Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил царя дать ему только один год сроку. Говорят, что царь очень обрадовался и дал ему в помощь целые отряды стрельцов. Он сдержал свое слово и исполнил обещание, изготовив колокол ранее истечения года. Царь еще более остался им доволен и в награду дал ему во владение пятьсот крестьянских семейств, но тот отказался, говоря: „я бедный человек и не имею сил справляться с рабами; для меня достаточно ежедневной милостыни царя“. Тогда царь пожаловал ему по динару ежедневно до конца его жизни, а после него его детям. Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый, как мы видели его потом, дивясь милостям всевышнего Бога, коими Он осыпает свои создания. Этот человек, явившись к царю, взялся сделать колокол больше, тяжеловеснее и лучше, чем он был прежде, и кончить (работу) в один год. Огромная яма была вырыта на этой площадке 457 , и в настоящее время, то есть с начала сего месяца февраля, мастер приступил к изготовлению колокола. Упомянутая яма, по глубине и ширине, вдвое больше печи для обжагания извести. Всю ее, сверху до низу, выложили кирпичом и приступили к устройству внутри ее печи, которую топят со стороны, под землею, ночью и днем. Замешав глину, выложили из нее род купола, то есть составили сердцевину колокола, и обжигали глину огнем, который сделал ее твердой, как железо; при этом пламя поднималось выше купола. Это (обжигание) продолжали до тех пор, пока не окончили форму – а мы все время ходили на них смотреть. Потом наложили на купол второй слой, соразмерно с первой формой, то есть такой же толщины и такого же объема, около локтя или больше, и затем приступили к устройству верхней формы, окружающей колокол. Именно, привезли железные прутья, кривые, согнутые как лук, с крючками на концах, которыми их сплели между собою вокруг всей формы, на подобие того, как ткут цыновки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все площадки и мастер-классы фестиваля будут открыты для бесплатного посещения 20 августа. ПРАВМИР. Международный фестиваль «Артос», который пройдет с 22 по 28 августа в московском Конгрессно-выставочном центре «Сокольники», расскажет об особенностях православия в России и Греции. Фестиваль приурочен к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне и году сотрудничества России и Греции. В ходе фестиваля будет показано духовное родство двух народов и стран. Выставки и ярмарки греческих иконописцев и ювелиров, ремесленников и фермеров, издателей и туристических компаний помогут погрузиться в мир культуры древней Эллады. Также в программе предусмотрено выступление Хора византийского пения, концерты авторов-исполнителей духовной и этнической музыки, танцевальные программы, на которых можно будет познакомиться с историей греческого танца и русскими народными плясовыми традициями. Запланированы и художественные выставки, на которых русские художники представят свое видение знаменитых святынь греческой земли. Кроме того, будут экспонироваться работы-победители всероссийского фотоконкурса «Греция. Мои мгновения счастья». 27 августа посетители фестиваля смогут увидеть полный цикл документальных фильмов о святом Паисии Святогорце, а также встретиться с его создателем Александром Куприным. Для детей и их родителей предусмотрены мастер-классы, в увлекательной игровой форме знакомящие с культурой Эллады. Маленькие гости праздника смогут узнать о греческом костюме, попробовать себя в росписи амфоры, создать уникальный арт-алфавит или поводить хороводы вместе с фольклорным ансамблем «Веретёнце». В ходе краткого курса новогреческого языка этнические греки расскажут о его основных особенностях и роли в русской культуре. Посетители смогут принять участие в мастер-классах по греческому танцу и фотографии, семинаре по ораторскому искусству и актерскому мастерству, а также научиться готовить традиционный византийский хлеб и выбирать самое качественное оливковое масло. На фестивале можно будет приобрести работы иконописцев и ювелиров, ремесленных мастеров, свечи и церковную утварь, национальные сувениры и разнообразную книжную продукцию, а также натуральные продукты из Греции и фермерских хозяйств России, монастырский мёд и целебные сборы.

http://pravmir.ru/festival-v-sokolnikah-...

По-видимому, такие нательные крестики были достаточно характерны для Византии VI–VII веков. Дополнительным свидетельством этого является нательный крестик из Константинополя 211 (рис. 5). Выполнен по принципу «латинского» креста, когда самой длинной является нижняя вертикальная перекладина. Лопасти оформлены в2 виде фигурных пальметок, увенчанных круглыми медальонами. Средокрестие показано в виде «греческого» креста, покрытого эмалью. Также фигурно оформлено и оглавие. В VI–VII веках зарождается вторая линия развития крестов-тельников, когда центральным персонажем креста становится фигура распятого Спасителя. Ярким образцом такого изделия является бронзовый крест из Севастополиса 212 (рис. 6). Крест четырёхконечный. Вертикальные лопасти несколько длиннее горизонтальных, они слегка расширяются к оконечностям. Крестик по периметру оконтурен толстым рельефным валиком. Всю поверхность креста занимает фигура распятого Иисуса. Особое внимание мастер сконцентрировал на передаче черт лица и развёрнутых кистей рук. Спаситель облачён в длиннополую одежду с рельефно переданными складками по всей поверхности. По терминологии Л. Г. Хрушковой, Христос передан в «архаичном иконографическом типе» 213 . В аналогичной манере выполнен нательный крестик из Лахны 214 (рис. 7). По своей форме он приближается к «латинскому» кресту, нижняя его лопасть наибольшая, горизонтальные перекладины несколько смещены вверх. Лопасти слегка расширяются к оконечностям и закруглены. Крест по периметру оконтурен толстым рельефным валиком. Всю поверхность его занимает фигура распятого Спасителя. Так же, как и на крестике из Севастополиса, мастер особо подчеркнул лицо, развёрнутые кисти рук, длиннополую складчатую одежду в виде тоги, правда, качество литья этого изделия ниже, чем у первого, из-за чего и черты лица и кисти рук Спасителя переданы весьма условно. В «абсолютно тождественной манере выполнен бронзовый нательный крестик из Смирны (Турция) 215 (рис. 8). Его лопасти почти равновелики (кроме верхней вертикальной). Они слегка расширяются к средокрестию и закруглены. По периметру крестик оконтурен рельефным валиком. Всю площадь его занимает фигура распятого Спасителя. Она передана достаточно реалистично. Особое внимание мастер уделил изображению лица, развёрнутых кистей рук и складчатой длиннополой одежды. Под оглавием, над головой Спасителя, помещён четырёхконечный «греческий» крест.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Архив Пн В Храме Христа Спасителя прошел мастер-класс «Информационное сопровождение образовательной деятельности епархий» 28 января 2023 г. 11:39 В Храме Христа Спасителя г. Москвы в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся мастер-класс «Информационное сопровождение образовательной деятельности епархий». На информационной площадке в Белом зале собрались представители ряда епархий. Разговор шел о качестве написания материалов для интернет-ресурсов. Собравшихся приветствовал руководитель Аппарата Синодального отдела религиозного образования и катехизации инок Вячеслав (Серегин), который обозначил проблематику встречи, пожелал всем идти в ногу со временем и творческих успехов. Руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Сергей Платонов объяснил, для чего необходимо писать о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и призвал к сотрудничеству и большей активности в интернет-пространстве. Собравшиеся узнали о принципах информационной работы Екатеринбургской епархии. Руководитель сектора церковно-приходских школ ОРОиК Алена Богданова в общих чертах представила навигацию местных православных интернет-ресурсов, рассказала об информационных источниках, показала примеры разного контента, объяснила, какую роль играют социальные сети. Как писать новость интересно? Как начать текст? Для чего нужна контрольная вычитка? Что дает визуальное оформление? На эти и другие вопросы отвечала Алена Кулешова, ведущая телеканала «Спас». Журналист с 20-летним стажем посоветовала относиться к тексту со вниманием, напомнила о фактах, которые требуют проверки. Посоветовала написанный материал прочитывать вслух. Напомнила, что тексты читают люди, именно поэтому их надо писать короткими предложениями, простым и понятным языком. Священник Владислав Береговой — участник Рождественских чтений — тоже стал спикером информационной секции. Блогер поделился своим опытом общения с аудиторией. Автор и ведущий телеграм-канала перед выходом к аудитории провел опрос и его результаты озвучил в зале. Оказалось, что более 50% участников опроса даже не знают о существовании епархиальных интернет-ресурсов отделов религиозного образования и катехизации. Священник объяснил, зачем необходимо вести социальные сети, как важно общение с аудиторией и обозначил время ответа на вопросы подписчиков. Отметил, что надо уйти от формальности, приблизить текст к человеку.

http://patriarchia.ru/db/text/6000418.ht...

В Москве пройдет общегородской праздник «Белый цветок» 4 мая 2016 г. 13:01 7 и 8 мая 2016 года на территории ВДНХ в Москве, около павильона 57, в котором размещается исторический парк «Россия моя история» пройдет второй ежегодный общегородской праздник «День благотворительности " Белый цветок " ». В программе мероприятия театрализованный флешмоб, детская благотворительная ярмарка, концертная программа, творческие конкурсы, мастер-классы, развлекательные мероприятия для всей семьи. Все средства, собранные в ходе акции будут направлены в помощь детям инвалидам, страдающим ДЦП, подопечным православной службы «Милосердие». «День благотворительности " Белый цветок " » начнется в 11.00 с молебна, который совершит председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . В течение всего дня 7 мая, а также 8 мая с 12.00 до 19.00 гости ВДНХ смогут стать активными участниками различных благотворительных акций. Они смогут поучаствовать в театрализованном флешмобе, а в рамках мастер-классов научаться работать с батиком, расписывать пряники, лепить из полимерной глины, рисовать цветы в технике акварель, создавать кулинарные произведения искусства. Специально для детей пройдут мастер-классы по плетению косичек, шахматам, бальным танцам. Подростки и взрослые смогут научиться технике быстрого чтения, квиллингу искусству изготовления композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги, и даже узнать секреты столярного мастерства. На площади перед павильоном 57 развернутся 200 метров ярмарочных рядов, где воспитанники воскресных школ из Москвы, Курска, Калуги, Рязанской области и других регионов России в рамках акции «Дети детям», будут раздавать за пожертвования, сделанные своими руками поделки декоративно-прикладного искусства. Здесь же состоятся и разнообразные творческие конкурсы, а также всевозможные развлекательные мероприятия, участие в которых смогут принять люди любого возраста. Каждый желающий сможет сделать пожертвования на помощь нуждающимся и приобрести за пожертвование живые белые цветы.

http://patriarchia.ru/db/text/4460222.ht...

Причем санкирь составлялся или «в красноту», или «в зелень». Если обший колорит иконы холодный, то санкирь составлялся «в красноту», и наоборот, при теплом колорите санкирь делался зеленоватым. Иногда я составляю санкирь всего из двух красок: кадмия оранжевого и окиси хрома. При этом его можно составить как «в красноту», так и «в зелень». После выполнения роскрыши мастер приступает к обработке красочных пятен графическими средствами, то есть линией. Прорисовка контуров изображений темными красками называется росписью, а прорисовка черт лица, головы и частей обнаженного тела принято называть описью. Рисунок иконы должен быть графически четким. Линия уверенная, твердая, четко очерчивающая детали иконы – архитектуру, пейзаж, черты ликов, пряди волос, складки одежды, контуры человеческих фигур. Красота линии зависит от различной насыщенности и ритмической напряженности. Она должна быть не однообразной, а литься свободно, сочно и живописно. Цвет росписи и описи могут быть такими же, что и цвет роскрыши, но только более темными по тону. Но могут быть выполнены и совсем другим цветом. Например, по зеленому санкирю опись выполняют жженой сиеной, умброй или жженой умброй. После того как мастер заканчивает роспись и опись, он приступает к нанесению «пробелов». Пробела – это высветления на одеждах, ликах, горках, палатах и других элеметах изображения, придающие им условно-декоративный объем. Они выполняются краской или золотом. Нанесение пробелов не простое дело. Пробела, положенные неграмотно, уродуют фигуру, они могут не украсить элементы композиции, а обезобразить их. Пробела краской наносятся в 2 – 3 слоя, причем каждый последующий сокращается по площади. Первый тон лишь немного светлее тона роскрыши. Второй тон выполняется более светлым и меньшим по площади. Третий тон – это светлые черточки, отмечающие наиболее выпуклые места. Их принято называть «оживками» (рис. 17). После нанесения пробелов производятся притенения наиболее углубленных мест одежды, лиц, палат и так далее, так называемый «приплеск». Он выполняется очень жидкой краской, что позволяет получать весьма тонкий красочный слой. Чаще всего приплеск выполняется иным цветом, чем цвет роскрыши. Например, свет желтый – тень зеленая; свет красный – тень коричневая и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sekrety-...

Дедушка не мог утащить внука с площадки – ребенок приемом освобождался от захвата Мастер боевых искусств – о том, зачем учить детей самообороне 31 мая, 2019 Мастер боевых искусств – о том, зачем учить детей самообороне Когда новостные ленты пестрят сообщениями о пропавших детях, жертвах педофилов, школьной травли и уличных нападений, все больше родителей начинают задумываться о превентивных мерах безопасности для своих детей. Одна из таких мер – обучение ребенка приемам самозащиты или единоборствам. Помогают ли они, какие лучше выбрать, на что стоит обратить внимание при выборе школы, секции и тренера? Накануне Дня защиты детей мы побеседовали с экспертом – инструктором по детской самообороне Рустамом Акматовым. Рустам Акматов – инструктор Международной федерации айкидо SIAF, обладатель черного пояса, 4-й дан. Методист дошкольного образования, детский педагог-психолог, инструктор по элементарной детской самообороне, автор первого в России методического пособия по обучению айкидо детей дошкольного возраста. Основатель школы мягких единоборств для детей с особенностями в развитии «Дом Нео». Стаж занятия боевыми искусствами – 23 года, в том числе 19 лет тренерско-педагогической работы. – Рустам, некоторые люди скептически относятся к пользе боевых искусств на улице, особенно в ситуации с детьми. Понятно, что обученный единоборствам ребенок имеет больше шансов в схватке со сверстником, но как быть, если противник намного старше и сильнее? Разве может даже обученный ребенок защититься от взрослого агрессора? Ведь сила, масса и габариты просто несопоставимы. – Разумеется. Но нужно понимать, что задача ребенка  – не победить агрессора в поединке, а суметь уйти от прямого столкновения, освободиться от захвата, закрыться от удара, разорвать дистанцию и убежать. Именно этому нужно учить. В случае опасности со стороны взрослого у обученного самообороне ребенка шансов оказать сопротивление и спастись гораздо больше. Соответственно  у не подготовленных шансов меньше. – Это как-то доказано? Может быть, статистика есть? Примеры можете привести?

http://pravmir.ru/dedushka-ne-mog-utashh...

Невысокий и к тому же пониженных (против ширины и длины плана) пропорций сруб стены центрального участка помогает выявить могучие величавые формы очень высокого верха. Высота верха более чем вдвое превышает высоту сруба стен, а иллюзорно она кажется значительно большей. Нарастание высоты верха, а вместе с тем сужение внутреннего объема проведено в спокойном темпе. Пирамидальный контур верха напоминает абрисом крону тополя. В интерьере первый залом освещается рефлексами, угасающими в направлении книзу; вверху он легко переходит в просторный первый восьмерик. Грани залома воспринимаются значительно выше, чем они есть в действительности. Первому восьмерику в композиции внутреннего объема верха мастер придает особое значение. Каждая грань его прорезана окном. А то, что вырастает он из залома незаметно (переход от залома притушен, граница между ними не бросается резко в глаз), придает восьмерику особой легкости, будто лишает его веса, скрывает напряженную его работу, хоть фактически он несет большую нагрузку. Ослепительный ореол восьми окон первого восьмерика делает его композиционной ячейкой, разделяющей объем центрального участка на две части: более инертную нижнюю и более подвижную и изящную в формах – верхнюю. Ритмическое отношение площади плана первого восьмерика к площади плана сруба стен является тем размеренным шагом, которого мастер придерживает и в следующих выше участках верха. Обмеры показали, что стороны первого, второго, третьего и пятого заломов – одного размера, но мы видим их на разной высоте и под разными углами зрения, поэтому они кажутся разными. Чем выше вздымающийся вверх верх, тем активнее вступают в оформление его заломы, их переливчатые освещенные грани. В то же время роль восьмериков, которые должны на определенных этапах прерывать восходящее движение наклонных элементов (заломов), уменьшается. Второй и особенно третий восьмерики воспринимаются каждый раз под все более острым углом, все в большем ракурсе, и их форма с виду все больше приближается к форме заломов. Объемы восьмериков выделяются окнами и интенсивным, по сравнению с заломами, освещением. Темп развертывания объема верха в направлении вверх определяется особым ритмом в чередовании заломов и восьмериков, световым «лепкой» компонентов объема и, наконец, разграничением, разделением пространства тремя венцами ригелей. Нижний ряд ригелей отделяет сруб стен от первого залома; второй ряд ригелей заложен при переходе первого восьмерика во второй залом; третий ряд ригелей обозначает границу между вторым восьмериком и третьим заломом. Ригели играют роль ориентиров для глаза зрителя при переводе взгляда от начала первого залома к самой высокой точке верха.

http://sobory.ru/article/?object=59181

Братство имеет, по последнему отчету, свыше тридцати семи тысяч неприкосновенного капитала: А. И. Петровой 13,000 рублей, П. И. Демидова 5,000 рублей, Д. И. Калугина 3,250 рублей, А. А. Щуруповой 3,000 рублей, П. А. Стрепетовой 3,000 рублей, С. М. фон Эссен 2,000 рублей, неизвестного 2,000 рублей, служащих в департаменте уделов на стипендию имени тайного советника В. Ф. Пургольда 1,800 рублей, И. М. Турыгина 1,500 рублей, А. И. Кононова 1,000 рублей, И. С. Зайцевой 1,000 рублей, Богомоловой 400 рублей, И. П. Ропет 100 и Г. М. Петрова 100 рублей. Помимо неприкосновенного капитала, общество владеет четырехэтажным каменным домом на церковной площади, с флигелем и местом земли в 325 квадратных сажен и двухэтажным полукаменным домом по Большой Болотной 20, с местом в 1,500 квадратных сажен. Первый дом обошелся обществу в 68,000 рублей, второй, завещанный, оценивается в 25,000 рублей. Дом на церковной площади построен был при помощи займа в кредитном обществе; остается непогашенного долга еще 16,946 рублей 54 копейки. В кассе общества по последнему отчету состояло 47,813 рублей 12 копеек. Из более крупных жертвователей последних трех лет были следующие. В 1893 году дочь титулярного советника Л. Н. Петрова пожертвовала братству 2,000 рублей, с тем, чтобы проценты пока были выдаваемы ей и ее сестре, а после смерти обеих сестер капитал поступает в полную собственность братства на содержание двух кроватей в богадельне имени Никиты и Ксении Петровичей Петровых. В 1895 году она же пожертвовала 1,000 рублей на содержание одной кровати умершей ее сестры. В том же году П. В. Оболенский пожертвовал 2,000 рублей на учреждение стипендии имени С. М. фон Эссен. Затем, крупные суммы жертвовали: Л. Н. Петрова , П. А. Стрепетова, Н. Н. Каретников, графиня Н. А. Стенбок-Фермор, Федорова, Н. А. Сапожникова, А. В. Кокорев, Н. П. Черенов, Дмитриева, Липин, Е. П. Зимина, Е. А. Петрова, Я. Карпов. Завещали братству: Я. И. Григорьев 200 рублей, Иванов 100 и П. С. Зайцева 1,000 рублей. Вещевых пожертвований в 1893 и 1894 годах поступило на сумму до 3,800 рублей, в 1895 году – до 1,300 рублей; значительное уменьшение представляют пожертвования мукой, всегда весьма обильно поступавшие от калашниковского купечества. Водопроводный мастер С. Я. Смуров и малярный мастер Д. С. Редкин производят обществу потребные работы по их специальностям бесплатно, или делают значительную скидку со счетов; заводчик М. Г. Оуф принимал бесплатно для лужения некоторые предметы из братской кухни и столовой. В день крещения царской дочери в 1895 году чрез градоначальника было прислано для детей в приют 76 коробок конфет.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин посетили фестиваль «Пасхальный дар» в столице 9 апреля 2018 г. 19:47 9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Семенович Собянин посетили площадку фестиваля «Пасхальный дар», расположенную близ станции метро «Новые Черемушки» в Москве. Предстоятеля Русской Православной Церкви и столичного градоначальника встречали заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н.А. Сергунина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы А.А. Немерюк, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, префект Юго-Западного административного округа г. Москвы О.А. Волков. В ходе осмотра площадки мэр столицы рассказал Его Святейшеству о фестивале «Пасхальный дар». Фестиваль «Пасхальный дар» проводится уже в пятый раз в рамках цикла городских мероприятий «Московские сезоны». В этом году он проходит с 7 по 15 апреля на 38 площадках по всему городу: развернуты традиционные площадки «Московских сезонов» на улицах и площадях столицы, а также площадки в городских парках и на прихрамовых территориях. Фестиваль посвящен благотворительности: в нем принимают участие более 20 благотворительных фондов, которые подготовили для гостей «Пасхального дара» специальную программу: мастер-классы, семейные праздники, концерты и аукционы, лекции и семинары, а также фотовыставки. В культурную программу фестиваля входят познавательные и творческие мастер-классы, лекции, посвященные русской культуре и традициям, концерты, театрализованные постановки. В 2018 году центральной темой всех фестивалей цикла «Московские сезоны» стал театр. «Пасхальный дар»  не исключение. На площадках этого фестиваля гостей ждут спектакли театров Москвы и российских регионов. На участке подготовки основы деревянных наличников для храма Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Старых Черемушках гостей встретил настоятель указанного храма священник Алексий Петухов. Святейший Патриарх Кирилл и С.С. Собянин собрали части резных колонн на внутренних наличниках и тем самым внесли свой личный вклад в строительство храма, возведение которого началось в 2014 году и сейчас почти завершено. Вместимость храма составляет 150 человек. Изготовление резных наличников  важный заключительный этап работ. После их установки строительство храма можно будет считать полностью завершенным, и он будет готов к великому освящению. Мэр Москвы передал в дар храму Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Старых Черемушках сертификат на оплату работ по изготовлению резных наличников.

http://patriarchia.ru/db/text/5177310.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010