Дорога ведет к Голгофе. По преданию, здесь похоронен Адам. На том месте, где была каменоломня и казнили Христа, возвышается один из наиболее величественных храмов Иерусалима — храм Воскресения Христова. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев… Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают…» ( Лк. 23:33-34 ). После снятия с креста Тело Спасителя положили на камень: “…Пришел также и Никодим… и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко” ( Ин. 19:39-42 ). В 135 году нашей эры император Адриан построил на месте захоронения Спасителя языческое капище, посвященное культу Юпитера. В 325 году благоверная царица Елена, мать святого Константина, произвела раскопки и обнаружила место погребения Христа и Крест, на котором Он был распят. На этом святом месте за десять лет (326–335 гг.) был построен храм, под сводами которого оказались Голгофа и камень от гробницы Спасителя. Вместе с владыкой Сергием вновь обходим, поклоняемся святыням в конце скорбного Крестного пути. Вернувшись в свою келию, узнали радостную весть: утром будем служить Божественную литургию в Гефсимании, в гробнице Богородицы. Стали читать правила к причастию. 31.05.94 Проснулись в 5.00. Утро началось с молитвы. В 5.30 подали автобусы, и мы отправились в Гефсиманию. Воистину Владычица Небесная услышала наши вчерашние молитвы! Воистину чудотворен образ Иерусалимской Божией Матери! Проскомидию совершал архимандрит Серафим. Служили митрополит Владимир, архиепископ Серафим, греческий архиепископ Исихий, епископ Сергий в сослужении киевской и самарской братии. Пел монашеский хор Горненского монастыря. Во время проскомидии прочли записочки, синодики, помянули всех заповедавших молиться о них. Стали облачаться. Греческие облачения такие же, как наши, только мягкие. Мягкие поручи, фелонь, епитрахиль. Если в наших облачениях мы больше похожи на странников, то греческие облачения придают ангельский облик.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Евангелист говорит: … послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу … (Лк 1:26–27). Воистину, подобающая первооснова человеческого восстановления должна быть таковой: Ангел от Бога был послан к Деве, от дивного рождения посвященной Богу. Ибо первопричина гибели человеческой состояла в том, что змий от диавола был послан к жене, обольщаемой духом гордыни. Конечно, в образе змия приходил [к ней] сам диавол, который лишил славы бессмертия весь род человеческий, когда были обмануты прародители. Итак, поскольку смерть вошла [в мир] через жену, подобает, чтобы и жизнь возвратилась через Жену. Та, соблазненная диаволом при посредстве змия, предложила мужу вкушение смерти; Сия, наученная Богом при помощи Ангела, родила миру Устроителя спасения. Итак, …послан был Ангел Гавриил от Бога… (Лк 1:26) . Мы редко читаем о том, что ангел, являющийся людям, называется по имени. Истинно, всякий раз так бывает, и случается в особенности по той причине, что даже самым именем своим, под которым [ангелы] приходят на служение, [они] дают проникнуть в смысл происходящего. Ибо “Гавриил” означает “сила Божия”. И этот Ангел был отмечен наградой столь великого имени, ибо он принес свидетельство о Боге, Который должен был родиться плотию. О Нем Пророк говорит в псалме: Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани (Пс 23:8) , в той брани, в которой Он пришел окончательно победить силы злобы поднебесной и освободить мир от их тиранической власти. К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк 1:27). То, что говорится о доме Давидовом, относится не только к Иосифу, но еще и к Марии. Ибо было предписано законом, чтобы всякий человек брал жену из своего племени и семьи. Об этом свидетельствует также и Апостол, который говорит в послании к Тимофею: Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (2 Тим 2:8). Потому правда, что Христос рожден от семени Давидова, что Его Непорочная Родительница вела Свое честное происхождение от корня Давидова.

http://pravmir.ru/gomiliya-na-prazdnik-b...

Елисавета родила сына. На восьмой день, по обычаю, должны были дать имя младенцу и хотели назвать его Захарией в честь отца. На это мать сказала: «Нет, а назвать его Иоанном» ( Лк.1:60 ). Ей ответили: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем» ( Лк.1:61 ). И спрашивали у отца, как бы он хотел назвать его. Тогда Захария взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему» ( Лк.1:63 ). И тотчас же прекратилась немота Захарии и он начал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране. Первыми словами Захарии были пророческие предсказания о великой будущности его новорожденного сына. «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему» ( Лк.1:76 ). Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустыне до дня своего явления Израилю. 2. Рождество Богородицы. Введение во храм (по Священному Преданию) Священное Предание говорит, что Пресвятая Дева Мария происходила из потомков рода царя Давида. Родители Ее – святые Иоаким и Анна – жили в Назарете, небольшом городке к западу от Геннисаретского озера. Долгое время у них не было детей и только в глубокой старости, после того как они прожили в супружестве более пятидесяти лет, Бог даровал им дочь Марию . Когда Девочке исполнилось три года, родители по обещанию отвели Ее в Иерусалимский храм, где и оставили на воспитание. Пресвятая Дева поселилась при храме вместе с другими девочками, так же, как и Она, посвященными Богу. Приход Ее в храм был очень торжественным. У входа Ее встретил сам первосвященник и, прозрев в необыкновенной, прекрасной Отроковице будущую Матерь Сына Божия, ввел Ее во Святое Святых храма, куда и сам имел право входить лишь один раз в год . Живя при храме, Дева Мария читала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием. Она отличалась необычайным смирением, кротостью души, любовью к труду, тишине и молчанию. Когда же Мария достигла совершеннолетнего возраста, то Ей надлежало оставить храм, так как, по установившемуся обычаю, девицам старше этого возраста не дозволялось жить при храме. Они должны были вступать в брак или возвращаться домой. Но Святая Дева дала обещание Богу не выходить замуж и навсегда остаться Девой. Родители Ее к тому времени умерли. Тогда первосвященник и священники храма, не желая оставить Деву Марию без покровительства, обручили Ее старцу Иосифу, который был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Он был бедным плотником, жил и работал в Назарете, куда и взял, после обручения, четырнадцатилетнюю Отроковицу.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: «се, Дева во чреве примет» (Ис. 7:14). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский в следующих словах «Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми» (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий говорит: «Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т. е. диавола) воплощение Сына Божия» (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин «Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т. е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что «се, Дева во чреве примет и родит» (Ис. 7:14), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова». Еще прежде совершения супружеской тайны, Пречистая Дева Мария оказалась имеющею во чреве от Духа Святого, и возрастало святое чрево Ее, вмещающее в себе невместимого Бога. Особенно же обнаружилась Ее беременность тогда, когда, по прошествии своего трехмесячного пребывания у Елисаветы, Она возвратилась в дом свой (Лк. 1:56), и Божественный плод внутри Ее с каждым днем возрастал, а день рождения младенца Христа все более и более приближался. Увидев это, Иосиф был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Она нарушила обет девства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34-35)... Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник является наполовину Богородичным. Уже по строю богослужения он более приближается к двунадесятым праздникам в честь Божией Матери, чем к Владычным праздникам. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и Литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня. Особенно большое место занимают обращения к Божией Матери в припевах на 9-й песне канона: из 14 припевов - 6 посвящены Божией Матери. Обращаясь к Ней, Чистой Голубице и Нескверной Агнице, мы просим Ее покрыть и соблюсти нас от всякие нужды и печали и просветить наши души, омраченные люте житейскими сластъми. Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. Богоносе Симеоне, - обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу, - прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария. А святую Анну пророчицу мы призываем: О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия. Участие святых праведных Симеона и Анны в событии Сретения Господня и встреча ими Христа в Иерусалимском храме не были случайными. Симеон и Анна были подготовлены к тому состоянием своих душ, посвященных неукоризненному служению Богу. Евангелие говорит, что Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этом многолетнем ожидании утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, заключались смысл и средоточие сокрытой от человеческих взоров внутренней жизни святого старца. Чистота его сердца, привлекшая к нему Духа Божия, дала ему возможность познать Его же под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася (Служба Сретению Господню, на Господи, воззвах, стихира 2-я).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

И в этой любви преуспеяние обители. Недаром русская пословица говорит: «Где любовь, там и Бог». Пусть эта любовь будет служить тебе утешением в скорбях, которые, несомненно, будут предстоять тебе. И, скажу по опыту, чем выше положение, тем острее и глубже скорби: тут и враг нашего спасения устремляет множество раскаленных стрел, тут и зависть преследует превознесенного... Одним словом, злоба, клевета, ненависть постигают всех, кто удостаивается высшей власти. И в этом удостоверяет тот величайший пророк, подвижник, величайший в рожденных женами человек, который жил в пустыне, творил одно добро... И вот он умирает от руки злодейской, мучимый за правду. Таков удел всех тех, которые избраны вещать людям правду. Пусть приходят тебе слова Господа Бога, Который говорит: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда... будут поносить... Напротив... горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо ( Лк.6; 22, 24:26 ). Потом Он говорит в Святом Евангелии апостолам, а следовательно, и их последователям: Истинно, истинно говорю вам: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется... Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое... но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин.16:20; 15:19 ). В этом случае возверзи печаль твою на Господа, взывай к Нему словами псалмопевца: Боже, в помощь мою вонми, помоги мне, Твой есмь аз ( Пс.69:1;118:94 ). А затем, дорогая сестра, в вашей обители, посвященной Царице Небесной Страстной, есть чудотворная икона великой Утешительницы нашей, Матери Божией. К Ней в минуты скорби прибегай и так говори: «Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице... Зриши мою беду, зриши мою скорбь... обиду мою веси, разреши ту» 381 . Конечно, Она готова утешить. Вы знаете по опыту, как Она утешает всех верующих в Ее Сына. К сестрам относись не как строгая начальница, а как родная мать, чтобы они продолжали любить тебя, как и доселе. Пусть и в радости, и в печали они идут к тебе, чтобы излить тебе свои чувства и поведать тебе все, что имеют сказать тебе. А вы, сестры, относитесь к вашей матушке с послушанием, как к родной матери. Послушание – все для вас, старайтесь исполнять с охотою всякое послушание, помня, что в нем есть залог и успех вашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

К простецам (Слово о сапожнице, егоже обрете царев писец, в полунощи молящася в церкви Святыя Богородицы в Халкопратии. Прол. Мая 28) К вам, простецы, будет слово наше и вот, что мы скажем вам. Для того чтоб отклонить вас от мысли, что спастись можно только в монастыре или в пустыне какой, мы предлагаем вам сегодня выслушать один случай, бывший с некоторым жителем Царьграда. " В одну ночь, - говорит он, - я пошел в церковь помолиться. В полночь я увидел близ нее человека, который, стоя у дверей церковных, долго и со слезами молился. Затем двери церковные отворились пред ним сами собою, и он вошел в нее. Помолившись усердно в церкви, он вышел из нее, и двери церковные, опять сами собою, затворились за ним. Удивляясь такому видению, я пошел за ним и узнал, где он живет. Через несколько дней, я зашел к нему и сказал: " в пятницу я видел тебя молящимся в церкви и видел, что двери церковные и открывались, и закрывались перед тобой сами собою; поэтому я и пришел к тебе, чтобы ты открыл мне добродетели твои, чтобы я научился подражать им и получил через тебя прощение грехов " . Благочестивый муж, помолчав немного, отвечал мне: " Господин мой! никакой добродетели я за собой не знаю; но поскольку ты усиленно просишь меня, чтобы я поведал тебе о своей жизни, то я исполню твое желание, но только под тем условием, чтобы ты до моей смерти никому не говорил о том, что услышишь от меня. Вот ты видишь, что я ремесленник и занимаюсь шитьем обуви. Что добываю я работою, то делю на три части: одну трачу на свои нужды, другую раздаю нищим, а на третью покупаю материал для своей работы. Постимся мы с женою каждый день до вечера и все ночи проводим в молитве. Жена моя доселе есть дева, и мы с ней двадцать семь лет храним строгое целомудрие, и Господь сохранил нас в девстве и доныне " . Слыша это, я прославил Бога и пошел в дом свой. Теперь, по кончине благочестивого мужа, я рассказываю всем, что видел и слышал от него, на спасение душ их " . Чему поучает вас, простецы, это сказание? Во-первых, усердной молитве. Простецы муж и жена молились и днем, молились и ночью. Так поступайте и вы. Непрестанно молитеся и о всем благодарите, учит нас святый апостол Павел. Во-вторых, сказание учит вас быть милостивыми. Муж и жена, о которых вы слышали, третью часть своего заработка отдавали бедным. Что-нибудь дайте им и вы. Трудовая ваша копейка, поданная нищим, будет жертвою самою угодною Богу, и следовательно, и для вас спасительною. В третьих, наконец, сказание учит вас соблюдать чистоту супружеского ложа. Хранить чистоту его и воздерживаться от него в дни, посвященные на особое служение Богу, есть непременная обязанность всех супругов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Конечно, волосы — это украшение женщины. И относиться к этому украшению нужно бережно. Господь дает всякому именно те волосы, которые более всего сочетаются с лицом. Поэтому искажать природу своих волос — только уродовать себя. Лучшее — враг хорошего. " Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? " — писал апостол Павел (1 Кор. 11, 14—15), возводя прическу до символа. Существуют даже исследования, позволяющие определить зависимость поведения человека от длины его волос. Так, например, замечено, что девочки, у которых не стригут волбсы, растут более послушными. Слишком короткие волосы у мальчиков или у мужчин увеличивают безразличие к опасности. Это было использовано римскими военачальниками. Некогда остригали волосы лишь у блудниц. Остриженная коса была как бы позорным клеймом. В XVIII столетии в России появились женщины-актрисы, они также стригли волосы. Правда, их положение мало чем отличалось от положения наложниц. В конце XIX века барышни-курсистки уже щеголяли своей стрижкой как символом свободы от родительской власти. Впрочем, не все. Большинство кос исчезло во время революции. Революционерка и коса или комсомолка и коса как-то не совмещались. Впрочем, любую женскую прическу, идя в храм, следует покрыть головным убором. Лучше платком. По словам апостола Павла: " всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается " (1 Кор. 11, 5-6). Кстати, многие благочестивые женщины именно платок, как наиболее легко заменяемую часть одежды, стараются подобрать под цвет праздника. Ведь каждый праздник в Православной Церкви имеет свой цвет. Так, Господские праздники — Рождество, Крещение, Сретение, Преображение — служатся в белом облачении. Праздники, посвященные Богородице или Ее чудотворным иконам,— в голубом облачении. " Троица " — в зеленом. Зеленое облачение бывает также на службе преподобному. Мученикам положена служба в вишневом. Святителю — в золотом или желтом. В Пост облачение черное или фиолетовое. На Пасху — красное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2096...

Кстати, обратимся к цитате из книги пророка Исайи, на которую у Языковой была ссылка. " Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем и мы ни во что ставили Его " . Это 2–3 стихв 53-й главы – главы, полностью посвященной пророчеству о распятом Мессии. С нашей стороны, было бы странно искать " красивую внешность " в распинаемом Спасителе. Но на примере Богородичных икон, может быть, мы имеем дело все-таки с " недостаточным мастерством иконописца " ? Может быть, действительно " женский образ изобразить легче, чем младенческий или отроческий " ? Нам довелось однажды слышать выступление одного недалекого искусствоведа, искренне убежденного в том, что руки рисовать труднее, чем лицо. Это непрофессиональный подход. Андрей Рублев или Микеланджело что лучше рисовали? Руки? Лицо? Если художник умеет рисовать, то он рисует с одинаковым мастерством все. И не стоит утверждать, что разговор идет, наоборот, о " недостаточном мастерстве иконописца. В таком случае ему не нарисовать столь прекрасного лика Богородицы. Разве изографы, трудившиеся над образами Владимирской, Пименовской Божией Матери или уже знакомой нам Одигитрии из Московского Успенского собора, как, впрочем, многие и многие другие, обладают " недостаточным мастерством " ? Да лик Богомладенца написан ими везде с не меньшим блеском, чем остальное! Здесь все дело исключительно в трактовке. У греков есть термин kenosis (кенозис), означающий истощание, уничижение, умаление Бога. Ничем неограниченный, ни во что невместимый, прежде невидимый Бог " не возгнушался еси Девического чрева " (св. Амвросий Медиоланский) и ограничил Себя сосудом человеческого тела. " Входите тесными вратами " , – указует нам путь в Царство Небесное Христос. Но и из Царства Небесного на грешную землю Господь предпочел те же узкие врата, хотя Его выбор был не ограничен. Через них проходили до Него и все св. пророки. Ибо, чтобы пройти, необходимо умалиться.

http://pravoslavie.ru/154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы ( Nolland. 1989. P. 26)). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» ( Theoph. Bulg. In Luc. 1//PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/182665.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010