Во-вторых, искупить человечество, понести его наказание. После чего вечная правда уже не могла бы препятствовать вечной любви видеть в человеке по-прежнему сына Божия, созданного по образу Божию, властителя земного естества и наследника Небесного Царствия. После чего и мы все, участвующие в смертной казни Иисуса Христа, могли бы участвовать также в славе Его Воскресения и сидения одесную Отца. Мы погреблись с Ним, — говорит апостол, — дабы, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим.6:4 ). Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). Пострадав и умерев за нас и совоскресив нас с Собой, Искупитель ввел бы и нас всех в общее Царство славы Божией, снял бы древний позор с рода нашего, исходатайствовал бы прощение грехам нашим, помощь немощам, милость слабостям, одним словом: представил бы нас неповинными перед величием славы Божией. Втретьих, исправить человечество — самое трудное в Божественном смотрении дело, требовавшее как бы пересоздания человеческой природы. Для этого так давно и разнообразно приготовляемого переворота в человеческой жизни Иисус Христос всё время Своего служения людям употреблял на научение их пути Божию, постоянно в Себе Самом показывал пример того, чему учил, даровал власть и силу о имени Своем творить чудеса и Сам творил их бесчисленное множество, вразумляя тем неверных и ожесточенных. Для этого Он образовал из учеников Своих общество святых — зачаток и рассадник будущей всемирной, всечеловеческой Церкви, просветил их мысль, очистил сердце, утвердил волю, связал их между собой любовью и самопожертвенным служением друг другу; словом, сделал из них малый образец великого Царства Божия. Для этого наконец — в залог Своего неизменного и вечно продолжающегося исправительного действования на человечество — в последний день Своей земной проповеди установил дивное, страшное и преславное Таинство преестественного общения Своего с людьми, давая им возможность постоянно очищать себя от грехов через участие в Его святейшей и всеосвящающей жизни, в Его богопримирительном существе. Всё таким образом сделал, чтобы прославить человека славой богоподобного совершенства, сделать его храмом Духа Святаго, истребив обесславивший его грех.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приближается праздник Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодняшнее евангельское чтение, подготавливая нас к этому, рассказывает о событиях, предшествовавших Крещению Господню. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Бо-жия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (ст. 1–3). Здесь приведено пророчество двух древних пророков — Малахии и Исайи, и под Ангелом Божиим, который посылается пред лицом Мессии, Христа, подразумевается, конечно, величайший из пророков — Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Он назван также голосом вопиющего в пустыне, а Вопиющий — Сам Бог. Иоанн Креститель был настолько близок Богу, настолько прямо и непосредственно возвещал Божественные истины и волю Божию, что даже назван голосом Божиим. Действительно, он последний по времени и величайший из всех великих пророков, подготовивших путь Господу. Он в гораздо большей степени, чем все пророки, потрудился в этом. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (ст. 4). Он обличил и вразумил тех людей, которые по грехам своим, по немощи и нерадению уклонились от пути Божия, от исполнения заповедей и закона Моисеева, но в душе своей сохранили искреннюю веру. Через крещение в реке Иордан он заставил их вернуться к прежней благочестивой жизни и таким образом подготовил их к слышанию слова Божия, очистил их совесть, сделал ее чуткой к проповеди Господа Иисуса Христа. Иоанн Креститель совершал свой подвиг проповеди крещения вдали от городов и избегал людных мест, но люди шли к нему, оставляя города. Сам образ жизни Крестителя, его подвижничество, пост, внешний вид и даже происхождение его (ибо он был из первосвященнического рода) — все привлекало к нему людей. Проповедь его была прямой, безыскусной, неподкупной и искренней. Он проповедовал самой своей необыкновенной жизнью. К нему приходили как бедные, так и богатые люди, занимавшие высокое положение в обществе. Приходили даже книжники и фарисеи, считавшиеся праведниками, но в душе чувствовавшие свою греховность и сознававшие, что они так же, как и люди невежественные в законе, погрешили против Бога, против совести.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Воздержание от брачного общения в известные времена требует и закон человеческой природы (например, воздержание в период месячных, беременности, кормления). Нарушение нравственных и физических законов, касающихся супружеской жизни, несет за собой наказание самих нарушителей и оказывает на их потомство плохое действие. От невоздержания родителей (особенно во время месячных) дети рождаются слабые, подверженные разным болезням и некоторым образом отпечатлевающие на себе невоздержание родителей, – так писал в IV веке преподобный Исидор Пелусиот 372 . Оптинский старец иеросхимонах Амвросий в одном из писем пишет: «Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности; за что и наказываетесь болезнями жены» 373 . Как все это уладить и упорядочить (в каждом конкретном случае), предписаниями определить нельзя: это оставляется взаимному согласию и благоразумию супругов 374 . В заключение своих наставлений о брачной жизни апостол Павел пишет: я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:9–31 ). «Здешняя жизнь, – говорит Апостол, – стремится к концу, все идет к разложению, близко окончание настоящего века» 375 . Царство Христово приблизилось, в него предлежит нам переселиться, так что если и возможно какое удовольствие, то оно кратковременно, и не следует к нему привязываться сердцем. Брак, радости, печали, собственность, земные дела, научная, художественная, политическая деятельность и проч. относятся к земному, кратковременному фазису жизни человечества, и Апостол предостерегает не привязываться к ним всеми силами души, заповедует благоразумное пользование «миром». И имеющие жен должны быть как не имеющие ( 1Кор.7:29 ): исполняя семейные обязанности, мужья не должны иметь пристрастия к женам, которые нередко, понуждая мужей исполнять свои безумные мирские желания, доводят их до забвения христианских обязанностей 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Воскрес Христос – всех воскресение, – рассуждает святой Епифаний Кипрский . – Воскрес, и даровал радость всей твари; воскрес, и темницы ада опустели... и тление естества изменил в нетление... Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым через Христа» (Воскресение Христово. М., 1914. С. 15). Полагается для человечества иное – вечное житие. Началось оно в лице ветхозаветных праведников, которых Господь ввёл в Царство славы, и продолжается оно в том смысле, что воскресший Жизнодавец открыл для всех людей врата в вечные обители Отца Небесного. Нет больше преград на пути к древу жизни, нет такого оружия, которое бы устояло перед крестом и воскресением. Да не смущается сердце ваше, – обращается Сам Господь к Своим верным последователям, – веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я ( Ин.14:1–3 ). Господь обещал Своим верным ученикам уготовать им место, а Его обещание непреложно. Знамением того, что крестом и воскресением для всех верующих открыты двери рая, служит то, что всю Светлую седмицу богослужение совершается при отверстых Царских вратах: алтарь является образом рая. Воскресение Сына Божия утвердило истинность Евангельского закона. Воскрес Христос – значит, все, чему Он учил и что совершал, свято и истинно. Уверенные в этой святости и истинности учения Божественного Наставника святые апостолы почти все приняли за Него мученическую кончину. Если бы эти благовестники сомневались в достоверности воскресения Христа Спасителя, то как могли бы они отдать свою жизнь за Него?! Без факта воскресения необычный энтузиазм апостольского благовестия не имел бы оснований, и вообще вся история христианства, первоначальная и последующая, представляла бы особый ряд невозможностей и осталась бы непонятной. Эта истина воздвигла сонмы праведников, великих подвижников, Богопросвещённых святителей. Вся Христова Церковь , на протяжении многих веков обуреваемая волнами мира, утверждалась и стоит непоколебимо на истине Христова Воскресения. Не будь Воскресения Христова – не было бы и самой Церкви. Церковь – это Богочеловеческий организм. В этот организм входит общество верующих. А на чём утверждается вся их вера и всё упование? На истине воскресения Спасителя, на истине и веры, и разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Восстань, Боже, суди землю!… Земля сперва была безвидна и пуста ( Быт.1:2 ), но когда рука Зиждителя привела ее в надлежащее устройство, она была вся добра зело. Грех человека навлек на нее проклятие и за проклятием все беды. Проклята земля за тебя ( Быт.3:17 ), — сказал Господь человеку в начале бытия его. Чем долее человек жил потом, тем более надобно было терпеть земле. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли ( Быт.6:12- 13 ). И воды потопа пришли на землю ( Быт.7:10 ). Земля принесла за людей очистительную жертву и успокоилась, но ненадолго. Вскоре жупел и огонь Содомский ( Быт.19:24 ) возвестили о новом мучении земли за грехи людские. И надолго печальный долг страдать за человека сделался постоянной долей земли. За грех братоненавистного извета (Быт. гл. 37) она потребляется гладом (Быт. гл. 41 45), на ропот недовольных «человеком Божиим» отверзает свою внутренность ( Числ.26:10 ), за идолопоклонство и нечестие сохнет (ЗЦар.18:2). Пророк предсказывал в будущем еще большее зло земле: Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ( Ис.24:3-6 ). Земля и все дела на ней сгорят ( 2Петр.3:10 ), — прибавляет апостол. Земля будет тлеть и гореть, потому что должны истлеть и сгореть дела. Итак всё бедствует земля, и всё бедствует за человека! И теперь своим грехом он беспрестанно нарушает ее богоустановленный чин и порядок, жестокостью и невнимательностью мучит ее жизнь, беспрестанно клевещет на нее, позорит ее, поносит, все свои вины слагает на нее, беззащитную.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Восстань, Боже, суди землю! Рассуди между ней и человеком! Некогда она возопила кровию убитого праведника и привлекла отомстительный суд на братоубийцу ( Быт.4:10 ). Кровь кропления, лучше глаголющая, нежели Авелева, вопиет теперь от земли к Престолу Божию. Но о чем глаголет эта бесценная Кровь? Об отмщении ли человеку, пролившему ее в недро земное? Дивное таинство домостроения Божия! Она говорит — совсем напротив — об избавлении человека ( Еф.1:1 . Кол.1:14 ), об оставлении его прегрешений ( Рим.3:25 . Еф.1:7 . Евр.9:15 ), об очищении его ( Ин.1:7 . Рим 3, 35 . Евр.9:14 ), о показании правды Божией в нынешнее время, да явится Он (то есть Бог) праведным и оправдывающим верующего в Иисуса ( Рим.3:26 ), о его оправдании и спасении от гнева ( Рим.5:9 ), о преумножении в нем благодати ( Еф.1:7, 8 ), о приближении его к Богу ( Еф.2:13 ), о примирении земного с небесным ( Кол.1:20 )… Таков вопль Божественной Крови! Можно предугадывать, какой суд изречет над землей, принявшей эту ходатаицу человека, Человеколюбец. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и > буду им Богом, а они будут Моим народом… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более… Если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь (Иерем. 31; 31, 33–34, 37). Вот какой суд Бог произносит на жалобу земли. Восстань, Боже, суди землю! И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой ( Быт.2:7 ), по образу Божию (1, 27). Земля, таким образом, получила высокую честь носить на себе живой образ неописанного Бога, в человеке из неразумного бытия возвысилась до богоподобия. Человек создан обладать землей, господствовать над ней. Он ее царь, ее пророк, ее первосвященник, ходатай перед Богом, представитель в Царстве Божием, ее слава, честь, сила, жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Вот вам один действительный случай из моей личной пастырской практики. Когда я был священником, одна женщина поведала мне о том, что ее соседка очень сильно заболела, и что хорошо бы было ее причастить. «Что ж, – говорю я, – пойдите к ней и предложите причаститься. – Да я с ней в ссоре, – отвечает та. – Вот потому–то вам и следует пойти к ней, что вы в ссоре с нею», – возразил я. Женщина так и сделала и на другой день пришла за мной, чтобы я причастил больную. Я нашел больную в тяжелом состоянии, хотя она и была в сознании. После Причащения больная видимо успокоилась. Каково же было мое удивление, когда я через два дня увидел, как она усердно мазала свою хату на открытом осеннем воздухе. Больная рассказала, что после Причастия она сразу почувствовала в себе какую–то силу, а через два дня настолько окрепла, что вышла поработать. И таких случаев много. Не верьте предрассудкам, будто Причащение приближает больного к смерти. Помните призыв Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнитъ всякую правду . Мф.3:15 В пустыне Иудейской, среди необитаемых гор и диких скал, раздается властный призыв: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ). Так взывает последний и наибольший из ветхозаветных пророков – Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Пророк Исаия о нем говорит: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» ( Ин.1:23 ; Ис.40:3 ). С проповедью о покаянии выступил великий подвижник пустыни в одежде из толстого колючего верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом, питавшийся акридами и диким медом. Вся его внешность: загорелое, истощенное постом лицо, строгий взгляд, громкий повелительный голос – все это увлекало слушателей. И потянулся к Иоанну народ из Иерусалима, Иудеи и всей Иорданской страны. Приходили к нему, каялись в своих грехах и крестились от него в водах Иорданских. Сам он о своем крещении говорит: «Идет за мною Сильнейший меня... я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк.1:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Вот два примера воздержания в пище египетских подвижников. К прп. Макарию Александрийскому была прислана кисть свежего винограда. Несмотря на то, что преподобного томил голод, он не стал ее есть, а отослал ее одному больному брату. Больной также не стал ее есть и переслал ее третьему брату. Этот последний переслал ее четвертому и т. д., пока один из братьев снова не прислал ее прп. Макарию. Узнав кисть, преподобный возблагодарил Бога за проявление подобного воздержания со стороны братии его монастыря. А вот один из эпизодов жизни в пустыне прп. Пахомия Великого со своим старцем Паламоном. Когда настал праздник Святой Пасхи, Пахомий счел необходимым улучшить в этот день их скудный стол и влил в приготовленную пищу немного масла. Но старец Паламон, когда заметил это, то заплакал и не хотел принимать пищу, говоря: «Мой Бог был распят за меня, а я буду есть масло». Вот основание крайнего воздержания подвижников. Они так живо переживали искупительную жертву Христа, так пламенно Его любили, что телесные наслаждения на этой земле, облитой кровью Христа, казались им невозможными. Преклонимся же перед их подвигами и горячностью любви ко Христу и, когда это будет возможно, и нам нужно пробовать в своей, хотя бы и слабой мере, подражать им в этом святом чувстве. Приложение к главам 41-й и 42-й Вегетарианство Зададимся вопросом: полезна ли для человека мясная пища? В Книге Бытия мы читаем: «И сказал Бог (Адаму): Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29). Употребление мяса разрешено было человеку лишь после потопа. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу»  (Быт. 9, 3). Итак, до грехопадения человечеству была заповедана Богом вегетарианская пища. Поэтому, идя по пути восстановления первозданной чистоты человеческой природы, святые и подвижники благочестия стали исключать из своей пищи мясо и довольствоваться преимущественно растительной пищей. Как известно, мясо совершенно исключено из пищи иноков. Наиболее же ревностные из них ограничивают себя только растительной пищей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Вот, наступают дни, — глаголет Господь другому пророку, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро… И вот имя Его, которым будут назьшать Его: «Господь оправдание наше!» ( Иер.23:5-6 ). Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его, и также с левитами-священниками, служителями Моими ( Иер.33:20-22 )… С какой ясностью открывается, что Давид в очах Господа есть не Давид-лицо, царствовавший некогда в Иудее, а Давид — царь и помазанник Царства Божия; что семя его, многое как звезды и песок, не есть плотское потомство Давидово, но Христос, корень и потомок Давида ( Откр.22:16 ) со Своим семенем; что левиты и священники суть служители Нового Завета, новой Церкви Божией. Еще разительнее Господь описывает будущее царство Давида раба Своего пророку Иезекиилю (37, 21 28; ср. Ос.3:5 ). Таким образом, ко временам Спасителя в народе иудейском было всеобщее чаяние восстановления царства Давидова. Все ждали восстановителя — потомка Давида, или, по выражению иудеев, Сына Давидова, хотя очень немногие понимали, что это за царство должно быть и что за царь, с которыми так тесно связывалось имя Давида. Хрис-тоси Сьш Давидов — уже тогда это были для народа однозначащие слова и понятия ( Мф.12:23; 22, 42 . Ин.7:42 ). Архангел-благовестник первый сказал, что этим восстановителем престола Давидова будет благовествуемый им Иисус. Но эту весть приняла и сложила в сердце Своем ( Лк.2:19 ) одна кроткая и молчаливая Матерь Иисусова. Дела великого Пророка ( Лк.7:16 ), вскоре огласившего Своим именем всю землю Израильскую, невольно заставили придать Ему драгоценное и для всех вожделенное имя Сына Давидова. И Сам Господь не отрицался этого имени, только хотел возвести мысль иудейских учителей к высшему и ис-тиннейшему разумению его ( Мф.22:43-45 ). Но и это Он делал уже тогда, когда, утаенное от мудрых и разумных, оно было благоволением Божиим открыто младенцам ( Мф.11:25 .

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

«Вот увидел я, — пишет в Откровении Иоанн Богослов, — …великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих», и они славили Бога, сидящего на престоле ( Откр.7:9 ). Полна подвижников и наша Запорожская земля. Недавно причислен к лику святых священномученик Сергий, Архиепископ Мелитопольский. Сей угодник Божий в годы репрессий был сослан в Карагандинские лагеря. После издевательских насмешек и садистских притеснений расстрелян. Владыка Сергий своими мощами почивает в братской могиле ГУЛАГа. Намечена канонизация еще шести Запорожских праведников и мучеников. Своей любовью к Богомладенцу Иисусу и к людям они достигли изумительных высот. И ныне в Небесных Обителях звезды Христовы сияют в безмерной славе и во свете живут неприступном. Один из этих праведников после кончины явившись своему духовному чаду, сказал, что «слава, которую Господь дает там возлюбившим Его, так велика, что в теле ее выдержать и остаться живым невозможно». Но — о, чудо! О, великое Знамение Божие!!! Две тысячи лет от Рождества Христова Церковь гонят, а она благодатью Господней с кротостию и любовию стирает на своем пути все злое и богопротивное, исполняя повеление Иисусово: «…научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Подсчитано, что только 2% человечества еще не имеют Евангелия на своем языке. И ныне Церковь Христова в двухтысячный раз празднует Рождество Богомладенца Христа! Мы безмерно благодарны нашему Спасителю за то, что пришел в мир. Что явил человечеству беспредельную милость в подвижниках Церкви и в жизни каждого из нас. Благодарим нашего Господа, что сподобил нас духовного веселия на изумительном двухтысячном Рождественском празднике. Безусловно, миллионы людей мечтали дожить до сего Славного Юбилея. Казалось, что он где-то за далеким горизонтом. Но вот он у порога. И только наше поколение сподобилось ликовать на этом Несравненном Торжестве.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010