Разделы портала «Азбука веры» Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 549 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Константинополь IIBc. 3 Устанавливается место в диптихе Константинопольского епископа после Римского. Трул. 36 О подтверждении сложившегося ранее диптиха первенствующих епископов Церкви (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский). Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/metka/konstantino...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Брак – 1) церковное таинство , в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви ; 2) супружеский союз. Брак между православными и нехристианами по церковным канонам (31е правило Лаод., 72е правило Трул. и др.), категорически запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь , а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного – единства духовного. Брак православных с инославными запрещается и не венчается (72е прав. Трул.). Он может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. Зарегистрированный государством брак без венчания блудом не является (понятно, что причиной этого является то, что один из супругов – не член церкви), т.к. брак был заключён до обретения одним из них веры; по заповеди Апостола Павла ( 1Кор.7 ): Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Как понимать 5ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам ( Еф.5:33 ) о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста? Вспомним грехопадение : жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж – отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его – ответственностью и отеческой заботой о жене. В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием? Протоиерей Владимир Хулап: В христианском богословии есть различные точки зрения на этот вопрос: одна на них говорит, что брак – это исключительно земное дело, другая указывает на то, что брак все-таки имеет вечное измерение. Важно помнить, что, говоря об эсхатологии, о реалиях будущего века, мы используем образы, поскольку наш человеческий язык принадлежит этому миру. С другой стороны, любовь к ближнему имеет вечное измерение, поэтому логично предположить, что союз любящих друг друга людей будет в той или иной мере причастен к нему. Поэтому апостол Павел называет любовь супругов образом отношений Христа и Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что брак — это образ Троицы, а во время Венчания Церковь молится о том, чтобы Бог воспринял венцы брачующихся в Своем Небесном Царстве. Конечно это богословский идеал, но его реализация — посильная и исполнимая задача конкретной семьи. Православное понимание любви и брака и их подмены

http://azbyka.ru/brak

Сам Апостол Петр в своем Послании истолковывает пастырство в смысле любовного попечения и блюдения ( 1Петр. 5, 2–3 ): «Пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Такой же смысл в словах Апостола Павла в Д. 20, 28: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своей». Далее приводя 32 и 102 пр. Трул. Собора, проф. Заозерский указывает, что пастырское проявление, водительство отмечается особым термином poimantik » ¹ gemon … a, противопоставляя пастырское попечение правительственной власти, для которой в 37 Трул. правиле есть другое выражение dio … khsij. Так, на основании основных источников, выделяется пастырство, как особое полномочие священной власти jure divino, как отеческое попечение священнослужителей о духовных чадах (Как примеры его, можно указать на назидание об оставлении порочной жизни, увещания тяжкому преступнику о покаянии, устранение колебаний у сомневающихся в вере, утешение больных, отчаявшихся в житейской борьбе, защиту угнетенных). Исповедь и эпитимия суть средства пастырского воздействия. На основании апостольского толкования и канонического, содержащегося в правилах Вселенских Соборов, пастырство надо выделить, как особый род полномочий, из сферы того, что заключено в понятие католической юрисдикции, и принять ее одним из видов священной власти. Именно, в слишком широком толковании власти управления в выражении: «Pasce agnos Meos, pasce oves meos», и есть источник широкого понимания власти папы включающего с понятием наивысшего учителя, первосвященника и понятие царя; это царственная власть в Церкви у католиков включает права всеобщего законодательства со включением полномочий на привиллегии и диспенсации, на принятие аппелляций со всей Церкви, на высшее попечение о церковном имуществе, право налагать на них подати и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Если проповедать Слово Божие благовременно и безвременно есть непременная обязанность Пастырей; то внимание их Поучениям есть непременная обязанность пасомых. Поучения необходимы для наставления в вере, которая насаждается от слуха ( Рим.10:14,17 ), для побуждения к добрым делам ( 1Тим.3:1 ; 2Тим.3:16–17 ) и для прославления событий, воспоминаемых Церковью. Поучения необходимы и важны вообще для всех верующих ученых и простых. Ученым необходимы для очищения, возвышения и освящения их ума и сердца. Ибо в Проповеди возвещается Слово Божие; предлагается наставление для совести, которая при многих естественных знаниях может блуждать во мраке; не иметь тонкого чувства, указываемого Откровением, к различению добра и зла. Так Ап. Павел обличает и поучает мудрых века сего: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор.8:2 ), твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр.5:14 ). На простых же Христиан Проповедь благотворно действует, впечатлевая в их души семена правой веры и Богоугодной жизни. Если они и не все понимают; но они чувствуют, что слышимая ими Проповедь есть учение Божественное и спасительное, умиляются и часто слезами и вздохами свидетельствуют о благотворном действии Слова Божия на сердца их. 97 Как-то: Акакий Архиепископ Константинопольский V века, в письме ad Petium Fullonem de Trisagio. Св. Дамаскин, о Православн. Вере. кн. 3, гл. 10. Зонарь in comment, in canones 88. conciliorum. Codinus, de origine Constantinopol. Вальсамон, в примеч. на 81-е прав. Трул. Собора, и другие. 98 Evagr. lib. 3, cap 44. Дамаскин о Православн.вере кн. 3, гл. 10. Нечестивое прибавление первоначально сделано было в 474 году Петром Гнафеем Евтихианином и Теопасхитом, Епископом Аниохийским. Император Анастасий хотел было ввести это прибавление в Константинопольской Церкви; но народ восстал против сего и защитил древнее Православное пение. Evgar. lib. 3, cap. 16. 30, 44. Baronius sub anno 474.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВТОРОБРАЧИЕ [греч. διγαμα, δετερος γμος], или двубрачие, вступление в повторный (в строгом смысле термина - во 2-й) брак . Вступление в 3-й брак называют троебрачием (τριγαμα), в последующие браки - многобрачием (πολυγαμα). Церковь всегда считала осуществлением христ. нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание церковно- и священнослужителей из людей, состоящих во В. или женатых на уже бывших замужем, и тем более вступление в повторный брак по принятии сана (1 Тим 3. 2; Апост. 17 и 18; Васил. 12; Неокес. 1; Трул. 3; в Номоканоне XIV титулов исключение делается для уже хиротонисанных чтецов и певцов, коим дозволяется вступление во 2-й брак в случае смерти супруги без права последующего рукоположения в высшие степени (9 титул, 29 гл.)). Тем не менее при определенных условиях Церковь, по слову ап. Павла, дозволяет В. как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9); «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим 5. 14). Будучи отступлением от идеала, В. подвергается церковному наказанию, состоящему в отлучении второбрачных на нек-рое время от Причащения Св. Таин (на 1-2 года - Васил. 4; на «непродолжительное время» - Лаодик. 1). Гораздо строже церковные правила относятся к случаям троебрачия; так, свт. Василий Великий называет троебрачие «не более чем дозволенным блудом» и предписывает отлучать троебрачных на 5 лет, отмечая, что в практике его времени срок отлучения обычно составлял 3-4 года (Васил. 4 и 50). Последующие браки Церковь считает недопустимыми (Васил. 80). Подробным образом канонические вопросы, связанные со В., разобраны в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря (Алф. Синт. С. 130-138). См. также ст. Брак .

http://pravenc.ru/text/155584.html

Правило 51 Святых Апостолов Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяс, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог , созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин . ( Ап. 53 , 66 ; IV Всел. 16 ; Трул. 13 ; Анкир. 14 ; Гангр. 1 , 2 , 4 , 14 , 21 ) . «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», – пишет св. ап. Павел к Титу ( Тит.1:15 ), а в первом послании к Тимофею говорит, что «всякое творение Божие хорошо», и «ничто не предосудительно, если принимается с благодарением»« ( 1Тим. 4:4 ), и «…что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто»« ( Рим. 14:14 ). Это учение Св. Писания находит себе выражение в данном Ап. правиле. Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов, в чем бы оно ни проявлялось, и признавала его тем большей добродетелью, чем больше кто-либо мог отличаться этою добродетелью. При этом церковь всегда предполагала у своих верных истинное понятие о воздержании и возвышенное побуждение к нему, резко осуждая воздержание, противоречащее христианскому пониманию. Уже в самом начале существования церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу – жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, – безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда 254 . Приведенные в начале этого толкования слова Св. Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи, как об абсолютном зле. То же находим и в Апостольских постановлениях (VI, 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 9 Василия Великого Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна ( Мф. 5:32 ), по разуму онаго, равно приличествует и мужам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений. Апостол глаголет: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею ( 1Кор. 6:16 ). И Иеремия: если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? ( Иер. 3:1 ). И паки: содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив ( Притч. 18:23 ). Женам же обычай повелевает удерживати мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть. Посему не знаю, может ли прямо прелюбодейцею нарещися живущая с мужем, оставленным своею женою: ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо аще потому, яко биема была, и не стерпела ударов: то подобало паче претерпети, нежели разлучатися с сожителем: аще потому, яко не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения. Аще же и потому, яко муж ее живет в блуде, наблюдения сего не имеем в церковном обычае: но и от невернаго мужа не повелено разлучатися жене, а пребывати с ним, по неизвестности, что последует. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа ( 1Кор. 7:16 )? Посему жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейца, аще перешла к другому мужу: а муж оставленный достоин снизхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Аще же муж, отступив от жены, поймет иную: то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца: поскольку отвлекла к себе чужаго мужа. ( Ап. 48 ; Трул. 87 , 93 ; Анкир. 20 ; Карф. 102 ; Василия Вел. 18 , 21 , 35 , 77 ). С учением православной церкви о разводе мы познакомились в толковании 87 трулльского правила. В нем трулльские отцы ссылаются на настоящее правило Василия Великого и на места Священного Писания, которые приводит и святой Василий. На вопрос Амфилохия, может ли и жена требовать развода, когда муж ее уличен будет в прелюбодеянии, каким правом пользуется муж прелюбодейной жены, – святой Василий приводит слова Иисуса Христа ( Мф. 5:32 ) и замечает, что эта заповедь одинаковым образом касается как мужа, так и жены (εξ σου κα νδρσι, κα γυναιξν αρμζει, ex aequo et viris et mulieribus convenit), т. e., что муж может добиваться развода, если его жена прелюбодейна, равно то же может требовать и жена, если муж ее прелюбодей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Приобщение Е. необходимо каждому верному для спасения. Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6. 53). Главный плод св. Причащения - единение с Богочеловеком Христом, засвидетельствовавшим: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6. 56), а во Христе - со всей Церковью (ср.: «Итак, чтобы не любовью только, но и самим делом быть нам членами Плоти Христовой, будем причащаться этой Плоти... Для того Он смешал Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое» ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 46. 3)). Приобщение Е. очищает от грехов - преподавая Чашу, Господь сказал: «Сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26. 28) (ср.: «Едино приношение, во оживотворение и отпущение грехов» (Трул. 28)); укрепляет и тело, и душу (ср.: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин 6. 55); «Пища эта, над которой совершено благодарение через молитву Слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть - как мы научены - Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса» ( Iust. Martyr. I Apol. 66); «Эта Кровь - спасение душ наших. Ею душа омывается, ею украшается, ею воспламеняется» ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 46. 3)); дарует достойным причастникам залог воскресения и вечной жизни, как сказал Спаситель: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6. 54; ср.: Евхаристия - «врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе» ( Ign. Ep. ad Eph. 20)). Недостойное участие в Е., напротив, может сделаться осуждением и даже привести к смерти: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор 11. 28-30).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, в таинствах причастия, венчания употребляется алкогольное вино. Читал, что в переводе евангилее слово вино и виноградный сок имеет одно значение. Почему не употребляется виноградный сок Я не употреблял уже долго алкоголь и когда на венчании выпил стакан вина я охмелел и мой ум был замутнился. Один молодой священник со мной делился, что до оцерковления он не пил вино, но после стал его пить. Почему не употребляется виноградный сок? Если употребление алкоголя грех, почему он применяется в таинствах? Похожие вопросы 4 Ответа Утверждение о том, что в Палестине употребляли винградный сок, а не вино, является фантазией, крайностью. Пили вино, но разбавленное водой! Существовало даже презрительное выражение — « он пьёт неразбавленное вино !». В православной Евхаристии вино, после пресуществления в Кровь Христову, обязательно разбавляется горячей водой («теплотой»).  Практика Армянской церкви не использовать воду была осуждена Церковью ( Трул. 32 ). Грехом является пьянство (злоупотребление алкоголем), а не употребление вина. Как раз гнушение вином Церковными канонами возбраняется. Насколько был распространён виноградный сок в жарком климате Палестины можно представить :). Рассмотрим и несколько эпизодов. Претворение Господом воды в вино на брачном пире: …Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе ( Ин.2:9–10 ). Схождения Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы: И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина ( Деян.2:13 ). Наставление апостола Павла Ефесянам: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Еф.5:18 ) См. ВИНО . Умеренное употребление алкоголя не грех. Грехом является пьянство. Любое невоздержание есть грех: будь то еда, или отдых, или вино. Вино употребляется в Таинствах потому, что так повелел Бог, и не нам перечить Его воле. Попытки “альтернативного” перевода Священного Писания — просто ересь.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-cerkov...

Толкование Аристина на 6-е пр. Халк. соб. является противоречащим содержанию самого правила. Правило требует, чтобы никто не был рукополагаем ни в какую церковную степень, без назначения к определенной церкви: «Решительно никого, – читаем мы здесь, – ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень Церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к Церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю». Между тем Аристин в своем толковании на Синопсис этого правила приходит к ошибочному заключению, что для допущения к рукоположению необходимо пребывание в какой- либо церковной степени; он пишет: «имеющий быть пресвитером, или диаконом, или вообще быть причисленным к церковному чину, не иначе должен быть допущен до рукоположения, как если окажется, что он прежде состоял в какой-либо церковной степени в церкви городской или сельской, или в монастыре и служил в ней. Если же кто, не будучи причислен и не состоя в церкви ни в какой степени, будет рукоположен во пресвитера, или в диакона, то не будет для него от того пользы, а бывшее над ним рукоположение будет не действительно» 243 . В толковании на 72-е пр. Трул. соб. Аристин, стараясь устранить неточность Синопсиса, неверно передал самую мысль правила или выражаясь точнее, мысль поцитованного в правиле текста из Апостольских посланий. В Синопсисе оно редактировано так: «Брак с еретиками не имеет силы, но заключившие оный прежде присоединения к вере могут оставаться в браке, если пожелают». Аристин, желая, очевидно, передать мысль правила точнее, выразил его следующим образом: «Не должно быть дозволено православному сочетаться с женою еретическою, или обратно. Если же некоторые, будучи неверными, соединились законным браком, а потом один присоединился к вере, а другая остается еще в заблуждении, и верный благоволит жить с неверною, или обратно (κα εδοκε πιστς συνοικεν τ πστ, νπαλιν), они не должны быть разлучены, по божественному апостолу Павлу 244 . Но апостол Павел говорит совершенно противоположное: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующаго, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» ( 1Кор. 7:12–13 ). Эта мысль изложена в полном тексте правильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010