Бывший диакон в 60-х годах работал в патриархии на высоких должностях. Надо было уезжать. Отец Арсений долго говорил с Наталией Петровной и Верой Даниловной, рассказал им истинную причину своего приезда, не упомянул об Ирине и откуда он все узнал. Предупредил и о диаконе Василии, Лидии Гуськовой, Зинаиде Полюшкиной. О Кате Кравцовой – Кате Беленькой – о. Арсений ничего не сказал, он верил ей, понял ее заблуждение, ошибку, – нет, не предательницей она была. Отец Арсений понимал, что арест его предрешен, но необходимо, чтобы произошел он не здесь, в городе, а в ссылке. Пусть потом допрашивают, сажают в карцер, бьют, показывают донесения агентов – он не уезжал из ссылки, не был в городе. На 25 августа Ирина взяла билет на ночной поезд, а 24-го о. Арсений писал письма, написал и Кате “Беленькой” – Кравцовой. В 1966 году Катя отдала это письмо Вере Даниловне, рассказала, как она стала сотрудником органов и почему. Вот отрывок из этого письма: “Господа молю о Вас. Укрепите себя молитвой, просите Божию Матерь о помощи. Вы упали, найдите силы подняться. Я понял Вашу ошибку, не осуждаю Вас. Вы сильная, решительная, стойкая и, когда Вас позвали, надеялись на себя, а надо все упование возложить на Бога, и тогда решительность и стойкость Ваши помогли бы в борьбе со злом. Ваш героизм превратился в ошибку, а потом во зло. Отойдите от дел, выдержите напор зла и победите, хотя понимаю, что это не просто. Противоборствуйте злу. Силы утешения черпайте в молитве. Матерь Божия наша помощница и защитница. Да хранит Вас Бог. Ваш духовный отец иеромонах Арсений. Настанет время, и встретимся мы еще с Вами, молюсь постоянно о Вас. Да благословит Вас Бог”. 25 августа о. Арсений во время дежурства Ирины в 11 часов утра ушел на вокзал, где и переждал до вечера. На вокзал о. Арсения провожала мать Ирины – Варвара Семеновна, принесла в дорогу продукты, прощалась ласково, добро, заботливо. Отъезд для о. Арсения был тягостен, он потерял троих своих духовных детей, потерял безвозвратно, но на Катю он надеялся, верил ей, она не сойдет с пути веры.

http://pravmir.ru/o-arsenij-kniga-ii-cha...

   4-е прение. Спорил патриарший старец Иоасаф и другие греки.    Иоасаф: «не добро у вас на Москве делают, что в другой раз крестят христиан». Арсений пояснял, что это применятся только к тем, кто крещен неправильно, через обливание, т. е. к латинянам и выходцам из польского края, ибо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение». Иоасаф: «почему же у вас вновь не крестят греков, когда и они обливаются, а не погружаются?» Арсений: «потому, что мы не знаем этого. А если сведают в Москве про ваше обливание, то и вас станут крестить». Иоасаф: «не основательно то, чтобы нас снова крестить; не гораздо у вас то делают. И наш патриарх хочет писать об этом к другим патриархам. И согласившись о том в Москву писать к государю и патриарху». Арсений: «если добре будут писать, ино послушают. А станете писать противно св. апостолам, то на Москве и четырех патриархов не послушают. Знают на Москве древнее предание и без четырех патриархов». Иоасаф: «невозможно не послушать четырех патриархов, о чем ни станут писать, один или четверо». Арсений: «Отчего невозможно? Папа и главный был у четырех патриархов, да вот ныне его не слушают». Иоасаф: «папа еретик, потому и не слушают его». Арсений: «А и то не православное же дело, что св. апостолы велели крестить в три погружения, а четыре патриарха обливают или покропляют, и то есть папина ересь». Иоасаф: «да как же вам не послушать четырех патриархов. Кого же вам слушать?» Арсений: «если по преданию св. отец станут писать — послушают, а если не по преданию, не послушают. Могут на Москве и четырех патриархов отринуть, как папу, если не православны будут " …    «Мы на Москве живем и об одном патриархе с митрополитами, архиепископами и епископами. То ведь вам — грекам нельзя ничего делать без четырех ваших патриархов. Когда в Царьграде был благочестивый царь, единый под солнцем, он учинил четырех патриархов, да папу в первых. И те патриархи были в одном царстве под единым царем, и на соборах собирались по его царскому изволению. А ныне вместо того царя на Москве государь благочестивый во всей подсолнечной и царство его христианское Бог прославил. И устроил наш государь — «царь» у себя вместо папы в царствующем граде — Москве патриарха. А вместо четырех патриархов на государственных местах четырех митрополитов. Ино у нас на Москве возможно и без четырех патриархов ваших править закон Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   В июне 1653 г. Арсений вернулся из второй поездки на Восток с докладом (Проскинитарий) и с книгами. Все подтверждало расхождение в обрядах. Никон стал уже патриархом. Приехавший в апреле 1653 г. в Москву тоже бывший КПльский патриарх Афанасий (Пателяр) также «зазирал» Никона в обрядовых разницах. По просьбе Никона патр. Афанасий написал чин архиерейского служения на Востоке. Никон велел перевести его и находил его более пышным и возвышавшим честь патриаршую. Тогда же в 1653 г. Никон, движимый тем же интересом усвоения греческого обряда, обращается к КПльскому патриарху Паисию за книгой «Скрижаль», о которой он прослышал, как дающей объяснения литургии и прочих таинств. «Скрижаль» тотчас по получении была переведена на церковно-славянский язык. На Печатном Дворе тогда было уже собрано много переводчиков; киевский иеромонах Епифаний Славинецкий, его ученик, чудовский иеродиакон Евфимий и Арсений Грек.    Последний — фигура особого рода. Арсений Грек много навредил репутации Никона своей авантюрной фигурой. Среди греков таких было не мало. А для пуританской Москвы это была мерзость. Арсений из турецких греков, из богатой семьи, учился в греческой гимназии в Венеции, а затем в Риме, в униатской коллегии св. Афанасия. После 5-ти лет римской коллегии, конечно, купленных ценой измены вере, Арсений проходил Падуанский университет по философии и медицине. Вернувшись на родину, он опять стал православным и стал подвигаться к епископству. Но турецкие власти придрались к нему, как к венецианскому шпиону. Арсения посадили в тюрьму. Тут под пытками, ради спасения головы, он вынужден был принять ислам и обрезаться. Выйдя из тюрьмы, он бежал в Валахию, затем в Польшу и в Киев, ища там профессуры в Могилянской коллегии. В 1649 г. через Киев проезжал в Москву Иерусалимский патриарх Паисий. К нему напросился Арсений. И тот взял его в Москву, как блестящего дидаскала. В Москве сразу взяли Арсения на роли учителя греческого языка. В этот момент Паисий не знал еще ясно биографии Арсения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Прибывши во второй раз в Москву, Арсений, по-видимому, считал свое поручение оконченным; но власти полагали, что доставленные им сведения ещё недостаточны, и в начале 1651 года ему велено было опять отправиться на восток именно в Иерусалим – с патриархом Паисием или, если тот будет медлить, одному. Арсений выехал из Москвы 24 февраля, и дальше из Ясс действительно отправился один; путешествие было не легко, между прочим по страху от турок: плывя по Дунаю, Суханов, по совету корабельного начальника, надел даже чалму и сел, «по-турецки подгобав ноги». В Константинополе Суханов должен был передать царскую грамоту патриарху Парфению, но уже не застал его в живых. Под великой тайной Суханову рассказали, что патриарх Паисий вместе с государями волошским и мутянским, подкупили турок, чтобы сослать Парфения, так как он был не люб этим государям (потому, что выбран был без их воли), и когда патриарх был действительно взят приступом и посажен в судно, в которое вместе с ним сели и доверенные люди его врагов, то здесь гречин Михалаки зарезал патриарха и тело его было выброшено в море. И кроме того, Арсений наслышался об иерусалимских старцах как о людях лихих… Осмотрев Константинополь, Арсений сел на «христианский» корабль, который должен был довести его в Египет.. Греческий архимандрит Амфилохий, который был его руководителем в Царьграде, вручил его перед образом Пресвятой Богородицы «корабельному господину», также греку, чтобы тот «отдал Суханова здравым» в Решите (Розетте) синайским старцам или старцам патриарха Александрийского. В половине августа Арсений был в Александрии и оттуда отправился, по его словам, в «Мисирь арапским языком, Египет по-грецку, Каир по-латине», – здесь он был принят весьма дружелюбно синайским архиепископом и александрийским патриархом Иоанникием. «Слава тебе, Господи, – говорили ему, – что от такой дальней страны видим тебя зде пришедша; а прежде-де сего от Москвы никто зде не бывал, но токмо-де при царе Иоанне Васильевиче посол был». Арсений предложил александрийскому патриарху длинный ряд вопросов, которые он, вероятно, должен был предложить собственно патриарху Константинопольскому: вопросы были почти исключительно церковно-обрядового характера, часто очень мелочные, но которым в Москве, очевидно, придавали большое значение, потому что потом они были ещё раз предлагаемы восточным патриархам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ispravle...

В эфире «112 Украина» митрополит Святогорский Арсений рассказал о миротворческой миссии Церкви на Донбассе 2 июня 2020 г. 12:10 О миротворческой миссии и социальном служении Украинской Православной Церкви на Донбассе рассказал наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений в эфире медиапроекта «Люди» телеканала «112 Украина» 1 июня 2020 года, сообщает  сайт Лавры . Во время прямого включения из Святых Гор, отвечая на вопросы ведущего Олега Карамазова, владыка Арсений отметил, что с начала военного конфликта на Донбассе и во время его обострения в 2015 году Святогорская лавра дала кров и содержала до 1000 беженцев, в том числе 470 детей, 176 беременных женщин и 74 парализованных больных. «В течение шести лет численность беженцев непосредственно в Лавре менялась в зависимости от ситуации в прифронтовых районах Донецкой и Луганской областей. При этом помощь оказывалась не только тем, кто получил приют в стенах Лавры, но и за ее пределами. Так, в бывших санаториях, базах отдыха Святогорска нашли приют тысячи беженцев, которым систематически доставлялись продукты питания и предметы первой необходимости. Лавра взяла на попечение пять таких центров приюта беженцев. Гуманитарная помощь беженцам направлялась многими епархиями как в Украине, так и из-за рубежа», — сказал владыка Арсений. В настоящее время в Лавре продолжают оставаться порядка 120 беженцев, в том числе 30 детей, которым некуда возвращаться. Обитель также оказывает систематическую помощь самым незащищенным слоям населения, в частности, больным психиатрической больницы г. Краматорска, детям приюта в Лимане. Относительно поднятого в студии вопроса о путях решения конфликта на Донбассе митрополит Арсений обратил внимание участников дискуссии и телезрителей на миротворческую и объединительную миссию Украинской Православной Церкви, которая весьма успешно осуществляется ею все эти годы. «В Лавру едут паломники отовсюду, из западных и восточных областей Украины, с юга и центра страны, с подконтрольных и неподконтрольных территорий Донбасса, и все здесь находят мир и взаимопонимание. Здесь нет разделяющих людей вопросов. Все едины в вере. Дай Бог, чтобы и у политиков хватило воли преодолеть то разделение, которое по большей части присутствует в их сознании, а не в реальной жизни народа, которому они призваны служить», — отметил архипастырь. Смотреть видео . «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Календарная реформа в Румынской Православной Церкви, проведённая в запланированный день, была совершенно адекватно воспринята подавляющим большинством румынского народа и духовенства. Однако за пределами Румынии, на Святой Горе Афон, развернул широкую пропагандистскую прораскольническую деятельность святогорский иеромонах румынского происхождения Арсений (Коттеа), насельник скита Проватос. С первых дней перехода Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви на новоюлианский календарь на Афоне возник «Священный Союз Монахов Зилотов», состоявший из оппозиционно настроенного иночества, который призывал не поминать за богослужением имя Вселенского патриарха 926 . Во главе афонского сопротивления стояли иеромонахи Арсений (Коттеа) и Матфей (Карпафакис). Вместе с группой своих последователей они покинули пределы Святой Горы и всецело предались пропаганде старостильнических идей на территории Греции. Ради успеха проповеди иеромонах Арсений изменил свою фамилию с Коттеа (Cottea) на Коттеас (Κοττας), всюду представляясь греком из Лаконии 927 . Об интеллектуальном уровне и богословской просвещённости этого схизматика красноречиво свидетельствуют его заявления о том, что юлианский календарь является источником христианских догматов 928 . В протоколах заседания Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви от 23 мая 1925 года иеромонах Арсений (Коттеас) назван «безблагодатным чужеземным монахом» 929 . Представителями же румынского посольства в Греции иеромонах Арсений был преследуем и воспринимался как вызывающий отвращение бродяга 930 . Таким образом, ко времени проведения Румынской Православной Церковью календарной реформы, в Греции уже приобретал опыт старостильнического сопротивления безграмотный, но весьма активный монах-проповедник. Вернувшись в Румынию, Арсений (Коттеас) предпринял попытку ведения пропагандистской деятельности в родном отечестве. Для простодушного православного населения авторитет афонского иночества всегда оставался чрезвычайно высоким, что позволило иеромонаху Арсению достаточно успешно вносить смущение в сердца простодушных румын. Несмотря на то, что раскольник-святогорец вскоре был выдворен правительством из страны, его идеализированный образ надолго стал неизменной составляющей проповедей румынских старостильников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—376— всем упускает из виду). Подробно излагаемое автором путешествие Суханова в Грузию, как одного из членов отправленного в последнюю духовного посольства, составляет то, чем мы вполне обязаны ему: все документы, касающиеся этого посольства, до тех пор совершенно неизвестного, открыты и напечатаны им. Говоря о строительстве Арсения Суханова в принадлежавшем Троицкому Сергиеву монастырю московском Богоявленском монастыре, автор, на основании найденных им новых документов, сообщает обстоятельные сведения об этом монастыре и указывает тот промежуток времени, к которому должно быть относимо назначение Арсения в его строители. Главы третья и четвёртая посвящены путешествию Арсения Суханова на Востоке в продолжение 1649–1653 годов, разделение речей, о котором на две особые главы условливается тем, что оно и на самом деле разделяется на две особые половины. В главе третьей автор говорит: о побуждениях, которые заставили московское правительство послать Арсения Суханова на Восток, и о задачах, которые были ему при этом даны; об его отправлении из Москвы и путешествии до Молдавии с иерусалимским патриархом Паисием; об его двукратном возвращении в Москву из Молдо-Валахии для государевых дел и об его прениях о вере с греками-спутниками патр. Паисия, имевших место во время его проживания при патр. Паисии в Торговище. Когда автор, считающий побуждением для посылки Арсения Суханова на Восток то, что в Москве изменили взгляд на греков, оставив прежнее против них предубеждение, усвояет эту перемену взгляда на Греков влиянию книги о вере, которая издана была в Москве в 1648 г. и которая настойчиво говорит о неповреждённости у Греков православия, то можно с ним спорить; относительно же всего остального, фактического, должно быть сказано, что автор при помощи архивных документов, отчасти ставших известными прежде него, отчасти же им самим найденных, приводит данную часть настоящего путешествия Суханова, бывшую дотоле весьма недостаточно известною, можно сказать, в совершенную ясность. Статейный список Арсения и его Прение с Греками о вере, содержание которого подробно передаётся автором, не составляют его (автора) открытия, но ему мы обязаны их напечатанием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Вместо этого унижения у нас ныне на Москве патриарх не только как 2-й по римском, но и как древний благочестивый папа украшается, нося на главе своей белый клобук Сильвестра папы римского». И тут ссылается Арсений на повесть о белом клобуке и завершает все победоносным заключением: «и будут первые последними, а последние первыми».    В Посольском Приказе Арсения не похвалили за такой откровенный анти-греческий патриотизм. Задали ему выговор за недипломатичность и приказали впредь держать себя в рамках инструкций и поручений.    В 1651 г. II.24 Арсений снова был послан на Восток. Ему был дан приказ при заезде в Яссы не застревать около патриарха и ехать независимо от его людей на Восток одному. Арсений выехал из Ясс 5.V.1651 г. в КПль. Побывав на островах Архипелага, прибыл в Египет, где беседовал с Александрийским патриархом Иоанникием. Из Египта проехал по Палестине. Оттуда через Сирию, Малую Азию, Грузию и Кавказ вернулся в Москву из своего двухлетнего путешествия 7.VI. 1653 г. Свои наблюдения Арсений записал в дневнике под заглавием «Проскинитарий» (т. е. Поклонник святым местам).    Арсений описывает и обобщает, как многое у греков с Москвой не сходится: аллилуйя они троят, у них пять просфор, а не семь; крестные ходы против солнца, а не посолонь; крещение больных и через обливание. Примечательно, что о перстосложении Арсений молчит. Видимо, на него произвело подавляющее впечатление всеобщее на Востоке троеперстие.    Книжное (рукописное) собирание Арсения стало драгоценностью для русской науки в будущем, но не в то время. Из собрания Арсения в значительной мере составилась знаменитая московская рукописная библиотека, прозванная Типографской. К сожалению, в тот момент самых книжных исправлений не хватало в Москве ни научных знаний, ни метода для грамотного использования рукописных сокровищ. Исправления шли случайным путем. Смерть патриарха Иосифа († 15.III.1662 г.)    Видя, что все церковные дела идут не по его воле, Иосиф к концу жизни очень скучал и говорил: «переменить меня, скинуть меня хотят; а будет де и оставят, я де и сам за сором об отставке стану бить челом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Еще и слыша про московского царя, зело страшны пребывают: чают про казаков, что они делают царским повелением вся сия»... 27 мая патриарх Паисий был на прощанье у государя в селе Покровском, при чем государь пожаловал велел дать патриарху своего государева жалованья, – соболей на 300 рублей, да от государыни дано было ему соболей на 300 рублей, да от царевен соболей на 400 рублей. В начале июня патриарх Паисий выехал из Москвы в сопровождении пристава Ивана Юрьевича Тургенева, причем в дорогу до рубежа ему велено было дать на корм деньгами 50 рублей, да множество всевозможных припасов, – рыбы, хлебов, питий. Все его спутники получили также на дорогу деньги, кормы и питья и, подобно патриарху, казенные подводы до рубежа. Уезжая из Москвы, патриарх Паисий оставил в Москве, в Посольском Приказе, челобитную, в которой просил взыскать с грека Мануила Юрьева 75 рублей, которые тот ему должен. Но грек Юрьев заявил, что он вовсе не должен ничего патриарху, иначе бы он имел кабалу на меня и пояснил: «а как он, патриарх, был здесь, на Москве, и он просил у меня часов в подарок, и я ему тех часов не дал, а продал я их на сторону, взял за них полтораста рублев, а дал я ему вместо милостыни по силе своей двадцать пять рублев денег», и вот будто бы патриарх, мстя ему за часы, и подал на него иск. Справедливость показания Мануила подтверждал и старец грек Арсений, приехавший в Москву с патриархом Паисием и по государеву указу оставленный в Москве. Арсений словесно бил челом, чтобы с Мануила не брали денег в пользу патриарха Паисия и чтобы Мануила, вследствие патриаршего челобитья, не сажали в тюрьму и не ссылали. Это ходатайство было уважено, грек Мануил Юрьев был отпущен из Москвы. Вместе с патриархом Паисием в Москву приехал и его дидаскал старец грек Арсений, впоследствии, при патриархе Никоне , ставший у нас книжным справщиком. Арсений, с согласия патриарха Паисия, был оставлен в Москве государем в качестве учителя риторики. Между тем патриарх Паисий, прибыв в Путивль, на возратном пути из Москвы, прислал государю грамоту, в которой благодарил царя за прием, оказанный ему в Москве и за все его царские милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Понятно после этого, почему Неронов, уже при начале книжных никоновских исправлений заявлял, что исправление русских книг никак не следует поручать таким сомнительным лицам, «яков оный лукавый чернец Арсений, о нем же патриарх иерусалимский писал к тебе, государю, из Путимля, что он, Арсеней, еретик, велел его остерегать. А ныне он, Арсеней, взят к Москве и живет у патриарха Никона в келье, да ево и свидетеля, врага, поставляет, а древних великих мужей и чудотворцев свидетельство отметает и ложно нарицает». Этот упрек Никону, что он доверенным книжным справщиком у себя сделал во всех отношениях подозрительного Арсения грека, был справедлив, не потому конечно, что Арсений был действительный убежденный еретик и мог сознательно вносить какие либо ереси в русские церковные книги, или каким-нибудь образом портить их, но потому, что против него лично существовали очень сильные, на фактах основанные подозрения, Никоном не уничтоженные, вследствие чего Арсений, действительно мог служить соблазном для многих русских. В интересах успеха своего дела Никон обязан был принять во внимание совесть тех немощных, которых крайне смущало доверие патриарха к уличенному в неправославии и сосланному за еретичество на вечное житье в Соловки Арсению. Но Никон, по обычаю, не обращал никакого внимания на существовавшие в обществе подозрения и обвинения против Арсения, не поста- —559— рался их разъяснить и опровергнуть, и потому деятельное участие Арсения в книжных Никоновских исправлениях послужило потом одним из главных оснований для противников реформам Никона признать новоисправленные книги еретическими, так как, говорили они, ведомый всем еретик Арсений грек внес в них, под видом исправления, свои ереси. Таким образом уже одна, так сказать, внешняя постановка книжных исправлений при Никоне, именно, что книги исправлялись по греческим печатным венецианским изданиям, что разные выпуски их разнились между собою, что их исправление совершалось при деятельном участии такого подозрительного и ненадежного человека, каким, в глазах многих, был Арсений грек, помимо самого характера исправления, давала основание противникам реформы Никона предполагать в его исправлениях только порчу русских книг, думать, что в них внесены разные новшества и даже ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010