Началом формирования житийной иконографии И. З. следует считать циклы из неск. миниатюр, сопровождающих тексты, посвященные святителю. Примером может служить Минологий Василия II (Vat. gr. 1613, 1-я четв. XI в.), где присутствует неск. сюжетных композиций из Жития И. З., в т. ч. «Отправка в изгнание» (в г. Кукус), построенная по композиционной схеме «Бегство в Египет» (P. 353): И. З. в простой рясе сидит на осле, перед ним всадник, обернувшийся к святителю и указующий вперед, позади пеший человек (чиновник) в богато расшитой тунике из узорчатой ткани, с палкой на плече, группа движется между гор. Под 27 янв.- композиция с перенесением мощей И. З. (Р. 178). Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 985v) Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 985v) В монументальном искусстве Византии наиболее ранний пример иллюстрирования Жития И. З. находится в мон-ре Хиландар, в нартексе кафоликона, к-рый был расписан между 1318 и 1320 гг. по заказу кор. Милутина. Фрески поновили в 1802-1804 гг. греч. мастера Вениамин и Захария с п-ова Халкидики, повторив систему росписи и содержание сцен, но неск. изменив фоны и атрибуты. Три композиции находятся в люнете вост. стены сев.-зап. травеи нартекса и представляют монашеский период жизни И. З. Святой узнаваем по большой голове с высоким лбом и короткими волосами; он облачен в простую рясу и черную мантию, синюю схиму с красным крестом внизу, пояс и аналав. Справа - И. З. пишет послание, за его спиной - склоненная фигура ап. Павла, в дверях - фигура диак. Прокла, к-рый, согласно Житию И. З., видел в течение 3 ночей ап. Павла, диктующего текст И. З., и узнал апостола по иконе, висевшей в келье. В центре - композиция, представляющая чтение И. З. Псалтири во время ночного бдения. В сцене слева - И. З. молится на коленях перед иконой Богородицы, опираясь руками на скамеечку. Общая подпись ко всем эпизодам - «Моление св. Иоанна Златоуста» - находится в зените арки. В изображении соединены атрибуты античности и детали монашеского быта: фрагмент колонны на постаменте, раскрытый книжный шкафчик на стене, пюпитр с винтом, регулирующим высоту подставки, на которой лежит раскрытая Псалтирь (текст из Пс 118. 26); в каждой из композиций под ногами святого изображен коврик - плетеный или вязаный, круглой или прямоугольной формы. Детали композиций и атрибуты в росписях притвора монастыря Хиландар близки к деталям других памятников XIV-XV вв., имеющих сюжеты молитвы и чтения псалмов И. З.

http://pravenc.ru/text/541598.html

И еще пример. Есть множество житий о мученичестве воинов, которых власть заставляла приносить жертвы идолам, и воины отказывались и их убивали. Есть нечто большее, чем воинская присяга и исполнение приказав законной власти: Христос, распятый властями. Вспомним из этого множества сорок Севастийских мучеников, вот почему: сороковой мученик был как раз очередной темничный страж, перешедший на сторону жертв. Тот, кому было приказано охранять и пытать жертв, переходит на сторону жертв. И поэтому — он святой. Христианская истина для силовиков — и не только для них, конечно — проста: надо быть с жертвами, а не с палачами. Не исполнять приказы, если приказы — зло. Святой Иоанн Воин, святой Петр Темничный Страж, святые мученики Севастийские, вразумите тюремщиков, полицейских, омоновцев, росгварцейцев, военных и спецслужбистов! Иоанн, Иосиф, Филипп Завтра (9 февраля) Церковь отмечает перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Событие было неординарное: перенесение мощей было актом покаяния имперской власти перед замученным ею святителем. Ведь Иоанн Златоуст — обличитель власти, и более того — сам «политик», со своей социально-политической программой. Иоанн в столице Империи призывал здесь и сейчас перейти к христианскому устройству общества: ликвидировать социальное неравенство, обобществить собственность по примеру первохристиан и монахов, защищал идеалы свободы-равенства-братства за много веков до Великих европейских революций. Такое, конечно, не нравилось властям, и Иоанна, лишив сана, сослали. Но вот прошло время, и Империя кается перед ним, а Церковь канонизирует его. С социально-политической программой можно ознакомиться по книге «Иоанн Златоуст о богатстве и бедности, деньгах и собственности» . Там, например, можно прочитать то, что Иоанн писал императрице: «Бог, будучи создателем всей природы, по существу стоит выше всякой власти и господства, а все люди равны, хотя один кажется имеющим превосходство над другим. И тебе дал (Он) царский скипетр не для того, чтобы ты считала себя выше других, а чтобы оказывала всем равенство пред законом и справедливость. Не слава, богатство и мирская высокость поможет нам в страшный день суда, а только исполнение заповедей. Умоляю, облегчи поскорее тяготящую их скорбь и несчастие, помня Спасителя».

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Эта новая парадигма имела, разумеется, не только и не столько даже внешнеполитическое значение. Это была форма легитимации, опять же «иконической», но уже не через образ «Грозного ангела», но праведного и милостивого царя. Уже не ветхозаветного, но продолжающего миссию первого христианского императора Константина. Эта новая политика требовала и новых «иконических» жестов, прямо противоположных деяниям Грозного. Именно так и следует понимать перенесение мощей митрополита Филиппа, убитого по приказу Иоанна Васильевича, из Соловецкого монастыря в Успенский собор Кремля. Алексей Михайлович в письме боярину Одоевскому писал: «И порадовал нам Бог, великому государю, великаго солнца: якоже древле царю Феодосию пресветлаго солнца Иоанна Златоустаго возратити мощи, тако и нам даровал Бог целителя, новаго Петра, и втораго Павла проповедника, и втораго Златоуста, великаго пресветлаго солнца Филиппа, митрополита московскаго и всея Росии чудотворца, возратити мощи». То есть это действо было «иконой» перенесения мощей святого Иоанна Златоуста, который в начале V века был предан суду, лишен сана и сослан за обличение жены византийского императора Аркадия Евдоксии.  А при императоре Феодосии мощи святителя были перенесены в столицу. Алексей Михайлович, уподобляясь византийскому царю, обратился с молением к мощам Филиппа «… разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна». Таким образом, он, как и его отец Михаил, принимал наследие Грозного, но не с гордостью, а с покаянием за грехи «предка». Поначалу… Такое продуманное следование византийской модели не могло не привести к попытке реализовать принцип «симфонии» светской и духовной властей. Для Руси это было совершенно революционной идеей. Царь и даже великий князь, с момента обретения русской церковью «независимости» от Константинополя, еще при Василии Темном, держал главу ее в жесткой зависимости от своей непререкаемой воли. И этот «симфонический» эксперимент, спровоцированный самыми благими намерениями, в конечном счете привел к результату, обратному задуманному — полному подчинению церкви диктату царя уже в период правления сына «нового Константина».

http://bogoslov.ru/event/6026494

Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его недолго оставались в Команах. Уже в 438 г. по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия (сына Аркадия) они были перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 г. крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004м году Иоанн Павел II возвратил их на прежнее место. Преставление Св. Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 13/26 ноября. Кроме того 27 января/9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля – Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Но мы к тому же поминаем Святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Писания перемежаются с ликующим голосом самого Иоанна: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!» 61. Святые филологи Говорить о равноапостольных Солунских братьях, учителях словенских, святых Кирилле и Мефодии можно очень по-разному, и для любого человека, пишущего и читающего на одном из славянских языков, эти имена будут близкими и дорогими. Я не буду пересказывать их житие, а лучше расскажу о неких значимых для меня событиях, связанных с этими святыми. В 1990м году мы, студенты классического отделения филфака МГУ, попали на археологическую практику на раскопки Херсонеса, античного и византийского города на территории нынешнего Севастополя. Советский Союз уже трещал по швам, и там, в закрытом краснознаменном городе, музейщики решили впервые провести Кирилло-Мефодиевские чтения в день памяти братьев (кстати, установлено это празднование совсем не так давно, в 1858 г. в Болгарии, а с 1863 г. и в России). Первым выступал некий официальный атеист, сообщивший аудитории, что всё это сплошной религиозный дурман, что алфавит братья, конечно, изобрели, и в древнем Херсонесе, конечно, побывали, но вот никакого обретения мощей Св. Климента, папы Римского, не совершали, так что Климентовский монастырь в Инкермане, несомненно, был придуман для обмана византийских трудящихся.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

После замужества дочери царь отдал долг памяти св. Иоанна Златоуста , в печальной судьбе которого косвенно были виновны и его родители. В 438 г., спустя тридцать лет после смерти, честные останки св. Иоанна Златоуста были перенесены в Константинополь и погребены в храме Святых Апостолов. Это был невероятный прецедент: в данной церкви ранее погребали лишь царей, теперь же такой чести удостоился епископ . Есть все основания предположить, что причиной такого невероятного события явились не только святость жизни этого замечательного подвижника Православия и его невероятная популярность среди жителей столицы. Очевидно, здесь присутствовало также желание императора косвенно подчеркнуть особый статус Константинопольского патриарха, авторитет которого несколько упал после Вселенского Собора в Эфесе. И сделано это было в пику стремлениям Александрийских епископов, один из которых немало сделал для ниспровержения Златоуста, чтобы приобрести высшие административно-церковные полномочия на Востоке. После обретения святых мощей царь вместе со всем народом молился у раки св. Иоанна Златоуста о прощении своей матери, у которой не хватило сил и решимости отстоять Святителя от врагов. Трудности и проблемы в церковной и политической жизни обрамлялись некоторыми новыми разочарованиями, которые ждали императора уже в семейных отношениях. Конечно, св. Феодосий, как любой император и почти любой мужчина, жаждал наследника, но Бог не даровал его. Царь даже направил послание в Египет, в пустыню Скета, чтобы выспросить у святых отшельников, почему он до сих пор не имеет наследника своего царствования. Ответ удручил его: «Бог не дал тебе мужского потомства, чтобы оно не стало дурным». Привыкнув полагаться во всём на Божью волю, император и императрица с тех пор отказались от супружеских отношений и жили в приличествующем целомудрии 606 . Но это был не единственный неприятный эпизод из семейной жизни: рано или поздно должен был встать вопрос о том, кто является полноправным правителем Восточной империи. Надо сказать, что св. Евдокия тоже была деятельной женщиной, как и св. Пульхерия, и наличие двух центров власти в столице мало удовлетворяло её, тем более, что по активности муж заметно уступал сестре, а св. Пульхерия вовсе не собиралась уступать своих позиций по управлению государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митрополита Филиппа, патриархов Иова и Гермогена, печальников и страдальцев за землю русскую. Благовременным и благонадежным находил он собрание и упокоение нетленных мощей их в соборном храме Кремля московского Успения Богородицы. Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговейному, который неоднократно видением во сне св. Филиппа, повелевавшего перенести в Москву его мощи, и сам уже приходил к мысли перенести их в Успенский собор. Составлен был немедленно собор, которому царь объявил свое желание перенести в Успенский собор мощи свв. Филиппа, Иова и Гермогена, и который с благодарностию и радостию просил царя поспешить исполнением благочестивого желания. Тело патриарха Гермогена, почивавшее в Чудовом монастыре, тогда же перенесено было в Успенский собор и поставлено поверх земли близ шатра над ризою Господнею. В Старицу за мощами патриарха Иова отправлен с многочисленною свитою митрополит ростовский и ярославский Варлаам. В Соловецкий же монастырь за мощами святителя Филиппа царь назначил отправить самого Никона, как первого внушителя мысли о перенесении мощей его, тем более, что Никон и сам был пострижен в монашество в Соловецкой обители. В свите Никона были из ближайших к царю придворных вельмож князь Хованский, дьяк Леонтьев и другие. Никону вручена была царем грамота, которую он должен был прочитать в Соловецком монастыре пред мощами святителя Филиппа. Замечательна эта грамота к почившему, как бы к живому, по тому духу смирения, с которым неповинный царь умоляет мученика простить согрешения предка его, и в знаменование сего прощения даровать Москве святыя мощи свои с присущею им благодатию молитвенного предстательства за землю русскую и чудодейственного хранения столицы царства. С сею грамотою, напоминающею собою другую подобного же содержания, которую некогда греческий царь Феодосий отправил в Команы к мощам св. Иоанна Златоустог о (сосланного туда и там преждевременно скончавшегося по настоянию матери царя Евдоксии), когда заблагорассудил перенести их из Коман в Константинополь, Никон торжественно отправился в Соловецкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Чет. Минее Житие, списанное от ученика его Михаила монаха. (Lat. ар. Baroninm а. 795–826. Vita auct. Nancratio in Auctar. n. v. Combefis. р. 833. Fabr. X. 435). Март. Р. 12 ноября. Мес. В. В службе канон Феофана. Перенесение мощей его 26 янв. Св. и блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Преставился в 1484 году. В службе два канона. Обретение мощей его 18 авг. 12 Св. Иоанна милостивого, патриарха Александрийского. Кипрянин, сын правителя острова и по воле родителя – супруг. По смерти детей и жены, сделался отцом нуждающихся, а вскоре, по желанию жителей Александрии, их патриархом. Скончался в 620 году на своей родине, куда заставили его удалиться Персы, овладевшие Египтом. Патриаршествовал около 10 лет. В Чет. Минея Житие, описанное от Леонтия, еп. Неапольского (в Кипре) и от Метафраста сокращенно. (Latine utraque in Atis SS. 23 jan. Or. Chr. II col. 443). Мес. В. Март. Р. 23 янв. В службе канон Иосифа. Преп. Нила постника. Ученик Иоанна Златоустог о, Константинопольский епарх, с согласия жены отшельник Синайский с сыном Феодулом. Скончался между 450 и 456 годами. Чет. Минея. (Fabr. X. 3). Март. Р. В службе канон Феофана. Св. пророка Ахии. Из Силома. Пророк времен Соломона и его преемников. Пролог. ( 3Цар. 11:29 и следд. 14:2 и следд.) 13 Св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого. Родился в Антиохии в 354 году, поставлен архиепископом Константинополя 26 февр. 398 года, заточен 20 июня 404 г. Скончался 407 года 14 сент., 53 лет. Мощи его перенесены в Царьград в 438 году. В Чет. Минее Житие, собранное от Георгия, архиеп. Александрийского, от царя Льва Премудрого, от Метафраста, от Никифора Каллистова (кн. 13), от Сократа Схоластика (кн. 6), от Ермиа Созомена (кн. 8) и от прочих достоверных историков. Христ. Чтение 1821 г. Act. SS. 14 senm. Fabr. VIII. 454. Ap. Surium 27 jan. vita Metaphrastea). Мес. В. Март. Р. 27 янв. и 14 сент. Преставление Златоуста 14 сентября, перенесение мощей его 27 января. В соборе трех святителей 30 янв. В службе канон Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Второе, молю тебя приити сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, нанесенное тебе нерассудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас общниками творит его злобы; хотя я и неповинен досаждению твоему, но гроб прадедний присно убеждает меня и в жалость приводит, что от того изгнания и до днесь лишаешься твоей святительской паствы царствующего града. Сего ради преклоняю царский свой сан пред тобою за согрешившего, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием, да подашь ему прощение и да все уразумеют, что ты к нему мирен, ради благодати твоего к нам пришествия и пребывания во святой, соборной и апостольской церкви. Сего ради молю тебя о сем, о, священная глава и честь моего царства! Преклоняюся твоим честным мощам, да пришед, простишь оскорбившему тебя напрасно, ибо и он тогда раскаялся о содеянном. За его покаяние и нашего ради прошения прииди к нам, святый Владыко, и благодать Божия, ради святых твоих молитв, в нашем царстве присно изобилует» 1600 . Необычайным и умилительным торжеством сопровождалось шествие св. мощей от Соловецкой обители до Москвы. Особенно торжественно было сретение их в столице – при стечении многочисленного народа, духовенства и царя, с крестным ходом. Так, о перенесении мощей св. Филиппа митрополита сам царь Алексей Михайлович в 1652 году 3 сентября писал 1601 : «Якоже древле царю Феодосию Бог даровал возвратить мощи Иоанна Златоустаг о, так и нам Бог даровал возвратить мощи целителя Петра и втораго Павла проповедника и втораго Златоуста – великаго пресветлаго солнца – Филиппа, митрополита Московскаго и всея России чудотворца. И мы, Великий Государь со всем освященным собором, и с боляры, и со всеми прав. христианы, встретили и приняли их на свои главы с великою честию. И как мощи поставили на лобном месте, все прослезились: пастырь, гонимый напрасно, возвращается и грядет на свой престол! И стоял десять дней среди церкви для молящихся и во все десять дней безпрестанно с утра до вечера звонили, как на Св. неделе, так и те дни радостны были. От мощей были многим исцеления. А как принесли его в соборную и апостольскую церковь и поставили на престоле его прежде бывшем, кто не подивится сему, кто не прославит и кто не прослезится, видя изгнаннаго вспять возвращающагося и зело с честию приемлема? Где гонимый и где мздоослепленные очи, где хотящий власть восприяти гонимаго ради? He все ли зле погибоша, не все ли исчезоша вовеки, не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего, царя и великаго князя Ивана Васильевича всея России, и там месть вечную приимут, аще не покаялися? О, блаженны заповеди Христовы! О, блаженна истина нелицемерная! О, блажен воистину и преблажен, кто исполнил заповеди Христовы и за истину от своих пострадал!».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сам Аркадий и богатые люди империи начали возводить на свои средства величественные христианские храмы. Аркадий построил в Константинополе церковь св. Иоанна ; в егип. пустыне, в окрестностях Мареотиды, он воздвиг в честь св. Мины базилику, руины которой были обнаружены в нач. XX в. (см. Абу-Мина). Руфин, которому принадлежал дворец в предместье Халкидона , построил здесь храм и монастырь в честь святых апостолов, куда были перевезены из Рима многочисленные реликвии и призваны египетские монахи. Перенесения мощей тех или иных святых в Константинополь и его окрестности, представлявшие собой грандиозные церемонии с участием императора и двора, стали важной частью общественной жизни столицы. Так, в 398 г. свт. Иоанн Златоуст присутствовал при перенесении мощей св. Фоки, в 406 г. состоялось перенесение мощей прор. Самуила . Среди инициатив по распространению Христианства за пределы империи в эпоху Аркадия была миссия Маруфы, еп. Майферкатского (Мартиропольского), проповедовавшего в Месопотамии , принадлежавшей Сасанидскому Ирану. По поручению Аркадия он прибыл ко двору шаханшаха Йездигерда I , у которого он добился такого доверия, что смог восстановить Персидскую Церковь, почти уничтоженную в гонения при Шапуре II . Маруфа собрал мощи многочисленных мучеников в своем Майферкате , названном им «городом мучеников» (греч. Μαρτυρπολις). В отношениях двора со свт. Иоанном Златоустом произошел разлад, поскольку святитель, обличавший нравы знати, задевал юную императрицу, вызывал недовольство столичных клириков и зависть Александрийского патриарха Феофила I . Аркадий не препятствовал осуждению и низложению свт. Иоанна с Константинопольской кафедры, утвердив решения Собора «при Дубе» , созванного в 403 году по инициативе императрицы Евдоксии и возглавленного Феофилом Александрийским. После происшедшего из-за удаления Иоанна народного возмущения Аркадий был вынужден пригласить его обратно в столицу, однако вскоре Иоанн вновь оказался в ссоре с двором и был осужден новым Собором. 20 июня 404 г. Иоанн добровольно предался властям и был отправлен в ссылку. Епископом Константинополя стал Арсакий . Приверженцы Иоанна не признали его, и против них власти проводили репрессивные меры, несмотря на то что императрица Евдоксия вскоре умерла.

http://drevo-info.ru/articles/20886.html

Посольство царское с честными мощами Иоанна Златоуста немедленно двинулось в обратный путь из Коман в столицу. В высокой степени торжественно и величаво было это обратное шествие святителя в его кафедральный город. Все громадное расстояние от Коман святые мощи несла на руках волна народная, все больше и больше нараставшая, увеличивавшаяся. Когда грандиозное шествие приблизилось к Босфору, то воды его, как и прежде, при возвращении Златоуста, ожили, украсились несчетной флотилией лодок, судов, переполненных православным людом, с яркими факелами в руках и с восторженными кликами и хвалебными гимнами святителю на устах. Великолепная яхта императорская приняла на себя дорогую, всеми страстно желанную и восторженно сретаемую святыню; и плавно понеслась она по водам словно замершего и в умилении притихшего пролива к столице. А тут, на берегу, был весь Константинополь, с императором и царской семьей во главе. Святые мощи перенесены были во храм и поставлены в середине, на архиерейском амвоне, где прежде так часто отверзались златые уста почившего и откуда, можно сказать, во весь свет и на все времена гремели златые его слова. Император снял с себя пурпуровую императорскую порфиру и благоговейно покрыл ею святые мощи, а сам со своей сестрою, царевною, поверглись пред мощами на колена. Обливаясь слезами, вслух и всенародно, император испрашивал у незлобивого святителя прощения родителям своим, Аркадию и Евдоксии, которые принесли святому страдальцу столько скорби и огорчений... Потом, пред опусканием мощей в уготованную около престола раку, архиепископ Прокл приподнял главу святителю на вид всему народу, и все, вместе с архиепископом, восторженно и громогласно восклицали: «Святейший отец наш, приими опять святой престол твой!» Весь народ в великом религиозном экстазе плакал, духовную радость и ликование христиан при этом нельзя передать никакими словами. Прошло 1500 лет с той поры. И вот ныне весь мир крещенный снова оглашается праздничным ликованием во имя Златоуста. Сознанию каждого из нас предстоит, как воскресший из тьмы веков, в дивном величии и обаятельном ореоле великий святитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010