Человеку необходимо часто размышлять о своих грехах, о наказании, о смерти, о тех, кто жил прежде него. Подобные мысли приводят человека в состояние сердечного умиления, когда он, разумеется, успокаивается. Но если они не задерживаются в уме, а тотчас сменяются иными, вращающимися вокруг житейских попечений, то плач не сохраняется и не приумножается. Они просто дают мимолетный повод для него, и не более того. Необходимо непрерывное делание, чтобы человек научился сохранять умиление в сердце. Авва Лонгин говорил по этому поводу: «Пост усмиряет сердце, бдение очищает ум. Безмолвие порождает плач, плач омывает человека и избавляет его от греха». Сам он испытывал великое умиление во время молитвы и псалмопения. Когда однажды ученик спросил его, является ли духовным правилом для монаха плакать на молитве, он ответил: «Да, дитя мое, это правило, выполнения которого желает от нас Бог в этой жизни. Ибо изначально Бог создал человека не для плача, но для радости, благодарения и славословия. Он был чистым и безгрешным, как Ангелы. Однако после грехопадения появилась необходимость в плаче». Авва Пимен как-то, находясь в состоянии божественного восторга, плакал. Его увидел авва Исаак и спросил, где он был. Богоносный старец отвечал: «Мой ум был возле Креста Спасителя, там, где стояла Богородица и плакала. Я желал бы вечно плакать так, с такой же болью, как Богородица, о Распятом Сыне. Ибо плачущий внимателен к своей жизни» 73 . Авва Исаия перечисляет некоторые признаки истинно плачущего человека, которые я считаю полезным привести здесь для прояснения обсуждаемого вопроса. При таком плаче ум и чувства человека отдаляются от всего существующего и происходящего вокруг него. Так он сохраняет сосредоточенность в молитве и бывает занят исключительно своими грехами. Он не осуждает ближнего, не воздает никому злом за зло и не переживает из-за того, что сделал ближний без его ведома. Он не высказывает своего суждения о ком бы то ни было, не оскорбляется, когда его пристыжают или не замечают, не принимает близко к сердцу хвалебных слов, не ищет знакомств с важными светскими персонами. Наконец, он не навязывает своего мнения, даже если оно и правильно 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Что не дают душе моей согреться, Освободи меня! Освободи От воли, что Тебе противоречит! Пусть Ангел Твой мне в сердце покадит, По милости Твоей меня излечит. Пускай души коснется благодать, Хотя я этой чести недостойна. Прости меня, устала я страдать И жить перед Тобою непристойно. Жизнь неуклонно катится к концу Путем широким грешного раздолья… Найди, Господь, заблудшую овцу И вызволи меня из своеволья. 23 сентября 2008 Радостотворный плач Чувств у людей – не счесть (в сердце – любой горяч) – Там среди прочих есть Радостотворный плач. Нет, не безумства сбой В сетке земных дорог – Встреча с самим собой – Тем, как замыслил Бог. Жизни крутой замес Сквасит в кулич калач, Если поднимешь крест – Радостотворный плач. С болью наедине, С жалобой и мольбой, Трудно дается мне Встреча с самой собой. Разговор с душой Эх, душа моя, раз о рва, Не по швам рвалась! Поросла травою сорной И не задалась. Оттого-то я постами – И не раз на дню – То чиню тебя слезами, То мольбой чиню. И пытаюсь по порядку – Этим и живу – На твоей заросшей грядке Выполоть траву. Лазурная отвага Крадутся сумерки молчком, Где солнце, к вечеру намаясь, На землю падает ничком, Ладони к небу поднимая, И опрокидывает в даль Восток тревожащие тени, Склоняя древнюю печаль Перед иконой на колени. И меркнет блеск любых столиц И самых модных фаворитов Пред этим припаданьем ниц То сокровенным, то открытым. И вознесенною душой, Что зреет заревом молитвы На островке страны чужой Среди пучин незримой битвы. В неброских кладезях пустынь Живет лазурная отвага, Стекая каплями святынь Из сердца – прямо на бумагу. И рдеет солнечный обряд Теплом молитвенного хлеба, Чтоб отрок изумленный взгляд Однажды устремил на небо… Молитва у иконы Божией Матери «Свеща Неугасимая» Любовь – к победе сводится, Превозмогая боль… Ты с нами, Богородица, А мы – навек с Тобой. Пройдя дорогой узкою, Сквозь бессердечье зла, Землицу святорусскую Ты в сердце приняла. Ты с Русью не расстанешься, Мы знаем наперед, Хотя не раз поранишься О вероломства лед.

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-pravosl...

Богородичны помещаются в богослужебных последованиях наряду . Например, в каждом каноне в конце каждой песни на «И ныне». Также в конце седальных, тоже на «И ныне». Есть особые богородичны, называемые «крестобогородичны». Они воспевают скорбь и плач Богоматери у креста Ее Сына и полагаются обычно в седмичных последованиях, в среду и пяток тоже на ряду. Но есть богородичны, которые употребляются особенно часто, и чтобы много раз их не перепечатывать, их помещают в конце богослужебных книг (минеи месячной, типикона и других). Каждый клирошанин должен знать, когда и как пользоваться этими богородичными, какой именно из этих богородичных брать. Расскажем об этом, ибо в нашем типиконе мы не обозначаем, где какой именно богородичен брать, надеясь, что сам клирошанин или певец сумеет найти его в конце минеи. Итак, в конце месячной минеи помещаются богородичны двух родов: одни богородичны, которые поются после стихир, а другие — после тропарей. Те и другие богородичны еще разделяются на воскресные и вседневные. Расположены они так: Когда берутся эти богородичны четырех родов? Берутся они всегда, кроме праздников Господских и Богородичных, их предпразднеств и попразднеств. Тогда на «И ныне» после стихиры и тропарей поются особые, наряду в минеи или триоди помещенные, молитвословия праздника. Какого гласа нужно брать богородичен? Богородичен берется того гласа, на какой пелась последняя стихира или «Слава», или последний тропарь. Исключение составляет субботняя служба, когда после стихир и тропарей поются богородичны отдания гласа, т.е. того гласа, который был в прошлое воскресенье. Какие же богородичны, когда нужно брать? В воскресенье, в субботу, в праздники святым, имеющим полиелей, бдение или хотя великое (поемое, а не читаемое) славословие на утрени — берутся после стихир и после тропарей воскресные богородичны. А на будничной службе — берутся будничные богородичны или еще иначе называемые «от меньших». Приведем примеры. 7 сентября, в понедельник — какой богородичен брать после стихиры и какой после тропаря? — В этот день положено предпразднество Рождества Божией Матери. Октоих отлагается и будничные богородичны заменяются предпразднественными, помещенными на ряду в службах. Также 18 сентября — попразднество Воздвижения Честного Креста: вместо обычных богородичных поются песнопения праздника.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Евгения 2014/11/18, 07:52:32 Матушка Пресвятая Богородица прошу упроси Господа простить мне прегрешения вольная и не вольная . Прошу наладить мои отношения с моим сыном Вадимом . Матушка Пресвятая Богородица помоги ему встретить девушку богочестивую. Укрепи его вб вере православной . Аминь. 2014/11/16, 08:53:32 Богородица Дево, Радуйся, Благодатная Марие,, Господь с тобою, Благословенная Ты в женах и Благославен Плод чрева Твоего. Яко Спаса родила еси нужд наших. Благодарю что слышиши меня грешную р.б. Галину и помогаешь семье моей-да не посрамит сын наш р.б. Даниил Веру православную, да не развратит его худое общество. Испроси Молебница , надеждо наша для сына и выбери для него невесту, жену, матерь его детей. Благослави именем Господа нашего Иисуса Христа на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение .Да прилепится жена к мужу своему и да будут они одно целое С любовью и Верой на помощь Твою и Любовь материнскую к нам грешным р.б. Галина. галина 2014/11/13, 09:07:47 Матушка Солебница! Моли Бога о нас грешных и окаянных рабах Божиих Елене, Георгии, Ларисе, Валентине, Александре. Помоги нам выстоять этот непростой и трудный период в жизни! Прости ты нам! Услыши наш плач и помоги РАДИ ХРИСТА всё сплатить и мне найти подработку к основной работе. ибо папа умер и мне надо помогать маме. Прости ты нам! Пожалуйста. р.б. елена р.б. елена 2014/11/12, 08:46:16 Матушка Пресвятая Богородица! Благодарю тебя за помощь, которую ты всегда мне оказываешь. Прости меня за грехи мои вольные и невольные, мысли и поступки грешные. Моли Бога нашего об отпущении грехов наших. Пожалуйста попроси сына твоего, Господа моего об исцелении от болезней р.Б. Валерию доченьку мою, чтобы недуг ее можно было вылечить без операции. Помоги, Владычица Пречистая, исцели от болезней р.б.Валерию кои есть у нее. Во имя Отца и Сына и Святаго духа, аминь! р.Б. Наталья Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru

http://isihazm.ru/?id=2026&c_pid=8

Усты, и языком, и сердцем Енос чудный/призвати богомудренно Владыку всех и Бога надеяшеся в Дусе/и, благоугодно пожив на земли, славу восприят. Устами, и языком, и сердцем/призывать с надеждою всего Владыку Бога/Енос чудный богомудро решился в Духе/и, благоугодно на земле пожив,/славу приобрел. Священнословии священными Еноха ублажим,/благоугодив бо Господу, преставися в славе,/явився лучши смерти, якоже писася,/имже Божий быв раб искреннейший. Священнейшими славословиями/превознесем блаженного Еноха,/ведь он, Господу угодив,/был переселен во славе,/явившись сильнее смерти, как написано,/ибо стал рабом Божиим искреннейшим. Богородичен: Ныне чаяние языков от Девы предгрядет,/и Вифлеем заключенный отверзает светло Едема,/Слово воплощаемое приемля, и в яслех плотию возлегшаго. Богородичен: Ныне Ожидаемый народами от Девы происходит,/и Вифлеем подобающим образом приоткрывает/затворенный некогда Эдем,/приняв Слово воплощающееся/и в яслях плотию желающее возлечь. Катавасия: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну/и в последняя от Девы/воплощенному безсеменно,/Христу Богу возопиим:/вознесый рог наш,/Свят еси, Господи. Катавасия: Прежде веков от Отца рожденному/не по земным законам Сыну/и в последние времена от Девы/воплощенному без семени,/Христу Богу воззовем:/“Возвысивший наше достоинство,/свят Ты, Господи!” И ипакои, глас 2: Вросу детем огнь прелагашеся,/плач в радость женам пременяшеся:/Ангел бо во обоих служаше чудесех,/овым убо во упокоение претворивый пещь,/сим же Воскресение возвестивый тридневное./Начальниче жизни нашея, Господи, слава Тебе. Ипакои, глас 2 Вросу огонь для отроков претворялся,/плач для жен в радость изменялся./И Ангел был служителем обоих чудес:/одним печь в место покоя превратив,/другим же о Воскресении на третий день возвестив./Начальник жизни нашей, Господи, слава Тебе! Песнь 4. Ирмос: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство,/разумех дела Твоя/и прославих Твое Божество. Песнь 4 Канон 1. Ирмос: Услышал я, Господи,/о таинстве Твоего промысла,/уразумел дела Твои/и прославил Твое Божество.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Икос 3 Всевышняго освещенное Божественное селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость Богородице зовущим: Радуйся, высшая небес; радуйся, чистейшая светлостей солнечных. Радуйся, пребывание Творца неба и земли; радуйся, Ангелов радосте. Радуйся, всечудное всех к Богу примирение; радуйся, Честнейшая Херувим. Радуйся, славнейшая без сравнения Серафим; радуйся, стено и защищение наше от врагов. Радуйся, демонов поражение и ослепление; радуйся, двери райския нам отверзающая. Радуйся, Марие, Госпоже всех нас. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая. Кондак 4 Унынием и многими скорбями исполнено мое сердце. К кому же возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, кому возвещу печаль мою, кто плач и воздыхание мое услышит, аще не Ты, Богородице, рождшая на радость Неба и земли Царя Христа Бога нашего. Емуже поют с нами Херувимы и Серафимы: Аллилуиа. Икос 4 Никогда не умолчим и не отступим от Тебе, Владычице, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых бед и скорбей. Темже припадаем к Тебе и с умилением поем: Радуйся, всех скорбящих Радосте; радуйся, взыскание погибших. Радуйся, утоление наших печалей; радуйся, обидимых Заступнице. Радуйся, алчущих питательнице; радуйся, странных Утешение. Радуйся, обуреваемых Пристанище; радуйся, вольных поселение. Радуйся, немощных Покров и Помощнице; радуйся, Жезл старости. Радуйся, Мати Бора нашего: Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая. Кондак 5 Заступнице мира, возвесели всех прибегаюших к Тебе, Матери высшей радости. Покрый нас честным Твоим омофором от всяких бед, напастей, скорбей и болезней, да поем Богу: Аллилуиа. Икос 5 Моление крепкое, стена необоримая, милости источниче, всех православных прибежище, Богородице Дево! Приими от нас Ангель-ское пение: Радуйся, радосте и славо верующих; радуйся, чудо чудес. Радуйся, всех святых непреложное упование; радуйся, скорое в бедах избавление. Радуйся, готовое в нуждах утешение; радуйся, Бого-вместимое жилище. Радуйся, бездно щедрот и благостыни; радуйся, одушевленных храме. Радуйся, сирот и вдовиц сладостное веселие; радуйся, неистощимое их богатство. Радуйся, Невесто неневестная. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих радость всего мира носившая.

http://pravicon.com/info-1211

Пятница. «Каким образом приходишь за нас на страдания, Благий? Каким образом предстоишь судилищу Пилата? неизмеримы богатства Твоей милости». Суббота. «Тебя, Христос, принявшаго добровольную смерть по плоти, видим душею между мертвыми, – освобождающим, воскрешающим, просвещающим души и дарующим жизнь» 231 . – Очень многочисленны и прекрасны, как мы сказали, песнопения к Пр. Богородице. Они обращают на себя внимание некоторыми употребляемыми в них по отношению к Пр. Богородице меткими выражениями. Приведем несколько примеров этих песнопений. «Высочайший поселится в Твоем чреве, пишет св. Софроний, сделав Тебя обширнейшею небес; поэтому прославляют Тебя, Дево, непобедимую помощь людей, все дела». «Верные, будем ублажать Деву, гору несекомую ( λτμητον), светоносную лампаду, легкую лестницу, луг Божий». «Радуйся, святейппй храм, руно, орошенное с неба, источник безсмертия; храни стадо Твое, Владычице, невредимым от всех врагов». " Г ору несекомую, дверь заключенную, превысшую небес и всякой твари, красоту Иакова, урну златую и матерь Господа – народы ублажим». «Мы познали Тебя, Дево, урною Божества, кивотом, трапезою, канделябром, престолом Божиим, чертогом и источником, ведущим в жизнь вечную воспевающих: да благословит всякая тварь». В одном из песнопений к Пр. Богородице между прочим говорится о двух волях в Иисусе Христе, предмете общих споров во время св. Софрония. Вот это песнопение: «В двух волях и природах Ты родила нам, Дево, единороднаго Сына-Отца, принявшаго человеческую плоть, чтобы сделать вас участниками Своей Божественной природы». В других песнопениях к Пр. Богородице изображается Ее приснодевство и возсылаются к Ней молитвы о заступничестве пред Богом. Таковы главные мысли, развиваемые въ трипеснцах св. Софрония на Четыредесятницу. Этих мыслей, как видим, очень много и они очень разнообразны. Но о чем бы ни заговорил песнописец, его слова всегда дышат искренним и глубоким сокрушеним о грехах. В покаянных песнопениях св. Софрония повсюду виден горкий плач души, скорбящей о своих грехах и ищущей оправдания и помилования; повсюду видно напряженное и глубокое покаянное чувство благочестивого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Молитва матере ко Пресвятей Богородице о исцелении воина, на поле брани ураненнаго К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой слезный и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Мати Божия, Заступнице и Прибежище во всех бедах нам грешным? Услыши вопль мой, Всемилосердая Целительнице, яко умножишася скорби сердца моего, и яви милость Свою на одре болезни возлежащему и раною уязвленному, чаду моему воину [имярек], исцели его тяжкия душевныя и телесныя болезни, и воздвигни от одра немощи цела и всесовершенна, да воспевает Твое теплое заступление. Аминь. Молитва матере (сродников) ко Пресвятей Богородице о избавлении воинов, в пленении сущих О, Всепетая Богородице, всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице! Услыши молитву мою, прошения моего не отрини и помилуй чадо мое (отца моего, мужа моего), воина [имярек] в пленении сущаго! Сохрани его цела и невредима, огради его от злобы пленивших его и не даждь ему убиену быти от рук их, веру истинную в нем укрепи и скоро тяжкаго пленения избави, да в разуме воспевает Тя, Царице Небесная, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь. Молитва ко святым о избавлении воинов [воина], в пленении сущих [сущем] Преблаженнии и богоноснии избранницы Христовы: многосветлая звездо, Крестителю и Предтече Спасов Иоанне; святителю предивный и милостивый, великий чудотворче Николае; святый великомучениче и скорый плененных свободителю, Победоносче Георгие; великая в женах Анастасие Узорешительнице и вси святии! Молим вас мы, недостойнии: укрепите воинов [воина] [имярек], в пленении сущих [сущаго], от уз вражиих их [его] избавите, всякаго злаго обстояния свободите и на спасения стези направите, да, в домы своя возвратившеся, прославят [дом свой возвратився, прославит] Истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и ваше милостивое предстательство во веки веков. Аминь. Молитва ко Пресвятей Богородице о воинах, без вести пропавших

http://patriarchia.ru/db/text/5990445.ht...

Тут зелен сад вырастает, Райския пташки в саду распевают, Младенец ея по садику гуляет, По блюдечку яблоком катает. (138) Каковы бы ни были источники этой любимой в народе песни, нельзя видеть в ней эпического удвоения самой Богородицы и младенца Иисуса – по крайней мере, предвестие их грядущих страданий на Голгофе 137 . Недаром безымянная жена называется иногда Марией, как и сама Богородица в других стихах называется женой Милосердой 477) 138 , какой она по существу является всегда и везде; сыну жены Христос сам нарекает имя Аллилуя, что делает его воплощением одного из самых священных (и загадочных для древнерусских людей) божественных имен 139 . Совершенно ясно отождествление с Христом в конце одного варианта: «Надо всем младенцам стал младенец» (142). Для народной христологии очень важно, что во многих стихах не Богородица обращается к жене, а сам Спаситель: Истинный Бог возвещает: Жена Милосливая Милосердная! Брось ты свою чаду в огонь-пламень, Прими ты Христа Бога на руцы. (4, 124, ср. 126) (Варианты: Истинный Христос Сын, 122; Христос Сын Божий, 128, 132; Меня, Христа, 139; Меня, Христа Бога, 136, 138). В одном стихе Богородица даже выходит из Вифлеемграда, унося Христа, «по Его, по Божию повелению» (140). Сам же Христос, в большинстве записей, повелевает жене открыть печь, чтобы найти своего невредимого сына. И хотя бы она на краткий час Брала Христа Бога на белыя руце, Кормила его белой грудью, (138, единственный вариант) но Божественный младенец таинственно исчезает из ее рук. Не могла Христа Бога содержать, На Его на светлость наглядеться: Не стало Христа у ней на ручах. (119, 120; ср. 136) Или иначе: Истинный Христос да Сын Божий, Он невидимо с рук, с колен стекает, Невидимо в руцех не стало. (123, 129, 132) Другими словами, младенец Христос лишь телом младенец. Его Божество не допускает детского человеческого сознания. – Яркая черта кирилловской христологии. Уже этот пролог страстей показан скорее как эпизод страданий гонимой Богоматери при бесстрастии младенца. Сейчас мы увидим, что и собственно Голгофа в народном сознании дана сквозь страдания Богоматери, которая является, таким образом, главным лицом Господних страстей. Белорусско-украинские варианты, иногда прямые переводы с польского, ставят нас прямо перед крестом Христовым. В великорусских, даже в том типе, который начинается с предательства Иуды и переходит непосредственно к кресту, скорбь Марии и утешения Христа составляют главное содержание 140 . Они же господствуют и в двух других стихах: «Сон Богородицы» и «Хождение Богородицы». В первом из них вещий сон о Голгофе толкуется Богородице Христом; второй вводит страсти Христовы рассказом о том, как Богородица разыскивает своего уже распинаемого Сына. Плач Богородицы у креста и утешение ее Сыном составляет основу всех трех стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Иудейстии людие, яко видеша умершаго,/Твоим гласом воставша Христе, распыхахуся. Иудейский народ,/когда увидел умершего,/по Твоему возгласу воскресшим, Христе,/скрежетал зубами. Омраченнии о свете иудее,/что не веруете Лазареву востанию, Христову начинанию? Омраченные, не видящие света Иудеи!/Что не веруете восстанию Лазаря,/Христову славному деянию? Да радуется Сион, и да поет Жизнодавца,/воскресившаго словом от гроба Лазаря. Да радуется Сион,/и да воспевает жизни Подателя,/словом воскресившего из гроба Лазаря. Вои небеснии, и род земных воспеша Тя,/егда Спасе мой Лазаря воздвигл еси. Воинства небесные и род земных/воспели Тебя, Спаситель мой, за то,/что воздвиг Ты Лазаря. Слава: Со Отцем и Сыном Духа славословлю/и поя немолчно взываю:/Трисвятый, слава Тебе. Слава: Со Отцом и Сыном/и Духа славословлю/и в песнях взываю не умолкая:/“Трисвятой, слава Тебе!”. И ныне, Богородичен: Тебе благословлю и покланяюся Рождшемуся из Девы,/не разлучшуся престола святыя славы Твоея. И ныне, Богородичен: Тебя благословляю и поклоняюсь/Тебе, Родившемуся от Девы,/не отлучившись от престола/святой славы Твоей. Песнь 9. Ирмос: Сотвори державу мышцею Своею,/низложи бо сильныя со престол,/и вознесе смиренныя Бог Израилев./В нихже посети нас Восток с высоты,/и направил ны есть на путь мира. Песнь 9 Ирмос: Соделал сильное рукою Своею:/ибо низложил властителей с престолов/и вознес смиренных Бог Израилев./Так посетило нас Светило, восходящее с высоты,/и направило и нас на путь мира. Да поет чудо Вифания с нами:/в ней бо прослезися Создатель, законом естества плоти,/Лазаря воскрешая,/и Марфины слезы прочее, и плач Мариин в радость прелагая,/мертвеца воздвигл есть. Да воспевает с нами чудо Вифания:/ибо в ней Создатель, воскрешая Лазаря,/прослезился по закону естества плоти,/и затем, слезы Марфы и плач Марии/в радость претворяя,/мертвого воздвиг. Уверяя Слове, Воскресение Твое,/призвал еси Лазаря из гроба, и воздвигл еси яко Бог,/да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне суща,/и воздвигша храм телесе Твоего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010