«НЕОПУБЛИКОВАННАЯ СТРАНИЦА ИЗ ЖИЗНИ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ Я Анатолий Левитин, православный христианин, отвечая за каждое написанное здесь слово перед Богом и своей совестью, взирая на образ Божией Матери Иверской, пишу следующее. В 1921 году я слышал от Александры Васильевны Волковой, проживавшей в Ленинграде по 3-й Линии Василь-евского острова, 10, кв.8, следующее: Александра Васильевна , хорошо и давно знавшая епископа Алексия, рассказывает, что тотчас после его вступления в должность управляющего Петроградской митрополией, он был вызван в некое нецерковное учреждение (помещавшееся по Гороховой ул., 2) и ему был предъявлен ультиматум: трое священников, отлученных митрополитом от церкви, должны быть восстановлены в своих правах – в противном случае митрополит будет расстрелян. Епископ Алексий, ссылавшийся сначала на свою некомпетентность, затем просил дать ему неделю на размышление. Эта просьба епископа была удовлетворена. Затем, на протяжении недели, происходили совещания в Епархиальном совете, причем по указанному вопросу мнения разделились. Викарные епископы – собратья владыки Алексия – также не могли установить по этому поводу единой точки зрения. В конце концов, в Епархиальном совете победила та точка зрения, что необходимо идти на все для спасения жизни владыки-митрополита. Через несколько дней епископ Алексий информировал близких ему людей о том, что им принято решение восстановить в общении с церковью отлученных – А.И.Введенского и его товарищей. При этом родной отец епископа Алексия В.А.Симанский сказал своему сыну: «Ты, Алексий, должен заручиться официальным документом за подписью членов Епархиального совета». Однако епископ отверг этот совет, заявив, что требовать документ означало бы демонстрировать недоверие к духовным лицам. В результате епископ Алексий составил соответствующее послание к петроградской пастве (текст его см. ниже). Когда епископ узнал, что митрополит Вениамин все же приговорен к расстрелу, он разрыдался, как ребенок. Все сказанное мне А.В.Волковой, умершей в феврале 1932 года, вполне подтверждается тем, что я слышал впоследствии от А.И.Введенского , а также от двух ныне здравствующих иерархов 15 Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Злые и лютые черви – духи злобы и силы тьмы – ходят к ней и там питаются, гнездятся, пресмыкаются, снедают ее и погубляют» 96 . «Горе пути, – говорит преподобный Макарий в другой беседе, – если никто не ходит по нему и не слышится в нем голос человека, потому что путь сей становится виталищем зверей. Горе и душе, когда не обитает в ней Господь и гласом Своим не изгоняет из нее духовной злобы. Горе дому, если не живет в нем господин его: Он находится в забвении, мрак и темнота царствуют в нем, и Он исполняется нечистотой и смрадом. Γοре и душе, в которой не живет Господь: она исполняется мрака греховного, скверных страстей и всякого нечестия» 97 , и проч. 3) «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде Сый, и вся испалняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша» 98 . «Прииди к нам Душе Святый, причастники Твоея содевая святости, и света невечерняго, и божественныя жизни» 99 . «Свыше к нам Утешителю пришедый, якоже первее ко апостолом, освяти и спаси Тебе Бога проповедающих» 100 . Если благодать Святого Духа так необходима для человека, что без содействия ее он не может ни очистить себя от грехов, ни преуспевать в подвигах христианской жизни, то долг всякого христианина требует постоянно и искренно желать даров Святого Духа, неотступно просить у Господа, чтобы послал нам Духа Своего Святого. Поскольку же действия Духа Святого, по учению святого Василия Великого , отражаются только в тех душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и развращенного 101 , то надобно стараться смирить себя перед Богом познанием своей немощи и бедности греховной. «Должно быть вылито помещавшееся прежде, – учит Василий Великий , – чтобы могло вместиться вновь вливаемое» 102 благодатью Святого Духа. «Жилище и покой Святого Духа, – говорит св. Макарий Великий , – есть смирение, любовь, кротость и прочие Христовы заповеди» 103 . Сподобившиеся получить дары Святого Духа, сообщенные в Таинстве Св. Миропомазания, «не угашайте» ( 1Фес.5:19 ) сего божественного огня, учит апостол Павел. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». И непосредственно за сим предостерегает верующих от тех зол, которым оскорбляется Дух Святый. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:30–32 ), чтобы сохранить в себе присутствие Святого Духа 104 . Б. Почему мы украшаем священные храмы и дома свои зеленью и древесными ветвями в праздник Пятидесятницы? Обычай украшать в день Пятидесятницы святые храмы и жилища христианские зеленью и древесными ветвями пробуждает троякого рода воспоминания: явление Бога Аврааму, Синайское законодательство и Сионскую горницу с верующими, на которых сошел Дух Святый в день Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2) Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли. Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже. «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4) Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным. Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»

http://pravoslavie.ru/47007.html

Но рядом с рассмотренным предположением пошло в ход другое, оказавшееся более удачным. Давно уже известно было под именем – Libellus pseudo-Terluiliani – небольшое сочинение на латинском языке о ересях первых двух веков, помещавшееся обыкновенно между сочинениями Тертуллиана , как бы продолжение его известного произведения De praescriptionibus adversus haereticos 300 . Что сочинение это не принадлежит Тертуллиану , это давно признано 301 . Но кому оно принадлежит, есть ли оно самостоятельное произведение, написанное на латинском языке, или перевод или переделка какого-нибудь греческого сочинения о ересях,– об этом до позднейшего времени не существовало определенных мнений. В новейшее время некоторыми учеными обращено внимание на то, что число ересей описываемых в этом сочинении, и самое начало описания с иудейской или самаританской секты Досифеан совершенно соответствует числу и началу описания сект в читанной Фотием синтагме Ипполитовой 302 . С более тщательным изучением содержания философуменов, и вообще с разъяснением вопроса о личности и писаниях Ипполита, открылось еще более оснований для предположения о тождестве или близости Ипполитовой синтагмы с сочинением переведенным или переделанным на латинский язык под именем – libellus pseudo-Tertulliani. В libellus pseudo-Termulliani описание еретических сект подходит именно к тому времени, к какому подходит оно и в философуменах и в частных полемических сочинениях Ипполита 303 . И секты описываются главным образом те, на какие по преимуществу Ипполит обращал внимание в своих сочинени­ях 304 . Самые сведения сообщаемые о сектах в libellus pseudo-Tertulliani с одной стороны представляют бóльшую (сравнительно с философуменами) близость к описаниям Иринеевским, что так и должно быть по свидетельству Фотия (потому что Ипполит писал свое первое раннее сочинение о ересях под влиянием Иринея),– с другой стороны и некоторые отличительные от Иринеевских описаний черты, которые более сближают это сочинение с философуменами 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Воздыхания сии бл. Тихон заключает так: читай Псалтирь, и рассуждай на всяк день, поутру, ввечеру и днем. Читай славословие со вниманием: слава в вышних Богу и проч. Примеч. В дополнение к сему прочитай, л. б., в кн. 7-й гл. 5-ю с §335 молитвы, или воздыхания кающегося 1-ю и 2-ю; чувствующего гнев Божий 3-ю; в различном искушении 4-ю; когда помыслы смущают душу 5-ю; во всякой скорби и тесноте 8-ю; о хранении языка 11-ю; молитву и исповедание общее верных 15-ю. Все они из псалмов. Там же читай воздыхания и молитвы, взятые из св. Евангелия – §336. Возрождение есть действие благодати Божией; но для того, чтобы человек удостоился быть вместилищем благодати, он должен очистить себя от всякия скверны плоти и духа. Невозможно нам сделаться способными к принятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, какие овладели нашими душами. Я видал, что врачи не прежде дают целебные лекарства, как уже посредством рвоты очистив то болезнетворное вещество, которое невоздержные скопили в себе худым поведением. И в сосуд, который был занят какою-нибудь зловонною жидкостию, не вымыв его, не вливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое (Твор. Вас. Вел. в рус. пер. ч. 1, стр. 391 и 392). Вопр. Как бл. Тихон рассуждает о возрождении? Отв. Крещением святым человек рождается вновь, или возрождается не но естеству (ибо по естеству тот же пребывает человек, то же тело, та же душа, чувства, дыхание и прочие естественные силы и действия), но по внутреннему сердца, разума, мысли, воли, хотения – обновлению и просвещению. Посему крещение св. называется банею пакибытия ( Тит. 3:5 ), а крестившийся – новою тварию ( 2Кор. 5:17 ). И так человек, веру Христианскую и крещение восприявший, двоякое имеет рождение: первое – плотское, в котором зачинается в беззакониях и рождается во гресех, и по сему рождению каждый рождается чадом гнева ( Пс. 50:7 ; Еф. 2:3 ); и сие рождение происходит от ветхого Адама, по которому рождению называемся все, отцы наши и мы, сынами Адамовыми. Второе рождение, или возрождение, есть крещение, которое водою и Духом совершается, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное, благодатное, и происходит от Христа. И как ветхий Адам есть отец наш по плоти; так Христос есть отец наш по сему духовному рождению, Отец вечный, – Отец будущаго века ( Ис. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Я и теперь не могу понять, какие причины заставили мою мать послать меня один раз в народное училище, вместе с Андрюшей. Вероятно, это был чей-нибудь совет, и всего скорее М. Д. Княжевича, но, кажется, его дети в училище не ходили. Как ни была умна моя мать, но, по ее недостаточному образованию, не могла ей войти в голову дикая тогда мысль спосылать сына в народное училище, — мысль, которая теперь могла бы быть для всех понятною и служить объяснением такого поступка. Как бы то ни было, только в один очень памятный для меня день отвезли нас с Андрюшей в санях, под надзором Евсеича, в народное училище, находившееся на другом краю города и помещавшееся в небольшом деревянном домишке. Евсеич отдал нас с рук на руки Матвею Васильичу, который взял меня за руку и ввел в большую неопрятную комнату, из которой несся шум и крик, мгновенно утихнувший при нашем появлении, — комнату, всю установленную рядами столов со скамейками, каких я никогда не видывал; перед первым столом стояла, утвержденная на каких-то подставках, большая черная четвероугольная доска; у доски стоял мальчик с обвостренным мелом в одной руке и с грязной тряпицей в другой. Половина скамеек была занята мальчиками разных возрастов; перед ними лежали на столах тетрадки, книжки и аспидные доски; ученики были пребольшие, превысокие и очень маленькие, многие в одних рубашках, а многие одетые, как нищие. Матвей Васильич подвел меня к первому столу, велел ученикам потесниться и посадил с края, а сам сел на стул перед небольшим столиком, недалеко от черной доски; всё это было для меня совершенно новым зрелищем, на которое я смотрел с жадным любопытством. При входе в класс Андрюша пропал. Вдруг Матвей Васильич заговорил таким сердитым голосом, какого у него никогда не бывало, и с каким-то напевом: «Не знаешь? На колени!», и мальчик, стоявший у доски, очень спокойно положил на стол мел и грязную тряпицу и стал на колени позади доски, где уже стояло трое мальчиков, которых я сначала не заметил и которые были очень веселы; когда учитель оборачивался к ним спиной, они начинали возиться и драться.

http://azbyka.ru/fiction/detskie-gody-ba...

Не припомню, когда это было. Давно. Может быть, в октябре, а может быть, и еще раньше — в сентябре. Я шел из Детиздата по Невскому. (Да, конечно, это было не позже сентября, если я еще ходил в Детиздат. Потом я туда уже не ходил.) Шел по Невскому и попал в воздушную тревогу. Завыли сирены, появились, как из-под земли, патрульные, стали заталкивать прохожих в подъезды, в подворотни, в магазины. Меня загнали в «Пассаж». И мало того, что в «Пассаж», а — в убежище, помещавшееся в подвале этого универмага. Убежище не было достроено. Не все подпорки были поставлены, еще всюду белели стружки, пахло пиленым деревом, опилками. Я присел на какое-то бревно. И вдруг увидел у своих ног — зарывшуюся в стружки бледно-фиолетовую ленточку хлебной карточки. Хлеб на декаду! Такие сокровища я находил только в детстве, во сне. Протянул задрожавшую руку, незаметно поднял карточку, спрятал в карман. И потом — в течение десяти дней получал по ней хлеб. Значит, я и мои близкие съели четыре килограмма чужого хлеба. Карточка-то была рабочая, первой категории! Как и все продовольственные карточки в то время, эта карточка была безымянная, на предъявителя. Впрочем, я особенно ее не разглядывал. Хотя мог бы, и должен был, разглядеть! В оправдание себе могу сказать, что уже на второй день я понял, что ем чужой хлеб. На третий день я не стал его есть, отдавал маме и Ляле. А потом… потом, чем дальше, тем больше стала грызть меня совесть. Когда на ленточке осталось талонов граммов на восемьсот хлеба, я взял лупу и разглядел: кем выдана карточка? На круглой лиловой печати значилось: «Местный комитет универмага „Пассаж“». Значит, потерял карточку работник «Пассажа», какая-нибудь продавщица или кассирша. Хлеб съели, все талончики остались в булочных, но корешок карточки я не выбрасывал. Он лежал у меня на столе — и мучил меня. Звучит излишне громко, но я понял, что не смогу жить с этим грехом на душе. Понял, что должен искать эту женщину и отдать ей свой долг. Четыре килограмма хлеба ни скопить, ни купить я не мог. Я стал собирать все, что можно было собрать. Тогда еще можно было. От каждой пайки хлеба я отрезал крохотный кусочек и сушил его. Копил по штучке печенье, конфеты, крупу, куски сахара. От всего, что удавалось достать на рынке, — тоже. За месяц я скопил продуктов, стоимость и калорийность которых значительно превышали стоимость и калорийность четырех килограммов черного хлеба. Я считал, подсчитывал, пересчитывал, складывал, умножал… Находил какие-то коэффициенты, общие знаменатели… Одним словом, когда я отправился наконец морозным осенним днем в «Пассаж», в карман мой был засунут плотно перевязанный аппетитный пакетик граммов на 800 весом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Блажен, кто не восхищается никакою житейскою высотою, но Бога имеет славою своею, кто хвалится о Христе и может сказать с Апостолом: Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Христове (Гал. 6, 14). Поныне многие хвалятся телом своим: таковы упражнявшиеся в борьбе или вообще цветущие свежестью возраста. Многие хвалятся мужеством на войне, почитая добродетелью даже убийство единоплеменников, потому что воинская доблесть и памятники, воздвигаемые полководцем и городами, соразмеряются с количеством убийств. Одни славятся сооружением городских стен, другие устройством водопроводов и постройкою больших зданий для упражнений в борьбе. Этот, иждивая свое богатство на борцов со зверями и восхищаясь суетными кликами толпы, надмевается похвалами и много о себе думает, поставляя славу в своем позоре и даже, в видных местах города написав на досках грех свой, выставляет его напоказ. Другой славится богатством, а иной - тем, что он сильный и непреоборимый вития или знаток в мирской мудрости. О славе всех таких людей надобно сожалеть, а ублажать тех, которые прославляют своею славою Бога. Если иной высоко ставит, что он служит при царе и почтен от него великою честью, то сколько же ты должен себе ставить в честь, что ты раб Великого Царя, призван Им в тесное общение, приял Дух обетования, чтобы, запечатлевшись Им, соделаться сыном Божиим. Познав же на себе самом пользу искреннего упования на Бога, псалмопевец призывает и народ соревновать ему в этом, говоря: (9) Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша . Невозможно нам соделаться способными к приятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, какие овладели нашими душами. Я видал, что врачи не дают целебные лекарства, как прежде посредством рвоты очистив нутро от того болезнетворного вещества, которое невоздержные скопили в себе худым поведением. И в сосуд, который был занят какою-нибудь зловонною жидкостью, не вымыв, не наливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

В 1746 году, благодаря учреждению в лавре семинарии (которая открыта в ней 2 октября 1742 года, см. гл. X), заведена была в монастыре школа иконописания, именно: архимандрит лавры архиепископ Переяславский Арсений Могилянский предписал в нашем году обучать иконописанию желающих обучаться ему семинаристов, к которым потом, в 1753 году, присоединены были мальчики из принадлежавшей монастырю известной Холуйской слободы (Вязниковского уезда Владимирской губернии). Обучение живописи семинаристов, как кажется, скоро было прекращено; ученики из Холуян удалились из лавры, когда в 1764 году освобождены были монастырские крестьяне, но школа все-таки не прекратила своего существования: в нее начали быть набираемы дети оставленных лавре после 1764 года штатных служителей. Впрочем, в продолжение целых семидесяти лет – с 1764 года до покойного наместника лавры Антония – школа едва-едва существовала: обучалось в ней мальчика по три-четыре, а многое – по пяти-шести. При этом в продолжение наших 70-ти лет и число иконописцев-мастеров было у лавры самое незначительное. Антоний, назначенный в наместники лавры в 1831 году, начав принимать в школу не одних детей штатных служителей, но и всех желающих, постепенно довел школу до значительной многолюдности. Вместе с этим он же придал нынешние значительно широкие размеры и существующей в монастыре со школою иконописной мастерской. В 1885 году переведено было в лавру для присоединения к ее школе иконописания Московское епархиальное училище иконописания, заведенное в 1873 году и в Москве помещавшееся там, где теперь епархиальное Мариинское женское училище [в Замоскворечье, на Большой Ордынской улице], причем переданы были лавре и отпускаемые на содержание училища средства. В 1902 году в лаврской иконописной школе с присоединенным к ней епархиальным училищем обучалось семьдесят мальчиков, из которых сорок, принадлежащих к духовному званию, суть «епархиальные», представляющие собою переведенное в лавру училище, а тридцать, набранных из всяких других званий, суть собственно лаврские, представляющие собою в точнейшем смысле лаврскую школу. Все епархиальные, содержимые на переданные лавре средства, жили в самом монастыре и именно помещались в Пятницкой башне; из собственных лаврских шестнадцать жили также в самом монастыре и, находясь на полном содержании лавры, помещались при самой иконописной, а остальные четырнадцать, будучи детьми жителей Посада, ходили ночевать к родителям. В иконописной мастерской число мастеров не всегда одинаковое – иногда большее, иногда меньшее, смотря по количеству работ, но вообще или немного большее, или немного меньшее пятнадцати человек

http://sedmitza.ru/lib/text/438591/

С еретическим учением Ария и с опровержением его в домонгольской Руси знакомили специальные сочинения: четыре Слова против Ария, переведенные на славянский язык еще в начале X века Константином, еп. Болгарским, по поручению царя Симеона, из слов Златоуста в рукописи так называемой Супрасльской: «Слово о св. Фоме апостоле и против ариан», Кормчая и др. Но ближайшим источником сведений о Никейском соборе для Кирилла Туровского послужило небольшое повествование, помещавшееся в Торжественниках и Златоустах, как особое поучение на шестую неделю по пасхе, под заглавием: «Слово о соборе святых отец 318, сшедшихся в Никии проклинати Ария еретика». Слово это встречается уже в самых древних рукописях, (напр. в Новг.-Соф. 1261 л. 8–10, перг. XIII–XIV в.), постоянно встречается потом в рукописных Златоустниках (см. напр. Новгор.- Coф. XVI в., л. 246 об.), переходит в Печатные (см. Почаевское изд. Златоуста л. 73 об. и сл.) и вносится даже в Толковое Евангелие Кирилла Транквиллиона (л. 177 об. и сл.). В последнем интересно, между прочим, отметить образчик компиляции, представляющей буквальное заимствование из Слова Кирилла Туровского , с расширением и распространением его текста (см. начало), с внесением целиком повествования Златоустников о соборе (л. 178 об.) и с собственными добавлениями составителя Толкового Евангелия. О фактической недостоверности подробностей рассказа о соборе, разумеется, не только при Кирилле Туровском, но и во времена Кирилла Транквиллиона – не могло быть и речи: сообщаемые им сведения принимались за несомненно достоверные. Так, между прочим, в Слове Кирилла Туровского , как и в названном повествовании, число отцов собора, подавшее повод к отысканию в нем таинственно-символического смысла – 318, тогда как их было никак не свыше 300, папа Сильвестр совсем на соборе и не присутствовал, Константин был крещен Евсевием и пр. (Робертсон, Истор. хр. цер. т. I стр. 189,190,198). 346 Поучения – на Пентикостье (Пятидесятницу) и о Самаряныни. – Эти два поучения, обыкновенно, приписываются только Кириллу Т., но не считаются несомненно ему принадлежащими, потому что в древнейших списках встречаются без надписания его имени (хотя и другие его произведения в рукописях также нередко встречаются без его имени) и не подходят по слогу и характеру изложения к подлинным его Словам (хотя, как мы говорили выше, и это доказательство непринадлежности ему этих поучений нельзя считать прочным).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

  001     002    003    004    005