Слова ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живаго » ( Мф.16:16 ) – выражают содержание, суть всего Нового Завета, всего христианства. До исповедания Петрова они были благовествуемы архангелом Гавриилом Деве Марии: «Раждаемое Свято наречется Сын Божий » ( Лк.1:35 ). Они возвещены при Крещении Господа Иисуса Христа; тогда Отец свидетельствовал о Сыне Своем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный , в котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Потом теми же словами свидетельствовал Отец о Сыне в день Преображения Господня. И они стали в центре всего круга христианских понятий; эта вера явилась началом новой жизни, зерном, вырастающим в Церковь Христову, сущностью христианства. «Начало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия »: так начинает святое повествование св. евангелист Марк ( Мк.1:1 ). «Сие же все написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его», заканчивает Евангелие (предпоследнюю главу) св. Иоанн Богослов ( Ин.20:31 ). Эта истина составляет предмет, или тему, всего первого соборного послания Иоанна Богослова, убеждающего многократно, что «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий , в том пребывает Бог , и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ); «имеющий Сына имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Эта истина составляет главный предмет записанных в Евангелии от Иоанна речей Самого Спасителя, обращенных к иудеям. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия » ( Ин.3:18 ) 5 . « И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия – Единороднаго , иже от Отца рожденного прежде всех век»: эти слова второго члена Никейского Символа веры были тем, ради чего собственно и собирался Первый Вселенский собор; арианство, отвергая истинное Богосыновство Христово, разрушало этим само основание Церкви . Св. Иувеналий, патриарх Иерусалимский, в послании к палестинскому духовенству после Халкидонского собора пишет: «Когда верховный и первый из апостолов Петр сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго », то Господь отвечал: «блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:16–17 ). На этом исповедании укреплена Церковь Божия, и эту веру, преданную нам св. апостолами, Церковь сохранила и будет сохранять до конца мира. Эту веру изложил также и святый великий Никейский собор 319-ти Святых отцев; и ей же последовал святый великий Вселенский собор, недавно созванный в Халкидоне » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Великий Новгород, 1432 г. Сегодня Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Христа. Все мы помним, что после Вознесения Спасителя на собрании Иерусалимской общины христиан, по предложению Петра, на место отпавшего Иуды Искариота был по жребию избран Матфий, как «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1, 14–26). Так кто же они, апостолы Христовы? Однако книги Нового Завета учат, что не телесная близость человека к вочеловечившемуся Богу приближает к Нему, а устроение сердца и ума, готовность служить ему всею душою и всею крепостью своею, и – не менее важное – способность к покаянию . Ибо и ближайший ученик, избранный Самим Господом в число двенадцати и прошедший с Ним дорогами Галилеи и Иудеи, видевший все Его чудотворения и слышавший своими ушами все Его проповеди и поучения, принявший из Его рук хлеб Евхаристии, предал Учителя и, не возмогши принести покаяние, отчаялся и погиб страшной и вечной смертью. И не видевший Христа по плоти и горящий ненавистью к Нему и Его последователям Савл вдруг преобразился умом и «более других апостолов» потрудился Ему, созидая Церкви по всей вселенной. И Симон Ионин, прозванный за твердость веры «Скалой» (или «Камнем»), поколебался и оступился… Церковь поразительно честна и в своих богодухновенных книгах не скрывает того, что постарался бы скрыть, «забыть», исправить любой человек, замысливший написать историю созданной им организации, общественного движения, политической партии, поскольку писал бы по человеческому рассуждению, стремясь к лицеприятию, парадности и торжественности, полируя и лакируя все шероховатости... Так кто же они, апостолы Христовы? О большинстве из них мы знаем по преданиям и сказаниям, вошедшим в их жития, но о двух первоверховных апостолах нам рассказывает Евангелие, книга «Деяний» и их собственные послания, вошедшие в Новый Завет.

http://pravoslavie.ru/140481.html

Чтобы проверит это, обратите внимание на параллельное место в евангелии от Матфея, на 24 и 25 главы; здесь Господь, говоря о том же явлении Своем, о котором мы читаем в 17-й главе Луки, непосредственно излагает притчи о 10-ти девах, о талантах и говорит о всеобщем суде над всеми народами. Ни о каком 1000 летнем промежутке здесь нет и намека. Значит, день явления Господа во славе, день воскресения всех, день суда над всеми людьми – день один. Чтобы основательнее доказать последнее положение, мы приведем исповедание учеников и апостолов Господних. Мария, сестра Лазаря на слова Спасителя «воскреснет брат твой», отвечает: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день»; этот «последний день» называет Сам Господь временем, когда слово Божие будет судить неверующих ( Ин.11:24 ; Ин.12:48 ). Апостол Павел исповедует веру «в воскресение мертвых, праведных и неправедных» ( Деян.24:15 ). Тот же святой Апостол «день оный», день явления Господа считает временем воздаяния праведным и неправедным. По его свидетельству Бог «в день гнева и откровения праведнаго суда» «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и безсмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде ярость и гнев» ( Рим.2:5–8 ). «Ибо праведно пред Богом», пишет Апостол верующим, «оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явлении Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающаго отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» ( 2Сол.2:6–10 ). Как это ни странно, но в целях обличения адвентизма приходится поставить вопрос – таким образом. По адвентистскому учению, как прежде сказано, Господь явится вторично, святые – праведные оживут и будут взяты для 1000 летнего царства, грешники истребятся, потом после 1000 лет сатана будет развязан, – выходит – по сектантски – Господь явится в третий раз для назначения праведным жизни вечной и для окончательного уничтожения грешных... Спрашивается: явлений Господа во славе будет два, или одно? иначе говоря будет ли за вторым явлением Господа еще третье?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Это было давно, но как бы и совсем недавно, почти вчера. В Вифсаиде, что на берегу Галилейского моря, родились когда-то три дитяти, три будущих апостола из 12-ти: Петр, Андрей и Филипп. Петр и Андрей стали рыбаками, а Филипп был отдан с юношества родителями книжному обучению, и читая, изучая Священное Писание, пророчества, псалмы, воспылал горячей любовью к вожделенному Мессии. И мечтал увидеть Его, не зная, конечно, что уже пришел на землю Тот, встретить Которого жаждали многие поколения израильтян... И Христос, придя в пределы Галилейские, нашел там пылавшего любовью к Мессии Филиппа и сказал: «Гряди по Мне». И Филипп мгновенно, всем сердцем узнал Того, с кем так чаял встретиться, и последовал за Ним, безоговорочно, навсегда. Горящее сердце его желало, чтобы и другие спасительно приняли Христа, и, встретив друга своего Нафанаила, Филипп сказал: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки - Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил скептически отнесся к этому известию: может ли быть что доброе и значительное из этого маленького городишка? Тогда Филипп, не ответив ничего, сказал только: «Пойди и посмотри». И Господь, увидев Нафанаила, сказал, что вот истинно израильтянин, в котором нет лукавства, и добавил, что прежде чем позвал его Филипп, Он видел Нафанаила под смоковницей. Тот был поражен, потому что когда он молился под деревом, размышлял о Боге, о Мессии, о самом сокровенном, ни одной души не было окрест, и только Господь мог видеть его сокровенные мысли, и он воскликнул: «Учитель! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев». И возликовали два друга и пошли за Христом... После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, Филипп проповедовал Евангелие сначала на Святой Земле, потом в Греции, совершая чудеса, воскрешая мертвых, и когда был в Мидии и Лидии, сюда прислал Господь в помощь ему друга Варфоломея - Нафанаила и сестру Мариамну... Вскоре повстречали они в одном месте и Иоанна Богослова. И все вместе пришли в Иераполь Фригийский (это все провинции Римской империи, ныне - территория Турции).

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

А на 9-м часу чтение чтут доволно для знаменования у мощей народнаго множества. И, по совершении часов, творит святитель часом отпуст со крестом среди церкви 356 . Из предыдущего видно, что ектении на царских часах имеют ближайшее отношение к последованию 12-ти тропарей с чтениями: великая ектения предваряет пение тропарей, малая отделяет тропари от чтений, а просительная (и сугубая) заключает чтения каждого часа. Следовательно, ектении устанавливают границы как между отдельными частями последования 12-ти тропарей, так и между этим последованием – с одной стороны, и часами в собственном смысле – с другой, выделяя его в особую службу. Это показывает, что последование 12-ти тропарей могло существовать вполне самостоятельно, вне связи с часами. И в древнейших памятниках, действительно, часы в. пятницы излагаются в виде особой «службы 12-ти тропарей», имеющей лишь внешнее отношение к обычным часам. 11. Служба 12-ти тропарей Наиболее древнее изложение 12-ти тропарей, исполняемых «в (великую) пятницу в полдень», встречается в грузинской рукописи Спб. Имп. Публ. б-ки 11, IX в. Расположены они в такой последовательности: 12, 2, 7, 4, 8, 10, 11, 5, 9, 1, 6; 3-й тропарь («Емшым Тя») опущен (л. 160) 357 . О других молитвословиях нет упоминания; не говорится также о связи указанных тропарей с часами, хотя время пения их («полдень») вполне соответствует времени совершения часов. Точнее определяется взаимоотношение между службой 12-ти тропарей и часами в Синайской Триоди 735, X или XII–XIII в., и в Евергетидском Типиконе в., а также в различных славянских рукописях XI, XII и XIII вв.; в них тропари святых страстей выделяются, как особое последование, и в полном своем составе, вместе с чтениями, присоединяются к службе одного какого-либо часа, составляя чисто внешнее прибавление к ней, мало влияющее на ее общий строй. В Син. 735 «тропари, поемые во святую и великую пятницу в час шестый, – творение Кирилла Александрийского », – помещаются между службами 6-го и 9-го часа, в виде особого последования, и на часах уже не повторяются. Вслед за богородичным 6-го часа («Гавриилу вещавшу») читается Трисвятое, по Отче наш – Господи помилуй 40 раз, и далее следуют 12 тропарей с чтениями. После четвертого евангелия, которое обычно полагается на 9-м часе, опять читается Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй, – «и так начинаем девятый час». – Что касается тропарей и чтений, то они не отличаются от нынешних. Указывается только больше припевов к тропарям; эти припевы отчасти совпадают с нынешними, но чаще те же, что в Святогробском Типиконе. Особых припевов мало, а именно – припев 3-го тропаря: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ), и второй припев 6-го тропаря: «Господи Боже мой, аще сотворих сие» ( Пс. 7:4 ), 7-й тропарь назван «антифоном». – Отпустительные тропари часов 3-го и 9-го – нынешние; тропарь 1-го часа: «Кто не плачется Иуды», 6-го – нынешний тропарь 1-го часа («Распеншуся Тебе, Христе»). Богородичен 3-го часа: «Благословенную нарекий» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Духа, до пятка по Воздвижении креста» (см. Сказание в Евангелии). Словами «до пятка по Воздвижении креста» показывается предел, ранее которого никогда не оканчивается чтение субботних и Недельных зачал от Евангелия Матфея. Но может случиться, что зачала Евангелия от Матфея будут читаться и после Воздвижения. Ибо из Евангелия Матфея назначены зачала для 17-ти суббот и Недель. Если Пасха будет ранняя, то от дня Пятидесятницы до Воздвижения пройдет не более 17-ти Недель. В этот год, до дня Воздвижения прочтутся все 17-ть зачал Евангелия Матфея. Но если Пасха будет поздняя, то от Пасхи до Воздвижения пройдет менее 17-ти Недель. И тогда из Евангелия Матфея зачала для суббот и Недель будут читаться и после дня Воздвижения креста. Для седмичных же дней, кроме суббот, зачала Евангелия от Матфея назначены только для 11-ти седмиц; так что в 12-ю и далее до 17-й седмицы, в которые по субботам и Неделям еще читается Евангелие от Матфея, – в седмичные дни читаются рядовыя зачала Евангелия Марка. Ибо для всех 17-ти седмиц недостает зачал от Матфея. Вот как сказано об этом в «Сказании Евангелия»: «Обходится же (т. е. чтение Евангелия от Матфея) в седмицах семинадесятих, их же убо единонадесять Неделю, имать на всяк день чтомое Евангелие. От седмиц же двоюнадесять, еже от Марка Евангелие во пятих дней показуя, яко в субботы и Недели паки Матфей чтется, до окончания седьмыянадесять седмицы. И убо семнадесять седмиц, суббот и Недель токмо имут, за еже малижды читатися семнадесятым седмицам Матфеевым, но аще будет внутрь Пасха. Аще бо вне Пасха будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седьмаянадесять седмица: возвращайся вспять и откуда же хощеши, чти пять дней» (см. Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и Евангелистом приятие, откуда начинают и до где стают), т. е. если будет и «внутрь Пасхи», то тогда зачал Евангелия от Матфея недостанет для 17-ти седмиц, а станет только для 11-ти седмиц и 17-ти суббот и Недель, и потому с 12-й седмицы в седмичные дни, кроме субботы, читаются зачала Евангелия от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Частная жизнь преосвященного Амвросия отличалась поразительною скромностью и простотою. Он обыкновенно вставал в 4 часа утра, редко – в 5. После молитвы, прочитав главу Евангелия, он тотчас садился за работу и работал до 11-ти. а в последние годы до 10-ти часов утра. В это-то время он обыкновенно писал свои проповеди или письма к знакомым. Свободное время посвящал чтению газет и журналов. Он получал все духовные журналы, издававшиеся в России и внимательно читал их. Из светских периодических изданий он постоянно читал «Московские Ведомости», «Южный Край», «Ниву», «Русский Вестник» и «Исторический Вестник». Выдающиеся произведения русских писателей были всегда предметом его особенного внимания. Громадную книгу Шильднера «Павел I» он прочел в три дня за неделю до постигшего его удара. Русскую литературу он знал прекрасно; но по чистоте, точности, изящности языка выше всех русских писателей ставил Крылова и Грибоедова. За Лермонтовым он признавал большее поэтическое дарование, чем за Пушкиным. От 11 до 12-ти часов дня преосвященный Амвросий давал себе отдых; в это время у него происходило «чаепитие», к которому могли собираться его «чаепийцы», имевшие к нему какое-либо дело. От 12-ти до часу он разбирал почту и принимал официальных посетителей; в час дня обедал. Его обед был настолько скромен, что более роскошный стол можно было встретить в доме сельского священника; не всегда подавалась на стол даже простая рыба – судак; любимым кушаньем его была жидкая молочная каша из смоленских круп и овсяный кисель. Только в том случае, когда у него обедали изредка посторонние или родные, к обеду подавалась какая-либо красная рыба и соленая закуска. Во время обеда преосвященный Амвросий выпивал небольшую рюмку Губонинской мадеры. После обеда от 3 до 5-ти часов он отдыхал в кресле, читая газету или какую-либо книгу, и иногда в таком положении засыпал легким сном. Впрочем, когда от чувствовал особенную усталость, он в это время прямо ложился в постель. В 5 часов вечера он пил чай и потом садился за работу. Вечерами он читал главным образом рукописные статьи, присланные авторами в редакцию «Веры и Разума» для напечатания; этот труд он оставил только тогда, когда вынули у него левый глаз и стал заметно слабеть правый. От 8 до 9 часов вечера он гулял на свежем воздухе; в 9 часов становился на молитву, а часов в 10 или 11 ложился в постель. Такой порядок дня был соблюдаем строго и нарушался только по каким-либо особым обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Стих 9. И абие здрав бысть человек: и взем одр свой и хождаше … Вместе и услышал, и, почувствовав себя здоровым, встал; затем, ни о чем не думая, взял постель и пошел. Стихи 9-11… Бе же суббота в той день. Глаголаху же Жидове изцелевшему: суббота есть, и не достоит ти взяти одра (твоего). Он (же) отвеща им: Иже мя сотвори цела, Той мне рече: возми одр твой и ходи . Обрати внимание на его смелость: не только не повиновался им, но и объявил своего благодетеля и предпочел Его всем, говоря: «Он мне сказал, Ему я повинуюсь». Получив исцеление, он готов уже был считать Его больше всех. Стихи 12–13. Вопросиша же его: кто есть Человек рекий ти: возми одр твой, и ходи; Изцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте . Исцелив больного, Иисус Христос скрылся по причине толпы народа, отчасти для того, чтобы избежать похвалы со стороны благомыслящих, отчасти же для того, чтобы ослабить зависть неразумных. Часто одно только появление ненавистного человека может возбудить сильную ярость. Стих 14. Потом (же) обрете его Иисус в церкви и рече ему: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет . Когда уже ослабела молва о чуде и гнев иудеев, Иисус Христос встречает исцеленного, желая исцелить и его душу. Находит его не среди праздности и покоя, а в храме, где он, вероятно, молился и воздавал Богу благодарность, и увещевает больше не грешить, показывая, что он болен чрез грехи; затем угрожает еще худшим наказанием, если он согрешит, научая этим, что согрешающие вторично после наказания за грехи, как бесчувственные и пренебрегающие им, будут наказаны еще сильнее в настоящей жизни или в будущей, или в той и другой. Если здесь наказание за грехи продолжалось тридцать восемь лет, то что может сказать кто-либо о будущем наказании? Без сомнения, оно бесконечно и вечно. Конечно, не все болезни происходят от грехов, и не все грешники болеют. Упоминаемый у Матфея расслабленный болел за грехи, как и пояснено нам; поэтому Иисус Христос сказал ему: отпущаются ти греси (Мф. 9, 2). В лице их Иисус Христос увещевает всех, еще не болевших, убояться болезни и исправиться, а уже болевших — убояться еще худшей болезни и быть осторожными на будущее время. И всякий из нас, если уже болен, пусть скажет самому себе: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет ; если же еще не болен, пусть поет себе апостольское изречение: благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев (Рим. 2, 4–5) Не только укреплением тела представил расслабленному Иисус Христос доказательство Своего Божества, но и словами: ктому не согрешай , так как этим показал, что Он знает все, даже тайное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2342...

Сейчас мы наблюдали перемещение «службы 12-ти тропарей» вместе с чтениями, но без псалмов и других составных частей последования в. пятницы. Однако наша древняя практика знает также перемещение «службы 12-ти тропарей», изложенной в Типогр. 138/255 и 147/305. В этом случае ей предшествовало и приведенное нами выше стереотипное начало, с тою лишь разницей, что вместо: «посем поетася 12 трепаря св. страстии по пятишьды» – говорилось: «посем поються псалми – – и треп(арь) Распеншютися Христе». Тропарь повторялся четыре раза – дважды без стихов и дважды со стихами; Слава и ныне – богородичен. «Таж треп. глас 8: Дьнесь церковьная завеса» и другие из числа 12-ти. Каждый из этих тропарей исполнялся «по-пятишды»: дважды без стихов, третий и четвертый раз – со стихами, а последний раз – на «Слава и ныне». Затем – Господи помилуй 3-жды, и – следующий тропарь, и т. д. После евангелия – Трисвятое, Отче наш, Господи помилуй 40; «таж Придете поклонимся», и следующая часть. – Такое последование полагалось совершать «в святый великы вторник, в час 2», на 3-м часе, – как свидетельствует об этом нотный Стихирарь в. из библиотеки Моск. Успенского собора 365 . 13. Часы великого четверга и субботы Если из состава часов великой пятницы выключить 12 тропарей и чтения, то получится тип обычной часовой службы, с особыми псалмами и тропарями на каждом часе. К этому типу следует отнести часы, совершавшиеся иногда в древности по четвергам и субботам страстной седмицы. Известные нам последования таких часов имеют самое близкое сходство с чином часов вел. пятницы, без 12-ти тропарей. На часах в. четверга и в. субботы точно так же, как и на часах в. пятницы, указывается, по древним памятникам, три, а иногда и четыре особых псалма; точно так же поются особые, не «постные», тропари, различные на каждом часе. Иногда полагаются и особые богородичны. Тропари поются с припевами до трех раз; а иногда бывало, что после припева повторялся только конец тропаря. Подобного рода последования часов вел. четверга и субботы находятся в Афинской Псалтири 7, X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Такое разногласие побуждает, между прочим, писателя «вывесть на среду древнее отеческое постановление», которому следовали египетские монахи, «чтобы неустановившуюся юность манастыря (основанного еп. Кастором в Галлии) напоить древнейшими правилами древнейших отцев» 167 . И он рассказывает древнее предание о чудесном сообщении ангелом «чина 12-ти псалмов». – Чин этот по всей справедливости должно признать правилом псалмопения в ближайшем и собственном смысле, как в силу издревле усвояемого ему священного авторитета, так и по занятому им господствующему положению среди других чинов, а равно вследствие глубокого влияния его на общецерковную богослужебную практику. 2. Чин 12-ти псалмов «По всему Египту и Фиваиде, – повествует преп. И. Кассиан, – поют по 12 псалмов, как в вечерних, так и в нощных церковных собраниях, так, однакож, что за ними следуют каждый раз два чтения – одно из Ветхого, другое из Нового Завета. Этот чин, древле установленный, – по словам писателя, – потому пребывает неприкосновенным чрез столько веков даже доныне во всех монастырях тех областей, что, как утверждают старцы, он установлен не по человеческому изобретению, но свыше принесен отцам ангелом» 168 . Сказавши затем в начале следующей (5-й) главы о насаждении христианства в Египте св. евангел. Марком и о строгости жизни первых египетских христиан, преп. И. Кассиан в связи с этим, сообщает далее и самое предание о чине 12-ти псалмов. «Итак в те времена, – рассказывает он, – почтенные отцы – – собрались, чтобы, посовещавшись, определить, какую меру псалмопения в повседневном богослужении должно держать всему братству. – – В этом собрании всякий по своей ревности, не помня о немощи других, – – думал установить огромное число псалмов, – кто 50, кто 60, а иные, и этим числом не довольствуясь, полагали, что надо назначать еще больше того. Между тем – – настало время свяшеннейшей вечерней службы. И вот, когда они (старцы), хотели совершать ее по заведенному порядку повседневных молитв, кто-то встал и, вышедши на средину, начал петь пред Господом псалмы. Все сидя (как и доселе есть обычай в странах Египетских) слушали, углубляясь всем вниманием сердца в слова поющего; а он, пропевши одиннадцать псалмов ровным распевом без перерыва, стих за стихом, разделяя только каждый псалом промежуточною молитвою, и закончив двенадцатым, произнося после каждого стиха: аллилуия, внезапно, на глазах у всех сделался невидим, и тем положил конец богослужению, а равно и спору (Inst. II, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010