После работ Сливы и Шугаева исследователи почти не обращались к Кур. В статье архим. Макария (Веретенникова) 27 можно обнаружить резюме выводов Сливы без какой-либо их критической оценки и без упоминания альтернативных выводов Шугаева. В докладе А.А. Андреева, прозвучавшем на Ежегодной научной конференции студентов и аспирантов Богословского факультета ПСТГУ 16 апреля 2016 г., Кур описывается как «утренние молитвы» или «чин утренних молитв», с ремаркой о том, что он «нуждается в более тщательном исследовании», и без всякого упоминания уже существующих работ, посвящённых этому чину 28 . 2. Данные рукописей За период, истекший со времени появления работ Сливы и Шугаева, новые рукописи Кур выявлены не были. Таким образом, Кур продолжает оставаться известным только в пяти списках: одном кодексе XIII b. 29 и четырёх – XIV b. 30 Впрочем, выше мы упоминали о том, что среди рукописей Синайской библиотеки архим. Антонин (Капустин) видел Часослов, включавший в свой состав Кур, который в описи значился под номером 12. Спустя полстолетия М.Н. Сперанский заявил, что архим. Антонин – «вероятно, по ошибке» – под номером 12 описал рукопись Отсюда прямо следует, что Кур должен присутствовать ещё и в кодексе SinSlavlS, как и указывает в своём описании этой рукописи сам Сперанский 31 . Однако в действительности в SinSlavlS Кур отсутствует 32 , а описание рукописи Сперанским, без сомнения, основано не на его знакомстве с ней, но дословно скопировано им из описания архим. Антонином рукописи В свою очередь, рукопись уже после знакомства с ней архим. Антонина оказалась в Санкт-Петербурге – как пишет сам Сперанский 33 , сначала один лист из неё был вынут еп. Порфирием (Успенским) и поступил в Императорскую Публичную библиотеку 34 , затем оставшийся кодекс был через И.В. Ягича приобретён той же библиотекой 35 . Из фактов отсутствия Кур в SinSlavlS, наличия Кур в SinSlav41N (который не был известен Сперанскому) и принадлежности SinSlav41N к кодексу Q.n.I.57 36 можно сделать только один вывод: вопреки Сперанскому, архим. Антонин не ошибался и действительно имел в виду рукопись а, следовательно, в момент его работы с ней она ещё содержала в своём составе тот самый лист с Кур, который позднее был заново обнаружен среди «новых находок».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Так и получилось. Уже после армии мы с моей теперешней женой Татьяной начали дружить. Хотя знали друг друга давно, но именно после службы в армии как-то по-другому я стал смотреть на людей. Сам изменился: видимо возмужал, и Татьяна это увидела. Мы вместе участвовали в организации фестиваля в честь Петра и Февронии, а после мероприятия решили пожениться. Часто молодые люди спрашивают, как не ошибиться в выборе спутника или спутницы? Надо не просто задумываться о браке, а открывать книги святых отцов, книги современников – например, священника Ильи Шугаева, психолога, многодетного отца, трезвенника, автора полезных книг, в том числе «Один раз на всю жизнь». У него есть замечательный курс лекций о семье. Я сам до женитьбы спрашивал у родных, знакомых, собирал мнения разных людей, таким образом, у меня сформировалось некое понимание, как я определю, подходит ли девушка быть моей женой или нет. Тем не менее, когда я уже сделал Татьяне предложение, появилась возможность лично спросить отца Илью Шугаева. У нас на Урале на озере Увильды каждое лето проходит Международная трезвенная школа-слёт, где выступают священники, педагоги, психологи. Как мне всё-таки понять: та или не та девушка? Батюшка поинтересовался, сколько нам лет и готовы ли мы взять ответственность за семью. Я уверенно сказал: Готовы. Мы создаём семью, значит, берём ответственность за неё. Батюшка воскликнул: Тогда женитесь! А причём тут «та или не та»? Был шокирующий момент: я вдруг понял, что ответственность за семью, готовность нести тяготы друг друга, это и есть важнейшая элемент, условие для счастливой семьи. А любовь, симпатия, красота, всё вторично. Мне родители рассказывали о том, как они поженились: когда они встретились, у них была одна цель – создать семью и родить детей. Получается, такой «деловой» подход лучший способ достичь семейного счастья. Сейчас много разводов. Повзрослевшие дети часто повторяют модель поведения своих родителей, у них тоже брак разрушается. Важно и нужно, чтобы кто-то, кроме близких, помог расставить приоритеты при создании семьи. Счастлив тот, кто задумывается об этом заранее и счастлив тот, кто вырос в полной семье, тогда получается проще. Человеку, выросшему в семье, где произошёл развод, нужно себя превозмочь. У него уже есть в голове модель поведения: ссора развод, он, следуя этой схеме, легко скатится до разрушения семьи, если не предпримет специальные усилия для её сохранения.

http://azbyka.ru/semya/ierej-vladimir-pa...

" Ограничение для любых перемещений и возмущений значениями скоростей упругих и электромагнитных волн в реальных средах свидетельствует о приоритетности распространения информации относительно иных движений в природе " . Конструктивным выводом подобных рассуждений Шугаева М. М. в его статье является утверждение о том, что " «эволюционное» развитие Вселенной, жизни, разума - не более чем трансформация при сохранении общих объёмов как материи, так и информации в нашем мире " , и что " самоорганизация материи без информации (от простого к сложному) не имела места при возникновении нашего мира - естественно не существует и сейчас " . Таким образом, мы видим эффективность холистического подхода при рассмотрении и трактовке явлений во Вселенной. По моему мнению (а также по мнению Шугаева М. М. ), антропный принцип во Вселенной, как следствие тонкой " надстройки " физических констант, ярко свидетельствует о приоритетности холизма и несостоятельности (в глобальном смысле) редукционизма как метафизических принципов мироздания. Думается, некоторой попыткой утвердить холизм в трактовке антропного принципа является слово " должна " в формулировке Б. Картера сильного антропного принципа. Это слово вызвало негативную реакцию у большинства учёных (о чём в своей статье свидетельствует В. В. Казютинский и Ю. В. Балашов ) именно по причине большой увлечённости (более интуитивно, чем сознательно) редукционистским подходом, так что даже холистический подход может восприниматься ими как вовсе не научный. Но всё же, как и в примере классической теории квантовой механики, мы можем иногда видеть всплески и холистической интуиции, как, например, идея связи микро- и макросвойств Вселенной, впервые отмеченной А. Л. Зельмановым в 1955 г., а также идея К. Шеннона о связи энтропии и информации . Но, как уже отмечалось в выводах, выбор той или иной метафизической методологии или концепции при описании явлений природы не определяет присутствие или отсутствие у учёного веры в Бога как Творца Вселенной - это остаётся целиком делом его произволения (как заметил это ещё А. Р. Уоллес, о чём упоминалось выше). Примером попыток построения атеистических космологии и мировоззрения являются " инфляционная " теория Мультивселенной А. Линде и Общая теория глобального эволюционизма А. В. Болдачёва .

http://bogoslov.ru/article/256660

Видит счастье на пути. И  жених не хлещет водку, Пьёт хорошее вино, Я б женился, дайте лодку, Сыпьте яблоки на дно. — А о Братске что-то было написано? -Да, вот «Страна ЛЭПия». Причем вышла в «Литературке» абсолютно случайно.  Георгий Радов тогда  руководил  отделом внутренней жизни.  Сам гонимый, а другим помогал. Позже я очень сдружился с его семейством. Однажды он пришёл в кабинет и спрашивает «Что-нибудь есть?» вот то-то- отвечают. Он рукой машет. «Ну, в  мусорной корзине  Приставкин – из Сибири прислал». Он вытащил- прочёл и тут же в печать послал. Удача! — А ваши ученики?  За эти тридцать лет, если говорить об урожае, то какие имена Вы назовёте? — Егор Радов- сын Георгия и Риммы Казаковой. У нас интересная история с ним произошла. Я его взял на семинар от Шугаева, тот его со своего  выгнал. И тогда старший брат – Саша Радов попросил меня: «Толя, возьми к себе, Шугаев дал Егору последний шанс- написать роман об урожае». «И что?»- спрашиваю. «Ничего- во всём романе -Прибалтика, алкоголь, бабы-  и только две строчки: «Мы ехали в Ригу на машине, а вокруг что-то росло» . И я взял его к себе. Вытянул. Вот вам и урожай! Нам удалось проходной диплом сделать. Весь курс тогда пришёл, чтобы Егорку поддержать- его все любили. Талантливый парень, жалко, редко о нём слышно теперь. — А ещё? — Вера Галактионова- красавица из Уральска, недавно во Франкфурте я слышал, что её обсуждают – она очень талантлива, как говорится- талантливая кровь. Володя Шпаков — на Букеровскую премию его выдвигают. Он прозой руководит в «Неве».  А потом были ещё ученики по союзу писателей, куда приходили не из института. Один очень талантливый прозаик, сейчас он зам. главного редактора «Октября»- Алексей Андреев…, Рада Полищук, Саша Яковлев, получивший «Букера»… — Для Вас, как для мастера, что означает семинар? — Семинар – это взаимодействие. Семинар не может уравнять, но может предоставить возможность учиться друг у друга. А я, как повар, добавляю то перец, то сахар, а котёл сам варится. Огонь- это сам семинар. Он создаёт ту температуру, которая необходима. Это как две половинки атомной бомбы – если немного их приблизить – между ними пойдёт реакция, тепло, а если совсем сблизить – то взорвётся. Чтобы взрывалось – не надо, а чтобы тепло всё время шло – нужно соединить пять- десять человек вместе и тогда это излучение процесса возникает. И тогда его только направлять нужно в нужное русло, но это  уже моя задача. Хватило бы только собственного запала.

http://pravmir.ru/most-cherez-vremena-po...

На это противоречие обратила внимание С.К.Чернова; она считает именование иконы Спасом Нерукотворным - «ошибочным», полагает, что в тексте описано изображение Спасителя в полный рост и видит в этом «характерную черту времени», т.е. поверхностное отношение к иконографическим особенностям образóв (Чернова 1994: 40). Но невольно возникает вопрос, как Лермонтов, с детства росший «под иконами», мог перепутать два таких разных иконографических типа. К тому же он был художником и имел зоркий взгляд; его описания природы или архитектуры точны и живописны. Поэтому мы бы решились утверждать, что речь идет все же о Нерукотворном Спасе. Если бы это было ростовое изображение Христа, то вряд ли можно было бы удивляться величине образа. Но если это было изображение Лика Спасителя во всю высоту местного ряда иконостаса, то оно не могло не произвести впечатления «удивительной величины». Замечание же о круглых складках одежды, как можно понять по контексту и по синтаксису предложения, может относиться к другим образам иконостаса, хотя нельзя исключить и сияющих складок убруса или плата, на котором написан лик. Другое сомнение вызывает следующее замечание Лермонтова, которое опять как бы указывает на ростовую фигуру Христа: «это была милость у ног Спасителя». Как нам кажется, здесь выражение «у ног» следует понимать не в прямом непосредственном смысле, (будто ноги Христа изображены на иконе), а в переносном: припадая ко Христу, человек всегда припадает к его стопам, чисто зрительно же это становится особенно заметным, когда человек делает земной поклон перед образом местного ряда иконостаса. Итак, мы склонны полагать, что Лермонтов не ошибся и его наблюдения, как и описание - верны. Неизвестно, какой именно образ находился в монастырском храме справа от царских врат (неизвестно и какой именно храм имеется в виду - их было четыре), но можно предположить, что Лермонтов, описывая иконостас, видел перед собой не храмовый образ, а упоминавшуюся икону того самого Нерукотворного Спаса из моленной комнаты бабушки, хотя по свидетельству Шугаева, там была другая надпись внизу.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

Запоздалым эхом комсомольской юности отзвучала лишь повесть «Нечаянные хлопоты. История, слышанная в Усть-Илиме» (1969), сочинённая Валентином Распутиным в соавторстве с Вячеславом Шугаевым, коего, кстати, тоже открыла читательскому миру «Забайкальская осень». О сей повести, посвящённой комсомольцам, возводившим гигантскую Усть-Илимскую гидростанцию, вспоминал главный редактор «Нашего современника» Сергей Викулов в книге «На русском направлении»: «К вам двое молодых людей из Иркутска», – доложила секретарша, войдя в мой кабинет. Вошли, представились: Шугаев. Распутин. «Так вот ты какой, Распутин! – подумал я, приглядываясь ко второму, – Сколько же тебе лет?». О его повести «Деньги для Марии», опубликованной журналом «Сибирские огни», в Москве уже говорили, даже писали. Удалось прочесть ее и мне, и поэтому я чаще бросал взгляд все-таки на него, чем на Шугаева. «Мы вам принесли повесть» – сказал Шугаев, доставая из портфеля рукопись. Взял, глянул на титул – «Валентин Распутин. Вячеслав Шугаев. Нечаянные хлопоты. Повесть». «Это как? В соавторстве?» – спросил я. Меня не радовало соседство двух имен на рукописи: «бригадный метод» в литературном творчестве я не признавал, хотя знал, что было и такое… «Любопытно… – добавил без особого энтузиазма. – Ну что же, буду читать…». Через два дня соавторы снова сидели передо мной. «По теме – сказал я, – повесть нас устраивает. «Наш современник», как никакой другой журнал, должен запечатлевать современность, название обязывает. И с этой стороны все в порядке. Боялся я другого – разностильности. Ведь человек – это стиль. Два человека – два стиля… Не знаю, кого из вас заслуга, но резких перепадов в письме, в интонации я не почувствовал. И характеры тоже довольно определённые. Будем печатать!» Молодые сибиряки, конечно, обрадовались: как-никак, первая публикация в столичном журнале! Через год мы печатали уже первую повесть Валентина Распутина «Последний срок», блестяще подтвердившую необыкновенную одарённость автора… Имея в виду большую литературу, критики в один голос отмечали: в нашем полку прибыло!...».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/26/ra...

Вообще, вопросов больше, чем ответов. И как сегодня воспитывать в детях целомудрие? И как приучить их к ежедневной домашней молитве? Сотни книг написано о спасении, о борьбе со страстями, об аскетике. Впрочем, в большинстве своем и учебники нравственного богословия, и святоотеческие советы о нравственности написаны для монахов. Применительно же к семейным людям советов не так много, да и носят они достаточно общий характер: мол, никого не осуждайте, не ругайтесь, выполняйте заповеди и недалеко будете от Царствия Небесного. Но разве семейный человек меньше, чем монах, нуждается в духовной помощи? Из чего состоит день обычной мамы маленьких детей? Готовка, стирка, глажка, штопка, отвод-привод в школу и детский сад, походы в магазин, на прогулку… А ты сделал уроки? Нет — так иди делай! Не трогай кота! Кто разлил компот? И где в таком распорядке дня найти время для подготовки к Исповеди или для уединенной молитвы, да даже для чтения духовной литературы? Ну разве что не спать. А ведь духовное чтение — это действительно необходимое делание в современном обществе, пропитанном потоками информации. Без него всем нам грозит потонуть в суете и бесполезном пересказе последних новостей. Впрочем, я не вполне прав, говоря о полном отсутствии книг о семейной жизни и о том, как спасаться в семье. Есть же книга «Один раз и на всю жизнь» отца Ильи Шугаева, и автобиографические очерки Анны Ершовой, и живая книга Дарьи Мосуновой «Мама в кубе». Проблема состоит не столько в отсутствии литературы, сколько в том, что нынешняя практика православного благочестия ориентирована на одиноких людей. А вот настоящего, разработанного семейного богословия нет. Хочешь стать иноком? Походи в послушниках. Хочешь причаститься? Пойди на службу, исповедуйся, прочти правило. Хочешь помогать на приходе? Возьми благословение отца-настоятеля. И так далее. Но как только вопросы касаются проблем семейного благочестия, то оказывается, что общепризнанных правил не существует. И все это — лишь частные мнения частных священников. Причем, как ни странно, отнюдь не семейный статус священника определяет характер духовного окормления. Ведь и монах может быть очень снисходительным, в то время как женатый священник — чрезмерно ригористичным. Кто-то другой возразит: так есть же документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — с глубокими по содержанию рекомендациями о семейной жизни. Но кто читал этот документ? Увы, единицы. Мои церковные друзья, когда я говорю, что тот или иной вопрос семейной жизни подробно растолкован в концепции, смотрят на меня недоуменно: где же ты взял эту концепцию? Это говорит только о том, что соборный документ Церкви пока не стал руководством в пастырской практике. Не это ли яркое доказательство отсутствия семейного богословия?

http://foma.ru/semejnyij-paterik-ili-est...

Юродивый в веночке и модном пальтишке н.а. РФ М. Кабанов. «Лавр». 2020. Что же зрители увидели в «Лавре» нережиссера Боякова? Большинство публики, судя по всему, увидели то, что предварительно заложил сам театр и Бояков в их головы массированной пиар-кампанией (интервью, реклама, ролики, релизы, объяснения, информация в сетях, афиши). А заложили они вот что. Премьера Лавра ими самими («командой») заранее была названа «исторической» (не бывало, де, такого в истории русского театра и всё тут!). Перед нами усиленное повторение всего набора определений, отвечающих за новизну: «первый религиозный роман», «первая постановка», «впервые» в русском театре, «исторический», «невероятный», «сложнейший» спектакль. И далее: «мы на острие актуальности», только мы единственные «даем национальную повестку», «мы совершили квантовый скачок», только мы можем себе позволить «невероятный уровень» (технический). А можно ещё и так воздействовать на публику. Корреспондент «Комсомолки» задает вопрос: - Вы не думаете, что МХАТ НАЗОВУТ ПРАВОСЛАВНЫМ после премьеры? Далее не дается худымруком прямого ответа. Вопрос обойден молчанием. Ответ будет где-то рядом. Но сам вопрос остается в памяти, сам вопрос закладывает в головы читателя и уже содержит положительный ответ, которого так жаждет русское общество: Да, да, да! – звенит в голове у читателя! Наш, православный, свой, родной с историей о «положительно-прекрасном человеке» (Достоевским снова пригодился, так как его слова размещены в информационных материалах о ЛАВРЕ). Да – единственный. Да – только «Я и моя команда» (вспоминается Тимур и его команда) способны это сегодня сделать, – тихо вторит Бояков. Всюду, всюду ставятся слова-метки… Идет охота на публику. Идет охота. Выставлены «красные флажки» – определено «пространство восприятия», работают новые технологии не только на сцене, но и в публичном пространстве. Старец Никандр – н. а. РФ Леонид Якубович (благословение) ТАК создается корпоративное мнение. И вот уже посетители вип-премьеры согласно кивают. «Высокий, умный, интеллигентный спектакль» – высказывается писатель Алексей Варламов, и о «каких-то» важных «смыслах и мыслях» говорит телеведущая Екатерина Шугаева. Но ни одного доказательства «ума» и «интеллигентности», конечно, не приводится. Как ни один смысл не называется. Зачем напрягаться? Бояков ведь давно всё всем объяснил!

http://ruskline.ru/opp/2020/12/16/pravos...

«Железо сработало, человек не сработал», — сказал глава республиканского управления МЧС, имея в виду фельдшера Ирину Щербакову, которая приняла звонок мальчика за шутку 7 июля. ПРАВМИР. Глава МЧС Карелии заявил, что система 112 сработала правильно, направив сообщение о помощи с Сямозера 18 июня сельскому фельдшеру. По словам руководителя ГУ МЧС по Республике Карелия Сергея Шугаева, системы экстренных вызовов сработала как положено, адресовав звонок тонущего мальчика в центральную районную больницу Суоряви. Об этом сообщает «Интерфакс». «Система “112” на территории республики работает, — сказал Шугаев. — Возьмите свой сотовый телефон, наберите 102, 112, и вам ответят. Даже в том поселке Кудама, где связь не везде берет, 112 работает. Да, переключился на Суоряви, потому что это граница двух районов, это технические особенности». Глава управления МЧС сказал также, что не имеет значения, какой оператор или какой район захватит этот сигнал. «Железо сработало, человек не сработал, — сказал Шугаев, имея в виду фельдшера Ирину Щербакову, которая приняла звонок мальчика за шутку. — Не мне судить, но человек не сработал. Наложение всего этого привело к трагическим событиям». Представитель МЧС Карелии заявил, что не считает 19-летнего инструктора Валерия Круподерщикова виновным в гибели 14 детей. «Обвинять его в чем-либо у меня бы рука не поднялась, — сказал Шугаев. — Такого самого еще надо за ручку водить, а его берут в инструкторы и надеются на то, что он все знает. Это студент. Ему сказали: “будешь проходить практику”. Он так ее и проходит, не понимая, насколько ответственна эта задача. Конечно, этот парень не виноват. Сказали — он пошел». 18 июня дети, отдыхавшие в лагере «Сямозеро», попали в шторм во время лодочной прогулки. Две лодки перевернулись, в результате чего погибли 14 детей. После случившегося возбудили несколько уголовных дел. Лагерь «Парк-отель “Сямозеро”» закрыт. Предъявлены обвинения директору лагеря Решетовой, ее заместителю Вадиму Виноградову и главе карельского Роспотребнадзора Анатолию Коваленко, который помещен под домашний арест.

http://pravmir.ru/mchs-sistema-112-vo-vr...

В Набережных Челнах 5-летний мальчик спас жизнь своей маме. Он вызвал скорую, не зная адреса 18 марта, 2023. Таисия Попова Добрые новости от «Правмира» В Набережных Челнах 5-летний мальчик вызвал скорую помощь упавшей без сознания маме. Диспетчер сумел определить, где именно находится нужный дом. Благодаря оперативной реакции женщина была госпитализирована вовремя. Ее жизни ничего не угрожает. Другие добрые новости — в материале «Правмира». Ребенок спас свою маму в Набережных Челнах. Когда она потеряла сознание, мальчик сумел вызвать скорую, убедить в серьезности ситуации и открыть дверь медикам. Ребенок, позвонивший врачам, был напуган: «Маме плохо, она упала и не двигается». Диспетчеры отнеслись к звонку со всей серьезностью. Хотя мальчик не знал точный адрес.  Фельдшер по приему вызовов Любовь Шугаева смогла выяснить, что мальчик живет в доме розового цвета, а недалеко есть детский сад и магазины. Любовь Александровна хорошо знает город. Она много лет выезжала на вызовы. Женщина сумела определить местоположение дома и послать туда бригаду. По ходу разговора она успокаивала ребенка. Бригада скорой помощи смогла определить квартиру. Ребенок открыл им дверь. Оказалось, что у мамы мальчика астма, у нее был приступ, во время которого она потеряла сознание, рассказала она «Новостям Татарстана». Женщину госпитализировали. Сейчас ее здоровью ничего не угрожает.  Пенсионерка спасла свою взрослую дочь от телефонных мошенников Пожилая женщина из Еврейской автономной области оказалась более бдительной, чем ее 27-летняя дочь, поверившая мошенникам. Те позвонили молодой женщине и заявили, что от ее имени оформляют кредит.  — Мужчина сообщил, что посторонние лица оформляют на ее имя кредит на гражданина, находящегося в федеральном розыске. Сумма займа превышала 1 050 000 рублей. Незнакомец пояснил — чтобы аннулировать заявку, необходимо оформить кредит на эту же сумму, а затем снять деньги и перевести их на указанный счет, — рассказали полицейские.  Мошенники убеждали собеседницу — ей несколько раз звонили якобы представители Центробанка и службы безопасности. Девушка поверила и действительно смогла оформить кредит. После этого мошенники предложили ей поехать в банк и снять деньги. Сумму требовали перечислить на «безопасный» счет, который, конечно, принадлежал мошенникам.

http://pravmir.ru/v-naberezhnyh-chelnah-...

  001     002    003    004    005    006