При всем весьма хорошо сделает тот, кто, обдумав план своего будущего поведения, предложит его на рассмотрение какого-либо опытного благочестивого человека, всего ближе — на рассмотрение своего духовного отца. Весьма хорошо поступит и тот, кто, будучи в состоянии писать, положит сей план на бумагу, будет как можно чаще перечитывать его, иметь пред своими глазами и поверять им свое новое поведение.    Не излишне будет, если кто, составив себе главные правила поведения, произнесет торжественно обет поступать по ним неуклонно. Давид был не хуже нас; и однако же, для удержания себя на пути закона, прибегал даже к клятве: «кляхся, — говорит он, — и поставил сохранити судьбы правды Твоей!» (Пс.118:106)    Если вы возьмете таким образом заранее все меры к сохранению в себе следов и плодов покаяния, то можете быть уверенными, что благодать помилования, столько раз доселе принимаемая туне, теперь не будет тща в вас; вы не возвратитесь паки на прежнее, но будете идти тем спасительным путем веры, смирения и любви, на который поставят вас Святые Таинства Церкви. Аминь. 5. Слово в понедельник недели 1-й Великого поста, на часах...    Желая вам полного успеха на поприще святые говения, мы, братие, приглашали вас оставить среди сей недели, если можно, все житейские дела ваши, дабы все мысли и чувства свои сосредоточить «в едином... на потребу» (Лк.10:42). Но теперь должны пригласить вас к совершению некоторых дел именно в продолжение сей недели. Мало пригласить, хотим обязать вас к сему, и обязать под опасением: в случае непослушания, потери всего плода от подвигов и трудов ваших. Так поступим мы не по своей воле или умозрению, а по воле Того, в деснице Коего мы и дыхание наше. Ибо слышите ли глас Его? — «Егда стоите, — говорит, — молящеся, отпущайте аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших» (Мк. 11:25—26). Если и всегда такое, правило у небесного Судии, то кольми паче ныне, когда мы явимся перед Него с согрешениями всей нашей жизни! Подобным образом в другом месте говорится: «аще... принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имат нечто на тя: Остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5:23—24). Если Царь Небесный не хочет принять от нас самих никакого дара без примирения с ближним нашим: то благоволит ли дать нам Свой дар, и такой дар, как Тело и Кровь Сына Его, если мы явимся для принятия сего дара, не освободившись совершенно от всякой вражды с ближним?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

Здесь должно быть единство во многообразии, разнообразии жизни и мышления человеческого. Тот, кто хочет кушать скоромную пищу, — пожалуйста, приготовьте им. Кто хочет поститься, особенно первого января, в день праздника, то почему нет? Пусть попросит хозяев приготовить что-нибудь такое безгрешное безобидное, типа винегрета, картошечки и каши. И пусть кушает во славу Божию. Здесь нет никаких противоречий. Единство должно соблюдаться. В семье верующие и неверующие все вместе садимся за новогодний стол и во славу Божию вкушаем пищу за трапезой. — А на работе можно ли принимать участие в фуршетах, ведь на них вряд ли предусмотрена постная пища? — Я вспоминаю опыт моей матери. Она работала в Министерстве и была человеком партийным, более того, была начальником отдела. Иногда 8 марта приходилось на первую седмицу Великого поста, но она оставалась вместе с коллективом. Хотя она была верующей, не афишировала этого. И оставалась на все вечеринки, сейчас они называются фуршетами. Я ее спросил как-то, почему она не уходила, вед могла уйти. Она ответила, что без меня бы они все передрались, перепились и переругались. А когда она была вместе со своими сотрудниками, все было мирно тихо и спокойно, потому что ее уважали. Таким образом, все происходило во славу Божию. А если бы ее не было, возможно, был бы один грех. Повторю, главное — это не состояние желудка, а состояние души, ума и сердца. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 марта, 2024 13 января, 2024 31 декабря, 2023 29 декабря, 2023 29 декабря, 2023 27 декабря, 2023 26 декабря, 2023 24 декабря, 2023 24 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svoboda-ot-grexa-zadac...

   Как и чем возблагодарим? — Неукоснительным и верным употреблением сих самых средств к своему спасению. Говоря таким образом, мы не предполагаем, братие, чтобы кто-либо из вас проводил прежние Святые Четыредесятницы вовсе не по-христиански; тем паче чтобы кто-либо из вас намеренно удалялся Святых Таинств Церкви: напротив, мы полагаем, что каждый из вас каждый год, притекал к святому алтарю для принятия отпущения грехов и для таинственного соединения с Господом и Спасителем своим через причащение Тела и Крови Его; думаем даже, что все сие каждый раз не оставалось бесплодным для души, и оставляло благотворный след во всей вашей жизни... Но, братие мои, несмотря на все это, позвольте предложить вам ныне один вопрос: столько раз приходя во врачебницу духовную, толикократно проходя весь курс врачевания сердечного, так много раз исходя из храма Божия, по-видимому, оправданными и исцеленными, — чувствовали ли вы, однако же, хотя единожды совершенное здравие душевное? И если чувствовали, то долго ли продолжалось сие драгоценное чувство?.. И здесь, мы не предполагаем, чтобы вы, после седмидневного говения и воздержания, вдруг сделались совершенно безгрешными (это святый удел тех, кои уже разрешились от уз плоти и крови); но вы должны были после того быть как можно свободнее от греха; в вас подобало произойти решительной перемене на лучшее; свету благодати надлежало в вашей душе быть подобно солнцу утреннему, восходить выше и выше, разогнать все облака заблуждений, иссушить все протоки чувственности, чтобы, наконец, произвесть полный день Боговедения и благочестия. Так ли было с вами? Замечали ли вы в себе, после подвига поста и покаяния, постоянное удаление от мира и приближение к Богу, ослабление и исчезновение прежних худых навыков, и вступление на их место обычаев благих и христианских? — Нетрудно отвечать на сей вопрос, если все это в вас происходило и происходит. Человек, выздоровевший от тяжкой болезни, не затруднится сказать, здоров ли он. Даже начавший только выздоравливать тотчас скажет, что он выздоравливает. А из нас, братие, не правда ли, что для многих весьма трудно отвечать на вопрос: оздравели ли они духом и совестью? Многие, напротив, принуждены с горестью сознаться, подобно древним израильтянам, что в них происходит противное: «Ждахом мира, и не бяху благая: времене уврачевания, и се, боязнь!» (Иер. 8:15). Перед каждым пощением, исповедью и причащением мы надеялись получить через них здравие душевное, и принимали сии таинства с радостью, между тем доныне остаемся те же, что были прежде: души наши хладны к добру и наклонны ко злу; прежние страсти во всей прежней и, нередко, большей силе; совесть с теми же язвами, сердце с тою же тяжестью; весь внутренний человек наш еще мертв, или крайне расслаблен. «Ждахом мира, и не бяху благая: времене уврачевания, и се, боязнь!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

   Сами чувствуете, братие, что я не переиначиваю вещей, не увеличиваю нашей вины, а изображаю дело как есть. Для чего изображаю? Для того, что теперь снова открывается курс врачевания духовного. Если пойдем безрассудно прежним путем, то достигнем и цели прежней, то есть, никакой не достигнем. Опять раны совести закроются на время с тем, чтобы после раскрыться еще больше; опять сложим тяжесть грехов, чтобы потом поникнуть под нею еще глубже. Что же наконец выйдет из такого образа действования? То, что мы, врачуясь всю жизнь, наконец, умрем во грехах наших. И для иных это несчастье еще, может быть, не так близко: они будут иметь несколько Четыредесятниц для уврачевания души своей; а для некоторых «суд уже написан» (Пс.149:9) и «судия пред дверьми» (Иак. 5:9). Я хочу сказать, братие, что как ни ограниченно число нас, теперь здесь находящихся; но, без сомнения, есть между нами такие, для коих наступающая Четыредесятница наступает в последний раз. Кто сии, обреченные жертвы смерти? Может быть, ты, слушатель, наименее теперь думающий о сем; может быть, я, возвещающий тебе сию грозную, но спасительную для всех нас истину...    Итак, братие, соединимся все ныне в искреннем желании своего спасения; вступим каждый в святое поприще покаяния так, как бы оно отверзалось перед ним в первый и последний раз. И оно точно будет для нас первым и последним, коль скоро мы в продолжение его изменимся совершенно и оставим навсегда нашу греховную жизнь. Ибо, сколько бы кто прежде не каялся, но если не исцелился доселе душою, то он исцелится теперь в первый раз. А кто получит здравие, тому, если не потеряет его, не нужно будет получать его в другой раз, а только хранить и укреплять его.    Господи и Владыко живота нашего! Врачу душ и телес наших! Ты, Который снова отверз пред нами недостойными дверь покаяния! Сам изведи нас всемощной десницей Твоей из Египта духовного рабства и введи в пустыню святого поста! Что бы ни ожидало нас в сей пустыне, мы предаем Тебе души и сердца наши: руководи нас столпом облачным, или огненным, питай манною, или напаяй меррою; токмо введи нас в Ханаан небесной чистоты и Богоподобия! Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

– Опять таки, здесь все зависит от возраста человека. Для юного человека пост ослабляется, для взрослого – можно и по всей строгости поста поститься, если есть силы. Питательной постной пищи сейчас – сколько угодно! В духовном плане нужно стараться больше молиться, почаще посещать храм, попытаться побывать на чтении Великого канона Андрея Критского в Первую седмицу все четыре раза. Постараться обязательно помолиться на Литургии Преждеосвященный Даров, причаститься несколько раз за пост, усилить и свою келейную молитву, и церковную. Положить себе за обязанность прочитать какую-то книгу духовного содержания. А в социальном плане: найти того, кому твоя помощь действительно нужна. Можно пойти в храм, предложить свои услуги. В период Великого Поста необходимо себя ограничить от телевизора и прочих пустых развлечений. – Как провести пост (в пищевом плане) человеку на многодневной вахте, с питанием в столовой? – Как кормят там, так и ешьте. Разве что можете кусок мяса иногда отдать товарищу. Но, судя по тому, что речь о многодневной вахте, предполагается тяжелая работа, возможно – в северных холодных краях, где просто необходимо полноценно питаться. фото: gettyimages.com Не нужно весь пост сводить к еде. Если нужно усиленно питаться – питайтесь. Где-то в чем-то себя ограничивайте: взрослый человек может подобрать себе ограничение. Усиливайте свою молитву, чтение Священного Писания, посещение храма. Если у вас по месту несения вахты нет храма, молитесь келейно. – У нас дома пост никто не держит. Робкие мои намеки о том, что я собираюсь поститься были проигнорированы. Разумеется, насильно меня кормить никто не станет, но как разумнее: сразу жестко сказать: «У меня пост и я есть с вами непостную еду не буду»? Или немного поесть, чтобы не доводить до конфликта? Не хочется, чтобы кто-то знал о моем посте, но доводить до обид: «Я готовлю, а вы не едите…», – тоже не хочется. – Раз прозвучала такая фраза, «Я готовлю, а вы не едите…», то речь явно о маме. И с ней нужно поговорить: «Мамочка, родная, пожалуйста, если можно, не давай мне за едой того-то и того-то». Но главное – это мир в семье. И если мама будет расстраиваться, что дочка или сын не ест чего-то, то ради поддержания мира в семье можно и съесть что-то.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-vopros...

Известно, что было плодом и сего несчастного злоповедания: «стеня и трясыйся будеши на земли» ( Быт. 4:12 ) – сказано нераскаянному исповеднику! Несмотря на крайнее ожесточение погрязавшего во зле первобытного мира, наступление ужасной казни его потом также предварено было зовом к покаянию и исповеди. Сто двадцать лет гремел спасительный зов сей из уст Ноя, и гремел напрасно! поскольку явно стало, что никто уже не явится для принесения исповеди; то волны потопные смыли нераскаянное племя с лица земли. Перед рассеянием всех людей по лицу земли за столпотворение Вавилонское, перед истреблением Содома и Гоморры огнем небесным не было исповеди. Но почему не было? Не по недостатку в приемлющих исповедь, а по совершенному отсутствию исповедующихся. В оба си несчастнейшие случаи, Господь Сам, по свидетельству святого Бытописателя, сходил с неба видеть, точно ли грехи и нераскаянность людей превысили всякую меру долготерпения, и, без сомнения, готов был принять милостиво всякий глас покаяния. Но вместо сего гласа, услышал один вопль грехов, восходящий до небес; и потому допустил правосудию Своему поразить нераскаянных грешников. Когда Премудрость Божия нашла потом средство спасти от конечного потребления веру и благочестие, заключив откровения свои в одном племени народа израильского и оградив сей народ законом и установлениями, милосердие Божие не умедлило воздвигнуть среди сего народа священное судилище покаяния и милосердия. Перед дверьми Скинии свидения, а потом – храма, всегда было множество исповедников, кои, принося за грехи свои различные жертвы, возлагали на главу их свои руки, исповедовали над ними грехи свои, и таким образом, по силе веры в будущую всемирную за грехи людей жертву Сына Божия, принимали оставление грехов ( Лев. 4:29 ). Кроме сего, каждый год, в день очищения, при собрании всего народа, совершалось великим первосвященником таинственное исповедание грехов всего Израиля ( Лев. 16:5–28 ). При особенных случаях, являлись и чрезвычайные лица для принятия исповеди: так, пророк Нафан послан был Самим Богом обличить Давида, и, по принятии от него исповеди, объявил ему помилование от лица Божия; так, Ахаав принес покаяние и исповедь перед пророком Илиею ( 3Цар. 21:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   Таков и ныне путь апостолов и путь Иудин!    Пред вами оба пути: и один какой-либо непременно избрать должно! «Иже несть со Мною, на Мя есть», — сказал Сам Господь (Лк.11:23).    Итак, с кем вы? С кем, не здесь и теперь в храме, а там, где встретит вас искушение; где, может быть, надобно будет или приять честь и богатство неправедные, или идти на крест за правду?.. Но, вы уже избрали, что должно; каждый из вас сказал: я не дам Тебе лобзания Иудина! Смотрите — не давайте же сего адского лобзания! Иначе оно будет некогда жечь уста и сердце ваше пламенем адским!    Каждый из вас обещал исповедывать Господа, подобно благоразумному разбойнику: смотрите — исповедайте же! В случаях к сему не будет недостатка; ибо мир и теперь тот же, что был прежде: весь во зле лежит и к злу всех влечет.    Стойте же мужественно против сего зла и в себе, и в других! Не возвращайтесь на прежнее! Благоразумный разбойник, если бы ему удалось сойти с креста живым, без сомнения, посвятил бы всю остальную жизнь Господу, и соделался бы ревностнейшим из учеников Его.    Посвятим и мы все остальное время жизни нашей Ему же Всеблагому, дабы в час смерти услышать от Него: «днесь со Мной будеши в раи» (Лк.23:43)! Аминь. 20. Слово в субботу недели 1-й Великого поста, на вечерне...    Наконец поприще святого говения вами окончено! За малый подвиг лощения и молитвословий вы прияли отпущение грехов, а ныне удостоились причаститься самого Пречистого Тела и самой Животворящей Крови Господа!.. Видите ли теперь разность служения миру и Богу? Чувствуете ли, как благ Господь к кающимся грешникам? Многие из вас долго блуждали на стране чуждой, служили со всем ослеплением богам иным: а Он, при малом обращении вашем к Нему, приял всех вас как чад, облек одеждой невинности и ввел в светлый чертог Свой! Мир истощал ваши силы, разъедал, можно сказать, вашу плоть и кровь; а Господь Спаситель напитал всех вас собственным Телом и собственной Кровью!.. Возблагодарите же вместе с нами Господа, падите еще раз пред сим престолом славы и любви Его; изреките снова обет быть верными Ему до смерти, и поспешите оправдать веру свою чистой жизнью! Пусть мир узнает, что вы не напрасно расставались с ним, что вы не безплодно провели здесь время, что вы точно были во врачебнице душ и сердец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

Что должны мы, братие, взять для себя в особенное назидание из сей проповеди Спасителя? То, во-первых, что вкушение Тела и Крови Его не есть что-либо для нас неважное, без чего можно обойтись, а нечто существенно нужное, необходимое для всех нас, такое, без чего нельзя .иметь живота вечного. А печальное событие с учениками Спасителя, так сильно соблазнившимися учением Его о Теле и Крови Своей, как о духовном брашне, должно дать знать нам, что, приступая к Божественной трапезе, всего менее должно предаваться собственным мыслям и недоумениям, а следовать прямо за словами и обещанием Господа, как бы они ни казались нам высокими и неудобоисполнимыми. Впрочем, теперь, когда мы видим, в каком виде преподается Тело и Кровь Господа, опасения капернаумских иудеев, думавших, что их будут питать телом и кровью человеческой, в собственном их виде, не могут иметь у нас и места. Истинные ученики «слова животнаго» не преткнулись, однако же, и тогда о высоту сего слова, как оно ни было невместительным для многих; Петр, на вопрос Спасителя: «Еда и вы хощете ити?» решительно отвечал за всех: «Господи, к кому идем? глаголы живота вечного имаши» ( Ин. 6:68 ). Что это был не один порыв святого чувства души, не одно мгновенное излияние любви к Учителю, показало самое дело. Ибо когда пришло время Самому Учителю от слова обратиться к делу, то есть, преподать на Тайной вечери самое Тело и самую Кровь, в учениках не обнаружилось тогда ни малейшего недоумения. Памятуя обещание Учителя преподать им сие Божественное брашно, они приняли его со всей верой и любовью, без всякого недоумения, без всяких вопросов. Это произошло, как известно, на последней вечери пасхальной, в навечерие страданий и смерти Господа. Среди многих знаменательных и трогательных обрядов сей Божественной вечери, Спаситель взял хлеб, благословил его, преломил: но, подавая его ученикам, вместо обыкновенных слов, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое!» ( Мф. 26:26 ). Больше не было ничего сказано, ибо и не было нужды говорить более; поскольку ученики знали уже твердо, что кто не вкусит сего таинственного брашна – «не узрит живота». Подобным образом, взяв по вечери чашу и подавая ее ученикам, Господь сказал: «приимите... и... пиите от нея еси: сия... есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов!» ( Мф. 26:27–28 ). Ученики, вразумленные в таинство прежде, опять в безмолвии причастились Крови своего Учителя и Господа. «Сие творите, – присовокупил Господь, – в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ), давая через сие знать, что это таинство не на сей только случай, не в знак прощания с учениками, а навсегда, в знак вечного пребывания Его со всеми верующими, «до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Узнав таким образом самую первую волю Божию о вас, вы припомните потом, как пробудилась душа ваша к сознанию самой себя, какие предметы и лица поражали ваше первое внимание, куда устремились первые желания, что вам особенно нравилось или отвращало от себя, как вы вступили в сношения с миром, с людьми, с Богом, как узнали, что добро и что зло, как то и другое оказывало над вашими сердцами свое первое действие, как потом начало то и другое выражаться в ваших наклонностях и поступках. Это представит вам умилительную картину вашего первобытного человечества и, без сомнения, вашего первобытного падения. Ибо хотя мы все приходим на свет уже со грехом Адамовым, с наклонностью ко злу, и, следовательно, уже поврежденными; но и в собственной жизни каждого есть злополучный пункт времени, с коего начинается ряд его собственных, произвольных падений, и в коем, следовательно, над каждым из нас повторяется подобное тому, что было с Адамом во время его падения. От лет отрочества вы перенесете потом внимание свое на вашу юность, и, несмотря на ветренность сего возраста, постараетесь воскресить в памяти вашей хотя бы главные черты вашего юношества; ибо это такой возраст, в коем полагается уже нами самими основание всей нашей будущей жизни, образуется наш характер, решается предварительно вопрос: что мы будем для Бога, для самих себя и наших ближних? Тут представятся вниманию: те наставники и руководители, кои на вас особенно действовали; те знания и труды, кои были вам по нраву и занимали вас собой; те лица и предметы, к коим стремилось сердце; те надежды и страхи, кои волновали вашу грудь; те грехи ведения или неведения, нагльства или уныния, коими так богата юность каждого; те наказания или награды, коими побуждаемы были первые шаги ваши на пути долга, или останавливаемы от ниспадения во глубину вольномыслия и порока. Это рассмотрение путей вашей юности изъяснит вам многое в жизни вашей; ибо здесь, большей частью, сокрывается причина, почему мы таковы, или не таковы, как должны быть в отношении к закону Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

27.03.2024 Архиепископ Одинцовский Фома навестил пострадавших и совершил панихиду по погибшим при теракте в «Крокус Сити Холле» 24 марта 2024 года архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома посетил больницу 1 подмосковного города Красногорк, в которой навестил пострадавших при теракте в концертном зале «Крокус Сити Холл». Встретившись с пациентами, владыка Фома пообщался с ними, а также передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла с пожеланиями скорейшего выздоровления и исцеления от телесных и душевных ран, вручил подарки и иконы святителя Луки Крымского, сообщает сайт Синодального отдела по благотворительности. Также архиепископ Одинцовский и Красногорский поблагодарил за усердные труды врачей и медсестер, которые в эти дни помогают пострадавшим. Кроме того, владыка Фома посетил место трагедии в «Крокус Сити Холле». Здесь, на стихийном мемориале… 26.03.2024 Соболезнования в связи с терактом в «Крокус Сити Холле» выразил Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Ростислав передал свои соболезнования в связи с терактом в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. «С глубокой скорбью узнал о трагедии, ужас которой потряс Москву в Первую седмицу Великого поста», – сказал владыка Ростислав в послании Святейшему Патриарху Кириллу, сообщает сайт ОВЦС. Напомнив слова святого апостола Иакова о том, что жизнь есть «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4. 14), архипастырь отметил, что «тем ужаснее, что различные деструктивные силы, реализующие свои мрачные и античеловеческие цели, в первую очередь стремятся нанести свой злодейский удар по этой мимолетности, насилием… 26.03.2024 Патриарх Иерусалимский Феофил III выразил глубокие соболезнования в связи с трагедией в Красногорске Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III выразил глубокие соболезнования и передал слова поддержки в связи с терактом, происшедшим 22 марта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. «С болью в сердце мы обращаемся к Вашему весьма возлюбленному Блаженству нашим патриаршим письмом, чтобы выразить Вам наши самые глубокие соболезнования и полную поддержку в связи с произошедшим террористическим бесчеловечным нападением во время проведения музыкального мероприятия в Красногорске Московской области, ставшим причиной смерти и ранения невинных людей», – сказал Иерусалимский Первосвятитель в послании Святейшему Патриарху Кириллу. Патриарх Феофил III сообщил, что усердно молится Господу Иисусу Христу, «да упокоит Он души…

http://foma.ru/tag/tragedija-v-krokus-si...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010