Ст. 5–8. Ибо так говорит Господь: не входи в дом пира и не иди плакать о них и утешать их; ибо Я отнял мир Мой от народа сего, говорит Господь, милосердие и сожаление. И умрут великие и малые на земле сей и не будут погребены, и не будут оплаканы, и не будут терзать себя, и стричься не будут ради их. И не будут преломлять среди их плачущему хлеб в утешение об умершем, и не подадут им питья из чаши в утешение об отце их и матери. И в дом пира не ходи, чтобы сидеть с ними и есть и пить. Апостол заповедует, что с отступающими от Бога не следует даже принимать и пищу ( 1Кор. 5 ). Даже более: и радоватися ему не глаголите (2Ин. ст. 10). И Спаситель запрещает апостолам кого либо приветствовать на пути ( Лук. 10, 4 ). Поэтому и Елисей идущему для исцеления отрока Гиезия запрещает приветствовать ( 4Цар 4, 29 ). Есть же обычай приносить плачущим пищу и устроят пиршества, которые Греки называют περδειπνα, а у наших, в простонародьи, называются parentalia (поминки по род- ственникам), потому что, по обычаю, они устрояются в честь родственников. И в другом месте Божественное Писание говорит: дадите сикера сущим в печалех ( Притч. 31, 6 ), чтобы, то есть они забывали скорбь. Итак, пророку повелевается, чтобы он не утешал никого из народа и не принимал участия в пиршествах врагов Божиих, чтобы он не отправлял обычных обрядов при погребении мертвых. Ибо иное дело умереть по общему закону природы, и иное – умереть по определению Божию. Я отнял, говорит, мир от народа сего, милосердия они не достойны; Я не пощажу никакого возраста, но и великие и малые равно погибнут, так что будут лишены и погребения. И не будут, говорит, терзать себя и не будут стричься ради, их. У древних был обычай и даже теперь остается он у некоторых Иудеев, что в печали они терзают себе руки и стригутся, что, как читаем, сделал и Иов ( Иов. 1 и 22 гл.). Поэтому и пророку говорится, чтобы он не преломлял среди их хлеб, не ходил утешать по умершем и не давал питья, не входил в дом пиршества и не сообщался с теми, кои приготовлены для суда Божия. Если же это говорится в отношении к плачущим, то что будет в отношении к еретикам, слово которых распространяется как рак и которые постоянно устрояют в церкви похороны обольщенных ими?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

—414— ственниками, прообразами и предуготовителями апокалипсического зверя – антихриста в тех действиях последнего, в которых он явится лжецом и обманщиком, явным, сильным и дерзким врагом Бога, христианства, религии и всего святого, и будет требовать божеского поклонения только одному себе. Тайнозритель видел, что даны были ему (зверю, выходящему из моря) уста, говорящие гордо и богохульно. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе... И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира ( Откр.13:5:6,8 ). И Апостол Павел говорит о нём, что он будет человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога..., что он будет беззаконник..., которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих, – за то, что они не приняли любви истины для своего спасения ( 2Сол.2:3:4,8:9,10 ). Еретичество, кровожадная жестокость, нравственное беззаконие, богохульство и безбожие и соединенные с ними умственный упадок и физическое вырождение, проявляясь в течение веков в разных формах, то ослабевая, то усиливаясь, но никогда не прекращаясь, замирая в одних формах и в одних местах и возгораясь с новой силой в других видах и в других местах и народах, будут постепенно накапливаться в человеческом роде; зло, антихристианство, вражда против Бога, хотя и чрез промежутки, но всё-таки будут усиливаться, пока не возрастут до всепоглощающего потопа зла пред кончиной мира. Бесчисленные и разнообразные антихристы всех времён и мест, как воплощение зла, как слуги дьявола, как враги Бога и Христа, были и будут предшественниками апокалипсического антихриста, будут в течение длинного ряда веков подготавливать появление его и его всемирную пропаганду безбожия. Зло, ложь, нечестие, антихристианство и безбожие всех времен и мест будут

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—12— нии к его данному родственнику, мысленно перенесенная на другого супруга, как свойственника тому же самому лицу. Это перенесение делается в силу того же правила, которое соблюдается и при счете степеней родства, именно, – что муж и жена составляют одну нераздельную степень. Значит, в какой степени родства стоит один супруг к своему данному родственнику, в такой же степени свойства находится к этому лицу другой супруг. Напр. мой брат есть свойственник моей жене во 2-й степени, потому что он мне есть родственник той же степени и т.д. То же самое правило соблюдается и при счете степеней свойства между родственниками мужа и родственниками жены, т.е. супруги и в этом случае принимаются за одну нераздельную степень. Так, определяя степень свойства между братом мужа и сестрою жены, мы говорим: брат мужа есть родственник ему во 2-й степени и свойственник жене в той же степени; с другой стороны – сестра жены есть родственница ей и свойственница мужу тоже во 2-й степени. Если, таким образом с той и другой стороны получается по 2 степени свойства, то между братом мужа и сестрою жены должны быть четыре степени свойства. Другими словами: степень свойства между родственниками мужа и жены определяется суммою степеней родства, порознь сосчитанных в той и другой фамилии. В брачном праве имеет значение не только свойство двухродное, происходящее вследствие одного брака между членами двух фамилий, но и трехродное, возникающее из двух браков между членами трех фамилий, именно: когда два члена одного рода вступают в браки с членами двух других родов, или когда одно и тоже лицо последовательно вступает в два брака с членами двух разных фамилий. Таким образом трехродное свойство установляется а) между одним супругом и супругами родственников другого; б) между свой- а. —13— ственниками второбрачного супруга по первому его браку и вторым его супругом. Степени в трехродном свойстве б. определяются так же, как и в двухродном, т.е. по числу степеней родства в данных трех фамилиях, и при этом соблюдается то же правило, какое при счете степеней кровного родства и двухродного свойства, именно: муж и жена принимаются в одну нераздельную степень. Например, жена моего шурина стоит ко мне в той же степени свойства, в какой и сам шурин, т.е. во второй; но так как она, наряду с родом моим и моей жены и ее брата, представляет собою уже 3-й род, то это будет 2-я степень не двухродного свойства, а трехродного. В римском и каноническом праве одна только первая степень трехродного свойства признается безусловно запрещенною для брака, именно – не допускается брак: 1) между отчимом и женою пасынка и 2) между мачехой и мужем падчерицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме гвоздя Гедо нашел еще другую параллель. В древнем Риме у подножия албанской горы был храм лесной Дианы (Diana Nemorensis). Жрецом богини был здесь беглый раб, который убивал своего предшественника, занимал его место и отправлял жреческие функции до тех пор, пока в свою очередь его не убивал какой-либо беглый раб, становившейся его преемником. Жрец жил в постоянном страхе, он постоянно чувствовал около себя невидимого врага, который угрожал его жизни. Жрец не мог двинуться, не принявши мер предосторожности, но так как всего предвидеть нельзя, то в конце концов всегда являлся ловкий раб, который сумел отправить его туда, куда он отправил своего предшественника. Оказывается, в Конго издавна существовал и теперь существует обычай, по которому преемник отправляет насильственным образом в лучший мip своего предше- —712— ственника. Первые сведения об этом дает португальский миссионер XVII в. Меролла. Он говорит, что главного жреца на языке страны Конго называют ганга чилерне (ganga chilerné). Ha него смотрят, как на земного бога. Ему приносят начатки плодов, причем самый урожай рассматривается, как его дело, а не как дело природы или провидения. Он может передавать свою власть над природою другим. Верят, что он не может умереть естественною смертью. Для того, чтобы утвердить своих почитателей в этом мнении, жрец, когда вследствие преклонного возраста или болезни чувствует приближение своего конца, призывает к себе того из учеников, которого желает сделать своим преемником. Он приказывает этому ученику публично – церемония всегда совершается публично – надеть ему – жрецу – веревку на шею и удавить его или же взять дубину и убить его дубиной. Публично церемония совершается для того, чтобы знали, кому действительно жрец передал свои права и власть производить и останавливать дождь. Если эта церемония не была выполнена надлежащим образом, то туземцы говорят, что земля бывает бесплодна и люди погибают. Это по свидетельству Мероллы XVII века. А вот – свидетельство современного писателя, цитируемого Гедо (Rowley – The Religion of the Africans). Согласно новым путешественникам главный жрец Конго носит теперь имя читоме (chitomé) и теперь он почитается не менее, чем во времена Мероллы. Священный огонь постоянно горит в его доме, пеплу от этого огня усвояют целебную силу. Читоме пользуется абсолютною властью над низшими жрецами. От времени до времени он объезжает страну. Мужчины и женщины тогда не имеют права торговать под страхом смерти. Читоме коронует царей. Коронуемой буквально ползает у ног читоме, который увещевает его быть милостивым и благодетельным. Но и теперь, как во времена прошедшие, конец могуществу читоме полагает веревка или дубина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Афанасий же мало-помалу убедил еще многих других 1125 присоединиться к своему исповеданию. 13. Говорит также, что Флавиан Антиохийский 1126 , собрав множество монахов 1127 , первым из всех возгласил: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», поскольку из числа его предше-ственников одни говорили: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе» 1128 , и возглас сей был распространен весьма широко, иные же имели обыкновение произносить: «Слава Отца в Сыне и Святом Духе» 1129 . 14. Кроме того, Филосторгий говорит, что ариане, хотя их вероучение и отрицало единосущие с его исповедниками, и собрания, и песнопения, и молебны, и все прочее они совершали совместно, исключая лишь таинство жертвы (mustikÒv fus°av). Затем, однако, пришел Аэций и положил начало раздору между ними. Он убедил собрание, в котором каждый из них свободно высказывал свое мнение, что должно разорвать все узы дружбы и общих обычаев, связывающие их с исповедниками единосущия. Так вот и возникли враждебные друг другу партии. 15. Еще говорит, что родом Аэций был из Келесирии 1130 ; отец его нес службу в войске, терпящем постоянные поражения, и так продолжалось до самой его смерти, после чего все его имущество было конфисковано провинциальным префектом. Поэтому совсем еще юный Аэций вдвоем с матерью оказался в крайней нужде, и тогда, чтобы добывать пропитание и себе и ей, он стал золотых дел мастером. Ремеслом сим занимался он довольно долго, затем, однако, в силу природных склонностей душу свою обратил к философским наукам. Сперва стал он слушателем Павлина 1131 , который из Тирской епархии переведен был в Антиохийскую, но после смерти матери, которая все время убеждала его не оставлять ремесло ювелира, он все свои силы отдал изучению логики и вскоре стал одерживать столь частые победы в диспутах, что пробудил у своих соперников великую зависть. И пока еще жив был Павлин, они поневоле таили свою зависть; когда же, пробыв епископом всего шесть месяцев, он скончался и место его занял Евлалий 1132 , зависть и открытое недоброжелательство к Аэцию обрели полную силу и побудили Евлалия изгнать его из Антиохии. Тогда, удалившись в киликийский город Аназарб 1133 , Аэций ради хлеба насущного вспомнил опять прежнее свое искусство, не переставая, однако, при случае с теми, кто пожелает, вести диспуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М­(81а†9в)(100х20)†90β (100х20)†1т 10, N­ (81а†9с)(100х20)†90γ (100x20)†1 n 10. Есть ли возможность на основании этих формул сколько-нибудь логически доказать, что даровитость Мти Ппзависит именно от влияния фактора а , то есть деда и бабки их по отцу, а не от b и c или β и γ , то есть личных свойств их отцов или личных и родовых свойств их матерей? Эта трудность доказать родство туч человек по таланту возрастает и приближается к положительной невозможности по мере отдаленности их по степени физического родства. Странная в сочинении такого, видимо беспристрастного, ученого, как Гальтон, до крайности натянутая попытка объявить гений Ньютона наследственным и чрез влияние родства с Ньютоном объяснить даровитость Гёттонов – представляет своего poдareducmio ad absurdumnpuhяmoro Гальтоном правила – признавать наследственно-даровитым всякого, кто имеет выдающихся родственников в какой бы то ни было линии и степени родства. Мать Ньютона не была даровита, ее отец, мать и сестра – также; но два праправнука или даже прапраправнука последней, Гёттоны (в 7 или 8 степени родства с Ньютоном), были даровиты; хотя один из Геттонов родился спустя 95 лет после Ньютона и спустя 10 лет после его смерти, однако и Ньютон и Гёттоны – наследственно-даровиты: в жилах их течет одна кровь, хотя и не в равном количестве (0,4... ее – в организме Ньютона и 0,036... или даже 0,016... в Гёттонах, родственная связь которых с Ньютоном выражается отношением 1:0,09 или 1:0,04). Насколько эта неправильная норма для определения наследственности таланта преувеличила процент наследственно-талантливых людей, это видно из следующего сопоставления:     Число всех лиц, Число лиц, имеющих Имеют род-ственников Процентное отношение родственные связи которых исследованы Гальтоном выдающихся родственников в прямой восходящей линии. Полководцы Писатели Ученые Музыканты Живописцы Классики ИТОГО: Таким образом, из 224 «знаменитых» людей, признанных Гальтоном наследственно-даровитыми, в действительности могут считаться такими только 104, из 120 остальных 62 человека признаны имеющими наследственный талант потому, что у них есть талантливые потомки в собственном смысле этого слова, и 58 – потому, что у них есть даровитые родственники по боковой линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

—128— (56). По отношению к милостыне нужно держаться заповеди: всякому просящему у тебя дай (101). Папа разрешает ношение и целование креста во всякое время, не исключая четыредесятницы, но только для людей чистых (7; 8); миряне могут изображать крест и на обеденных столах (53). На вопрос, каких животных и птиц можно употреблять в пищу, папа отвечает, что всяких 226 (43); нельзя осуждать даже тех, кто вкушает животных, убитых без пролития крови (90). Можно есть животное, убитое евнухом, и по каким соображениям греки запрещают это, папа не понимает (57); но не следует есть убитое язычником (91). Ответы папы на вопросы юридического характера 227 очень кратки и просты: нужно поступать с теми или другими преступниками по законам, сборник которых папой вручен епископу, не забывая однако христианского милосердия и прощения. На принципиальный вопрос болгар, позволительно ли вообще судить кого-либо за уголовные проступки, папа отвечает утвердительно: если бы никто не хотел грешить, никто никого не должен был бы и судить; но раз грешат, то и судятся ( 1Тим.1:9–10 ). Однако дела клириков светскому суду не подлежат (83). Из преступлений государственного характера вопросы болгар касаются заговора на жизнь князя (19), бегства из отечества в другую страну (20) 228 и ответственности в этих случаях пограничной стражи (25), отказа идти на войну (23), неисправности в приготовлениях к походу (40) и дезертирство (22). Из вин уголовных упомянуто убийство в его разных видах: отцеубийство (24), убийство род- —129— ственника (26), товарища (27): виновный судится вообще по законам; но если он скроется в церкви, то подлежит суду епископа или священника. Невольный убийца подлежит церковному суду (30); самоубийца лишается церковного погребения (98), как совершивший смертный грех . По законам судится похититель животных (31) и людей (32), оскопитель (52), отравитель (85), лжесвидетель (84), прелюбодей (28) и кровосмеситель (29). Прелюбодей, прибегнувший к церкви, судится епископом по канонам, а кровосмешение вообще лучше предоставлять церковному суду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодарим Господа, сподобившего нас вознести наши усердные и горячие молитвы о упокоении и сопричтении с праведными приснопамятного предше-ственника Вашего Блаженства Блаженнейшего Архиепископа Макария III, Нашего возлюбленного Брата, добрая память о котором всегда сохраняется в наших сердцах. Вместе с тем нам приходит на память та земная обстановка, в которой после блаженной кончины приснопамятного Архиепископа Макария Вашему Блаженству дано вместе с архиереями, боголюбезным клиром и в тесном взаимообщении с благочестивой паствой проходить возложенное на Вас Божественным Пастыреначальником и Господом служение. Святая Кипрская Церковь и весь кипрский народ переживают трудный период своей истории. Мы огорчены создавшимся на Кипре положением и глубоко скорбим, видя страдания многих людей. Одновременно мы являемся свидетелями любви Церкви к своему народу и стремления к преодолению трудностей и испытаний. Мы восхищаемся мужеством всего кипрского народа, исполненного благих устремлений к справедливому и мирному урегулированию своих внутренних проблем, к укреплению независимости своей Республики и обеспечению ее территориальной целостности и к сохранению нейтралитета. Русская Православная Церковь на стороне этих законных устремлений киприотов. Мы уверены, что самоотверженные усилия кипрского народа принесут много добрых плодов. Возлюбленный Брат Наш о Господе, Блаженнейший Владыко Хризостом ! Нас весьма радует, что между нашими Церквами существуют дружеские отношения и братское сотрудничество, которые, надеемся, будут крепнуть и развиваться. Сегодня нам, Поместным Православным Церквам, как никогда, необходимо единство, единомыслие, проявление духа соборности, чтобы мы, сохраняя нерасторжимым тело Вселенской Православной Церкви, едиными устами и единым сердцем могли решать многие возникающие в наше время общеправославные и экуменические проблемы и принимать участие в миротворчестве... …С удовлетворением отмечаем, что на протяжении многих лет между нашими двумя Церквами, Кипрской и Русской, осуществляются многосторонние дружеские контакты, способствующие укреплению нашего братства. Архиереи и клирики Русской Православной Церкви ежегодно посещают Кипрскую Церковь. С большой радостью и любовью и наша Церковь принимает у себя посланцев Церкви святого апостола Варнавы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

ственниками и родственниками моей жены необходимо установляется отношение свойства. В какой мере свойство составляет препятствие к браку, – это опять вопрос положительного права. Точкою отправления церковного законодательства по этому вопросу, так же как и по вопросу о кровном родстве, служили определения Моисеева и римского права. По законам Моисея запрещается брак с женою сына, брата, дяди, с мачехой и ее дочерью (от первого мужа), с падчерицей, с матерью жены или тещей ( Лев.18:8, 1418 ). В римском праве свойство признавалось препятствием к браку только между одним супругом и прямолинейными родственниками другого, именно – запрещался брак с матерью жены (тещей), с падчерицею, с мачехою, с женою сына. Церковь , держась преимущественно постановлений Моисеева законодательства, с самого начала признала свойство таким же препятствием к браку, как и кровное родство. В Моисеевых законах, действительно, не полагается в отношении к браку никакого различия между кровным родством и свойством. Например, брак с женою дяди запрещается на том же основании, на каком и брак с родною теткой: первая также называется теткой, как и вторая (ст. 14; ср. 1213). В силу этого взгляда, церковь прежде всего восполнила определения римского права о свойстве, как препятствии к браку, именно – поставила каждого супруга в отношение свойства не только к прямолинейным, но и к боковым родственникам другого супруга. Так, в 19 апост. правиле запрещается принимать в клир тех, кто имел в супружестве двух сестер, другими словами – кто женился на своей свояченице. Вслед за тем неокесарийский собор запретил женщине последовательный брак с двумя родными братьями (прав. 2). Но самое решительное влияние на дальнейшее развитие церковного и христианского гражданского законодательства о свойстве, как препятствии к браку, равносильном кровному родству, имели канонические ответы Василия Великого , и в особенности его послание к Диодору, епископу тарскому, написанное по вопросу о браке с сестрою жены или со свояченицей. Так как этот брак не был запрещен тогдашними римскими законами, да и в Моисеевых законах прямо не отнесен к числу запрещен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как-то во время моего отпуска батюшка в письме поделился своими наблюдениями о взаимоотношении двух благочестивых, но с трудом терпящих друг друга своих прихожанок. Он пишет: «Смотрю я на них и думаю, вот оно, настоящее православное сестричество, напоенное духом. Каким? И этот дух дышит идеже хочет, но как мы плохо с ним справляемся, друже мой и собрате. Ты и твои сверстники получат от нас трудное наследие, правда, и нас винить очень нельзя, этот дух с маленькой буквы, но тоже «дышащий идеже хочет», пропитал духовное невежество поминутно крестящихся Поль, но ни малейшаго представления не имея о том, что такое крест, по вине не только нашей и предше­ ственников наших недалеких и далеких и очень далеких, тех, для которых Церковь была совсем не тем, что она есть, вот почему я так настаиваю на том, чтобы мы, прежде всего сами старались бы понять, а что же она, Церковь, есть, и учить, и учить, раз постав­ лены мы на это самое главное, этому » . Батюшка горячо верил в промысел Божий и часто повто­ рял, что дважды два может быть пять, а не четыре для всех верующих в милость Божию, в силу благодатных даров Духа Святаго. Это помнят многие люди, приходившие к нему по раз­ ным вопросам. Верил также батюшка и в человека, в неистребимость в нем образа Божьего, несмотря ни на какие падения его. Нас учили жить в послушании воле Божией, но как он писал в одном из писем: «Послушание твердое, умное, кото­ рым можно победить все трудности, силой которого справиться в жизни со всем » . В другом письме к очень юной девушке длительное время болевшей, батюшка раскрывает смысл бо­ лезни: «Пережитый опыт навеки остается достоянием челове­ ка, опыт, который мы приобретаем в страдании проходящем, оно, не бойся, пройдет, а опыт в нем, в этом страдании в бо­ лезни, приобретенный сердечком твоим, навсегда останется твоим драгоценным достоянием. Человек образуется постепен­ но, он как бы создается в опыте жизни, в испытаниях своей судьбы. Все время что-то в нем преобразовывается, и так и должно быть, этому учит нас Церковь — преображению своей жизни, благодатной жизни.

http://pravmir.ru/lyubov-nikogda-ne-pere...

  001     002