Предстоятель РПЦ посетил Музей истории Свияжска, по которому экскурсию для него провёл директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» А.Н. Силкин. Предстоятелю РПЦ рассказали о различных этапах в развитии города с момента его основания до середина ХХ в., продемонстрировали различные археологические находки, копии архивных документов и редких фотоматериалов, а также представили вещи, связанные со святыми, служившими на Свияжской земле. Затем он направился в Богородице-Успенский мужской монастырь, у врат которого был встречен настоятелем Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игуменом Силуаном (Г.Д. Хохиашвили) с братией. Здесь Предстоятель РПЦ, сопровождаемый Государственным Советником РТ М.Ш. Шаймиевым и заместителем Председателя ГС РТ Т.П. Ларионовой, ознакомился с историей и фресками возрождаемого Успенского собора, номинировавшегося на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор во имя успения Богородицы, построенный в 1556 - 1561 гг. в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы - Постник Яковлев и Иван Ширяй), известен уникальными фресками (общей площадью 1080 квадратных метров), не имеющими полных аналогов ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи царствования Ивана IV Васильевича Грозного.(24) При этом в беседе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заметил, в частности, что: «У нас очень мало фресок шестнадцатого века». В 2010 - 2016 гг. на восстановление Успенского собора было привлечено более 210 миллионов рублей (из которых более 123 миллионов составило бюджетное финансирование и 87 миллионов - средства инвесторов). Помимо этого, восстанавливается Никольская трапезная церковь Богородице-Успенского мужского монастыря (1556 г. постройки) с 43-метровой колокольней (первый каменный православный храм-крещальня на правобережье Волги). В церкви сохранилась келья архиепископа Казанского и Свияжского святителя Германа (Г.Ф. Садырева-Полева) (1505 - 1567).

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Глава государства встретил Рождество в Знаменской церкви Суздаля 08.01.2004 Президент России Владимир Путин, совершающий рабочую поездку в Суздаль , молился в ночь на 7 января на рождественском богослужении в Знаменской церкви XVIII века, сообщает ИТАР-ТАСС. У входа в церковь Владимира Путина встретил настоятель храма отец Павел. Несмотря на мороз, который здесь в рождественскую ночь достигал 20 градусов, президента приветствовали сотни горожан. Церковь находится на окраине Суздаля, на реке Мжарка. В старинные времена здесь располагался женский монастырь, который в 1237 году был сожжен и разграблен Батыем. Затем здесь была построена Введенская церковь, которая в 1611 году была разорена литовцами. Позднее из торговых рядов Суздаля сюда была перенесена деревянная Знаменская церковь, на месте которой в 1749 году был построен каменный храм. В советское время церковь была закрыта, а в 1991 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник после реставрации передал храм Владимиро-Суздальской епархии, которую возглавляет ныне архиепископ Евлогий. 6 января Владимир Путин посетил церковь Бориса и Глеба в поселке Кидекша. Этот храм был построен в 1152 году и в настоящее время находится в плохом состоянии. Об этом президенту рассказала генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-завопедника Алиса Аксенова. " Не знаю, куда вы деньги из президентского фонда деваете " , - с улыбкой отметила она. " Понял, считайте, что мы договорились " , - отреагировал президент. 6 января Владимир Путин направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию поздравление с Рождеством Христовым. Об этом сообщила пресс-служба главы государства. " В эти светлые, радостные дни хотел бы выразить искреннюю признательность за Вашу плодотворную деятельность на посту предстоятеля Русской Православной Церкви " , - говорится в послании. Президент РФ заверил, что " многогранная работа Церкви в деле просвещения и воспитания, милосердия и благотворительности, а также укрепления межрелигиозного мира и общественного согласия находит и впредь будет находить понимание и поддержку со стороны государства " .

http://zavet.ru/blog/index.php?itemid=15...

18 марта 1924 года храм был закрыт (поводом послужила неуплата общиной налогов) и передан Вологодскому объединённому музею. В соборе велись экскурсии и разместилась небольшая экспозиция, посвящённая истории религии и атеизма, центром которой несколько десятилетий являлся маятник Фуко, сооружённый в марте 1929 года в числе первых в СССР устройств такого рода и торжественно открытый 1 мая. Между тем устройство такой экспозиции гарантировало сохранение собора как объекта показа в условиях политики воинствующего атеизма. Так, в газете " Красный Север " за 1 мая 1929 года вслед за заметкой об открытии маятника Фуко было дано объявление " Госмузей в первомайские дни " , где сообщалось, что " В эти дни будет открыт также быв[ший] Софийский собор для экскурсий и посещений к маятнику Фуко " . В 1923 году сооружения Вологодского архиерейского дома, где расположился музей, и действующий Софийский собор были включены в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения. В 1941–1942 годах собор (как и большая часть зданий кремля) был временно занят ветеринарным складом 282 Народного комиссариата обороны. В сентябре 1942 года в соборе возобновились экскурсии и была открыта выставка, посвящённая победам русского оружия. В дальнейшем до 1997 года собор использовался только музеем. Неотапливаемый собор открывался для посетителей в тёплое время года, здесь проводились экскурсии и устраивались концерты камерной хоровой капеллы. В 1988 году в соборе после долгого перерыва начались праздничные службы. В августе 1992 года впервые в истории Вологды в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе. С 1997 года собор совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией (ныне – митрополией) Русской Православной Церкви. 15 октября 2014 года Патриарх Кирилл подписал указ о присвоении храму статуса кафедрального собора. Летом 2018 года Софийский Успенский кафедральный собор стал одним из объектов, которые посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://sobory.ru/article/?object=00233

Действующим собор был до конца 1929 г. После закрытия здание использовалось для размещения спецпоселенцев и (до 1976 г.) под склад. С 1970 г. по настоящее время в Благовещенской церкви размещается Центральная городская библиотека, где с 2003 г. проходят межрегиональные Прокопьевские чтения. Собор используется Великоустюгским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается вид на историческую часть. Адрес: Вологодская область, Великий Устюг, Советский просп., д.62 (Соборное Дворище) Официальный сайт: http://ustyug-museum.ru/objekts/uspensky.html Храм великомученицы Варвары (Череповец) [ править править код ] Камень в основание храма был заложен 27 мая 2016 года. Сруб двухэтажной деревянной церкви собирали архангельские мастера в традициях русского православного зодчества. Чин малого освящения состоялся 10 октября 2017 года. 16 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил деревянный храм святой великомученицы Варвары, покровительницы горняков. Храм находится на территории Азотного комплекса череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Адрес: Вологодская область, город Череповец, Северное шоссе, д. 75. Храм Вознесения Господня (Великий Устюг) [ править править код ] Церковь Вознесения на Торгу – древнейшая из сохранившихся великоустюжских церквей. Храм построен по заказу устюжского купца Никифора Ревякина в 1648-1649 годах, «у торгу, на площади». Раньше на этом месте стояли две деревянные церкви, но они сгорели во время большого пожара в начале 1649 года. Многие устюжские церкви строились «парами», холодная церковь рядом с теплой. Храм Вознесения на Торгу не стал исключением: к первоначальному холодному храму с колокольней позже пристроили двухэтажную теплую церковь. К концу 1670-х годов церковь обрела тот архитектурный облик, который по большей части сохранился до наших дней. Храм с апреля 2009 совмещает действующую церковь и Музей древнерусского искусства.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Порфирий Газский, свт. Описания иконы Порфирий Газский, свт. - житие Святитель Порфирий, архиепископ Газский, родился около 346 года в Фессалониках, в Македонии. Родители его были людьми состоятельными, и это позволило святителю Порфирию получить хорошее образование. Имея склонность к иноческой жизни, в двадцать пять лет он оставил родину и отправился в Египет, где подвизался на горе Нитрийской под руководством преподобного Макария Великого (память 19 января). Там он встретился с блаженным Иеронимом, посещавшим в то время египетские монастыри. И вместе с ним отправился в Иерусалим на поклонение святым местам и Животворящему Кресту Господню (память 14 сентября), после чего поселился в пустыне Иорданской для молитвенного и постнического подвига. Там святой Порфирий впал в тяжкий недуг. Для исцеления он решил идти к святым местам Иерусалима. Однажды, когда он в полном расслаблении и забытьи лежал у подножия Голгофы, Господь посетил Своего раба в спасительном сновидении. Святой Порфирий увидел Иисуса Христа, сошедшего с Креста и обратившегося к нему со слов[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Свт. Порфирий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 9499.jpg:   Размер: 515x1584, 0.82 MPix, 105 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (115) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9500.jpg:   Размер: 352x1200, 0.42 MPix, 89 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (111) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 февраля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 9501.jpg:   Размер: 328x1200, 0.39 MPix, 63 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (105) , (3) . Описание: Св. Порфирий Газский. Начало XIX в. Дерево, левкас, темпера. 36,4 х 31,4 х 2 см. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Файл 33383.jpg:   Размер: 659x769, 0.51 MPix, 175 Kb. Дата: 2018-12-29, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (95) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2743

Обитель посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 годы обитель трижды посетил Ярославский архиепископ Тихон (Беллавин) , содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 января 1914 года, в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники монастыря подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 октября 1915 года в связи с первой мировой войной в монастыре находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сентября 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное духовное училище. 1 марта 1919 года Варницкий монастырь был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апреле 1922 года в Варницком монастыре " толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно " . Последний настоятель монастыря иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму. 26 февраля 1924 года 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из монастыря вместе с другими иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у южной стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 1960-90-х годах в перестроенной Введенской церкви находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших монастырю, в настоящее время хранится в государственном музей-заповеднике " Ростовский кремль " . Современное состояние В 1989 году Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря, насельниками Троице-Сергиевой лавры они были отремонтированы, в настоящее время приписаны к Варницкому монастырю. В 1992 году, когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в Варницком монастыре была поставлена деревянная часовня, над древним святым колодцем устроена сень. Большого труда стоило братии найти его и расчистить.

http://drevo-info.ru/articles/13678131.h...

Церковь в честь Воскресения Христова (храм-усыпальница) в Никольском-Черенчицах Тверской обл. 1789–1804 гг. Церковь в честь Воскресения Христова (храм-усыпальница) в Никольском-Черенчицах Тверской обл. 1789–1804 гг. Наряду с Кваренги Л. стал одним из самых ярких последователей Палладио в России. Он изучал письменное наследие архитектора, строителя церквей и загородных вилл-дворцов, и осуществил перевод 4 книг его трактата об архитектуре, который восходил к античному трактату Витрувия. В книгах Палладио приводились описания многих античных построек эпохи раннего христианства, формы которых итал. зодчий повторял в возведенных им самим зданиях. К числу собственных лит. трудов Л. принадлежит рукописный альбом «Опыт о русских древностях в Москве» (ГИМ ОПИ. Ф. 402. Ед. хр. 109), многие рисунки к к-рому с видами древних сооружений Москвы и ее окрестностей сделаны архит. Кваренги. В наследие Л. входят также «Гатчинский альбом» (Гатчинский музей-заповедник), альбом А. Н. Львова (сына архитектора) 1814 г. из частного собрания в С.-Петербурге. Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1781–1798 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1781–1798 гг. Фотография. Нач. ХХ в. В Италии Л. посетил Ливорно, Пизу, Флоренцию, Венецию, Болонью, проявив интерес к купольным постройкам, руинированным сооружениям (в т. ч. садово-парковым). Знакомство с христ. памятниками античного периода и восходящими к ним храмами, освоение архитектурного наследия Палладио позволили Л., как и др. архитекторам эпохи Просвещения, совпавшей в России с «золотым веком» классицизма, использовать арсенал античной архитектуры в церковном строительстве. Следуя принципам палладианства, Л. обращался к типам и формам античных построек как к образцам идеальных храмовых сооружений, органично вписанных в ландшафт. Образы городских и монастырских соборов, спроектированных Л., восходят к античным и раннехрист. храмам Рима, К-поля, Афин и Иерусалима. Усадебные церкви с семейными мавзолеями ориентированы на иконографию мартириев раннехрист. мучеников, а также комплексов имп. мемориальных усыпальниц.

http://pravenc.ru/text/2110955.html

Составлено В.Р. Крогиусом, Н.В. Максаковским, В.И. Плужниковым с использованием Заключения ИКОМОС к 38-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Катаре (2014 г.) и других источников, на сайте  В 1712 г. в целях христианизации селений бывшего Булгарского государства был основан Успенско-Богородицкий монастырь. В 1732-34 г. в обители была построена Успенская церковь на средства казанского купца Ивана Афанасьевича Михляева, вероятно, его вдовой, т.к. И.А. Михляев умер в 1728 г. Первоначально были построены храм и отдельно стоящая колокольня. Позднее были пристроены трапезная и придел во имя преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. В 1764 г. монастырь был закрыт и переведен в Чебоксары. Монастырская слобода переименована в с. Успенское, в XIX в. – в.Болгары. Успенская церковь стала приходской. В 1841 г. была разобрана колокольня, в 1862 г. - отстроена заново. Церковь закрыли в 1929 г. В здании попеременно размещались клуб, механические мастерские, зерносушилка, а впоследствии склады. С 1964 по 1965 гг. в здании церкви Татарской специальной научно-реставрационной мастерской Минкульта ТАССР были проведены первые реставрационные работы, а в 1983-84 гг. здание приспособили под историко-археологический музей Болгарского заповедника. В 2008-2011 гг. были вновь проведены работы по новой реставрации здания. Из каталога-справочника «Церкви Республики Татарстана», изд-во «Фолиант», Казань, 2015 г. Церковь Успения дошла до нашего времени абсолютно неповрежденной. Построена она приблизительно после 1732 года. Выполнена постройка в стиле барокко. На сегодняшний день не действует. Здание церкви возвели на средства известного в то время казанского купца Михляева. Для возведения фундамента храма были использованы намогильные камни, а также строительный материал из других булгарских памятников и даже усыпальниц. Храм был построен в центре Успенского монастыря, который известен с 1722 года, после того как Петр посетил руины в Болгаре и дал указание монахам охранять историческую землю. Монахи, конечно же, в первую очередь, переделали все под свой стиль. Восточный мавзолей переименовали в храм св. Николая. Храм просуществовал в Болгаре до 1764 года, после чего его перевели в Чебоксары. В XIX веке церковь Успения перестает быть монастырской и становится приходской. Храм обретает колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=07119

Патриарх Кирилл совершил на Бородинском поле благодарственный молебен в память об избавления России от нашествия Наполеона 9 сентября, 2012. Новостная служба 8 сентября, по окончании Божественной литургии в Спасо-Бородинском женском монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на соборной площади обители совершил ‘Последование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого на Бородинском поле в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык’. 8 сентября. ПРАВМИР. 8 сентября, по окончании Божественной литургии в Спасо-Бородинском женском монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на соборной площади обители совершил «Последование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого на Бородинском поле в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Под сенью на площади была установлена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Перед этим образом войска М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви возглавил крестный ход из обители на батарею Раевского на Бородинском поле. Здесь, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву. После отпуста была пропета «Вечная память» «благочестивейшему государю императору Александру I и всем вождем и воинам нашим, на Бородинском поле брани и во иных сражениях убиенным». Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. К монументу были возложены цветы от Предстоятеля Русской Церкви. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник в сопровождении заместителя директора музея по научной работе А.В. Горбунова. В книге почетных гостей Святейший Владыка оставил запись: «Пусть дух Бородина, сохраняемый Спасо-Бородинским монастырем, величественными монументами и этим прекрасным музеем, воспламеняет любовь к Отечеству и ее духовным и культурным основам в сердцах молодых россиян, делая их способными хранить в уме и сердце наши национальные ценности и историческую память, и на этом мощном фундаменте возводить здание современной России».

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

Патриарший визит в Костромскую митрополию. Посещение музея военного духовенства в Костроме 24 сентября 2023 года 24 сентября 2023 года, в ходе визита в  Костромскую митрополию , после  встречи  с губернатором Костромской области, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил музей военного духовенства, расположенный на среднем этаже Богоявленского кафедрального собора в Костромском кремле. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Костромской области С.К. Ситников, губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, президент ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкин, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков), председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  архимандрит Никандр (Пилишин) . Экскурсию по музею провели  митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт  и протоиерей Максим Рихтер, настоятель прихода храма пророка Божия Илии г. Костромы, настоятель домового храма в честь благоверного великого князя Димитрия Донского на территории десантной части, помощник командира 331-го гвардейского парашютно-десантного Костромского полка по работе с верующими военнослужащими. В ходе посещения музея Святейший Патриарх Кирилл освятил 200 нательных крестиков, которые администрация губернатора Костромской области отправит военнослужащим в зону СВО. Затем Святейший Владыка поднялся на кремлевскую колокольню, с которой открывается панорамный вид на Кострому. На колокольне находятся куранты и набор воссозданных колоколов.  Предстоятель также спустился в нижний храм Богоявленского собора в честь Архистратига Божия Михаила — храм воинской славы города Костромы. Пояснения Его Святейшеству при посещении нижнего храма давал заведующий военно-историческим отделом Костромского музея-заповедника А.В. Матюшкин. В нижнем храме размещены памятные плиты с именами воинов-костромичей, защищавших Отечество. Эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и члены Российского военно-исторического общества. В храме установлено 28 плит, где перечислены имена 262 Героев Советского Союза и России, а также указаны наименования воинских соединений, особо отличившихся при защите Родины. Среди образов иконостаса нижнего храма есть изображения святых воинов: Феодора Ушакова, Александра Невского, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010