1 сентября в районе Вырица противник задержал наступление 90 сд, а 2 сентября она вынуждена была оставить Вырица. Сегодня ночью самолетами организуется подача 41 ск огнеприпасов, горючего и продовольствия. 4 . За последние 3 дня резко повысилась активность авиации противника. За 2 сентября на подступах к Ленинграду действовало в общей сложности около 240 бомбардировщиков и истребителей противника группами по 30–40 самолетов. В районе Павлово 50 самолетов противника, встреченные нашими истребителями и зенитным огнем, безрезультатно бомбили железнодорожный мост через р. Нева. Наша авиация, действующая преимущественно против войск врага, вылетает и против воздушного противника, вступая с ним в боевые схватки. К. ВОРОШИЛОВ А. ЖДАНОВ ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1221. Д. 3. Л. 18–21. Подлинник. «Прошу ответить на поставленные мною вопросы» ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ по прямому проводу генерал-майора Василевского с генерал-лейтенантом Поповым 3 сентября 1941 г. У аппарата ПОПОВ, кто у аппарата. ВАСИЛЕВСКИЙ. Здравствуйте, тов[арищ] Попов, прошу для доклада Ставки ответить на следующие вопросы: 1) Кто будет занимать северный берег Невы? Маршал считает, что необходимо составить хотя бы из разных частей один-два стрелковых полка и занять северный берег Невы. 2) Установите точно и донесите нам, переправился ли противник у Ивановское? 3) Какой силы высажен десант противника у Шлиссельбурга и какие меры приняты по его уничтожению? 4) По вашим данным, 60 самолетов противника обрабатывали Пороги на канале. Что же делала ваша авиация, допуская такое безобразие? 5) Почему допустили прорыв противника на УР и что предпринимается по ликвидации этого прорыва? Начальник Генштаба указывает, что у вас имеется много артиллерии и с этой артиллерией можно с успехом те значительные группы противника, которые прорываются к Ленинграду, уничтожить. 6) Почему не ищите с нами связи и не отвечаете на наши запросы по радио? Прошу ответить на поставленные мною вопросы и после этого конкретно доложить обстановку у вас на фронте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, в состав первоначального сказания о К. входил также рассказ о перенесении мощей святого в Мармутье (копия текста (XV в.) из Кемперского пассионария - Plaine. 1886. P. 154-156; см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 8). Согласно этому источнику, в эпоху нашествия викингов бретонцы, пытаясь спасти мощи святых, поручили французам сохранить реликвии. Врагов удалось остановить, однако «лживые и алчные французы» отказались вернуть святыни в Бретань. Поэтому мощи К. остались в аббатстве Мармутье, но «дух» святого, пребывавший «в Бретани, на епископской кафедре Корнуая», продолжал творить чудеса (Britones... de praesentia spiritus gratulantur... Spiritus enim sancti Chorentini Britanniae et cathedrali sedi Cornubiae presens adesse creditur). В отличие от Плена, к-рый считал реконструированный им текст древним Житием К., составленным в IX в. ( Plaine. 1886. P. 65-69), большинство исследователей признавали невозможность восстановить первоначальное сказание о К. Ни одна из сохранившихся версий не дает полного представления о форме и содержании утраченного текста, за исключением неск. фрагментов в компиляции дю Паза. Возможно, сказание о К. представляло собой сборник чудес ( Fawtier-Jones. 1925. P. 36-37; Bourg è s. 1998) или Житие святого ( Largilli è re. 1925. P. 95, 105). Это произведение скорее всего было составлено в Кемпере не ранее X в., когда мощи святого были вывезены из Бретани, и не позднее 1219 г. (под этой датой впервые упом. часть мощей К., хранившаяся в соборе). По мнению Фавтье-Джонс, сказание о К., созданное в XI-XII вв., возможно, с использованием более раннего Жития, было дополнено ок. 1236 г. ( Fawtier-Jones. 1925. P. 20-23, 33-37). Обвинения агиографа в адрес духовенства (епископы стремились к власти и роскоши, угнетали подчиненных и присваивали налоги; священники пренебрегали пастырскими обязанностями, занимались вымогательством и сутяжничеством, угодничали перед знатью) характерны для авторов XII-XIII вв. (Ibid. P. 17-18). Согласно А. И. Бурже, в прологе были использованы Житие св. Малахии, составленное Бернардом Клервоским (ок. 1150), и письма цистерцианца Адама из Персеня († 1221).

http://pravenc.ru/text/2057260.html

Преемник святого Юстиниана император Юстин II в 565 г. прекратил выдачу подарков аварскому кагану. И тот смирился с утратой. Авары нашли новое поприще для разбоя и двинулись на запад: в том же 565 г. они вторглись в Тюрингию, вступив в союз с франками. Разорив страну, авары переместились в Паннонию и, действуя совместно с лангобардами, в 567 г. разгромили обосновавшихся там гепидов, нанеся смертельный удар по этому народу, после которого он уже не смог оправиться и прекратил существование как этнос. Год спустя, в 568 г., союзники аваров лангобарды ушли из Паннонии в Италию, незадолго до этих событий отвоеванную империей у готов, и авары стали полными и единственными хозяевами Паннонии, в прошлом имперской провинции, расположенной на территории Хорватии, Славонии, Воеводины и Венгрии. Уход лангобардов из Паннонии устанавливает важнейшую дату в истории континента. «Маршрут Адриатика – Балтика был окончательно перерезан, на северном фланге империи надолго установился заслон из непроницаемого варварства, способствовавшего набегам болгар и славян на Балканы. Отголоски этого события отчетливо ощущались даже в скандинавском мире, куда до самой эпохи викингов прекратило поступать средиземноморское и восточное золото» 1221 . Между тем гепиды, владевшие ранее этой провинцией, составляли лишь тонкий верхушечный слой ее населения, большинство которого принадлежало словенским племенам. Самым многочисленным там был племенной союз дулебов. Отняв Паннонию у гепидов, авары стали господствовать над ними. Русский летописец выразительно охарактеризовал бедственное состояние покоренных дулебов и других словенских племен Паннонии: «Си же обри воеваху на словенех и примучиша дулебы, сущая словены, и насилье творяху женам дулебским: аще поехати будяше обрину, не дадяше впрячи коня ни вола, но веляше впрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли жен в телегу и повести обрена, и тако мучаху дулебы. Быша бо обре телом велици и умом горди» 1222 . Франкский историк Фредегар сообщает конкретные сведения о механизме господства аваров над словенами: «Авары каждый год шли к славянам, чтобы зимовать у них; тогда они брали женщин и детей славян и пользовались ими. В завершение насилия славяне были обязаны платить аварам дань» 1223 . Итак, занятые в летнее время военным ремеслом и грабежами, авары устраивались на зимние квартиры в населенной словенами Паннонии и на примыкающих к ней территориях, которыми они овладели, и там чинили насилия по праву победителей, заодно взимая дань с покоренных племен, которые, однако, и под гнетом завоевателей сохраняли самоуправление и имели, как и встарь, своих племенных князей и воевод, ставших вассалами кагана и участвовавших со своими дружинами, а иногда и с народным ополчением в войнах, которые вел Баян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1210 ПСРЛ. М., 1962. Т.1. Стб.24. Идентичный текст заключен в Повести временных лет, дошедшей до нас в составе Ипатьевской копией. – См.: ПСРЛ. М., 1962. Т.Н. Стб.17. 1214 Татищев В. П. История Российская в семи томах. М.; 1964. T.IV. С.114. Во второй редакции слово «устави» историк заменил словом «возложи», подчеркнув тем самым долгосрочную данническую зависимость восточнославянских и финских племен от Олега. – Татищев В. П. История Российская в семи томах. 1963. Т.П. С.34. 1218 Троцкий И.М. Возникновение Новгородской республики//Изв. АН СССР. Сер.7. Отд. общественных наук. 1932. С. 279–282. 1221 Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского Государства. М., 1951, С. 43. 1222 Пашуто В. Т. Особенности структуры Древнерусского государства//Новосельцев А. П. [и др.]. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С.87. 1224 Котляр Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства IX – первой половины X в.//Древнейшие государства Водочной Европы. Материалы и исследования. 1992–1993 годы/Отв.ред. А.П.Новосельцев. М., 1995. С.42. 1228 Достаточно сказать, что в книге Н.Ф.Котляра имеется отдельный раздел с характерным названием «Почав ставити мicma i встановив данини», где рассматривается державно-государственное строительство Олега. – Котляр М. Русь язичницька... С-П., С. 121. 1229 См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С.457; Приселков М.Д. История русского летописания Х1-ХУ вв. Л., 1940. С. 18, 19, 25, 31–33. 1230 См.: Фроянов И. Я. Мятежный Новгород: Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX- начала XIII столетия. СПб., 1992. С.101. 1231 А. А. Шахматов обнаружил в Архангелогородском летописце более древнюю передачу известий Начального свода, чем в Новгородской Первой летописи, а тем более – в Повести временных лет. Вот почему этот летописец казался ему «весьма важным источником при исследовании нашего летописания» (Шахматов А. А. О начальном киевском летописном своде//ЧОИДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1221 г. распря посланников пизанского и флорентинского в годину коронования короля Фридриха II послужила поводом к разрыву между обеими республиками: флорентинцы соединились с луккийцами и разбили пизан у крепости Боско. Несмотря на то, Пиза осталась приверженной к оному королю и поддерживала его своими 52-ю галерами. В 1241 г., предпринявши поход против генуэзцев, пизане взяли у них в плен 22 галеры и 4000 солдат. Не упоминаю о дальнейших битвах их то с луккийцами, то с флорентинцами, и спешу сказать, что с падением дома Гогенштауфенов и по обессилении партии Гибеллинов, к которой принадлежала Пиза, обессилела и эта республика. Генуя нанесла флоту ее страшный удар в морском сражении при Меллории в 1284 г. Потом четыре гвельфские города: Флоренция, Пистойя, Лукка и Сиена соединились между собой, дабы ослабить великую республику Гобеллинскую, о которой идет речь. Генуя отняла у нее остров Эльбу, разрушила самую пристань ее и принудила отдать ей Корсику (1290–1297 гг.). Тогда пизане призвали в Италию немецкого императора Генриха VII. Но он умер в самом начале покорения этой страны. По смерти его Пиза, угрожаемая всеми Гвельфами, т.е. сторонниками римского папы, предалась сицилийскому королю Фридриху II, однако, через то ничего не выиграв для себя, освободилась от него в 1316 г. Ее покорил было Людовик Баварский, но она возвратила себе независимость в 1327 г. и благодаря усилиям Фацио делла Герардеска даже овладела городами Луккой, Пистойей и Волатеррой, но потеряла их в годы 1351 и 1361. После сего эта республика уже не могла процветать и состояла под владычеством Агнелла (1361 г.), императора Карла IV (1368 г.), Иакова Анпиана (1392 г.), которого сын уступил ее миланскому князю Иоанну Галеасу (1399 г.). А сын сего князя, Гавриил-Мария, продал ее Флоренции. Пизане не хотели подчиниться этой покупщице своей и в течение двух лет, 1405–1406, геройски выдерживали осаду, но принуждены были сдаться и с той поры остались под властью флорентинцев. С 1807 г. до 1814 г. ими управляли французы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Как строго православный и хороший канонист, он отбросил все источники теории цезарепапизма, так как эта теория не отвечала ни догматическому, ни каноническому учению о епископате как единственном носителе церковной власти, ни политическим условиям Сербии, где царской власти в то время еще не существовало… Св. Савва, в отличие от Болгарской и Русской Церквей, не включил в свой " Номоканон " ни один труд из канонических византийских источников, которые признавали унитарную идеологию цезарепапизма или теорию восточного папизма и решительно встал на почву диархической теории симфонии… Хотя Эклога больше отвечала юридической и экономической жизни славянских народов, однако по причине цезарепапистического характера ее предисловия и своего происхождения от царей-иконоборцев, она не вошла в состав сербского " Номоканона " . Между тем она еще с IX века действовала в Болгарии, сначала в своем греческом оригинале, а затем в болгарском переводе… Действовала она и на Руси " [ 8 ]. В Сербии " Кормчая " св. Саввы сразу после ее составления была разослана по епархиям как " Законник Св. Отец " и служила главным источником не только церковного, но и государственного права, так что позднейший " Законник " короля Стефана и " Синтагма " Властаря в сербском переводе считались лишь дополнениями к основному кодексу — " Кормчей св. Саввы " . В 1221 г. " Кормчая " была послана в Болгарию, где также получила официальное признание. " Кормчая книга " на Руси В Болгарию к полунезависимому деспоту (князю) Иакову Святославу (русского происхождения, вероятно родом из Галиции) обратился Киевский митрополит Кирилл с просьбой прислать ему на Русь " Кормчую " св. Саввы. В 1262 г. деспот Иаков Святослав выслал на Русь список " Кормчей " , сопроводив его посланием к митрополиту. Эту книгу Иаков Святослав назвал " Зонарой " , хотя на самом деле почти все толкования на каноны, помещенные в " Кормчей " , принадлежат не Зонаре, а Аристину. Южные славяне назвали сборник именем, которое у них вслед за греками сделалось нарицательным для всякого толкователя канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Титулярный король Святого города Генрих Шампанский (1192– 1197) и Гвидо де Лузиньян, правивший Кипром до 1194 г., не выходили за границы враждебного нейтралитета. Боэмунд III Антиохийский (1163–1201) бессильно взирал на то, как турки завоевывают последние его замки в долине Оронто, не рассчитывая на помощь короля. Триполи, спасенный прибытием норманнского флота, перешел под власть Боэмунда IV (1187–1233), его младшего сына. Но сам Боэмунд III вскоре попался в западню: царь Киликийской Армении Левон II, о котором говорилось выше, пригласил его к себе в гости и там арестовал, потребовав, чтобы князь признал ленное подчинение Антиохии себе; тот от безысходности согласился. Но жители города, среди которых было много греков и итальянцев, категорически отказались признавать власть армянина, объявили о самоуправлении и обратились за помощью к королю Генриху Шампанскому. И тот в скором времени примирил стороны, добившись некоего компромисса: сын Боэмунда III Раймунд (1199–1221) женился на Алисе, племяннице и наследнице Левона II и на короткое время, с 1205 по 1208 г., стал князем Антиохии 955 . Было очевидно, что помощь гибнущим пилигримам могла прийти только с Запада, и правители последних латинских государств с мольбой не раз обращались к Европе. Но, пожалуй, никогда еще их единоверцы не были так равнодушны к судьбе Святой Земли, как сейчас. Предыдущий Крестовый поход разорил Англию, а король Филипп Август, используя момент, присоединил к своим владениям Нормандию и теперь защищал ее от британцев. Иными словами, ему было не до Востока. Напрасно папа Целестин III взывал к первым монархам Европы – по иронии судьбы на его зов откликнулся только король Генрих VI Германский, отлученный Западной церковью за пленение Ричарда Львиное Сердце. Тем не менее его посланцы прибыли в Рим и предложили услуги Германского короля. Папа не стал сопротивляться, и вскоре его легаты посетили Сицилию, где пребывал Генрих VI, передав благословение понтифика. А тот не стал терять времени. Уже 31 мая 1995 г. в Бари Генрих VI взял в руки крест и поклялся не только собрать новую крестоносную армию, но и за собственный счет вооружить полторы тысячи рыцарей и столько же оруженосцев. Пример короля вызвал всеобщее воодушевление: за полгода, с осени 1195 по весну 1196 г., было организовано несколько имперских съездов, на которых дворянство и аристократы торжественно пообещали принять участие в освобождении Иерусалима. Подъем стоял необыкновенный! 956

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Призвав затем депутатов, Клавдий сообщил им, что исполняет их просьбу, и велел им благодарить за это Агриппу (по ходатайству которого он, император, это делает). При этом он вручил им в виде письменного ответа бумагу следующего содержания: «Император Клавдий Германик, в пятый раз облеченный властью народного трибуна, в четвертый раз консул 1218 и в десятый раз главный военачальник, отец своего отечества, сим посылает привет начальникам, членам совета, населению иерусалимскому и всему вообще иудейскому народу. Так как мой любезный Агриппа, которого я воспитал и который так предан мне, представил мне ваших послов, поблагодаривших меня за мою заботливость о вашем народе и усердно и почтительно просивших меня представить в ваше собственное распоряжение священную одежду и головной убор первосвященника, я сим выражаю свое на это согласие, подобно доблестному и любезнейшему мне Вителлию 1219 . На эту вашу просьбу я согласился, во-первых, как вследствие своего благочестия, так и желания, чтобы каждый мог исполнять по-своему требования религии; а во-вторых, я согласился на это потому, что знаю, что этим я доставлю удовольствие царю Ироду и младшему Аристобулу, преданность которых ко мне и заботливость которых о вас мне одинаково известны. К тому же я особенно расположен к этим отличным и милым людям. Вместе с тем я послал своему наместнику Куспию Фаду соответственное распоряжение. Это письмо вручено Корнелию, сыну Керона, Трифону, сыну Фейдиона, Дорофею, сыну Иоанна. Составлено оно за четыре дня до июльских календ 1220 , в консульство Юлия Руфа и Помпея Сильвана 1221 ». 3. Тогда же Ирод, брат покойного Агриппы, управлявший в это время Халкидою, обратился к императору Клавдию с просьбой предоставить ему право заведования [Иерусалимским] храмом, его суммами и назначением первосвященников. Клавдий согласился на это. С того времени право это оставалось за всеми его потомками вплоть до конца [Иудейской войны]. Между прочим, Ирод сместил первосвященника, прозванного Канферой, и предоставил его сан Иосифу, сыну Камея. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом деле, спасение грешного человека выходит из обыкновенного порядка вещей, – судьба спасаемого, решается в жизни будущей; в жизни настоящей спасение сопряжено с, необыкновенно сильными, препятствиями и имеет врага невидимого, неусыпного; наконец, сам спасаемый, подчас, громко протестует против спасающей благодати. Следовательно, чтобы совершенно уверить грешника в том, что его спасение не подлежит никакому сомнению, ему нужно представить бесконечное могущество Спасающего и Его владычество, превышающее всякие силы, Его независимость от времени, Его вечность, Его независимость от обстоятельств, Его совершенно свободный образ действий, Его бесконечную премудрость и, следовательно, возможность полного влияния Его на человека в жизни настоящей и будущей. Эти свойства Апостол ярко, определенно и раскрывает в славословии. Τν ανων μν. Αν, на языке Св. Писания, кроме продолжения времени, означает все, временно существующее 1216 . Следовательно, τν βασιλε ανων принадлежит неограниченная власть над всем живущим, – власть, гораздо большая, чем какую имеет скудельник над скуделью – делом своих рук 1217 . Разум человека не может быть мерилом могущества Божия: то, что кажется невозможным для человека, возможно для Бога 1218 . Поэтому грешник не должен бояться, что воля Божия о спасении его не исполнится, а, желающий быть учителем, должен знать, что первейший и главнейший предмет учения, есть Бог и, что Он – главнейший Учитель. В Св. Писании мысль об искуплении всегда соединяется с мыслью о всемогуществе Божием 1219 , высочайшим учением всегда признается учение о Боге и высочайшим Учителем – Бог 1220 . φθρτ – нетленному, т. е. неизменяемому в своем самобытном пребывании. В Св. Писании понятие нетления употребляется для обозначения состояния в будущей жизни 1221 . Поэтому, можно полагать, что Апостол, называя Бога нетленным, утверждает надежду христианина на будущую награду. Немудрено, что словом φθρτ указывается здесь па предыдущее выражение τν μελλντων πιστεειν π ατ ες ζων ανιον. Называя, далее, Бога ορτ – невидимым, Апостол дает понять, что о действиях Божиих нельзя судить по закону действий существ видимых. Бог невидим, значит и независим от внешних обстоятельств 1222 , не изменяется, как изменчиво бывает все видимое 1223 . Посему, судьбы Его непреложны, обетования истинны 1224 . Следовательно, сколько бы спасение ни казалось трудным, не должно сомневаться, что Бог , который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, приведет Свою благую волю в исполнение 1225 . Здесь не нужно смотреть на преимущества или недостатки, зависящие от внешних обстоятельств: невидимая сила Божия, соделывая спасение человека, не подлежит их влиянию 1226 . События естественной жизни не могут быть преградой, спасающей благодати. Дух дышит, где хочет 1227 . Он идет невидимым путем, на всяком месте встречает человека, нуждающегося в помощи 1228 ; он готов подать ее, потому что невидимо всегда присутствует со Своими верующими 1229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Для того чтобы разобраться и в смыслах Писания, и в море другой словесности, человеку необходимо учиться у хороших учителей, которых еще было мало на Руси. Поэтому Артемий уделяет особое внимание проблеме учительства, видимо, не без влияния соответствующих идей Августина 345 , хорошо известного в Литве, куда Артемию пришлось бежать из Соловецкого заключения и где он провел часть жизни. Учительство, по мнению русского старца, -особый дар, который отпущен далеко не каждому («не всем бо есть учителства дар» –1221), и учитель обязан использовать его по назначению. Он должен быть чужд тщеславия, гордости, зависти, какойлибо корысти. С чистым сердцем ему подобает молить Бога о даровании соответствующего слова для передачи ученикам открытых ему знаний; он должен постоянно совершенствоваться, постоянно учиться сам, или, как образно пишет Артемий, «несть бо добро разорити своя храмина и создати другаго» (1222). Учитель должен хорошо знать своих учеников и давать каждому из них знания, соответствующие его разумению и возможностям усвоения: «Темже познавати нужно и время, и лице, и меру слова младенцам же и совръшенным, и таковые пища предлагати по возрастех духовных и начинаниих» (1222). Учение должно сопровождать человека в течение всей его жизни, полагает Артемий, ибо «от учениа бо разум прилагается», и со ссылкой на святых мужей заключает: «…еже и до смерти учитися подобает» (1437). Только такое постоянное учение позволяет человеку постигать смысл и глубочайшие тайны, заключенные в книгах. Князь Андрей Курбский, например, считал, что р небольшом по объему церковном гимне «Акафисте» «замыкается все плотъское Божие смотрение» (ПЛДР 8, 330), то есть устроение всего мира. Как же усмотреть его неискушенному в учении человеку? Вопрос о систематическом образовании, регулярном изучении наук, хотя бы в рамках церковной пайдеи, встал в русской культуре во второй половине XVI в. во весь рост. Этому способствовали и всевозрастающие контакты с Западной Европой, проникновение на Русь элементов западноевропейской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010