Время было зимнее, и Он избрал прямой и более удобный путь через Самарию. Приходит Иисус Христос в Самарийский город Сихарь. Так называли Иудеи древний Сихем, который лежал на равнине, орошаемой потоками вод, между горами Гаризим и Гевал. Перед городом, с южной стороны, находился колодезь, начало которого местное предание приписывало патриарху Иакову. В самом деле, участок земли, на котором он был вырыт, некогда, завоеван был Иаковом у Аморреев, и отдан в наследство Иосифу. Иисус Христос, уставши от пути, сел у колодезя. Был почти полдень, и ученики Иисуса Христа пошли в город купить чего-нибудь съестного. Между тем, на колодезь приходит из города одна Самарянка зачерпнуть воды. Иисус Христос говорит ей: – «дай Мне напиться». – Женщина Самарянская, осмотревши Его, и, по одежде ли, по выговору ли, заключая, что перед нею Иудей, говорит Ему: «как это, Ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (А Иудеи с Самарянами, издавна, были в постоянной вражде; и не хотели делить с ними, как с нечистыми, ни стола, ни беседы). Иисус Христос отвечает ей: – «если бы ты знала, какое благодеяние посылает тебе Бог (в эту минуту), и Кто говорит тебе: – дай Мне напиться – ты сама стала бы просить у Него, и Он дал бы тебе воду живую». – Под водою живою, в обыкновенном разговоре, разумели, в противоположность стоячей, или скопленной в водоемах после дождей, воду родниковую, которая беспрестанно била из земли ключом. Колодезь Иаковлев наполнен был также дождевою водою; а родниковая вода была на самой глубине его. Самарянка думала о ней, когда услыхала о воде живой; и потому говорит Иисусу Христу: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем; а колодезь глубок: откуда же Ты возьмешь воду живую? Неужели Ты искуснее (в этом деле) отца нашего Иакова, который оставил нам этот колодезь? Он нигде не нашел лучше этого, а пил из него и сам, и сыновья его, и стада его». Иисус Христос отвечал: – «кто пьет эту воду, тот и опять захочет пить: а кто напьется воды, которую Я ему дам, тот весь век не захочет пить; напротив, вода, которую дам ему, сделается в нем родником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Глава 12 . После же сего, когда Фамарь вдовствовала, через два года, она, услышав, что я отправляюсь стричь овец, нарядившись в брачный наряд, села в Енане городе у дверей гостиницы. 2. Ибо закон был у Аморреев, чтобы вдовствующая сидела в блуде. 3. Итак, я, упившись вином, не узнал ее; и обольстила меня красота ее чрез украшение одежды. 4. И склонившись к ней, я сказал: «Я войду к тебе»; и она сказала: «И что дашь ты мне?» И я дал ей трость мою, и перстень, и диадему царства моего в залог; и как я вошел к ней, она зачала. 5. Я же, не зная, что я сделал, хотел умертвить ее; но она, послав тайно заклады, пристыдила меня. 6. Призвав же ее, я услышал и те слова в тайне, которые я, спав с нею, в опьянении моем говорил; и я не мог ее умертвить, ибо (сие) от Господа было. 7. Ибо я говорил: не сделала ли она как-нибудь по коварству, взяв залог от другой. 8. Однако я не приближался к ней более до (конца) жизни моей, ибо мерзость сию совершил я во всем Израиле. 9. И находящиеся в городе говорили, что нет во вратах берущей платы, потому что из другого места пришедшая на короткое время сидела во вратах. 10. И я думал, что никто не знал о том, что я входил к ней. 11. И после сего мы пошли в Египет к Иосифу по причине голода. 12. Был же я сорока шести лет, и семьдесят три года я жил в Египте. Глава 13 И теперь я заповедаю вам, дети мои: слушайте Иуду, отца вашего, и храните слова мои, чтобы исполнять все уставы Господни и повиноваться заповедям Божиим. 2. И не ходите вслед похотей ваших в гордости сердца, и не тщеславьтесь делами и силой юности вашей, ибо ведь это лукаво пред Господом. 3. Поскольку и я, тщеславясь, что в войнах не обольстило меня лицо красивой женщины, укорял Рувима, брата моего, за Баллу, жену отца моего; и дух ревности и любодеяния ополчился на меня, доколе я не добился Анан – хананеянки и Фамари, невестки моей. 4. Ибо я говорил тестю моему, что я посоветуюсь с отцом моим и таким образом возьму дочь твою; он же не хотел, но показал мне на имя дочери своей неисчислимое множество золота, ибо он был царь. 5. И он украсил ее золотом и жемчугом и велел ей наливать нам вино на вечери. 6. И вино развратило мои глаза, и омрачило мое сердце услаждение. 7. И вожделея к ней, я сошелся с нею, и преступил заповедь Господню и заповедь отца моего, и взял ее в жены. 8. И Господь воздал мне по помыслу души моей, ибо я не имел радости в детях ее. Глава 14

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Глава 46 Иаков со всем своим станом поднимается с места скитания своего в Ханаане и направляется к Египту; в Вирсавии удостаивается видения, которое окончательно утверждает его в намерении идти в Египет Быт.46:1–4 . И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Иаков, побуждаемый естественною любовью к Иосифу, без колебаний принимает решение последовать его предложению переселиться в Египет. Но, как патриарх богоизбранного племени, он необходимо должен был видеть в этом переселении весьма решительный шаг, чрезвычайно важный для последующей судьбы и истории его потомства: еще Аврааму было откровение, что потомки его будут пришельцами в земле чуждой, будут порабощены и угнетены, но затем возвратятся в Ханаан ( Быт. 15:13–16 ). События, рассказанные 37–45 гл., служили подготовлением к переселению дома Иакова в Египет. Это переселение имело ввиду, во-первых, обособление избранной семьи от хананеян, смешение с которыми, уже начавшееся ( Быт. 38:2 ), могло быть весьма пагубно для религиозной миссии потомства Авраамова; с другой – в Египте с его пренебрежением к азиатам достигалась эта изолированность избранного народа, а высокое состояние египетской культуры могло плодотворно влиять на этого носителя истинного богопочтения. Иаков останавливается именно в Вирсавии потому, что это место было освящено Авраамом – устройством здесь жертвенника и богослужением ( Быт. 21:33 ) и богоявлением Исааку ( Быт. 26:23–24 ). Инстинктивно сознавая важность момента (переселения), Иаков приносит торжественную жертву на месте, освященном историческими воспоминаниями, и испрашивает благословения Иеговы на путь. Ободряя Иакова, Иегова называет себя «Богом сил» (El-Elohei), Богом завета, по воле Которого происходит теперь переселение Иакова в Египет и Который не оставит его потомство там и преобразит его в великий народ. Выведение из Египта обещается, конечно, не Иакову лично, а его потомству. Самому же Иакову обещается, по крайней мере, мирная кончина и то утешение, что любимый сын его, Иосиф, закроет глаза ему ( Быт. 50:1 ). Об этом обычае древности говорится, например, у Гомера (Илиада 11, 453; Одиссея 24, 294).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Господин мой! ничего нет сильнее обличений совести и ничего нет дерзновенней ея одобрений» (Св. Максим Исповедник на допросе). 84. Когда и как два естества Иисуса Христа, Божеское и человеческое, пришли в соединение? Божеское и человеческое естества Иисуса Христа были уже в соединении при зачатии Девы Марии, что явилось после Ея ответа Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ... ( Лyk. I, 38 ). Когда Пречистая Богоматерь родила Младенца, то в Нем уже пребывали Бог и человек . Поэтому Пресвятая достойно наречена Богородицей. 85. Кто была Пресвятая Дева Мария? 1) Она была той Девою, о Которой предсказывали в Священном Писании св. пророки. 2) Она происходила из семени праведно верующого патриарха Авраама и пророка царя Давида, от которых надлежало, по обетованию Божию, произойти Спасителю. 3) Она была посвящена Богу с детства, а в юности, дала обет девства, что навсегда сохранила. 4) Пречистая жила при Иерусалимском храме, предаваясь молитве, трудам и богомыслию; такою жизнью и смирением она достигла превысшей святости. 5) Дева Мария была Богом удостоена Благовестия о Ея великочудесном зачатии от сошествия на Нее Святого Духа и о предстоящем рождении Ею Спасителя мира. 6) Ради охранения Пресвятой Девы, по Промыслу Божию, Ее обручили праведному старцу Иосифу того же племени Авраамова и Давидова. 7) Действием Святого Духа, безмужно, в Деве Марии соткался святой плод и Она родила Богочеловека. 86. Какие тексты Писания и Предания все это утверждают? 1 . " Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит – с нами Бог« ( Uc. VII, 14 ; Mф. I, 23 ). 2 . " И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быm. XXII, 18 ). Обещание св. пророку Давиду см. Uc. IX, 7 и 2 Царств VII, 12, 28 и 29. 3 . «По Божественному изволению я имею чистую, доблестную по душе Отроковицу, приими и введи Ее в храм Зиждителя» (Канон предпраздн. Введения, песнь 8, троп. 1). Историческия данныя сообщают, что по достижении девического возраста Дева Мария пребывала в здании для дев, посвятивших свою жизнь Богу и давших обет безбрачия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой о помощи. Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности определяется не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например, свободное самоопределение человека.

http://pravoslavie.ru/49433.html

Да обретем благоволение и проч. То есть за счастие почтем искупить нашу жизнь, сделавшись рабами Фараону. И да будем рабы Фараону. Слово раб у Евреев означает часто служителя вообще и также подданного; но здесь должно быть принято во всей строгости своего значения. Подать пятой части для Фараона. Не тяжкая дань в столь плодоносной земле, где пятою частью годового сбора хлеба можно питаться целый год, как то показало время голода. Польза постановления Иосифова видна в последующие времена Египта. Диодор замечает, что доходы с земель освобождали царей Египетских от необходимости обременять народ податями другими. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27. Таким образом, Израильтяне поселились в земле Египетской, в земле Гесем, приобрели в ней собственность, и возросли, и умножились весьма. Сим заключением писатель доводит сказание о переселении в Египет до своих времен, как бы так говоря: «Вот происшествия, чрез которые предки наши утвердили свое пребывание в Египте, где племя наше возросло в целый народ». ЗАВЕЩАНИЕ ИАКОВА ИОСИФУ. Б. XLVIL 28–31 28. И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет, а всего времени жизни Иаковлевой было сто сорок семь лет. 29. Когда же дни Израилевы приближались к смерти, тогда он призвал сына своего Иосифа и сказал ему: если я обрел благодать в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты сделаешь со мною милость и истину, не похоронишь меня в Египте. 30. Я хочу лечь с отцами моими; посему вынеси меня из Египта и похорони меня в их гробе. Иосиф отвечал: я исполню по слову твоему. 31. Он продолжал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие одра. Переселение Иакова в Египет и долговременное в нем пребывание представляет вниманию наблюдателя вопрос: что было тогда в мыслях патриарха с обетованием о земле Ханаанской? Сие разрешает дееписатель в настоящем сказании, показывая, что Божие обетование никогда не выходило из мыслей и благочестивых желаний Иакова; и что, следственно, к Египту он был привязан только чрез Иосифа необходимостью, но для оставления его терпеливо ждал мановения свыше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

«Думал, что Бог силен и из мертвых воскресить». «Смысл слов сих следующий: по той же вере, по которой Авраам веровал, что Бог даст ему сына, которого у него не было, по той же вере он был убежден, что Бог воскресит и мертвого, воскресит закланного. Одинаково было чудно, т. е. по человеческому соображению, как то, что родится сын от утробы омертвевшей, устаревшей и уже сделавшейся не способною к деторождению, так и то, что закланный воскреснет, и однако он верил; прежняя вера руководила его к вере и в будущее» (Злат.). – «Почему и получил его в предзнаменование», – греч. θεν αυτν κα ν παραβολ εκομσατο, – слав.: «тем же того и в притчи прият», т. е. «в образе, так как овен был притчей Исаака или образом. Так как жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении Авраама, то Бог и даровал его патриарху» (Злат.). Евр.11:20 .  Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. «Верою в будущее…» «Неужели праведники знали все будущее? Конечно. Если Сын Божий не открывался тем, которые не могли принять Его по своей немощи ( Мф 13:17 ), то, без сомнения, открывался прославившимся добродетелями. Так и Павел говорит теперь, что они знали будущее, т. е. воскресение Христово» (Злат.). – «Благословил Исаак Иакова и Исава…» «Хотя Исав был старше, но он поставляет наперед Иакова – за добродетели его. Видишь, какова была вера Исаака? Почему бы в самом деле он обещал сыновьям столь великие блага, если только не по вере в Бога?» (Злат.). Евр.11:21 .  Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Упоминаемая здесь вера Иакова весьма ясно открывается из самого содержания его благословений и произнесенных им при сем пророчеств, см. Быт 48:13–21 . – «И поклонился на верх жезла своего…» «Здесь апостол показывает, что Иаков не только сказал, но так надеялся на будущее, что показал его и самым делом. Так как от Ефрема имел восстать другой царь, то он и говорит: и поклонился на верх жезла своего, т. е. будучи уже старцем, он поклонился Иосифу, выражая имеющее быть поклонение ему от всего народа. Это отчасти уже исполнилось, когда ему кланялись братья, но должно было исполниться и после через десять поколений» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ей приснилось, будто она слышит стройное пение святых жен. Она возрадовалась духом и хотела было войти в дом, откуда лились голоса и петь вместе с ними. Но привратник у входа не пустил ее. Он сказал, что к отроковицам Божиим не могут входить те, кто не принимает монашеский образ. От его слов она преисполнилась стыда и смущения... и проснулась. Не мешкая она отправилась к святому, рассказала ему о своем сновидении и попросила совершить то, от чего она так долго и упорно отказывалась. Итак, приняв монашество, мать преподобного стала во всем подобна остальным сестрам. Посадив множество ростков праведности, она теперь с радостью пожинает плоды бессмертия. В. Из Патерика Старец говорил: «Поверьте мне, чада, великая похвала и великая слава царю, который отрекся от престола и стал монахом. И так же велик позор монаху, снявшему с себя монашескую одежду и ставшему царем. Ибо умопостигаемое несравнимо достойнее чувственного». 2. Один великий прозорливый старец засвидетельствовал, что благодатную силу он видел во время Крещения и точно такую же силу видел при постриге человека, когда тот облачался в монашеское одеяние. Г. Из Ефрема Брат, не торопи время принятия ангельского образа 65 . Ведь это враг внушает некоторым неразумное желание удостоиться монашеской мантии, когда к тому еще не пришло нужное время. Но ты, возлюбленный, изо всех сил старайся угодить Богу, терпи и внимай словам апостола: Если и можешь сделаться свободным, то лучше сделаться рабом 66 . Посмотри на древние поколения и увидишь, что святые всегда терпением и стойкостью достигали обещанного (Богом) и каждый день просили о том, чтобы стать Его сонаследниками в Царстве Небесном. Вспомни, патриарх Иаков разве не за Рахиль работал на своего шурина Лавана четырнадцать лет в Месопотамии, где днем зной, а ночью (лютая) стужа? А Иосиф Прекрасный? Разве не проработал он много лет на чужбине? Как сказано в Писании: Иосиф, семнадцати лет, пас скот (отца своего) вместе с братьями своими, и дальше: Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице Фараона ( Быт. 41:46 ). Моисей, слуга Господа, прожил сорок лет в земле Мадиамской. И сыны Израиля только после сорока лет странствий вошли в землю обетованную. Но прежде всего, посмотри на Авраама: сколько лет ему пришлось ждать обещанного. Только проявив терпение, все святые получили обещанное. Итак, со смирением потерпи Господа, и в нужное время Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень ( Пс. 36:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Если оставить в стороне историю первобытных времен ( Быт. 1–11 )… то исторический период, представленный в книгах Ветхого Завета, охватывает около 1700 лет. Чудеса, о которых там рассказано, относительно немногочисленны для такого долгого периода и не распределяются равномерно по разным эпохам. Они почти отсутствуют в истории патриархов, кроме гибели Содома и Гоморры ( Быт. 19:24–28 ) и рождения сына-первенца у Сарры в старости ( Быт. 21:1–7 ), но изобилуют в книге Исход и в начале книги Иисуса Навина; очень редки в истории Илии и Елисея (3 и 4 Цар.), а затем почти совсем исчезают 17 . В памяти израильского народа наиболее ярко запечатлелись события, связанные с исходом из Египта. Именно эти события легли в основу главных религиозных праздников, именно о них чаще всего вспоминали в проповедях, звучавших в синагогах. На разных этапах своего бытия народ израильский возвращался мыслью к славному прошлому, описанному на страницах исторических книг Ветхого Завета, к чудесам и знамениям, сотворенным Богом. Ностальгия по этим чудесам пронизывает значительную часть Ветхого Завета начиная с Псалтири, где они описываются как совершённые во дни древние ( Пс. 43:2; 142:5 ). Псалмопевец говорит: Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил ( Пс. 77:2–4 ). Пророк Исаия взывает к Богу: Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! (51:9). Представление о том, что чудеса остались в далеком прошлом, а к настоящему времени иссякли, что Бог некогда являл Свою силу, а теперь перестал, было широко распространено в Израиле в течение длительного периода. Ко временам Иоанна Крестителя и Иисуса это представление имело уже многовековую историю. 3. Чудеса в Евангелиях Атмосфера чуда, присутствующая в книгах Бытия, Исход, Иисуса Навина и в некоторых пророческих книгах, возрождается в евангельских рассказах о событиях, сопровождающих рождение Иисуса в Вифлееме. Эта атмосфера создается прежде всего за счет присутствия в повествовании ангелов 18 . У Матфея ангел трижды во сне является Иосифу ( Мф. 1:20; 2:13, 19 ). У Луки ангел Господень является Захарии ( Лк. 1:11–20 ), затем ангел Гавриил посылается к Деве Марии ( Лк. 1:26–38 ). Ангел возвещает пастухам о рождении Младенца, а потом вместе с ним является многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:9–14 ). После того как Иисус преодолел все искушения от диавола в пустыне, оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему ( Мф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь в 9-м стихе: «призвал Авимелех Авраама» ( Быт. 20:9 ) и ниже: «сказал Авимелех Аврааму» ( Быт. 20:10 ). Почему такое расхождение? В первом случае Авимелех боялся даже с ним встретиться. И эти слова Авимелеха передали его слуги. Он испугался этого пророка, за которым ночью Бог является и угрожает смертью. Здесь уже 10-й стих: « И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? » ( Быт. 20:10 ). Он уже встречается с пророком: наверное, слуги услышали какие-то добрые слова от патриарха Авраама, и страх Авимелеха ослаб. « И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду 185 , когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою » ( Быт. 20:10–12 ). Слово «сестра» может означать и племянницу, и просто близкую родственницу, даже тетку. И когда он говорит, что она «дочь отца моего» ( Быт. 20:12 ) – не обязательно, что она именно дочь его отца. Потому что отцом семейства являлся самый старший человек семейства, он имел статус отца. И здесь родственная связь достаточно сложная: по крайней мере, споры идут на эту тему: сестра там была, племянница или кто-то еще. Авраам дальше говорит: «когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой» ( Быт. 20:13 ). То есть Авраам все раскрывает: нет больше никаких секретов, потому что здесь уже Господь вмешался в ситуацию. Можно найти такую интересную параллель: некоторые богословы задавались вопросом, когда Иосиф, обручник Девы Марии, узнал, что она беременна, почему Мария ему ничего не рассказала о том, что произошло? Она предоставила возможность Господу вмешаться в эту ситуацию. Блаженный Феофилакт поясняет, что Она ждала, чтобы Господь сам заступился за Нее. И Господь посылает ангела, который во сне является к Иосифу и говорит: «не бойся принять Марию, жену твою» ( Мф. 1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010