Кроме этого Бог обещает сделать великим его имя. То есть само оно будет прославлено через соединение его носителя с Всевышним. Для восточного человека величие имени означает также и славу его потомства. И, конечно, мало кто из людей может сравниться с тем величием, которое получило потомство Авраама. По плоти от Него происходят евреи и многие арабы, идумеи и спартанцы, а также ряд народов северной Сирии. Еще больше возвеличивает это имя то, что все христиане являются детьми Авраама по вере. Так что, когда мы молимся Богу, то мы искренне говорим Ему: «Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова», ибо все эти патриархи – наши духовные предки. Но величайшую славу имени Авраама дал Господь наш, ставший по плоти сыном Авраама ( Мф. 1, 1 ). Естественным следствием союза между Богом и Авраамом становится то, что у обоих Сторон Завета становятся общими враги и друзья. Как прекрасно говорит свт. Филарет, Бог «хочет быть для него не только милосердным Владыкой, но и неизменным союзником… не благословляющие или злословящие Аврама суть неверующие: следовательно, те, которые сами себя отчуждают от благословения предлагаемого вере, и остаются таким образом по необходимости под проклятием». И, наконец, величайшим обещанием Бога является пророчество: «И благословятся в тебе все племена земные». Здесь Всемилостивый прямо предсказывает, что из потомства Авраама родится Тот, Кто истребит всемирное проклятие Адамово ( Гал. 3, 14–16 ). Таким образом, с самого начала Бог показывает, что Завет с Авраамом никак не может быть основой национализма, ибо он предназначен не для маленького племени, а для восстановления всего человечества. «И пошел Авраам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Авраам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Авраам с собою Сарру, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Авраам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Лк. 17:10)? Немало об этом сказано и написано за двухтысячелетнюю историю христианства. Однако весь опыт Церкви свидетельствует о трех важнейших принципах, без которых невозможно благоуспешное служение: это синергия Божественной и человеческой воли, послушание и евангельское целеполагание. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), — говорит Господь. Памятование об этом да пребудет в сердце твоем во все дни жизни и служения твоего. Вместе с тем от тебя потребуется постоянное пребывание в послушании у Бога и Священноначалия, ибо и Христос «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), а потому смирение для любого церковного служителя — от пономаря до Патриарха — является проявлением не слабости, но силы духовной, осознанием самого важного, что созидает Церковь не в обычный человеческий коллектив, а в духовную общину, которую апостол Павел именует телом Христовым . Тебе также необходимо будет подвизаться по примеру Подвигоположника Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, отдавшего Себя за жизнь мира (см. Ин. 6:51). Все это и многое другое надлежит совершать ради достижения главной цели для всякого христианина — обретения вечной жизни в невечернем дне Царства Божия. Посему следуй сам и призывай клир и паству руководствоваться евангельской иерархией ценностей, которая со всей ясностью выражена в словах Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Господь ждет от служителей Своих твердой веры и смирения, внутренней чистоты и жертвенной любви. Тебе предстоит совершать все это в мире, где насаждаются принципы, противоположные высоким нравственным идеалам и закону Христову. Неложным духовным ориентиром и действенным подспорьем в предстоящем тебе служении да будут слова святителя Филарета, митрополита Московского, твоего небесного покровителя: «Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь: истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет» (святитель Филарет, митрополит Московский.

http://patriarchia.ru/db/text/2101871.ht...

М. Филарет на вопрос, что есть наполнение меры беззаконий какого-либо народа, отвечает, что понятие об этом можно получить, взявши в помощь нередко употребляемое в слове Божием сравнение состояния греховного с состоянием болезненным. Доколе положительное начало жизни превозмогает над отрицательным началом смерти и разрушения, дотоле жизнь ещё продолжается и при болезни, в противном случае должна наступить смерть. Так в народе, пока начало жизни духовной и нравственной противоборствуют началам нечестия и разврата, дотоле греховная болезнь его ещё не к смерти и время долготерпения Божия к нему продолжается, но когда разрушительные начала нечестия и разврата берут решительный перевес в целом и в частностях, особенно тех, кои дают направление и другим, тогда наступают наполнение меры беззакония, оставление Богом и суд и разрушение обществ. Быт. 15:17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. Сравни комментарий к Быт. 15:5 . Прохождение между рассеченными означало, по обычаю, соединение разделённого, т. е. союз. Отто Герлах замечает, что Аврам не проходил между рассеченными, проходил только видимый образ Господа, т. е. это был договор милости, благодеяние обещанное и подтверждённое осязательно обрядом договора. Самый образец явления подобен столбу огненному, предшествовавшему народу израильскому, как бы в напоминание Израилю, что огненный столб, ведущий его в пустыне, – видимый образ того же Бога, заключившего завет с Аврамом. Дым означал время страдания Израиля, пламя (евр. светильник) – избавление. Быт. 15:18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Очерченная в этом стихе общими чертами страна была бы вся достоянием Израиля, если бы Израиль оставался верным Богу завета. Но и несмотря на то, что упадок народа противился исполнению предначертанного, все страны, заключавшиеся между восточными устьями Нила и Евфратом, были временно во владении потомства Аврама. Страна к югу от Палестины была занята к западу до Египта и на восток до Персидского залива и устьев Евфрата потомками Аврама от Исмаила, сына его ( Быт. 25:12–18 ), и от Исава, сына Исаакова ( Быт. 36 ), которые все жили или кочевали в северной Аравии. В самой Палестине племя Рувима и Гада и полплемени Манассии получили удел «за Иорданом к востоку солнца» ( Нав. 13:8 ) и простирали набеги свои до Евфрата ( 1Пар. 5:19 ), а при Давиде и Соломоне ( 2Цар. 8 и 1Пар. 9:26 ) царство Израильское вошло совершенно в пределы, предначертанные Заветом, ибо не только кочевые племена, окружавшие с юга и востока Палестину до Нила и Евфрата, признавали владычество царей израильских, но даже цари южной Аравии преклонялись перед ними. Но замечательнее на этом именно пространстве влияние нравственное, которое Аврам, потомки его патриархи, Давид и Соломон удержали до сих пор над умами кочевых племён. Память их чтится более памяти Магомета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕЩЕНИЕ [греч. Βπτισμα - погружение], таинство христ. Церкви, в к-ром верующие становятся членами Церкви. К. совершается троекратным погружением в воду с призыванием имени Отца, Сына и Св. Духа; крещаемые отрекаются от греховной жизни («быв погребены с Ним в крещении» - Кол 2. 12) и возрождаются в новую, духовную жизнь. Для христианина К.- первое в ряду церковных таинств, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе» ( Nicol. Cabas. De vita in Christo. 2). Без принятия К. невозможно ни сделаться членом Тела Христова - Церкви, ни участвовать в др. таинствах. Необходимость и спасительность К. указана Самим Господом: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16. 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3. 5). Таинство К., прообразованное в НЗ «крещением покаяния», которое совершал Иоанн Предтеча , и предуказанное Крещением Господним на Иордане, было установлено Спасителем после Его воскресения из мертвых, когда перед вознесением Он заповедал апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Совершение таинства К. началось после Пятидесятницы (Деян 2. 1-4), когда апостолы были крещены Духом Святым (Деян 1. 5, 8). Исполнившись Св. Духа, апостолы сами многократно совершали К. (Деян 2. 41; 8. 38; 10. 47-48; 16. 15, 33; 18. 8; 19. 1-5; 1 Кор 1. 16; и др.); это установление Господа неизменно сохраняется в Церкви. Православное догматическое учение о таинстве К. Видимая сторона таинства Важнейшую часть таинства К. составляет троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа» (см.: Филарет Московский, свт. Катехизис. С. 77). К видимой стороне таинства К. относятся вещество таинства, видимое действие (погружение в воду) и слова, произносимые при этом действии (тайносовершительная формула).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Праматерь Ева. Икона. Кон. XVII в. (НГОМЗ) [евр.  ,   - жизнь], имя 1-й женщины, жены Адама и праматери человеческого рода. В библейском повествовании о создании человека, в т. ч. женщины, это имя еще не обозначено. Сначала Адам называет ее «женой» (Быт 2. 23), а после грехопадения - Е. (Быт 3. 20). Прп. Ефрем Сирин находит этому следующее объяснение. Первое имя, замечает он, «не собственное»: оно «принадлежит целому роду» ( Ephraem Syr. In Gen. 2). Этим подчеркивается единство человеческого рода, к-рый берет начало от мужа (  ,  ) и продолжается в жене (  ,  ). Что же касается собственного имени, то «данное ей теперь, евр. «Хавва», означает «жизнь» или, собственно, «производительница жизни» (Ζωοϒνος - у Симмаха). В том обстоятельстве, что даже в самый момент божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности божественного обетования о жене (и ее Семени) как восстановительнице жизни («Еве»), отцы Церкви справедливо видят доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию)» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 5. С. 163-165). Кн. Бытие повествует о создании женщины дважды. В гл. 1 говорится о том, что «сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), а во 2-й гл. дается более подробное описание творческого акта: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (2. 18-23). Этот текст библейские толкователи относят к одному из самых трудных для объяснений мест Свящ. Писания. Он, по замечанию свт. Иоанна Златоуста , «превосходит всякий разум человеческий», так что понять его можно «не иначе... как только рассмотрев… очами веры» ( Ioan. Chrysost. In Gen. XV 2). Поэтому повествованию о создании женщины иногда хотели придать мифологический или аллегорический характер ( Orig. Contr. Cels.//PG. 11. Col. 1087). Однако правосл. экзегетическая традиция до сих пор придерживается наиболее распространенной т. зр., согласно к-рой Адам и Е. выступают в этом тексте реальными историческими лицами, и само создание первой женщины из первого мужчины является здесь конкретной исторической реальностью. Эта традиция основывается на словах Иисуса Христа и апостолов о прародителях человеческого рода (Мф 19. 4-9; 1 Кор 11. 8; 1 Тим 2. 13) и на святоотеческих высказываниях о 1-й супружеской чете ( Филарет (Дроздов), свт. Толкование на кн. Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. С. 94-95).

http://pravenc.ru/text/180848.html

Между чечевичной похлебкой и источником воды живой Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 20 -я Протоиерей Олег Стеняев Итак: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27). Но слово, которое здесь у нас переведено как кроткий , может быть понято и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит божественное предназначение. Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: « Человек кроткий, живущий в шатрах . Слово вообще значит совершенного, но здесь, в противоположении с диким нравом, должно знаменовать в особенности кроткого». Что значит живущий в шатрах ? Здесь имеются в виду шатры, в которых обитала мудрость! Это – школы. В случае с Иаковом это «шатер» Сима (Шема) и Авраама. Помните, сказано: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27). И мы с вами объясняли это пророчество, что шатры Сима – это Библия, написанная лицами еврейской национальности, а сыны Иафета – это мы, европейцы, и мы вошли в это наследие, когда через апостолов получили Священную Книгу в свое достояние. Поэтому Иаков, живущий в шатрах,– это не просто маменькин сынок, это богослов! Как Исаак – помните, как сказано? – вышел в поле «поглумиться» (по-славянски) (ср. Быт. 24, 63). «Поглумиться» означает думать о Божественном. То есть он был богослов, пребывал в богомыслии. И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает Закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет: – А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии, еще что-то? – Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама (ср. Быт. 26, 5): за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои . «Повеления», «уставы», «законы» – это три уровня всей законодательной системы Закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии.

http://pravoslavie.ru/111168.html

на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом. Фараон, давая выбирать из лучших земель, принадлежащих короне, преследует однако мысль, на которую мы указывали в комментарии к Быт. 45:16 : т. е. он сам указывает на землю Гесем, где для него было важно иметь дружеское кочевое племя, которое защищало бы его стада от хищнических или воровских нападений кочевых арабов, измаильтян, амалекитов и др. Быт. 47:7 И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Англ. Комм. Библия замечает, что если бы Иаков «поклонился до земли» фараону, по обычаю востока, то об этом упомянуто бы было в Библии, но патриарх с достоинством приветствует фараона испрошением ему благословения свыше. Ленорман (Anciennes civilisations) думает, что фараон, принимавший благословение от Иакова, есть Апепи – один из последних царей-пастырей, удержавших понятие о Едином Боге и, может быть, связанных кровными узами с семейством Авраама. Но другие – между прочим, Cook, – думают, что нашествие пастырей было позже Иосифа. Мы держимся последнего мнения. Быт. 47:8 Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Быт. 47:9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. По-видимому, Иаков казался весьма преклонных лет, ибо и он сам, отвечая на вопрос фараона, как бы говорил: «Ты по моему виду считаешь старость мою глубокою, но она не так многолетна, как жизнь моих предков. Причиною престарелого вида моего не столько лета, сколько несчастия и печали» (м. Филарет). Днями «странствования» называет Иаков все дни своей жизни ввиду ожидающего его покоя. Несчастия его начались с ненависти Исава, потом его притеснял Лаван, сыновья его Сихемской резнёй и преступлением против Иосифа отравили все дни жизни его в Ханаане. Быт. 47:10 И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не только словом, но и личным примером следует побуждать клир и паству к делам любви и милосердия, без которых нет подлинной христианской жизни, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь заботой только о членах прихода, шли в мир к скорбящим, нуждающимся и обремененным. Ибо мы, по слову апостола, « Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять » (Еф. 2:10). Святитель Московский Филарет, у мощей которого ты сподобился ныне принять благодать архиерейства, обращаясь к одному из новопоставленных архипастырей, вспоминал евангельские слова и наставлял: « Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). По этому совершеннейшему примеру тщися и ты как можно более служить ради любви, а ради смирения как можно менее допускать, да послужат тебе ». Эти замечательные слова святителя Филарета перекликаются с сегодняшним Евангельским чтением, промыслительным для тебя, и прими эти слова Евангелия всем своим сердцем: « Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет первым между вами, да будет всем рабом » (Мк. 10:43-44). Нужны мудрость и такт, осознание ответственности, которая лежит на архиерее, чтобы осуществлять эту заповедь Христову спасительно для себя и несоблазнительно для людей. Вместе с тем следует помнить, что труды, осуществляемые по самому выверенному и обоснованному плану, окажутся малоуспешными, если они не будут сопряжены с горением сердца и вдохновенной и усердной молитвой. Пусть же молитва будет всегда в центре твоей жизни. Вчера, во время наречения, ты мудро сказал о том, что в центре епископского служения — Крест Христов. Так вот, этот крест нельзя ни поднять, ни нести достойно и спасительно, если в центре жизни нет молитвы. Пусть же твое грядущее служение будет исполнением слов Евангелия: « Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5:16). Прими сей жезл и благослови народ Божий, молившийся во время совершения Божественной литургии и хиротонии о даровании тебе благодати архиерейства. И да помогает тебе Господь на предлежащем поприще быть пастырем добрым, полагающим душу свою за овец и во всем представляющим себя Церкви Христовой образцом « в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте » (1 Тим. 4:12).

http://patriarchia.ru/db/text/1119573.ht...

Независимо от повторения обещания, данного Аврааму и Исааку, в словах Господа есть ещё особое утешение одинокому страннику, столь нуждавшемуся в этом укреплении духа его. Заметим, что Иакову не открывается всей будущности народа израильского, как Аврааму ( Быт. 15:13 ); ему лишь позже, перед самым путешествием в Египет Господь сказал: «Я и выведу тебя (потомство твоё) обратно» ( Быт. 46:4 ). Аврааму одному, мужу твёрдому духом, Господь открыл, что потомство его будет в порабощении 400 лет. Быт. 28:16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! Митрополит Филарет и Английская Библия приводят мнение некоторых (между прочими Кирилла Алекс.), что патриархи не имели ясного понятия о вездесущии Божием, но – замечают оба комментария – иногда сам Бог возвещал особую святость мест (ср. Исх. 3:5 ). Иаков, не смея по смирению приписывать это видение своему значению, относит его к святости места, на котором он уснул. Быт. 28:17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. Страшно сие место, – говорит Иаков, и чувство это совершенно понятно: когда грешник приближается к святыне, то сердце его не может не ощущать страха, хотя святыня эта и не сожигает его, а примиряет его с Богом. Вот почему, говорит О. Герлах, и таинство Св. Причащения названо было древнею церковью страшным таинством, sacramentum tremendum. Иаков, находясь на месте, на котором он видел «небо отверсто и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих» и самого Иегову, Который не кто иной, как Тот, Который явил Себя позже под смиренным именем Сына Человеческого, воскликнул в Боговдохновенном настроении: «Это дом Божий, это врата небесные». И грешнику страшно стоять перед ними, пока Божия благодать не введёт его на этот путь небесный. Быт. 28:18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. «Елей был в глубокой древности признаваем за чувственный образ милости и благодати Божией, оживляющей и обновляющей, а потому почитался средством посвящения Богу известного предмета» (О.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но одновременно всё сильнее звучал голос Церкви, которая, как и в древние времена, обращалась к каждому человеку: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, [дабы] любил Господа Бога твоего, слушал глас Его… ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор. 30: 19–20). Те сильные духом и мужественные люди, которые отозвались на этот зов, приступили к делу: делу духовного, национального и государственного устроения. И тогда мы начали церковное обустройство родной земли, ибо не могли и не хотели мириться с тем, что земля нашего духовного родства может стать теперь всего лишь территорией ядерного бедствия, зоной отчуждения, безлюдным местом. Многие не захотели покидать родные места, среди таковых мы видим, естественно, и священнослужителей; многие со временем вернулись к своим очагам и начали в поте лица трудиться, чтобы жизнь вновь вступила в свои права. Труд и молитва стали опорой святого дела на оскорбленной земле. Вот почему нынешняя 20-летняя годовщина трагедии, которая произошла в Чернобыле, еще раз подтверждает истинность нашей извечной веры в победу Жизни над смертью. Не умерла наша земля, не погребальным звоном встретила она второе тысячелетие своей христианской истории! Она живет! — ибо ее возрождают к новой жизни такие люди, о которых сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, что они «вписаны в Книге Жизни Всемилостивого Господа и пребывают в новейшей истории зримым исполнением заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16)». В эти дни скорбь и радость идут рука об руку. И это — тоже проявление многосложности и противоречивости наших дней. Но радости у нас несравнимо больше, потому что Христос воистину воскрес! …Вечная память героям, которые ценою жизни заслонили нас от последствий катастрофы. Но они живы, потому что Бог наш «не есть Бог мертвых, но [Бог] живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). …Вечная память страдальцам, окончившим свой земной путь в болезнях. Но мы увидим их вновь, ибо Христос воскрес, — и жизнь жительствует!

http://patriarchia.ru/db/text/108548.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010