5) переход от описаний видения Вавилона к описанию видения Нового Иерусалима: Откр.19:11 - 21:8 ; 6) Новый Иерусалим – Невеста Агнца: Откр.21:9 - 22:9 («и вознес меня в духе на великую и высокую гору» в Откр.21:10 ; «сии слова верны и истинны… Богу поклонись» в Откр.22:6-9 ); 7) заключение: Откр.22:10-21 . Означает ли хронологическая последовательность видений, записанных ап. Иоанном, хронологическую последовательность являемых ими событий? В самом тексте книги однозначного ответа на этот вопрос нет, поэтому неудивительно, что в толкованиях книги Апокалипсис в разное время были предложены разные подходы к решению этой проблемы. В каком жанре написана книга Апокалипсис? В жанровом отношении книга Апокалипсис представляет собой сложную по форме композицию. В частности, она сочетает в себе элементы, пророческого, эпистолярного и драматического жанров. Еще одной жанровой особенностью книги можно считать наличие литургических мотивов (например, в Книге представлены картины поклонения Богу и Агнцу). Канонична ли книга Апокалипсис? Вопрос о каноничности Книги Апокалипсис долгое время оставался открытым. Например, святители Кирилл Иерусалимский и Григорий Богослов не упоминают её в перечнях священных книг. Отсутствует Апокалипсис и в перечне канонических Книг Библии (см. Канон библейский ), представленном в 60 правиле Лаодикийского Поместного Собора (ок. 363 г.). Однако святитель Афанасий Александрийский в 39м Пасхальном послании (367 год) обозначает Откровение в числе канонических Книг. В качестве канонической Книги безусловно принимают Откровение Дидим Слепец и свт. Кирилл Александрийский . Прочное место в каноне Книг Нового Завета уделяется Откровению в 33м прав. Карфагенского Собора 419 г., закрепившего решения более ранних Африканских Соборов. Встречается ли в других библейских книгах число « 666 », упоминаемое в книге Апокалипсис? Таинственное число «Шестьсот шестьдесят шесть» трижды встречается в Ветхом Завете: «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» ( 1Ездр.2:13 ); «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» ( 3Цар.10:14 ); «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» ( 2Пар.9:13 ). Совершается ли чтение книги Апокалипсис на богослужениях ?

http://azbyka.ru/apokalypsis

70 …разбойника, завопившего к Нему на кресте… – См.: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лука, 23, 42). 71 …как кустодия, поставленная на страже. – Кустодия – старинная коробочка для сохранения печатей, привешиваемых к разного рода грамотам. 72 …на расстланный антиминс, как бы на плащаницу… – Антиминс – льняной или шелковый плат с изображением в центре Христа во гробе, по углам – четырех евангелистов, в верхнюю часть плата обычно вшиваются частицы мощей; антиминс расстилается на престоле, и на нем совершается освящение св. Даров; плащаница – большое, в человеческий рост, полотно, на котором изображено снятое с креста и положенное во гроб тело Христа; в Страстную пятницу плащаница торжественно выносится из алтаря и размещается на специальном катафалке в середине храма для поклонения и лобызания верных, после наступления пасхальной полунощницы возвращается в алтарь. 73 …«Благообразный Иосиф…»… – Иосиф из Аримафеи, богатый и знатный член Синедриона, тайный («из страха от Иудеев») последователь Христа, испросивший у Понтия Пилата разрешение снять с креста тело Иисуса и похоронивший его, «как погребают Иудеев», – обвив пеленами с благовониями (см.: Ин.19, 38-40 ). 74 Сударь – здесь: плат, пелена. 75 …обкадив их фимиамом… – Фимиам – благовоние, сжигамое во время богослужения. 76 …к слышанью символа веры… – Символ веры – краткое изложение главных христианских догматов, сформулированное и утвержденное вселенским собором в IV в.; впоследствии католическая церковь дополнила Символ веры так называемым филиокве, которое не признается православием. 77 …елей, знаменующий всякое умягчение. – Елей – оливковое масло, употребляемое в богослужении. 78 …взявши в руки веяло, или репиду… – Репида – небольшое опахало с изображением лика шестикрылого серафима, репидой отгоняют насекомых от св. Даров. 79 …свят Господь Саваоф… – Саваоф – одно из библейских имен Бога. 80 …которою они встретили вшествие Его во Иерусалим… – См.: «Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Марк, 11, 8–10); осанна (с древнееврейского – спаси же!) – молитвенный возглас, славословие.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

7-10, однако в этом указании речь идет о «праздничной жертве», а не о домашнем заклании агнца, и отождествление первой со вторым проблематично. Как бы то ни было, в ином варианте того же указания, в календаре «Культового декалога», такое отождествление уже присутствует: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра» (Исх 34. 25), а в Исх 12-13, как было показано выше, заклание пасхального агнца и 7 дней опресноков окончательно совмещены в единый праздник. Проблему происхождения П. и праздника опресноков и их отождествления исследователи решают по-разному - как правило, ссылаясь на различия в представлениях о праздниках в девтерономической и священнической традициях (см. в статьях Исторические книги и Пятикнижие ); широкий спектр предлагаемых гипотез обусловлен отсутствием консенсуса в интерпретации ранней истории Израиля (см. ст. Израиль древний ) и особенно в оценке источников Пятикнижия (см. в ст. Пятикнижие ). В ряде мест Пятикнижия содержащиеся в кн. Исход предписания о П. и опресноках повторяются. В календаре праздников Лев 23. 4-8 («Кодекс святости») говорится о «Пасхе Господней» вечером в 14-й день 1-го месяца и о праздновании опресноков с 15-го числа того же месяца в течение 7 дней, с собраниями в 1-й и 7-й дни. В Числ 9. 1-14 сначала рассказывается о праздновании П. в 14-й день 1-го месяца, а затем устанавливается проведение «второй Пасхи» в 14-й день 2-го месяца для тех членов общины, к-рые не смогли совершить П. в положенный день из-за ритуальной нечистоты или потому что находились в пути. В Числ 28. 16-25 приводятся примерно те же указания, что и в Лев 23. 4-8, но они сопровождаются детальными предписаниями об объеме и качестве жертвоприношений (в частности, содержащееся здесь предписание о заклании козла в качестве жертвы за грех характеризует этот текст как священнический). Во Втор 16. 1-8 в соответствии с др. содержащимися в этой книге указаниями о централизации богослужения П. в месяце авив и неделя опресноков увязываются с особым местом (под к-рым евреи несомненно понимали Иерусалимский храм): «Не можешь ты заколать Пасху в каком-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор 16.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

   Вот потому-то так светло и радостно, так необыкновенно торжественно наше дивное пасхальное богослужение. Святая Церковь желает, чтобы мы еще здесь на земле, во всей возможной для нас, немощных, полноте вкусили хотя бы частицу той несказанной радости, которая ожидает нас там - «в невечернем дни Царствия Христова» и призывает нас, «очистив чувства» от всего земного, отдаться духовному веселию.     «Веселимся Божественне, взывает она: «яко воскресе Христос, яко всесилен!»    Последуем же призыву Матери нашей Святой Церкви, возлюбленные о Господ братии и сестры: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!» И да будет эта светлая радость неразлучным спутником всей нашей, столь многоскобной в наши дни жизни, и да исполнится и над нами обетование Христово, данное Его ученикам: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин.16:22). Аминь.     Христос Воскресе!     Христос Воскресе!    В этих двух словах, исполненных несказанного радования, — все существо, вся сила, вся духовная мощь, все величие нашей православно-христианской веры. Истинное христианство — это радость о воскресшем Господе.    Учение о Воскресении Христовом есть краеугольный камень нашей веры. Без веры в Воскресение Христово христианство не имело бы никакого смысла, никакого значения. Об этом ясно говорит величайший проповедник христианства по лицу всей вселенной святой Апостол Павел.     «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» … Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор.15:14—19).    Вера в воскресение Христово потому так для нас важна и так радостна, что оно есть победа Жизни над смертью, победа Добра над злом, или над грехом, который и породил собою смерть.     «Как во Адаме все умирают» , учит тот же святой Апостол Павел: «так во, Христе все оживут» (1 Кор.15:22).     «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор.15:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое Таинство: смерть и воскресение по образу смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, Сына Божия. «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание истины приити, ныне и присно, и во веки веков, аминь», – возглашает священник и читает молитву, завершающую чин приуготовления:    «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему Просвещению и сподоби его великия сея благодати, Святаго Твоего Крещения...» ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Освящение воды    В Требнике чинопоследованию Крещения предшествует следующее указание:     Входит священник и облачается в священническую одежду белую и нарукавницы, и вжигаемым всем светам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и, отдав кадильницу, поклоняется.    Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую субботу и пасхальный характер Крещения по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей полноты христианской веры. Ибо, по словам святого апостола Павла: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...» (Рим. 6:4, 5).    Купель с водой ставится посреди храма (или крещальни). По краям ее зажигаются три свечи. По левую сторону от купели ставится аналой, на который полагаются Крест, Евангелие и крестильный ящичек. Перед купелью становится священник, за ним – восприемники с младенцем или сам крещаемый, если он взрослый, тогда его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются свечи.    Чинопоследование начинается с возгласа священника:    «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».    В настоящее время из всех церковных богослужений только три – Крещение, Брак и Евхаристия – начинаются с этого возгласа. Оно напоминает нам о том, что в прошлом Таинства Крещения и Брака не только совершались во время евхаристического собрания Церкви, но и о том, что Евхаристия была их естественным завершением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

 — Теперь веруете? — сказал Иисус. — Вот приходит час — и пришел, что вы рассеетесь, каждый сам по себе, и Меня оставите одного. Но Я не один, потому что Отец со Мною. Он не упрекал учеников, напротив, хотел вселить в них стойкость. «В мире скорбь имеете, но дерзайте: Я победил мир». Когда проходили близ Храма, Иисус остановился. Безмолвно застыли темные громады крепости и святилища. Утром здесь будет совершаться богослужение и тысячи людей принесут пасхальных агнцев к алтарю. Но спящий город не подозревал, что в эту ночь у стен дома Божия, окруженный одиннадцатью робкими галилеянами, молился вселенский Первосвященник и Спаситель. Он просил Отца сохранить Свое малое стадо среди враждебного ему мира. «И не только о них молю, — говорил Он, — подняв глаза к звездному небу, — но и о верующих в Меня по слову их, чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, чтобы и они в нас были. Чтобы веровал мир, что Ты послал Меня». Грядущий храм Церкви Христовой озарялся лучами божественного Триединства... В Иерусалиме до наших дней сохранились стертые ступени древней каменной лестницы. Быть может, именно по ней спускался Иисус, направляясь из города к Елеону. Перейдя Кедронский овраг, Он не пошел в Вифанию, а предпочел остаться в Гефсиманском саду. Это было небольшое частное владение, обнесенное стеной, где находилась оливковая роща 2 . Полная луна серебрила листву и рождала отблески на изогнутых стволах деревьев. Ничто не нарушало молчания холодной весенней ночи. Ученики, войдя в ограду, стали располагаться на отдых. «Посидите здесь, а Я тем временем пойду туда и помолюсь», — сказал Иисус, указывая в глубину сада. Петр, Иаков и Иоанн, которых Он взял с Собой, не могли не заметить внезапной перемены в Учителе. Только что Он был исполнен силы и просветленного покоя, теперь же весь Его облик выражал безмерную муку. «Душа Моя скорбит смертельно, — проговорил Он. — Побудьте здесь и бодрствуйте». Впервые апостолы ощутили, что Ему нужна человеческая поддержка, но были не в состоянии исполнить просьбу Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А если говорить о нашем восточно-христианском мире, то мы — может быть, потому, что много страдали, может быть, потому, что никогда не были по-настоящему богатыми, может быть, потому, что скорбей всегда было много, — мы удивительным образом сегодня, несмотря на все тенденции, о которых Вы сказали, не просто сохраняем веру — мы укрепляемся в нашей вере. И в этом, я думаю, особый вклад восточно-христианской цивилизации, особый вклад исторической Святой Руси в жизнь современного рода человеческого. Только дай Бог нам не соблазниться. Дай Бог нам не продать первородство за чечевичную похлебку. — Вы будете в Киеве через несколько дней. Вы будете на мероприятиях, посвященных Чернобыльской трагедии. Расскажите немного, пожалуйста, о Вашем визите. — Богу содействующу намереваюсь прибыть на второй день Пасхи в Киев и ночью в тот самый час, когда произошла трагедия, совершить заупокойное богослужение в одном из храмов, где по традиции поминаются жертвы Чернобыля. А утром мы отправимся в Чернобыль, посетим местный храм, помолимся, возложим цветы и совершим краткую Пасхальную заупокойную молитву у того места, где и произошла эта катастрофа. Чернобыльская трагедия перекликается с тем, что произошло сейчас в Японии. Мы только что говорили с вами о ложных путях развития человеческой цивилизации. Одним из идолов этой цивилизации является безотчетная вера в достижения человеческого разума. Когда мы все имели возможность посредством телевидения увидеть, как волной смывается самая технологическая в мире цивилизация, как рушатся самые передовые достижения человеческого разума, то понимаешь, что все эти достижения — это наши маленькие человеческие игрушки, что все мы предстоим пред Богом и Бог способен во мгновение ока разрушить цивилизацию и потопить нашу греховность, как Он и сделал это во времена великого потопа. Пообещал Господь, что не будет больше никогда великого и вселенского потопа и дал людям возможность исправляться (см. Быт. 9:11). Вот дай Бог, чтобы все-таки — а надежда всегда остается, — чтобы у людей сохранилась способность переосмыслить свой исторический путь.

http://patriarchia.ru/db/text/1461440.ht...

бб) Высокая торжественность выражается и в пасхальных антифонах, заимствованных из псалмов (65,66 и 67-го). Вся земля и все народы возбуждаются славить и чтить Господа Спасителя. «Воскликните Господеви вся земля! Вся земля да поклонится и поет Тебе! Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси!» Здесь же слышим и песнь победы над врагами спасения нашего: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Лик к пророческому пению славословия весьма прилично присовокупляет молитвенные песни новозаветные: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: аллилуия!» А к победной песни пророческой – победную песнь воскресения: «Христос воскресе из мертвых!» вв) Апостол читается ныне из книги Деяний. Церковь предположила с первого дня Пасхи начинать круг чтений апостольских а вследствие того 1-ое зачало (начало книги Деяний апостольских) и надлежало усвоить 1-ому дню Пасхи. Но не трудно видеть, что повествование, доставшееся настоящему празднику, соответствует его величию. Это – описание последнего явления воскресшего Господа ученикам, когда Он обещал им даровать силу для возвещения Его воскресения по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли. Что иное есть настоящее торжество наше, как не произведение сей Божественной силы, распространившей веру в Воскресшего до последних земли? гг) Еще приличнее торжеству читаемое ныне Евангелие, – начальное благовестие сына громова, Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Где яснее и возвышеннее изображено Божество Спасителя нашего? Иоанн указывает на славу Его, которую Он имел прежде мир не бысть: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Он видел и поведает нам и славу Его воскресения: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Чтение столь высокого Евангелия в соборных церквах бывает на разных языках, для означения того, что слава Господа нашего прошла во все народы и поведается на всех языках мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бог не теряет людей, которые потеряли Его. У человека нет Бога, у него на этом месте пустота, но Бог его не оставил, поэтому он живет нравственно, не может, не хочет опуститься ниже какого-то уровня. В принципе, это свойственно любому человеку, даже уголовники создают себе своеобразную мораль, у них это называется «жить по понятиям». И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым- победа, не мудрым- хлеб, и не у разумных- богатство, и не искусным- благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Еккл. 9, 11-12. - Соломон был мудрецом, философом, но не был пророком... И все же Вы считаете, что в его книге присутствует свидетельство о будущем Мессии? - В ней есть текст, допускающий мессианское истолкование- в 4-й главе, с 13-го стиха, о юноше, который родился в царстве своем бедным: не было числа тому народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это- суета и томление духа! - Какое же это мессианское место, если все суета? - Многие ходят с этим Юношей, со Христом- это массовое обращение народов в христианство. Позднейшие не порадуются- это апостасия, остывание, отпадение. Для скольких народов вера во Христа сейчас- только рудимент, остаток традиции. Рождество- любимый зимний семейный праздник, уже никак не связанный со Христом. Эпоху, в которой мы живем, называют постхристианской... Текст Экклезиаста показывает, что и само христианство не исключение, что его исторический путь проходит теми же кругами: за подъемом следует спад, за горением- остывание. Хотя в конечном итоге врата адовы не одолеют Церкви (ср.: Мф. 16, 18) и Жених придет за Своей невестой. Хорошо все то, что делается ради Господа, хороша православная империя с великолепными храмами. Но вот приходят враги, или вспыхивает мятеж- храмы опустошены и разрушены. Выход из этого круга- только День Восьмый, круг закончится явлением Господа во славе- но для нас, живущих сегодня, выход- это святость, это то Царство Божие, которое мы не ждем, как будущего, а имеем сейчас. Когда на Литургии мы возглашаем «Благословенно Царство...»- мы благословляем то Царство, которое здесь и сейчас, в котором мы находимся. Это выход из порочного круга, в том числе и круга христианской истории, которого Соломон не видел. Итрон- это в конечном итоге Сам Господь. Господь, Который есть везде и во всем. В древнем патерике рассказывается о монахе, который не мог присутствовать на пасхальном богослужении: ему каждый раз доставалось послушание на кухне, и это было для него тяжким лишением, он мечтал хотя бы услышать, как «Христос воскресе» поют. Но Господь утешил его яблоками из райского сада, и он смог угостить ими вернувшуюся со службы под утро братию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Ин.4:12) Что делать: — Посетить выставку-пристройство приютских животных «Домой!» 11 или 12 марта и забрать к себе кошку или собаку. Организатор: Международный благотворительный фонд помощи животным Трогательные, немного робкие, но ласковые животные больше всего на свете хотят стать домашними! И они сделали для этого все, что было в их силах — выжили на улице, не умерли от болезней и травм, не озлобились от жестокости человека. А волонтеры им в этом немного помогли. Все участники выставки здоровы, привиты, стерилизованы. Отдаются бесплатно, но по договору! Поэтому при себе необходимо иметь паспорт. Адрес: ЦТИ «Фабрика», Переведеновский пер, д 18   . ..любовь покрывает все грехи (Прит. 10:12) Что делать: — Стать координатором акции на приходе или распространителем книги «Азы православного христианства» в Великую Субботу 15 апреля 2017 года . Организаторы: 15 апреля 2017 года в день Великой субботы в седьмой раз пройдет благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть».  В этом году издательство «Никея» подготовило для бесплатного распространения книгу «Азы православного христианства» .  В ней собрана необходимая информация о храме и богослужении, о таинствах и постах, о роли священника в жизни верующих. Акция проводится на территории храмов и монастырей Русской Православной Церкви. Ежегодно часть тиража книг направляется для передачи в тюрьмы, больницы и распространяется среди военнослужащих. Как принять участие: необходимо заполнить заявку и направить ее по электронной почте  pashvest@yandex.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/10-del-lyubvi-velikogo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010