Богородица — первая из святых. Сам Христос, истекая кровью на Кресте, препоручил Своих учеников Ее материнской заботе. Об этом рассказывает Евангелие от Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе  (Ин 19:26, 27). Церковь рассматривает этот эпизод как момент усыновления Божией Матерью всех христиан, а не только апостола Иоанна, на которого указал Христос. И не случайно. Церковное предание сохранило множество свидетельств заступничества Богородицы за христиан в трудные минуты. Один из таких эпизодов послужил исторической основой для праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 910 году, когда Константинополь осаждали варварские (не исключено, славянские) племена, Божия Матерь зримым образом явилась в небе над храмом, в котором молились испуганные люди, и распростерла над ними Свой омофор Омофор — головной убор в виде широкого и длинного плата., после чего нападение было отражено. Память о другом случае сохранилась в празднике Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне . Событие произошло полувеком раньше в том же Константинополе: во время его осады неприятелем патриарх Фотий опустил в воды Босфорского пролива одну из главных святынь Константинополя — ризу Пречистой Девы, и корабли неприятеля разметало внезапно поднявшимся штормом. Со случаями чудесного вмешательства Богородицы связаны и установленные Русской Православной Церковью дни празднования Ее иконам — Казанской, Владимирской, Смоленской, Донской... Недаром в молитвах, канонах и акафистах Божией Матери так часто повторяется: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «От всяких нас бед свободи»; «От всякия избави напасти». Читайте также: 14 октября 2022: Покров Пресвятой Богородицы Некоторые молитвы рисуют Богородицу как Единственную, Кто может умолить Своего Сына во время Страшного суда простить грешника и даровать ему спасение, хотя бы тот и заслуживал геенны огненной. Вот с таким пониманием «роли» Божией Матери богословы вот уже несколько веков готовы поспорить. Ведь получается, что Сам Господь как бы недостаточно милосерден, Его будто бы еще надо упрашивать, чтобы Он помиловал крепко провинившихся... А ведь Он Сам ясно говорит через пророка Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был  (Иез 33:11). И Сам же объясняет в Евангелии от Иоанна, что такое Страшный суд: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы  (Ин 3:19). Те, кто пойдет от Бога прочь, сделают этот выбор сами — по любви к тьме. А Бог использует малейшую зацепку, чтобы спасти человека, потому что Он щедр… долготерпелив и многомилостив  (Пс 102:8).

http://foma.ru/presvjataja-bogorodice-sp...

В восточном конце галереи пробивающиеся из глубины огоньки лампад и свечей указывают проход к двум православным часовням. Ближайшую из них называют «часовней Уз» или, по-другому, «Темницей Христовой». По греческим объяснениям, Иисус с двумя разбойниками должен был провести здесь некоторое время, пока палачи на Голгофе готовили орудия казни. Скорее, мы имеем здесь дело не с археологической реконструкцией, но с архитектурно оформленным – подобно «станциям» Крестного Пути – литургическим воспоминанием. В этом смысле следует понимать и положенную здесь под престолом каменную плиту с двумя отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, – подобие той кандальной каменной скамьи, что мы видели в Претории. «Часовня Уз», «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы, упоминается на этом месте, по источникам, не ранее XV в. Далее, в глубине, под низкими мрачными сводами расположена вторая часовня. Каково было исконное назначение данного помещения, судить трудно. Есть предположение, что ко времени Распятия здесь тоже находилась обширная древнееврейская гробница, подобно тому, как находились совсем неподалеку Гроб Господень и могилы Иосифа и Никодима. Может быть, позже сюда, в заброшенную пещеру, приходили жены-мироносицы. В настоящее время часовню называют чаще всего, по чудотворной иконе, приделом Богоматери Плачущей. Пройдя дальше, мы вступаем в ту часть галереи, которая изгибается полукругом позади алтарной абсиды Кафоликона. Здесь, за алтарем, находятся еще три придела. Первый, православный, посвящен св. Лонгину Сотнику – центуриону, командовавшему римским оцеплением на Голгофе. Это о нем сказано в Евангелии: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение (в момент смерти Спасителя на Кресте. – Н.Л.) и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Этот стих из Евангелия начертан на мраморной балюстраде придела. Следующий расположенный в галерее придел принадлежит Армянской Церкви и посвящен «Разделению риз». (Вспомним, что на Голгофе существует другой, католический престол того же посвящения.) Преступников распинали нагими. Одежда их, по обычаю, доставалась палачам и могла быть потом продана или проиграна в кости. Как сказано в Евангелии: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: резделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Всеблагой Бог-Творец и Промыслитель постоянно активно присутствует в мировой истории: то, что в естествознании эмпирически наблюдается как непрестанная цепь случайностей или причинно-следственных закономерностей, является на тонком, нетварном уровне не фиксируемым научным инструментарием непрестанным воздействием Творца на материю: « Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13); « Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Ты, как глину, обделал меня… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» (Иов 10:8-12). Благоукрашенный изначально нетленный храм Мироздания вместе со служащим в нем священником-человеком, носителем образа Божия, существовал предвечно в замысле Бога и получил бытие, подобно Скинии, явленной пророку Моисею целостно, во всех своих не только вещественно-культовых, но и тонко смысловых, прообразовательно-пророческих деталях на Синайской горе. В первозданном бытии вследствие неверной реализации дара свободы прародителями у Древа познания добра и зла, после облечения их в «кожаные ризы» (Быт. 3:21), тропос существования материального мира вместе с его пространственно-временной структурой хаотически изменился сообразно с состоянием человека, началась реконструируемая современной наукой история мира падшего, « состаревшегося… многими грехами» , « проклятой земли» (Быт. 3: 17-19). Но « Бог – и в этом вся тайна «кожаных риз» (Быт. 3:21) – вносит, во избежание полного распада под действием зла, некий порядок в самую гущу беспорядка. Его благая воля устрояет и охраняет Вселенную. Его наказание воспитывает: для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви. Но сохраняемая таким образом Вселенная все же не является истинным миром: порядок, в котором есть место для смерти, остается порядком катастрофическим; «земля проклята за человека», и сама красота космоса становится двусмысленной», – отмечал В.Н. Лосский .

http://bogoslov.ru/article/4472138

г)  Трудно, не по силам подчас бывает проходить свою службу. Но обрати свою службу в служение Господу, не людям служи, а Господу в лице их, исполняй свое дело, как поставленный на него Самим Господом, – и твой труд облегчится, ты будешь служить с любовью, без ропота. Разве можно без любви служить Тому, Кто нас возлюбил паче всего, Кто за нас душу, жизнь Свою отдал? д)  Люди не ценят , иной скажет. Пусть. Воздаст тебе Господь, пред очами Которого ты работаешь. Он всеведущий, Он читает мысли и намерения наши в глубине сердец наших. У него нет лицеприятия. За дело любви Он заплатит любовью. «Любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» (Ин. 14, 21). е)  Сил мало , скажет другой. У того же Господа попросим сил. Он Всемогущий, Он Источник и податель силы. Он Помощник труждающимся обремененным. И Он ли не поможет труждающимся ради Его, во имя Его, по любви к Нему? «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», – говорил Он, возносясь на небо. III. Итак, братия, не стыдитесь своего звания, в котором вы родились, в котором вы трудитесь. Бог указал вам быть в этом звании, в этом положении. А Бог лучше нашего знает, кому что нужно и что полезно, и кто где может быть полезнее для других. Не будем тяготиться теми трудами, которые мы исполняем. Обратим лучше их в труды для Царствия Божия, будем смотреть на них, как на труды, чрез которые должно совершиться наше спасение. И все будем обращать на пользу души своей. Тогда и легок, и приятен, и спасителен будет всякий честный труд наш. (Извлечено в сокращении из «Душеполезных чтений» за 1886 г., август, с. 402–405). Шестой день Поучение 1-е. Преображение Господне (Уроки из празднуемого события: а) спеши ко Иисусу Христу, и Он успокоит тебя и сделает тебя счастливым; б) средство жить в мире и любви) I. Npeoбpaжehue Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там, во время молитвы, преобразился пред ними, т. е. явился в прославленном виде; лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: Господи: хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три кущи: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии. Но когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и когда они оказались в облаке, то страх напал на них. И вот, из облака исшел голос Бога Отца, говоривший: Сей есть Сын Мой возлюбленный в Котором Мое благоволение, Его слушайте. Услышав голос сей, ученики очень испугались и пали на землю. Иисус, пришедши, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Вставши, они никого уже более не видели, кроме одного Иисуса в Его прежнем виде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Глава 4. Позорное безбрачие гордых женщин Сиона и блаженная жизнь «спасенных» в Иерусалиме 1. И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор». (И имутся седмь жен за мужа единаго, глаголющя: хлеб наш ясти будем и в ризы нашя одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отими укоризну нашу). Женщины в качестве матери или жены, или сестры, должны были иметь доброе и сильное влияние в деле воспитания добрых нравов – в духе веры, семейственности, приличия: они должны быть религиозны, попечительны, трудолюбивы, скромны и главное – целомудренны. Но совершенно не таковы были современницы пророка Исаии. За их пороки Господь покрывает их позором – вдовством, сиротством и непроизвольным девством. Мужчин будет мало. Отцы, мужья и сыновья падут от меча на войне, старцы и юноши пойдут пленниками в рабство, дети-сироты будут гибнуть в горькой нужде (гл.3:25). Тогда-то «семь женщин», презрев стыд, будут навязываться в замужество за одного мужчину. Одному, конечно не прокормить и не одеть стольких жен, особенно когда трудно будет найти даже и начальника, хорошо одетого и достаточно обеспеченного хлебом (ср.гл.3:6–7); поэтому завидное звание жены будет возможно не для всех желающих замужества. Но позор вдовства и безотрадное состояние девства побудят женщин искать чести – лишь бы только называться женой какого-либо мужа, хотя бы пришлось жить в его доме в качестве прислуги, трудиться на его полях с неволею рабыни и таким трудом приобретать себе хлеб и одежду. Вот какое жалкое положение ожидает надменных, сладострастных, разряженных, изнеженных и роскошных дочерей Сиона! 2. В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. (В день оный возсияет Бог в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок Израиля). Позорное клеймо на лбу, грубое вретище на плечах, тяжелые кандалы на грязных руках и ногах, беспомощное вдовство, вот образ рабы–грешницы (ср.3:10–11,23–25). Напротив, «остаток Израиля» – праведные люди (гл.1:9; 6:12), истинные потомки Авраама, благоверные рабы Господа, в тот день, когда восстанет Господь и сокрушит землю (2:10–11), будут в красоте и чести, одеты, сыты и защищены, как дети в доме богатого и знатного отца. Они уцелеют от войны, меча, плена и рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И дальше мы читаем: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”. Сегодня вечером уже храм будет украшаться в черные ткани и все время поста черный цвет будет преобладать. Вообще-то это латинская традиция, которая пришла к нам из южнорусских земель. В древней Руси наоборот, во время поста все украшали в белое облачение, в белые радостные ризы, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Богом, ибо Господь далее говорит: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”. Пост существует не для того, чтобы устраивать скандалы на кухне, чтобы нюхать под дверью соседа, готовит он мясо или нет, это совсем не так. Более того, апостол Павел пишет: “Кто постится — для Господа постится, кто не постится — для Господа не постится, то кто не ест — не осуждай того, который ест. А кто ест, не осуждай того, кто не ест”. Иными словами, мы должны прогнать дух осуждения на всё время поста и не гнушаться теми нашими родственниками, которые не войдут в течение поста. Но вы можете дать им дельный совет: если мужчине трудно отказаться от мяса, пусть откажется от чего-нибудь другого. Он может отказаться от курения, например в среду, пятницу и воскресение, и Бог примет такой пост. Ребенок может отказаться от компьютерных игр, если у него болезненная ситуация с этими играми, он может отказаться в среду, пятницу и воскресение, и Бог примет такой пост. Я помню, был один прихожанин, подросток, который всё время жевал жвачку, он никогда не расставался с жвачкой, и даже когда он шел в храме к причастию или целовать иконы, он вынимал жвачку и клеил за ухо. И я ему предложил отказаться на время поста от жвачки и он отказался. И все, кто знали его: родители, взрослые, друзья удивлялись. И мы видели, ему трудно, и Бог, конечно, принимает и такой пост. Нельзя совсем не поститься. Кому-то надо отказаться от просмотра каких-то сериалов. Я не рекомендую на время поста смотреть новости по телевизору. Сейчас новости абсолютно депрессивные, подталкивают нас к осуждению, к озлобленности, ненависть разжигается между славянскими и православными народами, поэтому надо позаботиться о том, чтобы ничего лишнего не было во время поста. Как мы убираем скоромное из холодильника накануне поста, так и из жизни своей надо исключить всё то, что перевозбуждает нас, все то, что ввергает нас в депрессивное состояние, всё то, что повышает злость в нашей жизни. И это очень важно. Сказано о Господе, что Он трости надломленной не переломил, льна курящегося не угасил. Это свидетельство о том, что Он примет любую форму твоего поста. Но если ты будешь поститься как положено, ты получишь особую награду от Бога. Только не превозносись над теми, кто не может так же успешно проходить течение поста.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-pr...

И: " делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий " (Пс. 21:17,19). Говоря и о предателе, который еще не родился, он так выражается: " который ел хлеб мой, поднял на меня пяту " (Пс. 40:10). Подобным образом он говорит и о том, что произошло на кресте: " и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом " (Пс. 68:22). 4. Хотите ли, чтобы мы продолжали дальше, или довольно и этого? Я так думаю. Правда, мы этого участка не разработали по всей ширине его, зато проникли в глубину его; а в этом  труда не меньше; притом же мы и опасаемся, чтобы, задержав вас свыше меры, не ослабить в вас ревности. Итак окончим слово надлежащим образом. А каким надлежащим образом? Славословием, подобающим Богу. Но Богу подобает славословие не на словах только, а гораздо более на самых делах. " Так да светит " , сказано, " свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Матф. 5:16). И подлинно, возлюбленный, нет ничего светоноснее доброго образа жизни. Выражая это, и говорит один из мудрых: " стезя праведных - как светило лучезарное " (Прит. 4:18).  Они не только светят самим тем, которые возжигают свет в делах своих, но и руководят на правый путь ближних их. Возлием же елей в эти светильники, чтобы огонь поднялся выше и чтобы свет явился в изобилии. Елей этот имеет не только ныне много силы, но, когда еще жертвы были в употреблении, он много превосходил силу их. " Милости " , сказано, " хочу, а не жертвы " (Ос. 6:6; Матф. 9:13): и совершенно справедливо. Тот жертвенник – бездушный; а этот - одушевленный . Там все, положенное на жертвеннике, делается добычею огня, обращается в пепел, разрешается в золу и пыль, и дым рассеивается в воздухе; здесь нет ничего такого, и плоды здесь другие. Это показывает и Павел. Говоря о богатстве любви к бедным у коринфян, он писал: " ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу " . И потом: " они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам " (2Кор.9:12-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

И загорелось сердце Закхея, глубоко заблудшее и почти ослепшее в удалении от Бога. Неудержимым порывом повлекло его к Небесному Пастырю, как раз и искавшему по городам и весям еврейским Своих заблудших овец. И вот, избалованный вниманием многочисленных слуг и рабов, почтенный начальник мытарей, судя по всему человек уже пожилой, бросается встречать показавшегося вдали божественного Учителя, стараясь обогнать других, всячески пытается получше разглядеть Его. Но — увы! Никто в таком случае не считался ни с богатством, ни с влиятельным положением. Здесь каждый старался быть поближе к небывалому Чудотворцу; многие рвались коснуться если не Самого Его, то, по крайней мере, воскрылия ризы Его, ибо и от них исцелялись все. Непроницаемо плотной стеной толпился вокруг Него народ, так что и при высоком росте Спасителя трудно было видеть Его, а Закхей к тому же был мал ростом. Однако слишком уж велико было желание Закхея видеть Того, Кто скоро дарует и ему спасение. Как мальчик или последний простец, бежит Закхей к ближнему дереву, взбирается повыше на смоковницу и — о радость! — видит Его, собственными глазами созерцает всю полноту любви, чистоты, величия и бесконечной доброты, которые лились из очей всемилостивого Спаса — друга мытарей и грешников. Но вот радость переполняет его раскаявшееся сердце, ибо за этот беззаветный сердечный порыв Святейший Гость оказывает ему великую милость и честь, о которых он, конечно, не мог мечтать. «Закхей! сойди скорее, — слышит он голос Христа, — ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Но люди всегда люди: даже божественного Учителя не побоялись они покритиковать, когда Он поступил вопреки их желаниям и взглядам, зайдя к великому грешнику Закхею. Слишком уж не любили его за службу римским властям и за корыстолюбие, за то, что обижал людей. Ведь открытая всевидящим очам Сердцеведца перемена в душе этого недавнего лихоимца неведома была никому. И вот поднялся великий ропот в теснившейся многолюдной толпе народа. «Как же, зачем и почему к грешному человеку?» — с горьким осуждением недоумевали они, перенося свои укоры с заведомо многогрешного Закхея на бесконечно Благого Гостя его… Все это заметил и слышал Закхей и поспешил пристыдить своих порицателей, поспешил выявить перед всеми, что не ошибся в нем Господь, оказав ему такую великую честь. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», — с твердым намерением и с искренним раскаянием сказал он Спасителю, сразу же по голосу совести своей сотворив в ответ на милость Господа достойный плод покаяния. И если велика бывает на небе, по свидетельству Спасителя, радость ангелов об обращении грешника, то какой же была радость Самого Царя ангелов об обращении обретенного Им Закхея?! И эта радость Христова звучит в Его словах: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». И затем добавляет, что и Сам Он пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Ибо таким образом и откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине " , заключает свое наставление св. ап. Петр. (Из соч. еп. Иустина). Мощи святых - видимые залоги будущего воскресения нашего Печальное зрелище представлять род человеческий с тех пор, как прогремело над прародителем нашим грозное определение правды Божией: земля еси и в землю отыдеши (Быт.3:19)! Повсюду царство тления, повсюду и во всем владычество смерти и разрушения! Посреди мертвенной пустыни взор христианина с отрадою останавливается на некоторых избранных Божиих, которым, и потом чрез многие века, по неисповедимым судьбам Вышнего, не дано видети общего всем истления (Деян.2:27). Что за таинство неведомой жизни совершается в сих сосудах благодати Божией, обреченных, по-видимому, смерти и тлению, наравне с прочими собратьями своими по плоти? Ужели это дело природы, которое всех явлений и изменений ещё доселе не успел исследовать и определить ум человеческий? Но хотя некоторые из них действительно остаются ещё загадкою для ума человеческого, однако общие, основные законы природы - все и непреложны, и общеизвестны. По силе их всё получающее бытие на земле сначала возрастает и достигает, более или менее успешно, предназначенного ему развития. Потом начинает истощаться в силах, слабеет, разрушается и истлевает - все, от зерна горушичного, еже мнее всех семен есть земных (Мк.4:31), до великолепного кедра Ливанского, от ничтожного червя, едва заметного взору, и пресмыкающегося в персти до красы и царя творений Божиих на земле - человека. И однако, вопреки сим законам, тела некоторых избранных Божиих, подвизавшихся в вере и благочестии, быв пожерти смертью, положены в землю и находясь в утробе её, иногда целые столетия, не только не истлевают сами, но с ними, весьма часто, ризы, покровы их и даже самые раки остаются тоже непричастными истления. И притом в то время, когда здесь же истлевает и превращается в прах всё вокруг находящееся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

Иер. 52:31–34 3 1. И бысть в тридесть седмое лто цр в двадесть седмый день мсца вторагнадесть, вознес Евилмеродахъ црь в первое лто црства своег глав цр и извед его из храма, в немже стрежашес, и глагола ем блага. 31. В тридцать седьмой год после переселения Иоакима царя Иудейскаго, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год царствования своего, возвысил Иоакима, царя Иудейскаго, и вывел его из темничнаго дома. Иехонии. 3 2. И дад престолъ ег выше црей, же с нимъ, в Вавлн, 32. И беседовал с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; 33 . И измн ризы ег темничны, и дше хлбъ всегда пред лицемъ ег во вс дни живота своег. 33. И переменил темничныя одежды его, и он всегда у него обедал во все дни жизни своей. 34. И урокъ ем дашес всегда цр Вавлнска, даже до дне, в оньже умре, во вс дни живота ег. 34. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя изо дня в день до дня смерти его, во все дни жизни его. Ст. 31–34. Ср. 4Цар. 25:27–30 . – другая форма имени Иехонии (ср. Иер. 22:28, 24:1, 37:1 ), царя иудейского. Переселение этого царя в Вавилон совершилось за 11 лет до разрушения Иерусалима (ср. 4Цар. 24:15, 18 ): следовательно, тридесть седмое лто есть 26-й год по разрушении Иерусалима. Этот год называется первым летом царства Евиль-Меродаха, сына и преемника Навуходоносора, и милость, оказанная им Иехонии, была оказана, вероятно, именно по случаю вступления его на престол. Вознес… глав его из того унизительного положения, в каком он находился в темнице («из храма», точнее – из дома=ξ οας, в немже стрежашеся), улучшил его участь, поставив престол его «выше царей, иже с ним», т. е. предоставив ему право в торжественных случаях занимать первое место между такими же, как и он, и также, вероятно, освобожденными тогда из заключения, царями. дше хлбъ пред лицемъ ег=обедал за одним с Евиль-Меродахом столом. И урокъ=содержание (σνταξις, по нынешнему – пенсия) ем дашес…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010