Обратись, Иаков, и возьми ее... ( Вар. 4:2 ). Обратитесь, патриархи, архиереи, иереи, клирики, монахи и все прочие духовные отцы и братья во Христе, и возьмитесь за эту книгу обеими руками [ 284 ] . Ходите при сиянии света ее (см. Вар. 4:2 ), чтобы просветиться вечным светом знания. Возрадуйтесь о словесах ее больше, чем те, которые находят большую добычу (см. Пс. 118:162 ). Ибо словеса ее чисты, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное ( Пс. 11:7 ) – или суждением семи Вселенских Соборов, или множество раз Соборами Поместными и отдельными отцами, так как число семь Писание часто употребляет вместо «много раз». А взявшись, будьте не только читателями и слушателями этих божественных законов, но и исполнителями – потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут 285 , – чтобы не послужило к смерти нарушение этих правил, ведущих к жизни, если их соблюдают. Прибавлю же и следующее изречение Варуха: Счастливы мы, Израиль, потому что нам известно то, что благоугодно Богу 286 . Вы счастливы, братья христиане, потому что через эту книгу вы удостоились познать благоугодные Богу отеческие и соборные повеления. Божественный Давид сказал, что после многих молний и смятений показались источники вод и открылись основания вселенной: И умножил молнии и привел их в смятение, и явились источники вод, и открылись основания вселенной ( Пс. 17:15–16 ). Эти слова можно с большим удобством аллегорически истолковывать в отношении предмета нашей речи. Во-первых, после того как Господь умножил святые Соборы, словно некие молнии, и ими привел в смятение и погубил зломысленных еретиков, явились эти источники духовных и животочных вод и открылись эти умопостигаемые основания вселенной, то есть Кафолической Церкви. Во-вторых, сначала божественные Соборы собирались ради ниспровержения нечестивых ересей; но, собравшись, они выносили постановления и о христианской жизни, назовет ли кто их небесными источниками, так как они напояют все лицо Церкви, или духовными основаниями, на которых созидается всякое христианское здание. Но тогда они явились и открылись, однажды придя в бытие. Сейчас же явились и открылись, как мы сказали, через толкование на более простом языке и еще больше – с помощью издания в печати. |
Обращая внимание на нынешнее лукавое время, — время безверия, вольнодумства, легкомыслия, бесцельности жизни, полной расшатанности нравов, отвержения священных, вечных жизненных авторитетов, слова Божия, писаний пророков, апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, попрания всяких праведных законов, на коих утверждается жизнь человеческая, временная и вечная, закоснение в беззакониях, — невольно думаешь: о как мир и все отечество, общество, дом, семейство были бы счастливы, если бы некоторые сыны погибельные не родились совсем на свет и не были бы членами их! Сколько обществ, домов, семейств избавилось бы от слез, скорби и отчаяния по своим погибающим и коснеющим в безбожии, неповиновении, в пьянстве и разврате членам! Но, по праведным судьбам Божиим, в этом мире определено для проявления терпения и борьбы вместе расти пшенице и плевелам и уживаться иногда бок о бок добродетели и злодейству, труду и лени неподвижной, и это должно продолжаться до Общей Жатвы, когда Насадитель твари скажет Своим верным слугам — Ангелам: …соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу Мою (ср.: Мф. 13, 30). Праведный всех Судия определил, чтобы и добродетель возрастала и достигла совершенства, и зло достигло своего развития и своих плодов до известного предела, чтобы и добро получило совершенное возмездие и блаженство, а зло — большее наказание и муку на всю вечность. О, если бы это помнили всегда и имели в виду добрые и злые! В Священном Писании сказано: …не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 10–12). Итак, рожденные женами, самым рождением от христианских родителей и потом возрождением в купели Крещения предназначенные к вечному наследию и блаженству, избирайте здесь, на земле, свою долю — добро или зло и соответствующее тому и другому воздаяние — или подвизайтесь с усердием в вере и добродетели христианской, гражданской и семейной, и будете сподоблены от Бога вечной жизни. Или, если окажетесь упорно неверными, непокорными слову Божию и Церкви, благодати Крещения, если не будете новою тварью во Христе, не примете Божия разума, нового духа и нового сердца, которого хочет от нас Бог, и своей воли не покорите воле вседержавного, праведного Творца, то ждите праведного и страшного Его изречения: …идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Аминь. notes Примечания 1 |
Обращая внимание на нынешнее лукавое время,- время безверия, вольнодумства, легкомыслия, бесцельности жизни, полной расшатанности нравов, отвержения священных, вечных жизненных авторитетов, слова Божия, писаний пророков, апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, попрания всяких праведных законов, на коих утверждается жизнь человеческая, временная и вечная, закоснение в беззакониях,- невольно думаешь: о как мир и все отечество, общество, дом, семейство были бы счастливы, если бы некоторые сыны погибельные не родились совсем на свет и не были бы членами их! Сколько обществ, домов, семейств избавилось бы от слез, скорби и отчаяния по своим погибающим и коснеющим в безбожии, неповиновении, в пьянстве и разврате членам! Но, по праведным судьбам Божиим, в этом мире определено для проявления терпения и борьбы вместе расти пшенице и плевелам и уживаться иногда бок о бок добродетели и злодейству, труду и лени неподвижной, и это должно продолжаться до Общей Жатвы, когда Насадитель твари скажет Своим верным слугам - Ангелам: ...соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу Мою (ср.: Мф. 13, 30). Праведный всех Судия определил, чтобы и добродетель возрастала и достигла совершенства, и зло достигло своего развития и своих плодов до известного предела, чтобы и добро получило совершенное возмездие и блаженство, а зло - большее наказание и муку на всю вечность. О, если бы это помнили всегда и имели в виду добрые и злые! В Священном Писании сказано: ...не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 10-12). Итак, рожденные женами, самым рождением от христианских родителей и потом возрождением в купели Крещения предназначенные к вечному наследию и блаженству, избирайте здесь, на земле, свою долю - добро или зло и соответствующее тому и другому воздаяние - или подвизайтесь с усердием в вере и добродетели христианской, гражданской и семейной, и будете сподоблены от Бога вечной жизни. Или, если окажетесь упорно неверными, непокорными слову Божию и Церкви, благодати Крещения, если не будете новою тварью во Христе, не примете Божия разума, нового духа и нового сердца, которого хочет от нас Бог, и своей воли не покорите воле вседержавного, праведного Творца, то ждите праведного и страшного Его изречения: ...идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Аминь. |
Ответьте же нам, противники, что же это за жертва, благодаря которой Христос называется первосвященником вовеки? Вы не сможете сказать, что это Кровная Жертва, принесенная на Кресте, потому что она свершилась только один раз, и из этого не следует, что Христос Первосвященник вовеки, К тому же Апостол Павел хорошо знал об этой Кровной Жертве, для него не было тайной, что Христос, Который должен был принести жертву, принес в Жертву Самого Себя на Кресте. Однако при этом он говорит, что, несмотря на это, Первосвященнику Христу, Который воссел одесную престола величия на небесах (...) нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Как Первосвященник, Он уже после этой Крестной Жертвы воссел одесную Бога Отца. Однако, как следует из слов Павла, помимо однократного принесения себя в Жертву на Кресте необходимы и другие жертвы: нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Иначе бы после смерти Христос не оставался первосвященником, поскольку, по словам Павла, каждый первосвященник потому только таковым является, что приносит дары и жертвы. Добавлю под конец и эти слова Апостола, которые он говорит в Послании к Евреям: Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии ( Евр. 13, 10 ). Поскольку наш Новый Завет и Евангелский закон имеют свой жертвенник, то они имеют и свою Жертву, причащаться которой не имеют права ветхозаветные священники, служащие ветхозаветной сени. Не могу умолчать и о том, что в Деяниях Апостольских написано, как сами Апостолы приносили эту Святейшую Жертву, ибо там сказано: на дело, к которому Я призвал их ( Деян. 13, 2 ). Это слово, дело, имеет греческое происхождение и означает Литургию, или принесение Жертвы. Под этим словом, дело, подразумевается Литургия, или совершение Службы Богу и принесение Богу Бескровной Жертвы. В греческой Библии написано: λειτουργα, что означает истинную службу Божию, действующую и совершаемую Богу всем народом. Это не проповедь Слова Божия, как толкуют противники, не раздача Таинств, ибо мы проповедуем и учим не Господа и раздаем Таинства не Господу, а людям. Господу же Богу приносим Службу, то есть Жертву, которую больше никому нельзя приносить, поэтому Служба Божия по-гречески называется Литургия. Глава 6. Твердость камня веры от Святых Вселенских и Поместных Соборов |
Откровение, которое Бог сообщил о Себе ветхозаветным пророкам и которое в полноте было явлено миру через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, именуется сверхъестественным — в отличие от естественного откровения, сообщаемого Богом через тварный мир или через историю человечества. Сверхъестественное Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих: во времена Ветхого Завета — у богоизбранного народа, история которого запечатлена на страницах Библии; после пришествия в мир Христа — в христианской Церкви. Через Свое Откровение Бог Сам указывает человеку цель истинной жизни и путь к достижению этой цели. Божественное Откровение хранится, передается, изъясняется и проповедуется Церковью. Единый и непрерывный духовный опыт, хранимый в Церкви и передаваемый из поколения в поколение, составляет Священное Предание В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает, в первую очередь, само передаваемое учение: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор 11:2 ); «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес 2:15 ). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное. Священное Предание выражено, в частности, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, богослужебных текстах, творениях отцов и учителей Церкви, в рассказах о жизни святых подвижников благочестия, в церковных песнопениях и святых иконах. Именно посредством Предания сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал», — говорит апостол Павел ( 1Кор 11:23 ). Священное Предание есть общее достояние всей Церкви, принадлежащее ей в совокупности и каждому из ее членов в отдельности; оно является свидетельством ее единства, единомыслия, гарантом сохранения в ней апостольского учения. По словам священномученика Иринея Лионского , хотя Церковь и рассеяна по всему миру, однако, приняв проповедь истины от апостолов, она тщательно хранит ее, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни |
Откуда же, как не через устное предание (или письменное вне Библии ) знает об этом апостол? В своем Послании к коринфянам апостол Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостолы не столько были писателями, сколько проповедниками. Но то, что они говорили и о чем говорили, – не менее важно, чем то, о чем они писали. Надо учесть еще и тот факт, что не все Апостольские писания дошли до нас, но могли сохраниться в сочинениях их преемников или же в церковной практике, что видно из Послания к колоссянам, где апостол Павел говорит: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской Церкви, а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол. 4:16 ). К нашему сожалению, прочесть Послание к лаодикийцам мы не можем, так как оно не сохранилось. Да только ли оно? Особенно если учесть, что эти послания писались в одном экземпляре, а не тысячными тиражами, а язычники, как известно, жгли не только христиан и их храмы, но и книги. Поэтому живая традиция и предания Древней Церкви для нас так же важны, как и послания святых апостолов. Итак, предания утверждались Соборами. Посему, отвергая предания, надо отвергнуть и авторитет Соборов. Но ведь первый Поместный Собор был созван апостолами: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» ( Деян. 15:6 ). Как часто мы можем видеть: собрались вместе представители разных христианских деноминаций – баптисты, харизматы, члены Церкви Христа, свидетели Иеговы, адвентисты, мормоны и проч. И какая бы тема ни обсуждалась, но всегда ясно, что по одному и тому же богословскому вопросу приводятся разные цитаты и даются разные толкования одних и тех же цитат. Сектант заявляет: «Мы живем только по Библии ». Но по чьей Библии – баптистов, свидетелей Иеговы или харизматов? Ведь Библия в руках православных и сектантов действительно чаще всего одного и того же издания, но как узнать, кто же действительно понимает ее правильно? Как ни пытаются протестанты доказать, что только Писание – Слово Божие, они часто забывают, что само Писание – это не Божьи «диктанты», написанные в разное время, что в Новом Завете есть книги (ряд Апостольских посланий), которые писались как личные духовно-отеческие наставления. |
Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:3 . Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ ( Втор. 9:25 ). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю ( Деян.9:3–6 ). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:9 . Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» ( Откр. 4:10 . Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» ( Ин. 4:23 . Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением. Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-ro Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения: – « Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-ro Вселенского собора). – « От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. |
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и чадам Русской Православной Церкви Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. 5 февраля, 2012 Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1:2). Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Наши миссионерские, образовательные, благотворительные и иные труды следует в конечном итоге направлять на спасение каждой человеческой души. Призыв Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), — остается самым насущным и в наше время. Памятуя об этом, члены Архиерейского Собора обсудили многие вопросы церковной и общественной жизни, приняв Соборные определения и иные документы, обращенные ныне к Полноте нашей Церкви. Заботясь о благоустроении церковной жизни, члены Собора определили на будущее процедуру избрания Патриарха на Поместном Соборе, уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили совершенное Священным Синодом создание митрополий и новых епархий. Они также предложили решения важных задач, стоящих перед обществом. |
Прибавлять к существу веры Богооткровенной или убавлять по произволу человеческому - гибельно. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в конце своей книги " Апокалипсис " прибавляет: ...я свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро (Откр. 22, 18-20)! То, что сказал апостол Иоанн о своей книге, то Православная Церковь может сказать о своем Символе веры, потому что Символ веры, как и книга " Апокалипсис " , есть изречение Духа Святаго и всякое прибавление к Символу веры, как бы ни было оно сделано без всякой нужды и вопреки учению Символа веры, влечет за собою отлучение от Бога и от жизни вечной. Апостол Павел говорит: ...если мы или Ангел с неба будет вам говорить не то, что мы благовествовали, анафема да будет (ср.: Гал. 1, 8). Вот как твердо нужно держаться истины Божией, преданной нам Самим Господом Иисусом Христом, Его апостолами и святыми богоносными отцами Вселенских и Поместных Соборов! Никакой папа и никакой папский чин или католический собор не может, не лишая себя и своих последователей чаяния вечной жизни, изменить Символ веры, основанный всецело на Евангелии и на точных словах Самого Спасителя, а если католики изменили Символ веры в восьмом его члене, прибавив о Духе Святом, что Он и от Сына исходит, то они тем лишают себя и всех католиков согласия с Евангелием и общения со Христом и Духом Святым, о Котором изрекли ложь вопреки ясным словам Евангелия, и папа кощунственно и ложно присвоил себе наименование непогрешимого, как бы для прикрытия всякой вероисповедной лжи. Есть ли хотя один папа во святых, начиная с VIII века? Нет ни одного. Как в учении веры нужно твердо держаться истины по Евангелию даже до йоты, даже до единого слова, так и в жизни нужно держаться закона Божия даже до йоты единой, даже до помысла единого, ибо и един помысл неправедный есть мерзость Господу. Дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут (Мф. 5, 18). Вот в чем заключается Православие! |
Прибавлять к существу веры Богооткровенной или убавлять по произволу человеческому – гибельно. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в конце своей книги «Апокалипсис» прибавляет: я свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! ( Откр. 22:18–20 ). То, что сказал апостол Иоанн о своей книге, то Православная Церковь может сказать о своем Символе веры , потому что Символ веры , как и книга «Апокалипсис», есть изречение Духа Святаго и всякое прибавление к Символу веры , как бы ни было оно сделано без всякой нужды и вопреки учению Символа веры, влечет за собою отлучение от Бога и от жизни вечной. Апостол Павел говорит: если мы или Ангел с неба будет вам говорить не то, что мы благовествовали, анафема да будет (ср.: Гал. 1:8 ). Вот как твердо нужно держаться истины Божией, преданной нам Самим Господом Иисусом Христом, Его апостолами и святыми богоносными отцами Вселенских и Поместных Соборов! Никакой папа и никакой папский чин или католический собор не может, не лишая себя и своих последователей чаяния вечной жизни, изменить Символ веры , основанный всецело на Евангелии и на точных словах Самого Спасителя, а если католики изменили Символ веры в восьмом его члене, прибавив о Духе Святом, что Он и от Сына исходит, то они тем лишают себя и всех католиков согласия с Евангелием и общения со Христом и Духом Святым, о Котором изрекли ложь вопреки ясным словам Евангелия, и папа кощунственно и ложно присвоил себе наименование непогрешимого, как бы для прикрытия всякой вероисповедной лжи. Есть ли хотя один папа во святых, начиная с VIII века? Нет ни одного. Как в учении веры нужно твердо держаться истины по Евангелию даже до йоты, даже до единого слова, так и в жизни нужно держаться закона Божия даже до йоты единой, даже до помысла единого, ибо и един помысл неправедный есть мерзость Господу. Дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, Дóндеже вся будут ( Мф. 5:18 ). Вот в чем заключается Православие! |
| |