В последних (и именно в Криптоферратском списке литургии) о моменте пресуществления Даров замечается: «Ες δ τν πκλησιν το γου πνεματος, στντες ς συνθως κα προσκυνοντες, λγουσιν κ τρτου· Κατπεμψον τ πνεμα σου τ γιον φ μς κα π [τ] προκεμενα δρα τατα. Ττε λγει δικονος, πιδεικνων τν γιον ρτον, κατχων κα τ ρριον ατο· Ελγησον δσποτα τν τμιον κα γιον ρτον» (Εχολογ. p. 97), но [о] тропаре «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа» нет нигде ни слова. Только уничтожением этого тропаря и может восстановиться нарушенная связь в благодарственной молитве, а в противном случае повод к ошибкам останется на долгое время. Стихиры «видехом свет истинный», являющейся ныне как бы ответом на возглас священника «Спаси, Боже, люди Твоя», в наших богослужебных памятниках, согласно с практикой Церквей Греческой и земель юго-славянских, не существовало до XVI века. В большинстве памятников названный сейчас возглас оставался без ответа, и иногда на него клир отвечал, согласно с памятниками Греческой Церкви, пением «Ис полла эти, деспота». Это приветствие священнику на возглас его «Спаси, Боже, люди Твоя» долгое время печаталось в служебниках южнорусских. Упомянутый нами иеродиакон Макарий в своем доношении Синоду пение этих слов в священнической литургии выставлял как разность практики этой Церкви от великороссийской (Хр. чтен., 11–12, 678, 1882) 564 . Что касается стихиры «Видехом свет истинный», то присутствие ее в данном месте по меньшей мере излишне, что и подтверждают главным образом чин литургии преждеосвященных Даров, где на возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» ответа никакого не положено, а отчасти замена этой стихиры от Пасхи до Вознесения тропарем «Христос воскресе», а от Вознесения до Пятидесятницы – тропарем Вознесению. Кроме того, в положении настоящей стихиры есть некоторая историческая несообразность. «Священник, приступая к следующим действиям, изобразить Вознесение Христово, при котором Он благословил учеников Своих, – говорится по поводу возгласа священника «Спаси, Боже, люди Твоя» в «Новой Скрижали» (ч. II, с. 205), – предварительно благословляет людей и умоляет Бога, дабы как предстоящих, так сущих во всем мире людей, яко свое достояние, удостоил того же благословения и спасения», тогда как в стихире «видехом свет истинный» воспевается не Вознесение, что, по словам патр. Германа, изображает третье явление священника по Причащении Св. Даров и «отнесение оставшихся Божественных останков» с престола на жертвенник, а уже ниспослание Св. Духа на апостолов в 50 день по воскресении. Таким образом, положение этой стихиры в чине литургии историческое событие, происшедшее в 50 день, выдвигает раньше 40 дня, что невольно у слушателей, понимающих и вдумывающихся во все то, что поется и читается за церковным богослужением, невольно вызывает странное недоумение. Здесь-то кроется причина, почему эта стихира от Пасхи до 50-ницы заменяется тропарями Пасхи и Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Егда же пропоют, абие Патриарх, или ин кто начальник есть, аще нет Патриарха, говорит: «Свете тихий», весь; таже священник, стоя на своем месте в креслах, в скуфье, без патрахили, возгласит: прокимен 236 , и абие первый лик поет прокимен; аще и великий прокимен, а поют трижды, токмо священник прокимна и стихов не сказывает, но просто сами крылошане прокимен токмо поют; таже Патриарх говорит: «Сподоби Господи в вечер сей». По прочтении же сего стиха, священник, сошед с места своего, и станет против Царских дверей, и положит на себя патрахиль, и говорит в скуфье ектенью: «исполним вечерния», люди говорят: «Господи помилуй», и «подай Господи», по чину; «Тебе Господи» – пением; на ектеньях «Господи помилуй» и «подай Господи» не поют нигде николи, ниже в праздник, но все говором говорят; егда же на возгласе речет иерей: «и во веки веком», люди же рекут все «аминь». Таже Патриарх возгласит: «ирини паси» 237 , еже есть «мир всем», люди же «и духови твоему»; таже поп возгласит: «главы ваша Господеви приклоните», люди же рекут: «тебе Господи»; таже иерей глаголет молитву мало преклонився, потом возглас; по возгласе люди рекут «аминь»; таже канархист сказывает на левом крылосе стихиры на стиховне; таже правый лик говорит припев: «к тебе возведох очи мои», и поет другую стихиру; таже правый лик поет славу, или слава и ныне, по чину, якоже писано на Господи воззвах; и по скончании говорит Патриарх: «ныне отпущаеши», потом ин кто-нибудь говорит «Святый Боже» и «Отче наш»; по сем иерей возглас. Егда говорит «Святый Боже», тогда канархист вышед среди церкви, творит Царским дверем великий поклон един, и пришед против Патриарха поклоняется до земли, и приступя целует у Патриарха руку и отшед покланяется паки, и идет на свое место. Таже правый лик говорит «аминь» и поет тропарь поскору, потом на другом крылосе поют богородичен без слава и ныне. Таже священник сошед с места своего из кресел и став против Царских дверей, и взем патрахиль и положит на себя, и говорит ектенью в скуфье «помилуй нас Боже»; Патриарх и все люди на великой статье говорят: «Господи помилуй» трижды, а не по 12, а пением не поют, и по возгласе глаголет «аминь», таже иерей возгласит «софия» 238 , еже есть «премудрость», люди же все и мнози выступя из кресел своих, рекут «евлогисон» 239 , сиречь «благослови»; а священник обратясь на запад в патрахили и в скуфье говорит: «сый благословен»; по скончании того возгласа рекут все «аминь»; таже Патриарх говорит вслух: «утверди Боже святую православную христианскую веру во веки веком»; таже на крылосе говорят «Честнейшую», а на другом или на том же «слава и ныне, Господи помилуй» дважды, «владыко благослови», иерей отпуст, таже лик поет: «деспотин ке архиереа имон Кирие филатте, ис полла эти деспота» 240 единожды, а Патриарх осеняет рукою на народ, а предстоящие и все вкупе из кресл покланяются мало Патриарху, а не низко.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

   Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей.    Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи.    Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола. Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея    Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата.    Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

чинов рукописи Sinait. gr. 1006 несомненно, но из того, что название города, патриархом к-рого становится возводимый, в чине не указано, следует, что в какой-то период чин мог использоваться и в др. регионе. Но все же распространения где-либо помимо Египта и, возможно, Палестины и Кипра александрийские чины не имели. И. (настолование) в Русской Церкви Домонгольский период Будучи архиереями К-польской Церкви, древнерус. митрополиты вступали на Киевскую кафедру с совершением того же чина И., что и др. епископы Вселенского Патриархата. Чин получил название «настолование» или «посажение на стол». «На стол» сажали не только митрополита, но и епископов др. рус. городов. В древнерус. летописях и иных источниках по истории Русской Церкви домонг. времени сохранилось неск. упоминаний о настолованиях митрополитов и епископов, позволяющих определить сроки совершения И. (в частности, митр. Никифор после хиротонии прибыл в Киев 6 дек. 1104, а настолован был 18-го числа того же месяца; еп. Черниговский Феоктист был рукоположен 12 янв. 1112, а «посажен на столе» 19-го числа - и т. д.; см.: Никольский. Древние службы РЦ. С. 3-4; Неселовский. 1906. С. 274), но детали чина И. в этих источниках не описаны. Настолование епископов в XV-XVIII вв. В рукописях чина епископской хиротонии XV в. уже присутствует чин И. новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским визант. практике того времени, настолование епископа происходило не в кафедральном храме его города, но в том храме, где была совершена хиротония. Епископа также усаживали на предстоятельский трон (в данном случае митрополичий), к-рый переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями И., имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и проч. священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики - на каждое из трехкратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и об облачении его в «переманатку (т. е. параман.- Авт.) с источниками», «икону» (т. е. панагию архиерейскую ) и мантию с источниками (см.: Никольский. Древние службы РЦ. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). За И. следовала трапеза. Примерно такой же чин описан и в серб. источниках XV-XVI вв. (см., напр.: Требник РНБ. Солов. 1015/1124, XVI в. Л. 104-104 об.).

http://pravenc.ru/text/468857.html

На лицах восседающих улыбки, одобрение. Возвращаюсь на место. Все ученики с любопытством смотрят на меня. Ещё бы? Получить такую награду из рук самого архиерея, да это небывалый случай! Моей радости нет предела. Я задыхаюсь от волнения. Рассматриваю книгу: «Очерки и картины из географии Азии, Африки, Америки и Австралии». Малиново-красный сафьяновый переплёт, крупные, золотые буквы, золотой обрез книги. А за первой крышкой похвальный лист. Читаю: «Ученику 3го класса Сергею Толгскому за благонравие, прекрасное поведение и отличные успехи». Подписи членов правления, смотрителя, инспектора и всех преподавателей. Внизу дата и большая печать училища. Прекрасная книга! Никому такой не дали. Вася Базилевский получил тоже большую книгу в переплёте, но по внешнему виду хуже моей. А главное, — в руках у меня новая, рублёвая бумажка, которая хрустит, когда её разворачиваешь. И её я получил лично из рук — кого же? — самого Архиерея! Я с благоговением поцеловал книгу и рублёвую бумажку, прижав и то и другое крепко к груди. Окончилась раздача наград. Встаёт архиерей, обращается к нам и говорит: — Поздравляю вас с окончанием учебного года! Сегодняшний день принёс многим из вас радость, но есть и такие, которых он опечалил. Я желал бы, чтобы на будущий год печальных в этот день не было, а были бы одни радостные. Вы сами теперь видите, как приятно быть хорошим, примерным учеником! Так стремитесь в будущем году быть все такими! А теперь пропойте молитву. Раздался тон, и полилась радостная песнь: «Ангел вопияше… и светися, светися». После молитвы архиерей благословил нас, на что мы ответили дружным: «ис полла эти, деспота!» и сказал: — А теперь отдыхайте в домах ваших родителей, гуляйте, запасайтесь здоровьем, играйте, но не делайте таких проступков, которые чернили бы высокое звание ученика Донского духовного училища. Не отказывайтесь помогать вашим родителям в полевых работах… Итак, с Богом! — Сейчас обедать, — громко говорит инспектор, а потом уезжающие могут получить в канцелярии свои бальники и отпускные листки. Марш, попарно в столовую!

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

Она бывает столь невыносима, что солдаты убивают лошадей и пьют кровь. Выручает радио, посредством которого сообщают требование о немедленной доставке воды; прилетает аэроплан и сбрасывает куски льда. Случается, что лед попадает не легионерам, а падает в стан врагов. Был случай, когда офицер такого «мимо» не выдержал и застрелился. Для перехода в 25–30 верст полагается брать с собою две фляжки воды: одну — для себя, другую — для котла. Боже упаси, прикоснуться к этой «общественной» фляжке — изобьют до полусмерти. На привале разводят огонь и выливают принесенную для общественного пользования воду в котел. Наступает долгожданный час еды и отдыха. Не тут–то было! Вдруг, как дьяволы, налетают арабы… Приходится от них отбиваться. Стычка длится 10–15 минут, но все пропало: котел опрокинут… Измученные люди сидят голодные, слышится отборная ругань на всех языках. Офицер командует: «По стакану рому!» Сразу настроение меняется — веселье, хохот, песни… А тут же и смерть поджидает: вокруг бивуака выставляются дозоры, человек пять–шесть, с младшим офицером; арабы в своих белых бурнусах подползают неприметно, как змеи, и, случается, кривыми кинжалами вырезают всех дозорных… Среди легионеров встречаются два типа людей. Одних трудная жизнь закаляет, делает несокрушимо выносливыми, сильными, до жестокости, людьми; других она губит, они спиваются, раздавленные тяжестью службы и существования. В числе легионеров этой категории мне довелось встретить в тот приезд житомирского певчего, который когда–то певал мне: «Ис полла эти деспота». Теперь это был спившийся человек. Я был свидетелем, как он набросился на откупоренную бутылку белого вина, которую приметил на окне у о.Варсонофия. О.Варсонофию приходилось воевать с москитами, и он травил их каким–то снадобьем из пульверизатора; множество москитов попадало в бутылку и испортило вино: пить его было невозможно. Певчий набросился на бутылку. «Можно? Можно выпить?..» — и вмиг, прикрыв горлышко платком, осушил ее до дна. После освящения храма я побывал с визитом у французского резидента, который принял меня очень хорошо, — и выехал в Куригу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

По прочтении Евангелия архиерей осеняет народ дикирием и трикирием, при чем певцы поют: «Ис полла эти деспота»; затем осеняет находящихся в алтаре и принимает от протодиакона Евангелие. Второй диакон, поклонившись горнему месту и архиерею, выходит через северные двери пред царские врата и произносит сугубую ектению. Все присутствующие в алтаре, кроме священников, становятся между горним местом и престолом, кланяются к востоку и архиерею, благословляющему их обеими руками. Диакон: «Еще молимся о Святейшем... » 49 Все присутствующие в алтаре, не исключая и священников, поют трижды: «Господи, помилуй», кланяются архиерею, который благословляет их обеими руками, и расходятся по своим местам, архиерей же с двумя старшими священниками раскрывает святой антиминс на три части. Певчие, в свою очередь, поют: «Господи, помилуй», трижды. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас: «Яко милостив...» Лик: «Аминь». Если бывает приношение за усопших, то протодиакон берет кадило и, испросив благословение у архиерея, выходит через царские врата и произносит заупокойную ектению, возглас после которой произносит архиерей, если же заупокойной ектении не будет, то третий диакон, сотворив пред престолом крестное знамение и поклонившись архиерею, выходит на солею и читает ектению об оглашенных, при чем поют певцы на левом клиросе. При прошении «Откроет им Евангелие правды» третий и четвертый священники открывают верхнюю часть святого антиминса и кланяются архиерею, который благословляет их обеими руками. Третий священник делает возглас: «Да и тии с нами...» Лик: «Аминь». Архиерей же во время возгласа творит губою крест на святом антиминсе, целует губу, полагает на правой стороне антиминса и благословляет обеими руками кланяющихся ему священника, произносившего возглас, протодиакона и второго диакона. Архиерей и священники читают молитву о оглашенных: «Господи Боже наш...» Между тем протодиакон со вторым диаконом подходят к царским вратам и, ставши против третьего диакона, возглашают: протодиакон: «Елицы оглашеннии, изыдите», третий диакон: «Оглашеннии, изыдите», второй диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите», и протодиакон со вторым диаконом отходят от царских врат на правую сторону престола, крестятся и кланяются архиерею и, получив благословение, становятся на свои места.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Этот клирик, обойдя по низу солеи, возвращается в алтарь южною дверью, обходит вокруг престола к жертвеннику, где стоит архиерей. Подходя к архиерею, он произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог», и проч. Архиерей благословляет его, дает целовать руку, берет митру, целует верх ее, ставит обратно, берет гребень, расчесывает им волосы, полагает на блюдо. Клирик кланяется и отходит направо и поставляет блюдо с митрою и омофором на свое место. Архиерей выходит из алтаря в царские врата, принимает сначала дискос, а потом потир и пред народом поминает митрополитов, архиепископов и епископов, военачальников, градоначальников и всех православных христиан. По постановлении Даров на престоле и покрытии их архиерей осеняет народ дикирием и трикирием, молясь о нем и вместе испрашивая у него молитв о себе. Певчие же (по пропетии «Яко да Царя...») от лица народа поют единожды: «Ис полла эти деспота». Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются. «Исполним молитву...» Третий или четвертый диакон выходит из алтаря северною дверью и произносит пред царскими вратами ектению: «Исполним молитву нашу Господеви...» Левый клир: «Господи, помилуй». Архиерей возглашает: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего...» Певцы: «Аминь». Архиерей: «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы». Левый клир: «Отца и Сына и Святаго Духа...» Тогда архиерей и священники поклоняются трижды перед престолом и за каждым поклоном произносят: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя». Протодиакон снимает с архиерея митру, и архиерей целует дискос, произнося: «Святый Боже», потир: «Святый Крепкий», престол: «Святый Безсмертный, помилуй нас», и становится у нижнего столпа правой стороны престола. Также целуют дискос, потир и престол все священники, подходят к архиерею, на его приветствие: «Христос посреде нас», отвечают: «И есть, и будет», и целуют архиерея в правое плечо, в левое плечо, руку и, поцеловавшись таким же образом между собою, становятся на свои места. Если есть новорукоположенный священник, то он подходит к архиерею первым: «Зане имать первенство всех иереев». Протодиакон и диаконы целуют в это время крест на конце своих орарей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей. Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи. Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола 118 . Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата. Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Затем в связи с опусканием в чашу частиц за живых и умерших, произносятся важные молитвенные слова о всех, кто поминался на проскомидии: Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих. Чаша покрывается покровцем, а на дискос складываются воздух, сложенная звездица, копие, лжица, и все это покрывается также покровцем. Окончив это, или пока все это делает диакон, священник выходит царскими дверями на амвон и, благословляя народ рукой, возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое. Когда служит архиерей, он осеняет при этом дикирием и трикирием, а лик поет: « Ис полла эти деспота ». На этот возглас лик, как бы объясняя от лица предстоящих, почему они называются «достоянием Божиим» поют стихиру: Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть. Так как в этой стихире говорится о приятии Св. Духа, то она не поется в период времени от Пасхи до Пятидесятницы, а заменяется: от Пасхи до отдания – тропарем: «Христос воскресе», от Вознесения до его отдания тропарем: «Вознеслся еси во славе…», а в субботу Троицкую заупокойную – тропарем: «Глубиною мудрости». Священник кадит трижды на Св. Дары и произносит про себя (единожды): Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя, дает диакону дискос, который тот ставит на голову и, держа в руке кадило, «зря вне ко дверем, ничтоже глаголя, отходит в предложение и поставляет дискос на жертвеннике». Священник же вслед за этим, поклонився, берет потир, начертывает им над антиминсом знак креста, говоря про себя тайно: Благословен Бог наш, а затем поворачивается к народу, высоко поднимает Св. Чашу (иные делают ею при этом знак креста) и возглашает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Потом поворачивается и медленно относит Св. Чашу на жертвенник, где его встречает диакон каждением несомой им Чаши. (Если нет диакона, то священник берет и дискос и Потир вместе). Затем священник берет кадильницу у диакона и кадит трижды поставленную им на жертвенник Чашу, после чего кадит диакона и отдает ему кадило, который, в свою очередь, кадит священника, отлагает кадило и выходит на амвон говорить последнюю благодарственную ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010