(Ср. ниже свидетельство Иоанна Кассиана ). может быть под влиянием римской практики ветхозаветные чтения постепенно отменены и в восточных литургиях. в VI в. уже нет ветхозаветных чтений в греческой литургии: они не упоминаются в деяниях Константинопольского собора 526 г., в житии св. Саввы Освящ., составлено Кириллом Скифопольским , где речь о литургии и ее чтениях 755 . Св. Софроний патр. Иерусалимский, хотя говорит в соч. «О св. одеждах и литургии» о «пророческих словах» на литургии «после первого моления» (ектении), но разумеет под ними антифоны 756 . Другие восточные литургии, хотя не имеют и в древнейших списках своих ветхозаветных чтений, но в том, что они имеют целых 4 новозаветных чтения, можно видеть след прежнего существования ветхозаветных чтений. Так литургии коптская (иаковитов) и эфиопская имеют чтения из «Апостола», т.е. посланий ап. Павла, из «Соборного», т.е. соборных посланий, из Деяний и Евангелия 757 . На несторианской литургии тоже 4 чтения и все из Нового Завета; например, для Вознесения Госр.: 2Кор. 2, 1–15 и Деян. 1, 1–14 ; затем 1Тим 1, 8–11; 3, 4–16 и Лк. 24, 36–54 758 . (Деяниям, как Евангелию, предшествует Апостол!). Ветхозаветные чтения на этой литургии отменены только в VII в. (патр. Мар-Бабеем ок. 614 г. 759 ). Подобное следовательно, можно думать и о литургии коптско-эфиопской. Удаленные с литургии ветхозаветные чтения, конечно, не были оставлены вовсе, а приурочены к другим службам, именно к вечерне, как служба, заступившей место прежней вечерней литургии и потому (с. 179) наиболее близкой к ней по строю. Но от IV и V вв. нет сведений о существовании за вечерней чтений (исключая глухое указание Паломничества Сильвии 760 ). Но есть известия, что ветхозаветные чтения приурочивались преимущественно к будням, в которые большей частью, не совершалась литургия. Так Иоанн Кассиан говорит, что в египетских монастырях на будничных службах (каких, не указывает) бывает одно чтение из Ветхого Завета, а одно из Нового Завета, а в субботу и воскресение оба чтения из Нового Завета (конечно на литургии, так как в оба эти дня почти повсеместно совершалась литургия, как мы видели, непременною принадлежностью которой еще со II в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

М. б. под влиянием римской практики ветхозаветные чтения постепенно отменены и в восточных литургиях. в VI в. уже нет ветхозаветных чтений в греческой литургии: они не упоминаются в деяниях Константинопольского собора 526 г., в житии св. Саввы Освящ., составлено Кириллом Скифопольским, где речь о литургии и ее чтениях. Св. Софроний патр. Иерусалимский, хотя говорит в соч. «О св. одеждах и литургии» о «пророческих словах» на литургии «после первого моления» (ектении), но разумеет под ними антифоны. Другие восточные литургии, хотя не имеют и в древнейших списках своих ветхозаветных чтений, но в том, что они имеют целых 4 новозаветных чтения, можно видеть след прежнего существования ветхозаветных чтений. Так литургии коптская (иаковитов) и эфиопская имеют чтения из «Апостола», т.е. посланий ап. Павла, из «Соборного», т.е. соборных посланий, из Деяний и Евангелия. На несторианской литургии тоже 4 чтения и все из Н.З.; напр. для Вознесения Госр.: 2 Кор. 2:1-15 и Деян. 1:1-14; затем 1 Тим 1:8-11; 3, 4—16 и Лк. 24:36-54. (Деяниям, как Евангелию, предшествует Апостол!). Ветхозаветные чтения на этой литургии отменены только в VII в. (патр. Мар-Бабеем ок. 614 г. ). Подобное след. можно думать и о литургии коптско-эфиопской.    Удаленные с литургии ветхозаветные чтения, конечно, не были оставлены вовсе, а приурочены к другим службам, именно к вечерне, как служба, заступившей место прежней вечерней литургии и потому (с. 179) наиболее близкой к ней по строю. Но от IV и V вв. нет сведений о существовании за вечерней чтений (исключая глухое указание Паломничества Сильвии ). Но есть известия, что ветхозаветные чтения приурочивались преимущественно к будням, в которые б.ч. не совершалась литургия. Так Иоанн Кассиан говорит, что в египетских монастырях на будничных службах (каких, не указывает) бывает одно чтение из Ветхого Завета, а одно из Нового Завета, а в субботу и воскресение оба чтения из Нового Завета (конечно на литургии, так как в оба эти дня почти повсеместно совершалась литургия, как мы видели, непременною принадлежностью которой еще со II в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Предшествовавший отделению от греческой церкви период тяжелых гонений внес с собой не мало беспорядков в церковную жизнь и сопровождался сильным падением нравственной дисциплины. Власть Ктезифонского патриарха еще не стояла прочно и оспаривалась некоторыми епископами; монахи, жившие в монастырях, вступали в открытые брачные связи; не только среди простого народа, но и между высшим клиром встречались лица, державшие у себя по нескольку жен. Селевкийский собор при Бабее, на котором провозглашено было отделение халдеев от греческой церкви, провел несколько важных постановлений касательно церковной организации, но и он не решился начать радикальную борьбу против всеобщего падения нравов; напротив, особым узаконением он дозволил патриарху, епископам и пресвитерам вести брачную жизнь. Следовавшие за Бабеем католикосы поспешили воспользоваться добрыми отношениями к ним персидского правительства, чтобы утвердить свою власть над всеми несторианами и поднять нравственную жизнь паствы на надлежащую высоту. Из преемников Бабея особые заслуги в этом отношении оказал халдейской церкви Мар-Ава I, обращенный в христианство маг, занимавший ктезифонскую кафедру между 536−562 годами и стяжавший себе в церковной истории халдейства имя Великого. Он часто ездил по провинциям своего патриархата, писал пастырские послания к отдаленнейшим несторианским общинам, строго карал всякий беспорядок и своеволие и в 544 г. Созвал собор, на котором запрещено было патриарху и еписопам вступать в брак, − правило, остающееся в силе среди сиро-халдеев и по ныне. Вообще, соборная дисциплинарно-каноническая деятельность получила очень широкое развитие в халдейской церкви; большие соборы созывались часто, подробно разрабатывали вопросы церковной практики и дали несторианской церкви благоустроенную организацию 20 . Правила этих соборов вместе с унаследованными от вселенской церкви были внесены впоследствии в сборники действующего законодательства и составили собой главное содержание несторианского номоканона, которым не без основания гордятся современные нам сиро-халдеи, находя его более полным и определенным, чем греческий номоканон 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...