– «И не пошел в Иерусалим..». Где же, как не в Иерусалиме, этом старейшем городе христианства, Павел мог бы искать себе указаний, если бы в них нуждался? Однако он не пошел туда ( απλθον – по лучшему чтению, т. е. не оставил Дамаска, чтобы идти в Иерусалим). – «К предшествовавшим» ( Τ. πρ εμο), т. е. ранее меня призванным. – «А пошел в Аравию», т. е. если куда и ходил, может быть даже неоднократно, – из Дамаска, который служил три года после обращения постоянным местом его пребывания, – то только в Аравию – в область лежавшего к юго-востоку от Дамаска царства Наватеев, в котором правителем был царь Арета ( 2Кор.11:32 ). Относительно своего пребывания в Аравии Апостол более ничего здесь не говорит – это ему было не нужно (об этом см. Толк. Библию т. X). Ему хочется показать только свою независимость от влияния человеческих авторитетов, и это он делает упоминая о том, что выходил из Дамаска только в Аравию, где, конечно, не мог встретиться с Апостолами из 12-ти... Гал.1:18 .  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и про­был у него дней пятнадцать. Гал.1:19 .  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Го­с­по­дня. Только три года спустя после своего обращения, когда, следовательно, воззрения Апостола Павла должны были принять совершенно законченный вид, он ходил в Иерусалим для того, чтобы увидеться или познакомиться ( ιστορσαι) как следует (некоторое, поверхностное знание о Петре Павел уже имел и раньше) с Апостолом Петром. Иудаисты, по-видимому, и это посещение Павлом Иерусалима перетолковывали по своему... Имея это в виду, Павел говорит об этом посещении им Иерусалима в совершенно холодном тоне. Как любознательный путешественник отыскивает наиболее славные города и хочет посмотреть на все их достопримечательности, так и Павел путешествовал в Иерусалим, чтобы познакомиться, на свободе, с главою тесного круга учеников Христовых – Апостолом Петром. Но Павел пробыл в Иерусалиме только пятнадцать дней – время очень незначительное для того, чтобы научиться всему, так сказать, сначала и чтобы забыть все то, что в течении трех лет нажито было Апостолом вдали от Иерусалима... С другими же Апостолами из числа 12-ти Павлу в тот раз и познакомиться не пришлось – вероятно, их не было в Иерусалиме. Чтобы быть точным в своем сообщении о пребывании в Иерусалиме – ведь Апостол имел в виду, что его послание будут читать и враги его, иудействующие, которые, конечно, постараются указать все недоговоренное Апостолом, он прибавляет, что видел в тот раз и брата Господня Иакова, предстоятеля Иерусалимской церкви (см. Тол. Библию т. Х-й). При этом Ап., вероятно, не без намерения употребляет слово «видел»: он хочет этим дать понять, что он именно только видел, но не учился у Апостола Иакова, не старался у него узнать чего-либо в области христианского вероучения, что было бы ему, Павлу, неизвестно. Гал.1:20 .  А в том, чтó пишу вам, пред Богом, не лгу. Гал.1:21 .  После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И ответил он громким голосом: «Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных». Многие вполне убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: «Осанна Сыну Давидову». Тогда книжники и фарисеи стали говорить друг другу: «Худо мы сделали, позволив дать такое свидетельство об Иисусе. Поднимемся и сбросим его, чтобы устрашились и не поверили ему». И они закричали: «Оо! И праведный в заблуждении!» Они исполнили написанное у Исаии: «Уберем праведного, он для нас вреден; они вкусят плоды дел своих». Они поднялись и сбросили праведника. И говорили друг другу: «Побьем камнями Иакова Праведного», и стали бросать в него камни, так как, сброшенный вниз, он не умер, но, повернувшись, стал на колени, говоря: «Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают». Когда в него так бросали камнями, один из священников и сыновей Рехава, сына Рехавима, о ком свидетельствовал пророк Иеремия, закричал: «Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!» Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Иаков мученически скончался. Его похоронили на том же месте возле храма; стела эта и доныне возле храма. Он правдиво засвидетельствовал и иудеям, и грекам, что Иисус есть Христос. (Кн. 2. 23:10–18). Исследователи относят смерть ап. Иакова Праведного к 62 году. Св. ап. Иаков – автор Соборного послания. С его именем связано начало таинства святого елея (соборование). Был ли суд кесарев над апостолом Павлом? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел вместе с сопровождавшей стражей прибыл в Рим в марте 61-го года в 7-й год царствования императора Нерона. В Риме он провел в узах два года. Обвинители, по-видимому, на суд не явились. Этим можно объяснить столь продолжительный срок ожидания суда. О том, что суд состоялся, можно заключить из 2-го Послания к Тимофею, которое по мнению исследователей написано апостолом в самый последний период жизни: При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. Потом Господь явился Иакову, также всем Апостолам. Назначение послания, время и место написания его Как видно из слов первого стиха, послание святого Апостола Иакова было назначено и послано " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " , то есть евреям. По-видимому, речь автора обращена не только к евреям, принявшим христианство, но и к евреям еще неуверовавшим, тем более, что те и другие долгое время не очень отделялись друг от друга и, как видно из книги Деяний, имели даже общие собрания. Апостол Иаков пользовался величайшим авторитетом и среди неуверовавших во Христа евреев, а потому мог обращаться и к ним с властным словом поучения. Выражение " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " не исключает и евреев, живших в Палестине.Время и место написания послания не указаны. Святой Апостол Иаков скончался около 64 года по Рождестве Христовом. По-видимому послание написано им незадолго до кончины, ибо состояние сообщества христиан-евреев описывается в нем весьма сходно с изображением его в послании святого Апостола Павла к Евреям. Большинство толкователей склоняются к мысли, что оно написано в 55-60 годах.Местом написания был, вероятно, Иерусалим или вообще Палестина, так как нет никаких данных о том, чтобы святой Иаков когда-либо оставлял Палестину. Повод к написанию послания Поводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те скорби, которые переносили христиане-евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Испытания эти были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их соотнести с ожидавшимися от Мессии благами для еврейского народа, стали падать духом и колебаться в вере в Христа-Спасителя.Среди внешних бедствий некоторые неправильно смотрели на источник этих бедствий, позволяя себе ропот на Самого Бога. Но, вместе с тем думая по прежнему видеть свое спасение в происхождении от Авраама, они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, из самомнения охотно становились учителями других. При этом богатые христиане-евреи превозносились над бедными, вследствие чего велико было пристрастие к мирским благам, а братская любовь среди христиан охладевала.Все это и побудило святого Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания. Подлинность послания Иаковлева

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

21 . Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Царь Иакова (или Израиля) говорит язычникам, чтобы они представили свои доказательства или оправдания культа идолов тому избранному народу, от Иакова происходящему, который был в ветхозаветном периоде, как бы посредником между язычниками и Господом. Не Господу должны предъявлять свои доказательства язычники, а тому народу, которому поручено было хранение святыни догмата о Едином Боге. 22 . Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. 23 . Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. 24 . Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас. С 22-го стиха говорит пророк; он говорит от имени верного Израиля: он ставит язычникам условия, которым конечно не могут удовлетворить их ложные божества, которые суть ничто. Мы очень хорошо знаем, что никогда в истории всего человечества не было ничего подобного пророчествам, произносимым среди Израиля. Мы знаем из Геродота, как двусмысленны и туманны были предсказания, произносимые оракулами; в немногих случаях они были только советами, а в некоторых случаях оракулы были подкуплены 1378 . Таков характер и всех других языческих оракулов в других частях света. Мы повторяем, пророки и пророчества среди Израиля были явлением единственным в истории человечества; явление это стоит вне естественного развития ума человеческого и не может быть объяснено никакими законами; это – проявление милосердия Божия и приуготовление человечества к восприятию грядущего Искупителя, к восприятию сердцем священнейшей тайны о любви Божией, о воплощении Бога, о страдании Его и смерти за человека, дабы воскресением даровать ему радостную жизнь вечную. Об этом именно грядущем Благовестнике правды и Искупителе и посланы были глаголать пророки, из которых яснее всех глаголал великий Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

4. И преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 5. Егда же благоволи Бог избравый мя от чрева матере моея, и призвавый благодатию своею, 6. Явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех, абие не приложихся плоти и крови: 6. Открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам; я не стал тогда же советоваться с плотию и кровию, 7. Ни взыдох во Иерусалим к первейшшм мене апостолом: но идох во Аравию и паки возвратихся в Дамаск. 7. И не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск. 8. Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятьнадесят. 8. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 9. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. 9. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. 10. А еже пишу вам, се пред Богом, яко не лгу. 10. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. 11. Потом же приидох в страны Сирския и Киликийския. 11. После сего отшел я в страны Сирии и Киликии. 12. Бех же не знаем лицем церквам иудейским, яже о Христе. 12. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен. 13. Точию же слышаще бяху, яко гоняй нас иногда, ныне благовеству ет веру, юже иногда разрушаете. 13. А только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял; 14. И славляху о мне Бога. 14. И прославляли за меня Бога. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. 1:19–20. Взрыв справедливого негодования, по поводу столь быстрого отпадения галатийских христиан от истинного Евангелия, прекратился, когда апостол приступил к изложению доказательств, что его Евангелие не есть человеческое. Обычное приветствие «братие» не забыто. Начинается спокойная, хладнокровная речь человека, чувствующего всю справедливость того, что он имеет сообщить читателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

XV. Переселение и кончина Иакова Поднялся Израиль и все бывшие с ним, к колодезю клятвенному, принести жертву Богу; там, в видении ночном, явился ему Господь и сказал: «Иаков, Иаков, Я Бог отцов твоих; не бойся идти в Египет, ибо там Я возращу тебя в народ великий, с тобой пойду в Египет и выведу тебя обратно; рука же Иосифа закроет очи твои.» От кладезя клятвенного повели сыны Израилевы отца своего, жен и детей на колесницах, посланных Фараоном, и взяли с собой имущество, приобретенное ими в земле Ханаанской. Все потомство Иакова переселилось в ним в Египет, в семидесяти пяти душах, считая и детей Иосифа. Старец послал пред собой Иуду возвестить о своем пришествии, чтобы Иосиф вышел к нему навстречу в пустыню, и царственный сын, встретив на колеснице родителя, пал на выю старческую и долго плакал над ним. «Ныне пусть умру, говорил Израиль обретенному по долгой разлуке, ибо ты еще жив и я видел лицо твое.» Иосиф советовал братьям просить себе пажитей, чтобы получить в достояние тучную землю Гессемскую, и поспешил предупредить Фараона о их пришествии. Он представил ему пятерых братьев своих, которые на вопрос Царя о их промысле, назвались пастырями, по обычаю отцов их, и просили пристанища себе и стадам на пажитях Гессемских. – «Земля Египетская пред тобой, милостиво сказал Фараон своему вельможе, посели на лучшем месте братьев своих, и выбери меж ними приставов над моими стадами.» Иосиф представил также Царю отца своего, и благословил Иаков Фараона. «Сколько лет жизни твоей?» спросил дряхлого Фараон, и старец отвечал: «дней странствования моего уже сто тридцать лет, но кратки и несчастны дни жизни моей и не достигли они до числа лет, до коих доживали отцы мои, во дни их странствия.» – Тогда поселил Иосиф отца и братьев в лучшем месте земли Египетской, по воле Фараоновой, и отпускал пшеницу всему их дому, по числу лиц. Между тем, от продолжительного голода, не стало хлеба по всей земле; истощились Ханаань и Египет; Иосиф собрал все их серебро и скот в казну царскую, и когда не стало никаких средств к пропитанию, купил всю землю Египетскую, кроме принадлежащей жрецам; все жители продали себя Фараону, с тем, чтобы пятая часть их жатвы принадлежала Царю, в возмездие за семена и ради спасения их жизни, во дни голода, а дети Израиля приобрели себе землю Гессемскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна (Ин.5:1-16). Исцеление сухорукого    Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.    Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: «встань и выйди на середину».    Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: «спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить», то есть оставить на погибель.    Они молчали.    Иисус посмотрев на всех их, сказал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».    После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: «протяни руку твою».    Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.    Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.    Иисус же с учениками пошел оттуда дальше. За Ним следовало великое множество народа, и Он, проповедуя, исцелял всех больных.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея (Мф.12:9-14); от Марка (Мк.3:1-6); от Луки (Лк.6:6-11). Избрание апостолов    Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.    Имена двенадцати апостолов следующие: 1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.3. Иаков Зеведеев.4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.5. Филипп.6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.   Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Ближе всех к художнику пророк. Конечно, художник не связан подобно пророку напрямик с Божественным Откровением, он не получает слова по велению Божию. Но пророк, как понимали его евреи, — а они классики в том, что касается пророчества, — есть человек писанного послания и должен его огласить. Бог сказал ему: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе» (Иер. 36, 2). Или «Слово, которое было к Иеремии от Господа». Мы видим, что у древних пророков были свои способы, которые помогали им достигать вершин литературной выразительности. Здесь не место оспаривать традиционное для ислама воззрение, которое отрицает участие Мухаммеда в создании Корана. Но мы знаем, чем наделяет Бог пророка, когда говорит: «Кто уверует в него, кто поддержит его, кто поможет ему, кто последует свету, сошедшему свыше с ним, те блаженны». Заметим, что не сказано: «сошедшему свыше на него», но «сошедшему свыше с ним». Мы задались вопросом о применении к человеку слова «творец». Что это — аналогия или реальность, имеющая более глубокие корни? Должен ли человек еще что–то совершить на уровне своего отношения к Богу? Есть ли свобода там, где есть человек? Действительно, либо наша свобода относится как–то к Богу, либо ее нет. Библия мистически говорит нам о свободе, когда повествует о борьбе Иакова с Ангелом (Быт. 32, 23–33). Вернувшись на родину, чтобы встретиться с братом Исавом, преследовавшим Иакова за то, что тот отнял у него право первородства, Иаков перешел через поток вместе с семьей и всем, что имел, а потом остался один. Тогда Ангел, — который обозначает здесь Самого Бога, — боролся с ним до рассвета. Видя, что не одолевает, Он коснулся сустава бедра Иакова и повредил его. Затем Он сказал Иакову: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». Но тот ответил: «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня». — «Как твое имя?» — спрашивает Ангел и, получив ответ, говорит: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». — «Скажи мне имя Твое», — просит, в свою очередь, Иаков. Но слышит ответ: «На что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно». Иаков получает благословение и называет это место Пенуэл, ибо, говорит он, «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Быт. 49:1 И призвал Иаков сыновей своих По всему вероятию, немедленно после разговора и благословения Иосифа, потому что из главы L мы видим, что Иосиф присутствовал при его кончине, стало быть, не возвращался в дом фараона до смерти отца своего. и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, чтó будет с вами в грядущие дни; Остервальд переводит «les derniers jours», Английская Библия – «the last days», последние дни. Англ. Библия говорит, что это выражение, по указанию раввина Нахманида, всегда означает мессианское пророчество ( Чис. 24:14 – пророчество Валаама; Ис. 2:2 ; Иер. 30:24 ; Иез. 38:16 ; Дан. 10:14 ; Ос. 3:5 ; Мих. 4:1 ; наконец в послании к евреям ( Евр. 1:2 ) слова «в последние дни» относятся к пришествию Мессии). Всё пророчество Иакова относится к будущему его потомства после переселения его в Ханаан, которое он считает как бы уже совершённым, но высший пункт его пророчества – пророчество о Мессии. Быт. 49:2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Быт. 49:3 Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; Быт. 49:4 но ты бушевал, как вода, «Но ты непостоянен как вода», переводит Англ. Библия; таков смысл перевода и О. Герлаха. Но Английская Библия в примечании говорит, что новейшие лексикографы (Гезениус, Эли и др.) признают более правильным и передающим смысл подлинника выражение, принятое в перевода Симмаха, Вульгаты, LXX, Онкелоса и др. «ты вскипел» или «ты взбушевал», ибо употреблённое здесь еврейское слово может быть произведено от корня со значением гордость, кипучая самонадеянность. – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, М. Филарет передаёт последнюю фразу: «тогда осквернил постель мою»; О. Герлах указывает на особую конструкцию еврейской фразы, в которой таится смысл, что уже тогда (когда ты осквернил ложе моё) ты утратил первородство. О. Герлах обращает ещё внимание на глубокое чувство отвращения, с которым Иаков говорит здесь о грехе Рувима и в последующих стихах – о преступлениях Симона и Левия, между тем как в самом рассказе об огорчении Иакова едва упомянуто.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В подтверждение своей мысли, что много может сделать усердная молитва праведных за совершивших какие-либо проступки, апостол указывает на усердную молитву пророка Илии. 17. Илия был человек подобострастен нам (μοιοπαθς) имел подобную нашей немощную, ограниченную природу) и молитвой помолился, усердно помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шесть месяцев (ср. 2Цар. 17:7 и 18:1). 18. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( 2Цар. 17:18 ). 13. Наставление христианам заботиться об обращении на путь истины отступившего от истины брата В заключение послания апостол обращается к христианской любви своих читателей в отношении к впавшим в грех отступления от истины. Апостол не обращается прямо с увещанием к христианам, а скорее раскрывает, что кто из них обратит уклонившегося от истины, тот совершит нечто великое, исполнив истинную любовь христианскую к братьям своим во Христе. 19. Братия, если кто среди вас уклонится от пути истины, и если кто обратит его, 20. Пусть вы знаете, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу его от смерти (т. е. духовной смерти – в грехах) и покроет множество грехов его, которые привели его к отпадению, и которые он совершил в своём заблуждении 115 . 1  Литература предмета. 1) Бл. Феофилакт. Толкования на послания св. апостолов. Казань 1865 г. 2) Преосв. Алексий. Апостол Иаков, брат Божий и его послание. Чернигов. 1872 г. 3) Священник И. Кибальчич. Опыт обозрения послания ап. Иакова. Чернигов. 1873 г. 4)  Н. Розанов . Обозрение посланий св. апостолов. Москва 1886 г. 5) Фаррар. Первые дни христианства. Перевод А. Лопухина . СПб. 1888 г. 6)  А. Некрасов . Чтение греческого текста соборных посланий. Православный Собеседник 1888 г. Майская книга. 7) Преосв. Никанор. Общедоступные толкования соборных посланий ап. Иакова, 1 и 2 ап. Петра и ап. Иуды. Казань. 1889 г. 8) Еп. Михаил. Толковый Апостол, ч. II Киев. 1890 г. 9) Протоиерей М. Херасков . Послания апостольские и Апокалипсис. Владимир. 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010