Она, слава Богу, в порядке; но ещё не всё уладилось по прежним личным отношениям. Сестра Евфросиния не явилась с другими монахинями в комнаты игуменьи, в мою там бытность с преосвященным Василием, и я нашёл нужным послать за нею и при всех сказать, что не к ней преосвященные, а она к ним должна явиться с почтением. Это обстоятельство подтвердило рассказанные мне прежде некоторые черты резкого отклонения её от игуменьи, производящего раздор и расстройство в обществе. Я сказал им, кажется, всё, что был должен, между прочим и то, что место сестры Евфросинии есть возле настоятельницы и что она напрасно отклонила должность казначеи. Кажется, мои наставления остались не бесплодны для умной головы – я узнал, что в тот же день сестра Евфросиния примирилась с игуменьею. Преосвященный Василий назначил её казначеею – и Бог даст, что это полезно будет и для общества, и для обители. Я всегда думал, как вы знаете, что устройство Спасо-Евфросиниевской обмели лучше всего было вверить игуменье древлеправославной. Но теперь устранение нынешней игуменьи было бы весьма вредно. После вывода отсюда всех инокинь ненадёжных, смена Щепановской, пользующейся прекрасною репутацией, была бы только поводом ненавистных толков, что её выперли, как воссоединённую. Если бы, сохрани Бог, раздор и от ныне не прекратился, то я советовал бы сестре Евфросинии перепроситься временно в другой благоустроенный, например, Спасо-Бородинский монастырь. Через год или два, она вышла бы без натяжек прекрасною игуменьею в Полоцк или Вильно. Я проехал Полоцк и Витебск, а завтра буду в Могилёве. Что-то мне нездоровится – постоянно жжёт под ложечкой – отбиваюсь диетой да содовыми порошками. Бог знает, стоило ли меня посылать в другие епархии в нынешнем моём положении – пользы принесу не много, а без неприятностей не обойдётся. Минской губернаторше Семеновой, 9 октября 1849 года. Вчера получил я уведомление орденского капитула о поступлении моём в комплект для получения пенсиона по ордену св. Александра Невского. Желая поделиться с нуждающимися этим улучшением моего состояния, препровождаю при сем сто рублей серебром в пользу детских приютов в городе Минске, пользующихся матерним вашим попечительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В 1943 году, рискуя своей жизнью, сестры ходатайствовали об открытии монастыря и возвращении мощей преподобной Евфросинии из атеистического музея. К концу 1943 года Полоцкая обитель, действительно, была открыта, а 24 октября 1943 года из Витебска были привезены нетленные мощи преподобной Евфросинии, С тех пор и доныне они почивают в родном монастыре. Сестры, жившие в это тяжелейшее время, оставались верными своим монашеским обетам, и сегодня их пример очень вдохновляет и поддерживает нынешних насельниц во всех трудностях и испытаниях. Известно, что монахини и клирики Спасо-Евфросиниевской обители за веру и религиозные убеждения отбывали срок заключения в лагерях и тюрьмах. Среди них – игумения Елена (Волкова), протоиерей Александр Румянцев, иерей Иоанн Соколовский, монахини: Лариса (Ксюнина), Рафаила (Червинская), Пелагия (Иванова), Евфросиния (Головачек), Елена (Казакова); послушница Анастасия Казакова и другие. В настоящее время, насколько это возможно, сестры собирают архивные материалы об этом периоде истории Спасо-Евфросиниевской обители и ее насельницах. В 1961 году, в период возобновившихся гонений, Спасский монастырь закрыли еще раз, но он пережил и это скорбное время и дождался своего нового возрождения. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви издал указ о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в городе Полоцке. Всего за несколько лет, благодаря неустанным трудам священноначалия, сестер и множества почитателей преподобной, Полоцкая обитель преобразилась. С 2004 года ее настоятельницей является игумения Евдокия (Левшук) Дни в молитве и трудах В настоящее время в монастыре подвизается 90 сестер. Большинство насельниц живут по двое, поскольку нет возможности предоставить каждой сестре отдельную келью, однако планируется строительство нового корпуса, чтобы у всех сестер была возможность уединения. День сестры начинается в 04:30. В 05:00 в Кресто-Воздвиженском соборе совершается полунощница, затем в Свято-Евфросиниевском храме бывает утреня, 1-й, 3-й, 6-й часы и Литургия. На службе присутствуют все сестры, кроме тех, кто несет в это время свое послушание (поварня, дежурство в сестринском корпусе, подсобное хозяйство и другие). После Литургии – ранний обед (около 10:00), по окончании которого – послушания с перерывом на полдник в 14:00. В среднем на исполнение послушания отводится около пяти часов в день. С 15:30 до 16:30 – время келейного пребывания сестер, когда они могут помолиться или отдохнуть. В 17:00 совершается молебен преподобной Евфросинии, по окончании его – 9-й час и вечерня. После вечерни около 18:30 бывает ужин и вечернее правило, в которое входит малое повечерие с каноном Божией Матери из Октоиха. Затем сестры расходятся по кельям для уединения, молитвы и отдыха (около 20:00). Накануне праздничных и воскресных дней в 16:45 совершается всенощное бдение, а в сам день праздника – две Божественные литургии − в 6:30 и в 9:30.

http://pravmir.ru/pod-pokrovom-prepodobn...

Вплоть до XVI века при Спасской церкви продолжал существовать женский монастырь. В 1579 году после взятия Полоцка войсками короля Речи Посполитой Стефана Батория для обители начался долгий период упадка. Вероятно, во время военных действий 1579 года Спасо-Преображенский храм был опустошен, а верхняя часть его объема, сначала перекрытая закомарами, частично разрушена. В 1582 году король Стефан Баторий издал привилей, согласно которому большинство местных православных храмов и монастырей, в том числе и древняя обитель «у церкви Спаса», перешли в ведение католического ордена иезуитов. Известно, что в 1582 году иезуиты получили здание церкви в разоренном виде. Во время их пребывания в монастыре Преображенская церковь была обращена в костел и впервые перестроена. Иезуиты обновили древнюю православную святыню и даже оставили название церкви – Преображения Господня. В этот период древние фрески были покрыты слоем известковой побелки. Можно предположить, что иезуитами, за исключением известных изменений интерьера, прежде всего алтаря, была заменена и старая закомарная система перекрытий на понятную тогдашним плотникам вальмовую крышу из досок. По другой версии, крыша была сделана из черепицы. Еще церковный историк А.П. Сапунов в 1885 году в своей статье «Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке» писал о том, что церковь Спаса до ремонта 1832 года была покрыта «частью соломой, частью черепицей и гонтом». Это подтверждают и современные исследования реставраторов, которые в забутовках храма нашли битую черепицу, по археологическим признакам относящуюся к XVII веку. Скорее всего, в XVII веке обновленная иезуитами Спасская церковь не использовалась для богослужений. Об этом свидетельствуют граффити, оставленные на стенах храма тогдашними полоцкими школярами – факт невероятный в использовавшемся костеле. (Вообще, граффити Спасской церкви, написанные в период от середины XII века до 1832 года включительно, имеют важное историческое значение. Они выполнены на древнерусском, латинском и польском языках и по своему содержанию и назначению относятся к поминальным, благопожелательным, автографическим, летописным, бытовым).

http://sobory.ru/article/?object=04904

Новый период в истории Спасо-Евфросиниевского монастыря начался в Великую Отечественную войну. По разрешению оккупационных властей в 1943 году обитель стала восстанавливаться (после своего закрытия в 1925 г.). Благодаря усиленным ходатайствам полоцких монахинь мощи преподобной Евфросинии были возвращены из Витебской Свято-Покровской церкви в монастырь. Раку с мощами угодницы Божией установили в Спасо-Преображенском храме слева от алтаря. В 1946–1947 годах под руководством Е. Ащепкова был сделан обмер храма, не внесший серьезных изменений в реконструкцию, предложенную исследователями ранее. Однако обследование сохранившихся под современной крышей частей древней кладки позволило бы изучить храм гораздо более детально. Поэтому в 1976 году были вновь проведены исследование и обмер верхних частей здания, а также заложен шурф у его северо-восточного угла. Полученные данные помогли по-новому понять значение архитектурных форм Спасской церкви и приблизиться к документальной реконструкции ее первоначального облика. После закрытия монастыря в 1960 году Спасо-Преображенский храм был единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. Святые мощи небесной покровительницы земли Полоцкой, к великому утешению верующих, и после закрытия обители на протяжении всех последующих лет оставались в Спасском храме. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников – на Пасху, Рождество, Крещение – в древний храм Спаса приходило столько людей, что многим из них приходилось молиться на паперти, а также близ церкви на соборной площади. Прихожане общины сохранили несколько небольших колоколов, в которые звонили сестры еще до закрытия монастыря. Поскольку в годы лихолетья власти запретили совершать колокольный звон, один из колоколов был установлен на хорах Спасского храма, и звон стал совершаться внутри церкви. Когда начала восстанавливаться обитель, сохранившиеся колокола повесили в одной из башен Кресто-Воздвиженского собора, а в 1992 году колокола переместили во вновь построенную колокольню, находящуюся над святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=04904

11-го числа получил письмо из Витебска от преосвя- —311— щенного Антонина. Он писал от 8-го числа, в ответ на мое письмо от 1-го числа: «Милостивое письмо Вашего Высокопреосвященства от 1-го сего декабря премного утешило и ободрило меня. С удвоенным усердием и с большею решимостью буду теперь вести дело о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киева в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Непременно воспользуюсь советом Вашего Высокопреосвященства – сослаться в моем представлении Святейшему Синоду на указ его от 12-го декабря 1872 г. за 2543 и на перенесение в Киев свят. мощей Симона, первого епископа Владимирского, и Лаврентия, епископа Туровского. Указ от 12-го декабря 1872 года оказался в архиве архиерейской канцелярии, с документами о перенесении части свят. мощей преподобной Евфросинии, между коими я имел утешение увидеть черновые отношения к Губернатору и предложения Консистории, писанные рукою Вашего Высокопреосвященства. Из Консистории-же прислали мне два дела о перенесении мощей преподобной Евфросинии, возбужденные Высокопреосвященнейшим Василием в 1858 г. и графом М. Н. Муравьевым – в 1864 г. По возбужденному Высокопреосвященнейшим Василием делу последовал из Святейшего Синода от 26-го июля 1860 года Указ, из которого видно, что в Бозе почивший Высокопреосвященнейший Исидор, бывший в то время митрополитом Киевским, с особенным усердием старался выразить свое несогласие на перенесение свят. мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, вследствие чего было отказано Святейшим Синодом и Высокопреосвященному Василию и гражданам г. Полоцка… Что-же сказано Высочайшею Властью и Святейшим Синодом на ходатайство графа М. Н. Муравьева – неизвестно. Из дела видно только, что, по требованию графа, Высокопреосвященный Василий выразил самое полное сочувствие предпринятому им ходатайству о перенесении свят. мощей преподобной Евфросинии в Полоцк. 25-го ноября отправил я к Владимиру Карлов. Саблеру письмо, в котором, объяснив общее желание православного населения Полоцкой епархии, чтобы свят. мощи препод. Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, – и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неоднократно росписи храма обновлялись и переписывались. Два последних обновления приходятся на 1833 и 1886 годы, когда весь храм был заново расписан масляными красками, но роспись лишь приблизительно следовала древней системе и, в целом, до неузнаваемости искажала древнюю композицию. Следует особо отметить историческое значение граффити Спасо-Преображенской церкви. Они выполнены на древнерусском, латинском и польском языках. Теоретически хронология этих надписей занимает промежуток времени от второй половины XII века до 1832 года включительно. По содержанию и назначению полоцкие граффити относятся к поминальным, благопожелательным, автографическим, летописным, бытовым. Так, в жертвеннике, на его северной стороне, есть граффито на древнерусском языке, в котором в столбик перечислены семь имен (два женских и пять мужских). Надпись составлена для оглашения в заупокойных молитвах. Некоторые надписи имеют полную датировку, то есть год, месяц и число. Многие, особенно поминальные, только месяц и число, что было вполне достаточно для совершения поминовения. Время написания недатированных надписей определяется по палеографическим признакам, по форме букв, которая со временем менялась. Фресковая роспись Спасо-Преображенского храма, по мере раскрытия, все более и более поражает полнотой своей сохранности, тонкой продуманностью иконографической программы и художественным совершенством. Еще многие открытия ждут исследователей в этой области, которые обогатят историю Полоцкой земли и еще более прославят имя основательницы монастыря преподобной Евфросинии. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1992 году в Республике Беларусь была выпущена почтовая марка с изображением церкви Спаса Преображения. Еще один интересный факт: в 2000 году в Республике Беларусь была выпущена почтовая марка с изображением церкви Спаса Преображения. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крест Евфросинии Полоцкой: суть вещей 2 мин., 19.11.2018 Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Евфросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке. Дата изготовления: 1161 год. Размеры: высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Материалы: кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Мастер: Лазарь Богша. Подпись мастера на обратной стороне креста: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». Лицевая и оборотная стороны Нажмите чтобы перевернуть Поделиться результатом: Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Статус: утерян во время Великой Отечественной войны. Местонахождение копии: Крест хранится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия. Напрестольный крест — небольшой крест, который хранится на престоле в алтаре храма. Священник выносит его в конце богослужений и дает приложиться (поцеловать) верующим. Этот же крест опускают в воду во время ее освящения. 3D-мoдeль креста  Saint Euphrosyne " s Cross by merlush on Sketchfab выполнена Дмитрием Тамковичем Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173) — дочь витебского князя Святослава Всеславича, просветительница Полоцкого княжества. В 12 лет отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Вела аскетическую жизнь, носила вериги. Переводила и переписывала книги. Основывала монастыри, занималась просветительством. Умерла в Иерусалиме, совершая туда паломничество. История Крест хранился в Спасо-Преображенском храме до XIII века, пока Полоцк не захватил смоленский князь, который увез святыню с собой. В 1514 году царь Василий III захватил Смоленск и перевез крест в Москву. Его сын, Иван Грозный вернул святыню на место, в Спасо-Преображенский храм. Впоследствии крест еще несколько раз перевозили и возвращали, пока в 1928 году окончательно не увезли из Полоцка в Минск, а затем в музей Могилева.

http://foma.ru/krest-evfrosinii-polotsko...

В 1563 году Иоанн Грозный, желая завоевать Полоцк, дал обет вернуть святыню в Спасский монастырь, если город будет захвачен. Нужно признать, что русский царь, отличавшийся жестокостью и вероломством, в этом случае сдержал своё слово. Почти четыре последующих столетия полочане как зеницу ока сберегали драгоценную реликвию, но драматический ХХ век лишил Белоруссию одной из главнейших святынь. В 1941 году, в самом начале войны, крест Ефросинии бесследно исчезает... Ныне в Крестовоздвиженском соборе (1893-97 гг.) Спасской обители хранится точная копия креста, воссозданная мастером Н. Кузьмичом и так же, как оригинал, содержащая хрстианские реликвии. Наибольшего расцвета монастырь достиг к концу XIX - нач. ХХ века, а после того как в 1910 году из Киево-Печёрской лавры были торжественно перевезены мощи святой Ефросинии в Полоцкий Спасский монастырь, обитель становится местом массового паломничества верующих. После 1917 года, в ходе государственной антирелигиозной кампании все церковные ценности монастыря были реквизированы, а сам он в 1925 году закрыт. Все здания, до этого принадлежавшие обители, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестёр. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в Полоцке в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведённый им участок из-под вырубленого леса, называвшейся Пеньки. Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу. После закрытия артели (1928 г.) сёстры продолжали нести монашеский подвиг в миру. В 1943 году, во время немецко-фашистской оккупации, монастырь вновь начинает действовать, в него возвращаются некоторые монахини. Несмотря на действующий монастырь, в одном из корпусов Спасо-Ефимиевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные. 23 октября 1943 года, с разрешения немецких властей мощи преподобной Ефросинии были вновь перевезены из Витебска в Полоцкую обитель.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Витебска, в древне Слободке, на правом берегу р. Западной Двины. Когда основан этот необщительный монастырь, достоверно не известно, но несомненно, что он существовал задолго до 1576 г., когда его Троицкая церковь уже считалась приходским храмом. Его возобновил в 1638 г. князь Лев Огинский, и с тех пор монастырь был передан православию, несмотря на все ухищрения и козни униатов. В 1842 г. он возведен на степень 1 класса. В его единственном Троицком храме хранится дар патриарха Никона – Казанская икона Богоматери. Управляет архимандрит. Невельский Спасо-Преображенский монастырь в г. Невеле. Он занимает видное и ровное место на городской торговой красной площади, недалеко от берега р. Емельки и в полуверсте от ст. С.-Петербургско-Виндавской ж. д. «Невель» и переведен сюда в 1682 г. по просьбе жителей из упраздненного Троицкого монастыря, находившегося в 3 в. от города. В этом нештатном с 1795 г. и необщежительном монастыре имеется два каменных храма. Преображенский храм построен в 1820 г. членами Благовещенского братства вместо сгоревшего деревянного Благовещенского храма и имеет теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца, воздвигнутый в начале XIX в. На восток от этого храма помещается церковь во имя прп. Нила Столобенского, с каменной трехъярусной колокольней, построенная в 1825 году. Управление в этой обители игуменское. Женские обители Борисоглебский монастырь в Полоцке. Приписная (с 1879 г.) к Спасо-Евфросиниевскому монастырю заштатная (с 1842 г.) Борисоглебская обитель расположена в Задвинской части уездн. г. Полоцка. Основана она в XII в. князем Полоцким Борисом и была первоначально мужским монастырем, принадлежавшим в XVII столетии униатам. В обители одна каменная церковь во имя Свв. блгвв. кнн.-страстт. Бориса и Глеба, построенная в 1217–1222 годах. Вербиловский Покровский монастырь в Себежском уезде. Монастырь находится при Вербиловском озере, в 5 в. от почтовой ст. «Балашово», в 20 в. от ст. «Пустошки» Московско-Виндавской ж. д. и в 50 в. к северо-востоку от своего уездн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Игумения Евдокия (Левшук): «Будет молитва в монастыре, будет и монашеская жизнь» 15 августа 2018 г. 12:10 12 августа 2018 года в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре Полоцка (Витебская область, Белоруссия) отметили 60-летие настоятельницы обители игумении Евдокии (Левшук). В этот день матушку игумению поздравил митрополит Минский и Заславский Павел . После Литругии в Крестовоздвиженском соборе обители митрополит Павел во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения вручил настоятельнице монастыря орден святителя Кирилла Туровского II степени. Корреспонденты «Монастырского вестника» побывали в Спасо-Евфросиниевском монастыре незадолго до этого события и попросили матушку ответить на вопросы о ее монашеском пути, о том, как возрождался монастырь преподобной Евфросинии и чем сегодня живет обитель. — Матушка, Вы уже 11 лет исполняете послушание игумении Спасо-Евфросиниевского монастыря, настоятельницей были назначены еще раньше, в 2004 году. А совсем скоро, в 2019 году, древняя Полоцкая обитель отметит 30 лет со дня принятия Священным Синодом решения о возвращении ее Церкви — начала возрождения. Расскажите, пожалуйста, какой путь прошел монастырь за это время? Насколько отличается он сегодняшний от того, каким Вы увидели его, приехав сюда в начале 1990-х. — Первые четырнадцать насельниц приехали в монастырь из Жирович в 1990 году (после закрытия Полоцкой обители в 1961 году сестры были переведены в Жировичский Успенский мужской монастырь). В сентябре 1991 года прибыли еще восемнадцать сестер с игуменией Евфросинией (Максимчук); в их числе была и я. Страшно вспоминать, что здесь было. Через территорию монастыря проходила дорога, уцелевшие монастырские корпуса были заселены людьми. Запустение было великое. Ни воды, ни отопления, керогазы, колонка на улице… К 1990-му году Кресто-Воздвиженский собор, пострадавший от бомбежек в войну, был передан верующим и частично отремонтирован. До этого времени богослужения совершались только в древнем Спасском храме. Слава Богу, не удалось превратить монастырь в туристический комплекс, а из собора сделать планетарий! Теплая Евфросиниевская церковь была восстановлена до нашего приезда: там совершалось таинство Крещения, а в пристройке разместилась сестринская кухня и трапезная.

http://patriarchia.ru/db/text/5251342.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010