8. Тогда рех: се прииду. Тогда—когда? Когда Ты не восхотел законных жертв. Ибо в то время сказал я: Отец! Пришел час, прославь Твоего Сына (Иоан:17,1). Ибо это: вот я иду—значит: как Ты видишь, вот Я готов . Слова Феодорита : Первому Христу надлежало сказывать наше (слово) и в себе показать образец того, что должно быть производимо нами. Так первый Он пришел ко крещению, показывая нам благодать крещения; так умыл ноги ученикам, предложив первый пример смиренномудрия. Для той же цели и Иоанну сказал: оставь ныне. Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Дидим это—вот я иду—относит к лицу церкви. В главизне книжне (небольшой главе книги) писано есть о Мне. Евреи книгами называют (целые) писания, а (небольшими) главами, свитки (листов), как в сем месте: сын человеческий! съешь свиток этот (Иез.3,1); ибо тогда древние писали на сверточных, а не на четвероугольных листах, как пишем теперь. Итак, Христос говорит, что в главе книги написано о Мне. Под книгою разумеет— пророческую, то есть, что пророки прорекли о воплощении Моем. То же самое сказал Господь после иудеям: если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, ибо он написал о Мне (Ин.5, 46), и другое подобно тому Некто безыменный говорит, что книга значит целое Пятикнижие Моисеево, а глава Пятикнижия—книгу Бытия, как начало его, в которой и написано касательно Исаака то, что относится ко Христу. А другие под небольшою главою разумеют начало Евангелия Иоанна, как повествующее о безначальном рождении Сына, или начало Евангелия Матфея, как излагающее о временном рождении Христа по плоти. А Ориген называет главою книги все законное Писание. Ибо все (Писание) главным своим предметом имеют предсказание о Христе. 9. Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех. Как то, говорит, что относится к Моему вочеловечению, предузнано и предсказано пророками: то посему Я восхотел исполнить волю Твою, Отец мой. А воля Отца есть заклание Сына Его по плоти за спасение людей. Об этом и Сам Христос сказал после: ибо Я сошел с неба не для того, чтобы исполнить волю Свою, но волю Пославшего Меня (Иоан.6, 38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

9. Первые ученики Иисуса Христа и первое Его чудо (Ин. 1:19–51, 2:1–11; Мф. 4:13–25) После Своего крещения Иисус Христос однажды опять пришел на Иордан к Иоанну. Иоанн, указывая на Него народу, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет       на Себя грехи мира», (т.е. Тот, Кто, как кроткий и невинный агнец, приносит Себя в жертву за грехи мира). Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Этот есть Сын Божий». На другой день, опять услышавши от Иоанна, что Иисус есть Агнец Божий, – Мессия, два ученика его,       Андрей и Иоанн,       оба бедные рыбаки, пошли за Иисусом. Это и       были первые ученики Христовы; из них Андрей, как первый шедший за Иисусом, как бы первый позванный им, называется Первозванным. Андрей пошел за своим братом Симоном, тоже рыбаком, и сказал ему, что они с Иоанном нашли Мессию Христа, и привел его к Иисусу, Который дал ему имя Петр, что значит «камень». Вместе с этими тремя учениками Господь пошел в Галилею; они встретили рыбака галилейского Филиппа, и Спаситель сказал ему: «Иди за Мной». Филипп пошел и скоро привел ко Христу Нафанаила, прозвищем Варфоломея, сказав ему, что они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки: «Это Иисус из Назарета». Нафанаил сперва не поверил Филиппу, воскликнув: «Может ли быть что доброе из Назарета?» Но Филипп сказал ему: «Пойди и посмотри». Нафанаил пошел и, после первых же слов Спасителя уверовав в Него, воскликнул: «Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». В Галилее Спаситель совершил Свое первое чудесное дело, которого человеческими силами сделать нельзя, или чудо. В маленьком городке Кане была свадьба, на которую были позваны Пресвятая Дева Мария и Иисус со Своими учениками. Во время брачного стола недостало вина. Мария, видимо пожалев бедных людей, сказала Сыну: «Вина у них нет». На это Он ответил: «Еще не пришел час Мой», то есть не настало еще время совершать чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

В. Навсегда ли прекратилось видимое пребывание Спасителя с нами на земле? О. Нет. Господь в Евангелии не раз обещал придти во второй раз на землю. И при самом вознесении Его от земли на небо ангелы сказали апостолам: «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как видели вы Его восходящим на небо». ( Деян. 1, 11 ). В. Второе пришествие Господа таково ли будет, как первое? О. Нет, в первый раз он приходил в уничижении, родился в вертепе, жил, как последний бедняк, не имея, где главу приклонить. Во второй же раз Он придёт так, как и вознёсся, ВО СЛАВЕ, и все святые ангелы с Ним, и КАК ЦАРЬ, ВОЗСЯДЕТ НА ПРЕСТОЛ СЛАВЫ СВОЕЙ ( Мф. 25, 31 и след.). Так и цель пришествия Его будет другая. В первый раз пришел Он ПОСТРАДАТЬ и, основав Свою Церковь , дать в ней СПАСЕНИЕ всем, кто уверует в Него. Во второй раз Он придёт «СУДИТЬ живых и мертвых» – для воздаяния каждому по делам его. «Грядет час, – сказал Сам Господь, – в который все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскрешение жизни, а делавшие зло в воскрешение осуждения». ( Ин. 5, 28–29 ). В. Как будем мы судимы на Страшном Суде Христовом? О. Совесть каждого человека откроется, как бы обнажится перед всеми, и обнаружатся тогда не только все дела, какие кто сделал во всю свою земную жизнь, но и все сказанные нами слова, и вообще всё то, что мы накопили в своей душе, живя на земле. «Говорю вам, – сказал Господь, – что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься ( Мф. 12, 36–37 ). 32 В. Скоро ли придёт Господь судить нас? О. Сие неизвестно, ибо Он Сам говорил, что придёт неожиданно, как ВОР НОЧЬЮ, и застанет людей неподготовленными и беспечными, как потоп при Ное и гибель Содома и Гоморры при Лоте. И потому нам, верующим, Он заповедал жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Его ( Мф. 24, 36 и далее). Изобразив это наглядно в притче о 10 девах, Он закончил её словами: «итак бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий придёт» ( Мф. 25, 1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

в поздний час субботы, ко гробу – не с благовониями (для этого еще не настало время), но только посмотреть гроб. Вот первый приход святых и достойных жен, о которых рассказывает евангелист Матфей. Когда они пришли ко гробу, вдруг произошло землетрясение – в то именно время, когда ангел отвалил камень от гроба и сел на нем. Господь уже воскрес в то время. В самом деле, евангелист не сказал, что когда отвален был камень, тогда Спаситель вышел из гроба, но что ангел отвалил камень и сидел на нем. Ведь тело Господа уже просияло тогда нетлением и Он, как Бог , вышел из гроба, еще когда на нем лежал камень, точно так же, как в вечер дня Господня вошел к ученикам Своим при закрытых дверях ( Иоан. 20:19 ). Две эти женщины, именно Пресвятая Дева Богородица и Мария Магдалина, со страхом и радостью великою пошли возвестить апостолам, что Господь воскрес, как сказал им ангел, и чтобы они шли в Галилею, где увидят Его. На пути встретились они с самим воплощенным Богом Словом. И когда Он сказал им: «радуйтесь»! – они упавши обхватили ноги Его и поклонились Ему, Господь не запретил им прикасаться к Нему (потому что они видели Его в первый раз), но, напротив, ободрил их словами: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» ( Мф. 28:9–10 ). 2 . Этот рассказ о женах мироносицах принадлежит евангелисту Матфею. Женщины пошли к ученикам и передали им и бывшим с ними слова ангела и слова Господа и то, что они Его видели; и не только это, но и рассказали, что они поклонились Ему. Но ученики Господа от сильной и невыразимой скорби, овладевшей ими после Его крестных страданий, не могли даже и слушать их. Относительно Марии Магдалины я думаю, что они даже и внимания не обратили на ее слова, относительно же Матери Господа, ввиду уважения к ней и благоговения перед ней, они решили между собою, что чрезмерная скорбь помутила ее ум и породила у нее расстройство и зрения, и слуха, и осязания. Чистая и просвещенная душа Девы, твердо убежденная в том, что она видела и осязала, замкнулась в себе, не вступая ни в какие пререкания с учениками; ко гробу она уже более не пошла, непоколебимо уверенная в том, что она там видела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евангелисты Матфей и Марк опресноками называют здесь Пасху, потому что во время Пасхи с мясом агнца вкушали и опресноки; от этих-то опресноков и Пасха называлась Опресноками. Это подтверждает и Лука ( Лк.22:1 ), говоря: «приближашеся же праздник опресноков, глаголемый Пасха». А первым опресночным днем называют день, предшествующий Пасхе, т.е. тринадцатый день месяца, и пятый – седмицы, называя его первым днем Опресноков, как предшествующий опресночным дням Пасхи. И об этом ясно свидетельствует Иоанн ( Ин.13, 1 ), говоря: «прежде же праздника Пасхи, ведый Иисус, яко прииде Ему час» и т.д. Тот день, который Матфей и Марк назвали первым днем опресночным, у него назван днем пред праздником Пасхи. Но об этом пока довольно. А что относительно этого дня, т.е. тринадцатого дня месяца и пятого – седмицы, Марк ( Мк.14, 12 ) сказал: «и в первый день опреснок, егда Пасху жряху», а Лука ( Лк.22, 7 ): «прииде же день опресноков, в оньже подобаше жрети Пасху», то слова: «егда Пасху жряху» и «в оньже подобаше жрети Пасху» относи не к дню, предшествовавшему Опреснокам, а к самому опресночному дню, потому что не в тринадцатый, а в четырнадцатый день закалали агнца, согласно с законом: «в первом месяце в четвертыйнадесять день месяца, между вечерними, Пасха Господу» ( Лев. 23:5 ), «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца, вечером Пасха Господня». Но если Пасха закалалась вечером, то почему день этот называют Пасхой и Опресноками? Потому что иудеи обыкновенно вечер соединяют с предшествующим ему днем, и потому от вечера Пасхи и Опресноков и самый день, предшествующий ему, называют Опресноками. Почему также о тринадцатом дне месяца Лука ( Лк.22, 7 ) сказал: «прииде же день опресноков»? Потому что слово: «прииде» ( ηλθε) значит и «приближался»; в этом значении он и употребил его. Следует знать, что хотя начинали есть опресноки в четырнадцатый день месяца, но праздник совершали в пятнадцатый день, так как закон говорит: «в пятыйнадесять день перваго месяца праздник опресноков Господу» ( Лев. 23, 6 ), «в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Жениха, братья, возлюбим, своей свои украсим, в добродетелях сияюще и вере правой, да яко мудрыя Господни девы, готовы внидем с ним на браки: Жених бо дары, яко Бог, всем подает нетленный венец. Будем чаще молиться об этом венце нетления, который получат добрые и верующие в Царстве небесном. Притча о талантах «Сын Человеческий, – сказал Господь, – поступит на страшном суде, как один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил своим рабам свое имение. Одному рабу он дал пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему – один. Господин этот был мудр и раздал свои деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутствия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов. Тот, который получил два таланта, сделал также и выработал другие два. А получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец возвратился господин и потребовал у своих рабов отчета в деньгах, которые он им оставил. Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: «Господин! Пять талантов ты дал мне, другие пять талантов я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего». Точно также и получивший два таланта принес другие два, приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу. Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле, вот тебе твое». «Лукавый раб и ленивый! – сказал ему господин. – Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью». Потом он обратился к другим рабам и сказал: «Возьмите у него талант и дайте тому, у которого их десять, а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов». В этой притче Иисус Христос сравнивает Себя с господином. Кто же рабы? Это – все мы. Деньги, которые раздал господин своим рабам, все те качества и способности, которые дает нам Господь: ум, память, силы души и тела, здоровье, богатство. Все это мы должны употреблять на добрые дела для исполнения воли Божией. Мы не должны зарывать свой талант в землю, то есть не должны губить свои способности и силы в лености и грешных удовольствиях. А сколько людей, которые так поступают! Сколько детей, которые имеют все средства к учению, а ленивы и невнимательны, которые могли бы быть благочестивыми и добрыми, а ведут себя дурно! Сколько взрослых, которые могли бы угодить Богу, помогая своим семействам, и которые губят в грехах и ум, и здоровье, и время! Сколько богатых, которые во зло употребляют свое богатство! Как страшно подумать о наказании, которое ожидает ленивых и неверных рабов! Но пока еще не настал час нашей смерти, каждый из нас может исправиться.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

И далее мы читаем: Мф.20:2 . «и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой». Сир.17:26 . «День», отведенный каждому работнику, – это человеческий век, динарий – предназначенная награда, уготованная каждому человеку от сотворения мира. Сказано: «По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их». То есть Бог разделил времена и периоды как для отдельно взятого человека, так и для целых народов, и для всего человечества в плане Своего домостроительства. Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). В рассматриваемом повествовании (притче) мы видим пять периодов-призывов ( Мф.20:1, 3, 5–6 ), которые указывают и на пять заветов, заключенных Богом с человечеством. Первый завет был заключен с Адамом, второй – с Ноем, третий – с Авраамом, четвертый – с Моисеем, и пятый, он же и последний, – Новый Завет (Евангелие). Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Есть такие, которые объясняют эту притчу… Они представляют (volunt), что в первый час посланы были в виноградник Адам и другие патриархи до Ноя, в третий час – сам Ной [и другие] до Авраама и данного ему обрезания; в шестой час – от Авраама до Моисея, когда дан Закон ; в девятый – Моисей и пророки; в одиннадцатый – апостолы и народы языческие, которым все завидуют » 132 . Можно отнести число пять и к разным возрастным периодам в жизни человека. Тот же блаженный Иероним пишет: «Мне кажется, что делатели первого часа Самуил и Иеремия, и Креститель, которые вместе с Псалмопевцем могут сказать: “…от чрева матери моей Ты – Бог мой” ( Пс.21:11 ). А делатели третьего часа  – это те, которые начали служить Богу с юношеского возраста (a pubertate); делатели шестого часа это те, которые взяли на себя иго Христово в зрелом возрасте, а девятого – те, которые [начали] в возрасте, склоняющемся к старости. Затем делатели одиннадцатого часа это те, которые [начали] в глубокой старости. И, однако, все получили одинаковую награду, хотя труд их был различен » 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И скажите хозяину  дома: Учитель говорит  тебе: где комната, в которой бы Мне  есть пасху с учениками  Моими? И он покажет  вам горницу большую  устланную, там приготовьте (Лк. 22, 12). Помещение для Тайной вечери было особым, апостолы собрались не в какой-то случайной  комнате, а в лучшем помещении, что могли позволить Христос и Его ученики, в устланной горнице . Когда Господь воплотился, у Него не было места на земле, где бы Он мог приклонить Свою главу. События Его рождества проходили в самых скромных условиях: первый этап Своей земной жизни Он провел в яслях, предназначенных для скота. А Тайная Вечеря, первая Божественная литургия, происходила в совершенно других, гораздо лучших условиях. Даже одежда Спасителя на этой Вечере была особенной. Евангелист Иоанн упоминает о том, что после распятия Иисуса Хрита , солдаты хотели разделить Его одежду на четыре, но решили бросить жребий, поскольку было жалко ее разрезать: «Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью (Мк. 14, 17). В назначенный час все собрались  в Сионской горнице. Господь  Иисус Христос вошел в комнату для  трапезы со Своими учениками – апостолами. К  началу вечери все апостолы были в сборе, а еда стояла на столе. Сначала Спаситель помыл ноги апостолам. У евреев омовение ног гостям было обязанностью слуг. Помыв ноги ученикам, Господь показал, что Он пришел в этот мир ради жертвенного служения ближнему, что не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных учеников Христовых. А если бы кто-то из апостолов опоздал на Тайную Вечерю, то остался бы не только без важного назидания, но и с грязными ногами! И когда настал час, Он возлег и двенадцать Апостолов с Ним (Лк. 22, 14). Во  время вечери  по Сионской горнице  никто не расхаживал, никто не приходил и не уходил, а также не забегал  на минутку, чтобы «поставить свечку». Все было, по слову апостола Павла, «благообразно и по чину» (I Кор. 14, 40). Следует отметить, что на Тайной вечере Господь Иисус Христос знал всех лично, и все знали Его и друг друга. Такая сплоченность и духовная близость людей не прекращалась все первые века христианства, особенно это чувствовалось на евхаристических собраниях, то есть на литургиях. «Они [христиане] постоянно пребывали… в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее» (Деян. 2: 42, 44). На Тайной вечере действительно было общение, была первая христианская община, первый приход.

http://pravmir.ru/chto-nam-govorit-evang...

Из этого сказанного самым очевидным образом обнаруживается, что не только мы не должны сомневаться в том, квасным или бесквасным был хлеб таинственной вечери, но и необходимо должны признать, что он был квасный. Но о первой из твоих посылок довольно, а опять перейдём к остальным, по порядку. Впрочем, уже и вторая расшатана, когда ниспровержена первая, от которой зависит. Ибо принимая, что значение слова " хлеб " обоюдно, она навлекала сомнение из наведений по сему значению; а когда речь наша прогнала сию двусмысленность, и в противность твоему мнению представила несомненность, то я уверен, ты сознаёшь, внимательно рассуждая, что весь строй речи у тебя покоится на гнилом основании. Однако же рассмотрим её и саму по себе. Был день опресноков, говорит, и это показывают Евангелия. Сам я очень бы желал узнать это, и как в Евангелиях указывается. У Матфея, говорит, так. " В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу, говоря Ему: где велишь приготовить Тебе пасху? " (Мф.26:17). А у Марка: " И в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдём и приготовим " (Мк.14:12). У Луки же: " настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху " (Лк.22:7-8). Тогда же была и вечеря. Потому что говорит: " когда настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками " (Мф.26:20). И немного дальше: " И когда они ели, Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и раздал ученикам, и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое " (ст.26). Так говорят Матфей и Марк (Мк.14:17,18,22). Да и Лука говорит: " когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания " (Лк.22:14-15). И вскоре: " и взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание " (ст.19). Это, конечно, знаю, речения Евангельские; но если допустим, что день, в который была Владычня вечеря, был одним из семи дней, в которые определялось ядение опресноков, первым именно, то не знаю, как признать согласие у первых трёх Евангелистов и с самими собой, и с истиной, и особенно с Иоанном Богословом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мк. 14, 30). Поэтому, Евангелист Марк, повествуя об отречении Петра, отмечает подробность о том, что после первого же отречения во дворе Каиафы петух пропел в первый раз, а после третьего — во второй раз. Конечно, эта подробность, имеющая существенное значение, не могла быть забыта Петром. Итак, Петр отрекся уже один раз от Христа; и тотчас же, как бы в напоминание ему о предсказании Иисуса и в предупреждение дальнейших отречений, раздался первый, полночный крик петуха. Но Петр, по-видимому, не обратил внимания на это предостережение, так как тотчас, при выходе его за ворота, другая служанка подошла к нему и, обращая на него внимание стоявших у ворот людей, сказала: и этот был с Иисусом Назореем (Мф. 26, 71). Все присутствовавшие при этом обратились к Петру с испытующими взорами; он не выдержал их; страх обуял его, и он не только вторично отрекся от Иисуса, но даже с клятвой стал уверять всех, что не знает Сего Человека (Мф. 26, 72); он даже не назвал Его по имени. Вероятно, клятвенные уверения Петра подействовали на его обличителей: они оставили его в покое, и он, спустя некоторое время, увлекаемый страстным желанием знать, что делается с его Учителем, опять вошел во двор и уселся у костра. По сказанию Евангелиста Луки, прошло с час времени (Лк. 22, 59) после второго отречения; по словам же Евангелистов Матфея (Мф. 26, 73) и Марка (Мк. 14, 70), немного спустя началось третье его отречение. Петр, как уроженец и житель Галилеи, говорил на галилейском наречии, которое резко отличалось своей грубостью и неправильностью произношения некоторых звуков и даже целых слов от того арамейского наречия, на каком объяснялись тогда жители Иудеи. Все сидевшие у костра служители первосвященника говорили, конечно, об Иисусе и, вероятно, повторяли внушенное им раньше их господином мнение о том, что Мессия должен прийти из Вифлеема, а не из Назарета Галилейского, и что Иисус как Галилеянин не может быть даже пророком. Говоря о Галилее, не могли не обратить внимания и на Петра, своим наречием явно выдававшего себя за галилеянина; вспомнили раньше возбужденное подозрение, не ученик ли он Иисуса, и стали говорить ему: «Хотя ты и клялся, что не знаешь Этого Человека, но теперь мы догадываемся, что ты из Его учеников, ибо по твоему говору видно, что ты галилеянин».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010