Таков мой запрос вашей уважаемой редакции. Церковь православная, на основании песнопения Страстной седмицы и других, утверждает, что Иуда приобщался на вечери Св. Таин тела и крови Господней. Мне с этим мнением не хочется согласиться, да и нельзя. Человек, о котором Иисус не мог даже молиться, ибо говорил: „кроме сына погибели“, ( Ин.17:12 ). Затем читайте Евангелие Матфея глава 26, со стиха 20-го: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками, и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст меня» ... Читайте до 26 стиха, и в предыдущем стихе 25 говорится: при сём и Иуда предающий Его сказал: «не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». И с этого времени Иуды более не видно, чтобы оставался с учениками, он только мог участвовать в иудейской Пасхе? с того времени Иуда удалился к первосвященникам, это видно с 26 стиха; и Христос совершал вечерю, т. е. по-нашему преломление хлеба, а по учению православной Церкви Св. Тайну. На этой вечери уже Иуды не могло быть: Христос, совершив вечерю и, сейчас же пошёл с учениками на гору, воспевая, и затем в саду Гефсиманском молится до того времени, когда уже, как видно из стиха 46-го, Иисус сказал: встаньте пойдёмте; вот приближается предающий Меня. И когда ещё говорил Он, вот, Иуда один из двенадцати, пришёл, с ним множество народа с мечами и с дрекольями. Значит, с того момента, когда Иисус изобличил Иуду, он не был с ними, идёт с набранной им партией злых людей; а Христос находился с учениками молящийся смиренно, и выходит на встречу Иуде, – а Иуда на встречу Иисусу. Из этого уже достаточно ясно видно, что Иуда не мог причаститься св. тайн: – первое, – потому, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке; – второе ясно – видно, что Иуда был с учениками только при участии в ветхой иудейской пасхе: это видно из стиха 25-го – а со стиха 26 и по 47 видно, что Иуды не было ни на вечере св. тайн, ни в пути,, когда шёл Иисус с учениками на гору, когда они воспевали, ни в саду Гефсиманском, когда они молились. – и вдруг является Иуда с народом иудейским предательски! Ещё раз повторяю, что Иуда был с учениками, ел хлеб пасхальный, но св. тайны тела и крови Христовых не причащался. Это мой взгляд и моё верование согласно 26-гл., выше приведённой...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там же, стихи 26 – 30: о тайной вечери, об окончании ее священною песнию, и отшествии после нее в гору Елеонскую. Далее в ст. 56 – 68 повествуется, как Иисус Христос (в туже ночь – с четверга на пятницу) был приведен к первосвященнику Каиафе и книжникам, где Он судился. В следующей главе говорится, как Иисус Христос на следующий день, πρωας δ γενομνης, „ когда наступило утро» (гл. 27, ст. 1), был приведен к Понтию Пилату, и как Он в тот же день, (то есть, в пятницу, как видно из ст. 62), был распят и умер на кресте. Далее, ст. 32-й гласит: „Выходя (на Голгофу), они встретили киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его», и потом, в стихах 57 – 61 говорится о том, что когда настал вечер, то Иосиф аримафейский испросил у Пилата тело Иисусово, и положил его во гробе: а Мария Магдалина и другая Мария сидели против гроба. Ст. 62: „На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и т. д. „Заметим тут же», говорит наш автор, „что «пятница» называется в подлиннике παρασκευ, т. е., день приготовления, каковое выражение вполне соответствует талмудическому обозначению пятницы; ибо пятница называлась так потому, что в этот день приготовлялась пища к субботе, так как в субботу запрещалось варить». Далее, гл. 28-й ст. 1-й гласит: „по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб»; после чего рассказывается о воскресении Господа Иисуса Христа. В сущности тоже самое повествуется во 2-м и 3-м Евангелиях – св. Марка и св. Луки. В Евангелиях св. Марка, гл. 14, ст. 12 – 18., говорится: „Вь первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему (Иисусу Христу) ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим», и далее – о самом приготовлении пасхи и о возлежании Христа с учениками за трапезою, с наступлением вечера. Далее, ст. 28 – 25, об учреждении тайной вечери, песнопении, и отшествии после того в гору Елеонскую. В 53 – 65 стихах (той же 14-й главы) повествуется, как Иисус Христос судился, а в 15-й главе, как Он εθως π τ πρω, „немедленно поутру» (15, 1) был приведен к Пилату, и в тот же день (как видно из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Третья часть, в которой идет речь о напутствии Господа апостолам и объяснении их миссии, предварялась песнопением " Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь " (Пс. 117:24). Была исполнена песня Антона Танонова на слова Зинаиды Поляковой " Не бойтесь, люди, завтрашнего дня " , затем все три хора исполнили пасхальный тропарь и " Воскресение Христово видевше... " Прозвучал отрывок из Деяний святых апостолов о Вознесении Господнем: " Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1:9-11). Завершили композицию исполнение песни Антона Танонова " О светло светлая и украсно украшена земля Русская " и колокольный звон. " Нет большего счастья для композитора, чем услышать произведение, к которому он причастен, в совершенном исполнении. Всех от души поздравляю с праздником музыки и православной веры " , - сказал композитор Антон Танонов. В завершение исполнители вместе со зрителями пропели пасхальный тропарь. Как рассказала Татьяна Кузьмина корреспонденту ИА " Вода живая " , идея создания пасхального произведения возникла еще до пандемии, но премьеру пришлось отложить. Она состоялась 12 мая 2021 года на сцене Большого зала Филармонии.  ИА " Вода живая " , 15.05.22 Поделиться 21 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 7 апреля 2024 15 марта 2024 14 марта 2024 12 марта 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

" Хранить в душе мир " мая 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Святой Троицы " Кулич и Пасха " " Целую неделю мы наслаждаемся пасхальными песнопениями и радостью, которую черпаем от источника нашей жизни - воскресшего Господа, - сказал владыка в проповеди. - В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали пророчество, которое Спаситель сказал о Себе: " Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Ин. 2:19). Никто тогда не понял, о каком храме Он говорит: все подумали, что речь идет о Иерусалимском храме, который строился сорок шесть лет. А Христос говорил о Своем Теле, которое за три дня воздвигнет. Иудеи часто просили Его: " Дай нам какое-нибудь знамение, чтобы мы поверили, что Ты действительно Сын Божий " . Он отвечал: " Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи " (Мф. 12:39-40). И тогда, и в сегодняшнем чтении Он говорил о Своем тридневном Воскресении, но никто ничего не понял " . " Когда Спаситель пришел в Иерусалимский храм, увидел там невообразимое: представьте, что весь он заполнен овцами и менялами рублей на доллары и евро, - продолжил архипастырь. - Тогда Спаситель взял бич и стал всех выгонять. Он показал, как ревнует о доме Божием, который воздвигнут исключительно для спасения человеческой души, больше ни для чего. К храму нужно относиться благоговейно. Во времена Ветхого Завета в алтаре хранились святыни, но сейчас тем более надо благоговейно относиться, потому что в алтаре хранятся сами Тело и Кровь Господни, они в дарохранительнице лежат целый год. Какое же благоговение мы должны испытывать, когда приходим в храм! Мы приходим сюда со страхом Божиим и должны вести себя смиренно, тихо, особенно когда причащаемся: нам подаются Тело и Кровь Христовы, для нас это великая радость " . " Мы должны ходить в храм не только в пасхальный период, но всегда, потому что Господь всегда нас, великих грешников, встречает, омывает, очищает и приобщает Своему Телу, - отметил правящий архиерей. - И что нас может теперь разлучить с воскресшим Господом? Ничто! Как сказал апостол Павел, " ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:38-39). Так Господь нас возлюбил - открыл нам райские врата, и только наше нерадение, нежелание спасаться эти врата для нас закрывает. Конечно, мы закоренелые грешники, и не так-то просто отстать от своих привычек, но надо с ними бороться - и постепенно очистимся. Многие из грешников стали святыми, и мы должны такую цель ставить - стремиться к святой жизни " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Христос воскресе из мертвых! Эта главная весть христианской веры находится в самом центре проповеди, богослужения и духовной жизни Церкви: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15:14). Самую первую проповедь в истории Церкви апостол Петр начал так: Скачать epub pdf Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей было невозможно удержать Его. Смерть и Воскресение Христовы были настоящими и подлинными. Однако, ни Евангелие, ни Церковь не учат, умерший Христос был биологически возвращен к жизни таким же, каким Он был перед смертью. Иисус Христос воскрес в новом и славном образе: Он почти одновременно появляется в разных местах; Его трудно узнать; Он ест и пьет, чтобы показать, что Он – не призрак; позволяет дотрагиваться до Себя; Он появляется посреди учеников, проходя через закрытые двери и делается невидимым для них. Христос воистину воскрес, но Его природа наполнена вечной жизнью Царства Божия. Воскресение Христово – это начало воскресения всего человечества, оно – исполнение Ветхого Завета, где написано: «…Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15 ). Во Христе исполнились все ожидания и надежды: «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ). Само слово «пасха» означает «исход», «переход». И если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха Христова – это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанный древними пророками. Это – переход от смерти к жизни, от земли к небу. Это – День Господень, ожидаемый святыми праведниками, День Царства Божия, в котором «не будет ночи», ибо «светильник его – Агнец» ( Откр. 21:22–25 ). Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия! Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя). Это – одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновленное пророчеством Исаии и последними главами Книги Откровения, ибо «новое творение», «новый Иерусалим», «Небесный град», «Царство Божие», «День Господень» и «брачный пир Агнца с Невестой Его» – все это празднуется и осуществляется во Святом Духе в пасхальную ночь. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/hri...

Часы заменяются на Пасхальной Литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет, — все поется. Царские врата, как северные, так и южные двери алтаря остаются все время открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. Закрываются Царские врата лишь в субботу на Пасхальной неделе после Литургии. Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого Иоанна Златоуста , вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений. Вместо Трисвятого снова поется стих: Елицы во Христа крестистеся, — во Христа облекостеся, но здесь это облечение во Христа означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение, — сообразно песни канона: «Вчера спогребохся Тебе Христе, днесь совостаю воскресшу Тебе». Вместо Апостольского чтения читается 1я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа — Утешителя. Евангельское чтение снова переносит нас в вечность. Может показаться удивительным, что Евангелие Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. На самом же деле читаемая 1я глава от Иоанна является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Иисус Христос, страдавший и погребенный нами в зраке (образе) раба и воскресший во славе яко Бог есть 2е Лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем, Им положено было начало жизни, и жизнь эта была свет человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать ( Ин.1:1—17 ). В этих словах — высшее догматическое откровение о Богочеловеке и Богочеловечестве. Евангелие это обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства. Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема. По-новому звучит Херувимская песнь, ибо и Ангелы, воспевающие Царя царствующих, сошли ныне на землю для благовестия о Его Воскресении. По-новому звучат слова Символа: И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием. С новым чувством мы Благодарим Господа, по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение».

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость». Как понимать слова Спасителя: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет»? иеромонах Иов (Гумеров) Слова « всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25:29 ) произнес Спаситель, рассказывая притчу о талантах. Для правильного их понимания необходимо раскрыть смысл притчи в целом. В притче в качестве символа используется самая крупная денежная единица у евреев в библейское время – талант, который составлял 3000 сиклей. Весом золотой или серебряный еврейский талант был 44,8 кг. Это образно указывает на великое значение, которое имеет все, что дает Бог человеку. Начиная со святых отцов-экзегетов, под талантами понимаются: 1. Данные человеку черты богоподобия, составляющий в нем образ Божий. 2. Естественные дарования: ум, творческие способности, нравственные и эстетические чувства, телесные силы. 3. Внешние блага: власть, богатство, звания – каждому по его силе, т. е. по мере возможностей каждого употребить их к славе Божией, а не для себя. Мудро раздав Свое имение, Он тотчас отправился ( Мф. 25:15 ). Здесь говорится о Вознесении: иду к Отцу( Ин. 14:28 . Притча была рассказана Спасителем незадолго до Его Крестной смерти. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета( Мф. 25:19 ). Господь этим указывает, что Его Второе пришествие не будет так скоро, как думали некоторые ученики. Каждый, получивший таланты, должен будет дать отчет. Это напоминание о грядущем неизбежном для каждого Суде является весьма важным для правильного понимания смысла притчи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Я сам был в этой пещере – удивительная там пещера, там пролезть и в удобной одежде сложно. А он вышел, будучи связанным, с руками и ногами связанный пеленами, с завязанным лицом, он прошел, он смог подняться, действительно, по этим ступеням высоким. Чудо в чуде, как сказано в песнопениях Церкви. И фарисеи, которые услышали об этом, вместе с руководителями народа, священниками, – были в ярости, они говорили, что сейчас Он поднимет мятеж, а мы лишимся власти, и римляне нападут и нас победят всех; лучше нам убить Его. А Каиафа, который был тогда первосвященником, прямо говорил: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » ( Ин.11:49-50 ). Он невольно, таким образом, пророчествовал, он предсказал, что Христос умрет не за Себя, а за других людей, чтобы людей привести к Богу. И через несколько дней после того, как Лазарь был воскрешен из мертвых, в тот день, когда выбирали пасхального ягненка для совершения пасхальной жертвы, Иисус идет в Иерусалим. Он садится на осленка и торжественно въезжает в город. Перед Ним расстилают одежды, Его встречают пальмовыми ветвями и кричат: «… Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! Осанна в вышних! » ( Мк.11:9-10 ). Весь народ Иерусалимский, толпы народа с ликованием встречают Христа, они все выходят навстречу Господу с радостью. Они надеются, что Он таким образом провозглашает Себя Мессией, Который обещан был пророками. Но они ждут в Нем не того Мессию, Который обещан пророками, не страдающего Мессию, они ждут политического руководителя, главу, который свергнет иго оккупантов, и воздвигнет царство Израилю, и покорит им все земли. А Христос, спускаясь с горы, не радуется, а начинает плакать об Иерусалиме. Он говорит: « О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего » ( Лк.19:42-44 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Явное нарушение заповеди Господней, не уклонно исполнявшейся Вселенской Церковью, какими бы изворотами фальшивой мысли оно не оправдывалось 11 , разумеется не могло успокоить совести христианской. Несомненно, в душах, лишенных полноты любви Христовой в самом великом Таинстве, жило недовольство несправедливым искажением воли Искупителя, в 14-м веке вылившееся в известное Гусситское движение, жестоко подавленное непогрешимым авторитетом. Нужно было заменить для мирян нанесенную им религиозную обиду чем либо, что, вместе с тем, могло бы успокоить и смущенную душу. Учреждено празднество в честь Божия Тела. Торжественно обставляя это празднество, миряне, вместе с поклонением Телу Христову, не сознавая, празднуют свою религиозную обиду, свое лишение Крови Господней, а в пышно обставляемом торжестве находят себе поддельное душевное удовлетворение и успокоение. Св. ап. Павел говорит: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Таинство св. Евхаристии, след., есть смерть Христова, по существу, та же Голгофская жертва. Но смерть Христова есть последний, завершительный акт земной жизни Спасителя, переход к вечной Его жизни в Своем Воскресении. Воскресший Христос уже не земное Существо. «Не прикасайся ко Мне, сказал И. Христос Марии Магдалине, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Для христиан приобщение Смерти Христовой есть не пребывание в ней, а таинственный переходный момент к Воскресшему Христу ( Ин.6:53–54 ). Вот почему Православная Церковь , изображая в Великий Пяток тяжелый акт смерти и погребения Христа на Пасху, неподражаемо живописует свое пребывание в Воскресшем Христе. Для выражения необъятного величия этого праздника она не находит иных слов, как только: это – праздников праздник и торжество из торжеств. Пасхальные песнопения это – непрерывный гимн ликующего духа в Воскресшем Христе и таинственно в Нем уже здесь переживающего начало иного, вечного жития в полноте любви и всепрощения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

По содержанию Д. близок, но не аналогичен Обиходу знаменной традиции пения. В сравнении с последним он представляет ограниченную выборку песнопений в основном из служб суточного круга богослужения и Божественной литургии. Полные чинопоследования служб в нем отсутствуют, нет также и обособленной части, содержание к-рой в знаменных Обиходах составляли неизменяемые песнопения, поющиеся в подготовительные недели к Великому посту и в св. Четыредесятницу. В последование служб суточного круга введено небольшое количество триодных песнопений. Так, на вечерне после седмичных прокимнов даны прокимны Светлой седмицы, по их окончании выписан великопостный прокимен «Не отврати лица Твоего». На утрене после полиелея следует Пс 136, поемый по полиелее в недели, предшествующие Великому посту. В описываемых случаях введение триодных песнопений вполне оправданно, т. к. они заменяют соответствующие им по функции песнопения служб суточного круга. Этого нельзя сказать о небольшой подборке песнопений пасхальной заутрени (см. пункт 3 в описании состава Д.), к-рые включаются в последование песнопений великой вечерни и нарушают его. В составе поздних Д. можно выделить 2 больших раздела, в 1-м - небольшие подборки неизменяемых песнопений великой вечерни, утрени и Божественной литургии, во 2-м - последование изменяемых песнопений: циклы воскресных блаженн, прокимнов; циклы песнопений на Господские и Богородичные праздники и памяти святых (задостойники, блаженны, прокимны, стихиры по 50-м псалме); здесь же можно встретить отдельные песнопения молебных чинов. За исключением стихир по 50-м псалме, поющихся на утрене, все остальные песнопения 2-го разд. относятся к чину литургии, к-рый, т. о., представлен в Д. наиболее полно. За ним по количеству распетых текстов следует чин утрени. На последнем месте находится служба великой вечерни, представленная 3-4 песнопениями. Неравномерность использования демественного распева в названных чинопоследованиях объясняется, вероятно, неосмогласной природой мелодического содержания песнопений. В вечерне и утрене большое значение имеют гласовые песнопения, к-рые не могли быть распеты демеством. Из этих служб в состав Д. вошло ограниченное число неизменяемых внегласовых песнопений; последние, как правило, представляют собой наиболее важные тексты. Преимущественное распевание демеством текстов литургии связано со значением этой службы как основополагающей, а также с тем, что количество гласовых песнопений в ней минимально.

http://pravenc.ru/text/171654.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010