9 . Итак, сначала Бог творит тело человека, до такой степени прекрасно сложенное во всей гармонии и силе, как это и необходимо было для получившего свое бытие от Бога и приготовленное для такого его великого служения; потому что, конечно, небо и землю и все что ни есть плотское должно было, как бы некие почетные начатки с их стороны, принести тому, кто был в этом отношении с великим преимуществом одарен. Поскольку же и этого не было для этого достаточно, выступил Сам Владыка и восполнил недостаток и взнос и, вместо сего, вносит Свою благодарность, имеющую быть использованной теми, которым она была дана, так чтобы каждый из вносящих элементов был принят при создании человека и он представил бы собою целый малый мир. И, вот, земля дает большую часть материи; при этом восприемлется вода (потому что это и есть «глина» ( πηλο ς)); 12 огонь же и воздух вносят величайший элемент силы, именно – жизнь, заключающуюся главным образом в них; при невозможности же ни для чего существовать непосредственно под противоположными друг другу элементами, простота (целость) небесных тел существует благодаря тому созвучию, которое существует между ними; так что, если бы кто сказал, что человек создан из этих (четырех) элементов для того, чтобы, будучи составленным из них, он все это познал, а не остался бы скорее в полном неведении о них, – тот сказал бы правду. И при создании человеческого тела Бог не только поставил целью, чтобы оно исполняло все свои функции, но и дал ему прекраснейшее расположение и вместе с тем подобающим образом уготовал его для всего: и члены и части тела, и сращенности их и суставы, и связи друг с другом, и благородное прямое положение тела, 13 и группу органов чувств, прекрасно функционирующих и в отношении друг друга и в отношении всего состояния тела, и все иное, вот, такого рода, в чем была нужда для энергий души, Он задумывает и таким образом приготовляет во всем светлый дом (тело) для светлой (души). 14 И при этом Бог дарует человеку бессмертие; но бессмертной Он создал только его душу; телу же дал возможность сохранить этот дар и быть для сего пригодным до тех пор, пока душа сохраняет свою святость; 15 ведь хотя оно само по себе и было составленным и потому должно было претерпеть распад, и ничего не было в его природе такого, что препятствовало бы разрушению, однако безграничная сила Создателя намеревалась даровать ему вечность: потому что, как оно было органом души, и иначе и не могло быть, – чтобы душа, находящаяся в теле, воспринимала внешние ощущения, получаемые от органов чувств, так и телу, с которым на короткое время душа должна будет разлучиться, было присуще быть соединенным с бессмертной душой (и в силу сего и самому стать бессмертным).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   Но Бог открывается лишь через веру. Вера, и только вера, есть для нас залог приближения к Богу и самого богообщения. Ибо по благодати Божией «все возможно верующему» (Мк. 9:23). Гуманизм, пытаясь упразднить веру и в ней одной укорененное боговедение, водружает на их месте нового идола — «позитивное», или «научное», знание и отводит ему самое почетное место в пантеоне лжебогов. Пренебрегаемый гуманистическим мудрованием, Бог попускает ему утвердиться, чтобы затем предоставить собственной судьбе — неизбежному поруганию от былых ревнителей, которые рано или поздно «возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр. 17:16). И поскольку именно через «знание» — конечно, не благое и душеполезное, но сатанинское и ложное — люди, обоготворив себя, отпали от Бога, то справедливо ожидать, что продолжающееся поклонение этому «божеству» станет для их потомков источником окончательной катастрофы.    Вот в каких словах описывает гнев Божий — гнев, от которого, согласно позднейшему предсказанию Мефодия Патарского, «вол возревет и камень сухой восплачет», — святой апостол Иоанн Богослов: «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий... И увидел я одного Ангела... и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысячеиачальников... и трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Откр. 14:19—20, 19:17—18).    Оплакать эти грядущие бедствия под силу лишь пророку Иеремии, а мы умолкаем, не дерзая ничего добавить. ПРОРОЧЕСТВО СВЯТОГО ТАРАСИЯ, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО    Сей святой муж, занимавший Константинопольский патриарший престол в 784—806 годах, известен, среди прочего, как инициатор VII Вселенского Собора и как автор следующего пророчества:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

   Там же. С. 62—63.    Там же. С. 68. Таинство брака Брак в Древней Церкви    Канонические сборники Православной Церкви оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Данное определение содержится в «Номоканоне» Патриарха Константинопольского Фотия (IX в.), в «Синтагме» Матфея Властаря (XIV в.), в греческих правовых сборниках Византии, в том числе в «Прохироне» Василия Македонянина (867—886 гг.), перевод которого составил 49 главу «Кормчей Книги». В «Кормчей» определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение». В греческом «Номоканоне» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» — общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом («соучастие в божеском и человеческом праве»).    Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельстве Священного Писания.    Господь, ссылаясь на закон Моисея, учил: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5—6). Спаситель говорил о нерасторжимости брака, который мог быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов: «Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». (Мф. 19:9).    Апостол Павел придавал браку значение Таинства, ибо уподоблял его тайне единства Христова в Церкви. «Жены, — писал он в Послании к Ефесянам, — повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22—25, 31—32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

   Ясно, что когда еретики проклинают нас, мы благословляемся от Бога. Господь наш Иисус Христос говорил своим ученикам и апостолам: «Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Ведь иудеи и эллины, убивая святых апостолов, думали, что служат Богу, но за такую службу были осуждены с диаволом в огонь вечный, а святые апостолы сподобились Царствия Небесного с Христом Богом. Так и еретики, проклинающие христиан, были осуждены и будут осуждены с диаволом в огонь вечный, а христиане, из-за этого проклятия, сподобятся от Христа Бога Небесного Царствия, ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас... и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).    И еще сказал Господь: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее... И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34—35, 36). Враги — это значит, что если отец, мать, или сын, или дочь отпадет от правой веры, подобает ненавидеть их и отвергать и избегать их, чтобы не погибнуть вместе с ними.    Ошибка в тексте «Просветителя»: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред.    Имеется в виду собор в Эфесе в 449 г.    В славянской Библии: «проклинающих тебя прокляну». — Ред.    15-е правило Константинопольского собора Двукратного.    Ср. 6-е правило Лаодикийского собора.    1-е правило Шестого Вселенского Собора. Слово тринадцатое Против ереси новгородских еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника. Здесь же собраны свидетельства из святых книг о том, что еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням.   Новоявленные новгородские еретики, Алексей протопоп, Денис поп, Федор Курицын и многие другие их единомышленники соделали ныне много зла, и зло это нельзя ни языком изречь, ни словами высказать, ни умом охватить — такую хулу произнесли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на всех святых и так осквернили святые Божии Церкви, честные и животворящие кресты и всечестные иконы. И сотворив столько зла, они убоялись ревности православных о благочестии — убоялись того, что, узнав о всех их злых делах, соборне осудят их по божественным правилам на окончательную погибель в нынешнем веке и в будущем. Поэтому они всячески старались утаиться от православных и говорили, желая своими словами испугать истинно верующих, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника. Они приводили в свидетельство слова Господа, Который сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), — и слова святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого нельзя ненавидеть или осуждать, ни неверного, ни еретика, и не следует убивать еретика; если же нужно судить еретика или отступника, то пусть он будет осужден по царским и гражданским законам, а не иноками и даже не мирскими людьми, если они не заседают в судах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Евангелие – это воистину Откровение и Начало начал. Читая его, открываешь истину, находишь ответы на каждодневные вызовы. Отрывок из Евангелия, который читался сегодня в храме, иллюстрирует нынешнее состояние некоторых верующих: «В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? (Лк. 8:22–25)». Поучительная история о шторме, панике учеников и чудесном спасении. До боли знакомая ситуация. Когда случаются испытания, мы начинаем паниковать, пытаясь втянуть и Христа в нашу истерию, а Он спокоен. Паника, которая возникла в связи с легализацией раскольников – т. н. ПЦУ (Константинопольского Патриархата), повторяет один в один реакцию учеников в лодке. И точно так же в ответ на наши страхи и отчаяние Христос задает нам единственный вопрос: «Где вера ваша?» Неужели мы настолько маловерны и считаем, что какие-то события могут происходить без воли Отца Небесного? Неужели мы думаем, что Господь, повелевающий стихиями, вмиг останавливающий шторм и бурю, не может остановить и прекратить любые поползновения, бессилен защитить Церковь, уберечь Ее? За кого тогда мы Его почитаем? За Всемогущего ли Бога, Творца и Вседержителя? С человеческой точки зрения Господь должен тут же покарать раскольников, призвать на них гром и молнию, незамедлительно и жестко отреагировать на происходящее. А Он безмолвствует. Но это не отстранение, в этом безмолвствовании – решение в первую очередь наших проблем. У Бога проблем нет. И Ему не надо их помогать решать. Все проблемы кроются в нашем сердце. Бросаясь в бой с врагом, ненавидя других и не слушая никого, считая себя истиной в последней инстанции, мы забываем о Христе, закрываем для Него свое сердце. В таком случае раскол раскалывает только нас самих. Поскольку зло и Христос несовместимы.

http://pravoslavie.ru/124956.html

А если это было положено им по определению при возникновении их, изменять свою природу, и не только это, но и то, что с этим связано, то лучше было бы, если бы ничего из них не было произведено. Засим что же делает тот, кто таким образом ниспровергает все творение, умопостигаемое и чувственное, и не щадит даже бездушных, но все столь строго взвешивает, и подвергает суду собственных размышлений, и ничем из них не оказывается доволен? Он недоумевает о создании человека, одного вида твари, – или ищет другого Бога и Создателя (да будет Он к нам милостив!), а Того, Кто произвел все это, с бесстыдным лицом и разнузданными устами осмеивает, как не ведающего, что лучше? Да что говорить, ищет другого бога и создателя? Сам себя усадив на высоте безумия и безрассудства в качестве исправителя вещей, он старается совершенно уничтожить в людских душах понятие о Боге, которое он прежде уничтожил в собственной душе. Но я полагаю, что сказанного здесь как бы в основных чертах достаточно, чтобы дать понятие и о пропущенном, и чтобы переубедить издавна дерзающих противоречить. Трактат 14. Что значит «открылись глаза у них» (Быт. 3:7), и как грехопадение обрело силу открывать глаза? " Открылись глаза у них обоих« не потому, что грехопадение открыло им глаза, ни в коем случае – ведь не написано же, что глаза их открылись при грехопадении, но что после него. Ибо сказано: »И взяла жена от плодов его и ела, и дат также мужу своему, и они ели. И открылись глаза у них обоих« ( Быт. 3:6–7 ). Это значит вот что: после греха обычно происходит осознание согрешения, и именно тогда осознается степень дерзновения. Ибо когда после беззаконного деяния помрачающая страсть и возбуждение, толкающее на грех , прекращаются и успокаиваются, – вот тогда-то рассудок, как бы вынырнув из этой густой тьмы и очнувшись, гладит на содеянное и на то, в каком состоянии он теперь и в каком был раньше, и приходит в чувство, и, уязвляемый и пробуждаемый совестью, явственно видит то, на что, ослепленный страстью, смотрел иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

А каноническая Украинская Церковь устоит? Она останется сильной, она утвердится и очистится, она воссияет в качестве исповеднической Церкви. Лучшие качества Украинской Церкви проявятся в ее исповедниках, терпеливых стоятелях в вере. И это будет просто, ведь два «ассенизатора» приехали. Они, сами того не зная, никого не соберут, кроме тех, кто и так уже является «плавающей фракцией». Рейтинг: 9.6 Голосов: 1794 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Лариса 13 октября 2018, 13:07 Это лучшее определение украинского раскола, какое я когда-либо слышала. Остается надеяться, что " Варфоломеевской ночи " там все же не случится. Татьяна В. 25 сентября 2018, 18:58 Дело в том, что вообще все расколы — это такие коллекторы, это отстойники, они имеют свойство собирать внутрь себя всю церковную грязь.(с) Спасибо о. Андрею за жесткие, но правдивые слова. Может и не надо называть таких " грязью " , но про них же прямо сказано - " Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям " (с) То же самое сказано, только другими словами про всех отступников. Православным Украины Господь послал настоящего предстоятеля отца Онуфрия, а это дорогого стоит. Все остальное - тлен. Так как сказано, что придет время и в блистающие храмы ходит нельзя будет. И это время уже на пороге. Анна С.В. 21 сентября 2018, 19:59 А каноническая Украинская Церковь устоит? Она останется сильной, она утвердится и очистится, она воссияет в качестве исповеднической Церкви. Лучшие качества Украинской Церкви проявятся в ее исповедниках, терпеливых стоятелях в вере. И это будет просто, ведь два «ассенизатора» приехали. Они, сами того не зная, никого не соберут, кроме тех, кто и так уже является «плавающей фракцией». Спасибо за такие слова. ирина 20 сентября 2018, 14:42 Спаси Вас Господи о,Андрей.утешили перед праздником,душа терзается,но с нами Бог и не убоимся Олег Мариуполь 19 сентября 2018, 20:50

http://pravoslavie.ru/115853.html

А мы должны повиноваться истолкователям Писания. По внушению Святого Духа говорил Павел, равно и Петр, и прочие Апостолы, и иерархи: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и прочий сонм учителей, просиявших в мире, подобно светилам, раскрывших слово жизни, проповедавших глаголы Бога нашего, и все это прекрасно нам изъяснивших. И опять, в толковании на послание к Тимофею, тот же Златоуст говорит: ««аще убо кто очистит себе, будет сосуд в честь, освящен» ( 2Тим.2:21 ). Видишь ты, что быть золотым или глиняным есть дело не природы и не физической необходимости, а нашего избрания. Там ни глиняное не делается золотым, ни на оборот; а здесь бывает большая перемена. Павел был сосудом глиняным, но сделался золотым; Иуда был золотым, но сделался глиняным». И еще в толковании на послание к Ефесянам, изъясняя слова: «благодатью есте спасени» ( Еф.2:8 ), говорит: «чтобы величие благодеяний не надмевало тебя, смотри, как Он тебя смиряет: через веру, говорит. Чтобы не нарушить самопроизволения, Он присовокупил и то, что наше, а потом опять сказал: »и сие не от вас», т. е. и вера не от нас. Ибо если бы Он не призвал, то как мы могли бы уверовать? Божий дар. Недостаточно было веры для спасения, но, чтобы не спасать праздных и бездейственных, Он потребовал веры, споспешествуемой делами. «И сие – Божий дар, да никтоже похвалится» ( Еф.2:9 ), потому что никто, говорит, и не оправдался делами, дабы явилась благодать Божия и человеколюбие ( Тит.3:4,5 ). Впрочем, Он не отвергал имевших дела, но и не имевших дел спас благодатью. Потому, дабы кто-либо, услышав, что все совершается не делами, а верою, не сделался бездейственным, смотри, что Он присовокупил: «Того есмы творение, создани во Христе Иисусе, на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим» ( Еф.2:10 ). Нам нужна постоянная и неослабная добродетель, иначе не будет никакой пользы. Надобно соблюдать все, что заповедал Христос, и не оставлять ни малейшей заповеди, дабы истинная вера обнаруживалась посредством правых дел добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

А что дарование ученикам познания тайн, тогда как другим оно не дается, не есть признак исключительности, показано уже раньше, и ничуть не меньше это представляет Спаситель, называя учеников блаженными за то, что они, видя, видят и, слыша, слышат (ср. Мф.13:14 ). Ведь именование блаженным в Писании, а особенно в речениях Спасителя, относится не к необходимости, вводящей неизбежность, а к свободному выбору лучшего. Ибо блажен муж, который не ходит на совет нечестивых ( Пс.1:1 ), и «блажен муж, который жалеет души скотов своих» (ср. Притч.12:10 ); а Спаситель, связывая много блаженств одно за другим, никакое из них не уделяет тем, применительно к кому имела бы силу исключительность, но все относит к тем, чья добродетель – плод и нива произволения (ср. Мф.5:3–11 ; Лк.6:20–22 ). Итак, и тогда ученикам было дано знать тайны Царствия Божия не в силу исключительности, как и неведение их – неразумным из иудеев, но потому, что те добровольно объявили себя слепыми и глухими, за что Божественный и беспристрастный суд и обличил их как недостойных этих тайн. Так как же возлюбленный ученик, орган богословия говорит: ослепил глаза свои и окаменил сердце свое ( Ин.12:40 )? Из уже сказанного понять нетрудно. Если бы он не позвал Исаию в свидетели (ср. Ин.12:41 ) или то же самое сказал применительно к другому умозрению, то был бы повод к некоему недоумению или поискам другого решения помимо изложенных, но, поскольку и это выражается через слова пророка, из которых воссиял яснейший и не содержащий никакого недоумения смысл, и разобрано было всё, что вызывало сомнение, у других евангелистов, понятно, что и то, что могло вызывать затруднение в этих словах, уже разрешено раньше. Ибо первый записавший Владычные деяния 26 учит, что «ослепил и окаменил» означает то же самое, что и: потому говорю им притчами, что они видя не видят, и, слыша не слышат ( Мф.13:13 ). Если же кто применит «ослепил и окаменил» не к предыдущим недугам, а, скорее, к последующим, как бы как некое воздаяние за прошлое, то и он не промахнется мимо цели и будет недалек от истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся, Матерь Божия, одна Раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, Принявшая Бога, световидная Стихия Божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся, Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет Соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое – с Богом, Божественное – с человеком. Радуйся, Чертог, украшенный девственными дарами для Того, Кто говорит в Песнях: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). О соединении Его с плотью говорится в следующих словах: Пойдите и посмотрите... на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его ( Песн.3:11 ). Радуйся, Агница, бесплодная для брака и родившая от Божественного зачатия; от Тебя происшел Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин.1:29 ). Радуйся, Светлое Облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя воссияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся, Светильник, золотой и твердый Сосуд Девства; светильнею Сего Светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти; отсюда происходит невечерний Свет – Христос; Ты осияла вечною жизнью сидящих во тьме и тени смертной ( Лк.1:79 ). Радуйся, Благодатная! ( Лк.1:28 ); Ты и по самому делу, и по имени вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная Радость, Исцеление Адамовой печали. Радуйся, Рай , Место, которое блаженнее Едема; в сем Раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось Древо Жизни; причащаясь Его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как «пламенное оружие плещи дает» 25 , как написано. Радуйся, град великого Царя ( Пс.47:3 ) – скажу словами Давидовыми, – в Котором отверсто Царство Небесное и земнородные, написанные в числе граждан, радуются; в Котором слышны повествования великие и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, Который чрез Тебя помиловал меня; за что я, бедный и неразумный, должен был божественно возвеличить бесчисленные Твои похвалы; Ему же подобает всякая слава, и честь, и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010