сам и ныне преклонися, Господи Вседержителю, и яви лице Своё на люди Твоя, преклоншия выю сердца своего...» «Господи, Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческого, призри на рабы Твоя и на достояние Твое: Тебе бо страшному и человеколюбцу судии Твои раби подклониша главы, своя же покориша выи...» Таким образом, по мнению Н.Д. Успенского , молитвы VIII книги «Апостольских постановлений» могли послужить основой для современных пресвитерских молитв 462 . И уже в IV веке из записей западной паломницы Эгерии можно сделать вывод о наличии сформированного чинопоследования в Палестине. Так, по её словам, «особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходящие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днём, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается» 463 . Эгерия даёт нам весьма ценное свидетельство о порядке чтения молитв: «Ибо по два или по три пресвитера, также и диакона, ежедневно чередуются с монашествующими, и после каждой песни и антифона читают молитвы» 464 . Оно приобретает важное значение в связи с последующим развитием богослужения и расположением в нём пресвитерских молитв. Таким образом, имеющее ветхозаветные корни суточное богослужение первых христиан, постепенно формируясь, к IV веку принимает отчётливые очертания: имеет определённую структуру, включает в себя псалмы, гимны и корпус молитв. Песненное последование ( σματικ κολουθα) Исследователи священнических молитв вечерни и утрени в современном их виде сходятся во мнении по поводу их происхождения: первоначально эти молитвы являлись частью древнего соборного чина Великой Константинопольской церкви – песненного последования σματικ κολουθα 465 , которое известный литургист М. Арранц по справедливости называет «настоящим сокровищем богословия и эстетики древней Византийской Церкви» 466 . Древнейшее его описание мы находим в Типиконе Великой Константинопольской церкви, свидетельство же о позднем чине, когда песненное последование было постепенно забываемо, – в творениях святителя Симеона, архиепископа Фессалоникийского († 1429). Одной из главных черт песненного последования Великой церкви было исполнение в начале богослужения антифонов константинопольской Псалтири, которых всего было 76 467 , в отличие от используемой ныне в богослужении палестинской Псалтири, разделяющейся на 60 антифонов («слав»). На каждом богослужении количество антифонов менялось в зависимости от дня седмицы, праздников и даже места исполнения 468 . Каждому антифону предшествовала ектения (перед 1-м антифоном – великая) и священническая молитва 469 , связанная с антифоном по смыслу, иногда являющаяся его парафразой 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В V-IV вв. активно развивается ораторское искусство. В греч. традиции обычно выделяют 3 типа речей: политические, судебные и торжественные. Наибольшее развитие ораторское искусство получило в Афинах в связи с расцветом демократических институтов. Когда в эпоху эллинизма был составлен канон 10 лучших ораторов в истории Греции, то оказалось, что в этот список вошли только афиняне. Антифонт (ок. 480-411) стал первым издавать свои речи. Дошедшие до нас 12 речей образуют 3 специальные тетралогии, составленные для учебных целей. 4 речи Андокида (ок. 440 - ок. 390), особенно «О мистериях», являются важнейшими свидетельствами о событиях в Афинах в кон. V в. и содержат материал для изучения греч. религии. Одним из лучших представителей судебного красноречия является Лисий (ок. 435-380). Более чем из 233 его речей сохранилось только 34. Поскольку большая часть речей была написана Лисием для клиентов, к-рые должны были выступать самостоятельно в афинском суде, особое внимание он уделял этопее - искусству создания образа конкретной выступающей личности с помощью подбора слов, построения фразы, общего стиля. Исократ (436-338) открыл в Афинах одну из первых школ риторики и внес большой вклад в развитие теории ораторского искусства. Он разрабатывал вопросы ритмически расчлененного периода, композиции и основных частей речи. Из 21 сохранившейся его речи наиболее известны «Ареопагитик», «Панегирик», «Панафинейская речь». Исей (ок. 420-350) - автор 12 судебных речей, посвященных процессам о наследстве. Демосфен (384-322) был одним из важнейших политических деятелей Афин и блестящим оратором. От его творческого наследия сохранилось ок. 60 политических и судебных речей. Они отличаются продуманностью построения, силой чувств, мощью воздействия на слушателей. Наиболее известны речи, направленные против политики царя Филиппа Македонского по подчинению Греции (они получили наименование «филиппики»). Речи Эсхина, Гиперида, Ликурга и Динарха, отличающиеся своеобразием и мастерством, дошли до нас в незначительном количестве.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

904 Подобного рода предположение высказывал М. Мелен: Meslin M. Les Ariens... P. 296. Критику см. в статье Д. Х. Уильямса: Williams D. H. Another Exception. P. 347 905 Первое издание: Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; второе изд. PLS. I. Р. 345–350. 906 PLS. I. 347: «Как не во всем подобен Сын Отцу, так [не подобен] и Святой Дух Сыну» (Sicut enim non similis Filius Patri per omnia, ita nec Spiritus Sanctus Filio). 907 Simonetti M. Osservazioni sull’ «Altercatio Heracliani cum Germinio». Vigiliae Christianae. 1967. Vol. 21. P. 48–49; Williams D. H. Another Exception. P. 351; Markschies Ch. Op. cit. S. 52, 55. Подобного рода предположение высказывал ранее и В. Н. Самуилов. Самуилов В. Н. Указ. соч. С. 79. 908 Фотину благоволил Юлиан Отступник, о чем свидетельствует его письмо к сирмийскому ересиарху (Ep. 90), в котором император признаёт его «близким ко спасению» (proximus salvari) и хвалит за то, что тот «никоим образом не низводит во чрево» (bene faciens nequaquam in utero inducere) того, кого почитает Богом (quem credidisti Deum). Судя по всему, Юлиан позволил Фотину вернуться в Сирмий, однако после его смерти западный император Валентиниан I изгнал Фотина из города (a Valentiniano principe pulsus Ecclesia – Hieron.De vir. illustr. 107). Косвенное подтверждение тезиса о том, что в 60-е гг. IV в. в Сирмии активизируются фотиниане, содержится в самом «Диспуте». В качестве антифотинианского полемиста, как на это указывают выкрики из толпы, выступал сам Гераклиан: «Владыка епископ! Это же он боролся против еретиков – (сторонников) помраченного Фотина. Как же теперь сам сделался еретиком?» (Domine episope! Ipse erat, qui contra haereticos tenebrosi Photini contendebat. Quomodo nunc ipse haereticus factus est?) (PLS. I. 346). 910 PLS. I. 350: «Он еретик, потому что сказал, что Отец и Сын и Святой Дух есть целый Бог» (Haereticus est, quia Patrem et Filium et Spiritum Sanctum totum Deum dicit).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

А. Пярт. Фотография. Нач. XXI в. А. Пярт. Фотография. Нач. XXI в. Свое прочтение жанра представили Пендерецкий в «Польском реквиеме» (1984) и Д. Куртаг (род. в 1926) в «Реквиеме по другу» (1987). В творчестве Пендерецкого поворот в сторону традиц. Д. м. совершается в 1962 г., когда он пишет «Stabat Mater» для хора a cappella, где не только стремится выразить эмоциональный смысл известной католич. секвенции, но и воссоздает обстановку в храме (напр., чтение и нестройное бормотание прихожанами слов молитвы), его акустические свойства. Затем Пендерецкий обращается к жанру пассионов и создает в «Страстях по Луке» (1965) монументальную 2-частную композицию. Следующий опус - оратория «Dies irae» (1967) (без использования текста лат. секвенции), посвященная памяти жертв Освенцима. В 1970-1971 гг. у Пендерецкого возникает интерес к Православию, в результате чего появляется его «Утреня», представляющая цикл из 2 самостоятельных произведений: «Положение во гроб» на тексты из вечерни Великой пятницы и из утрени Великой субботы и «Воскресение» на тексты из пасхальной заутрени. Как решительную реакцию на сложность письма и искусственность концепции мн. авангардных композиций следует рассматривать тенденции к упрощению муз. языка и к традиционности духовного содержания, характерные для мн. музыкантов начиная с 60-х гг. XX в. Иллюстрацией этого процесса может служить творчество эст. композитора А. Пярта (род. в 1935), в частности полистилистическая композиция «Credo» (1968) для фортепиано, смешанного хора и большого оркестра. В основе сочинения лежат 2 цитаты: текстовая (на латыни) из Нагорной проповеди («Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому» - Мф 5. 38-39) и музыкальная из прелюдии C-dur 1-го т. «Хорошо темперированного клавира» Баха. Сталкивая этот материал с экспрессивной диссонантной музыкой на серийной основе, Пярт приводит слушателя к торжеству евангельской истины и веры. В дальнейшем изучение средневек. церковной музыки в сотрудничестве с ансамблем «Hortus musicus» привело Пярта к созданию собственной манеры - tintinnabuli (лат.- колокольчики), подчеркнуто простой и ясной, вызывающей несомненные ассоциации с музыкой средних веков, но избегающей прямого подражания. В этом стиле выдержаны многочисленные произведения композитора на духовные тексты; большинство из них написано после эмиграции в Зап. Европу (1980). Долгое время Пярт использовал тексты исключительно на лат. языке - в сочинениях «Страсти по Иоанну», «Te Deum» (1986), «Magnificat» (1989), Берлинская месса (1992) и мн. др. Однако со временем он обратился к текстам на др. языках, тщательно вслушиваясь и вчувствуясь в каждый из них. На нем. языке написаны 7 антифонов к «Magnificat» (1988), на церковнославянском - одно из лучших сочинений композитора, «Канон покаянен» для хора без сопровождения (1998).

http://pravenc.ru/text/180654.html

Исследователи высказывали разные гипотезы относительно времени и причин создания Жития, а также по-разному отвечали на вопрос о том, является ли Житие патриарха Игнатия памфлетом, вызвавшим, согласно Житию патриарха Евфимия, гнев имп. Льва VI. Традиц. датировка 80-ми гг. IX в. была поставлена под сомнение А. И. Пападопуло-Керамевсом ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1899), который объявил Житие подделкой, созданной неким униатом в кон. XIII в. В. В. Васильевский убедительно опроверг эту гипотезу и вернулся к прежней датировке ( Васильевский. 1899), к-рая не оспаривалась вплоть до 60-х гг. XX в. Дженкинс предложил читать Житие не в контексте противостояния патриархов Фотия и Игнатия, а в актуально-политическом контексте нач. X в., поскольку в некоторых пассажах Жития, посвященных конфликту кесаря Варды и Игнатия, можно усмотреть завуалированные намеки на споры о 4-м браке Льва VI. По предположению исследователя, 1-я несохранившаяся редакция Жития является памфлетом, упомянутым в Житии патриарха Евфимия; 2-я авторская редакция, которая сохранилась, была написана в 908-910 гг. ( Jenkins. 1965. P. 244-247). Эта гипотеза с нек-рыми поправками была принята и др. исследователями (в частности, Кажданом, Пасхалидисом, У. Тредголдом). Согласно Вестеринку, оснований отождествлять Житие и памфлет нет, под памфлетом надо понимать некое более язвительное, ныне утраченное сочинение ( Westerink. 1975. Σ. 181). П. Карлин-Хейтер считает, что ядро Жития - это антифотианское сочинение, созданное вскоре после 878 г., к-рое Н. Д. П. дополнил антиевфимианскими выпадами (Vita Euthymii. 1970. P. 217-219). Издатель Жития патриарха Игнатия полагает, что истинной целью Н. Д. П. при его создании было осудить поведение патриарха Евфимия в отношении Льва VI и одновременно очернить Фотия, учителя Арефы, к-рый предал Н. Д. П. Наиболее вероятное время создания Жития патриарха Игнатия, по его мнению,- между 910 и 920 гг., т. о., оно не может быть памфлетом, упомянутым в Житии патриарха Евфимия (The Life of Patriarch Ignatius. 2013. P. XII). В 2006 г. И. Тамаркина выявила неизвестные ранее источники Жития (полные Деяния К-польского Собора 869-870 гг., не сохранившиеся на греческом) и продемонстрировала, что оно могло быть создано и до кончины Фотия. По ее мнению, Житие патриарха Игнатия можно точно датировать временем после кончины имп. Василия I (29 авг. 886). Возможно, оно отражает споры в кругах игнатиан в кон. IX в. о том, какую позицию занять в отношении официальной Церкви, по большей части представленной клириками, принявшими рукоположение от патриарха Фотия. Вероятно, эти споры сошли на нет только к 901-902 гг. ( Tamarkina. 2006).

http://pravenc.ru/text/2565402.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010