Свадьба! Венчание! Храм освещён, а жених в своём белом смокинге выглядит потрясающе. Его каштановые волосы украшают его красивое лицо, а горящие ярким светом карие глаза, горят нетерпением увидеть свою любовь. А вот и невеста! Катя была обворожительна! Едва сдерживая слёзы, она смотрела на Андрея с таким восторгом с таким чувством любви, что не могла оставить равнодушным никого из окружающих. Она была неотразима в своём подвенечном платье, а фата придавала особую утонченность ее нежному образу. Венчанию предшествовало обручение. Которое происходило в западной части храма, в притворе. Священник, отец Михаил вышел из алтаря и пересек всё пространство церкви. Поприветствовал жениха и невесту, ввел их в храм, дал венчальные свечи и остался вместе с ними в притворе. Путь священника от алтаря к новобрачным занял некоторое время, которое заполнилось пением гимна «Достойно есть» , обращённого к Божией Матери, и загадочного по своему происхождению «Гряди, гряди от Ливана, невесто» (свободная вариация на тему одного из стихов Песни песней, известная в музыкальном изложении композитора С. А. Дегтярёва). Вместе с женихом, невестой и всеми присутствующими священник молится о том, чтобы Бог подал молодым любовь мирную и совершенную, помощь, единомыслие, твёрдую веру, детей и всего, чего хорошего они будут просить, и испрашивает Божие благословение на предстоящий брак. Затем одевает молодым обручальные кольца и просит обменяться ими. Перстень — это знак вечности, знак принадлежности молодых друг другу и полного доверия между ними. Обручив жениха с невестой, отец Михаил ведёт их в центральную часть храма под пение изумительных слов псалма 127: «Блаженны все чтущие Господа, идущие путями Его! Ты вкусишь плод, что взрастили руки твои. Блажен ты, счастье тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза в доме твоём, сыновья твои, как масличные ветви, вокруг стола твоего. Так будет благословен тот, кто чтит Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, ты будешь радоваться счастью Иерусалима все дни жизни своей! Увидишь внуков своих!

http://azbyka.ru/fiction/iz-dvuh-mirov/

13, 14, 17, 127). Упоминается о чтениях (Писания) на молитвах (пр. 13). Под угрозою епитимьи запрещалось на молитвах церковных и домашних смеяться, разговаривать, шептать, кашлять, зевать и т. п. (пр. 7, 121), а также смотреть на других, как кто молится (пр. 7). Преклонять колена (для молитвы после пения псалма) нужно было не иначе, как вслед за братом чередным, стоящим впереди и поющим, а вставать с колен давал знак авва ударом руки (пр. 6) о пол. Опоздавший в церковь на одну молитву днем или на три ночью (пр. 9, 10), а при домашних молитвах безразлично днем или ночью, опоздавший на одну молитву (пр. 121) подвергался епитимьи. Будет ли инок в дороге, на поле или в лодке, или на работе вне монастыря, один или с другими, или все будут на работе вне обители, все часы молитвы и псалмопения должны наблюдаться и здесь (пр. 142. 189). «В день Господень, когда приносится жертва, никто из недельных (чередных) не должен отсутствовать, чтобы по очереди отвечать (петь антифонно) поющему» (пр. 17), а начинал пение (первым пел антифон) тогда старший (пр. 18), — авва или смотритель. Египетские киновии по блж. Иерониму Как видим, «Правила» констатируют значительное развитие начал, положенных прп. Пахомием в основу своего общежития, и борются с тем естественным понижением подвижнической жизни в монастырях, которое неизбежно наступает с внешним ростом их. Тот же приблизительно строй жизни и такие же явления ее наблюдались и в других египетских киновиях, насколько позволяют судить о них: а) сведения о них в сочинениях блж. Иеронима и б) обстоятельное описание их у прп. Иоанна Кассиана. «Первое условие, — говорит блж. Иероним, наблюдавший египетских киновитов в 380 годах, — у них повиноваться старшим. Они делятся на десятки и сотни, так что у девяти человек десятый — начальник; а сотый имеет под собой десять десятиначальников. Живут они отдельно, но в соединенных между собою келиях. До девяти часов, как положено, никто не ходит к другому, только к упомянутым разве десятиначальникам; так что, если кого обуревают помышления, то пользуется у них советами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

3). Для пения псалмов в общих собраниях назначались недельные, а в домашних собраниях братия пели все по порядку, в котором стояли, каждый не более одного псалма; кто спутывался в пении, нес епитимию (пр. 13. 14. 17. 127). Упоминается о чтениях (Писания) на молитвах (пр. 13). Под угрозою епитимии запрещалось на молитвах церковных и домашних смеяться, разговаривать, шептать, кашлять, зевать и т.п. (пр. 7, 121), а также смотреть на других, как кто молится (пр. 7). Преклонять колена (для молитвы после пения псалма) нужно было не иначе, как вслед за братом чередным, стоящим впереди и поющим, а вставать с колен давал знак авва ударом руки (пр. 6) о пол. Опоздавший в церковь на одну молитву днем или на три ночью (пр. 9. 10), а при домашних молитвах безразлично днем или ночью , опоздавшие на одну молитву (пр. 121) подвергался епитимии. Будет ли инок в дороге, на поле или в лодке, или на работе вне монастыря, один или с другими, или все будут на работе вне обители, все часы молитвы и псалмопения должны наблюдаться и здесь (пр. 142. 189). «В день Господень, когда приносится жертва, никто из недельных (чередных) не должен отсутствовать, чтобы по очереди отвечать (петь антифонно) поющему» (пр. 17), а начинал пение (первым пел антифон) тогда старший (пр. 18), — авва или смотритель. Египетские киновии по бл. Иерониму    Как видим, «Правила» констатируют значительное развитие начал, положенных пр. Пахомием в основу своего общежития, и борются с тем естественным понижением подвижнической жизни в (с. 237) монастырях, которое неизбежно наступает с внешним ростом их. Тот же приблизительно строй жизни и такие же явления ее наблюдались и в других египетских киновиях, насколько позволяют судить о них: а) сведения о них в сочинениях бл. Иеронима и б) обстоятельное описание их у пр. Иоанна Кассиана.    «Первое условие " - говорит бл. Иероним, наблюдавший египетских киновитов в 380 годах, – «у них повиноваться старшим. Они делятся на десятки и сотни, так что у девяти человек десятый – начальник; а сотый имеет под собой десять десятиначальников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским; он совершался торжественно, в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный контракт. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. К X–XI векам обручение утрачивает свое гражданское значение, и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвословиями. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался через молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. И сейчас в чине венчания мы слышим литургийные элементы: возглас «Благословено Царство», мирную ектению, чтение Апостола и Евангелия, сугубую ектению, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и молитву «Отче наш». Как показывают некоторые рукописные Требники X–XV bb., чин венчания переплетался с литургией: часть чина, кончая Евангелием и сугубой ектенией, совершалась до литургии или заменяла ее часть до Трисвятого, остальное совершалось на литургии после «Отче наш». В конце литургии новобрачные приобщались. В древнейших же римских памятниках VI–VII bekob чина венчания нет, а вместо него «литургия за новобрачных». Отделение чина венчания от литургии произошло в XII–XIII bekax, и в настоящее время венчание обычно совершается после литургии. Древнейшими частями последования венчания нужно признать молитву перед возложением венцов и после Евангелия, пение 127 псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение бракосочетающихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день. В XVI–XVII bekax чинопоследование брака в Русской Православной Церкви полностью сформировалось. Место и время совершения Таинства Брака

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Если гора Сион, предызображала собою, по изъяснению Апостола, торжествующую Церковь Христову или небо ( Евр. 12:22–23 ), а самый ковчег – грядущего на небеса, прославленного победителя смерти Христа Спасителя ( Еф.4:8–10 в снес. с Пс.77:17, 19, 25–26 ): то в восходящих с ковчегом на гору мы вправе усматривать предызображение спасаемых во Христе верующих в Него, а в хорах певцов, сопровождающих и сретающих ковчег в воротах Сиона, – предызображение небесных воинств, прославляющих возносящегося на небеса Господа. Принятое в прав. Церкви с древних времён антифонное пение второй половина этого Пс. (ст. 7–10) при освящении храмов, именно при вступлении крестного хода с св. мощами в освящаемый храм (Нов. Скриж. Ч. III, гл. 8. §17–18), может указывать на то, что и св. Церковь первоначальное употребление псалма ставила в связь с перенесением ковчега завета в новоустроенную сионскую скинию 127 . – В составе Пс.ясно различаются 2 части: первая (1–6 ст.), вероятно назначенная для пения во время пути, подобно псалму 14, в сходных с ним выражениях, преподаёт наставление о том, как достойным образом пребывать на св. месте Господнем; вторая (7–10 ст.), вероятно назначенная для античного пения двумя хорами, сопровождающим и встречающим св. ковчег при вступлении его в ворота Сионской крепости, восхваляет величие Господа и возбуждает к благоговению пред Ним. аломъ Двд, сббтъ, а. Гдн земл, и вселенна и вс на ней. 1. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, в. Той на морхъ сновалъ ю и на ркахъ уготовалъ ю 2. ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. г. Кто взыдетъ на гор гдню; ил кто станетъ на мст стмъ 3. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Надп. аломъ Двд см. введ. стр. 15 а) и 29. 3). сббтъ – там же стр. 36, а). Эта прибавка в надписании, заимствованная в слав.-русск. и лат. пер. из греческого текста, не читается в Синайском код. и, по свидетельству бл. Феодорита, не находилась в экзаплах, но упоминается уже в Талмуде, где между прочим говорится, что «в первый день недели пели псалом: «Иегове принадлежит земля»..., потому что в первый день творения Иегова явил Себя владыкою мира» 128 · 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

При императоре Юстиниане в Софийском храме Константинополя было 25 певцов. Певцы при совершении литургии упоминаются в деяниях Константинопольского собора 536 год 33 . Примечания: 1. Деян. 7, 22 ; Филон: Vita Mosis, р. 60; Климент Александрийский , Strom. 1, 1. 2. Исход. 14, 32 и гл. 15. 3. Исход. гл. 15, С. 20–21. 4. Суд. Гл. 5. Ср. объяснение г. Олесницкого Древнееврейская музыка и пение//Труды Киевской Духовной Академии. 1871. Т. IV. С. 120–121. 5. 1Цар.10, 5 ; и о пророке Елисее: 4Цар. 3, 15 . 6. Давид составил 73 псалма, Асаф 12, Сыны Кореовы 5. 7. Псал. 151 . 8. Олесницкий. С. 136. Примечание 2е. 9. Талмуд. См. у Олесницкого в упомянутом сочин. С. 126. 10. Литфот. Там же. 11. См. 1 Паралип. 25, 5; Псал. 67, 26 . У Олесницкого. С. 127. 12. Маймонид. У Олесницкого. С. 131–132. 13. Беседа на Евангелии от Матфея. Срав. Лук. 22, 19 . 14. 1Кор. 14, 26 . 15. Колос. 3, 16 . См. также Ефес. 5, 19 ; Иак. 5, 13 . 16. Апок. 5, 6–9, 11, 12 . 17. Apolog., p. 39. 18. Филарет, преосв. Обзор песнопевцев. С. 58. 19. Philo apud Euseb. Hist. Eccl. L. II. C. 17. Греческий текст этого места можно видеть и у Порфирия, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. С. 183. 20. Пир десяти дев. 21. Обзор песнопевцев. С. 69–70. 22. Созомен. Там же. С. 150. 23. Порфирий, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. С. 453. Из сочинений Ефрема. Т. I. С. 214. 24. Обзор песнопевцев. С. 73. 25. Там же. С. 58, 83, 85–86. 26. Там же. С. 98, 100. 27. Там же. С. 150; Созомен, 7, 21. 28. Там же. С. 130 и 201. 29. Правила Никона Черногорца. Ч. I, слово 28 о пении тропарей, а также ответы патриарха Николая Афоно-Лаврским монахам. Первое путешествие архим. Порфирия в Афонские монастыри. Ч. I. Отд. 2. С. 216. 30. Обзор песнопевцев. С. 123. 31. Там же. С. 131. 32. Порфирий, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. С. 373. 33. Обзор песнопевцев. С. 124, 163. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-vsesoslovnom-uchastii...

См. выше 344 л. 91 об. Л. 76 об. и на обруени двци къ мужеви, – сходен с чиноположением, помещённым в служебнике митр. Киприана 344 л. 124 об. Кроме того, что призвание благословения Божия на обручение мо ги бе на соб црквь здесь положено в начале, а у Киприана в конце священнодействия; сверх того в рассматриваемом списке прибавлена молитва: т влко ги бе вседержите нет у Гоара. Л. 78. Чи на бра вньнию. Полнее, нежели сокращённое изложение у Киприана л. 124 об. В сравнении с нынешним чиноположением не мало представляет разностей. а) По псалме 127 нет вопросов жениху и невесте: имаши ли произволение благое? но ектения и молитвы теже. б) При возложении венцов священник произносит слова псалма: Господи, Боже мой! славою и честию венчал еси и поставил еси над делы руку Твоею, и далее по псалму, – и потом молитву л. 84.; Ги бе нашь славою тью вналъ еси. сво мнк. раба твоего. внцемь слав ьсти. внце (чит. венцем) миру. внцемь веселию. въ хвалу твою славу. в) Чтений из Апостола и Евангелия не показано, но непосредственно за возложением венцов, соединив руки бракосочетающихся, священник произносит молитву, положенную ныне после Евангелия, а после пения молитвы Господней приобщает их св. преждеосвященных даров. За тем следует приобщение от «общей чаши», над которою совершается таже молитва, какая положена и ныне. г) Пение тропарей: Исаие ликуй, и других, с троекратным обхождением вокруг налоя с св. Евангелием, не положено; но вслед за приобщением от чаши сказано: та. веда на ла в ц т.е. ведя на лавицю возглашает: Ги ги призрн съ нбсе пости – троекратно с пением стихов, и на слава и ныне: радости англомъ... Далее говорится: посать на ллвици, – и произносит молитву, положенную на разрешение венцов. – Перевод чина обручения и венчания в сей ркп. гораздо древнее, чем в списке Киприановом. Л. 86. Под заглавием: на поклонение помещена вечерняя служба в день Пятидесятницы сл. 344. л. 73 . Ектения в своих прошениях близка к помещённой в требнике 1639.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вот такие перемены. Один, надев перстень, из раба и узника становится правителем огромной и богатой страны, другой из бездомного и нищего свинопаса превращается в возлюбленного сына когда-то преданного им отца. И теперь, во время обручения, надевание перстней означает важнейшую перемену в жизни готовящихся вступить в брак. Но перстень означает не только честь, но и ответственность. Ветхозаветный Иосиф понимал, что если не оправдает доверие фараона, то с него снимут не перстень, а голову. И обрученные должны понимать: если придется им когда-нибудь снять надетые только что перстни, это будет самая горькая жизненная неудача, самый постыдный провал… Обручение завершено. Священник ведет жениха и невесту в центр храма. Здесь, перед аналоем, на котором лежат Евангелие и святой крест, произойдет самое главное. Движение от притвора к центру храма – начало того пути, который предстоит пройти им вместе. Вся наша жизнь – непрестанное движение, все мы идем, но всегда ли хорошо понимаем – куда? Главным указателем жизненного пути христианина должны быть слова Христа: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). И ведя молодых в центр храма, священник поет стихи 127-го псалма: Блажени вси боящиися Господа… ( Пс.127:1 ). Страх Божий – радостное чувство, не имеющее ничего общего с обычным страхом, в котором, разумеется, нет ничего радостного. Благоговение перед Господом – залог семейного счастья. Все доброе, чего ждет человек от супружества, пошлет Бог боящемуся Господа. Будет и любовь, и главное украшение любой семьи – дети. Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! ( Пс.127:2–6 ). На аналое – крест и Евангелие. Евангелие символизирует присутствие здесь Христа. Иисус Христос пообещал Своим ученикам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/on-ona-odn...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

3 . Ошибка саддукеев происходит от чтения пророческих книг, которых они не понимают. Среди них следующий отрывок из книги Исайи: «А избранные Мои… не родят детей на проклятие» ( Ис.65:23 ), и из Второзакония, где сказано о блаженствах: «И благословит плод чрева твоего» ( Втор.7:13 ). Они думают, что эти пророчества исполнятся «в воскресении», ибо не понимают, что предрекаются духовные блаженства. Павел – «избранный сосуд» – объясняет все блаженства, содержащиеся в законе, с духовной точки зрения. Он знает, что они – не плотские, и пишет ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф.1:3 ). Таким образом, все эти блаженства будут существовать духовно, когда мы воскреснем из мертвых и обретем вечную радость. Они также находят нечто сходное в Псалтири и делают ту же ошибку: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» до того места, где сказано: «Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей» ( Пс.127:3–5 ). Поэтому когда Иерусалим будет восстановлен в его древнем виде, праведник увидит те блага, о которых сказано в Писании. 4 . Те, кто понимает «Иерусалим» духовно и знает, что о нем сказано: «А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ), увидят то благое, что сказано об этом городе; они узрят то, о чем говорится в только что приведенных нами словах псалма: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( Пс.127:3 ). Саддукеи понимают все это в материальном смысле. Они относятся к тому направлению в иудаизме, о котором Спаситель говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Это вкратце то, что касается вопроса, который саддукеи задали Господу. Теперь нам следует немного поговорить об изображении кесаря. Спаситель говорит об этом просто: «Отдавайте кесарю кесарево» ( Лк.20:25 ), то есть платите те подати, которые должны платить. Кто же против того, чтобы отдавать должное кесарю? Здесь имеет место нечто мистическое и таинственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010