Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

Знаю, что вы идете к Отцу небесному, спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им, насладиться? — Ужели потому, что я грешная и достойна слёз и крайнего сожаления!.. Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения, — вы стали для Бога одною четыредесятицею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 1–13)… Итак, сын мой, поелику удостоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: приидите, наследуйте Царство Мое, которое Я уготовал вам (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 34). Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы, как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дохнули щедроты Христовы, и, как кровь твоя обагрила мое рубище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобою же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1 Цар. 2:2). Он вознёс рог верных рабов Своих и посрамил врагов. Ему подобает слава во веки». Память св. 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах на Востоке и Западе относилась в кругу праздников и памятей святых наиболее чтимых (см. Полный мес. Востока арх. Сергия, т. 1, стр. 17–19; т. 2, ч. 2, стр. 75); в состав службы им входят, по Уставу, два канона; в день памяти их облегчается строгость поста, – разрешается вкушать вино и даже елей, и предписывается непременно и неизменно совершать службу в порядке службы Предтечи с литургией преждеосвященных даров. Пострадали св. мученики в 320 году, а в 323 году император Константин сделался единодержавным во всей Римской империи. Празднование памяти 40 мучеников совершается 9 марта, но оно иногда переносится по Уставу на другие дни, именно: если оно случится в какой либо день первой седмицы великого поста, то служба мученикам правится в субботу; если случится оно в среду недели крестопоклонной, то служба правится во вторник той же недели, а равно если случится в четверг великого канона, то служба правится во вторник той же пятой недели; если же случится в субботу акафиста, то переносится на воскресенье пятой же недели поста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Слово на первой пассии вечером 2-й недели Великого поста 3 апреля 1983 г. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ) Сегодня, в соответствии с установившейся благочестивой традицией, мы начинаем постепенно готовить себя к спасительным переживаниям событий последних дней и часов земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, – к тем переживаниям, которые наивысшего напряжения достигнут в дни Великой Страстной предпасхальной седмицы. Евангельские чтения будут напоминать нам о глубочайших истинах нашей веры. Простым и ясным языком они поведают о величии искупительного подвига и вместе с тем предложат бесценные назидания, необходимые для жизни и благочестия. Вновь и вновь пред нашим духовным взором предстанет, с одной стороны, исполненное небесного достоинства поведение Богочеловека, а с другой – немощное, соблазнительное и даже преступное поведение людей, бывших свидетелями или участниками происходивших тогда событий. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит в своем соборном послании: «Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» ( 1Ин. 5:10–11 ). А в книге Откровения тот же апостол называет Господа Иисуса Христа «Свидетелем верным и истинным» ( Откр. 3:14 ). Да и Сам Спаситель, отвечая на обращенный к нему вопрос Пилата, сказал о Себе: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Ин. 18:37 ). И действительно, всей Своей жизнью, каждым словом и каждым действием и поступком Своим Господь непрестанно свидетельствовал о Триедином Боге и о том, как «возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). И какой силой любви к каждому слушателю, к каждому, кто просил Его о милосердии и помощи, дышало это Его божественное свидетельство!.. Нетрудно понять, почему во все дни Его общественного служения, до самых последних дней Его земной жизни, Он был окружен множеством людей, жаждавших приблизиться к Нему, услышать Его слово или хотя бы увидеть Его благостный, озаренный любовью Лик!

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И если мы по нашей духовной скудости не можем всегда вещать ближним нашим слово нужное, полезное, назидательное; то всемерно будем пещись о том, чтобы по нашему легкомыслию отнюдь не исходило из уст наших слово разорительное, жестокое и язвительное, лживое и обольстительное. Злоречием языка обнаруживая в себе мрачное чувство, суровый нрав, строптивое сердце, мы оскорбляем своих домашних, раздражаем посторонних, тяготим подчиненных, огорчаем равных, прогневляем высших и во всяком случае унижаем самих себя. Поскольку же и за всякое праздное слово должны будем отдать слово в день судный: то при нашей строптивости, непрестанно говоря ближним и о ближних наших слова оскорбительные, поносные, для чувства возмутительные, какому множеству подвергаем себя геенн? И потом есть о чем просить нам, Господа, чтобы Он положил хранение устам нашим и дверь ограждения о устах наших, и не уклонил сердца нашего в словеса лукавствия. Блажен человек, который устрояет словеса свои рассудительно. Кто в слове не согрешает, тот, по слову Апостола Иакова, совершен человек, может и все тело существа своего обуздать ( Иак. 3:2 ). Кольми же паче тот совершен, которого слово всегда в благодати, как поток чистый, прежде всего источает хвалу и благословение имени Божия, а о имени Божием во благовремя изливает благопотребный совет, наставление, утешение ближним своим. Подлинно – много мы согрешаем, много делаем зла и себе и ближним, когда делаем слово наше не вестником мира и благословения, но орудием хулы, осуждения, клеветы; когда часто в одно и тоже время языком нашим и благословляем Бога и Отца, и клянем человеков, братию нашу, созданных по образу Божию. Не должно быть так, братия мои, кротко и трогательно увещевает нас Апостол, не должно из одного и того же источника уст наших исходить сладкое и горькое, благословение и клятва, добро и зло ( Иак. 3:9–11 ). Нет; да не исходит слово гнило из уст наших, а только полезное для взаимного назидания в вере и благоустроении жизни, дабы оно доставляло благодать слышащим ( Ефес. 4:29 ), дабы впечатлевало в слух и сердце здравые мысли, добрые чувствования, благие намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

При возникшем разногласии у учеников, Господь вдруг восстает со Своего места, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце, препоясывается им, потом вливает воду во умывальницу, и начинает умывать ноги ученикам, и отирать полотенцем, которым был препоясан. С кого начал Господь умовение ног, из евангельского повествования не видно. Только Петр в благоговейном страхе взирал на рабское служение Господа и Божественного Учителя Своим рабам ученикам. Когда Господь подошел к нему и хотел умывать ноги у него: то он в безпредельном чувстве благоговения ответствовал: Господи! возможно ли, чтобы Ты умывал ноги у меня, Твоего раба и слуги? Господь первое обнаружение несогласия Петром хотел устранить легко тем, что он теперь не знает цели этого действия, а после узнает. Но когда Петр с видом решительным сказал: нет, Господи! этого никогда не будет: невозможно, чтобы Ты умывал ноги у меня, Твоего раба и слуги; то Господь твердым голосом сказал Петру, что, если Я не умою у тебя ног, ты не будешь иметь части со Мною. Петр, услышав это слово, с столь же пламенным чувством рабского повиновения служению Господа, с каким благоговением и отрицался от оного, сказал: Господи! умой у меня не только ноги, но и руки и главу. Пример благоговейного, но бесполезного отрицания Петра от принятия умовения послужил для прочих побуждением к беспрекословному повиновению рабскому служению Господа и Учителя своего. Он дал им почувствовать всю важность необходимости такого служения Господа для всех и каждого из последователей Его. Действительно, когда Господь сказал Петру: что если он не примет от Него служения, не будет иметь и части с Ним: то доказал, что рабское смиренное служение, показанное Им в омовении ног их, вообще относится к делу служения Его спасению человеческому, по которому Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но пришел (Мк. 10:45) Сам служить и положить живот Свой для спасения человеческого; следовательно, кто не будет участником спасительного служения Его, тот не будет оправдан от грехов, избавлен от осуждения и не получит спасения и жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

А то древо жизни, о котором говорит Слово Божие, — это Божественное начало, питавшее первых людей и долженствующее поддерживать своей благодатной энергией весь человеческий род, весь космос, все творение. Дни Великого поста даются нам для того, чтобы мы посредством вдумчивой и напряженной работы над своим внутренним миром обрели силу и способность открыть себя навстречу Божией благодати, дарующей исцеление души и тела. И да поможет нам Господь в этом спасительном делании! Аминь. О грехе праздности и добродетели трудолюбия. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (6 марта 2006 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Грех, совершенный первыми людьми, разорвал связь между человеком и Богом. Иначе и быть не могло, потому что грех есть не что иное, как сознательное противостояние Богу. Господь сотворил мир таким образом, что он может находиться в гармоничном состоянии только тогда, когда в его центре — Сам Бог. Человек же захотел себя поставить на место Бога, стать как Бог, и потому весь миропорядок, учрежденный Богом в великом акте творения, был нарушен. Человек не только разорвал свою связь с Богом — Источником жизненной энергии, но он разрушил и свои отношения с окружающим миром, с природой — таким же Божиим творением, как и он сам. Создавая мир и человека, Бог свидетельствовал о том, что все Им созданное — хорошо (Быт. 1, 31). Повествование о рае земном, в котором был поселен человек, подтверждает, что жизнь в райском саду была действительно гармоничной и прекрасной и человек пребывал в особых отношениях с окружающим его миром. Но совершённый человеком грех в корне изменил порядок жизни. И в той же книге Бытия после слов, описывающих состояние человека в райском саду, появляются иные, грозные слова — Бог, обращаясь к Адаму, говорит: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

  Слово в первую субботу Великого Поста О причастии Святых Христовых Тайн   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с великой милостью Божией - первым причастием Великого Поста. Нам дано это от Господа незаслуженно, непостижимо, и этот дар, как говорит сегодня Христос в Евангелии, обозначает то, чем мы отличаемся от мира. Мы незаслуженно приняли этот дар потому, что нас избрал Господь. Но Он добавляет: " Потому ненавидит вас мир " (Ин. 15, 19, и это означает, что дар, который мы приняли сегодня - эта новая жизнь, которой коснулась наша душа, - возлагает на нас ответственность жить иначе, чем живет мир. Это должно давать нам мужество отличаться от всех других людей, от всего мира. Христос говорит, что отличие от мира может быть очень опасным; настолько опасным, насколько оно стало для Него Самого, так что Он был распят за это отличие от мира, за проповедь новой жизни, которую мир не мог принять. Отличие от мира может быть таким же опасным, каким оно было для святого великомученика Феодора Тирона, который не согласился " быть, как все " и принести несколько зернышек ладана идолу, как это делали другие, с тем чтобы потерять свое отличие от мира. Христос говорит нам сегодня в Евангелии: " Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха... " (Ин. 15, 24). И это в первую очередь относится к нам. Если бы Христос не совершил то, что Он совершил сегодня с нами, то совсем другою была бы наша жизнь. Если бы Христос не пришел к нам однажды, если бы Он не показал нам, какую жизнь Он хочет дать всем людям, и если бы Он постоянно не приходил к нам, как сейчас приходит великим даром покаяния первой седмицы, даром исповеди, где прощаются все наши грехи, даром непостижимого, таинственнейшего соединения со Своим Телом и Кровью, - то с нас был бы другой спрос. Людям, которые этого не знают, как бы извинительно жить так, как они живут. Но после того, что дает нам Господь, после того, как мы приобщаемся Его Телу и Крови, наша жизнь должна быть другой. У нас должно быть другое понятие о грехе, потому что Господь даром Своим - причастием - показывает, что есть грех и какою ценою омывается от греха наша душа. Он показывает нам, что есть печаль и Крест для Самого Бога и какой путь открывается для всякого человека, который узнает, как страшен грех и как милостив Господь.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_14...

   Как далеко от сего дня первой седмицы поста до того момента, когда мы, все, кто будет в тот вечер в церкви, воспоем: «Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»!    Как долог семинедельный путь покаяния! И как он опасен!     «Постися Господь дний четыредесять, последи взалка» (Мф. 4:2; Лк. 4:2) — эти слова Писания учат нас: время телесного воздержания есть и время искушения. Никто из нас кощунственно не подумает, что взалкало Христово Божество — да не будет! Взалкало Его Человечество, то, чем Он связан с нами непосредственнейшим образом, ведь «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, подобно нам, искушен во всем, кроме греха; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6—8; Евр. 4:15). И взалкало Оно к исходу постных дней, когда тело Христово было утомлено постом настолько, что врагу показалось, что он может это тело бессмертное, в его нераздельной соединенности с Божеством, одолеть. И он не замедлил приступить к Тому, Кого он видел как обычного человека, со своим главным орудием — искушением (Мф. 4:3—10; Лк. 4:3—13).    Так и вокруг нас бродит «противник наш диавол..., аки лев рыкающий, ища, кого пожрати» (Ср.: 1 Пет. 5:8) — то есть разорвать наше соединение со Спасителем, отвратить нас от пути добродетели и тем лишить надежды на будущее обожение, закрыть тот внутренний источник веры, о коем Писание говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), — не будет, «есть», Господь подает нам его уже сейчас, и наше дело — найти его в себе и удобрять его землю нашей праведной жизнью, чтобы то, что сейчас — пока еще внутри нас, стало бы видимым всем, чтобы потенциальное — актуализировалось.    Церковь же дает нам орудия для воссоединения с «Источником жизни нашея» — пост и молитву. «Молитва и пост, по словам святых отцов, самым опытом познавших путь спасения, суть два крыла, которыми души наши возносятся от земли на небо, к Богу. Как птице без крыл не можно подняться от земли на воздух, так и душе нашей без молитвы и поста нельзя перейти из жизни плотской, земной, греховной в жизнь духовную, небесную, святую».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

 «Стяжание благодати есть живое богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – последняя цель искания человеческого духа» ( Иоанн Лествичник , прп. Лествица).  «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19).  См.: Обожение/Православная энциклопедия//  http://www.pravenc.ru/text/2578067.html  См.:  Блоуэрс Пол М . Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин о гномической воле (γνμη) во Христе: ясность и неопределенность//  http://bogoslov.ru/article/6023990  «Свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность. Она поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим. Однако, в силу власти греха, свойственного падшей человеческой природе, никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага. На своем примере святой апостол Павел свидетельствует о том, что свойственно каждому человеку: “Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим. 7: 15–16). Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).  См.: 1 Кор. 15: 28.  См.: Мф. 25: 31–40.  «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами» ( Аввы Исаака Сирина  слова подвижнические. М., 1993. С. 397 (слово 83)).  См.: Мф. 25: 41–46.  См.: Евр. 12: 29.  «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!» ( Аввы Исаака Сирина  слова подвижнические. М., 1993. С. 76 (слово 18)).  См.:  Иерофей (Влахос) , митрополит. Рай и ад.  Митрополит Антоний Сурожский: «Пост как весна – мы идем из потемок к полному свету».  «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть» (Стихира понедельника первой седмицы Великого поста).

http://pravoslavie.ru/159547.html

Как далеко от сего дня первой седмицы поста до того момента, когда мы, все, кто будет в тот вечер в церкви, воспоем: «Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»! 569 Как долог семинедельный путь покаяния! И как он опасен! " Постися Господь дний четыредесять, последи взалка» ( Мф. 4, 2 ; Лк. 4, 2 ) – эти слова Писания учат нас: время телесного воздержания есть и время искушения. Никто из нас кощунственно не подумает, что взалкало Христово Божество – да не будет! Взалкало Его Человечество, то, чем Он связан с нами непосредственнейшим образом, ведь «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, подобно нам, искушен во всем, кроме греха; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2, 6–8 ; Евр. 4, 15 ). И взалкало Оно к исходу постных дней, когда тело Христово было утомлено постом настолько, что врагу показалось, что он может это тело бессмертное, в его нераздельной соединенности с Божеством, одолеть. И он не замедлил приступить к Тому, Кого он видел как обычного человека, со своим главным орудием – искушением ( Мф. 4, 3–10 ; Лк. 4, 3–13 ). Так и вокруг нас бродит " противник наш диавол..., аки лев рыкающий, ища, кого пожрати» (Ср.: 1Пет. 5, 8 ) – то есть разорвать наше соединение со Спасителем, отвратить нас от пути добродетели и тем лишить надежды на будущее обожение, закрыть тот внутренний источник веры, о коем Писание говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 21 ), – не будет, «есть», Господь подает нам его уже сейчас, и наше дело – найти его в себе и удобрять его землю нашей праведной жизнью, чтобы то, что сейчас – пока еще внутри нас, стало бы видимым всем, чтобы потенциальное – актуализировалось. Церковь же дает нам орудия для воссоединения с «Источником жизни нашея» 570 – пост и молитву. «Молитва и пост, по словам святых отцов, самым опытом познавших путь спасения, суть два крыла, которыми души наши возносятся от земли на небо, к Богу. Как птице без крыл не можно подняться от земли на воздух, так и душе нашей без молитвы и поста нельзя перейти из жизни плотской, земной, греховной в жизнь духовную, небесную, святую» 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010