Святый Златоустый говорит: «сказав: благословите, присовокупил: а не кляните, чтобы не стал кто вместе и благословлять и проклинать, но чтобы только благословлял. Гонители суть приставники для раздачи нам наград. А если будешь бодрствовать, то сверх этой награды сам приобретешь себе другую. Он доставит тебе награду за то, что ты гоним; а сам приобретешь за то, что благословляешь гонителя; ибо сие служит вернейшим доказательством твоей любви ко Христу... Итак не укоряй гонителя, чтобы тебе самому получить большую награду, а его вразумить, что терпишь по усердию, а не по нужде, что это составляет для тебя торжество и веселие, а не бедствие и горесть. Посему и Христос сказал: Радуйтеся, егда рекут вам всяк зол глагол на вы лжуще» ( Мф.5:11.12 ). Видите, братия, сколько предложено нам душеполезных наставлений в нынешнем чтении из Апостола. Вместо заключения, продолжу Апостольское чтение не читанное ныне, но дополняющее те наставления, которые теперь вам предложены. Сказав: благословите, а не кляните, Апостол продолжает: «Радуйтеся с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе. Никому не воздавайте злом за зло; но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно, со своей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божью; ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Второз.32:35). Итак, если враг, твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящия уголья. ( Притч.25:22.23 ), т.е. ты возбудишь в душе его сильное сознание своей виновности, и приведешь его к раскаянию и, может быть, к перемене на лучшее. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:15–21 ). Аминь. Беседа 22. В неделю седьмую Братие, должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати ( Рим.15:1 ). В предложенном ныне чтении из Апостола, святый Павел учит, чтобы сильные носили немощи слабых, чтобы каждый угождал ближнему, по примеру Христову, чтобы все в единомыслии прославляли Бога, и с любовью обращались между собою, к взаимному назиданию и во славу Божью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Я советовал ей уступить злобе и дать простор безумию, как сделали это Иаков с братом своим Исавом и Давид с непримиримейшим врагом своим Саулом, из коих первый бежал в Месопотамию, а другой предал себя иноплеменникам, желая лучше быть в руках врагов, чем в руках завистника. Но она отвечала: " Твои слова были бы справедливы, если бы дьявол не везде нападал на рабов и рабынь Божиих и не предупреждал бегущих во всех местах, если бы не удерживала меня любовь к святым местам и если бы в другой какой-нибудь части света могла я найти Вифлеем мой. И почему бы мне не побеждать злобы терпением? Почему бы не сокрушать мне гордость уничижением и бьющему меня по щеке не подставить другую (Лк.6:29)? Апостол Павел говорит: " побеждай зло добром " (Рим.12:21). Не хвалились ли апостолы, когда претерпевали поношение за Господа? И сам Спаситель не смирил ли себя, " приняв образ раба и быв послушным " Отцу " даже до смерти и смерти крестной " (Флп.2:7,8), чтобы спасти нас своим страданием? Иов, если бы не боролся и не вышел с победою из борьбы, не получил бы венца правды, не услышал бы от Господа: " Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? " (Иов.40:3). Блаженными называются в Евангелии " изгнанные за правду " (Мф.5:10). Зато успокоительно должно быть сознание, что страдаем не за грехи и что скорби нынешнего века суть предмет будущих наград " . Когда враг Павлы становился слишком нагл, до того, что вдавался в бранные слова, она пела следующее из Псалтыри: " доколе нечестивый предо мною, я был нем и безгласен, и молчал даже о добром " (Пс.38:2,3), и также: " а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа " (Пс.37:14,15). В искушениях твердила она слова Второзакония: " искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, всем сердцем вашим и всей душой вашей " (Втор.13:3). В печалях и сомнениях повторяла изречение Исайи: " отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/922/...

Вот правильная мера, отрицать которую не может никто: как я хочу, чтобы другой поступал со мной, так же буду поступать с ним и я, – и тогда соблюдается вся правда Божия и теплая любовь к ближнему. И, показав эту справедливость и это правосудие Евангелия, Спаситель перешел к поучению еще более совершенному, то есть чтобы мы любили не только друзей, но и всякого человека, будь это даже и враги. Ибо слышите, что Он говорит? «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» ( Лк.6:32–34 ). То есть они дают взаймы, но с условием, чтобы им вернули назад столько же, сколько они дали. Вы слышите – «и грешники грешникам»! Кто же эти грешники? Когда Он сказал «грешники грешникам», то указал и на другой вид грешников, не только на тех, которые обретаются в законе благодати. Грешники – это мы, которые грешим после того, как познали волю Божию, а грешники, о которых говорит здесь Спаситель, – это те, кто не познал Бога, язычники, творящие всякое беззаконие без зазрения совести, ибо у них нет закона. Итак, они совершают грех даже тогда, когда дают взаймы своим соседям или другим людям, но с тем условием, чтобы им вернули назад столько же, чтобы ничуть не потерпеть лишение. А мы, когда даем, слышишь, что мы должны делать? Далее говорится, в следующем стихе Евангелия: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Вышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ). Итак, вот другое поучение, более высокое, чем бывшее в начале сегодняшнего Евангелия. В том Он говорил нам, чтобы мы делали другим то, что хотим, чтобы другие делали нам, а здесь сказал нечто более высокое: сказал, что не только это, но и чтобы мы делали добро даже тем, кто возненавидел нас, любили тех, кто враждует против нас. И апостол учит нас сходным образом, объясняя, что зло не побеждается злом, но зло побеждается добром (см.: Рим.12:21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

3 . Рассуждай об учении святого Иоанна Златоуста об этом и о прочих причинах, о которых написано, когда злоба на врага твоего подстрекает тебя. 4 . Вражда и злоба во враге твоем достойна ненависти, как диавольское дело, а он сам, поскольку человек и создание Божие, как и ты, сам того же рода, естества, достоин любви. Итак, устремляйся на ненависть к врагу, а не на него самого, и гони злобу его, которая, как холод огнем, любовью и благосклонностью изгоняется, и так или его лучшим сделаешь, или, если не так, то сам лучшим будешь. Не только друзей и братию свою, но и врагов наших хочет и повелевает нам любить Христос: любите врагов ваших ( Мф. 5, 44 ). От такой только любви истинно любящий Христа и познается, когда не только друзей, но и врагов своих любит, по учению Его. Ибо любящих себя и язычники и мытари и прочие грешники любят, как говорит Христос: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ( Мф. 5, 46 )? Врагов же любить – есть дело только христианской души, любовью Христовой исполненной... Спросишь: «Как мне того любить, который со мною враждует?» Правда, правильно отвечает о себе плотский, душевный и невозрожденный человек. Плотскому и самолюбивому человеку это весьма трудно и почти невозможно, но верному и благодатью Духа Святого возрожденному удобно. Вере и любви истинной ничто не неудобно. Когда любишь Христа, Который за тебя и меня, врагов умер, то с охотой и любовью послушаешься того, что Он мне и тебе велит: любите врагов ваших. Что тебе от того, что враг твой с тобой враждует? Ты с ним не враждуй, но смотри, что Христос, любящий души наши, повелевает, и Его любовью вражду врага твоего преодолевай, чтобы ненавистью к врагу не разорить Христову заповедь и так заповедавшего не оскорбить, – это разоряет любовь. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12, 21 ). Скажешь: «Враг-де худо и беззаконно поступает»? Правда, но и ты худо и беззаконно поступишь, если не любить, но враждовать с ним будешь. Только вражда на грех и на изобретателя его диавола праведна. Он худо делает, что зло тебе чинит, но и ты худо делаешь, что злом за зло воздаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В словах Спасителя о ненавидящих вас, говорится о тех людях, которые исполнены к вам агрессии и негативных чувств в виде ненависти. Ненависть является проявлением вражды и неприязни. В этом случае Спаситель указывает на то, как нужно поступать при встрече с такими людьми. Ненавидящим вас нужно творить (совершать) благие (добрые) дела и таким способом изменить их отношение к вам. Но это не значит, что человек не имеет право защитить себя от зла. Человек может сделать из ненавидящих его людей, друзей, тем, что будет благотворить ненавидящим. Но наряду с этим, человек должен бороться со злом и побеждать зло добром, для чего и существуют суды в обществе.    Также Л.Н. Толстой пишет: “Суды не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло, тем которых они называют врагами общества. Так что по смыслу выходило, что Христос должен был запрещать суды” (указанное изд., стр.140). Этот ложный вывод Толстого опровергается Библией в которой говорится о том, что Бог дал людям судей для земного человеческого суда, что подтверждается как Ветхим, так и Новым заветом. “Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным” (Втор.16:18). “Ибо суд — дело Божее” (Втор.1:17). “И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые“ (Неем.9:13). “Давал им судей” (Деян. 13:20).    Как уже говорилось, суды, выносят и оправдательные приговоры, не наказывают, а оправдывают и делают этим не зло, как необъективно пишет Л.Н. Толстой, а добро. Но если суды и наказывают, то они карают за совершение зла и ограждают общество от злодеев, то есть выполняют защитную функцию от зла, а защита от зла угодна Богу. “Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев“ (Иов.8:20). Недаром одной из эмблем справедливого суда является щит и меч. Щит символизирует защиту, меч справедливое наказание. А защищать отдельных людей и общество в целом от зла Спаситель не запрещал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их ( Мф.5:44 ), не воздавать «злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет.3:9 ), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Ибо «если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп.2:15 ), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят. Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ). Так подобает и христианам, как чадам света поступать ( Еф.5:8 ), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), «по примеру призвавшего Святаго, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Пет.1:15–16 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок. В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии (см. XV. 1). В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2. 16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. " Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем " , - говорит Священное Писание (Сир. 8. 8). Гуманное отношение к раненым и пленным у христиан основывается на словах апостола Павла: " Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром " (Рим. 12. 20-21). VIII.4. В иконографии святого Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Воздушные мытарства. Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия Цикл «Путь всей земли». Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Павел Рыженко. Александр Невский и хан Сартак.      «После мытарства гнева и ярости нам представилось мытарство, на котором немилосердно истязуются те, кто в сердце своем питает зло на ближнего и воздает злом за зло . Отсюда духи злобы с особой яростью низводят души грешных в тартар. Но меня и здесь не оставило милосердие Божие: я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделанного мне зла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была в силах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образом зло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этом мытарстве, бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук; мы же в радости продолжали путь ». Ступени мытарств, равно как и все грехи, взаимосвязанная адская реальность, когда один грех порождает другой, цепляясь за предшествующий, и таким образом, выстраивается некая бесовская иерархия нисхождения души в преисподнюю ада. Грехи немилосердия и мстительности, зачинаются личной гордыней и себялюбием и прямо противостоят известным евангельским добродетелям. Сказано: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 38-39). Эта заповедь ( око за око и зуб за зуб – Лев. 24, 20 ) научала человека в оке другого любить свое собственное око и в зубе другого ценить свой собственный зуб. Христос возводит этот закон на более высокий духовный уровень. Он предлагает любить другого человека, его права и интересы более, чем свои собственные. Посему только и говорит: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую . Этими словами Господь раскрывает перед своими учениками жертвенный характер подлинно духовной жизни, разрушая эгоизм озлобленной личности, замкнутой на самое себя. Семья есть великая школа любви, которая помогает человеку преодолевать эгоизм

http://pravoslavie.ru/101898.html

«Дайте место гневу Божию» Те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, трудятся, по сути, для нашего спасения И последнее. Чувство справедливости, насажденное в человека Самим Творцом как отражение Его совершенной Праведности, совершенно естественно требует наказания сотворившему зло. Однако сам человек производить такое наказание Богом не уполномочен, вероятно, в силу ограниченности и греховной испорченности своей природы. Имея в виду это внутреннее противоречие, апостол Павел доносит до нас очень важную истину в послании к Римлянам: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 1921). Не следует только превратно понимать его слова в том смысле, что мы должны лицемерно благотворить обидчикам в надежде собрать на их голову «горящие уголья». Мысль апостола здесь та, что нам не следует переживать по поводу безнаказанности согрешившего против нас, суд Божий непременно его настигнет. Мы же своей искренней любовью должны с необратимостью приближать эту победу добра над злом… А ведь эпиграф прав! Нам действительно надо благодарить Бога за всех этих добрых злых людей! Все те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, неприятности, проблемы, трудятся, по сути, для нашего спасения. Пусть никогда не понимают они этого, пусть сами имеют при этом совсем другие цели. Нам надо успокоиться на мысли, что через них нам посылает весточку Сам Господь, а потому Господь прав, когда говорит нам: любите врагов ваших. Рейтинг: 9.8 Голосов: 2310 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 5 июля 2021, 14:45 Мы обязаны любить и прощать наших личных врагов - тех, кто сделал зло только тебе и больше никому. Родители не могут и не должны прощать насильника, который надругался над их ребенком; человек не должен прощать пьяного водителя, который насмерть сбил члена его семьи, но тот же человек должен совершить подвиг прощения того, кто покалечил его самого. Сын в приведенном рассказе может простить тех, кто нанес обиды ему лично, но этот сын не может и не должен прощать истязания нанесенные его собственной матери. Он сказал " я отомщу за мать " - так он выполняет Пятую заповедь, и никто не смеет осуждать его за это, ведь он мстит не за себя.

http://pravoslavie.ru/107140.html

Еще: когда мы трудимся и утомляемся на службе, тогда страсти наши также заглушаются, подавляются. Праздность представляет великий простор и разгул страстям. Потому и сказано: В похотех есть всяк праздный [ Притч. 13, 4 ]. А народная речь говорит: праздность есть мать пороков. Самое лучшее средство торжествовать над злобою, завистию, противоречием других состоит в том, чтобы не возмущаться духом и не обижаться (не озлобляться) и зло побеждать добром, незлобием, кротостию и смирением и спокойною рассудительностию. Таким образом поведения мы заставим самых врагов наших уважать нас. Считать надо за мечту, за дым, за ничтожество всякое зло и признавать виновником его диавола, исперва согрешившего, а не человека, который есть жалкое орудие его. Когда нападет на тебя дух уныния, припомни слова апостола: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь [ 1Фес. 5, 16– 17 ]. Когда дух самоунижения – припомни следующие слова: вы... царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел [ 1Пет. 2, 9 ]. Мы – чада Божии, мы будем причастниками Божеского естества [ 2Пет. 1, 4 ]. На недугующих душевными страстями и озлобляющих тебя страстными своими поступками смотри как на больные члены свои, не раздражай их, но приложи к их сердцу врачество кротости, кроткого убеждения и любви. Обращайся с ними как с больными своими членами. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать... исправляйте такового в духе кротости... Носите бремена друг друга (и нравственные, не только физические), и таким образом исполните закон Христов [ Гал. 5, 26; 6, 1,2 ]. Причащаясь, смотри на страшную Жертву так, как бы она только одна и была да ты, а всё прочее как бы не существовало. Ты и Сый, тебя сотворивший и содержащий. Ничтоже земное в себе помышляй, даже небесное, кроме Господа. Особенно представь как бы несуществующим мечтателя-диавола со всеми его мечтательными кознями или обольщениями. Он точно есть отрицание духовного бытия и чистое отрицание истины. Аминь. Всякое зло, страсть в себе и в других считай мечтанием диавольским, призраком и таким глубоко истинным понятием об нем уничтожай его в самом зародыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010