Если прав блаженный Иероним, то у Иакова и трех его братьев было кровное родство с Господом Иисусом. В те годы, когда Христос ходил по земле Палестины и проповедовал, братья не веровали в Него , говорит апостол и евангелист Иоанн (Ин 7:5). Возможно, они были в числе тех самых ближних , о которых Евангелие сообщает, что во время проповеди Иисуса они порывались забрать Его домой, ибо говорили, что Он вышел из Себя (Мк 3:21). Но очевидно, Воскресение Христа убедило братьев, что Он не без оснований называл Себя Сыном Божиим. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15:7). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизни первых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, который возглавляет христианскую общину Иерусалима и является своего рода арбитром в спорах, нет-нет да и возникавших в первохристианской общине. Именно Иакову, например, принадлежит последнее, самое веское слово в дискуссии о том, на каких условиях крестить бывших язычников в малоазийских провинциях. Под влиянием его авторитета апостольский собор постановляет не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20). «Святои Иосиф с Младенцем Христом на руках». Гвидо Рени. Около 1635 Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имя Иаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона, никогда не пил вина и вообще был человеком очень воздержанным — и все это соединялось в нем с верой в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Апостол Павел, большую часть времени проводивший в миссионерских путешествиях по Средиземноморью, в коротких промежутках между ними возвращался в Иерусалим и виделся, как он сам говорит в Послании к Галатам, со столпами Церкви — апостолами Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:9). Можно было бы решить, что речь тут идет об Иакове, сыне Зеведееве, одном из 12 апостолов и родном брате Иоанна Богослова. Тем более что именно этих трех апостолов (то есть Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна) Христос особенно приблизил к Себе и брал туда, куда не звал остальных, — на Фавор, где они лицезрели Преображение; в горницу, где Господь воскресил умершую девочку; в Гефсиманский сад, где они видели Его молящимся до кровавого пота… Но в первой главе того же самого Послания ясно говорится: апостол Павел виделся в Иерусалиме с Иаковом, братом Господним (Гал 1:19). Тогда как Иаков, брат Иоанна, был убит еще в то время, когда Иудеей правил Ирод Агриппа (сам умерший в 44 году): именно он вынес апостолу смертный приговор, подстрекаемый иудейской верхушкой. Павел же совершал свои путешествия, как считают библеисты, в более поздние времена, начиная со второй половины 40-х годов.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

Жертвоприношение Авраама (Быт. 22: 1–24) Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Жертвоприношение Авраама Сегодня мы будем говорить, может быть, о самом драматическом событии, которое описано в Книге Бытия. Это событие связано с десятым испытанием, которое претерпел патриарх Авраам. Из них нам уже известны: Начинается 22я глава словами: И было, после сих происшествий … (Быт. 22, 1). Нечто подобное мы находим раньше, в самом начале 15й главы: После сих происшествий было … (Быт. 15, 1). Обычно такое выражение встречается, когда речь заходит о чем-то очень значимом. В первом случае, в 15й главе– это завет благословения Бога с Авраамом, а во втором – речь идет о самом тяжелом испытании, которое претерпел праотец Авраам. То есть не бывает благословения без испытания и испытания без благословения (1 Кор. 10, 13). И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я (Быт. 22, 1). Здесь немного непонятно: что значит «Бог искушал Авраама»? В Соборном послании апостола Иакова сказано: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1, 13). Мы должны придерживаться этой позиции, что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого . Цель «искушений», испытаний – усовершенствовать человека В действительности те испытания, которые Бог нам посылает, Он посылает не для того, чтобы нас испытать, проэкзаменовать, перепроверить: в глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Сказано: … Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! (Дан. 13, 42). Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание («искушение»). В этом же Соборном послании Иакова мы читаем: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Итак, цель вот этих «искушений», испытаний – усовершенствовать человека, именно усовершенствовать. Другой цели со стороны Бога быть не может, ибо Он всегда ищет для нас блага, потому что Сам Он благ.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Иак 1:1–18 Среда 31 седмицы. Послание Иакова, зачало 51Б Братья мои возлюбленные, да будет всякий человек скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией. Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насажденное в вас слово, могущее спасти души ваши. Будьте же исполнителями слова, а не только слушателями, обманывающими самих себя, потому что если кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Посмотрел он на себя и ушел, и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, тот блажен будет в выполнении дела. Если кто думает, что он благочестив, и не обуздывает языка своего, но обманывает сердце своё, – благочестие того бесполезно. Благочестие чистое и непорочное пред Богом и Отцом есть то, чтобы посещать сирот и вдов в скорби их, хранить себя не оскверненными от мира. Иак 1:19–27 Четверг 31 седмицы. Послание Иакова, зачало 52 Братья мои, не держитесь веры в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, – с лицеприятием. Ибо, если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде, вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: “Ты сядь здесь, пожалуйста”, а бедному скажете: “Ты стань там или сядь у подножья моего”, – то не впали ли вы в противоречие с самими собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными? Послушайте, братья мои возлюбленные: не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его? Вы же обесчестили бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли хулят доброе имя, нареченное над вами? Если, однако, вы исполняете закон царский по Писанию: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”, вы хорошо делаете. Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники. Ибо кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всем повинен.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Иак 4:7–5:9 Четверг 32 седмицы. Послание Иакова, зачало 57А Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас “да” – да и “нет” – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами – пусть молится. Бодр ли кто духом – пусть поёт. Болен ли кто между вами – пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам и молитвой помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И снова помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Братья мои, если кто между вами уклонится от истины, и обратит кто его, – пусть тот знает, что обративший грешника с ложного пути его спасет душу его из смерти и покроет множество грехов. Иак 5:10–20 20 июля, Пророку Илии. Во время засухи. Послание Иакова, зачало 57Б Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас “да” – да и “нет” – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами – пусть молится. Бодр ли кто духом – пусть поёт. Болен ли кто между вами – пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Ибо Сказавший: “Не прелюбодействуй”, сказал также: “Не убей”. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, – ты преступник Закона. Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость торжествует над судом. Иак 2:1–13 Пятница 31 седмицы. Послание Иакова, зачало 53 Братья мои, какая польза, если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет? Может ли такая вера спасти его? Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания, и скажет им кто из вас: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не дадите им необходимого для тела, – какая польза? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто: “Ты веру имеешь, а я дела имею”, – покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе веру из дел моих. Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли узнать, о пустой человек, что вера без дел не действительна? Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник? Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства, и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим. Видите, что делами оправдывается человек, а не верою только. Подобным же образом и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив их иным путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Иак 2:14–26 Понедельник 32 седмицы. Послание Иакова, зачало 54 Братья мои, не многие делайтесь учителями, зная, что мы примем большее осуждение. Ибо все мы во многом спотыкаемся. Если кто словом не спотыкается, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Если мы коням вдеваем узду в рот, чтобы они повиновались нам, то и всем телом их мы управляем. Вот и корабли, как бы велики они ни были, и хотя бы и носились сильными ветрами, направляются совсем маленьким рулем, куда решает воля кормчего. Так и язык – маленький член, а много хвастается.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Иуды.    Послание ап. Иакова. Ап. Иаков, брат Господа по плоти (или сын Иосифа от первой жены, или сын Марии, сестры Матери Божией), один из 12-ти апостолов. По воскресении Господь явился ему и поставил его предстоятелем иерусалимской Церкви. В этом звании ап. Иаков приобрел высокое уважение не только христиан, но и иудеев. На соборе иерусалимском он подал примирительное мнение, которому последовали все. За свое благочестие и строгое соблюдение закона он получил прозвание „Праведного». „Он был истинный Назорей; не пил вина и сикера, и не ел мяса; имел право входить в храм во всякое время, и молился за народ так часто и долго, что кожа на его коленах отвердела» (Егез.). Он умер мученическою смертию от иудеев.    Не задолго пред смертию ап. Иаков обнародовал послание к христианам из иудеев, направленное против современных нравственных беспорядков.    В то время между некоторыми христианами распространилось мнение, будто для спасения достаточно одной веры в Иисуса Христа без дел закона. Ап. Иаков называет такую веру мертвою и пустою. Истинная вера должна сопровождаться делами. Под делами апостол разумеет преимущественно дела нравственного закона, дела христианской любви и милосердия. Богатый должен делиться своим богатством с бедными, а не презирать их (II, 3). „Если кто скажет, пишет апостол, что он имеет веру, и, видя нагих и голодных братьев, скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, и не даст им потребного для тела, того суетна вера“ (II, 15, 16).    Другое важное условие истинной веры состоит в обуздании языка, которым мы наичаще согрешаем. „От языка происходят раздоры и вражда; кто не обуздывает языка, того суетна вера и благочестие; а кто не согрешает в слове, тот муж совершенный» (III, 2).    У ап. Иакова находится также учение о таинстве елеосвящения. „Болит ли кто из вас, говорит апостол, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего» (V, 14).    Послание ап. Петра. Первое послание его, главным образом, состоит из нравственных наставлений и увещаний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Крошится мрамор — к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово. Первое, что тут приходит в голову — что Ахматова плохо знала химию с физикой. Золото же не может ржаветь, а сталь не может истлевать, она же не органика. Такие упреки иногда высказывают школьники, если им задают читать и разбирать это стихотворение. Школьники не знают двух вещей. Во-первых, им незнакомо понятие оксюморон, то есть образное сочетание вроде бы несовместимых вещей. В поэзии это бывает сплошь и рядом, поэт рвет шаблоны. Во-вторых, школьники не догадываются, что здесь есть отсылка к Новому Завету, к Посланию апостола Иакова, где тот обличает бессердечных богачей: Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни (Иак 5:3). А у апостола Иакова тут, скорее всего, тоже отсылка — к ветхозаветному посланию пророка Иеремии: Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали (Посл Иер 1:23) (тут пророк имеет в виду языческих идолов — что они просто предметы и никакого божественного присутствия в них нет). О чем же здесь говорит Ахматова? Это развитие мысли предыдущей строфы: время разрушает всё. Вещи, кажущиеся нам прочными, долговечными, практически бессмертными, на самом деле смертны. Тут важны слова «к смерти все готово». Смысл их, конечно, понятен: всё материальное подвержено тлению, но, возможно, здесь Ахматовой вспомнились сказанные ей слова Осипа Мандельштама: «Мы шли по Пречистенке (февраль 1934 г.), о чем говорили — не помню. Свернули на Гоголев­ский бульвар, и Осип сказал: “Я к смерти готов”» (из «Листков из дневника»). Но далее звучит антитеза: «всего прочнее на земле печаль» (то есть хрупкости, конечности материального мира противопоставляется неизменность мира идеального, и печаль как состояние души относится именно к этому, нематериальному). Казалось бы, звучит пессимистично, прочнее всего именно печаль — но так было бы, не будь последней строки, которая расставляет, наконец, все точки над «i».

http://foma.ru/o-chem-stihotvorenie-ahma...

О месте написания послания нет никаких данных. Содержание соборного послания святого Апостола Иуды Соборное послание св. Ап. Иуды состоит всего из одной главы и представляет собой сплошь от начала до конца одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Экзегетический разбор соборного послания святого Апостола Иуды В начале послания святой Апостол Иуда называет свое имя и указывает, что он — " брат Иакова " , подобно Иакову не осмеливаясь называть себя братом Господним, а лишь — рабом Иисуса Христа. Своим указанием на то, что он брат Иакова, святой Иуда, быть может, хотел обратить особое внимание на свое послание, ибо святой Иаков Праведный пользовался чрезвычайно большим уважением и авторитетом. После обычного приветствия: " милость вам и мир, и любовь да умножатся " , святой Иуда обращается с увещанием " подвизаться за веру, однажды преданную святым " , то есть христианам, объясняя это появлением лжеучителей в их среде — людей, предназначенных Богом к осуждению. Они — " нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа " . Что это за лжеучители, святой Иуда точнее не объясняет, но судя по всему, это все те же родоначальники гностиков, с которыми боролись святые Апостолы Петр и Павел, а позже святой Иоанн (ст. 1-4). Апостол грозит им карой Божией, напоминая о трех поразительных примерах Божественного суда: наказание Израильтянам, выведенным из Египта, наказание падшим Ангелам, " соблюдаемым в вечных узах, под мраком, на суд великого дня " и кару Божью, постигшую города Содом и Гоморру (Быт. 19 гл.). Подобная участь постигнет и этих мечтателей, " которые оскверняют плоть " , подобно жителям Содома и Гоморры, то есть предаются разврату, " отвергают начальства и злословят высокие власти " , то есть не признают авторитета духовных властей — святых Апостолов и их ставленников Епископов и Пресвитеров (ст. 5-8). В то время, как святой Петр говорил об Ангелах вообще, не дерзающих произносить укоризненный суд, Апостол Иуда говорит лишь об одном Архангеле Михаиле. Он приводит древнее предание, согласно которому у диавола происходил спор с Архангелом Михаилом из-за тела Моисеева, причем Архангел Михаил даже по отношению к диаволу не смел произнести укоризненного суда, а запрещал диаволу лишь именем Божьим, говоря: " да запретит тебе Господь " , между тем как эти лжеучители " злословят то, чего не знают " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Послание Апостола Иуды Писано – неизвестно откуда и когда – Иудою, братом Иакова, брата Господня ( Ин.14:22 ). Послание могло быть писано в Палестине и обращено, по-видимому, к христианам из Евреев. По содержанию сходно со вторым посланием Апостола Петра и наполнено обличениями лживым христианам, прикрывающим верою нечестивую жизнь. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, – призванным, от Бога Отца освященным, соблюденным у Иисуса Христа. Милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем вашем спасении, вижу, что должно мне в писании своем увещать вас, чтоб вы подвизались за веру, единожды навсегда преданную святым. Вкрались между вами некоторые люди нечестивые, люди, коим издревле уготовано осуждение, те, что благодать Бога нашего извратили в повод к распутству и отверглись от единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Лжеучители и гибельная их участь Ныне хочу напомнить вам – хотя вы все то уже знаете – что Господь, освободив народ из земли Египетской, погубил потом не веровавших, и что ангелов, не соблюдших своего звания, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах мрака на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные грады, подобно им блудодейные и впадшие в неподобное естество, подверглись казни огня вечного и поставлены в пример всем, – так точно будет и с сими мечтателями за то, что они оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда в споре с диаволом препирался о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь. А эти злословят, чего не понимают; а если что по природе знают, как бессловесные животные, тем растлевают себя. Горе им: идут они путем Каиновым, обольщаются, как Валаам, мздоимством и, как Корей, погибают в упорстве. Они-то бывают соблазном на ваших вечерях любви: трапезуя с вами, без страха пресыщают себя. Это – облака безводные, носимые ветром, осенние деревья бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые волны морские, воспеняющие срамоту свою; звезды блуждающие, коим блюдется мрак вечной тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Притч.3:34 ). Слова μεζονα δ δδωσι находится, как показывает частица δ, в строгом соответствии со словами πρς φθνον πιποθε.образуя в отношении к ним некоторый антитез, и потому субъект при πιποθε непременно тот же, что и при δδωσι. Этим уже прямо исключаются, как недостаточные, все те толкования, которые субъектом при πιποθε считают τ πνεμα, разумея под ним дух человеческий (Беза, Греции, Геттингер и др.). Но, быть может, под τ πνεμα нужно разуметь Духа Божия. Который таким образом и πρς φθνον πιποθε и δδωσι χριν? Это понимание проводит известный глубокомысленный комментатор Гофман, который слова πιποθε... ν μν переводит так: «любит (т.е. нас) Дух. Которого Он (т.е. Бог) вселит в нас» 16 . Гофман, конечно, хорошо рассуждает, когда говорит, что любовь к нам Духа Божия, ниспосланного в сердца наши есть любовь Бога к нам, и дары Духа Божия, Его благодать суть дары и благодать Бога 17 . Однако согласиться с пониманием Гофмана не позволяют, но нашему мнению, следующие соображения. Если вторая цитата в рассматриваемых стихах послания ап. Иакова взята из Ветхого Завета, то оттуда же, можно с уверенностью предполагать, заимствована и первая цитата, что подтверждают и стоящие пред нею слова: «говорит Писание». Если, далее, субъектом во второй цитате является Бог , то тот же субъект, – опять с уверенностью можно сказать, – и в первой цитате, – тем более, что в непосредственно предшествующем рассматриваемым стихам Иак.4:4 говорилось, что «дружба с миром есть вражда против Бога» и что «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Сам Гофман ясно выдает искусственность своего понимания, когда говорит, что в данных словах ап. Иаков превращает ветхозаветные мысли в новозаветные 18 ; на самом, деле пет никакого основания допускать здесь такое «превращение». Поэтому нужно склониться к мнению, что слова τ πνεμα... ν μν служат не субъектом, а объектом при πιποθε, при чем, конечно, под τ πνεμα разумеется дух человеческий; субъект же при πιποθε подразумевается, именно – Бог 19 . Такое понимание не встречает затруднения, ибо в Ветхом Завете есть несколько мест, откуда, хотя небуквально, могло быть взято выражение τ πνεμα, κατκισεν ν μν. Наиболее ясными из этих мест являются следующие два: Еккл.12:7 : «и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, Который дал Его», и Ис.42:5 : «так говорит Господь Бог , сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ея, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим на ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zamecha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010