Феоктист, святитель, епископ Черниговский † 1123; память в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов во 2-ю Неделю Великого поста, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых До поставления во епископа долгое время жил в Киево-Печерском монастыре, куда пришёл ещё при преподобном Феодосии († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа, 2/15 сентября). Между 1074 и 1077 годами Печерский Патерик упоминает его одним из начальных учительных монахов, участвовавших вместе с «отцами» и игуменом монастыря в исцелении молитвою и вразумлении прельщённого брата Никиты (впоследствии епископ Новгородский; † 1108, память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая). Другом и собеседником Феоктиста был иеромонах Кукша, просветитель вятичей (священномученик; † после 1114; память 27 августа/9 сентября). С 1103 года – игумен Киево-Печерского монастыря. В 1108 году, ревнуя о славе монастыря и своего наставника, исходатайствовал через великого князя Святополка распоряжение митрополита Киевского Никифора († 1121) о внесении в списки святых имени игумена Феодосия Печерского . В том же году окончил постройку каменной монастырской трапезной. 12 января 1113 года хиротонисан во епископа Черниговского. За время пребывания в Чернигове летопись и другие памятники только дважды упоминают его имя: первый раз – 1–2 мая 1115 года, в связи с освящением в Вышгороде церкви во имя святых Бориса и Глеба и перенесением в неё мощей этих святых князей; второй раз – в мае 1123 года, в связи с обстоятельствами смерти и погребения Черниговского князя Давида Святославича. Скончался епископ Феоктист 6 августа 1123 года, по-видимому, в Чернигове. По некоторым позднейшим сведениям, «положен был в Печерском монастыре». Епископ Феоктист был почитаем за праведную и богоугодную жизнь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историко-статистическое описание Черниговской епархии: в 7 кн. Чернигов, 1873. Кн. 1 и 5, стр. 13–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Освящена икона киевского святого Никона Сухого Киев, 29 июня 2005 г . В Киеве написана и освящена первая икона святого Никона Сухого, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре, сообщает корреспондент Православия.ru Сергей Степанов со ссылкой на газету " Крещатик " . Иконы этого святого не было до сих пор, хотя в Лавре хранятся его святые мощи, а житие входит в широкоизвестный литературно-исторический памятник " Киево-Печерский патерик, или Сказания о житиях Святых Угодников Киево-Печерской Лавры " . Никон жил в Киеве в княжескую пору. Он попал в плен к половцам, с которыми тогда воевали русские князья. Узнав о судьбе сына, зажиточные родители собрали для него выкуп, однако юноша отказался получить свободу такой ценой. Никон сказал: если Господь допустил, чтобы я за грехи свои утратил волю, то должен заслужить прощение, выпив чашу унижения и смирения до дна, а не избегать ее. Пленнику пришлось выдержать пытки половцев, однако дух его не был сломлен. В конце концов, когда Никон смирился со своей судьбой, Господь послал ему свободу. Узник чудом оказался в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, когда там проходила Божественная Литургия. Монахи пришли в изумление, увидев возле себя незнакомца - изнуренного, осунувшегося, в кандалах. Когда же узнали, что произошло, поняли: они являются свидетелями чуда, которое явил Господь. Остаток своих дней Никон провел в Лавре, приняв монашество. Как пишет " Патерик " , " и в сухости своей преподобный горел огнем любви к Богу, брезжась добрыми делами " . По благословению настоятеля храма Богородицы " Неопалимая Кочка " на Оболони отца Виктора Милейки за создание иконы взялся известный киевский художник Николай Кутняхов. Он тщательно обработал все источники, собрал информацию про святого, но не нашел ни одного его достоверного изображения. Перед художником стояла чрезвычайно сложная задача - написать лик, руководствуясь лишь словесным описанием. Однако мастер с блеском справился с работой. В созданном им образе есть и строгий аскетизм мученика, и несокрушимая сила воли, и непоколебимая вера в духовное возрождение. Художник показал Никона в момент долгожданного освобождения, когда тот в молитвенном порыве поднимает вверх руки, с которых спадают кандалы.

http://pravoslavie.ru/13928.html

Апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Икона конца XIX в. В конце XIX века со святой горы Афон была прислана в Россию икона, писанная неким святогорцем, простая и трогательная, как детская картинка. Изображены на ней стоящие на Киевских горах апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Апостол Андрей держит в одной руке Евангелие – запечатленный символ Бога Слова, проповедуемого им по всей Скифии; другой, слегка приподнятой ладонью вверх, указывает на расстилающийся ландшафт, заставляя вспомнить свое пророчество, сохраненное «Повестью временных лет»: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И как бы ответствуя на этот призыв, преподобный Антоний, пришедший на указанное место тысячу лет спустя, стоит, спокойно опираясь на посох, со свитком, на котором начертано: «Аз не к тому боюся Бога, но люблю». Между ними – стены, кельи и храмы Киево-Печерского монастыря, а над всем на облаке осиянная солнцем Богородица развернула омофор – Свой пречистый покров над Россией. Прошел или нет святой Андрей Первозванный встречным путем «из варяг в греки», был он на Днепре телом или духом – для православного сознания факт второстепенный. Главное, что семя было брошено и что Русская Церковь восприняла преемственность от первого из апостолов, призванного Самим Господом. Преподобный Антоний проделал долгий путь – и страннический посох на иконе свидетельствует о том – от черниговской земли до Афона, являющегося вторым уделом Божией Матери, и обратно на Русь, которой суждено было стать третьим уделом Богородицы, врученной, как и Святая гора, Ее особому попечительству. С молодых лет послушный Божией воле, он продолжил труды апостола Андрея, утверждая христианскую веру во спасение родной земли. Зрелым и опытным иноком обосновался святой Антоний на Киевских горах, где в скором времени возник монастырь с главным храмом в честь Успения Божией Матери. Сама Царица Небесная отправила на берега Днепра каменщиков строить «Богородицыну церковь» и послала с ними небольшую икону Успения, ставшую главной святыней обители. «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве… К вам посылаю, к Антонию и Феодосию… Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить», – молвила Владычица (Киево-Печерский патерик).

http://pravoslavie.ru/2432.html

29-е † Память о преп. Марке, Иоанне и Феофиле Мы, немощные, так начинает свою повесть о преп. Марке Печерский инок Поликарп, хотим следовать примеру древних. – Они употребили много труда, ходили по пустыням, горам, провалинам земным и одних из преподобных мужей, о которых писали, видели сами, о жизни других, о чудесах и Богоугодных подвигах слышали от прежде бывших отцов и так составили патерик, который читая, столько наслаждаемся духовно. – Я, недостойный, не имею разумения истины и ничего такого не видел, а следую только слышанному мною от преподобного епископа Симона. Не ходил я по св. местам, не видел ни Иерусалима, ни Синайской горы, чтобы мог прибавить что-нибудь к моей повести, как делают искусные в слове. – Но пусть не буду я хвалиться ничем другим, как только св. монастырём Печерским и бывшими в нём черноризцами, их житием и чудесами, которые воспоминаю с радостью. Сильно желаю я, грешный, молитвы тех отцов. – Затем начинаю повесть о преп. Марке Печерском 370 . Подлинно скажем и мы, преподобный Марк Печерский – такой человек Божий, который составляет славу Русской Церкви, и, имея его в виду, не имеем нужды ходить на Восток, чтобы видеть истинного человека Божия. Преподобн. Марк – чудный человек Божий! Самое поразительное в нём – простота подвига его. Он не вёл высокой созерцательной жизни. Занятие его было очень обыкновенное: он копал землю. Но при этом простом труде достиг высокого совершенства духовного, какого достигают немногие. – Это – самый убедительный пример тому, что при всяком труде телесном, если дух работает Господу, прогоняет от души всё нечистое, наполняет еёе мыслями и воздыханиями святыми, строго охраняя её смирением и простотой, душа может усовершаться духовно. Выслушаем все повествование Поликарпа о дивном Марке. Преп. Марк, пишет Поликарп, «живя в пещере, своими руками выкопал много пещер и на своих плечах носил землю, день и ночь трудясь для Господа. Он выкопал много мест для погребения братии и не брал за то ничего, разве кто сам давал что-нибудь, да и то раздавал бедным. При нём св. Феодосий перенесён был из пещеры в монастырь, в великую церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Е. Поселянин Часть третья В ней помещены жития святых преподобных и богоносных отцов наших Печерских, которые поведал отец наш Симон, епископ Владимирский и Суздальский, сам написал в послании своем к Блаженному Поликарпу, иночествовавшему тогда в Печерском монастыре и не бывшему еще игуменом. Житие преподобного отца нашего Евстратия, постника и мученика 10 апреля (28 марта) Он продан был евреям, распят ими на кресте и прободен копием во время Пасхи за Христа. Святой Евстратий 2 показал себя мужественным воином, ратовавшим под знаменем креста, как именем своим, так и жизнью своей. Он явился подражателем самого избранного Воеводы своего Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться: « Я язвы Господа Иисуса ношу на теле моем» ( Гал. 6:17 ). Вот что можно узнать из свидетельства блаженного епископа Симона. Этот доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из города Киева. Он возжелал облечься в то Божье оружие, которое принадлежит иноческому образу. Ведая же, что никакой воин не связывает себя житейскими делами, чтобы угодить начальнику ( 2Тим. 2:4 ), раздал имение свое нищим, часть же оставил родным, чтоб раздали после него. Итак, обнищав от своего богатства, стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно воинствовать под знаменем принявшего ради нас уничижение Воеводы Христа, побеждая мечом духовным, то есть гласом молитвы и гладом великого воздержания, не только плоть свою, но и врагов бесплотных, смиряя их и порабощая смирением своим и послушанием. Думал он о том, как Подвигоположник его, сам Иисус Христос, горячей молитвой и сорокадневным постом смирил себя, был послушен; потому и Евстратий вооружил себя теми же добродетелями. Зная же прежде всего, что человек был побежден первым грехом через невоздержание, – преуспевал святой в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником. Когда попущением Божиим пришел на Русскую землю злочестивый Боняк со множеством половцев и пленил Русскую землю, тогда и святой Евстратий, при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были ими посечены мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в Греческую землю, в город Корсунь, одному еврею, в числе других 50-ти христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Родоначальники монашества Преподобные Антоний и Феодосий Печерские 20.09.2017 1400 Время на чтение 7 минут Основатели Киево-Печерской Лавры, преподобные Антоний и Феодосий Печерские по праву почитаются родоначальниками монашества на русской земле. Это было то благословенное Богом время, когда безбрачные постники и труженики почитались настоящим христианским обществом на Руси. Благословение Святой Афонской горы Преподобный Антоний Печерский, почитаемый как начальник всех русских монахов, родился в конце X в. (ок. 983 г.) недалеко от Чернигова в местечке Любече; по некоторым данным, его мирское имя было Антипа. С юных лет будущий святой чувствовал влечение к духовной жизни и, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, посетил Палестину, а на обратном пути решился идти на Святую Гору Афон в Греции. В одной из Афонских обителей Антоний принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере. Когда же он приобрел в своих подвигах духовную опытность, было извещение от Бога игумену - отпустить преподобного на Русь. «Понятия об отречении от мира, об удручении плоти, отшельничестве и монастырском житии пришли к нам, конечно, разом с крещением, - пишет выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров . - Истинными утвердителями монастырского житья были Антоний, а более всего Феодосий, основатели Печерского монастыря». Как рассказывает «Печерский патерик» (сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его святых иноков), Антоний сначала сам выкопал пещеру недалеко от Берестова, в которой и прожил некоторое время. Во время же княжеской междоусобицы и гибели святых мучеников Бориса и Глеба, преподобный вернулся на Афон. Но снова было игумену извещение от Бога: «Пошли снова Антония в Русь: он Мне нужен там». Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: «Антоний, есть Божия воля, чтобы ты шел опять в Русь, и да будет над тобой благословение от Святой Горы». И предрек игумен, что много от него произойдет черноризцев, и, благословив его, отпустил со словами: «Иди с миром». Вернувшись в Киев, преподобный взошел на холм, где теперь находится Киево-Печерский монастырь, а тогда был густой лес, отыскал пещеру Илариона и поселился в ней, помолившись со слезами: «Господи, да будет на месте этом благословение Святой Афонской Горы и молитва моего старца, который меня постриг, и утверди, Господи, жительство мое здесь». В этой пещере святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении». Слава о нем распространилась по многим русским городам, к преподобному потянулись люди.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/20/...

Началась осенняя распродажа книг «Вольного Странника». Читателям Православие.Ru — дополнительная скидка! Печоры Псковские, 27 октября 2022 года Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» проводит осеннюю распродажу – скидки на все книги от 5 до 55%! Акция продлится с 27 октября по 1 ноября. Успейте приобрести книги в подарок для осеннего чтения для себя и своих близких! Приобрести книги со скидкой можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник». Но это еще не все. По окончании акции мы проведем розыгрыш среди всех покупателей, оформивших заказы в период акции. Пяти победителям достанутся книги - подарочное издание «Несвятые святые» и «Библия в рассказах для детей с иллюстрациями». Для читателей портала и социальных сетей Православие.Ru дополнительная скида 5% по промокоду: ПРАВОСЛАВИЕ. Предлагаем вашему вниманию подборку издательства «Вольный Странник»: Малый патерик Пересказал иеромонах Савватий (Баштовой) Из множества историй о древних подвижниках, записанных в патериках, несколько самых ярких и удивительных собраны в этой книге. Теперь жития подвижников могут с лёгкостью читать не только взрослые, но и дети. Ведь пересказ, выполненный иеромонахом Савватием, делает их понятными и увлекательными. А красочные иллюстрации, созданные Анастасией Каганович, помогут читателям убедиться в искренности, доброте и живой вере наших героев. Теперь изучение жизни великих подвижников станет радостным событием для всей семьи! «По лесным тропинкам» Вы не знаете, что сделать, чтобы ваши дети меньше времени проводили у планшетов и смартфонов? Тогда эта книга для вас! Открывайте её и читайте вместе с детьми, а затем отправляйтесь в ближайший лес! В этой книге вы найдёте полезную и интересную информацию, которая пригодится вам в лесу: Протоиерей Павел Карташев «Чудесный дом» Чтобы написать хорошую детскую сказку, нужно уметь одновременно видеть мир глазами ребёнка и мудрого взрослого. Протоиерей Павел Карташёв рассказывает самые разные сказки — весёлые и звонкие, таинственные и немного грустные. Но все они говорят о вечном и важном. Книга «Чудесный дом» — это целая вереница волшебных историй, сочетающих в себе увлекательный сюжет, глубокие образы и важные духовные смыслы. А самое главное — в каждой сказке маленькому читателю предстоит решить хитрую нравственную задачку.

http://pravoslavie.ru/148966.html

«Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем» Воспоминания об архимандрите Тихоне (Секретареве) Священник Александр Позов Архимандрит Тихон (Секретарев) В Псково-Печерский монастырь мои паломничества начались в конце 1990-х годов. Два раза в год – на Рождество Христово и летом, ближе к Успению – я приезжал в монастырь потрудиться и помолиться. Примерно с 2001 года это стало традицией, которую стараюсь поддерживать до сих пор. В то время к Рождеству собиралось много трудников из самых разных уголков России. Когда выпадало много снега, то прежде всего убирали Успенскую площадь, расчищали лестницы. Помнится, как десятка два ребят минут за пятнадцать наполняли снегом бортовой газон. Как-то меня и трудника из Москвы Антона Глозмана монах Максим благословил разгрузить такую машину с площадки перед нижними вратами в ручей Каменец, с чем мы достаточно быстро справились. Послушания были также на кухне – нарубить и сложить дрова, были дежурства в сторожке на нижних и верхних вратах, уборка снега на Святой горке. Обычно после ночной Рождественской литургии трудники уже далеко за полночь разговлялись в рабочей трапезной на втором этаже братского корпуса. Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в храме Иоанна Богослова СПбДА Трапеза состояла из кусочка булки с маслом, кусочка сыра, селедки, яичка и какао с молоком. После разговления все шли на отдых. Отдых продолжался до праздничного обеда, после которого, в благодарность за посильную помощь обители, нам вручали подарки от о. наместника. Например, в 2001-м году о. Тихон подарил карманное издание писем о. Иоанна (Крестьянкина), которое было дополнено новым изданием писем такого же формата через год, в 2002-м году. В набор подарков входил также Псково-Печерский Патерик, красивый фотоальбом с видами монастыря. Это были любимые настольные книги в те годы. Поездка в Печоры всегда была связана с особыми переживаниями. Ясное ночное небо в монастыре, усыпанное звездами, очень близко прижималось к земле. По дороге в монастырь и обратно часто вглядывался в небо, где была заметна одинокая и самая яркая звезда (по-гречески μοναχικ αστρι [монахико´ асте´ри]), сопровождавшая такую же одинокую машину на ночной трассе. И в этом присутствии «монахико´ асте´ри» виделось указание на духовное сродство с монастырем, которое переживала душа.

http://pravoslavie.ru/119854.html

В 2024-м г. древний русский город Торопец официально отмечает свое 950-летие. Посвящённые этому юбилейные мероприятия будут проходить в течение всего 2024 года. И сегодня, в день памяти преподобного Исаакия Торопецкого, мы публикуем заметку об этом святом, из чьего жития и стало известно, что Торопец существовал как минимум к 1074 г. Возсиял еси яко светильник, от града Торопца и даже до Киева дошел еси, всю землю честным житием твоим удивляя… Акафист преподобному Исаакию, затворнику Печерскому Преподобный Исаакий Торопецкий. Патерик Печерский. Киев. 1661 г. 27 февраля – день памяти удивительного святого – преподобного Исаакия Торопецкого. О его житии нам поведал самый известный летописец Древней Руси – преподобный Нестор, которому принадлежат строки: «А был еще и другой черноризец, именем Исакий; был он, когда еще жил в миру, богат, ибо был купец, родом торопчанин… а было ему имя мирское Чернь» . Эта запись в «Повести временных лет» отнесена к 1074 году (по нашему летосчислению). Дата первого упоминания свидетельствует о том, что Торопец является самым древним городом всей Тверской области . Хотя эта дата и принята за «официальный год основания», понятно, что к этому времени Торопец уже был сложившимся средневековым городом. Показателен и тот факт, что если при упоминании иных топонимов Нестор часто добавлял географические уточнения, то в данном случае он ограничился словом «торопчанин». Это может свидетельствовать о том, что при жизни Нестора в Киеве никому не нужно было объяснять, кто такой торопчанин – город на реке Торопе был достаточно известен на берегах Днепра. Торопец. Фото: zelengarden.ru Известность эта объясняется развитыми торговыми связями. Вспомним, что Исаакий в миру был купцом (да ещё и богатым!). Торопец же стоял на пути «из варяг в греки» . В книге «Древний Торопец. Археологические раскопки» высказано предположение, что именно киевские князья, заинтересованные в установлении контроля над водной дорогой в Новгород, «…возвели мощные укрепления Малого городища (Торопца), разместили здесь воинский отряд» .

http://pravoslavie.ru/158855.html

Во 2-ю Неделю Великого поста Церковь празднует Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских. Почему современным людям нужно читать Печерский Патерик и чему нас учит подвиг Киево-Печерских отцов, рассказывает Блаженнейший Митрополит Онуфрий.      – Ваше Блаженство, Вы часто встречались с чудесами по молитвам преподобных Печерских? – Преподобные отцы, которые прожили свою жизнь в этой святой Обители и угодили Господу через свой подвиг воздержания, смирения, покорения Божией воле, являются ходатаями и молитвенниками за всех нас грешных. В их житиях мы можем найти для себя пример, ободряющий нас в крестоношении. Среди преподобных отцов, которых сегодня чтит Святая Церковь, одни прославились особым трудолюбием ради Бога, другие – молчанием во имя Творца, несением тяжелого креста болезней, усердным служением больным, что приравнивается к крестоношению болезней, некоторые затворялись в пещерах, где проводили все годы жизни и преставлялись ко Господу. Преподобные служили ближним, приходящим в Обитель. И много других подвигов совершали святые отцы. И то, что Печерская обитель выстояла в трудные времена гонений и воинствующего атеизма, есть самое большое чудо, которое Бог сотворил молитвами святых отцов. Многие сегодня по молитвам преподобных Печерских получают врачевание своих телесных недугов и немощей духовных. Потоки людей, обращающихся за помощью к отцам Киево-Печерским, свидетельствуют, что в этом духовном Колодце есть живительная вода и ее получают. – В Киево-Печерской Лавре – в сердце Киева, в центре Украины – почивают мощи святых, которые у Престола Божиего в Царствии Небесном молят о нас. И это одно из самых больших утешений для верующих. Владыко, как часто Вы бываете в лаврских пещерах? И есть ли у Вас Печерский святой, которого Вы особо почитаете? – Стараюсь посещать пещеры как можно чаще, но не всегда позволяет мое послушание. Ко всем преподобным отношусь с большой любовью и трепетом: каждый из них потрудился во славу Божию по своей силе, и каждому Бог воздал соответствующей мерой Своей благодати, поскольку она не определяется человеческими критериями, а только милостью Господа. Сегодня мы не способны к такой жизни, которую проводили печерские отцы, но должны все равно себя побуждать к порабощению, усмирению. А как себя лучше усмирять? Ставить в рамки Закона Божия. Это есть порабощение себя Закону Духа, потому что плоть и дух постоянно находятся в борьбе у каждого человека, и тот, кто старается поработить свою плоть духу, поступает правильно, а делающий наоборот – совершает ошибку. Мы должны хотя бы в маленьком и небольшом себя ограничивать, поэтому и молимся сегодня преподобным отцам Печерским, чтобы они вознесли свои сильные молитвы перед Богом, а Он укрепил наши немощи, помогал нам хотя бы немножко ограничивать себя и ставить на тот путь, который ведет к миру, к взаимной любви и спасению.

http://pravoslavie.ru/91881.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010