«За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров Источник Содержание 1. Примеры экзегезы Ин. 1:30 в греческой христианской письменности (Ориген, Аполлинарий, свт. Иоанн Златоуст) 2. Ин. 1:30 в контексте антинесторианской полемики (свт. Кирилл Александрийский, Феодор Мопсуэстийский, Несторий) 3. Ин. 1:30 в контексте антимонофизитской полемики (свт. Фотий Великий, Степанос Сюнеци)     Настоящий доклад посвящен святоотеческой экзегезе слов св. Иоанна Крестителя из 1 гл. Евангелия от Иоанна ( Ин. 1:30 = Ин. 1:15 ), произнесенных перед крещением Господним во Иордане. «26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (πσω μου ρχεται νηρ δς μπροσθεν μου γεγονεν, τι πρτος μου ν)» ( Ин. 1:26–30 ). Последний стих данного фрагмента, понимавшийся как пророчество, духовное прозрение, откровение, позволял предлагать разные богословские интерпретации, которые оказались учтенными и востребованными в христологических спорах IV-V вв. Уже в древности христианские экзегеты констатировали неоднозначность Ин.1:30 1 . Толкование Ин. 1:30 содержится прежде всего у тех схолиастов, которые комментировали и истолковывали Евангелие от Иоанна – у Оригена , Аполинария Лаодикийского, Феодора Мопсуэстийского, свт. Иоанна Златоустог о, свт. Кирилла Александрийского , в некоторых катенах 2 (и в том числе у блаж. Феодорита 3 ). Другая группа памятников – это соборные акты (III и IV Вселенских Соборов), а также позднейшая полемическая письменность, которая в нашем докладе будет представлена одним из посланий к армянам свт. Фотия Великого. Надо отметить, что Ин. 1:30 толковался, как правило, профессиональными экзегетами Писания; у известнейших греческих отцов, писавших в разных богословских жанрах (таких как прпп. Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , свт. Григорий Палама ), толкование данного стиха не встречается или встречается крайне редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ин.1:6 .  Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. До сих пор Иоанн говорил о Логосе в Его состоянии до воплощения. Теперь ему нужно приступить к изображению Его деятельности во плоти человеческой или, что то же, приступить к своему евангельскому повествованию. Он и делает это, начиная с того же, с чего начал свое Евангелие Марк, именно, со свидетельства о Христе пророка и предтечи Иоанна. «Был», точнее: «выступил» или «появился» ( γνετο – ср. Мк.1:4 ), «человек, посланный от Бога». Евангелист имеет здесь, конечно, в виду, что о пришествии Иоанна Предтечи решение Божие было высказано еще в книге пророка Малахии ( Мал.3:1 по еврейской Библии ). Евангелист называет и имя этого посланника Божия, как бы желая показать, что и в имени Иоанна (с еврейского – «благодать Божия») предуказана его великая миссия. Ин.1:7 .  Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Цель выступления Иоанна состояла в том, чтобы быть свидетелем и именно «свидетельствовать о Свете», т.е. о Логосе или Христе (ср. стих 5), убеждать всех пойти к этому Свету, как к действительному свету жизни. Через его свидетельство все – и иудеи, и язычники – должны были уверовать во Христа как в Спасителя мира (ср. Ин.20:31 ). Ин.1:8 .  Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Так как многие смотрели на Иоанна как на Христа (ср. стих 20), то евангелист с особенным ударением говорит еще раз, что Иоанн не был «светом», т.е. Христом, или Мессией, а пришел только свидетельствовать о Свете, или Мессии. Ин.1:9 .  Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. «Был Свет истинный». Большинство древних толкователей видели указание на состояние Логоса до воплощения и переводят это выражение так: «существовал от века ( ν) Свет истинный». Таким образом, здесь находят противоположение вечного бытия Логоса временному и преходящему существованию Предтечи. Многие новые толкователи, наоборот, видят в рассматриваемом выражении указание на то, что Логос, истинный Свет, уже пришел на землю, когда о Нем начал свидетельствовать Предтеча. Перевод нашему месту они дают такой: «Свет истинный уже пришел» или, по другому переводу, «уже выступал из состояния сокрытости» (в котором прошла Его жизнь до 30-летнего возраста). При таком переводе греческому глаголу ν придается значение не самостоятельного сказуемого, а простой связки, относящейся к последнему выражению стиха ρχμενον ες τν κσμον.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Может быть, по человеческой слабости временно заколебался дух его в этом мучительном заключении в подземной темнице далекой пустыни; может быть, хотел он кротко и смиренно напомнить о себе пред Чудотворцем Иисусом, в тайной надежде, не изведет ли Он и его чудодейственной силой из уз и заточения. И вот посылает он к Иисусу двух учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? ( Мф.11:3 ). Непостижима, братие, тайна судеб Божиих, неведомы нам тайны Божественного мироправления, непостижима уму и тайна страдания праведных. И Спаситель Сам не сошел со Креста, не свел со креста страданий и раскаявшегося разбойника, не вывел из темницы и Иоанна. Но пред учениками Иоанна Он засвидетельствовал о Своем небесном посланничестве, поддержал веру Своего Предтечи, укрепил его дух, предостерег от колебания: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне ( Мф.11:4–6 ). А затем Господь восхвалил Иоанна самой высокой похвалой, какая есть и может быть в мире: Истинно говорю вам, – сказал Господь, – из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф.11:11 ). И остался Иоанн свидетелем верным и в страдании своем. Скоро и кровью своей засвидетельствовал он верность Истине, приняв смерть от руки палача, по требованию развратной блудницы Иродиады, незаконной жены царя, и ее бессердечной и такой же развратной дочери 75 . Святая Церковь отметила особо этот день воспоминания смерти праведного и верного свидетеля Господня установлением поста в знак того, что мы далеки должны быть от того нечестивого образа жизни, от блуда, пьянства и безумия пиршеств и всякого непотребства, в которых пребывали убийцы святого пророка – Ирод, Иродиада, ее дочь и все, окружающие царя. Вместе с тем невольно пред духовным взором нашим восстают все подражатели святого Иоанна, подобно ему смертью своею запечатлевшие верность истине, от кого бы они ни прияли гонения и кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Но не отрицает ли евангелие Иоанна рассказа синоптиков об искушении Христа в пустыне тем, что его хронология, по-видимому, не дает места для сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне 4 ? В то время, как по синоптикам ( Мф. 4:1 ; Мк. 1:12 ; Лк. 4:1 ) искушение следовало непосредственно за крещением, по евангелию Иоанна вслед за крещением по-видимому не могло быть сорокадневного пребывания Христа в пустыне. Дело в том, что евангелие Иоанна вслед за прологом, в котором излагается возвышенное учение о Логосе, начинается свидетельством Иоанна Крестителя о Христе и Его ответом послам Иерусалимского синедриона ( Ин. 1:15–28 ). На другой день после этого ответа видит Иоанн идущаго к нему Иисуса, и говорит: вот, Агнец Божий, о котором я сказал… Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (29–31) и т.д. Затем евангелист Иоанн по дням указывает хронологию почти целой седьмицы, последние дни которой Христос проводит уже в Галилее (стт. 35, 43; II, 1). О новом пребывании Христа в Иудее евангелист говорит в III, 22: после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую, и там жил с ними, и крестил. Если в I, 29: видит Иоанн идущаго к нему Иисуса дано указание, как думают некоторые экзегеты, на крещение Иисуса Христа, то вслед за ним Христос не мог удалиться в пустыню. Чтобы примирить евангелистов в вопросе о сорокадневном посте Христа, можно, правда, отнести этот пост ко времени позднейшего пребывания Христа в Иудее ( Ин. 3:22 ); но в таком случае придется стать в противоречие с прямыми указаниями синоптиков, что искушение следовало непосредственно за крещением. – Однако все эти кажущиеся затруднения возникают только в том случае, если у Ин. 1:29 видеть указание на крещение Христа. Но к этому ничто не обязывает. Напротив того, на другой день этого стиха Иоанн Креститель уже говорил: я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Я видел Духа, сходящаго с неба как голубя и пребывающаго на Нем ( Ин. 1:31–32 ) и д. Следовательно, другой день ст. 29 предполагает крещение уже совершившимся. Мало того: Иоанн Креститель послам Иерусалимского синедриона сказал: стоит среди вас Некто, Котораго вы не знаете (ст. 26) и Которого сам он, очевидно, знал. Но узнать Иисуса Христа он мог при крещении (ср. ст. 33–34). Следовательно, и эти слова Иоанна Крестителя предполагают крещение уже совершившимся. Таким образом, крещение Иисуса Христа нужно поместить в евангелии Иоанна до I, 19, причем, может быть, последнее время пребывания Иисуса Христа в пустыне совпадало с тем днем, когда пред Иоанном явились посланные из Иерусалима: на другой день (ст. 29) Иоанн и видит идущего к нему Господа Иисуса, уже окончившего Свой подвиг в пустыне 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

опечалился (λυπ) стал печален (περλυπος γενμενος) царь; по причине (δια) клятвы и для гостей своих (=пировавших с ним, τος νακειμνους), не захотел отказать ей, – велел дать ей (чего просила). 3. Мученическая кончина св. Иоанна Крестителя. а. Отсечение головы. тотчас послав (πμψας), усекнул (πεκεφλισε) Иоанна (=отсек Иоанну голову) в темнице, – царь, послав стража (ποστελας σπεκουλτορα), велел принести голову его. Он же (страж) пошел, и усекнул его в темнице, и принес голову его. [И принесена голова его] на блюде, [и подана] и подал ее девице; и девица отнесла (и) отдала ее матери своей. б. Погребение мощей Иоанна Крестителя. И услышав ученики его, пришли, приступив, взяли тело его, и положили и погребли оное (ατ) во гроб. в. Уведомление Спасителя о кончине Иоанна. И пришедши, возвестили Иисусу. 1. Второе прохождение Галилеи. а. Иисус Христос, проходя города и селения, благовествует и исцеляет. После сего, (ближайшим образом по удалении из Назарета и после усекновения главы Иоанна Крестителя), Он (Господь) проходил по городам и селениям (διδευεν κατα­ πλιν κα κμην), – обходил (περιγεν) Иисус все города (τς πλεις) и селения окрестные (κκλψ) в синагогах их, и проповедуя Евангелие царствия, – и благовествуя царствие Божие, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. б. Кто постоянно следовал за Иисусом Христом. И с Ним (проходили) двенадцать (Апостолов), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и другие многие (в последствии названные Мироносицами), которые служили Ему имением своим. 2. Послание двенадцати Апостолов на проповедь. а. Изъявление сожаления о народе. Видя же людей, (Иисус Христос) жалел о них, что они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. б. Возбуждение учеников к молитве о явлении делателей сей духовной жатвы. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а жнецов (ργτας) мало. И так молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

По окончании проповеди Иисус Христос велел Своим ученикам переправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера. Во время плавания Он заснул. Внезапно поднялась сильная буря, волны стали заливать лодку. Ученики в страхе будят Иисуса Христа и говорят: «Господи, спаси нас, мы погибаем». Иисус Христос встал, запретил ветрам и морю, сказавши: умолкни, перестань. Ветер утих и сделалась великая тишина. Ученики в страхе и удивлении говорили: «кто это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему». § 20. Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:18–26; Мк. 5:21–24, 35–43; Лк. 8:41–42, 49–56) У одного начальника синагоги, по имени Иаира, была смертельно больна единственная дочь, которой было двенадцать лет от роду. Иаир пошел к Иисусу Христу, пал к Его ногам и просил придти и исцелить больную дочь. Иисус Христос с учениками отправился в дом Иаира. Когда они шли, приходит посланный из дома и говорит ему: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Это известие поразило несчастного отца. Иисус Христос утешил его, сказавши: «Не бойся, только веруй, и дочь твоя будет спасена». Когда они вошли в горницу, где лежала умершая, Иисус Христос взял ее на руки и сказал: «Девица, встань». По всемогущему слову Господа умершая тотчас встала. Видевшие чудо изумились, и слух о чудесном воскрешении дочери Иаира распространился по всей стране. § 21. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (Мф.14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) Ирод, царь Галилейский, женился на Иродиаде, жене Филиппа, брата своего. Иоанн Креститель обличал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада ненавидела Иоанна Крестителя и старалась погубить его. Удобный случай скоро представился. Однажды Ирод праздновал день своего рождения. Собралось много гостей. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и пляской так угодила Ироду, что он с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит, даже до половины царства. Соломия пошла к матери посоветоваться чего просить. Иродиада сказала ей: «Проси голову Иоанна Крестителя». Соломия возвратилась и сказала Ироду: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но ему было стыдно не исполнить обещания, данного перед гостями. Он приказал воину отсечь и принести голову Иоанна Крестителя. Воин принес на блюде голову и отдал ее девице, а девица отдала ее матери. Ученики Иоанна, узнав о его мученической смерти, пришли и взяли тело и погребли его; потом известили об этом Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Держась этого, вы избежите вожделения к миру, а не имея вожделения к миру, вы не покоритесь ни похоти плоти, ни похоти очей, ни гордости житейской, и приготовите место грядущей любви, чтобы любить Бога. Потому что если в сердце вашем будет любовь к миру, не будет там любви к Богу. Держитесь лучше любви к Богу, чтобы, как Бог вечен, так и вы пребывали вовеки, потому что всякий человек таков, какова его любовь. Любишь землю – будешь землей. Любишь Бога – что мне сказать? Что будешь богом? Не смею сказать это от себя, послушаем Писания: Я сказал: вы боги и сыновья Вышнего все ( Пс 81:6 ) 112 . Итак, если вы хотите быть богами и сынами Вышнего, не любите мира и того что в мире, ибо все, что в мире – похоть плоти, и похоть очей, и гордость житейская, которые не от Отца, но от мира, то есть от людей, возлюбивших мир. И мир прейдет, и похоти его, но кто творит волю Божию, пребывает вовеки, как и Бог пребывает вовеки. Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. На 1 ин 3:9–17 От переводчика. Накануне Августин произносил четвертое “Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам”, в конце которого определил тему следующего рассмотрения – противоречие между 1Ин. 1 и 1Ин. 3:9 : «Есть вопрос, над разрешением которого нам предстоит потрудиться, так как мы называем себя грешниками, ведь если кто скажет, что он без греха, он лжец. Но в послании того же Иоанна мы находим слова: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем. Вы ведь должны помнить из ранее читанного: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет ( 1Ин 1:8 ) 113 . А дальше, напротив, слышишь: Кто рожден от Бога, не грешит; согрешающий не видел Его и не познал Его; всякий, кто творит грех , от диавола ( 1Ин 3:9, 3:6, 3:8 ) 114 . Не бывает греха от Бога. Снова нам страшно от слов Иоанна. Как это мы рождены от Бога – и при этом признаем себя грешниками? Сказать ли нам, что мы не рождены от Бога? Но тогда каково действие этих таинств во “младенцах” (то есть крещения в новокрещенных – С. С.)? Что сказал Иоанн? Кто рожден от Бога, тот не грешит. И сам же Иоанн сказал: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет. Вопрос большой и трудный, и я призываю ваши силы, возлюбленные, к его решению» (Ep. Io. tr. 4, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, С.445. Там же, с.446. То же у св. Иоанна Златоуста: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 4//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.194. «Но я не хочу, говорит апостол, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор.10, 20): не может быть одной и той же и спасаемых пища, и гибнущих. Должно, следовательно, от участия в этих похоронных бражничаньях устраняться – не из страха, потому что нет в них никакой тайной силы; но для охранения чистоты нашей совести, которая свята; из-за отвращения к демонам, которым те бражничанья посвящены, мы должны их гнушаться. И, кроме того, не должны мы принимать в них участия ради тех людей, которые по своему легкомыслию многое в дурную сторону перетолковывают, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор.8, 7). Пища не приближает нас к Богу (1 Кор.8, 8). Не то, что входит в уста, говорит Спаситель, оскверняет человека, но то, что выходит их уст, оскверняет человека (Мф.15, 11). Таким образом, употребление в пищу разного рода кушаний безразлично. Едим ли мы, говорит апостол, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем (1 Кор, 8, 8). Но непристойно в трапезе, демонам посвященной, принимать участие тем, которые удостаиваются питания Божественного» (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с.119). Там же, с.450. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, сс.190-191. Там же. С.129. Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, с.460. свт. Феофан Затворник. Творения. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998, с.307. Преп. Ефрем Сирин. Толкование на 1 Послание к Коринфянам//Творения. Ч.7. Сергиев Посад, 1900, сс.77-79 и 84-86. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 1//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.187. «Апостол повелевает покупать и вкушать все, что продается на рынке (1 Кор.10)… Если он говорит римлянам „ядущий да не осуждает не ядущаго и неядущий да не осуждает ядущего“ (Рим.14, 3), то не утверждает равного значения поста и пресыщения, но говорит против тех, кои уверовав во Христа, еще иудействовали, и уверовавших из язычников увещевает, чтобы своей пищей они не соблазнили их, бывших еще слишком слабыми в вере… Ибо бывшим еще нетвердыми в вере и считавшим одни мяса чистыми, а другие нечистыми повелевается есть овощи; более же твердые в вере признавали все мяса одинаковыми» (блаж. Иероним Стридонский. Две книги против Иовиана//Творения. ч.4. Киев, 1880, сс.255-256).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

– Пророк? Иудеи воображали также, что Илия не один явится пред пришествием Мессии, а с Иеремиею или с кем-нибудь ещё из древних пророков ( Мф. 16 и прим.). Иоанн говорит: нет в том же смысле, в каком сказал, что он не Илия, т. е. что он не воскресший древний Иеремия или какой-либо другой пророк лично, хотя опять сим не отрицается, что он есть предтеча Мессии и вместе с тем пророк, и – ещё величайший из пророков, как назвал его Христос ( Мф. 11:11 ). 22. Ин. 1:22 . Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Кто же ты и пр.: посланные должны были прийти в недоумение от ответов Иоанновых; он не Мессия, не Илия, не пророк, а между тем явление его свидетельствует, что он необыкновенный человек, – кто же он? На народное мнение они не могли положиться, и притом мнение это не могло быть определённо и точно, – ещё неоткуда и не от кого было узнать, и посланные спрашивают решительного ответа от самого Иоанна – кто же он, что он сам о себе скажет, мотивируя этот настойчивый вопрос тем, что они должны принести определительный ответ Синедриону. 23. Ин. 1:23 . Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 ; Мк. 1:3 ; Лк. 3:4 Я глас вопиющего и пр.: см. прим. к Мф. 3 и парал. 24. Ин. 1:24 . А посланные были из фарисеев; 25. Ин. 1:25 . И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Посланные были из фарисеев: следовательно, особенные ревнители старческих преданий и блюстители (мнимые) чистоты еврейского правоверия (см. о них в прим. к Мф. 3:7 ). – Что же ты крестишь и пр.: вот причина, почему они посланы были спросить у Иоанна, кто он. Крещение было в то время в употреблении, но совершалось оно только над прозелитами язычниками, принимавшими веру иудейскую, – а не над природными иудеями. Иоанн изменил этот обычай и крестил всех приходивших к нему иудеев. Они полагали, на основании пророчеств ( Иез. 36:25, 37:23 ; Зах. 13:1 ), что крещение имеет право совершать только имеющий прийти Мессия или Его предтеча, а между тем его совершает Иоанн, прямо объявивший им, что он не Мессия, даже не Илия, не пророк (в указанном смысле). Что же это значит? Какое же он имеет право совершать это действие, если он не только не Мессия, но даже не Илия и не пророк, т. е. не предтеча Мессии в их смысле? А между тем ещё действие, совершаемое им так публично, торжественно, всенародно, было прямым указанием, что всё общество, весь народ Божий не чист и требует очищения ( Агг. 2:13 ) чрез омовение и покаяние. Что особенно не согласовалось с фарисейским самомнением и гордостью, и чем они – мелочные поборники всевозможных мелочных омовений и очищений внешних ( Мк. 7:3–4 ), могли ещё оскорбляться и огорчаться. Не в этом ли может быть причина нарочитой заметки евангелиста, что посланные были из фарисеев, следовательно, так сказать, ещё лично, более других заинтересованные разъяснением для себя действий и лица Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин. 5:19–20 ). В первом послании Иоанна термин «свет» либо применяется по отношению к Богу ( 1Ин. 1:5 ), либо используется как обобщенное понятие, противопоставляемое тьме и греху. Что же касается Евангелия от Иоанна, то в нем термин «свет», начиная с пролога, последовательно применяется к Слову Божию, Которое изначально было у Бога. При этом, как и в послании, свет противопоставляется тьме: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:4–5, 9 ). Учение Иисуса о свете, как оно зафиксировано в писаниях Иоанна, может быть выражено в следующих тезисах: 1) Бог есть свет; 2) Иисус есть свет миру; 3) кто последует за Ним, будет иметь свет жизни; 4) неверие в Него означает духовную слепоту; 5) те, кто не уверовали в Него, возлюбили тьму по причине своих злых дел. В научной литературе по Иоанновскому корпусу это учение приписывается Иоанну, и все богословие света в корпусе его творений воспринимается как его изобретение. Ч. Додд, в частности, относит терминологию света в четвертом Евангелии к числу «ведущих концепций Иоанновской мысли». Широкое употребление термина «свет» в качестве «символического выражения абсолютно и вечно реального» и противопоставление света тьме ученый приписывает возможному влиянию зороастризма; среди других источников влияния он указывает на поклонение солнцу в Римской империи и философию Платона. Параллели к Иоанновской концепции света находят также в Ветхом Завете, у Филона, в гностицизме (мандеизме), в «эллинистическом мистицизме», в Кумранских рукописях. Между тем, сам корпус Иоанновых писаний вполне однозначно представляет Иисуса, а не Иоанна, в качестве автора «богословия света». Иоанн выступает лишь продолжателем и толкователем тех идей, которые прозвучали из уст Иисуса. Именно Иисусу, согласно Иоанну, принадлежит утверждение о том, что Бог есть свет ( 1Ин. 1:5 ). Именно Иисус последовательно применял термин «свет» к Самому Себе ( Ин. 3:19; 8:12; 9:5, 39–41; 12:35–36, 46 ). Именно в Его прямой речи мы встречаем постоянное противопоставление света тьме и зрения слепоте, что подтверждается и многочисленными параллелями из синоптических Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010